На всякого мудреца довольно простоты сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Драматическое произведение (А.Н. Островский “На всякого мудреца довольно простоты”) и его театральная постановка в Малом театре.

1.Архитектура театра.
2.Сверхзадача спектакля. Сходство и различия постановки с произведением.
3.Идейно-художественная роль декораций спектакля.
4.Театральный костюм как средство раскрытия образа героя.
5.Роль музыки, света и цвета в спектакле.
6.Анализ характеров главных героев, созданных актерами и режиссером в сравнении с пьесой.
7.Речевой портрет героев спектакля.
8.Сравнить впечатления от чтения пьесы до и после просмотра спектакля.
9.Достоинства и недостатки театральной постановки.


1.Фасад Малого театра совсем не привлекателен: длинное, блекло-желтое, невысокое знание, похожее на административное. Не имея никакой внешней роскоши, оно совсем не создает впечатление великого театра. Но, переступая порог тетра, мы попадаем в мир русской светской культуры XVIII века.
Зал театра выполнен в традиционном классическом стиле – бордовый бархат гардин и кресел, золоченые барельефы, сложные фрески, и непременный атрибут московских театров – хрустальная люстра внушительных размеров в центре зала.
Великолепное сочетание белого, бордо и золота подчеркивает торжественную атмосферу предстоящего события. Ведь каждый спектакль – это определенная жизнь, эпоха. А воссоздать ее удается далеко не каждому режиссеру и актеру. И даже великим не обойтись без помощи людей, чье присутствие зрителю не заметно, но исключительно важно. Это – декоратор, осветитель, звукорежиссер, художник, костюмер…
2.Почему режиссер обратился именно к произведению А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”?
Казалось бы, пьеса написана в XIX веке, что общего между проблемами времен Островского и современным обществом? Но пьеса актуальна. Режиссер пытается раскрыть вопрос человеческой морали, на сколько имеют место быть алчность, лживость, низкопоклонничество. Важна роль взаимоотношений между консервативным “старым” поколением, которое имеет уверенное положение в обществе, и молодыми людьми, только встающими на путь “служения” этому обществу. Ценности меняются, поколения противостоят. Ярко описанное автором противостояние должно быть не менее ярко поставлено на сцене.
Для Малого театра Островский уже стал “родным” драматургом. Сколько пьес Островского было сыграно на подмостках Малого… Играют здесь исключительно в традиционном стиле, но спектакль “На всякого мудреца довольно простоты” тем не менее имеет много черт современной постановки. Самая яркая из них – перемещение действия в зрительный зал. В заключительной части спектакля Глумов спускается со сцены в зал и, пробираясь между рядами, разоблачает героев, которые стоят на сцене в ряд лицом к зрителям.
Не менее оригинальна и организация сцены.
3. В первые минуты спектакля зрителю видна вся глубина сцены. Сцена вращается, и на первом плане поочередно появляются декорации различных действий. Наконец, движение прекращается. Мы оказываемся в комнате главного героя пьесы – Егора Дмитриевича Глумова. Помещение имеет довольно крупные размеры, но мебели совсем немного: справа расположена конторка, за которой работает Глумов, в центре – шкафчик с книгами, а слева – круглый столик с парой кресел. Внимание зрителя привлекают фотографии на стене. Во времена Островского фотография была редким и дорогим развлечением. Здесь, по-видимому, это – претензия Глумова на роскошь. Но в целом комната обставлена без изыска.
Гостиная семьи Мамаевых напротив элегантна, в комнате много дорогой старинной мебели, на стенах висят портреты прадедов, что подчеркивает консервативность взглядов Мамаева. Второе действие начинается с размышлений Мамаева и Крутицкого о вреде реформ. Крутицкий приказывает перевернуть стол вверх дном, чтобы доказать, что “вековая мудрость” важна, все новое – ошибочно.
Среди прочей мебели выделяется оттоманка, которую герои используют по-разному. Мамаева то приляжет на нее, то сядет на самом краю. В порыве эмоций Глумов даже вскакивает на оттоманку.
Кабинет Крутицкого самый маленький по сравнению с жилищами других героев спектакля. Да и мебели тут практически нет. Отсутствие стульев объясняется высокомерной фразой Крутицкого, которой, между прочим, нет у Островского: “Рассядутся тут эти просители!” Даже Глумова он заставляет стоять. Стоит и бронзовый рыцарь. Все в кабинете Крутицкого подчеркивает военную выправку хозяина.
События третьего действия происходят в доме Турусиной в Сокольниках. Из огромных окон-витражей открывается прекрасный вид на осенний лес с водопадом. Белая мебель, легкие прозрачные тюли наполняют пространство глубиной и воздухом. Взгляд зрителя, скользя по светлым предметам первого плана, устремляется в глубину сцены, откуда появляются действующие лица спектакля.
Непонятна роль клетки с попугаем, которая висит в центре сцены. Ведя диалог, актеры часто подходят к клетке, видимо, с целью покормить попугая. Но смысловой нагрузки в этой детали не чувствуется.
В общем, для спектакля характерно распределение действия и мебели на периферию, то есть к краям пространства, но определяющие события происходят в центре сцены.
Спектакли Малого театра насыщены деталями, особенно декорациями. Предметы интерьера передают атмосферу того времени, мелкие безделушки на столе или в шкафу героя показывают не только быт XIX века, но и индивидуальность.
4.Клеопатра Львовна Мамаева горит желанием покорять мужские сердца, поэтому выглядит она очень элегантно: нежно-розовое платье, белые перья и кружева. Прическу подчеркивают серьги с крупными жемчужинами, которые интересно сочетаются с жемчужным колье на шее. Сложный бант-цветок на голове Мамаевой придает аристократичный вид ее великолепному наряду. В последнем действии Мамаева появляется в черном платье с золотыми вставками. Черный цвет здесь – символ траура Мамаевой по утраченному поклоннику.
По красоте не отстает от нее и Турусина - пышное черное шелковое платье с прозрачными рукавами. Разрез на груди открывает белоснежный корсет с маленькими черными пуговками и бантиком на шее.
Белое платье Машеньки, племянницы Турусиной, напоминает свадебное. Зритель сразу понимает, что она готова выйти замуж за первого мужчину, который посватается за нее. Машенька легкомысленна, она считает замужество развлечением. Мы можем быть уверенны, что она никогда не будет счастлива, ведь такие девушки не знают, что такое любовь.
Бледный костюм Глумова ассоциирует его с серой мышью. Он может остаться незамеченным, подстроиться под любую ситуацию. Было бы несправедливо относить это качество в разряд отрицательных, ведь Глумов оказывается единственным здравомыслящим человеком в обществе самолюбивых консерваторов и недалеких умом модниц.
Самым ярким представителем прогрессивных взглядов является Голутвин, человек, не имеющий занятий. Грязный плащ, небрежно накинутый шарф, берет, одетый слегка набекрень смотрятся весьма необычно на фоне традиционных картузов Мамаева и Городулина, тем более безупречного мундира солдафона Крутицкого.
Подобно декорациям, костюмы дают более точную характеристику личных качеств героя, его вкусы, предпочтения, мировоззрение, жизненную позицию.
5. Определенный цвет вызывает в подсознании человека соответствующие эмоции. Для каждого героя спектакля характерен свой цвет, который подчеркивает индивидуальные качества. В одежде большинства, за исключением Глумова, преобладают теплые цвета. Но не всегда теплый цвет характеризует положительные чувства. Например, красный картуз Курчаева. Когда гусар появляется на сцене, зрители чувствуют его недоброжелательность к людям, ведь красный – агрессивный цвет.
Самая яркая игра цвета в спектакле – контраст черного массивного платья Турусиной и светлой, казалось бы, невесомой мебели. Турусина смотрится королевой, хозяйкой своих владений, надменно взирающей на всех свысока.
Но, когда она села за рояль, вся ее грозность и величественность исчезла. Турусина, наигрывая приятные аккорды, пела песню о прошедшей любви, о прошедшей молодости. Эта песня звучит как проповедь старой вдовы Турусиной молодой Машеньке, у которой впереди вся жизнь, и какой будет эта жизнь – зависит только от самой Машеньки.
Крутицкий же встречает Глумова заводным танцем – цыганочкой, который завершается джигитовкой с саблей, выхваченной из ножен рыцаря. Войдя в раж, Крутицкий заставляет Глумова залезть под стол. Это тоже своеобразный урок жизни со стороны Крутицкого.
Музыка – неотъемлемая и очень важная часть спектакля. С одной стороны, музыка должна быть фоном, который создает в душе зрителя настроение, характерное той или иной части действия. С другой – музыка, поставленная на “первый план”, например, песня, исполненная героем, сближает зрителя и актера, потому что зритель, слыша интересную мелодию, начинает невольно мысленно подпевать актеру. А так как музыка может быть и динамичной, и, наоборот, мелодичной, то она либо усиливает эмоциональное напряжение зрителя, либо ослабляет его.
6. Турусина Быстрицкой – совсем не старуха, какой мы можем представить ее, читая пьесу, а вполне энергичная дама средних лет. Да и ведет она себя с мужчинами вызывающе. С удовольствием принимает ухаживания Крутицкого и даже позволяет ему страстный поцелуй и объятия.
Интересна режиссерская находка: оставаясь в комнате одна, она балуется наливкой, припрятанной в шкафчике. Кончается это тем, что к концу спектакля, во время решающего действия Турусина просто засыпает на диване.
Четвертое действие спектакля в отличие от пьесы начинается с энергичной зарядки Крутицкого. Он без особого труда тягает десятикилограммовые гантели, которые по плечу далеко не каждому. Затем, выпив стакан молока, Крутицкий начинает свой рабочий день. Завершается день отдыхом наедине с девушкой из прислуги.
Если в традициях русской литературы - осуждать Глумова за подхалимство, алчность, лживость, то характер, созданный А.В. Вершининым вызывает в душе зрителя симпатию к герою. Да и вообще, герои не вызывают отрицательных эмоций. Глядя на этих несчастных людей с их ничтожными интересами, надуманными проблемами, проникаешься жалостью к ним. Заключительные реплики героев рождают в нас надежду, что они больше не столкнуться с такими “мудрецами”, как Глумов, и Мамаеву не будет ограничения поучать молодое поколение, Машенька найдет выгодного жениха, а Мамаева останется вечно молодой. Так видит пьесу режиссер В.М. Бейлис, а для Малого театра необычно то, что авторское виденье отличается от режиссерского.
7.Смеется Мамаев с характерным прихрюкиванием – довольно распространенный театральный прием. Но у А.С Потапова смех прост и органичен, что вызывает положительную реакцию публики, так как не возникает чувства пресыщенности. Даже внешне Мамаев похож на борова: круглый, коренастый, с густыми седыми бакенбардами.
Островский в пьесе использует прием рефрена. Турусина называет Крутицкого странным человеком, в это время входит Григорий, человек из прислуги, и торжественно произносит: “Сударыня, странный человек пришел!” Возможно, это своеобразное сравнение несчастных бедных скитальцев и богатых, но несчастных, хотя и не подозревающих об этом, людей из высшего сословия. И непомерная щедрость Турусиной к странникам и нищим – совсем не от ее душевной доброты, а лишь оттого, что она любит послушать красочные истории, сплетни и гадания.
8. Режиссер внес много нового в восприятие пьесы, обогатил ее художественными особенностями, дал представление об эпохе в целом. Так как драма – такой вид литературы, в составе которого отсутствуют описание внешнего вида героев, окружающего их пространства, то в обязанности режиссера входит преподнести спектакль так, чтобы у зрителя не возникала чувства недоверия к актерам. Чтобы этого не произошло, спектакль должен быть сильнее, эмоциональнее пьесы. А после интересного спектакля хочется вновь перечитать пьесу, по-новому пережить.
Режиссер выполнил поставленную задачу – разоблачил пороки, посоветовал не повторять ошибок героев. Но все же от спектакля осталось чувство недосказанности, будто кто-то оборвал на полуслове. Хочется продолжения или хотя бы точки. С одной стороны, спектакль заканчивается словами Островского, с другой – тон завершающего диалога предрасполагает к продолжению. Возможно, это оттого, что одновременно действие происходит и на сцене и в зале, внимание зрителя рассеивается тогда, когда оно напротив должно быть излишне сконцентрировано на главном герое.
Тем не менее, от спектакля остается приятное впечатление профессионализма. Да и не может быть иначе, когда на сцене великие артисты!
9.Почему театр до сих пор жив? Более того, процветает? Почему в залах московских театров постоянные аншлаги, а зрители готовы отдать любые деньги за билеты на премьеру многих театров?
Театр привлекает людей всех поколений. Попадая на спектакль, мы отрешаемся от всех земных забот, будто бы перемещаемся в особое пространство, создаваемое взаимодействием зрителя и актера. И для нас уже перестает существовать зрительный зал и сцена, все сливается в единое целое – мир спектакля.
Настоящее мастерство актера проявляется именно на сцене, ведь здесь нет второго дубля, как в кино, здесь нет и права на ошибку. Актер находится на сцене несколько часов практически без отдыха, а развязка всегда должна быть сильнее, эмоциональней, чем начало спектакля. То, на что нужно усилить внимание зрителя, можно показать крупным планом на экране, актер же театра должен суметь изобразить это так, чтобы сидящие и в галерке, и в партере одинаково увидели и почувствовали.
Но, к сожалению, не у всех есть возможность посетить театр, тем более спектакль с участием великих артистов.
Многие молодые люди предпочитают театру другие развлечения, возможно, это происходит оттого, что в школе классами водят на спектакли. Человек сам должен понять свои интересы, а когда ему пытаются навязать “хороший вкус”, происходит обратная реакция, и он чувствует неприязнь к театру.
Но стоит преодолеть себя и посетить театр, и жизнь без театра покажется невозможной! Театр отдает положительные эмоции, дарит вдохновение!

Итак, вся интрига направлена против гусара К урчаева, у которого Глумов хочет отнять надежду получить наследство после смерти их общего дядюшки Мамаева, и против Машеньки, которая хочет выйти замуж за Курчаева. Как будто бы перед нами та самая влюбленная пара, которой ) темном царстве не дают соединиться деспоты. Но Островский всеми мерами устраняет такую т рактовку этих персонажей. Прежде всего, для >т ого введена прямая самохарактеристика Машеньки:

Машенька. . Я московская барышня, я не пойду замуж без денег и без позволения родных. Мне Жорж Курчаев очень нравится, но если вам неугодно, я за него не пойду и никакой чахотки со мной от этого не будет. Но, ma tante, пожалейте меня! У меня, благодаря вам, есть деньги. Мне хочется пожить.

Турусина. Понимаю, мой друг, понимаю. Машенька. Найдите мне жениха какого угодно, только порядочного человека, я за него пойду без всяких возражений. Мне хочется поблестеть, покрасоваться (V, 136).

Мамаев. Я ведь не строгий человек, я все больше словами. У купцов вот обыкновение глупое: как нас тавление, сейчас за волосы, и при всяком слове и качает, и качает. Этак, говорит, крепче, понятнее. Ну, что хорошего! А я все словами, и то нынче не нравится (V, 112).

Особый конфликт пьесы был художественным выражением сатиры особого типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные для среды, сколько ход вещей, обычай, уклад жизни в целом. Именно поэтому здесь нет жертв, нет и злодеев. Глумов — единственный активный герой комедии — создает и ведет интригу, цель которой его личное преуспеяние. Но среди всех действующих лиц нет в сущности ни одного постр адавшего от действий Глумова. Таким образом, Глумов не совсем обычный отрицательный герой. Е динственный человек, перед которым он поистине виновен — он сам.

Образ Глумова занимает в пьесе (да, пожалуй, и во всем творчестве Островского) совершенно особое место. В самом Глумове и особенно в характере его взаимодействия с остальными персонажами — все новаторство пьесы.

Герой из д ворянской среды, размышляющий, оценивающий общественное и социальное бытие своих современников, ищущий свое место в жизни и остро чувствующий превосходство над массой своих собратьев по классу — образ, богато разработанный русской классической литературой и в творчестве предшественников Островского я в творчестве его великих современников. Здесь Глумову предшествует вся галерея лишних людей (хотя и не только они).

Судьба Ильи Ильича Обломова знаменует один из возможных путей, или, вернее, тупиков. дворянского интеллигента накануне крестьянской реформы. Это путь человека, не способного к активной борьбе, но и не желающего участвовать в жизни современного ему общества в таких формах, как это делают его более заурядные собратья по классу. Путь Глумова у Островского — это другой в озможный путь, путь предательства по отношению к собственной личности, отступни чества, нравственного раздвоения, ведущего к разъедающему цинизму и ам оральности. Если иметь в виду такое понимание личности Глумова, то дневник Егора Дмитриевича (вернее, то обстоятельство, что он ведет дневник) оказывается очень важным идейн о-художественным средством характеристики героя. Если же не видеть связи образа Глумова с ли тературной традицией, о которой мы говорили выш е, то дневник выгляди т и скусственным при емом, который пон адобился Островскому для чисто технических целей (для построения занимательной интриги).

Конфликт героя со средой, столь характерный для произведений. литературных предшественников Остров ского, сведен, как мы видели, к минимуму. Зато чрезвычайно острый конфликт существует внутри личности самого Глумова. Его ум, талантливость, артистизм, вообще вся е го человеческая незаурядность состоят в глубоком и непримиримом противоречии с жаждой п реуспеяния в этом обществе пошлых и заурядных людей.

Глумов (садится к столу). Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь). Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором, и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечения (V, 106).

Несоответствие образа действий Глумова, его жизненной практики, поступков и природных возможностей этого человека — вот что демонстрирует нам дневник Глумова. Здесь, в дневнике — единственное место, где проявляются его способности, ум, наблюдательность. Для того чтобы преуспевать в таком обществе, в каком он намерен завоевать положение, не нужно даже быть тонким интриганом, великим актером. В сущности даже и незаурядный ум Глумову не нужен (единственное, что от него потребовалось, это верно понять и оценить интеллектуальный уровень своих партнеров) .

Верно, что в жизни одураченные Глумовым Мамаев и Крутицкий едва ли так терпеливо выслушали бы его отповедь и тут же в сущности простили его и пообещали поддержку в. будущем. С точки зрения бытовой психологической достоверности это неестественно. Но художественная правда здесь несомненно налицо: эта гротескная развязка как нельзя более верно выразила социальную и даже политическую сущность всех участников пьесы.

Персонажи в пьесах такого типа взяты как бы в отдельности, между собой они с вязаны слабее, чем каждый из них связан с главн ым ге роем. Герой-то и проводит таким образом зрителя вдоль по этому , ряду, по этой галерее, демонстрируя свое отношение к каждому[6] . У Грибоедова форма • такого отношения — словесная характеристика? (или самохарактеристика). У Гоголя — непосредственно сюжетное взаимодействие. У Островского, как видим, и то и другое.

Как мы уже говорили выше, действующие лица комедии обрисованы Ост ровским не во всей полноте их характеро в (а мы знаем, что драматург прек расно умел это делать), они как бы увидены глазами Глумова и раскрыты в той мере , в какой это доступно главному герою. Поэтому действующих лиц комедии можно разделить на две группы: кружок, общество, в которое стремится Глумо в (это Мамаевы, К рутицкий, Городулин и Турусина) и все остальные, которые участвуют в основном в развитии интри ги и в этом смысле,как ни парадоксально, играют в пьесе второстепенную роль, так как главная художественная задача Островского в этой комедии — сатира на пореформенную дворянскую Москву.

Четко определив социальную, общественную психологию основных персонажей, Островский оставил театру большой простор для трактовки каждого действующего лица в плане его бытовой конкретн ости, личной психологии. Богатая сценическая история пьесы знала здесь весьма разнообразные и равно убедительные трактовки Голутвина и Мамаевой, Глумовой и Манефы.

Мамаев — первый человек, вводящий Глумова в желанный круг общества, к которому герой принадлежит по рождению, но который закрыт для него из-за его бедности. Что же это за человек? К моменту его появления на сцене зрители уже знают, что он богат, любит всех поучать, имеет много свободного времени, которое пытается занять видимостью дела, что, не имея своих детей, постоянно переписывает завещание в пользу то одного, то другого из своих многочисленных племянников. Едва появившись на сцене, Мамаев дополняет свою характеристику:

Мамаев. (Обращаясь к своему слуге. — 4. Ж .) Разве ты, братец, не знаешь, какая нужна м не квартира? Ты должен сообразить, что я статс кий советник, что жена моя, а твоя барыня, люб ит жить открыто. Нужна гостиная, да не одна (V, III).

[3] Герцен А. И, Поли . собр. соч., т. 2. М, 1954, с 33.

[4] Дурылин С. Указ. соч., с. 21.

[5] Кашин Н. П. Этюды об Островском, т. 1. М., 1912. 142

[6] Это традиционное для народного театра построение. Ср.: Русская н ародная драма XVII—XX веков. Тексты пье с и описания представлений. М., 1953.

[7] 14 Никитенко А. В. Дневник, т. III. М., 1956, с. 19—20.

[8] 15 Филиппов Вл. Язык персонажей Островского. — В кн.: А. Н. Островский-драматург. М., 1946, с. 108.

Сюжетная основа комедии (идея) -
попытка молодого и небогатого ч-ка Егора Дмитриевича Глумова во что бы
то ни стало заполучить у важных людей протекцию для выгодной должности
и богатую невес­ту.
"Умен, зол и завистлив",- так он характеризует сам себя.
И не без основания.
Глумов - пружина действия и его стержень. Все ос­тальные персонажи
так или иначе соизмеряются с ним и соотносятся с его действиями.
Ум и изобретательность Глумова подсказывают ему способы
контакта с окружающими и определяют характер его пос­тупков.
Словно шахматный игрок, он наперед просчитывает свои шаги.

Пьеса насыщена событиями и событийными диалогами.
Одна из основных примечательностей пьесы состоит в мелькании
сцен, событий, лиц.
Чтобы добиться цели, Глумов подкупает гадалку Манефу,
поручает матери писать письма, компрометирующие его удачли­вого
соперника Курчаева, ловко подыгрывает (зная их слабые места)
Мамаеву и Мамаевой, Крутицкому и Городулину, льстя им, лицемеря,
прикидываясь то смиренным, нуждающимся в наставлениях старших,
то пылким любовником, то консерватором, то либералом.
Его жизнь напоминает бесовскую пляску.
Чем ближе к финалу, тем заметнее убыстряется её темп.
Но в последний момент, когда невеста была уже в руках,
а доходное место, можно сказать, в кармане, все рухнуло,
и над Глумовым смогли поглумиться, обнародовав его днев­ник
"Записки подлеца, им самим написанные".
За локальной ситуацией, которая в стремительно развивающемся
действии передала крушение планов персонажа, стоит масштаб­ная
социально-политическая обстановка кризиса 60-х годоа,
такого момента истории, когда ломаются привычные формы жизни,
меняется идеология, в результате чего людям приходится
приноравливаться к обстоятельствам или совершать карьеру,
пуская в ход лицемерие, ци­нично продаваясь влиятельным людям.

Конфликт героя со средой сведен, к минимуму.
Зато чрезвычайно острый конфликт существует внутри личности самого
Глумова. Его ум, талантливость, артистизм, вообще вся его человеческая
незаурядность состоят в глубоком и непримиримом противоречии
с жаждой преуспеяния в этом обществе пошлых и заурядных людей.
Внутренний конфликте личности Глумова не следует понимать
как борьбу злых и добрых побуждений в душе героя.
История Глумова не есть история искушения и падения честного человека.
Мы застаем его героя в момент, когда он решительно вступил в борьбу
за преуспеяние в обществе, богатство, карьеру.
Ни о каких моральных страданиях, ни о каких угрызениях совести
нет и речи.
Более того, этическая самооценка героя звучит вполне определенно:
“Я умен, зол и завистлив”.

Главный герой пьесы Глумов - это такой Чацкий на максималках. Он сетует, что все вокруг такие глупые и занимают высокие посты, а ему, обедневшему дворянину, нужно выслуживаться с низов, да и это дело бесполезное, высокого чина все равно не получишь. Так что, видимо, ему все это осточертело и он высказывается своей матери, что грех не воспользоваться глупостью окружающих его людей, что теперь он собирается добиться высокого положения, наладив связи с помощью лести, а все едкие замечания он будет выплескивать в свой дневничок. Не трудно догадаться, что он его в итоге и погубит. Ну как погубит, немного сорвет планы. Вообще пьеса о том, что какой бы ты умный не был, всего предвидеть ты не сможешь. Сам этот тезис есть уже в названии. Но что интересно, сам Глумов не стал отнекиваться, когда его план раскрылся, а наоборот всем высказал все в лицо. И общество решило, что через какое-то время они снова примут его. Это мне показалось странным, но в этом и вся комичность ситуации. То ли они испугались его ума, то ли решили, что он разделяет их систему ценностей. Когда же я пытаюсь представить себе, что будет дальше с Глумовым, вижу только, как он захлебывается от собственной желчи, вне зависимости от его финансового благополучия. Вообще многие не любят читать пьесы, а мне наоборот такой формат нравится. Нет затянутых описаний - сюжет в чистом виде. Эта пьеса примечательна тем, что неплохо отражает то время, в котором происходят события, точнее один его аспект. Только-только отменили крепостное право и начинают появляться первые капиталисты. Даже один из героев называет Глумова настоящим капиталистом. Так что, думаю, такой человек, как он, все-таки нашел там применение своим талантам.

Место действия – Москва 60-х годов делает как бы еще рельефнее эти свойства времени: в старой столице “новые веяния” выглядят карикатурнее, а старозаветные крепостнические нравы держатся здесь прочнее. В пушкинские времена хлебосольная и гостеприимная Москва слыла антиподом чиновного Петербурга. Пушкин писал в напутственном послании своему приятелю Всеволожскому:

Итак, от наших берегов, От мертвой области рабов, Капральства, прихотей и моды Ты скачешь в мирную Москву, Где наслажденьям знают цену, Беспечно дремлют наяву И в жизни

любят перемену. Разнообразной и живой Москва пленяет пестротой, Старинной роскошью, пирами, Невестами, колоколами…

Мы найдем у Островского лишь слабые отголоски этой: добродушной идиллии. Время железных дорог и акционерных компаний, либеральных речей и адвокатских контор заставило Москву изо всех сил тянуться за Петербургом. Правда, Москва и тут пыталась отличиться, придав либеральной шумихе чисто “московскую” окраску. С легкой руки откупщика-миллионера В. А. Кокорева здесь вошли в моду торжественные обеды с либеральными тостами, когда за одним столом собиралось несколько сот человек и речи

А вместе с тем в бытовом укладе города, где еще недавно слыл пророком глава московских ворожей и гадальщиц Иван Яковлевич Корейша, оставалось много ветхого, причудливого, что шло от наследия дореформенной поры. Исконный консерватизм, прилаженность всего быта к старым крепостническим,. патриархальным порядкам все еще во многом определяли жизнь в купеческих домишках Замоскворечья и дворянских особняках между Арбатом и Пречистенкой.

“Нигде традиции барства и холопства не проникли так глубоко в жизнь, не пропитали, так сказать, всего. нравственного существа ее, как в Москве,- писал в 1868 году публицист. “Отечественных записок”.- Проникнув в больших, или меньших дозах во все классы общества и соединившись здесь с русским кулачеством и самодурством, они представляют собою такую чудную нравственную амальгаму, запах которой крепко бьет в кос всюду, не исключая даже науки и литературы”.

Снова вспоминается постановка Театра им. Вахтангова. Смущало уже само представление театра о “месте действия”.

Оформление, подготовленное известным театральным мастером Н. П. Акимовым, было красочно, эффектно, но не убедительно. Художник дал спектаклю нарядные, праздничные декорации: почти современный веселый, цветной интерьер квартиры Глумова в первом акте, роскошная белая колоннада на берегу лазурного озера (Люцерн? Лаго Маджоре? – терялся зритель), долженствующая изображать дачу Турусиной в Сокольниках, и т. н. Это сразу же губило важный для комедиографа контраст “новых веяний” и стародавнего, устойчивого, косного московского быта.

Будто услышав слово “комедия”, режиссер решил: пусть зритель сполна насладится веселым, развлекательным, насмешливым зрелищем.

В 1972 году мне довелось увидеть постановку “Мудреца” в Псковском областном театре (режиссер В. Иванов). И там сценография спектакля была куда убедительней. Художник А. Славин представил на сцене во всю ее высоту и ширину грязно-желтый портал казенного дома александровских времен: временами он раздвигался, давая простор сценическому действию в интерьерах, и снова захлопывался глухо, как створки раковины или, точнее, как застегнутый на все пуговицы мундир.

В этом было тонкое ощущение атмосферы истории. “Воздуха” времени. Декорация была камертоном и для артистов: она соответствовала понятию о том, чем осталась в памяти России та пора – пора первых итогов реформ, так много издали обещавших, но никого не удовлетворивших; пора общественного безразличия, рабского молчания большинства, потери перспективы, рождавшей отвращение к социальным проблемам или склонность к легковесной городулинской болтовне.

Не думаю, что мы запрашиваем у театра слишком многого, когда требуем от сцены того, что доступно историческому пониманию. У художника есть свои средства рассказать о том, что знает историк.

Работая еще до революции над постановкой “Мудреца” в Московском Художественном театре Вл. И. Немирович-Данченко в таких словах определял общий тон спектакля: “1866 год. Очень неблагодарный в смысле внешнего стиля,- как линий, так и красок.

Но, может быть, в наше время (это говорилось в 1909 году) можно найти вкус в суховатости, прямолинейности и бескрасочности эпохи…

Лето. Москва. Жарко. В общем тоне исполнителей самое важное – найти огромное эпическое спокойствие.

Точно тысячи лет так жили и будут так жить еще тысячи лет. Только что произошла крупная реформа (61-й год), где-то появились новые люди, новые мысли, новые слова. Но сюда ворвутся только слова Городулина.

Ничто не изменится”.

Чутье художника верно подсказало Немировичу-Данченко общее настроение пьесы, стиль и “цвет” времени. “Огромное эпическое спокойствие” – не просто черта мироощущения Островского-бытописателя. Как бы по контрасту с внешне суетливой и крикливой современностью в комедии обнажаются более глубокие и устойчивые в своей неизменности пласты жизни. Вопреки либеральной фразе об “обновленной России”, о “заре новой жизни”, реформы не принесли ожидаемого благоденствия, и под тонкой пленкой прогресса всюду еще проглядывала старая, косная домостроевская Русь.

Когда Глумов говорит Городулину, что, если хочешь выслужиться, надо иметь лакейские качества, холопство “с известной долей грациозности”, горячий поклонник “новых учреждений” прерывает его: “…Все это было прежде, теперь совсем другое”.- “Что-то не видать этого другого-то”,- резонно отвечает Глумов.

Сама возможность для таких исторически отживших людей, как Крутицкий или Мамаев, играть какую-то роль в обществе – свидетельство того, что крепостное право не побеждено, хоть и надломлено. И как же, в общем, безрадостны итоги, к каким пришло общество в результате десятилетия “великих надежд”!

Читайте также: