На родной стороне и камешек знаком сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов и художественных произведений о Родине, о подвигах, о славе; учить анализировать тексты, определять опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока),

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Родина

Родина — слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес.

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок. и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка —

Это тоже Родина.

— Понравилось вам стихотворение?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

III. Актуализация знаний

— Рассмотрите нашу выставку. Как ее можно назвать?

— Расставьте буквы в определенном порядке, чтобы получилось слово.

— Какое слово получилось? (Родина.)

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения могут быть здесь помещены? (Предположения обучающихся.)

— Прочитайте на с. 56 учебника, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Поступок, подвиг.)

— Как вы понимаете эти слова?

Поступок — решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Подвиг — героический, самоотверженный поступок.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Что нам говорит профессор Самоваров?

— Прочитайте следующий диалог Ани и Вани.

— О чем они говорят?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Расскажите, о чем говорит нам автор этого стихотворения.

— Что вы могли бы добавить? Перечислите.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

— Что вам в нем особенно понравилось?

— Как можно озаглавить это стихотворение?

— О какой Родине говорит нам автор?

— Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?

— Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)

— Прочитайте слова профессора Самоварова. Какой вы представляете себе свою Родину?

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.

• Береги землю родимую, как мать любимую.

• Своя сторона не бывает холодна.

• На родной стороне и камешек знаком.

— Прочитайте высказывания о Родине известных людей. На с. 57 учебника найдите цитату из письма А. Пушкина к П. Чаадаеву.

Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее. (К. Ушинский.)

Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина. (К. Ушинский.)

Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать. (М. Шолохов.)

— Объясните эти высказывания. Как вы их понимаете?

— Согласны ли вы с ними? Почему?

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— С какими произведениями работали?

— Что для вас значит слово Родина?

Домашнее задание


Гдз, ответы тетрадь по литературному чтению Кутявина 4 класс.

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс.

Ответы к стр. 76 — 77

1. Прочитай стихотворение В. Богданова. Как ты понял его смысл? О чём оно? Запиши. Можно ли это стихотворение включить в раздел, который ты только что изучал?

Мой первый друг, Антипин Колька,
Он, верно, помнит этот день,
Когда на тихом солнцепёке
Накрыла нас живая тень.
Мы оглянулись и застыли,
Разинув в оторопи рты:
Стоял солдат, седой от пыли,
И улыбался с высоты.
И вдруг, подхваченный тем мигом,
Признав чутьём, а не с лица,
Я задохнулся сладким криком
В немом объятии отца.
К его щеке припал и замер.
А сзади, в ярком свете дня,
Смотрел сиротскими глазами
Антипин Колька на меня.

Это стихотворение о войне, о том, что не каждый мальчишка дождался своего отца. Стихотворение можно включить в раздел.

2. Допиши имя и отчество автора.

Дрожжин Спиридон Дмитриевич.
Никитин Иван Саввич.
Жигулин Анатолий Владимирович.

3. Узнай произведение и его автора.

Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые.

4. Напиши пословицы о Родине.

Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Своя сторона не бывает холодна.
Пока под чужой крышей не побываешь, свою, что течёт, не узнаешь.
На родной стороне и камешек знаком.

5. Составь синквейн о Родине.

Родина
неповторимая, любимая
гордимся, заботимся, ценим
лучше нет родного края
Россия



Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родина краше солнца, дороже золота.

Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Без любви к человеку нет любви к Родине.

В родном краю сокол, в чужом – ворона.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Где не жить – Родине служить.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Для Отчизны не жаль жизни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

За Родину, за честь – хоть голову снесть.

Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.

Кто Отечество предает, тот нечистой силе свою душу продает.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

На родной стороне даже дым сладок.

На родной стороне и камешек знаком.

Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за Родину в бой идет.

Нет в мире краше Родины нашей.

Нет в мире лучше родного края.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Предать Родину – опозорить мать и отца.

Родина любимая – мать родимая.

Родина начинается с семьи.

Родину головой оберегают.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

С родной-то стороны и ворона павы красней.

Только тому почет будет, кто Родину не на словах, а делом любит.

Тот герой, кто за Родину горой.

Человек без Родины, что семья без земли.

Чужбина – калина, родина – малина.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: