На основе прочитанного текста напишите сочинение рассуждение ответив на вопрос почему мама считала

Обновлено: 05.07.2024


(1)Первым во дворе модные кроссовки надел Кешка
Щеглов. (2)И не какие-нибудь, а трехцветные, английские. (3)Он ходил по двору и
попинывал все, что попадалось под ноги: спичечные коробки, камешки, стаканчики
из-под мороженого.

(4) Глаза у пацанов загорелись: везло же Щеглову! (5)Один только Витька Сомов не участвовал в
обсуждении кешкиной обновы. (6)Кроссовки, конечно, были классные, но завидовать
Щеглову Витя не хотел. (7)У него в груди все горело от досады, что везет именно
Кешке. (8)Горело так, будто он глотнул крутого кипятку. (9)Уж везло бы Толе
Голеву – его отец берет мальчишек на рыбалку. (10)Или Сане Борисову –
он живет без папы, с мамой и бабушкой. (11)Но везло Щеглову, задире и драчуну.

(12)Кешка был грозой двора и несчастьем родителей,
которые выбились с ним из сил. (13)Он обижал других не просто так: все его
проделки были злыми.

(14)А сегодня Кешка в новых кроссовках, фирмовых.
(15)Нет, не хочет Витя ни завидовать Щеглову, ни радоваться за него. (16)Другие
пусть как хотят.

(17)Но само собою вышло, что и другие ребята
отделились от Кешки и побрели к дому. (18)Они сидели на кушетке возле
штакетника и смотрели, как бабушка из соседнего дома кормит голубей.
(19)Голубям она выносила хлебный мякиш и всегда крошила его на крышку колодца.
(20)Голуби привыкли и с утра уже семенили на колодезном пятачке, доверчиво
петляли под ногами прохожих.

(21)Голуби подбирали последние крошки, когда Кешка
Щеглов, поравнявшись со старушкой, носком кроссовки поддел одну из птиц и
отбросил с асфальта на газон. (22)Голубь забил крыльями, пытаясь подняться, но
тут же сложил веер хвоста и упал набок. (23)Старушка с ненавистью проводила
Щеглова взглядом.

– (24)Ты что, живодер! – Витька скатился с
кушетки и подбежал к подбитой птице. – (25)Ты же ему ноги перебил!

– (26)А что они путаются под ногами! (27)Перестрелять
их всех пора.

– (28)Что она – мешала тебе? – Витя с голубем в
руке стоял перед Щегловым. – (29)Как дам сейчас!

– (30)Ты? – разинул Кешка рот от изумления.

(34)Витька стоял перед ребятами с голубем в руке, и
ему хотелось плакать.

(46)Витя уходил мелкими шажками, ждал, что кто-то
окликнет либо догонит и зашагает рядом. (47)Никого не было. (48)Навстречу со
стула поднялась старушка и решительно
взяла из Витькиных рук голубя.

(5)Больных она определяла сразу по разным признакам: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

(13)- Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

(18)- Необидное прозвище, - сказала мама. (19)- Но в бюро не может работать один человек. (20)Должно быть минимум два. (21)Ты понял?

(22)- Живёте на износ, бесценная наша, - сокрушался Гнедков. (23)- А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.

(25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.

(26)- Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни. нежил и баловал вас, как дитя! (28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: мама прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

(30)- Врач - не только профессия, но и образ жизни, - уверяла она.

(31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком (70 слов - 7 класс, 90 слов - 9 класс). ПРОЧИТАТЬ рассказ А.И.КУПРИНА "Чудесный доктор"

Цель: П ознакомить учащихся с особенностями сочинения-рассуждения на основе данного текста.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами поговорим о памяти, о том, какой смысл мы вкладываем в это слово и какое значение память имеет для нас;

познакомимся с новым типом сочинения-рассуждения на основе данного текста. Особенность этого сочинения состоит в том, что, аргументируя свой ответ на вопрос, автор сочинения должен привести не менее 2-х доказательств из предложенного текста, а затем свой пример.

3.Работа по теме урока

Учитель: Итак, ПАМЯТЬ… Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Учитель: Действительно, Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что мы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху — дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали, память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Мы можем вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у нас есть память на вкусовые ощущения. Зимой мы можем вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у нас есть память на запахи. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза - зрительная память . Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха — слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов.

О доброй силе памяти написал советский поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит.

Шумит, не умолкая, память-дождь.

И память-снег летит и пасть не может.

Учитель: А сейчас я познакомлю вас с легендой о манкуртах , которую рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в романе "И дольше века длится день", а вы попытайтесь определить, какую главную мысль хотел донести до читателя Чингиз Айтматов?

Учитель вслух читает легенду, ребята слушают.

Если учащиеся затрудняются, учитель раздаёт тексты каждому учащемуся и повторяет задачу.

(учащиеся про себя читают текст и отвечают на вопрос.

Учитель подводит ребят к мысли, что, только имея память, человек становится человеком)

Учитель: вы правы, если думаете , что, только имея память, человек становится человеком)

А теперь, ребята, давайте в тексте найдём доказательства этой мысли.

(учащиеся называют предложение №4, в котором говорится, что даже родные не пытались искать своих близких, потому что это значило вернуть себе только чучело прежнего человека)

Далее дети вместе с учителем рассуждают о том, что значит мать для каждого человека и делают вывод, что манкурт - это уже не человек, т.к. он забыл свою мать и убил её. Об этом сообщается в предложении № 12.

Учитель: А теперь ребята давайте подумаем, нет ли манкуртов в нашей современной жизни.

(Дети приводят примеры боевиков, которые захватили школу в Беслане и т.д.)

Учитель: Так каким же должен быть человек, чтобы всегда оставаться человеком?

(Дети рассуждают о том, что всегда нужно помнить своих родных, свою страну и дорожить всем, что для тебя свято)

Учитель рассказывает историю современного парня, Андрея Родионова, который служил в армии и был пленён чеченскими боевиками.

Под жестокими пытками он не отказался от своей веры, не принял ислам и не поднял оружие на своих однополчан, попавших в плен. Мать Андрея Родионова долго искала своего сына, но, в конце концов, нашла обезглавленное тело своей кровиночки.

Учитель: Дома, ребята, вы напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя доказательства, как из прочитанного текста, так и собственные.

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство, или можно прибегнуть к цитированию.

Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

4. Рефлексия. Оценки.

Карточка для каждого учащегося

1)Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жу аньжуанов. 2)Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. 3)А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов — рабов, не помнящих своего прошлого. 4)Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. 5)Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения. 6)Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. 7)Ведь мать — это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. 8)Манкурт пас в степи стадо верблюдов. 9)Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. 10)Но манкурт оставался равнодушным. 11)В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. 12)Но и мертвая, она взывала к его памяти. 13)Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай.

Какая главная мысль в этой легенде? Напишите.

Напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя

доказательства, как из прочитанного текста, так и

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство или можно прибегнуть к цитированию. Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы.

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста".

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса.


Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче.


В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку.

(5) Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6) Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

— (7) Это уж моя болезнь, — говорила мама.

— (8) У-у, как вы дышите! — обращалась она к одному. — (9) Не помогать сердцу — это варварство, бескультурье.

— (10) Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? — обращалась к другому. — (11) Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!

(12) Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

— (13) Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

— (18) Необидное прозвище, — сказала мама. — (19) Но в бюро не может работать один человек. (20) Должно быть минимум два. (21) Ты понял?

— (22) Живёте на износ, бесценная наша, — сокрушался Гнедков.

— (23) А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24) Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.

(25) Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.

— (26) Видел бы ваш покойный супруг! (27) Он-то ведь до этой своей болезни. . . нежил и баловал вас, как дитя!

(28) Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29) Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

— (30) Врач — не только профессия, но и образ жизни, — уверяла она.
(31) И бюро добрых услуг продолжало действовать

Читайте также: