Напишите сочинение рассуждение мысль формирует себя без утайки
Обновлено: 06.07.2024
Предлагаем цитаты о грамматике, а также 7 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
ГРАММАТИКА
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Виктора Драгунского.
Подтверждение этому находим в тексте Л. Воронковой.
Так, в предложении №18 (Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет.) для передачи основной проблемы, о которой будет размышлять автор, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной, сочинительной. Это позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Комментарий к цитате. В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте В. Железникова.
Так, в предложении № 39 (Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…) для передачи содержания используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и сочинительной. Кроме того, в предложение включены однородные члены. Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Комментарий к цитате. При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).
Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Алексея Гридина. Текст представляет собой внутренний монолог героя о собственных переживаниях по поводу найденного телефона. Так, например, предложение номер 7 (Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится. ) не закончено, в конце предложения стоит многоточие. Многоточие – показатель недоговоренности мысли. Так автор нам даёт понять, что в Леснеевском происходит борьба с собственной совестью.
На примерах нам удалось доказать, что права была Е.В. Джанжакова, утверждая, что в художественном тексте важны не только сами слова, но и то, как они сказаны.Не просто сказать, а сказать своеобразно о чем-либо помогают писателю художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности.
Комментарий к цитате. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
"Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются",– писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.
Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания "повинуются" мысли, нельзя не согласиться.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Льва Толстого.
Так, в предложении №1 (Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.) для передачи мысли, о которой будет размышлять автор, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи. Кроме того, предложение осложнено причастным оборотом, однородными определениями. Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Подтверждение этому находим в тексте Александра Крамера.
Комментарий к цитате. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.
Я согласна с высказыванием Л.В.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста…….
Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
Комментарий к цитате. Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.
Грамматика – это раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка. Данный раздел делится на морфологию и синтаксис. Морфология отвечает за изучение закономерностей правильного построения форм одного и того же слова. Синтаксис отвечает за изучение закономерностей правильного построения словосочетаний и предложений. Когда человек выражает мысли, собственные чувства и эмоции, ему недостаточно просто употребить необходимые слова. Чтобы выразить все особенности своего внутреннего мира, человек должен не только правильно, но и точно, лаконично и выразительно построить предложения. Умение ставить слово в нужную форму, умение правильно строить предложения тесно связаны с культурой речи. Человек, который умело пользуется языком, не нарушая грамматических норм, является человеком образованным и культурно просвещенным.
Стоит отметить, что почти у каждого имени существительного есть зависимые слова, которые дают более полную характеристику предмета. Наличие однородных дополнений вновь подчеркивает кругозор автора текста, его способность не нарушать грамматические нормы русского языка. Правильно подбирая формы слов и сочетая их между собой в словосочетаниях, правильно строя предложение и его части, автор текста не только демонстрирует свои лингвистические навыки, но и демонстрирует знание психологии человека.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что грамматика, включающая в себя морфологию и синтаксис, помогает автору высказывания, который правильно употребляет формы слова и правильно строит словосочетания, а также предложения внутри текста, демонстрировать свой кругозор и внутренний мир в целом.
Задание 9 № 8180
(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3)Давайте в Робинзона.
– (4)Нет. скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.
– (9)Ну, пожалуйста. отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.
– (10)Право, не хочется – скучно! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.
(12)Она была страшная плакса.
– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.
(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?
* Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий русский писатель и мыслитель..
Задания Д6 № 8023
А почему нельзя заменить на "раз уж?"
ну это же не стилистически нейтральный синоним.
1. Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Льва Толстого.
Так, в предложении №1 (Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.) для передачи мысли, о которой будет размышлять автор, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи. Кроме того, предложение осложнено причастным оборотом, однородными определениями. Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Автор даёт понять, что сам он к детским фантазиям относится весьма благосклонно, ведь если ребёнок растёт в атмосфере творчества, сказ-ки, то он учится радоваться жизни, воспринимать мир открыто, с доброй душой.
Острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут, но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Вот почему от того, как и в какие игры ребёнок играет, зависит многое — нельзя этого недооценивать.
Некоторым кажется, что счастье — это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь — и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование.
Автор даёт понять, что сам он к детским фантазиям относится весьма благосклонно, ведь если ребёнок растёт в атмосфере творчества, сказки, то он учится радоваться жизни, воспринимать мир открыто, с доброй душой.
Если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония, а это и есть счастье.
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
тезис не доказан,
дано рассуждение вне контекста задания,
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
Образец №1
Митькина Елена, 9А класс
Салтыков-Щедрин говорил, что мысль легко можно выразить с помощью синтаксиса и знаков препинания.
Это я попытаюсь раскрыть на примере текста Ю.А Школенко, в котором он поднимает проблему загрязнения Байкала.
Из этого можно сделать вывод, что при помощи синтаксиса (однородных членов, вводных слов) и пунктуации (восклицательных, вопросительных знаков) можно легко выразить любую мысль.
Образец №2
Пронина Анастасия, 9А класс
Нельзя не согласиться со словами Салтыкова-Щедрина: наша речь очень богата лексикой, различными выражениями, оригинальна своим синтаксическим строем.
Это я хочу доказать на примере текста Алексеева. Здесь автор повествует о том, как прелестны и красивы бабочки, как причудлив окрас их крыльев.
Образец №3
Падеров Данила, 9А класс
М.Е. Салтыков - Щедрин утверждает, что с помощью чувств, эмоций, настроения человек может передать свою мысль. При этом знаки препинания и синтаксис ей повинуются.
Именно это я попытаюсь доказать на примере текста В. Железникова. Автор рассказывает об открытии, сделанном главным героем, который нашёл для себя последнюю работу своего прадеда, а благодаря этой работе понял характер своей бабушки.
Своё отношение к “двойному открытию” и эмоциональный настрой писатель передал с помощью однородных членов предложения – слов, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Читаем в предложении 5: “Чудная, восхитительная бабушка Кошкина. ” Подобное можно встретить в предложении 43: “Говорят, они ей во всем подражали: они так же одевались, так же разговаривали, так же жили”.
Чтобы выделить мысли, привести слова в правильное соотношение и дать фразам лёгкость и правильное звучание, автор использует разнообразные знаки препинания. Знаки препинания помогают облегчить как зрительное, так и слуховое восприятие повествования, а также помогают выполнить интонационное оформление предложений. Так в предложениях 15, 16, 17, 18, 30, 31, 32 мы видим, как при помощи многоточий автор коротко и емко выражает отношение рассказчика к находке и показывает её значение для героя. А использование большого количества восклицательных знаков в передаче речи главного героя позволяет лучше представить его характер, его категоричность в хорошем смысле этого слова и его импульсивность. Это хорошо видно во 2, в 5 и некоторых других предложениях.
В данном отрывке Железников использует вводные слова, например, в предложениях 6, 9, 20, 31 и др. Данная синтаксическая конструкция выражает особый эмоциональный подъём героя, старого человека, его удивление, желание привлечь внимание к своему открытию. Писатель подобным образом приглашает читателя к разговору, пытается разделить с ним свою радость.
Таким образом, мы убедились, что при помощи однородных членов предложения, знаков препинания и вводных слов можно донести до читателя мысли и чувства автора. Значит, прав был Салтыков – Щедрин: “Для мысли не существует преград”
Образец №4
Агапова Дарья, 9А класс
Известный русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин утверждает, что правила синтаксиса и пунктуации помогают людям чётко и полно выражать свои мысли. Грамотно построенные предложения и поставленные в них знаки препинания позволяют более точно формулировать идеи.
Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.
Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1
ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс
Задание 15 № 7830
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами
Утверждение М.Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: автор художественного текста в выражении своих мыслей, передаче эмоций и образов обращается абсолютно ко всем доступным в русском языке средствам выразительности. Все в предложении служит цели воплощения авторского замысла. Примеры этого можно найти в рассказе В. Солоухина.
Эмоции, не дающие рассказчику покоя, можно увидеть и в использовании пунктуации. Восклицательный знак, завершающий предложение 55, передает не пропавшее желание мальчика отомстить за обиду, а вопросительный в предложении 56 указывает на его смущение, смятение, переломный момент в отношении к обидчику.
Я понимаю высказывание М.Е. Салтыкова-Щедрина следующим образом: для выражения своих мыслей, передачи эмоций и впечатлений человек использует все доступное ему разнообразие средств выразительности русской речи.
Великий русский писатель совершенно точно подметил" роль перечисленных им языковых единиц в изложении законченных мыслей.
Я понимаю это высказывание следующим образом: в русском языке богатство языковых средств открывает неограниченные возможности для передачи каких-либо суждений, умозаключений.
Примеры, подтверждающие данную мысль, находим и в тексте В. Солоухина.
Например, синтаксис участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение героев текста к действительности. Так, придаточное времени в сложноподчиненном предложении 14 помогает представить, каким сладостным виделось рассказчику осуществление мести, ведь мальчик считал, что Витька сознательно сделал ему больно. Однако прогулка по лесу примирила одноклассников, и восклицательный знак в предложении 62 подчеркивает убежденность рассказчика в том, что уж в следующий- то раз он не простит нанесенной обиды.
Приведенные примеры доказывают правоту русского писателя.
(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся живые.
(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.
(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.
(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь — и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами.
(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.
Читайте также: