Набоков машенька сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Роман посвящён жене Набокова, который женился в 1925 г. Очевидно, Вера Набокова – тот идеальный образ женщины, который воплощён в образе Машеньки, каким он стал в воспоминаниях Ганина.

Набоков начинал как реалист, как и многие писатели-эмигранты. Он единственный русский писатель, сумевший стать американским и считающий себя таковым, хотя и эмигрировавший в Швейцарию, прожив там 21 год. Зрелый Набоков – модернист, у него учились постмодернисты. Так что Набокова можно считать основоположником постмодернистского романа.

Тематика, проблематика, конфликт

Тема романа – прощание и окончательный разрыв эмигранта с родиной, потеря надежды на возвращение в прошлое. Проблематика тоже связана с эмигрантской жизнью (проблема отсутствия денег, работы, но главное – жизненной цели). Конфликт романа строится на контрасте исключительного — и обыденного, обычного; подлинного, истинного – и ложного. Конфликт воплощён в образе главного героя Ганина, который противопоставлен герою-антагонисту Алферову и всей обстановке, так не соответствующей внутреннему миру и даже телу героя.

Сюжет и композиция

Название романа – это имя главной героини, но героиня – не нынешняя Машенька, не Машенька из молодости героя, а нынешние воспоминания о Машеньке из прошлого. То есть образ этот не соответствует никакой личности в реальности, главная героиня в романе просто не появляется. Это очень чёткая параллель с родиной, встречаться с которой в 1924 г. бессмысленно, а в прошлое вернуться невозможно.

Критики единодушно считали образ Машеньки символом не только прошлой идеальной любви, но и утраченной родины, рая, изгнание из которого пережили и герой, и писатель.

Действие настоящего в романе занимает 7 дней. В воскресенье Ганин знакомится с Алферовым, застряв с ним в лифте русского пансиона в Берлине, в котором живет три месяца. За обедом Ганин узнаёт, что жена Алферова Машенька приезжает в субботу. Но только в ночь с понедельника на вторник Ганин в показанной Алферовым на фотографии жене узнаёт свою первую любовь, которая осталась в России, когда он эмигрировал в 1919.

Ретроспекция – важнейший композиционный приём романа. Ретроспективная часть начинается в 3 главе. Ганин вспоминает себя 16-летним, выздоравливающим после тифа. Точкой отсчёта для хронологии романа становится год свадьбы Алферова и Машеньки. Они поженились в Полтаве в 1919, через год Алферов бежал и прожил в эмиграции 4 года. Следовательно, действие романа происходит в 1924 г., а Ганину столько же, сколько и Набокову в том же году – 25 лет.

Роман Ганина и Маши начался 9 лет назад, в 1915 г. Молодые люди провели вместе лето на даче, урывками встречались зимой, на второе лето в единственную встречу Ганин понял, что Машеньку разлюбил. Зимой 1917 г. они не виделись, а летом по дороге на дачу Ганин случайно встретил Машеньку в вагоне и понял, что никогда не разлюбит её. Больше он с Машенькой не виделся, но их роман продолжался в письмах. Ганин получил от Машеньки 5 писем в 1919 г., когда он был в Ялте, а она – в Полтаве. В её последнем письме появляется ухаживающий господин с жёлтой бородкой, очевидно, Алферов. Так композиционно замыкается прошлое и будущее.

Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур — русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, — подлинные литературные шедевры. Набоков очень много сделал для знакомства западной читательской аудитории с вершинами русской литературной классики, переводил Пушкина и произведения русских писателей XIX века. Родина, огромная любовь к ней всегда оставались в сердце писателя.

События романа разворачиваются в недорогом берлинском пансионе, который находится рядом с железной дорогой. Тревожные гудки, стук колес постоянно напоминают русским эмигрантам о потерянной родине.

В воспоминаниях героя о Машеньке воплотилась эмигрантская мечта и надежда на возвращение в Россию. Но вернуться на родину можно только в воспоминаниях. Таков смысл концовки романа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • облик русской эмиграции в романе набокова машенька
  • как интерпретирует в романе машенька тему родины Набоков
  • письменный анализ романа машенька
  • набоков машенька сочинение
  • характеристика героев, проживающих в пансионе, в романе машенька

Герои романа

Впоследствии читатель узнаёт из откровений Ганина Подтягину, что тот живёт по подложному польскому паспорту, имеет другую фамилию, а три года тому назад оказался в партизанском отряд в Польше, мечтая пробраться в Петербург и поднять восстание.

Машенька из прошлого главного героя описана в течение нескольких лет. В момент знакомства Ганину бросаются в глаза каштановая коса в чёрном банте, тёмный румянец щеки, уголок татарского горящего глаза, тонкий изгиб ноздри. В портрете Машеньки нет ничего примечательного: прелестные бойкие брови, смугловатое лицо, подёрнутое тончайшим шелковистым пушком, подвижный картавый голос, ямочка на открытой шее.

Ещё в 16 лет Ганин ассоциирует Машеньку с родиной, природой.

Знакомство читателя с Алферовым начинается с запаха и звука. У него бойкий и докучливый голос, тёплый вялый запашок не совсем здорового мужчины. Затем появляется портрет: светлые редкие волосы, золотистая бородка, что-то лубочное, слащаво-евангельское в чертах. И только потом возникает характеристика героя. Взгляд его блестящий и рассеянный, Ганину он показался развязным господином. Когда Алферов в конце романа напивается, золотистая бородка превращается в бородку цвета навозца, глаза становятся водянистыми.

Фальшива не только внешность девушки (причём показушно фальшива, искусственность крашеных волос подчёркивают невыбритые волоски на затылке), искусственна вся Людмила целиком. Она ложно чуткая, не замечает, что Ганин не любит её. Фальшивы её ногти, выпученные губы. В запахе духов Ганин улавливает что-то неопрятное, несвежее, пожилое, хотя ей 25 лет. Даже тело её не соответствует возрасту: оно тщедушное, жалкое и ненужное.

Подтягин становится символом не сумевшей пережить эмиграцию России. Он похож на чеховского интеллигента: опрятный скромный старик в пенсне с необыкновенно приятным, тихим, мягким матовым голосом. У Подтягина полное и гладкое лицо, седая щёточка под нижней губой, отступающий подбородок, умные ясные глаза с ласковыми морщинками.

И только встретив случайно любовь своей юности, он пытается возродиться, вернуть свое

светлое прошлое, вернуть молодость, во времена которой он был так счастлив.

Их судьбы разбиты, желания угасли.

Набоков рисует их слабыми и безмолвными, исключая, разумеется, главного героя.

Отчасти Набоков придал Ганину черты своего собственного характера, вложил в него ту попытку вернуть потерянный рай, терзавшую его самого.

Ганин принимает решительную попытку вновь обрести потерянный рай: отказывается от своей псевдоизбранницы Людмилы и собирается похитить Машеньку у Алферова. Он даже не спрашивает себя, любит ли его Машенька до сих пор, он уверен, что молодость вернется, а вместе и счастье. При этом для достижения своей цели он совершает неэтичные поступки (поит Алферова водкой в ночь перед приездом Машеньки и переставляет стрелку будильника, чтобы Алферов не смог ее встретить, а сам бросается на вокзал).

Находясь в эмиграции, Набоков был вынужден писать свои произведения на английском языке, отчего испытывал почти физическую боль. Его расставание с прекрасным и родным русским языком было мучительным, но это испытание он выдержал с честью.

Размышляя над прозой Набокова, я поражаюсь тому, как его герои испытывают душевный подъем во время собственных неудач, а когда к ним приходит успех, они словно теряются, становятся косноязыкими, тусклыми, приниженными. Дар описания у Набокова развит до необыкновенных пределов, он обладал каким-то особым, словно отполированным языком, меткостью взгляда, способного при помощи художественных приемов и образов даже мелочам придать особое значение, подчеркнуть их.

Как и многие бежавшие с Родины люди, Набоков начинал свое творчество как реалист. Он стал единственным русским писателем, который считал себя американским и сумел зарекомендовать себя таковым. В позднем творчестве Владимир Набоков выступает как модернист, у которого в будущем будут учиться постмодернисты.

Сюжет и тема

Главным героем произведения является Лев Глебович Ганин. Он живёт в берлинском пансионе. Один из его сожителей, Алфёров, рассказывал ему о скором приезде своей жены Машеньки в конце этой недели. Увидев ее фотографии, Ганин узнаёт в Машеньке первую возлюбленную и думает выкрасть её с вокзала. До самого ее приезда он с головой погружается в воспоминания о былых временах. Накануне прибытия Машеньки на вокзал Ганин спаивает Алфёрова и переводит его часы на неправильное время. Однако в последнее мгновение он решает, что прошлого не вернешь, и отправляется на другой вокзал, откуда навсегда уезжает из Берлина.

Главные герои

Лев Глебович Ганин – главный герой произведения. В его образе Набоков отразил свои биографические черты. Черты Ганина довольно резкие: у него острое, надменное лицо с серыми глазами и блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень тёмные брови.

Машенька – красивая девушка с огнями в глазах, смуглой кожей и каштановыми волосами. Девушка не появляется в романе лично, автор показывает ее образ читателю через воспоминания Ганина. Образ Машеньки с еще далекой юности ассоциировался у главного героя с родной страной. Он помнит Машеньку всегда смеющейся, полной радости и веселья. Эти светлые воспоминания о первой любви помогают Ганину пережить тягость пребывания в чужой стране, вдали от Родины.

Алексей Иванович Алферов – математик с отсутствием таких личностных качеств, как душевность и интуиция. У него был живой и очень докучливый голос, у него редкие светлые волосы на голове и бородка золотистого цвета. От него всегда исходил вялый запашок нездорового мужчины. Алферов кажется Ганину развязным господином, использующего в своей речи большое количество клише и стереотипов.

Композиция

В произведениях Владимира Набокова невозможен счастливый финал, где герои любят друг друга. Из-за собственных страхов и комплексов герои просто не могут понять, что это такое. Автор играет в своем тексте проявляющимися лейтмотивами и образами. Здесь значимо все: от звуков до света и тени. Набоков пишет о том пространстве эмиграции, в котором приходится жить ему и его героям, забыв о России, которая осталась лишь в светлых воспоминаниях и снах.

2 вариант

Если раньше они могли общаться по телефону, а все потому что встречаться не получалось из-за сильных морозов, а также потому что они живут в разных городах.

Спустя некоторое время они опять встретились, но у Льва постоянно была настороженность, что за ними кто-то следит. Хотя на самом деле они здесь находились одни. И могли бы насладиться по полной друг другом.

Неожиданно он встречается со своей бывшей любимой. Оказывается, она живет рядом со Львом. Ее муж работает математиком. И в скором будущем они должны были перебраться жить в Германию.

Именно Маша помогает ему вспомнить про все те эмоции, которые он испытывал раньше. Вместе с этими эмоциями ушла тоска, которая давно сидит у него в сердце по покинутой родине.

Он давно не может избавиться от своих душевных переживаний, а также и от того, что потерял еще в юности свое счастье и спустя много лет никак его не может отыскать. Кроме этого здесь встречаются яркие и интересные моменты, а также повторы и сравнения. У каждого этого момента имеется свой смысл.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Машенька Набокова

Популярные сегодня темы

Главным героем рассказа Даешь сердце является ветфельдшер, который работает в небольшом селе. Он весьма значимый человек, так как основной сферой деятельностью села является сельское хозяйство

Во всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико

В своем произведении Максим Горький показывает нам Данко как отважного героя, который думал о людях, а не о собственной жизни. Сила и энергия главного героя – это те качества, которых автор противопоставил трусости толпы

Многие во время войны оказывались вынуждены жить на чужбине, становясь, таким образом, эмигрантами. И эта проблема для многих стояла остро – как бы там ни было, а родина всегда дороже, какой бы она ни была.

И в романе мы видим Ганина, преданного своей стране, мечтающего вернуться туда, чтобы снова найти смысл жизни. Как удачно автор показывает нам первую любовь Ганина – Машеньку. Ее образ навевает на него воспоминания о России, о лучших моментах его жизни. Эти воспоминания самые счастливые и лишь они пробуждают его и наполняют жизнью тогда, когда он уже потерял всякий смысл и разочаровался во всем.

В каждом из них живет надежда и, в общем-то, Ганин именно этой надеждой и спасается. Той самой вероятностью, что когда-нибудь он вернется в родную землю.

Когда он вспоминает прекрасную Машеньку и свою любовь к ней, именно это он и чувствует к родине.

Чтобы найти утешение, главный герой постоянно думает о том, чтобы было бы неплохо уехать и в самом конце он все-таки решается и покидает Берлин. Но без Машеньки, так как она должна остаться в прошлом, и их роман закончен (хоть он это и не сразу понимает, но так и есть).

Последние строчки ясно дают понять нам, что сам герой последнюю неделю был окрылен не своими чувствами к Машеньке, а своей любовью к родине и именно это является важным в романе. Россия для него сейчас недоступна, так же как и первая любовь, которая должна остаться лишь в воспоминаниях – чудесных и самых лучших. Когда-то Ганин говорил, что помнил России вместе с ее облаками, а теперь он вдруг смог вспомнить ее без облаков и это показывает нам, какая на самом деле сильная у него любовь к родине.

Подтягин же, как и Ганин, трепетно любит свою родную страну, всегда хорошо о ней отзывается.

Можно сделать вывод, что Ганин и Алферов неприятны друг другу, помимо прочего, из-за таких разных взглядов на родину. Пожалуй, отношение к России в данном случае является главной причиной того, что они недолюбливают друг друга.

Только эмигрант может любить свою страну так преданно и это является главной темой и проблемой, которую попытался показать и раскрыть Набоков в полном объеме. Он прекрасно изобразил все чувства Ганина и других персонажей – эмигрантов, показал какая у них судьба, и что может ждать в будущем человека, лишенного родной земли.

Сочинение — Анализ романа Набокова Машенька. Русский язык

Разрыв эмигранта с родным домом и потеря надежды на возвращение является темой произведения. Революционные события и гражданская война оборвала тогда прежнюю жизнь многих. Главным героем является Лев Глебович Ганин, проживающий в берлинском пансионе. До эмиграции у него было на родине одно — любовь к девушке Машеньке, но она осталась там и утрачена навсегда. Однажды герой узнает на фотографии своего соседа свою возлюбленную.

Оказывается она скоро приедет сюда, в Берлин, что заметно оживляет Ганина и наполняет приятными воспоминаниями из прежней жизни: комната в его родном доме, усадьба, три тополя и амбар с расписными окошками. Он словно погрузился в мир былого и ощутил тепло родственных связей. Образ любимой девушки герой воспринимает как знак или зов. Их встреча должна стать чудом, как возвращение в прошлое, в котором он мог чувствовать себя счастливым. Герой решает встретить свою любимую на вокзале, но когда пришел поезд, Ганин ощутил невозможность вернуть прошлое и решает уехать из города.

Главный герой романа Лев Глебович Ганин – человек одинокий, несчастный, угнетенный с резкими чертами лица. О его двойственности говорят распахнутые брови. Образ имеет автобиографические описания автора. Ганин не имеет желания что-то поменять или с чем-то бороться. Его душой овладела безграничная тоска.

Алексей Иванович Алферов – старый математик с полным отсутствием интуиции и душевности. Чувствуется неприязнь автора к герою при описании его внешности. Это мужчина со светлыми волосами, бородкой рыжего цвета и докучливым голосом, использующий в своей речи много стереотипов и клише.

Машенька олицетворяет в жизни главного героя счастливую полосу, но утерянную безвозвратно. В памяти Ганина она осталась веселой и радостной. Она красива, с каштанового цвета волосами и смуглой бархатной кожей. Эти воспоминания помогают герою переживать все тягости жизни вдали от родного дома.

В романе Набокова нет счастливого финала, так как герои полны комплексов и определенных страхов. Автор невидимо играет лейтмотивами и разными образами, значение имеют и звуки, и свет, и тени. Писатель описывает то пространство в эмиграции, где герои, да и он сам хранят светлые воспоминания о России.

Вариант 2

Произведение относится к периоду раннего творчества писателя и является первым прозаическим творением автора, пробой писательского пера.

Основу романа составляют воспоминания при отсутствии фабулы произведения, а повествовательное содержание разворачивается путем использования диалогов персонажей, внутренних монологов главного героя, а также авторских описаний мест происходящих событий и действий.

Повествование в романе осуществляется от имени третьего лица и выстраивается в форме воспоминаний главного героя Льва Глебовича Ганина о прошлой жизни в стране, которую он вынужден покинуть из-за свершившейся революции.

Главный герой представляется писателем в образе человека, находящегося в состоянии сумеречного наваждения, который, попав в среду эмиграции, утрачивает человеческие качества, присущие личности, ощущая свою ненужность и потерянность. Воспоминания о прошлом, озаряющимся светлыми чувствами, становятся единственным утешением Ганина.

Сюжетная линия романа излагается в форме воспоминаний героя о своей первой любви к девушке Машеньке, фото которой он случайно видит у соседа по пансиону в Берлине. Оказывается, что Машенька является женой математика Алферова и в скором времени должна приехать в Германию.

Приезд бывшей возлюбленной способствует проявлению оживления в душе Ганина, наполняя ее поэтическим миров теплоты, любви, летнего солнца и отгоняя тяжкую тоску по покинутой родине. В предстоящей встрече Ганин ощущает божественное чудо, дарящее надежду возвращения в счастливую и спокойную жизнь. Однако за час до прибытия поезда Ганин понимает, что все чувства остается лишь в прошлом и возврат назад невозможен, поэтому оставляет надежду на счастье и покидает вокзал.

Писатель характеризует главного героя романа путем описания его глубинных психологических переживаний, передавая ощущения потерянного счастья юности, играя особым построением повествовательного текста в виде ускользающих лейтмотивов и образов. В качестве средств художественной выразительности в романе присутствуют прием детализации, насыщающий содержание запахами и красочными оттенками, повторы и сравнения, иллюзии и реминисценции, а также многочисленные метафоры, имеющие каждая в отдельности символический смысл и создающие атмосферу реальности происходящего события.

Отличительной особенностью романа является применение автором необычной цветовой подачи повествования с использованием разнообразных оттенков красок, усиливающих сюжетную кульминацию, в виде желтого, лилового цветов, желто-фиолетового сочетания, а также светлых, золотых тонах.

Смысловая нагрузка произведения объединяется в изображении двух художественных пространств, выражающихся в реальном берлинском существовании Ганина в опостылевшем русском пансионе и его воображаемом мире воспоминаний, который олицетворяется в Машеньке, его потерянном рае и счастье, о бессмысленности собственной судьбы.

Читайте также: