Наденька так вы меня любите спросил я сочинение егэ

Обновлено: 06.07.2024

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает текст для комплексного анализа. Ученики должны найти ключевые слова.

ВложениеРазмер
klyuchevye_slova.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему :

(элективный курс, подготовка к ЕГЭ).

Выполнила:учитель русского языка и литературы

Конспект урока. Ключевые слова текста.

Тема: Работа с ключевыми словами в ходе комплексного анализа текста.

Цели: 1) Научить детей найти ключевых слов в тексте.

2)Умение уч-ся определить роль ключевых слов в тексте.

3) Воспитание интереса к изучению данного материала.

Тип урока - элективный курс.

1.Объявление темы и цели урока.

2.Формирование новых ЗУН уч-ся.

1.Вступительное слово учителя. Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает текст для комплексного анализа. Ученики должны найти ключевые слова.

-Наденька ,так вы меня любите? -спросил я.

-Люблю ,конечно, люблю,- ответила Надя.

Я влетел в рощу и, хмеля от бега и восторга, упал на зеленую душистую траву Ах, какое это счастье .Ах, какое счастье –любит и быть любимым, какое счастье!.

Сочинение-рассуждение, которое учитель читает ребятам в качестве образца интерпретации прочитанного текста:

-Каждый ли человек умеет любить?

-Что такое настоящая любовь?

-Каким должен быть человек, который любит?

Но мы привыкли читать о любви произведения лирические, серьезные, исповедальные. А данный текст является юмористическим по своему характеру.

К постижению важных истин автор ведет читателя от противоположного .

В основе юмористического текста лежит идея несоответствия: любовь окрыляет человека ,у него вырастают крылья , он становится лучше ,добрее, радость позволяет ему творить, созидать .А в данном тексте Котлярский повествует о череде разрушений.

Динамизм разрушения автору позволяет показать ряды однородных сказуемых(подпрыгнул, выскочил, налетел, пробежался).Он намеренно использует экспрессивную разговорную лексику(ослеп, бандит, хулиган ,кретины).

Автор подчеркивает, что у влюбленного отсутствует диалог с окружающими: он не видит их(пронесся мимо уборщицы ,даже не повернул головы, к малышам, не удостоил хозяйку кошелки даже взгляда.).

Текст Ю.Котлярского отличается стройностью, логичностью: каждый абзац- повествование об очередной обиде, наносимой людям, завершается эпифорой(все мои мысли были о Наденьке).

И еще один важный прием использует автор- антитезу. Настает момент ,когда, так же динамично агрессия обрушивается и на него. Вновь ряды однородных членов ,вновь риторические восклицания.

Весь текст пронизывает авторская ирония. Экспрессивная лексика позволяет четко определить авторское отношение к подобному поведению.(обезумевшие от счастья, стада румяных молодых людей).

Ю.Котлярский удачно реализовал свой замысел :каждый кто не замечает других, может и сам оказаться незамеченным. Как аукнется , так и откликнется .Человек не должен уподобляться животному, быть безумцем. Любовь-это добро.

Реальный мир Мир мечты

Темные храмы Прекрасная Дама

В тени у высокой колонны. Озаренный

Дрожу от скрипа дверей улыбки, сказки и сны.

Мерцанье красных лампад Святая, ласковые свечи

Хорошо провести творческую работу. Ответы на вопросы учителя:

- Можно ли содержание стихотворения представить в рисунке.?

-Что вы могли изобразить?

Выслушав ребят, показать им творческую работу, выполненную в виде иллюстрации к стихотворению. Посмотрев на нее ,легко представить два мира, смысл их противопоставления ,легче понять мировоззрение символистов, А Блока в частности.

Следующий вариант работы с ключевыми словами . В качестве эпиграфа к творчеству Ф.И.Тютчева можно взять строки поэта:

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые,

Душа готова ,как Мария,

К ногам Христа прильнуть.

В конце урока еще раз обращаемся к этому эпиграфу . Строки станут более близкими и понятными.

«Как !. Не почитать церковь Божию!. Прочь ,хамово племя!.

В словах бедного дворянина значимы слова: церковь, Бог, собаки. То есть можно сказать, что антитеза в данной главе очень важна:

Несправедливый суд Божья церковь

Члены суда как хамово племя Суд Божий.

Члены суда уподобляются злым собакам Суд по совести

Главный закон -угодить богатому Суд справедливый

Совесть спит Суд по совести

Таким образом можно представить некоторые формы работы с ключевыми словами.

2.Д/з(найти отрывок из любого художественного текста и работать по нахождению ключевых слов.)

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье – любить и быть любимым, какое счастье!

Да, в любви, в радости все мы немного эгоисты. У вас счастливая любовь, вы готовы летать на крыльях, но не замечаете, что мама чем-то огорчена, у неё почему-то грустные глаза, что чем-то озабочен отец, что плачет ваша младшая сестрёнка. Ах, какие это пустяки, я-то счастлива. А вот наоборот, вас постигло разочарование в любви, и всё вокруг окрашивается в тёмные тона, все окружающие злые, противные, ничего не понимают! Вот он, эгоизм любви.

Любовь – прекрасное чувство. Пусть она встретится на вашем жизненном пути! Но радуясь счастливой любви или страдая от неразделённого чувства, не будьте эгоистами, не думайте, что мир крутится вокруг вас, не причиняйте неудобств окружающим.

По В. Астафьеву . В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…Можно ли судить человека за любовь

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.(3)Инвалид принялся заправлять постели.(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились.

(20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

И содержание рассказа, и его название свидетельствуют о том, что Астафьев приглашает нас подумать над вопросом: можно ли судить человека за любовь, даже если тебе она кажется неприемлемой.

… Есть чудесное стихотворение у Б. Заходера, которое, как мне кажется, созвучно нашим мыслям:

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной,

Но несчастной любви не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит.

А как хочется, чтобы моя любовь была счастливой….

По Е. Сикирич . Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом –одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты
и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они –две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

В каких сферах легче всего увидеть взаимоотношения между людьми? В любви и дружбе. Именно эти отношения выявляют сущность человека. Твой друг, твой любимый не оставили тебя в трудную минуту, поддержали, помогли советом, просто дружеским участием… Верь: они настоящие!

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Предвидя то, сколько страданий выпадет на долю любимой жене, великий поэт, умирая, повторял, что Наталья Николаевна невиновна в происшедшем и что он всегда ей доверял. Он завещал ей год носить траур, а потом выйти замуж за хорошего человека. Даже на смертном одре Пушкин думал о любимой, о семье.

На мой взгляд, умение преодолеть в любви и дружбе чувства собственничества показаны в романе

Презентация на тему: " Алгоритм написания сочинения.. План для составления связанного высказывания: 1. Вступление. 2. Постановка проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4. Позиция." — Транскрипт:

1 Алгоритм написания сочинения.

2 План для составления связанного высказывания: 1. Вступление. 2. Постановка проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4. Позиция автора. 5. Позиция ученика. 6. Литературный аргумент. 7. Любой другой аргумент. 8. Заключение.

9 В своем рассказе Ю. Котлярский говорит о том, что в любых обстоятельствах, когда ты любим и когда тебе тяжело, ты должен оставаться человеком. Это главная проблема рассказа.

10 В третьем абзаце В третьем абзаце необходимо прокомментировать проблему. Комментарий – это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос. Какая она – философская, нравственная, социальная, политическая, экологическая? Актуальна или нет? В чем ее актуальность? Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям пожилого возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком материале (литературном, жизненном) строится текст? На какие факты, детали автор обращает внимание? Есть ли слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), благодаря которым автору удалось донести до читателя свою мысль. Какими речевыми средствами пользовался автор, раскрывая эту проблему? В процессе комментария необходимо обратить внимание на то, в каком стиле написан текст. Если это художественный текст, можно отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря их выбору читатель воспринимает картину целостно. При анализе текста публицистического стиля, характерными особенностями которого является эмоциональность и оценочность, отметить, с каким настроением пишет автор (радость, грусть, печаль, ирония, сарказм, констатация какого-то факта и т. д.). О научно- популярном тексте нелишним будет сказать о логичности изложения.

12 В четвертом абзаце В четвертом абзаце нужно рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). В этом абзаце важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. В публицистическом тексте обычно авторская позиция бывает обозначена прямо, поэтому ее можно легко обнаружить. При анализе художественного текста не всегда позиция автора лежит на поверхности. В этом случае нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: на название, на речь и поступки героя и т. д. Позицию автора можно сформулировать одним или двумя предложениями.

15 Трудно не согласиться с мнением автора. Я тоже считаю, что любовь это счастье. Она возникает внезапно и окрыляет человека. Но в чем-то мне хочется ему возразить.

16 В шестом абзаце необходимо привести литературный аргумент, который должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы. Необходимо упомянуть автора произведения и название последнего. Аргументируя свое мнение, необходимо не забывать о корректности.

18 В седьмом абзаце приводим любой другой аргумент. Он может быть литературным или взят из жизни. Здесь школьник может сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта. Можно привести факты из общественной жизни, фрагменты биографии известных людей, что поможет пишущему убедить читателя в правильности своей точки зрения.

19 В наши дни мы тоже встречаем счастливых молодых людей. Нередко в автобусе можно наблюдать такую картину: сидящая влюбленная парочка обнимается, не замечая окружающих. А рядом стоит пожилой человек. Но ведь они тоже любят!

20 В восьмом абзаце необходимо подвести итоги всему сказанному и связать текст воедино, который может иметь несколько вариантов: в ней может быть передано общее впечатление от прочитанного, может быть сформулирована собственная позиция ученика и его оценка точки зрения автора, может быть обобщенно выражена позиция автора исходного теста по отношению к рассматриваемым проблемам (О. В. Загорская, О.В. Григоренко). Желательно, чтобы в заключении были сконцентрированы все ключевые слова составленного учеником связного высказывания.

22 Приводим текст и примерный алгоритм сочинения к нему. Текст 1 Образование, которое мы можем потерять (1) Система образования переживает не лучшие време­ на. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция выс­шего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми деклара­циями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и ос­мысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движе­ние вперед.

24 (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) И не финансы здесь виноваты. (11) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (12) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (13) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним. (14) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (15) Для России такой путь заказан. (10) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется участнику средних способностей из обычной без уклонов школы, которая должна вернуть свои позиции. (17) С чего же следует начинать? Л. Мартынов.

25 М. Мартынов Образование, которое мы можем потерять План сочинения Сочинение 1. ВступлениеКак справедливо заметил автор предложенного текста, в настоящее время наша система образования переживает не лучшие времена. 2. Постановка проблемы Какой быть отечественной российской системе образования? Кто должен диктовать основные условия образования и воспитания: государство или общественность? Куда деваться обычному ребёнку, не отмеченному особыми способностями? Именно на эти вопросы пытается найти ответ М. Мартынов, человек, знающий о проблемах современной школы не понаслышке.

1. Прочитайте текст и пример сочинения по нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2). Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В "Памятнике", где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (б)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От "Пира Петра Первого", от "Капитанской дочки", "Выстрела", "Станционного смотрителя" милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде "Муму", но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(12)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

"Упражняется ли милосердие в нашей жизни?" - задает нам вопрос автор, с самого начала заявляя актуальную для него проблему и приглашая читателя задуматься: действительно, "есть ли постоянная принуда для этого чувства?".
Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе - "необходимость настоятельная, труднооценимая", он обращается к традициям русской классической литературы, чтобы проследить развитие темы милосердия и сострадания от Пушкина до наших дней.
Писатель приводит в качестве примера цитату из стихотворения А.С. Пушкина "Памятник", в последней строке которого Д. Гранин видит "прямой призыв к милосердию". Автор утверждает, что именно Пушкин положил начало развитию темы "милости к падшим" в таких произведениях, как "Пир Петра Первого", "Капитанская дочка", "Выстрел", "Станционный смотритель", позднее же эта тема получила продолжение в творчестве "Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова". В тексте Даниила Гранина часто встречается такое средство выразительности, как ряды однородных членов. В приведенной выше цитате автор использует этот прием, чтобы показать, насколько широко рассматриваемая им проблема отражена в произведениях подавляющего большинства русских писателей XIX века. В следующем абзаце мы видим ряд однородных определений: "… обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим…". Эти эпитеты взаимно усиливают друг друга, и автору удается выразить глубочайшую степень униженности, одиночества "падших героев".
Я согласна с автором в том, что сегодняшняя литература должна осознать необходимость воспитания чувства сострадания, "возвращения к нему" в современном мире, ставшем более жестоким с течением времени. Чтение русской классической литературы - прекрасный способ эстетического и духовного воспитания, самосовершенствования человека как личности и как члена общества. Особое внимание, как мне кажется, необходимо уделять изучению русской литературы в школе, поскольку именно в детском, юношеском возрасте закладываются основы нравственности и морали и от этого зависит, каким человек будет в дальнейшем, какой жизненный путь он выберет.
Однако я не вполне принимаю гранинское прочтение образа Сонечки Мармеладовой, героини романа Достоевского "Преступление и наказание". Гранин представляет ее как одну из множества "сирых" и "убогих", включает в ряд персонажей, к которым в произведениях русских классиков проявляется сострадание. Но у разных авторов - разные взгляды и разные образы героев, и это надо учитывать. Если в "забитом ничтожнейшем чиновнике" - станционном смотрителе - мы, несомненно, видим "человека с душой благородной, достойной любви и уважения", то в образе Сони Мармеладовой, как мне кажется, читатель "открывает" прежде всего не "оскорбленную, сирую, убогую, несчастную" девушку, а человека удивительной души - щедрой, всепрощающей, способной к бескорыстной христианской любви, человека необычайно сильного духовно и безгранично верящего в добро и справедливость. Соне не нужно милосердия со стороны окружающих, ибо она сама - воплощение милосердия и любви к ближнему.
Итак, литература наша действительно не имеет права "отказаться от пушкинского завета", особенно сейчас, когда "век" вновь обещает быть "жестоким".

2. Прочитайте текст и пример сочинения по нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

(1)- Наденька, так вы меня любите? - спросил я.
(2)- Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя.
(3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде "Танца с саблями". (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5)Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)"Ты что, ослеп?" - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!
(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11)Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12)"Дяденька, что вы делаете?" - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15)Любит, любит.
(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18)"Бандит. " - раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взглядом, все мои мысли были о Наденьке.
(20)3адыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23)"Держи хулигана!" (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят.
(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!
(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)"Ну, сейчас я покажу этим кретинам!"
(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: "Любит! Любит. " (35)Оказывается, я был не одинок. (3б)Любили и других.

В коротком, но весьма насыщенном и жизнерадостном рассказе Ю. Котлярский описывает ощущения влюбленного - и любимого - человека. Казалось бы, и верно мнение героя: какая разница, что творится вокруг, какая разница, что творю я, ежели я влюблен и испытываю самые светлые чувства? Может ли быть что-то важнее? Нет. В этом уверен герой. Однако все не так радужно. Как бы мы ни верили герою, как бы ни сочувствовали ему, все равно ясно: герой не так уж и прав. Таково, с моей точки зрения, мнение самого автора.
И я склонна с ним согласиться. Герой, увы, слеп. Любовь ли то, что он испытывает, неизвестно. Любовь - чувство бескорыстное. Она призвана изменить человека в лучшую сторону. А герой ведет себя во многом эгоистично: наступает на ноги пенсионерам, сбивает уборщицу, не заботится о малышах. Он оправдывает свое поведение собственным счастьем. А не слишком ли оно эгоистично?!
Замечу, что автор читателю дает ключ к постижению текста (а перед нами явно юмористический рассказ): взбудораженный герой сбивает песочный замок, который строят малыши, превращает его снова в груду песка. Этим скрытым фразеологизмом (дом на песке, воздушный замок) автор подчеркивает истинное положение вещей: герой должен вызывать у читателя не сочувствие, а скорее насмешку - слишком уж высок его "полет", слишком оторвался он от грешной земли, на которой, кстати, как замечает автор, живут и другие люди.
К сожалению, таков не только герой Котлярского, таковы все мы. Молодой влюбленный понимает свою неправоту, только когда сталкивается с таким же счастливчиком: "…чьи-то пальцы схватили мой нос так, что из глаз брызнули слезы". "Любили и других", - иронично подмечает автор.
Синтаксический параллелизм - вот еще одно средство, с помощью которого мы постигаем "широту души" любвеобильного юноши: и уборщицу едва не сбил, и малышам испортил игру, и почтенной хозяйке кошелки вред учинил. Но не заметил… И повсюду рефреном - словно реющий флаг - "Наденька!" И все вокруг славно. И весело скачут огурцы и помидоры, обретшие жизнь благодаря олицетворению.
Нет, нельзя быть таким эгоистичным. Ведь, если счастлив сам, позволь быть счастливыми и другим. И нет обстоятельств, оправдывающих неуважительное отношение к людям.

Критерии проверки

3. Проверьте предложенные сочинения, а также свои работы по следующим "параметрам":

    Выполнены ли коммуникативные задачи вступления :
    - приглашение к разговору;
    - определение темы (проблемы) текста;
    - представление автора;
    - переход к основной части, связь с ней.

Выполнены ли коммуникативные задачи основной части .

Структура этой части работы может быть следующей (в этой части уместно изложить и собственное мнение, но не о тексте, а о поставленных автором проблемах ):

а) комментарий содержания текста, включающий анализ микротем и языковых средств;
б) изложение собственного мнения о поставленной автором проблеме.

Проверка содержания основной части сочинения может быть проведена по следующим пунктам:

Выполнены ли коммуникативные задачи заключения . В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.

Читайте также: