Найди спп в котором придаточное изъяснительное присоединяется при помощи союза написавшие сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Вопрос № 1. Укажите место придаточного по отношению к главному:
А) после главного предложения
Б) в середине предложения
В) перед главным
Г) любая позиция по отношению к главному
Вопрос № 2. Найдите и подчеркните предложение, соответствующее схеме [. (что). ]
А) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
Б) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники.
В) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
Г) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
Вопрос № 3. Укажите СПП с придаточным изъяснительным
А) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
Б) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
В) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
Г) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.

Вопрос № 4. Подчеркните предложение, где придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении СОЮЗА.

Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
Никто не знал, откуда появилась эта девушка.

Вопрос № 5 Найдите и подчеркните предложение с придаточным изъяснительным. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Когда солнце прощается с летом краски памяти так пестры.
И если по законам братства с природой человеку жить тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
Он верил что душа родная соединиться с ним должна.

Вопрос № 6
Расставьте запятые в предложениях. Определите предложениЯ с придаточнЫМИ изъяснительнымИ. Может быть несколько.

И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
А кругом куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
Каждый человек должен заботиться, о том чтобы привести свои дела в порядок.
Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.

Вопрос № 7. Укажите СПП с определительными придаточными:

Вопрос № 8. Какое предложение соответствует схеме: [ Существительное ( союзное слово ) ]. Расставьте знаки препинания в схеме и в предложениях ниже. Подчеркните предложениЯ с придаточнЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ.

Он дал слово что никогда больше так не поступит.
Слово что прозвучало вслед показалось мне оскорбительным.
Слова эти сказал он когда мы прощались.
Мне нравятся люди которым небезразлична жизнь страны.

Вопрос № 9 В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.
1,2
1,3,4
1,4
2,4

Вопрос № 10 В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Персонажи ранних рассказов Чехова (1) ёмкие образы (2) которых (3) выстроены автором посредством ряда ярких художественных деталей (4) одновременно и реалистичны, и карикатурны.
1,3
1,3,4
1.4
2,3,4

Вопрос № 1. Укажите место придаточного по отношению к главному:
Г) любая позиция по отношению к главному
Вопрос № 2. Найдите и подчеркните предложение, соответствующее схеме [. (что). ]
В) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.

Вопрос № 3. Укажите СПП с придаточным изъяснительным

В) Он сообщил, что возвращается экспедиция.

Вопрос № 4. Подчеркните предложение, где придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении СОЮЗА.

Никита при жизни отца не знал, любит ли его.

Вопрос № 5 Найдите и подчеркните предложение с придаточным изъяснительным. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Когда солнце прощается с летом краски памяти так пестры.
И если по законам братства с природой человеку жить тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
Он верил что душа родная соединиться с ним должна.

Вопрос № 6
Расставьте запятые в предложениях. Определите предложениЯ с придаточнЫМИ изъяснительнымИ. Может быть несколько.

Каждый человек должен заботиться, о том чтобы привести свои дела в порядок.
Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.

Вопрос № 7. Укажите СПП с определительными придаточными:

Вопрос № 8. Какое предложение соответствует схеме: [ Существительное ( союзное слово ) ]. Расставьте знаки препинания в схеме и в предложениях ниже. Подчеркните предложениЯ с придаточнЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ.

Он дал слово, что никогда больше так не поступит.
Слово, что прозвучало вслед, показалось мне оскорбительным.
Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны.

Вопрос № 9 В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.

Вопрос № 10 В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Персонажи ранних рассказов Чехова (1) ёмкие образы (2) которых (3) выстроены автором посредством ряда ярких художественных деталей (4) одновременно и реалистичны, и карикатурны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

__ придаточные изъяснительные всегда стоят только после главной части предложения.

Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном изъяснительном.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

К глаголам с каким значением могут присоединяться придаточные изъяснительные?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) к глаголам со значением мысли

2) к глаголам со значением чувства

3) к глаголам со значением движения

4) к глаголам со значением речи

5) к глаголам со значением восприятия

Выберите предложение с придаточным изъяснительным.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Узы, что сковывали его два года, вдруг исчезли.

2) Сказано тебе, что инструкции должны выполняться точно!

3) Не возьму в толк, к чему все эти бюрократические проволочки.

4) Тут только мы рассмотрели, что скрывалось в темноте.

Выберите предложение с придаточным изъяснительным.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Каждому нужно иметь угол, куда ты при необходимости уходишь поплакать.

2) Он сам временами не представлял, куда ведет его дорога.

3) Кирюшу как магнитом тянуло туда, куда снижались, грозно завывая моторами, самолеты.

4) Это то самое место, куда мы с сестрой посадили цветы весной.

Найдите предложения, в которых придаточное изъяснительное присоединяется к главной части при помощи союзных слов.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Лектор довольно резко спросил у оппонента, что тот имеет в виду.

2) Нам и в страшных снах не снилось, какой финал будет у всей этой истории.

3) Аркадий Александрович сказал, что вы можете воспользоваться его лабораторией.

4) Кто знает, сколько людей на самом деле погибло во время войны.

Выберите СПП, в которых главная часть присоединяется к придаточной при помощи союза.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Расскажите нам, успели ли вы увидеть Байкал?

2) По нашему городу прошли слухи, будто на окраине собираются строить новый супермаркет.

3) Мне непременно нужно, чтобы вы были на платформе точно в указанное время.

4) Я так и не придумал, что скажу в своей поздравительной речи.

Выберите CПП с придаточным изъяснительным.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Нора, откуда доносилось отрывистое тявканье, оказалась под сосной.

2) За холмом была деревня, откуда лисы частенько таскали добычу.

3) Охотники не понимали, откуда идет насмешливый вой.

4) Собаки уже неслись туда, откуда шел запах лисицы.

Посмотрите на предложение. Выберите его верную характеристику.

Я решительно не понимаю, почему из картинной галереи убрали мой любимый пейзаж.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) CПП с придаточным изъяснительным

2) CПП с другим видом придаточных

3) присоединяется при помощи союза

4) присоединяется при помощи союзного слова

Прочитайте предложение, в котором придаточное изъяснительное стоит перед главной частью.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

  • придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному предложению как при помощи союзов, так и при помощи союзных слов
  • придаточные изъяснительные обычно относятся к существительному в главной части предложения
  • придаточные изъяснительные отвечают на вопросы, которые обычно характерны для дополнения
  • придаточные изъяснительные всегда стоят только после главной части предложения.
Вопрос 2

Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном изъяснительном.

Вопрос 3

К глаголам с каким значением могут присоединяться придаточные изъяснительные?

  • к глаголам со значением мысли
  • к глаголам со значением чувства
  • к глаголам со значением движения
  • к глаголам со значением речи
  • к глаголам со значением восприятия
Вопрос 4

Выберите предложение с придаточным изъяснительным.

  • Узы, что сковывали его два года, вдруг исчезли.
  • Сказано тебе, что инструкции должны выполняться точно!
  • Не возьму в толк, к чему все эти бюрократические проволочки.
  • Тут только мы рассмотрели, что скрывалось в темноте.
Вопрос 5

Выберите предложение с придаточным изъяснительным.

  • Каждому нужно иметь угол, куда ты при необходимости уходишь поплакать.
  • Он сам временами не представлял, куда ведёт его дорога.
  • Кирюшу как магнитом тянуло туда, куда снижались, грозно завывая моторами, самолёты.
  • Это то самое место, куда мы с сестрой посадили цветы весной.
Вопрос 6

Найдите предложения, в которых придаточное изъяснительное присоединяется к главной части при помощи союзных слов.

  • 1) Лектор довольно резко спросил у оппонента, что тот имеет в виду.
  • Нам и в страшных снах не снилось, какой финал будет у всей этой истории.
  • Аркадий Александрович сказал, что вы можете воспользоваться его лабораторией.
  • Кто знает, сколько людей на самом деле погибло во время войны.
Вопрос 7

Выберите СПП, в которых главная часть присоединяется к придаточной при помощи союза.

  • Расскажите нам, успели ли вы увидеть Байкал?
  • По нашему городу прошли слухи, будто на окраине собираются строить новый супермаркет.
  • Мне непременно нужно, чтобы вы были на платформе точно в указанное время.
  • Я так и не придумал, что скажу в своей поздравительной речи.
Вопрос 8

Выберите CПП с придаточным изъяснительным.

  • Нора, откуда доносилось отрывистое тявканье, оказалась под сосной.
  • За холмом была деревня, откуда лисы частенько таскали добычу.
  • Охотники не понимали, откуда идёт насмешливый вой.
  • Собаки уже неслись туда, откуда шёл запах лисицы.
Вопрос 9

Посмотрите на предложение. Выберите его верную характеристику.

Я решительно не понимаю, почему из картинной галереи убрали мой любимый пейзаж.

  • CПП с придаточным изъяснительным
  • CПП с другим видом придаточных
  • присоединяется при помощи союза
  • присоединяется при помощи союзного слова
Вопрос 10

Прочитайте предложение, в котором придаточное изъяснительное стоит перед главной частью.

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мое пред­ло­же­ние, кото­рые пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в глав­ной части и отве­ча­ют на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, если выяс­ним, что в неко­то­рых слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное изъяснительное

Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Хозяйка, хло­по­чу­щая у печи, не слы­ша­ла, как поза­ди чуть скрип­ну­ла дверь.

Хозяйка не слышала…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состояния:

  • гово­рить, ска­зать, сооб­щить, воз­ра­зить, объ­явить, про­сить, отвечать;
  • пони­мать, думать, пред­по­ла­гать, при­ду­мать, решать, заду­мать, размышлять;
  • видеть, слы­шать, заме­чать, смот­реть, чувствовать;
  • радо­вать­ся, сер­дить­ся, горе­вать, печа­лить­ся, оби­деть­ся, расстроиться;
  • надо, вид­но, жаль, стран­но, уди­ви­тель­но, совест­но, извест­но, понят­но, важ­но, хорошо.

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, например:

За рабо­той мы не заме­ча­ли (чего?), как быст­ро про­шло время.

Я с инте­ре­сом читаю Чехова и удив­ля­юсь (чему?), как писа­тель всё лако­нич­но, про­сто и с юмо­ром всё изложил.

Даже сквозь сте­ны слыш­но (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы сто­им на вер­шине горы и отту­да любу­ем­ся (чем?), как в лазур­ном зали­ве плы­вут белые парусники.

Временами я совсем забы­вал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, например:

Всё-таки мне сле­ду­ет поду­мать о том (о чём?), что­бы не заблу­дить­ся в этом мало­зна­ко­мом лесу.

Мне доста­точ­но было того, что я узнал эту новость от вас.

Схематично пред­ста­вим это в виде записи:

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Читайте также: