Написать сочинение рассуждение разве подобает царю если его бьют по щеке подставлять другую

Обновлено: 03.07.2024

Одна из христианских мудростей. Источником фразы является Евангелие от Матфея ( Библия ), где в главе 5, строка 39 сказано:

"А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую".

Сам посыл, что в случае если тебя ударили по правой щеке, то не защищайся, а подставь и левую, кажется излишним, если его толковать буквально. Но, видимо, эти слова нужно толковать не буквально, а в значении — не отвечай злом на зло. Во всяком случае, такой вывод может быть сделан из контекста всего того, что сказано в Евангелие от Матфея в этом эпизоде:

"38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

✍ Примеры

"Возвращенная молодость" (1933 г.):

"Нет, автор рассказал эту маленькую историйку вовсе не в христианском смысле и не с проповедью христианской морали — дескать, отойди от зла и, дескать, если тебя ударили по морде, то подставь еще что-нибудь подобное для удара."

"— И-и, касатка, — говорила она, ложась на сене рядом с Марьей, — слезами горю не поможешь! Терпи и все тут. В писании сказано: аще кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую. "

"Первая заповедь учения: люби Бога, создавшего тебя. Благословляйте проклинающих вас; молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что — то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и язычники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов. Берегитесь телесных и мирских побуждений. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмет у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. Если кто взял у тебя твое, не возворачивай назад, потому что этого нельзя делать. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что Отец хочет, чтобы у каждого было то свое, которое Он дал всем людям. Блажен тот, кто по заповеди дает: тот прав; но горе тому, кто берет, потому что прав только тот, кто берет по нужде; тот же, кто берет без нужды, должен дать отчет, почему и для чего он взял. Кто пойман в сети Маммона, тот будет мучим за то, что Он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: пусть милосердие твое выходит потом из рук твоих, покуда ты еще и не знаешь, кому ты дашь."

"Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть II, глава XXXIII:

"Но дочь ничего ей не отвечала; она только думала в душе, что нельзя говорить об излишестве в деле христианства. Какое же может быть излишество в следовании учению, в котором велено подставить другую щеку, когда ударят по одной, и отдать рубашку, когда снимают кафтан?"

Часть IV, глава XVII, Каренин говорит жене, которая умирает после родов:

"Я простил совершенно. Я хочу подставить другую щеку, я хочу отдать рубаху, когда у меня берут кафтан, и молю бога только о том, чтоб он не отнял у меня счастья прощения!"

"Ответить добрым словом на злое, оказать услугу за обиду, подставить другую щеку, когда ударили по одной, есть верное и всегда для всех доступное средство укрощения злобы"

"Воскресение" (1889 – 1899 гг.), ч. 3, гл. 26:

"Скажите им, что по закону Христа надо сделать прямо обратное: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, - сказал англичанин, жестом как будто подставляя свою щеку."

"Вон как. вон как у нас. солдат его по одной щеке ударил, а он еще другую готов подставить"

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько "непонятных" и "противоречащих" здравому смыслу мест. Новая рубрика нашего журнала -"Мир Библии" - посвящена их православному толкованию.

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше - всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

В библейской традиции удар по щеке - это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу - личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Христианство говорит, что заповеди Христа - это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании - это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства - спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

В детстве, как и любой мальчишка я дрался, но тогда думал, что чем сильнее разозлюсь, тем буду более яростнее, но эта ярость сковывала движения и затмевала взгляд. В итоге чаще всего я проигрывал и думал, что просто слишком слабо разозлился. Из-за этого у меня стали появляться мысли, что я слишком добрый и неагрессивный. И эти мысли меня действительно смягчили. Шло время, и я начал считать себя бесконфликтным человеком. Не ввязывался в ненужные обсуждения, не делал необдуманных поступков и старался не посещать злачные места. Первое время в армии я сохранял свой позитивный настрой, пока не попал в первую конфликтную ситуацию.

Был и другой случай, где эмоции оказали не самую лучшую поддержку. Мы, я и друг детства, поехали зимой в другой город на концерт любимой группы. Послушали, выпили и пошли обратно в отель, но по дороге между нами завязалась словесная перепалка. И опять — что-то щелкнуло и потемнело в глазах. Открываю глаза — я сверху бью его по лицу… Закрываю. Чувствую сильный удар. Открываю — я падаю на образовавшийся лед около дороги и пробиваю его своей спиной. Не успеваю закрыться и получаю еще один удар в голову. Но не растерявшись, отталкиваю его, а сам вскакиваю на ноги. Он что-то начинает говорить. Я протираю заслезившиеся глаза и от бури эмоций говорю ему очень обидные слова. Он разворачивается и с головы бьет меня по носу. Я падаю и теряю сознание.

Жуткий холод был в ту ночь, а я был одет в тонкую осенью куртку. Не знаю сколько я пролежал без сознания, но промерз ужасно. Пытаюсь встать — не получается. Смотрю на куртку — она вся мокрая в грязи и крови. Кряхтя, через силу поднимаюсь, но опять падаю. Мимо проходят люди и обходят стороной, показывая свою неприязнь. Отчаявшись, я опустил голову в грязный снег, сжал глаза и попытался заплакать. В этот момент почувствовал, что кто-то толкает меня в плечо. Скрипнув зубами из-за грязи, которая попала в рот, я поднял голову. Передо мной стояли парень кавказской внешности и его девушка:

— Нужна помощь? — спросил он

— Да, вот… попал под горячую руку — с улыбкой сказал я, вытирая кулаком слезы

— Подожди, сейчас машину тебе найду

Ни один русский мне не помог! А помощь пришла от человека, национальность которого мне была не очень приятна. Меньше нужно смотреть телевизор и верить тому, что там говорят. Только спустя годы, начав заниматься боевыми искусствами, я написал в своем кодексе чести первый постулат:

Каждый человек достоин уважения, а враг вдвойне. Тот, кто позволяет думать о человеке плохо, показывает неуважение к себе. Мы видим в людях только себя, свои качества и поступки. При этом всегда необходимо сохранять спокойствие, осознанность и бдительность. От любого необдуманного шага зависит ваша жизнь. Но относитесь с благодарностью ко всему, что происходит в вашей жизни. Любые произошедшие события являются следствием наших мыслей, действий и отношением к окружающим. Виноватых нет.

Так, стоп! Я же вам не рассказал с самого начала, как я пришел к созданию кодекса чести современного человека и вам наверняка это интересно? Сейчас я вам все подробно расскажу!

Эта фраза действительно есть в Библии — в Нагорной проведи

Итак, такие слова в Священном Писании действительно есть. Причём исходят они не от простого библейского автора, а от самого Христа. Произнёс эту фразу Спаситель в известной Нагорной проповеди. Познакомимся с контекстом:

Казалось бы, всё однозначно: позволяй врагам делать с тобой всё, что хочешь, лишь бы сам зла не причинял. Это очень хорошо согласуется с обещанием Всевышнего самостоятельно покарать грешников:

Стало быть, терпим? Нет далеко не всё так однозначно, и парой взятых из Священного Писания цитат этот вопрос не исчерпать.

Иисус Христос не говорит прямо, а использовал образ для иллюстрации глубокой идеи

На чём же Спаситель делает акцент? На отмене старого иудейского принципа — око за око. Вот, оказывается в чём суть фразы. Ну, даже если и так, то ведь это никак не избавляет нас от поучения подставлять другую щёку.

Эту фразу произнёс Христос в Нагорной проповеди

Эту фразу произнёс Христос в Нагорной проповеди

Конечно, нет. Но в то же время нужно вспомнить, как всегда Иисус Христос общался с людьми — через притчи. Он всегда пытался ввести какую-то аллегорию и через неё подать важную идею, таковых немало:

  1. Свет миру.
  2. Ловцы душ человеческих.
  3. Виноградари.
  4. Блудный сын.

Если внимательно перечитать Евангелие, станет ясно, что Спаситель почти ничего не говорит прямо. Соответственно, вводя в речь образ двух щёк, Он тоже говорит вовсе не о драке.

Слепое следование этому наставлению приведёт к ужасающему результату

Буквальная интерпретация способна привести нас к ужасающим выводам, например:

  1. Унизительная беззащитность. Человек подставляет левую щёку вместо правой, потом шею вместо другой щеки. Даёт всем над собой насмехаться, прощается с последней из своих вещей по первому требованию кого-то понаглее. Это уничижённое и жалкое существование.
  2. Бездумный формализм. Правоверный христианин позволяет ударить себя по одной щеке, потом, по всем правилам, подставляет другую, а после, выполнив требование Писания, наминает бока противнику.

Ни тот ни другой подход не хранит в себе возвышенный дух христианства. Оба случая никак неприложимы к учению Христа.

Понятно, что драка — это проиллюстрированное зло. Это способ сказать доступно для любой аудитории. Но что же подразумевал Спаситель?

Удар по щеке — это не прямой удар, а оскорбление или подлость, на неё нельзя отвечать тем же

Очень многое нам прояснит визуализация. На секунду представим то, что говорит Иисус Христос. Вот, человека бьют по правой щеке. Ничего здесь не настораживает?

Это не просто заметить, но всё же, если напрячься, то становится ясно: люди обычно бьют в левую щёку, так как большинство из нас правши, а потому первое своё действие они совершают ведущей рукой.

Апостол Пётр заступается за Христа во время Его ареста

Апостол Пётр заступается за Христа во время Его ареста

Удар тыльной стороной руки — это присущая иудейскому миру иллюстрация оскорбления, причём личного. Соответственно, отсюда можно сделать вывод: если оскорбили лично тебя, то не отвечай подлостью на подлость, не используй эти грязные методы твоего врага.

Конечно, это лишь версия, одна из интерпретаций. Но она открывает христианам, что есть более глубокие пласты учения Христа, и они не связаны с тем, чтобы терпеть чужие нападки.

Впрочем, нужно признать, что далеко не в каждом Евангелии есть деталь про правую и левую щёки.

Библия призывает не бездействовать, а, когда надо, защищать то, что любишь

И всё же это всё — лишь интерпретация. Откуда нам знать, подразумевал ли Иисус Христос нечто столь глубокое, либо за Ним просто не так записали, не задумываясь об особенностях использования рук в поединках.

Потому эта версия нуждается в прочном фундаменте. Вот если бы Священное Писание демонстрировало нам возможность праведника постоять за себя или кого-то ещё, это было бы уже другое дело.

К счастью, такие ситуации в Библии описаны. Например, известный эпизод, где Христос силой изгоняет торговцев из храма:

Но тут можно возразить, мол, Спаситель — это Бог, в Его руках суд праведный. А кто сказал, что христианин может сам применять силу во праведное дело? Может! Об этом нам говорит Священное Писание:

Так что из любви можно рисковать даже жизнью. Но ведь это за других, не так ли? А если за себя, то бездействовать? Ни в коем случае. Священное Писание учит нас тому, что нет разницы между любви к себе и к ближним:

И сразу уместен вопрос — а кто есть этот ближний? И снова у Христа находится ответ — в притче про доброго самаритянина. Там Иисус Христос ясно показывает, что ближним человеку может быть кто угодно.

К какому же выводу приводит нас это рассуждение? Пожалуй, к нескольким:

  1. Не следует отвечать на зло таким же злом.
  2. Но защищать то, что ты любишь, нужно.

При этом важно не путать защиту и нападение. Христианство много раз демонстрировало, что даже без ответа на зло злом можно выйти победителем. Хороший пример — биография отца Алипия (Воронова), который защищал монастырь от советских властей при помощи смекалки, а не какого-нибудь вооружённого противостояния.

Поэтому чем более гибким будет метод защиты, тем лучше. Но здесь каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Так что никакого зла, и никакого равнодушия!

Боевых искусств это наставление не касается

Иногда в шутку, иногда серьёзно спортсмены интересуются, как им быть. Скажем, разве боксёр сможет состояться в своей деятельности, если будет подставлять щёки? Конечно, нет.

Мы всё же должны понимать, что заповеди относятся к жизни в миру, а спорт или искусство — это уже другие реальности, где есть свои условности, и в них нет того эмоционального и греховного элемента, который есть в реальных жизненных ситуациях.

Поэтому драка на ринге — это не драка, а спорт, поцелуй в кино — не блуд, а способ передать зрителю замысел сценариста. Так что подобные вопросы — о театре, о спорте и т.д. — вообще никак не соприкасаются с реальной жизнью, пока служат своим целям.

Толкователи по-разному объясняют смысл фразы

Эта фраза по-разному трактуется разными выдающимися умами. Например, широко известны размышления на этот счёт Льва Толстого, хотя православная Церковь не во всём с ним согласна.

А вот Иоанн Златоуст понимал выражение прямо — не будешь отвечать на обиды, тебя не будут обижать:


Читайте также: