Написать мини сочинение на свободную тему 10 предложений сделать синтаксический анализ

Обновлено: 01.06.2024

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Узнаем, как пра­виль­но выпол­нить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия в нём одной или двух и более грам­ма­ти­че­ских основ. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют син­так­си­че­ский раз­бор про­сто­го и слож­но­го предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

    (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:


Когда вы слышите, что я – гражданин России, это значит, что я родился и живу в этой стране, что люблю и уважаю свою родину. Я искренне рад тому, что мне повезло появиться на свет именно здесь. Российская Федерация – великое и могучее государство, занимающее шестую часть суши.

Сочинение-репортаж

"Письмо солдату" - сочинение

Здравствуй, солдат! Пишу тебе, чтобы сказать спасибо за то, что ты отдал за нас свою жизнь, за то, что ты, принеся эту жертву, вырвал из лап неприятеля нашу страну, наш мир.

Сочинение про животных

С самого детства я люблю животных. Я интересуюсь ими, смотрю документальные передачи и читаю книги. Мне очень нравится дикая жизнь саванн. Они полны необыкновенно красивых и мощных животных, таких как: лев, гепард, жираф, зебра, буйвол. Их можно перечислять очень долго. Несмотря на не очень богатую растительность саванн, в них все равно обитает множество животных.

Волшебная сказка собственного сочинения

Жила-была девочка, ее звали Маша. Она хорошо училась в школе, слушалась маму и старалась помогать ей по дому.

Однажды Маша шла из школы домой и увидела, как соседские мальчишки обижают щенка: стреляют в него из рогатки и кидают камнями. Щенок был весь грязный и худой, никто не захотел бы взять такого к себе. Но девочке стало жаль его. Она подошла к мальчишкам и решительно заявила:

"Легко ли быть молодым?" - сочинение-рассуждение

Молодость – это, бесспорно, лучшее время в жизни. Каждый пожилой человек вспоминает свою молодость с улыбкой и ностальгией. Я думаю, не найдется такого человека преклонного возраста, который откажется хотя бы ненадолго снова стать молодым. К сожалению, это невозможно.

Сочинение про маму

"Школа будущего" - сочинение

Если говорить о школе будущего, то нужно определить насколько это будет далекое будущее. Думаю, что в ближайшие несколько лет вряд ли что-нибудь существенно изменится. Но вот лет через пятьдесят школа может выглядеть так: новое здание из экологически чистых материалов, полностью на автономном тепло и энергообеспечении (благодаря использованию солнечных и ветряных батарей).

"Никто не забыт, ничто не забыто" - сочинение-рассуждение

Эта фраза очень важна для нашего народа. Да и как можно забыть события тех страшных лет? На протяжении долгих четырех лет нашу страну разрывала страшная война, гибли миллионы людей, проливались реки крови и слез. Тысячи тысяч судеб были сломаны, семьи разрушены, дети оставались сиротами, а жены вдовами.

"Моя любимая музыка" - сочинение

Музыка в современном мире присутствует повсеместно. Вокруг так много разных музыкальных стилей: поп музыка, рэп, альтернативная, рок, диско, техно, драм-энд-бэйс и, конечно же, бессмертная классика. Разным людям в зависимости от вкусов и предпочтений нравится разная музыка.

Сочинение на тему "Волшебное слово"

"Моя малая Родина" - сочинение

Общеизвестно, что Россия – многонациональное государство, в котором нашлось место для разных культур.

Каждый человек вне зависимости от того, в какой стране он живёт, помнит и любит свою малую родину - место, где он появился на свет, рос, где живут его близкие. Любовь к этому месту в сердце человека поселяется навсегда.

Сочинение на тему "Свободное время"

Свободное время – это время, которое каждый человек может потратить на своё усмотрение. Время, не занятое важными делами или обязанностями. Время, необходимое нам для отдыха, для размышлений, для занятия любимым делом, например хобби. О нём мечтают все. Оно является самым ценным ресурсом в мире, ведь именно в это время человек занимается тем, чем хочет, а это и есть свобода.

"Добро и зло" - сочинение-рассуждение

Сочинение "Я хочу стать врачом"

Однажды мама спросила меня, кем я хочу стать, когда вырасту? Этот вопрос заставил меня задуматься, ведь никогда раньше я не думал о том, какую профессию выберу в будущем. Я долго думал, сначала решил, что буду полицейским, потом захотел быть пожарным, позже подумал, что лучше быть архитектором. Но потом мне в голову пришла мысль о том, что самая важная и полезная профессия – это врач.

Читайте также: