Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других сочинение лихачев

Обновлено: 02.07.2024

Экология - это наука, направленная на охрану и восстановление окружающей среды. Но могут ли ее задачи ограничиваться сохранением только лишь природы? Помимо среды биологической существует культурная среда, которая также нуждается в бережном отношении и защите со стороны человека.

Именно проблему сохранения культурного наследия человечества поднимает в своей статье Д.С. Лихачев.

И эта проблема сейчас, в условиях все нарастающего духовного кризиса, когда нормой становится пренебрежительное, равнодушное отношение ко всему живому и неживому, чрезвычайно актуальна. Памятники культуры при этом находятся под большей угрозой, чем природа, ведь между экологией биологической и экологией культурной есть большое, принципиальное различие. Природа восстановима: водоемы можно очистить, леса и поголовья животных - вырастить. А памятники уничтожаются навечно, потому что они связаны с определенной исторической эпохой и созданы руками определенных мастеров.

Публицист убежден, что сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы, и эта уверенность небезосновательна. Природа обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа, а культура позволяет ему интеллектуально и духовно развиваться, становиться нравственной, творческой личностью. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность человека. Цель автора - призвать читателей к сохранению культурного наследия.

Я полностью разделяю мнение Д.С. Лихачева по поставленной проблеме. Наше культурно-историческое наследие - это духовный, нравственный и социальный капитал невозместимой ценности. Именно оно во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции.

Чтобы убедиться в злободневности проблемы сохранения культурных памятников, достаточно просто включить телевизор. Прямо сейчас происходит разминирование древнего сирийского города Пальмиры, на месте которого сейчас развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником всемирного наследия. ИГ захватило город в мае 2015 года. Его боевики взорвали древний храм Бэла, храм Баал- Шамина, уничтожили знаменитую статую льва аль-Лат и многие другие архитектурные сооружения. Теперь, чтобы сохранить для последующих поколений памятники, еще не подвергшиеся полному разрушению, своими жизнями рискуют сирийские и российские военные.

Бережному отношению к памятникам культуры учит нас литература. Яркий пример - новелла Р. Бредбери "Улыбка". По сюжету, осенью 2061 года уцелевшие после атомных бомбардировок жители большого города отмечают праздник довольно странным образом: ломают и крушат все, что чудом сохранилось после катастрофы. Жертвой толпы едва не стал холст, на котором изображена Джоконда. Картину, рискуя своей жизнью, уносит и прячет мальчик Том. Он хочет сохранить холст, чтобы впоследствии вернуть его людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Статья Д.С. Лихачева заставила меня всерьез задуматься о том, как важно сохранять памятники культурно-исторического наследия. Культурная среда - необходимое условие для духовной, нравственной жизни человека, для его привязанности к родным местам, для его интеллектуального развития.


Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем.

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа над композицией сочинения (задание.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа над композицией сочинения (задание.

План занятия: 1.Критерии оценки сочинения. 2.Составление плана сочинения. 3.

План занятия: 1.Критерии оценки сочинения. 2.Составление плана сочинения. 3. Задание 1 (деление готового сочинения на абзацы). 4. Задание 2 (составление связного текста из фрагментов). 5. Домашнее задание.

Критерии оценки сочинения СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ К1 Формулировка проблем исхо.

Критерии оценки сочинения СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет- 1. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста –0. К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет – 2. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, НО допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста -1. Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, ИЛИ допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, ИЛИ прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, ИЛИ в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, ИЛИ в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста - 0 .

К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулиров.

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ К5 Смысловая цельность, речевая связность и по.

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО - допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО -допущено более 1 логической ошибки И/ИЛИ - имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста - 0.

К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точно.

К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО - прослеживается однообразие грамматического строя речи, ИЛИ - работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО - есть нарушения точности выражения мысли – 1. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи - 0. ГРАМОТНОСТЬ К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)- 2. допущена 1 ошибка- 1. допущено более 1 ошибки - 0. К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)- 2. допущены 1-2 ошибки – 1. допущено более 2 ошибок – 0.

К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет- 2. допущены 1-2 ошибк.

К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет- 2. допущены 1-2 ошибки- 1. допущено более 2 ошибок – 0. К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки - 2. допущены 2-3 ошибки - 1. допущено более 3 ошибок – 0. К 11Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют- 1. допущены этические ошибки (1 и более) – 0. К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют- 1. допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале- 0

План написания сочинения в формате ЕГЭ 1.Вступление. 2.Постановка проблемы (.

Задание 1.Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по эт.

СОЧИНЕНИЕ (1) Экология — это наука, изучающая взаимодействие общества и прир.

Ответ: Вступление: предложение(-я) № ___________ Проблема: предложение(-я) №.

Ответ: Вступление: предложение(-я) № ___________ Проблема: предложение(-я) № ___________ Комментарий: предложение(-я) № ___________ Позиция автора: предложение(-я) № ___________ Своя позиция: предложение(-я) № ___________ Аргумент 1: предложение(-я) № ___________ Аргумент 2: предложение(-я) № ___________ Заключение: предложение(-я) № ___________

Проверка: Вступление: предложение(-я) № 1-2 Проблема: предложение(-я) № 3 Ком.

Проверка: Вступление: предложение(-я) № 1-2 Проблема: предложение(-я) № 3 Комментарий: предложение(-я) № 4-5 Позиция автора: предложение(-я) № 6-8 Своя позиция: предложение(-я) № 9-10 Аргумент 1: предложение(-я) № 11-12 Аргумент 2: предложение(-я) № 13-16 Заключение: предложение(-я) № 17-18

Задание 2. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился свя.

Ответ: Вступление, формулировка проблемы ________________ Комментарий ______.

Ответ: Вступление, формулировка проблемы ________________ Комментарий ________________ Позиция автора ________________ Собственная позиция ________________ Аргумент 1 ________________ Аргумент 2 ________________ Заключение ________________

Проверка: Вступление, формулировка проблемы Г Комментарий Ж Позиция автора Е.

Проверка: Вступление, формулировка проблемы Г Комментарий Ж Позиция автора Е Собственная позиция А Аргумент 1 Д Аргумент 2 Б Заключение В

Сочинение по тексту с досрочного ЕГЭ 2017

В определенный момент жизни у каждого человека возникает ряд вопросов, касающихся его предназначения, смысла его бытия и сущности всего, что он делал, делает и будет делать. Десятки философских течений, сотни теорий, несчетное количество публикаций и статей, споров и размышлений – и все для того, чтобы каждый смог ответить для себя на один лишь вопрос. В чем смысл жизни? Над этой проблемой предлагает нам в своем тексте порассуждать Д.С. Лихачев.

Основная мысль текста заключается в том, что каждый человек, движимый одной единственной целью, должен на протяжении всей жизни сохранять и совершенствовать тот творческий посыл, с которым создала его природа, делать счастливым себя и окружающих, не размениваться на мелкие и гнусные поступки и с достоинством совершать что-то исключительное и масштабное, что-то, что может и должно остаться новой страницей в мировой истории, или хотя бы одной в ней строкой.

Читайте также: