На днях пришла ко мне молодая студентка незнакомая бойкая сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Главная беда заключается в том, что канцелярская речь по своей ядовитой природе склонна отравлять и губить самые живые слова. Как бы ни было изящно, поэтично и выразительно слово, чуть только войдет оно в состав этой речи, оно совершенно утрачивает свой первоначальный человеческий смысл и превращается в нудный шаблон.

Мы только что видели: даже слово борьба, едва оно сделалось примелькавшимся словом, употребляемым буквально на каждом шагу, утратило первоначальную свою динамичность, и им стали пользоваться как дешевым шаблоном даже те, кто уклоняется от всякой борьбы.

Так же канцеляризировалось слово протест — конечно, не везде, не для всех, но, во всяком случае, для множества школьников, которые уже давно заприметили, что без этого слова немыслимо ни одно из школьных сочинений.

Любое слово, даже, казалось бы, самое ценное, и то рискует превратиться в истертый шаблон, не вызывающий ни малейших эмоций, если его станут применять слишком часто и притом механически.

Это произошло, например, с такими словами, как яркий и ярко.

Боюсь, что дело обстоит гораздо хуже. Потерять интерес — полбеды. Несчастье заключается в том, что эти книги нередко внушают читателям ненависть к тому, что они хотят восхвалять. Так как ничего, кроме злой тоски, не может вызвать литературоведческий труд, в котором из страницы в страницу мелькают такие слова:

Отнимите у подобного автора его показал и раскрыл, и у него ничего не останется. Требовать у него вдохновения, сердечного жара, новаторства, страсти — все равно что требовать их у вяленой воблы. Его нищенски бедный словарь только и пригоден для регистрации всех этих раскрыл и показал, а если попадется ему под перо такое колоритное выражение, как сгусток энергии, он делает шаблон и из него:

Сочинение вполне удовлетворило учительницу и получило наивысшую оценку.

Показал и раскрыл, и еще показал, и еще, и еще.

Да и все прочие слова — до чего они скудны! Словно исчез, позабылся весь русский язык с его великолепным богатством разнообразнейших слов и уцелели только два-три десятка стандартных словечек и фраз, которые и комбинируются школьниками.

Повторяю: я не настолько безумен, чтобы восставать против этих словосочетаний и слов самих по себе. Каждое из них вполне законно и правильно, и почему же не воспользоваться ими при случае? Но горе, если в своей массе, в своей совокупности они определяют собою стиль многих книг и статей, являются главными приметами этого литературного стиля! Горе, если признаком серьезности исследований о том или ином из великих художников слова будет этот якобы научный, а на самом деле жульнический канцелярский жаргон, весь насыщенный шаблонными словами.

Здесь стандартная фразеология особенно немощна, потому что на страницах твоей статьи или книги придется же тебе процитировать того гениального мастера, о котором ты пишешь, и контраст между его обаятельным стилем и пошлым стилем твоих штампованных, казенных сентенций обнаружит всю позорную скудость твоего ума, твоей личности.

Школьные учебники по литературе до такой степени поглощены усердным истолкованием изучаемых авторов, что их создателям и в голову не приходит научить школяров восхищаться художественным мастерством этих авторов, своеобразием их поэтической речи. Они столько толкуют об идеологии писателя, что у них и времени не хватает сказать о нем как о живом человеке — о нем и о его дивном искусстве.

Вместо того чтобы приучать детвору восхищаться неповторимыми, индивидуальными, ни с чем не сравнимыми чертами каждого автора, учебники изображают всех одинаковыми, так что Пушкина не отличишь от Щедрина.

Для учебника все они схожи, как воробьи или галки. Про каждого, про каждого из классиков здесь говорится, что он:

1) любит родину, 2) любит народ, 3) протестует против мрачной действительности; что он, как и все они: 4) гуманист, 5) реалист, 6) оптимист, 7) не имеет никаких недостатков и вообще никаких индивидуальных примет.

Вместо того чтобы показать и объяснить ученикам, чем один писатель не похож на другого, в чем неповторимое своеобразие его творческой личности, учебники чрезвычайно хлопочут о том, чтобы выдвинуть возможно рельефнее такие черты, которыми все эти столь разные люди похожи один на другого, то есть приводят их к одному знаменателю.

Конечно, никто не спорит: все они любили родину, любили народ — за это им честь и хвала! — но каждый любил по-своему, — Глеб Успенский вот так, а Чехов совсем иначе, и писали они каждый по-своему — в зависимости от своих социальных позиций, от своей духовной природы, от своего темперамента, от тех или иных фактов своей биографии.

Такое попугайство опасная вещь, потому что оно освобождает детей от мышления.

Подметив, что преподаватель словесности ставит превыше всего не те искренние мысли и чувства, которые живы в ребячьей душе, а закостенелые фразы учебника, хитроумные школьники зазубривают эти фразы наизусть и, ловко жонглируя ими, благополучно получают пятерки!

Хороших педагогов у нас больше, чем принято думать. Но требования, которые предъявляются к ним школьной программой, не дают развернуться их талантам, их творчеству.

Я уверен, что многие из них будут творить чудеса, если дать им учебник, написанный свежо, увлекательно, без угрюмого налета казенности, празднично и любовно оформленный — иллюстрированный не только портретами, но и картинами из жизни писателей (картинами по возможности в красках).

Повторяю: если бы школы и вузы поставили себе специальную цель — отвадить учащихся от нашей бессмертной и мудрой словесности, они не могли бы достичь этой цели более верными и надежными средствами.

Сильнейшее их оружие — скука. Драгоценные мысли и чувства, которые могли бы воодушевить и облагородить детей, часто преподносятся им в надоевших, затасканных формах, за которыми школьники чутко улавливают полное равнодушие к делу. Мало-помалу они приучаются таить про себя свои подлинные мнения и, отвечая урок, прибегают к стандартной фразеологии учебников, столь любезной иным педагогам.

Журналист М. Розовский в невеселой пародии едко высмеял то бессовестное обращение со словом, к которому иные человеки в футлярах все еще принуждают детей, ставя им хорошие отметки за приспособленческие, лживые фразы.

Дай этим школярам любую тему, хотя бы о Бабе-яге, и они без зазрения совести напишут вот такую ахинею:

«Замечательное произведение — сказка о Бабе-яге — является замечательным образцом нашей замечательной литературы.

Тяжелое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.

Но, конечно, этих шаблонов им мало, и они пускают в дело еще два десятка других.

«И в это время, — продолжают они, — особенно звонко прозвучал светлый голос[231] неизвестного автора сказки о Бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы.

План этого школьного сочинения, по словам пародиста, такой:

«I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.

II. Главная часть. Показ Бабы-яги — яркой представительницы темных сил.

б) связь с народом;

в) вера в будущее.

К сожалению, нельзя сказать, что эта пародия не опирается на реальные факты.

Никогда не забуду тот горестный случай, который мне довелось наблюдать.

Старик привел в детскую библиотеку четырнадцатилетнего внука и в разговоре со мною посетовал, что тот питает слишком большое пристрастие к приключенческой литературе о шпионах.

Внук гневно взметнул на него свои черные красивые глаза.

— А ты что думаешь, я тебе Пушкина читать буду!

Я рассказал об этом случае в газете и получил от одной учительницы такое письмо, в котором слышится слишком уж горькое чувство.

«…Нельзя, — говорится в письме, — больше ни одного года терпеть существующий у нас стиль преподавания русской литературы. Если бы вы почитали сочинения выпускников — не одно, а в массе! Страшно становится: „образы“, „представители“, „проходят красной нитью“, „гневный протест“ и т. д. А поговоришь с человеком, он и произведения, оказывается, не читал, о котором только что так бойко отзывался.

Не вредит ли навязчивое, слишком усердное толкование, пресловутое „анализирование“ русских стихов, рассказов, поэм, повестей? Не полезнее ли для ребят просто побольше их читать, может быть, с помощью умного старшего друга?

Получается, что между Пушкиным и четырнадцатилетним мальчуганом стоит какой-то страшно тусклый и бездушный посредник, взявший на себя роль переводчика. Почему мы не доверяем поэтам, художникам слова? Ведь художественное произведение тем и замечательно, что доводит такую-то идею до глубин нашего сознания. Кто лучше Льва Толстого скажет мне то, что он „хотел сказать“? Учителя очень часто обращаются к ученикам с общей формулой: „писатель своим произведением (или этими словами) хотел сказать…“ Хотел, да не мог: не хватило, стало быть, ума и таланта. А вот учебник сейчас вам все растолкует.

Непосредственное, прямое, эмоциональное восприятие того или иного произведения поэзии должно предшествовать всяким учительским мудрствованиям над ним.

Что же касается того анализа, о котором иронически упоминает Твардовский, — кому же неведомо, что во многих случаях этот анализ представляет собой чистейшую фикцию!

Между тем именно теперь, когда педагогический процесс совершается под лозунгом приближения школы к жизни, особенно дикими кажутся мне эти догматические методы изучения одной из самых жизненных и жизнелюбивых литератур человечества, вся сила которой в ее слиянии с действительностью.

Поэтому так радуют дружные требования передовых педагогов, настаивающих, чтобы этой догматике был положен конец.

Вот что пишет, например, учитель Ю. Недоречко (Таганрог):

О том же говорят и руководители тридцати районных методических объединений Орловской области:

Учительница К. Р. Лапина (г. Нижний Тагил) говорит:

Учитель Б. И. Степаншин (Львов):

Все педагоги, выступающие в этом журнале, — все в один голос требуют, чтобы классные сочинения школьников были самостоятельными.

Вообще, когда перелистываешь этот журнал, проникаешься твердой уверенностью, что старые, закостенелые методы преподавания словесности, осужденные передовой педагогической мыслью, уже недолго просуществуют у нас. Лучшие педагоги страны вынесли им смертный приговор.

Пришел в библиотеку молодой человек лет шестнадцати и попросил деловито:

— Какой тут материал? — сказал я. — Это дело вашего личного вкуса. Не спрашиваете же вы у меня материалов для объяснения вашей любви… ну, хотя бы к футболу.

— Так ведь футбол я люблю в самом деле, а Тургенева…

Вот до чего довели наших талантливых школьников те далекие от жизни методы преподавания словесности, которые, как мы видим, горячо ненавистны лучшим учителям и учащимся. Теперь их осудила вся общественность, и — я верю — возврата к ним нет и не будет.

Конечно, не все педагоги относятся к разряду догматиков. Но, к сожалению, требования, которые еще так недавно предъявлялись к ним школьной программой, не давали развернуться их талантам. От живой жизни она нередко уводила их в область отвлеченной схоластики.

Хочется верить, что так и случится, что приемы и методы нашей педагогической практики, вставшие в противоречие с действительностью, будут отметены и забыты.

Именно этой оптимистической верой проникнута вся речь Александра Твардовского.

Но старое не сдается без боя. Нам всем предстоит борьба с одряхлевшей рутиной, цепляющейся за привычный стандарт.

В эту борьбу попытался включиться и я.

Я убежден, что изучение русской литературы станет лишь тогда живым и творческим, если из школьного обихода будет самым решительным образом изгнан оторванный от жизни штампованный, стандартный жаргон, свидетельствующий о худосочной, обескровленной мысли. Против этого жаргона я и восстаю в своей книжке, убежденный в самом сердечном сочувствии лучших педагогов-словесников.

Никому не уступлю я своей многолетней любви к педагогам. Если неграмотная старая Русь в такие короткие сроки сделалась страной всеобщей грамотности — здесь заслуга советских учителей и учительниц. Их тяжкий и такой ответственный труд требует от них неослабного, непрерывного напряжения сил.

Подвигом всей своей жизни они приобщили к культуре сотни миллионов людей.

Но этого, конечно, недостаточно. Это только первая ступень. Грамотность не цель, а только средство. И весь вопрос в том, как средство будет использовано.

Именно теперь, когда грамотность стала всеобщей, безграмотность отдельных людей и общественных групп ощущается гораздо сильнее, чем прежде.

И борьбу с нею нужно вести беспощадно и мужественно, чтобы от нее и следа не осталось в будущем.

Не нужно забывать, что подлинная грамотность — не только в правильном написании и произнесении слов.

На днях пришла ко мне молодая студентка, незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой просьбой. Исполнив ее просьбу, я со своей стороны попросил ее сделать мне милость и прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять или десять страничек, чтобы я мог полчаса отдохнуть.

Таков мой любимый отдых.

Первые страницы этой упоительной повести прямо-таки невозможно читать без восторга: такое в ней разнообразие живых интонаций и такая чудесная смесь убийственной иронии, сарказма и лирики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и глуха. Читала Гоголя, как расписание поездов, — безучастно, монотонно и тускло.

Перед нею была великолепная, узорчатая, многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для нее эта ткань была серая.

Конечно, при чтении она сделала немало ошибок. Вместо бла?га прочитала блага?, вместо меркантильный — мекрантильный и сбилась, как семилетняя школьница, когда дошла до слова фантасмагория, явно не известного ей.

Но что такое безграмотность буквенная по сравнению с душевной безграмотностью! Не почувствовать дивного юмора! Не откликнуться душой на красоту! Девушка показалась мне монстром, и я вспомнил, что именно так — тупо, без единой улыбки — читал того же Гоголя один пациент Харьковской психиатрической клиники.

Здесь она спасовала совсем, словно Герцен был иностранный писатель, изъяснявшийся на неведомом ей языке. Все его словесные фейерверки оказались впустую: она даже не заметила их.

Девушка окончила десятилетнюю школу и благополучно училась в педагогическом вузе. Никто не научил ее восхищаться искусством — радоваться Гоголю, Лермонтову, сделать своими вечными спутниками Пушкина, Баратынского, Тютчева, и я пожалел ее, как жалеют калеку.

Ведь человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике.

Но всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь своих юных питомцев?

Нет, для множества школьников литература — самый скучный, ненавистный предмет.

Главное качество, которое усваивают дети на уроках словесности, — скрытность, лицемерие, неискренность.

Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку.

Я уже не говорю о том, что вульгарносоциологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам эмоциональное, живое отношение к искусству.

Поэтому нынче, когда я встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев Толстой участвовал в Бородинском сражении, и путают старинного поэта Алексея Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это закономерно, что иначе и быть не может. Все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших великих (и невеликих) писателей.

Без энтузиазма, без жаркой любви все такие попытки обречены на провал.

Теперь много пишут в газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников, которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится.

Не нужно забывать, что подлинная грамотность – не только в правильном написании и произнесении слов.

На днях пришла ко мне молодая студентка, незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой просьбой. Исполнив её просьбу, я со своей стороны попросил её сделать мне милость и прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять или десять страничек, чтобы я мог полчаса отдохнуть.

Таков был мой любимый отдых.

Первые страницы этой упоительной повести прямо-таки невозможно читать без восторга: такое в ней разнообразие живых интонаций и такая чудесная смесь убийственной иронии, сарказма и логики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и глуха. Читала Гоголя, как расписание поездов, - безучастно, монотонно и тускло.

Перед нею была великолепная, узорчатая многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для неё эта ткань была серая.

Конечно, при чтении она сделала немало ошибок. Вместо блага она читала блага, вместо меркантильный - меркантильный и сбилась, как семилетняя школьница. Когда дошла до слова фантасмагория, явно неизвестного ей.

Корней Иванович Чуковский / 1882 – 1969/ - известный русский поэт, публицист, критик, также переводчик и литературовед. Знаменит в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе.

1. Определите тему текста.

2. В каком значении употреблено прилагательное бойкая в тексте. Подберите к этому слову синонимы.

3. Укажите средства художественной выразительности, которые передают эмоциональный настрой автора?

4. Подберите синонимы к слову подлинная из текста К.Чуковского?

5. Почему повесть Н.Гоголя "Невский проспект" нельзя читать без восторга?

6. Вспомните, чем отличается ирония от сарказма.

ирония – ____________________________________________________________________________________________________________________________________

сарказм – ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечитайте предложения последнего абзаца. Какую роль в них играет восклицательная интонация?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 15

- Прочитайте текст.

Бабушка говорила мне про нелюбовь. Считала её самым страшным.

Да уж! Нелюбви хоть отбавляй.

Но раз она есть, эта нелюбовь, существует и любовь. Существует внимание и интерес – одного человека к другому, к жизни, которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью.

И когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами и нас с теми, кто после нас.

Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и все-таки она есть.

Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга.

Альберт Анатольевич Лиханов /1935/ - детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда.

1. В каком предложении заключена главная мысль текста?

2. На основе какого средства художественной выразительности построен данный текст?

3. Выпишите антонимичные пары.

__________________________________________________________________4. Перед вами словарная статья из Толкового словаря С.И. Ожегова.

Нить – 1. То же, что и нитка.

2. Предмет, по форме напоминающий нитку.

3. перенос. О том, что связно развивается, образуя как бы единую линию, цепь.

Какому из 3 значений соответствует слово "нить" в данном тексте?

5. Объясните значение словосочетания золотая нить.

6. Выпишите ключевые слова из текста.

7. Дополните план текста.

2. Существует ________________.

3. Золотая _____________________________ .

4. Любите ____________________.

8. Напишите подробное изложение этого текста.

9. Как Вы думаете, почему бабушка героя считала нелюбовь самым страшным? Напишите об этом небольшое сочинение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 16

- Прочитайте отрывок из автобиографии русского поэта Николая Рачкова.

Я намеренно не говорю о поэзии, она материя более тонкая, ближе к небу и к душе человека, а потому одним нравятся стихи одних поэтов, другим – других, и это уж так устроено по природе. Пожалуй, даже по тому, какого поэта ты обожаешь, можно много узнать о тебе самом: каков твой характер, что исповедуешь и так далее.

1. Почему автор предпочитает не говорить о поэзии?

2. Для чего надо браться за перо, по мнению автора?

3. Подберите синоним к прилагательному напоенные.

4. Напишите, как вы понимаете значение словосочетания светлые стихи.

5. Выпишите из текста эпитеты.

6. Подумайте, как характеризуют поэта данные эпитеты. Равнодушный ли он человек?

Чтобы подтвердить Ваше мнение, приведем стихотворение Николая Рачкова.

Как волшебные детские мячики –

По весне, в предназначенный срок,

Золотятся цветки мать-и-мачехи

Там, где солнцем прогрет бугорок.

Выбегают с улыбкой доверчивой

К людям: кончился гибельный сон!

Сколько соврано их, покалечено,

сколько втоптано в грязь колесом.

Может быть, вы об этом и вспомните,

Удивляясь, какой это дар,

Отпивая задумчиво в комнате

Чудных листьев целебный отвар.

Нетрудно заметить, что каждое из этих слов характеризует поэта как человека небезразличного, верующего.

7. Сравните два варианта предложений:

- Путь мой в литературе был непростым, один Бог знает, из какого горя и слез поэта вырастают светлые стихи, но в моем сердце было столько любви к родине и людям, что стихи, напоенные этой любовью, в конце концов пробились к моему читателю.

- Путь в литературе был непростым, но в моем сердце столько любви к родине, людям, что стихи в конце концов пробились к читателю.

В чем Вы заметили отличие между предложениями?

8. Сохранилась ли в последнем предложении основная информация?

9. Какой прием сжатия был применен?

- Перед вами 3 отрывка из дневников великого русского композитора Георгия Свиридова.

Существует искусство – как голос души, как исповедь души. Такова была русская традиция. В 19 веке, а может быть и раньше, из Европы пришла идея искусства – как развлечения… искусства – как индустрии, искусства – как коммерции. Искусство – как удовольствие, как комфорт.

Георгий Васильевич Свиридов / 1915 – 1998/ - великий композитор, пианист, ученик Дмитрия Шостаковича. Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - цикл лирических романсов на слова Пушкина. Он написал Концерт для фортепиано № 1, Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных.

1. Заполните таблицу.

2. Сделайте вывод, какое искусство основательнее, благороднее, выше.

3. Подберите синонимы к слову комфорт.

4. Объясните значение слова исповедь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▒ Постигаем тайну слова

Исповедь – заимствованно из старославянского языка, от греч. покаяние, признание.

//Шанский Н.М., Борова Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – 8 издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2005.

Романс и песня – наиболее распространенные, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нем не только как воспоминания, ощущения; они живут в сердце сами, живые; можно вспомнить мелодию, запеть её самому и т.д. В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные музыкальные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. "Однозвучно гремит колокольчик", "Вот мчится тройка почтовая", "Соловей мой, соловей", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан".

Бытовые приметы, воспетые в той музыке, например: красный сарафан, ямщицкая тройка, домик-крошечка и т.д., давно уже ушли из нашей жизни, а музыка все живет, волнует сердца!

1. Как вы думаете, почему романс и песня – наиболее распространенные, наиболее любимые виды музыки?

2. Объясните значение слова дилетанты.

3. Подумайте, будут ли являться синонимами слова талант и мастер. Свой ответ аргументируйте.

Талант – 1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные способностями

2. Человек, обладающий такими качествами, способностями.

Мастер – 1. Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области.

2. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха.

4. Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь, мастак.

//Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4 –е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Выпишите ключевые слова из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за неё нечто совсем другое.

Поэзия же истинная состоит, как правило, из известных слов, знакомых, если угодно, даже привычных, на которые душа воспринимающего искусство вибрирует особенно сильно. Люди любят слушать знакомую музыку. Это не потому, что они не хотят слушать нового… Человек, слушающий знакомое ему (мазурку Шопена) так же, как перечитывающий знакомое стихотворение, ждет, когда наступит особенно яркий поворот мелодии (или гармоническая смена, известная ему заранее!), чтобы ощутить трепет сердца. Вот в чем дело!

1. Почему люди любят слушать знакомую музыку?

2. Дайте толкование слова гармония.

3. Заполните таблицу.

- Прочитайте текст.

(1) Машина катилась, и ее равномерное движение вызывало простые и спокойные мысли. (2) Вся привле­кательность земли заключена в животном и расти­тельном мире. (3) И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкоснове­ния с ними остается ощущение загадки. (4) Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки. (5) Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. (6) Чем больше мы знаем, тем сильнее желание жить.

1. В каком предложении содержится главная идея текста?

2. Каково значение слова совершенство в тексте? Запишите синонимы к этому значению.

3. Какое из предложений содержит описательную информацию и его можно исключить без ущерба для понимания текста?

4. Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.

Только имея программу, можно рассчитывать на сверхпрограммные неожиданности. Кароль Ижиковский
ещё >>

Для наглядности привожу текст сочинения ЕГЭ по новому формату 2022 года с выделением основных элементов. Это сочинение написано перед экзаменом одной из моих учениц и заслуживает высшего балла. На него можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.

(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.

(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.

(37)Человек подошёл ближе.

— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.

— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?

—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?

(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?

— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.

— (45)Ну как, вам билеты восстановили?

— (46)Нет, предложили купить новые.

(47)Ираклий пощёлкал языком:

— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?

— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.

(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:

— (52)Сорок рублей хватит?

(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот

был ошеломлён более, чем благодарен.

— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.

— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.

— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!

— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,

поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.

(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас должен стараться делать добро, ведь тогда помощь людям не будет считаться редким явлением. А также желание помогать должно исходить от сердца, а не от потребности казаться хорошим человеком.

Наверное, кто-то из вас задумывался о сущности вдохновения? Размышляли о ней и великие люди:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Н.А. Островский

Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.

Вдохновение приходит только во время работы.

Габриэль Гарсия Маркес

Нетрудно сделать вывод, что вдохновение возможно только в результате кропотливой, продолжительной работы.

Прочитайте тексты.

После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных.

В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии. И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение.

Б.Пастернак "Доктор Живаго"
Текст II

Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

К.Паустовский "Золотая роза"

Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

1. Как описывают вдохновение Б.Пастернак и К.Паустовский? Есть ли разница в этих описаниях? В чем она заключается?

2. Можем ли мы говорить об индивидуально-авторском стиле?

3. Что становится главным во время вдохновения, по мнению Б.Пастернака?

4. С чем сравнивает речь во время вдохновения Б.Пастернак? Выпишите сравнения.

5. Чье восприятие вдохновения вам ближе и почему?

6. С чем сравнивает вдохновение К.Паустовский? Выпишите сравнения.

7. Каждое новое утро чистое, первозданное, неповторимое, когда мир обновляется. Именно поэтому утро целебно. Подумайте и напишите, почему К.Паустовский считает, что и вдохновение "дышит нам в лицо своей целебной прохладой"?

8. Какова цель автора текста II?

А. Раскрыть сущность вдохновения.

Б. Доказать, что любой человек может пережить состояние вдохновения.

В. Подтвердить мысль о том, что если к человеку приходит вдохновение, то его внутренний мир будет богатым.

Г. Вдохновение посещает только особенных людей.

9. Сравните два варианта предложений:

- Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
- Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

В чем Вы заметили отличие между предложениями?

10. Сохранилась ли в последнем предложении основная информация?

11. Какой прием сжатия был применен?

12. Определите стиль каждого отрывка. Свой ответ подтвердите примерами из текстов.

Текст I __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст II __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст III __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Чьего прихода ждет ночью лирическая героиня в стихотворении А.Ахматовой?

14. Каково описание гости?

15. Почему "жизнь на волоске висит" в ожидании музы? Выскажите свое мнение.

16. Вспомните, как звали музу поэзии.

______________________________________________________ _______________________________________________________☼Для справки:

Эвтерпа - Муза лирической поэзии и музыки, флейтой сопровождает лирическую песнь.
▒Постигаем тайну слова

- Подумайте, от какого слова образовано существительное вдохновение?

Вдохновение – творческий подъем, прилив творческих сил.

//Толковый словарь С.И.Ожегова.

Вдохновение – книж. – "состояние творческого воодушевления, подъема творческой энергии, прилива творческих сил". Старославянское. Старшее значение – "духовное внушение", "вложение, введение в сердце, в душу божественного духа", "воодушевление кого-либо" (буквально "вложение души").

//Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

Синонимы - наитие, воодушевление
17. Основываясь на прочитанной информации, напишите сочинение о вдохновении в вашей жизни. Помощниками в работе станут ответы на следующие вопросы: Что для меня значит вдохновение? Часто ли меня навещает вдохновение? Какова роль вдохновения в моей жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 14

Не нужно забывать, что подлинная грамотность – не только в правильном написании и произнесении слов.

На днях пришла ко мне молодая студентка, незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой просьбой. Исполнив её просьбу, я со своей стороны попросил её сделать мне милость и прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять или десять страничек, чтобы я мог полчаса отдохнуть.

Таков был мой любимый отдых.

Первые страницы этой упоительной повести прямо-таки невозможно читать без восторга: такое в ней разнообразие живых интонаций и такая чудесная смесь убийственной иронии, сарказма и логики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и глуха. Читала Гоголя, как расписание поездов, - безучастно, монотонно и тускло.

Перед нею была великолепная, узорчатая многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для неё эта ткань была серая.

Конечно, при чтении она сделала немало ошибок. Вместо блага она читала блага, вместо меркантильный - меркантильный и сбилась, как семилетняя школьница. Когда дошла до слова фантасмагория, явно неизвестного ей.

1. Определите тему текста.

2. В каком значении употреблено прилагательное бойкая в тексте. Подберите к этому слову синонимы.

3. Укажите средства художественной выразительности, которые передают эмоциональный настрой автора?

4. Подберите синонимы к слову подлинная из текста К.Чуковского?

5. Почему повесть Н.Гоголя "Невский проспект" нельзя читать без восторга?

6. Вспомните, чем отличается ирония от сарказма.

ирония – ____________________________________________________________________________________________________________________________________

сарказм – ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечитайте предложения последнего абзаца. Какую роль в них играет восклицательная интонация?

Читайте также: