Мысль чувствующая и живая тютчев сочинение

Обновлено: 02.07.2024

ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ ТЮТЧЕВА / ТЕМА МЫСЛИ / ОНТОЛОГИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА / МЫСЛЬ И СОЗНАНИЕ / ПАНПСИХИЗМ / ДИАЛЕКТИКА МЫСЛИ / TYUTCHEV'S PHILOSOPHICAL POETRY / THEME OF THOUGHT / ONTOLOGISM OF THE LITERARY WORD / THOUGHT AND CONSCIOUSNESS / PANPSYCHISM / DIALECTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Андрей Владимирович, Журавлева Светлана Михайловна

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иванов Андрей Владимирович, Журавлева Светлана Михайловна

Thought and its dialectics in Tyutchev’s poetry

The article explores the theme of thought in Tyutchev's poetry. The method used in the article is not historical and philosophical but theoretical and problem-oriented, when the author's ideas are interpreted in accordance with their relevance to solving modern philosophical problems. The article emphasizes that Tyutchev's literary heritage has no integral and complete artistic "philosophy of thought" but has a number of philosophical and poetic insights and intuitions, where we find extremely deep dialectical views on the nature of thought and its attributes. By analysing Tyutchev's poems we were able to determine an important idea of the Russian poet about the inextricable connection of man’s deep thought with the external order of things and to substantiate Tyutchev's panpsychism in the interpretation of nature. The article indicates Tyutchev’s disagreement with the opposition of the thinking person and unconscious nature, which triumphed in the European culture and philosophy of the New Time. It is argued that Tyutchev is rightly regarded as one of the founders of the ontological theory of language, which was later developed in Russian philosophy by P. A. Florensky and S. N. Bulgakov. The article concludes that it is possible to identify three levels of thought in Tyutchev’s poetical heritage: 1) deep and creative ones rooted in the divine origins of life and at the same time in the human deep Self; 2) subjective and fussy ones doomed to oblivion and disintegration together with the superficial human empirical "I" which completely disappears after death; 3) destructive ones bringing discord and noogenic chaos to the surrounding human and natural world.

УДК 82:1(470) ББК 83.0:87(2)

МЫСЛЬ И ЕЕ ДИАЛЕКТИКА В ПОЭЗИИ ТЮТЧЕВА

А.В. ИВАНОВ, СМ. ЖУРАВЛЕВА

Ключевые слова: философская поэзия Тютчева, тема мысли, онтологизм художественного слова, мысль и сознание, панпсихизм, диалектика мысли

THOUGHT AND ITS DIALECTICS IN TYUTCHEV'S POETRY A.V. IVANOV, S.M. ZHURAVLEVA

The article explores the theme of thought in Tyutchev's poetry. The method used in the article is not historical and philosophical but theoretical and problem-oriented, when the author's ideas are interpreted in accordance with their relevance to solving modern philosophical problems. The article emphasizes that Tyutchev's literary heritage has no integral and complete artistic "philosophy of thought" but has a number ofphilosophical and poetic insights and intuitions, where we find extremely deep dialectical views on the nature of thought and its attributes. By analysing Tyutchev's poems we were able to determine an important idea of the Russian poet about the inextricable connection of man's deep thought with the external order of things and to substantiate Tyutchev's panpsychism in the interpretation of nature. The article indicates Tyutchev's disagreement with the opposition of the thinking person and unconscious nature, which triumphed in the European culture and philosophy of the New Time. It is argued that Tyutchev is rightly regarded as one of the founders of the ontological theory of language, which was later developed in Russian philosophy by P. A. Florensky and S. N. Bulgakov. The

article concludes that it is possible to identify three levels of thought in Tyutchev's poetical heritage: 1) deep and creative ones rooted in the divine origins of life and at the same time in the human deep Self; 2) subjective and fussy ones doomed to oblivion and disintegration together with the superficial human empirical "I" which completely disappears after death; 3) destructive ones bringing discord and noo-genic chaos to the surrounding human and natural world.

Keywords: Tyutchev's philosophical poetry, theme of thought, ontologism of the literary word, thought and consciousness, panpsychism, dialectics

У него не то что мыслящая поэзия, — а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, — а мысль чувствующая и живая.

Стремление разобраться в природе мысли присутствовало в философии с самого начала ее возникновения, если вспомнить, например, учение Парменида или философию Упанишад, а в последнее время мысль, преимущественно в историко-философском ракурсе рассмотрения, стала предметом анализа в целом ряде работ1. К сожалению, полноценные теоретические работы, посвященные природе мысли, практически отсутствуют в мировой и отечественной философской литературе. Тут проявляется парадокс, подмеченный еще при исследовании сознания: то, что нам ближе всего по бытию, то дальше по степени познаваемости.

1 См., например: Герасимова И.А. О природе мысли. По материалам древнерусской книжности // Философские науки. № 10. 2017. С.39-54 [1]; Иванов A.B., Фотиева И.В. Философия мысли Павла Флоренского// Философский журнал. 2016. Т. 9. №4. С. 92-111 [2].

ванных) и внесимволических (непосредственных), личностных и сверхличностных компонентов.

Нами предпринята попытка философски осмыслить тему мысли в поэзии Ф.И. Тютчева. Это потребует некоторых предварительных замечаний. Во-первых, метод исследования будет носить не историко-философский, а проблемно-теоретический характер, когда идеи автора интерпретируются с точки зрения их актуальности для решения современных философских проблем.

2 См. обширный компендиум соответствующих исследований в обстоятельной антологии: Ф.И. Тютчев: proeteontra. СПб.: РХГИ, 2008 [4].

Лишь жить в себе самом умей -Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, -Внимай их пенью - и молчи [6, с. 45].

О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты [6, с. 64].

О, нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? [6, с. 91]

К ногам Христа навек прильнуть5 (курсив наш. - А.И.).

4 См.: Зеньковский В.В. Философские мотивы в русской поэзии // Ф.И. Тютчев: proeteontra. СПб.: РХГИ, 2008. С.745 [7].

Тебе, Колумб, тебе венец!

Чертеж земной ты выполнивший смело

И довершивший наконец

Судеб неконченное дело,

Ты завесу расторг божественной рукой -

И новый мир, неведомый, нежданный,

Из беспредельности туманной

На божий свет ты вынес за собой.

Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества. Скажи заветное он слово -И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его [6, с. 76].

Тютчев как христианский мыслитель и поэт здесь достаточно определенно утверждает: порядок глубинных мыслей человека (внутренний голос-логос его истинного Я) совпадает с внешним порядком вещей, сотворенных Божественным Мыслесловом. И если человек-творец, образ и подобие Божие, верен живущим внутри него первословам и первосмыслам, то и акты его конкретной творящей мысли, будь то непосредственная живая мысль или мысль, облаченная в слово и дело, будут соответствовать глубинной природе самих вещей. Фактически в краткой поэтической форме здесь изложена вся будущая онтологическая концепция слова и языка, как она представлена в разных вариациях -на Западе М. Хайдеггером, в России П.А. Флоренскими С.Н. Булгаковым. Поэтическими наследниками Тютчева станут Р.М. Рильке и Н.С. Гумилев с его

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул.

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном. [6, с. 58].

Справедливости ради следует сказать, что мотив объективно сущей мысли остался у поэта неразвитым, в отличие от второй идеи, которая пронизывает всю поэзию Тютчева, свидетельствуя не только о его пантеизме, но и о пан-

7 См.: Флоренский П.А. Об историческом познании (конспект лекций) // Флоренский П.А., свящ.. Собрание сочинений: в 4 т. Т.3(2). М.: Мысль, 1999. С. 37-39 [11].

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней любовь, в ней есть язык.

И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! [6, с. 65]

Современные многочисленные биологические эксперименты, связанные с изучением чувствительности растений, дают основание признать у них не просто зачатки психической (душевной) жизни, но именно первичные формы (пра-формы) мыслесозерцания и мыслепереживания, включая реакции на человеческие слова и мысли. Многочисленные эмпирические факты подобного рода приведены, например, в известной книге П. Томпкинса и К. Берда9.

8 См.: Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 480 [12].

9 См.: Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. М.: Гомеопатическая медицина, 2006. 440 с. [13].

Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, -Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? [6, с. 124]

11См.: Паскаль Б. Мысли. М.: REPL-book, 1994. С. 77[14]. Любопытно, что этот паскалевский мотив враждебности неразумной и могучей природы разумному, но слабому человеку потом воспроизведется во многих течениях европейской философии даже ХХ века, будь то французский персонализм, фундаментальная онтология Н. Гартмана, работы М. Шелера или Ж.-П. Сартра. В русской философии, особенно религиозной, он никогда не будет популярным.

Отсюда, быть может, и главный завет Тютчева-поэта и Тютчева-философа: мысль является объективно сущей и могучей реальностью в Космосе, а человек как разумное существо должен отвечать за каждую свою мысль, ибо она никогда не остается потаенной и безответной.

1. Герасимова И.А. О природе мысли. По материалам древнерусской книжно-сти//Философские науки. 2017. № 10. С. 39-54.

2. Иванов A.B., Фотиева И.В. Философия мысли Павла Флоренского// Философский журнал. 2016. Т.9, №4. С. 92-111.

3. Франк C.JI. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Ф.И.Тютчев: proetcontra. СПб.: РХГИ, 2008.С. 277-309.

4. Ф.И. Тютчев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2008.1038 с.

5. Карл Пфеффель о Тютчеве / вступ. ст., публ. и коммент. К.В. Пигарева // Литературное наследство. Т. 97: Федор Иванович Тютчев. Кн.2. М.: Наука, 1989. С. 30-37.

6. Тютчев Ф.И. Стихотворения // Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М.: Правда, 1988. С. 30-137.

8. Кожинов В.В. Тютчев. М.: Молодая гвардия, 2009. 471 с.

9. Гумбольдт В. Опыт анализа мексиканского языка // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. С. 360-369.

10. Булгаков С.Н. Философия Имени. СПб.: Наука, 1998. 446 с.

12 См.: Кожинов В.В. Тютчев. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 452.

12. Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 465-483.

13. Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. М.: Гомеопатическая медицина, 2006.

14. Паскаль Б. Мысли. М.: REPL-book, 1994. 528 с.

15. Флоренский П.А. Письма сСоловков. 1935.II.8. А.М. Флоренской и детям // Флоренский П.А., священник. Сочинения в 4 т. Т.4. Письма с Дальнего Востока и Соловков. М.: Мысль, 1998. С. 180-182.

1. Gerasimova, I.A. О prirode mysli. Ро materialam drevnerusskoy knizhnosti [Oil the nature of thought. Based on old Russian literature], in Filosofskie nanki, 2017, no. 10, pp. 39-54.

2. Ivanov, A.V., Fotieva, I.V. Filosofiya mysli Pavla Florenskogo [Pavel Florensky's philosophy of thought], in Filosofsldy zhimial, 2016, vol. 9, no. 4, pp. 92-111.

3. Frank, S.L. Kosniicheskoe chuvstvo v poezii Tyutcheva [The sense of space in Tyutchev's poetry], inF.I.Tyutchev: pro et contra. Saint-Petersburg: RKliGI, 2008, pp. 277-309.

4. F.I. Tyutchev: pro et contra. Saint-Petersburg: RKliGI, 2008.1038 p.

5. Karl Pfeffel' o Tyutcheve [Carl Pfeffel about Tyutchev], in Literaturnoe nasledstvo, t. 97: Fedor Ivanovich Tyutchev, hi. 2 [Literary heritage, vol. 97: Fyodor Ivanovich Tyutchev, book 2]. Moscow: Nauka, 1989, pp. 30-37.

6. Tyutchev, F.I. Stikhotvoreniya [Poems], in Tyutchev F.I. Stikhotvoreniya. Pis'ma. Vospo-minaniya sovremennikov [Poems. Letters. Memories of contemporaries]. Moscow: Pravda, 1988, pp. 30-137.

8. Kozhinov, V.V. Tyutchev. Moscow: Molodaya gvardiya, 2009.471 p.

9. Gumbol'dt, V. Opyt analiza meksikanskogo yazyka [Experience in analyzing the Mexican language], in Gumbol'dt, Y.Yazyk i filosofiya kul'tmy [Language and philosophy of culture], Moscow: Progress, 1985, pp. 360-369.

10. Bulgakov, S.N. FilosofiyaImeni [Philosophy ofName]. Saint-Petersburg: Nauka, 1998. 446 p.

12. Solov'ev, V.S. Poeziya F.I. Tyutcheva [F.I. Tyutchev's Poetry], in Solov'ev, V.S. Filosofiya iskussh'a i literatumaya kritika [Philosophy of art and literary criticism], Moscow: Iskusstvo, 1991, pp. 465-483.

13. Tompkins, P., Berd, K. Taynayazhizn' rasteniy [The secret life of plants]. Moscow: Gome-opaticheskay ameditsina, 2006.440 p.

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке и его месте в мире, а также и о человеческой судьбе.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Фёдор Иванович Тютчев видел жизнь с разных сторон, о чём свидетельствуют его стихотворения, раскрывающие нам множество философских тем – от внутреннего мира человека до его судьбы и судьбы близких ему людей.

Вариант 2

У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.

Сочинение Философская лирика Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. Большое влияние на Тютчева оказало творчество А.С. Пушкина, современником которого он являлся.

Посвятив жизнь дипломатической службе, Фёдор Иванович на протяжении всей своей жизни пишет стихи. Первая известность пришла к поэту в 1836-м году. В то время Пушкин А.С. собирался опубликовать сборник своих стихов. В этот сборник вошли 16 стихотворений молодого, неизвестного никому стихотворца.

Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам. Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм. Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.

Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева. Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России. Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь. Каково место человека в обществе, для чего он рождён и предназначен и в чём смысл его жизни.

Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё. Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека. Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия человек ничтожен и одиночество его трагично. Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.

Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох. Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт. Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.

Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.

Также читают:

Картинка к сочинению Философская лирика Тютчева

Популярные сегодня темы

У каждого учащегося свои понятия об идеале школы. Честно говоря, модель идеальной школы у моих сверстников является довольно-таки странной. В мечтах всех моих друзей школа представляет собой заведение

Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью

Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

Много мыслей родил юбилей Федора Ивановича Тютчева у людей, чья душа чувствует сопричастность творчеству нашего великого поэта. Разных, видимо, мыслей. И вопросов. Среди других, быть может, не мне первому пришел вдруг и такой на первый взгляд достаточно праздный вопрос: а почему? Почему мы отмечаем, и именно всенародно, дни рождения великих наших писателей, композиторов, художников? Что кроется в такого рода праздниках?

Да, конечно, сколько лет протекло, сколько бурь, изменивших лицо страны и мира, прогремело на земле, сколько поколений сменилось – а слова Л. Толстого, сказанные им однажды о любимом поэте, не забылись, и более того: может быть, только сегодня и начинают открываться нам своим сокровенным смыслом.

За что такая честь поэту?

Тютчев обладал еще и редким даром не просто гражданской, но идеологической и даже политической лирики. Многие его стихи – это как бы явленная воочию и все же остающаяся непостижимой тайна преобразования текущих политических споров, мнений, домыслов, предубеждений, предугадываний, нет, не в рифмованные и ритмизованные статьи и прокламации, но в явления подлинно высокой поэзии. Той поэзии, значимость которой уже не зависит от нашего согласия или несогласия с высказанной в ней собственно политической мыслью. Такой, наконец, поэзии, в которой и сугубо политическое высказывание хранит в себе возможности развития, нового осмысления и потому нового звучания. Такая поэтическая мысль, политически даже неприемлемая для нас, в отношении к конкретному вызвавшему ее событию, в иных исторических условиях вдруг начинает жить новой жизнью, открывается нам сокровенной стороной и воспринимается уже как вполне отвечающая нашим сегодняшним понятиям и устремлениям.

Ибо подлинная поэзия (в том числе и политическая) не только отражает конкретные стороны своей эпохи, но всегда и предугадывает общие исторические закономерности духовного движения своего народа и в целом человечества. Такова природа всякого истинно художественного творчества: вот почему великая поэтическая мысль, ошибаясь порой в частностях, в конкретных оценках конкретных событий, редко ошибается в целом.

Это давно уже стало ясно, когда мы обращаемся к творчеству таких наших гениев, как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Есенин… Настало время и для современного прочтения Тютчева, в том числе и его политической лирики. Как это ни покажется странным, но не легки, не торны были пути, ведшие к нам наших классиков, а нас – к приятию их гениальных творений.

Участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант Н.К. Поппель рассказывает в своих воспоминаниях: «Несколько дней назад подбили… машины, на которых эвакуировалась городская библиотека. Бойцы набросились на книги… В наклонившейся набок полуторке размахивает длинными руками высокий худой сержант:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Мышление Тютчева-поэта было исторично. В этом плане он, как никто другой из русских поэтов, близок Пушкину. И оба они мыслили пропорционально будущему.

Значительное место в политической лирике Тютчева занимает проблема судеб славянства. И далеко не потому только, что он сам был славянин. Ведь почти все славянские народы за пределами России (в которую в то время входили русские, украинцы, белорусы и часть населения Польши) находились под гнетом либо Турции (народы нынешней Югославии и Болгарии), либо Австро-Венгрии (чехи, словаки), либо Германии (большая часть Польши), подвергаясь жестокой эксплуатации.

И в политической лирике, посвященной проблемам славянства, мы должны отличать сегодня их реакционные, по отношению к революционно-демократическим взглядам его эпохи, к конкретно-исторической ситуации, стороны от их верно угаданной в целом исторической перспективы.

Мы нередко можем услышать слова: такой-то поэт сумел опоэтизировать такую-то сторону действительности, человеческих отношений, быта и т. д. Истинный поэт не поэтизирует, он открывает поэзию мира во всех его проявлениях, открывает как закон, присущий самой его природе.

Гражданские, политические стихи Тютчева – это не столько даже гражданская, патриотическая, поэзия, сколько вместе с тем сама поэзия гражданственности. Поэт открывает нам именно поэзию, красоту мыслей и чувств, казалось бы, столь далеких от поэзии сторон человеческой жизнедеятельности. Проникновение в тайны истинно высокого художественного творчества, каковым, безусловно, является поэзия Тютчева, открывает нам путь и к познанию этого рода человеческой жизнедеятельности. Научная творческая мысль, практическая деятельность человека, постигая объективные законы природы, высвобождают колоссальную энергию, скрытую в недрах Земли, космоса, превращая ее в мощный двигатель прогресса, цивилизации.

Соприкосновение с поэзией Тютчева и дает нам это чувство нашей собственной причастности живой жизни всего человечества, мира, вселенной.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В числе поэтов, чье художественное мироотношение в буквальном смысле нравственно формировало наше планетарное и космическое сознание задолго до эпохи научного освоения космоса, в первую очередь мы должны назвать Тютчева.

Сегодня, когда космическое и, в частности, экологическое сознание будет становиться все более не только научным, но и народным, даже обыденным, поэзия Тютчева, безусловно, явится активным фактором этого процесса.

Но Тютчев как поэт и как мыслитель не певец хаоса и катастроф. Он противостоит им прежде всего творящим поэтическим словом. В мире трагедии все подвержено ее жестоким законам. Даже само слово:

Теперь тебе не до стихов,

О слово русское, родное!

Созрела жатва, жнец готов,

Настало время неземное…

Ложь воплотилася в булат;

Каким-то божьим попущеньем

Не целый мир, но целый ад

Тебе грозит ниспроверженьем…

Тютчев – поэт-воин, боец, трагически идущий навстречу катастрофам, в самое пекло хаоса, ибо только собственным участием в борьбе можно определить, хотя бы и ценой собственной гибели, исход этой борьбы.

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые —

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир…

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Над вами светила молчат в вышине,

Под вами могилы – молчат и оне.

Пускай олимпийцы завистливым оком

Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

Европейски образованный Тютчев всегда и во всем оставался патриотом, гражданином своей Родины. Он и о мире мыслил, глубоко веруя во всемирно-историческую роль своего народа.

Его поэзия, воплотившая в себе природу народного сознания, сама является истинно творящей силой, формирующей, в свою очередь, сегодня и само общенародное сознание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НЕОТВЯЗНАЯ МЫСЛЬ[53]

НЕОТВЯЗНАЯ МЫСЛЬ[53] Властительница сладостная дум. До глубины пленившая мой ум; Ужасный дар небес, Но милый мне; подруга Моих унылых дней — Все та же мысль — я неразлучен с ней. Кто не сказал о тайной Твоей природе? Власти Ее кто не узнал? Но, всякий раз в плену у этой

Как закалялась мысль

Как закалялась мысль Стою когда-то в ночном клубе, соответственно, ночью. Вытащили добрые люди. Внутри водки плещется грамм пятьсот, вокруг девки полуголые скачут. На сцене девки, рядом девки. Верные соратники тоже рядом. Стою я, значит, и думаю, как дурак (или как умный,

4. Педагогическая мысль в Японии

4. Педагогическая мысль в Японии Система образования в Японии организуется и развивается на вполне определенных теоретических и методологических основах. Мы имеем в виду философию образования, а также господствующие в системе образования педагогические концепции.

КАРА ЗА МЫСЛЬ

Мысль и изложение

Мысль и изложение Разумеется, для того чтобы эту роль культурного рычажка играть с успехом, рабкор должен уметь писать. Это не простая вещь, нет! Под уменьем писать надо понимать, конечно, не только простую грамотность, но первым делом уменье найти свою собственную мысль,

ГОРЬКИЙ БУДИЛ МЫСЛЬ

ГОРЬКИЙ БУДИЛ МЫСЛЬ Горький был последним представителем великой мировой плеяды реалистических мыслителей, глядящих на наше настоящее и будущее с тех духовных высот, которых так трудно достигнуть и с которых открываются самые широкие и самые ясные перспективы.

Этот город лучше не дразнить Зажатая полицией, находящаяся под судом, живущая в ощущении нарастающего бреда, чувствующая пальцы палача на своем горле, живая Москва 27 октября 2013 года все равно выходит на митинг

Этот город лучше не дразнить Зажатая полицией, находящаяся под судом, живущая в ощущении нарастающего бреда, чувствующая пальцы палача на своем горле, живая Москва 27 октября 2013 года все равно выходит на митинг Двое играют рок-н-ролл на углу Большой Дмитровки

Мысль, вооружённая звуками

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ ЖИВАЯ ИСТОРИЯ Премьера в историко-этнографическом театре Сергей Угольников 26.12.2012

Мысль в истории

Мысль в истории В Москве открылся Центр социально-политической истории - филиал Государственной публичной исторической библиотеки России. Центр создан на основе фондов бывшей Государственной общественно-политической библиотеки. В его собраниях представлены

Запечатлённая мысль

Запечатлённая мысль Запечатлённая мысль В сентябре выходят первые тома новой серии "Философия России первой половины XX века", посвящённой творчеству выдающихся российских философов. Совместный проект Фонда Г.П. Щедровицкого, Института философии РАН и издательства

Мысль нельзя

Мысль нельзя Лучшие рассказы 2011 года. Антология. - М.: ОГИ, 2013. – 184 с. – 3000 экз. В аннотации к сборнику сказано: "Антология составлена на основе длинного списка Литературной премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ года. Премия была учреждена журналом «Новый мир" и

Творчество Тютчева переплетено философией, везде слышится его размышления о смысле, о месте человека в этом мире и о его предназначении, для чего он пришел в этот мир.

У поэта есть несколько философских тем, которые нашли отражение в его поэзии: космическое пространство и всемирный хаос, проблема вечности мира и недолговечности жизни человека, чувство любви.

Автор всегда рассуждал о неразрывности мира и о борьбе противоположности. Это видно в сравнении дня и ночи, порядка и хаоса.

Поэт считает, что хаос вечен, а жизнь человека временна. Мысли у человека безграничны и свободны, а вот сердце нет, оно имеет рамки и для него нет простора. Ф. И. Тютчева волновало его назначения в жизни, на своем ли он месте в мире. Мысль о том, что человек всегда остается в итоге наедине со своими мыслями. И всегда человек делает вывод, что время беспощадно, и он не в силах его остановить. Но все, проходя череду определенных событий в жизни, приходят к одинаковому финалу.

Космос у поэта изображается в описании природы. Описывая природу, Тютчев пытался понять сущность и назначения человеческой жизни.

Лирика любовной направленности показана как борьба и покой. Любовь изображается автором в разных видах, то это солнечный луч, то взрыв страстей и страданий, которые разрывают душу человека. Любовь сопровождала писателя всю жизнь, но часто приводила к трагедиям. Каждое новое романтическое знакомство разжигало в нем пламя страсти с новой силой. Его любовные стихотворения пронизаны чувственной любовью к женщинам. Он осознавал, что его поведение не допустимо, но иначе вести себя он не мог.

Стихотворения этого поэта несут не только философию, но и наполнены глубоким психологизмом.

Во многих своих стихотворениях поэт проявляет себя с позиции философа, который размышляет над многими вопросами

Поэта всегда интересовал внутренний мир человека. Многие произведения посвящены именно этому.

Через природные явления поэт показывает свои переживания, чувства и эмоции. Состояние человека похоже на явления природы. Описывая пейзаж, поэт задумывается о его месте в этом мире и получает духовное умиротворение. Он воспринимает природу, как существо со своим жизненным циклом.

Его философские рассуждения говорят о тонком отношении поэта к природе, всему живому, женщинам. Поэтому его стихи понятны и любимы читателями, их легко узнают и запоминают, многие из них положены на музыку и стали романсами.

Сочинение 2

Федор Тютчев выделяется из группы остальных поэтов Золотого века русской литературы своим особенным отношением к творчеству. Для него лирика — это один из способов познания себя, мира, и, можно сказать, что самый главный способ. Стихотворения были воплощением его мироощущения. Все произведения поэта окутаны философским ореолом, пронизаны философской темой.

Самый главный вопрос, которым задавался Федор Тютчев — это становление мира. Этим можно объяснить обилие стихотворений и строчек, в которых затрагиваются такие понятия как хаос, который, согласно древней мифологии, дал начало миру. В понимании литератора мир безграничен, но человек лишь гость в этом мире и живет в нем совсем недолго.

Особенно сильно философское познание мира отразилось на пейзажной лирике поэта. Писатель много размышлял на тему единства человека и природы, месте человека в природе, роли природы. Различные природные явления отражают чувства лирического героя, его настроение. Писатель приходит к выводу, что природа — это очень важный элемент человеческой жизни.

Большое значение литератор придавал временам суток. День в его стихотворениях является отражением обыденности, пошлости, грусти. Днем происходят самые печальные события, в это время суток человек отбывает самые жесткие повинности. Ночь — это, наоборот, время волшебное, когда человек снимает свою маску и может быть самим собой. Именно в это время суток происходят самые загадочные вещи. Ночью человек не только отдается мечтам, но и своим любимым занятиям, на которые не остается время днем.

Особое философское понимание действительности отдается в любовной лирике. Федор Тютчев много размышлял на тему любви и влюбленности. Сам поэт не был счастлив в личной жизни, но ему принадлежат многочисленные умозаключения на тему отношений между мужчиной и женщиной. Для литератора любовь была трагическим чувством, но это явление давало силы человеку, чтобы жить.

Говорят, что Федор Тютчев был последним романтиком в русской литературе. Отчасти это правда, ведь после него уже не было писателей, которые могли так тонко чувствовать мир, так глубоко задумываться над обыденными жизненными явлениями. Но есть здесь и ложь, ведь идеи Тютчева отчетливо прослеживаются в творчестве многих писателей XX века: Бунина, Есенина, Ахматовой. Таким образом, философская лирика поэта дала начало учениям многих литераторов будущего.

Философская лирика Тютчева

Философская лирика Тютчева

Популярные сочинения

Тема Великой Отечественной войны отражена в различных книгах, фильмах, песнях и картинах. Огромное количество книг написано на эту тему. Кто-то являлся непосредственно участником боевых действий

Известным русским художником, который рисовал и портреты, и пейзажи был Карл Петрович Брюллов. Он имел награды за заслуги перед Отечеством. Получил золотую медаль за картины на богословские темы.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Философские идеи Тютчева и их созвучие моим мыслям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Федор Иванович Тютчев - гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Многие называют его мастером пейзажа, однако он не просто любуется природой, она вызывает у него размышления о загадках мироздания, вечных вопросах бытия. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир.

Меня тоже интересуют многие вопросы мироздания. Конечно, на них в первую очередь ищет ответы наука, но по мнению большинства философов, искусство – это тоже своеобразная форма познания окружающего мира. Многие мыслители, художники, поэты тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Тютчев как раз и является одним из них, именно поэтому я могу сказать, что многие философские идеи в его лирике соответствуют моим мыслям.

Также, поэт утверждает, что любое явление имеет свое объяснение, а человечество еще не готово к тому, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Таким образом, через свою лирику Ф. И. Тютчев пытается найти ответы на давно интересующие людей вопросы мироздания. Именно эти философские идеи в его лирике созвучны моим мыслям.

Читайте также: