Мы жили далеко от дома я и моя сестренка которой было шесть лет сочинение доброта

Обновлено: 06.07.2024

(143 слова) Как мне кажется, доброта подразумевает ласковое и заботливое, дружеское отношение к людям, животным, всему окружающему миру. Это милосердие, готовность поддержать и прийти на помощь, взять на себя ответственность за чью-то судьбу.

Таким образом, доброта – это прекрасное чувство, объединяющее сердца.

Пример из жизни. Когда соседская девочка Оля осталась совсем одна (её мать лишили родительских прав), неожиданно нашлась её сводная сестра и оформила опеку над ребёнком. Теперь Оля и Юля вдвоём учатся, гуляют, играют. Это по-настоящему добрый и самоотверженный поступок.

Пример из СМИ. Недавно в газете я прочитала о матери-героине, вырастившей 5 родных и 5 приёмных детей. Это и есть пример искренней доброты, милосердия, сострадания по отношению к тем, кому не повезло родиться в любящей семье. Все эти люди вырастут, зная ласку и уют родного дома, и все благодаря доброте этой сильной женщины.

Урок целесообразно провести в 10-начале 11 класса с целью формирования навыка написания сочинения.

На уроке отрабатывается умение определять проблему, позицию автора текста, видеть изобразительно-выразительные средства языка.

ВложениеРазмер
fotografii.docx 23.24 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)- Болеет… - повторяла девочка.

(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)

• современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

• трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

• с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

• трудовая деятельность с мальчишеских лет;

• служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

• Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

• Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.

• Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

3.Работа по содержанию текста.

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

1. Мальчик скучал по родным.

2. Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

3. Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

4. Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.

- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

- Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

5.Сбор материала для сочинения.

-Ответьте на вопросы:

- От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)

- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).

-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

- Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )

- Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

6.Работа над художественными средствами.

- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.

- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

- Ещё какие средства использует автор?

• Градация ( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;

Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

• Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

• Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

7.Написание чернового варианта сочинения.

• Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

• Дать толкование слова Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.

I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия

II ряд - Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.

Пользуемся памяткой №1 Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.

-Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

В предложенном для анализа тексте А. Приставкин поднимает важную проблему сиротства во время войны.

Позиция автора предельно ясна. А. Приставкин хочет донести до нас то, что огромное количество детей стало сиротами во время Великой Отечественной Войны. Для них было очень тяжело оставаться без родных и близких.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Родительская забота необходима детям, и без нее этот период жизни становится невероятно тяжелым. К сожалению, таких случаев было слишком много во время войны.

Таки образом, мы еще раз убеждаемся в важности поднятой автором проблемы. Слишком страшна была судьба детей, оставшихся без родителей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
-Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
-Болеет. -повторяла девочка.
- А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
- Бьет.. .
-Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
- Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: "Людочка и я . Людочка и я. "
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестричка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотогорафии.
-Вот наш папа, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка.. .
- А мама?
- Мама? Где же мама? Наверное, затерялась. Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе.
Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотогорафии.
- Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я .
- А где же папа?
- Папа? Сейчас посмотрим.
- Затерялся, да?
- Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
-Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандошом:
- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению.. .
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели ссестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
-Вот Людочка. А вот я.
- А еще?
-Еще? Смотри: И здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

Когда умерла мама, оставались другие родные по крови - семья (25, в отличие от 3 - 12). Когда погиб папа, оставались другие родные по крови - семья (44). Когда тётя отказалась от племянников, их семьёй стали те, кто их приютил (детдом, страна, государство: 56 - 67).

Читайте также: