Напишите сочинение образ учителя в произведениях распутина и айтматова

Обновлено: 05.07.2024

В. Распутин описывают свою героиню как очень воспитанную, умную, молодую девушку двадцати пяти лет, всегда замечающую мельчайшие изменения в жизни своих учеников. Это видно по ее поступкам: женщина всегда со всеми здоровается и внимательно осматривает их. У нее слегка прищуренные косые глаза, еле раскрывающаяся до конца улыбка и черные, коротко остриженные волосы. Ее походка мягковата, но выглядела уверенной и свободной, а по ее личику можно сразу понять характер учительницы.

Лидия Михайловна – не просто учительница, любящая свою профессию. Она, в первую очередь, очень добрая, терпеливая и милосердная девушка. Она была честна с другими, считала, что человеком не рождаются, а становятся, ценила в людях их целеустремленность и трудолюбие. Ее характер – смесь всех положительных качеств, которыми только может обладать человек.

Узнав, что ее ученик играет на деньги, учительница не скандалила и не осуждала ребенка. Она пыталась понять причину его действий. Когда Лидия Михайловна узнала о бедственном положении мальчика, она начала всеми силами ему помогать: подкармливала после уроков, звала к себе домой заниматься французским языком и даже предложила ему сыграть в азартные игры на деньги. Именно по этой причине ее уволили, но молодая француженка не жалеет о своем выборе. Даже после своего уезда девушка присылала ученику посылки с одеждой и продуктами питания. То, что сделала учительница по отношению к мальчику, достойно уважения, ведь не каждый способен на подобные героические поступки.

Лидия Михайловна для меня является примером для подражания. Она, рискнув своей жизнью, помогла выжить мальчишке в этом суровом тоскливом мире. К сожалению, в нашем современном мире очень редко встретишь такого искреннего, смелого, благородного человека.

2 вариант

Она догадывается, что ее ученик, приехавший из деревни, голодает. Чтобы помочь ему она назначает дополнительные вечерние занятия у себя на дому в вечерне время. И каждый раз после занятий она пытается накормить его ужином.

Лидия Михайловна молодая, возраст ее примерно до 30 лет. Она не блещет красотой, но внутренне она красива. Она не равнодушный и самоотверженный человек. Как педагог она талантлива, ей удается привить любовь к своему предмету даже у отстающих учеников.

Учительница уделяет большое внимание как учебному процессу так и внешкольной жизни своих учеников.

Она человек высоких моральных принципов и идет на нарушение субординации между педагогом и учеником. Узнав что ее ученик играет на деньги ей удается выспросить у него зачем это нужно. Когда она узнает что он выигрывает только один рубль и уходит, рубль нужен только чтобы купить молока, учительница понимает что ученик голодает. Тогда она решает помочь ему продуктами отправив посылку с продуктами в школу, но эта ее затея проваливается.

В один из приходов мальчика на занятия к ней домой, она убеждает что тоже играла в детстве монетами на деньги. Ученик соглашается попробовать сыграть с ней на деньги. Так проходит несколько недель. Каждый день после занятий они играют на деньги вместе. Каждый раз учительница поддается ученику давая выиграть ему.

Именно за этим занятием и застает их директор школы живущий по соседству с ней ее директор школы. Не будучи добрым и отзывчивым человеком, настоящим педагогом, принимает решение уволить с работы в школе Лидию Михайловну.

Лидия Михайловна уезжает работать на Родину на Кубань. Но даже в другой школе она помнит о своем ученике, высылая ему посылки с макаронами и яблоками. Учительница показана в рассказе как человек добрый , душевный, как профессиональный педагог по призванию, умеющий находить подход к ученику. Она талантливо заинтересовывает ученика и прививает любовь к своему предмету. Можно сказать, что Валентин Распутин показал в Лидии Михайловне образ настоящего учителя.

Образ учителя в рассказе Уроки французского

Несколько интересных сочинений

Один из босяков - Сатин - арестант, убийца и шулер. Константин Сатин был телеграфистом в молодости, попал в ночлежку после того, как вышел из тюрьмы.

Первые художественные произведения, с которыми мы знакомимся – сказки. Их читают и рассказывают родители, их первыми разбирают на уроках литературы в начальных классах.

Александр и отец Кати очень связаны между собой, это два положительных героя. Капитан Татаринов всегда был примером и идеалом для Александра. Он во всем смотрел на него. Когда Александр


Литература в разные эпохи, по–разному освещает тему учителя и учительства. Для нас важно определить формирование в национальных литературах современных представлений о роли учителя. В этом контексте изучение образа учителя представляется чрезвычайно плодотворным и значимым. Открывая для себя учителя в произведениях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова, мы, прежде всего, учимся каждый раз по-новому интерпретировать произведения, мы испытываем постоянное воздействие как самого произведения, так и художественных образов, независимо от изменения исторической ситуации, а это, в свою очередь, воспитывает художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.

К образу учителя Ч.Айтматов и Т.Каипбергенов обратились под влиянием великих русских образцов XIX–ХХ веков: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, М. Шолохова, а также среднеазиатских писателей С. Айни, С. Муканова и др. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и на нашу нравственность оказывают учителя. Во многих произведениях поднимается тема человека, который решил посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.

Анализ образа учителя в повестях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова позволяет выявить взгляд, позиции авторов на проблемы общения, воспитания, образования. Всем ходом произведений писатели взывают к пересмотру, переделке устаревших понятий в воспитании детей и взрослых, в образовании, во взаимоотношениях людей. Специфика образа учителя обусловлена тем, что в повестях, в личностях учителей Дюйшена и Менлимурата показана их духовно–просветительская, нравственная позиция, нежели обучение грамоте. Они — борцы за новые социальные преобразования в селе, с устаревшими общественными нормами, за новые человеческие взаимоотношения между людьми. Следует учитывать, что в 30-е годы, во время всеобщей ликвидации безграмотности, школы не ставили иных задач, кроме как обучения чтению и письму.

Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.

Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.

Исследователи давно заметили схожесть идейно — художественных задач повестей, сказавшихся в построении сюжета: оба учителя приезжают в дальний аул обучать местную детвору и встречают сопротивление окружающих, живущих по стереотипам феодализма, набирают учеников, открывают школы, учителя с учениками активно включаются в классовую борьбу. В образной системе — колоритные образы представителей социальных слоев, богачей и бедняков. Повествование ведется от имени подростков — 14 -летней Алтынай и 12- летнего Турдымурата. Эти и другие параллели, однако, не отменяют своеобразия подходов художников к решению избранных задач, и являются, по признанию исследователей, открытиями эпохи [8].

У Т. Каипбергенова название не несет такого глубокого осмысления, оно скорее вызвано простой человеческой благодарностью воспитанников учителю, изменившему взгляды, их жизнь навсегда. Повесть Т. Каипбергенова о детях и предназначена детям, она относится к детской прозе. Цель писателя — показать преимущества новой школы, новой жизни, подсказать детям верный путь развития.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, писатель, повесть, Литература, произведение, век, жизнь, какое значение, роль учителя, сельская глубинка.

Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия педагога оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д. В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы.

Целью нашей работы является анализ образа учителя в произведениях XX века.

Мы считаем, что на примерах учителей XX века стоит строить всю систему образования, утверждаем, что учитель, не зависимо от времени, от общественной ситуации всегда должен оставаться высоконравственной и милосердной личностью, должен быть творческим, с нестандартным мышлением, способным действовать в зависимости от ситуации. Постараемся в своей работе привести примеры настоящих учителей, как говорится, с большой буквы.

Образ учителя в произведениях XX века.

Сюжет произведения прост: Лидия Михайловна, учительница французского языка, почувствовав, что с учеником творится нехорошее, пришла к нему на помощь. Поняв, что открыто материальную поддержку мальчику она оказать не может, дабы не задеть его гордость, решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Затем об этом узнает администрация школы, и учителя увольняют, не разобравшись.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику (мальчик буквально голодал, потому начались проблемы с учебой), она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную профессиональную задачу.

В душе Лидия Михайловна – точно такой же ребенок, как и ее ученики, она старается понять и принять каждого, стать с ним на равных, а главное – она считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным:". Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. " [7]

События происходят в военные годы, однако историческое время отодвинуто на задний план, что дает сосредоточить свое внимание непосредственно на рисуемом образе учителя.

Харлампий Диогенович – очень интересный персонаж, у этого педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, хотя многим она кажется неподходящей, и в современном обществе скорее всего получила бы порицание.

В анализируемом рассказе ученики воспринимают шутки как маленькое наказание, которое они заслужили, а не как оскорбление их личности. Для них такое обращение, доброе, но слегка насмешливое, является нормой, а Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину, что говорит о его профессионализме.

Итак, проанализировав в соответствии с нашими целями и задачами образ учителя в произведениях В.Г. Распутина и Ф. Искандера, мы пришли к следующим выводам:

Безусловно учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине. Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и главное полюбить французский язык; в классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью своей методики учитель добился почти стопроцентного выполнения домашнего задания, а следовательно повысил качество знаний.

Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую беду, поддержать в трудный момент. Это человек, для которого моральные ценности превыше всего, а главное превыше собственных интересов. Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, ненавязчиво оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко. Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет безболезненно затронуть струны человеческой души, и сыграть на этом ради пользы ученику.

Преподаватель способен нестандартно мыслить, порой становясь на одну ступень со своим учеником, отходить от излишней строгости, становясь не учителем, но наставником. Лидия Михайловна пошла на нарушение профессиональной этики, решилась на игру на деньги, дабы в такой форме оказать материальную поддержку ученику, действия Харлампия Диогеновича сейчас некоторые возможно также сочтут непрофессиональными, однако он никогда не задел чужой гордости, не нанес оскорбления, а лишь сумел призвать к собственной совести с помощью иронии.

Учитель XX века безусловно пользуется уважением и признанием со стороны своих подопечных. Ни один ученик никогда не воспринимал действия своего педагога как неправильные, и по прошествии многих лет учитель – это нечто светлое, что остается в воспоминаниях из детства.

Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века. Это герои, несущие свет, доброту, милосердие, заставляющие переосмысливать свои действия, люди, оказывающие поддержку.

Мы доказали верность гипотезы, что настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и для ее решения нам нужно чаще обращаться к нашему литературному наследию, к примерам настоящих Учителей, ведь от того, каким будет преподаватель и его общение с учениками, зависит будущее нашего общества.

Считаем, что наша работа имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список использованной литературы

[4] Здесь и далее по В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. С. 26

В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов ставит перед собой задачу большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны. Ч. Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове.
Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел.
Куркуреу — аил небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аилах. Для них
советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. “В ней вся сила”,— говорят аильчане. Дюйшен страстно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.
Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: “Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали”. Это значит, Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером для молодежи.
Алтынай и Толгонай, Танабай из “Прощай, Гульсары! ” — это поколение, выросшее под прямым влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачного прошлого к энергичному будущему. Герои мечтают о будущем, и тут вдруг трагедия войны. На страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и городах.
Шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как они наследники Дюйшена.
Художественное и воспитательное значение творчества Чингиза Айтматова непреходяще, так как в нем органически связаны думы о Родине, разных поколениях, о непрерывающейся связи времен.

Читайте также: