Можно ли проводить эксперименты над людьми сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Лысые Горы Саратовской области"

Исследовательская работа на тему

Работу выполнила Назарова Анастасия Андреевна, обучающаяся

Руководитель Валиахмедов Равиль Маратович.

Обоснование проблемы: В современном мире многие люди не имеют свою точку зрения и спокойно поддаются на приказы людей, стоящих выше по статусу и являющихся морально сильнее.

Цель работы: узнать больше о тонкостях человеческого поведения, эмоционального состояния и восприятия. (2)

Задачи работы:

оценить поведение человека в стрессовых ситуациях;

изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;

рассмотреть сложные биологические процессы человеческого мозга, исследовать эмоции, реакцию.

Учебные дисциплины, в рамках которых проводится работа по проекту:
обществознание, социология 2 , психология 3 .

Практическая значимость работы в том, чтобы показать, что в некоторых жизненных ситуациях человек подобен зверю. Он делает все, чтобы спасти свою жизнь, но на какие жертвы он идет – ему не важно.

Объект исследования: люди, над которыми ставили эксперименты.

Предмет исследования: человек и его сущность.

Оборудование: компьютер, принтер, научно – популярная литература, Интернет-ресурсы.

Гипотеза: Если знать, на что готов человек, вышедший из зоны комфорта или живущий в определенных условиях, то мы сможем увидеть поведение человека, которое будет являться его истинной сущностью.

Глава I . Что такое эксперимент?. ……………………………………..…… 5 – 6

Глава II . Из истории психологических экспериментов……………….…. .7 – 8

Психологические эксперименты……………………………………….…..9 – 13

Выступление перед одноклассниками………………………………. 14

Список использованной литературы………………………………………. 15

« Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст в них чувство бессилия.

Эксперименты над людьми - это нечто притягательное. Некоторые психиатры 4 и психологи 5 проводили жестокие эксперименты, участниками которых, а иногда и жертвами, нередко становились люди. Масса загубленных душ проложили дорогу для сегодняшних успокоительных средств. Но, к сожалению, методы достижения данной цели гуманными были не всегда. Еще миллионы будут подвергнуты исследованиям ради того, чтобы получить очередную микстуру для душевнобольных. Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент. Отдельные примеры самых известных, интересных антигуманных и шокирующих социально – психологических экспериментов, которые проводили над людьми, я решила изучить, поскольку они, по моему мнению, имеют огромную важность и значимость. Но что же такое психологический эксперимент и каковы его особенности? (4)

Глава I .

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определенный опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения психологических данных путем вмешательства исследования в процесс деятельности испытуемого 6 . Исследователем 7 в процессе эксперимента может выступать и ученый – специалист, и простой обыватель.(4)

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

возможность изменения какой – либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей 8 ;

возможность выбрать точку отсчета;

возможность неоднократного поведения;

возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов:

По способу проведения:

лабораторный – когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;

естественный – проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;

психолого–педагогический – когда человек или группа людей обучаются чему – либо и формируют в себе определенные качества, овладевают навыками;

пилотажный – пробный эксперимент, проводимый перед основным.

По уровню осознанности:

явный – испытуемый знает об эксперименте и всех его подробностей;

скрытый – испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не в курсе об эксперименте;

комбинированный – испытуемый знает только часть информации или намеренно введен в заблуждение относительно эксперимента. (5)

Глава II .

Из истории психологических экспериментов.

Анализируя всю историю развития психологического знания, ученые пришли к выводу, что именно метод эксперимента приводит к изменению самого типа психологического знания. Согласно взглядам Якова Александровича Пономарева, советского и российского психолога, доктора психологических наук, необходимым условием развития всей системы психологических наук выступает взаимодействие, а точнее, диалектическое единство 9 теории, эксперимента и практики. Так, он выделял три типа психологического знания: созерцательно-описательный, эмпирический и действенно-преобразующий. Созерцательно-описательный тип знания непосредственно формируется в житейском опыте и фиксирует лишь поверхность явлений. Эмпирический тип знания формируется в недрах созерцательно-описательного, трансформируя и включая в себя его содержание. В нем не учитываются внутри предметные, а фиксируется способ практического воздействия на объект исследования, приводящий к эффекту. Тем самым фиксируется непосредственная связь с практикой. Действенно-преобразующий тип знания формируется в недрах эмпирического, трансформируя и включая в себя его содержание. В процессе его формирования выделяется специфический предмет исследования и вскрываются внутри предметные взаимосвязи. Связь с практикой становится опосредствованной 10 . Формируется сложная стратегия исследования, которая позволяет управлять изучаемыми явлениями и раскрывать законы в ходе активного воздействия на них.

Первоначально эксперимент оформился в психофизике 11 и психофизиологии 12 , ориентированных на естественные науки. Затем постепенно эксперимент стал проникать и в другие области, связанные с общественными науками: в социальную, педагогическую, юридическую психологию и пр.

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог , основал Институт психологии, где он активно работал над методом эксперимента, с помощью которого планировал изучение низших процессов. В связи с этим его считают основателем экспериментальной психологии. При этом Вундт использовал два критерия экспериментального метода: 1) стандартизацию условий, позволяющую сравнивать результаты разных исследователей; 2) аналитическое сравнение показателей, что помогает перейти от целостного описания субъективной реальности к выделению переменных. Именно аналитическое сравнение процессов в контролируемых условиях и воспроизводимость результатов выступили критериями перехода к объяснительной психологии, связавшей свой метод с представлениями о научном объяснении.

Однако на этом этапе развития социальной психологии исследователи мало задавались теоретическими вопросами. Они в основном руководствовались прагматическими соображениями с целью получения фактов, позволивших оптимально организовать совместную трудовую деятельность, выстраивать эффективные коммуникации между менеджером и персоналом, властью и населением. В результате анализа данных, полученных в лабораторных исследованиях, делались тривиальные выводы, что ставило под сомнение вообще целесообразность использования данного метода в психологии.

Приблизительно с середины XX в. научная деятельность в целях изучения причинно-следственных связей стала называться экспериментом. В процессе данной деятельности экспериментатор может манипулировать одним или несколькими факторами , при этом контролировать другие. Установление экспериментальных факторов позволяло собрать эмпирические данные в контролируемых условиях и сравнить их со специальными схемами варьирования 17 уровней экспериментальных факторов. (6)

Психологические эксперименты. (3)

Крошка Альберт – Джон Уотсон.

Процедура.

Для чистоты эксперимента Уотсон сначала приучил малыша любить белую крысу, показывая ее Альберту в течение двух месяцев. После того, как младенец привык к раздражителю и спокойно с ним играл, ученый начал систематически пугать ребенка, ударяя по железной пластине каждый раз, когда Альберт тянул к крысе ручки. Не остановившись на этом, Джон начал подсовывать крысу ребенку в постель и увеличил число ударов. Результатом эксперимента стал страх Альберта сначала перед крысой, а потом перед любыми белыми вещами, хоть отдаленно ее напоминающими (кроликом, маской Санта-Клауса, ватой и так далее).

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Порой можно встретить упоминания о том, что Альберт был сиротой, а Уотсон позже смог отучить его от привитого страха. И то и другое неправда — вскоре после эксперимента ребенок был увезен матерью в неизвестном направлении. Не так давно выяснилось, что малыш к тому же страдал гидроцефалией и умер от нее в возрасте десяти лет.

Почему сейчас нельзя.

Табу на моральное и психологическое насилие над младенцами и необходимость репрезентативной выборки для получения надежных выводов.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент - Филипп Зимбардо.

Самый известный социально-психологический эксперимент был проведен в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо по заказу военно-морского флота США. Зимбардо попытался изучить, как действуют взрослые мужчины в закрытом помещении при наличии твердых, но расплывчатых инструкций.

Процедура.

Заключенных забрали из дома ночью, быстро и тайно, подвергли унизительным полицейским процедурам, поместили в тюрьму и… эксперимент почти тут же вышел из-под всякого контроля. На второй день в тюрьме вспыхнул бунт, который охранники подавили жестко и самостоятельно. После этого вход пошли физические истязания, лишение пищи, матрасов, гигиенических процедур.

Сам Зимбардо, выступавший в роли начальника тюрьмы, увлекся своей игрушкой, активно участвовал во всех этих делах и даже попытался перенести эксперимент в настоящую тюрьму, серьезно расстроившись, когда департамент полиции не пошел ему навстречу.

Этот адский карнавал продлился всего шесть дней (из запланированных двух недель). Невеста Зимбардо, пришедшая в ужас от происходящего, буквально заставила его завершить исследование. Психолог потом вспоминал, что она была единственной из пятидесяти свидетелей эксперимента, кто усомнился в его этичности.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Нет ничего хуже закрытого заведения военного образца, а 70-е теперь официально считаются самым ужасным десятилетием XX века. Поразительна не столько жестокость охранников, сколько их инициативность и преданность делу без особых на то причин, исключительно из-за оказавшейся в их руках власти.

Филипп Зимбардо после нашумевших публикаций активно выступал за проведение тюремной реформы, но, к сожалению, не преуспел.

Почему сейчас нельзя

Нынешний эксперимент был бы прекращен если не самим экспериментатором, опьяненным наукой и властью, то любым независимым наблюдателем после первого акта насилия и унижения со стороны охранников. Если бы кто-то вообще допустил подобную организацию и содержание людей в подобных условиях.

3. Дети-заики - Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор.

Следующий небольшой эксперимент провели Уэнделл Джонсон, ученый из университета Айовы, и его аспирантка Мэри Тюдор в 1939 году. Заинтересовавшись факторами речевого развития, они собрали 22 приютских ребенка и попытались искусственно сформировать у них заикание.

Процедура.

Джонсон и Тюдор случайным образом разделили детей на две группы. Сирот в первой группе постоянно хвалили и подбадривали. Второй группе повезло меньше: верная науке Мэри Тюдор высмеивала и унижала их. Большинство подвергнутых экспериментальному воздействию детей вскоре перестали идти на контакт и стали заиками на всю оставшуюся жизнь.

Эксперимент и его результаты долгое время держались в секрете. Тайна всплыла только в начале 2000-х на страницах какой-то калифорнийской газеты. Университет Айовы принес официальные извинения и получил шесть исков от участников эксперимента.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Почему сейчас нельзя.

Декапитация и джаз - Карини Лэндис.

20-е годы были богаты на психологические эксперименты. Карини Лэндис, студент Минессотского университета, в 1924 году использовал крыс в своих опытах по установлению общих черт эмоциональной реакции.

Процедура.

Лэндис отталкивался от предположения, что можно найти нечто общее в мышечном выражении эмоциональной реакции у разных людей. Поэтому он набрал группу из студентов своего же университета и начал измываться над ними: показывал порнографические фото, заставлял нюхать аммиак, засовывать руку в банку с жабами и слушать джаз. В качестве финального теста испытуемым предлагалось отрезать голову живой крысе, на что большинство из них, со слезами конечно, но согласились.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Никаких всеобщих закономерностей функционирования лицевых мышц Карини найти не удалось. Зато он наглядно доказал, что большинство студентов не могут нормально и аккуратно отрубить крысе голову.

Порой можно найти упоминание о том, что Стэнли Милгрэм вдохновлялся экспериментом Лэндиса, но это неправда.

Почему сейчас нельзя.

Недопустимо насилие над животными.

Выступление перед одноклассниками.

Эксперименты, которые я рассмотрела в ходе моей работы, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда – либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика, и, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя и сколько усилий прилагается для того, чтобы он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как – то преуспел в своем стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности. (4)

Среди разных анекдотов про психологов, шутка про постоянные эксперименты над окружающими – одна из самых популярных. Но тут мало общего с правдой: любой стоящий эксперимент требует труда и затрат, а самые интересные из них еще и нарушают закон и потому редки.(3)

Список использованной литературы.

2 Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе , составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития , социальных институтах , отношениях и общностях .

4 Психиа́тр ( др.-греч. ψυχή — душа; ἰατρός — врач) — специалист с высшим образованием в области психиатрии , области медицины , изучающей психические расстройства . В отличие от психологов , не являющихся врачами, психиатры занимаются оценкой симптомов пациентов для определения их следствия из психофизической и физической болезней.

5 Психолог (др.-греч. ψυχή — душа ; λόγος — знание) — это специалист , который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи , поддержки и сопровождения.

6 Испыту́емый — участник эксперимента в психологии и других отраслях науки.

7 Исследователь — человек, тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями.

8 Закономе́рность — необходимая , существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира , определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры .

10 выражать ( выразить ) что-либо не прямо, а через посредство чего-либо другого, служить ( послужить ) промежуточным звеном для чего-либо.

11 Психофизика — область психологии , изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.

12 Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии . Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической.

13 Норман Триплетт — (1 октября 1861 – 1934) был психологом в Университете штата Индиана . Родился на ферме рядом с Перри, Иллинойс в 1861 году. В 1898 году он написал то, что сейчас признано первым опубликованным исследованием в области спортивной психологии. Его эксперимент был основан на социальную фасилитацию (эффект аудитории).

16 Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января ( 1 февраля ) 1857 — 24 декабря 1927 , Москва ) — выдающийся русский психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик . Тайный советник , генерал-майор медицинской службы царской армии .

Плюсы и недостатки экспериментов над животными

Опыты над животными проводятся для того, чтобы выяснить действие того или иного препарата или воздействия на живой организм. С одной стороны, это негуманно по отношению к ним: они не могут дать свое согласие, сказать о своей боли и прекратить, если им это не нравится. С другой – многие науки, в том числе – хирургия, фармацевтика, косметология и прочие, практически остановятся в своём развитии, если эксперименты над животными перестанут проводиться.

Немного истории

Первые опыты над животными упоминаются в истории еще в IV-III веках до нашей эры: их проводили врачи с целью отработки хирургических навыков и расширения знаний о живых организмах, использовались, в основном, козы и свиньи.

В XIX веке нашей эры массовые эксперименты над животными также проводились медиками: целенаправленно заражали болезнями для выяснения особенностей их течения, изучали рефлексы, на них отрабатывали созданные антибиотики и лекарства, испытывали клонирование и генные модификации.

В ХХ веке проверка лекарств на токсичность стала обязательной процедурой, так как их побочные эффекты зачастую превышали вред от заболевания, от которого они были созданы. Проверка также начала проводиться с помощью животных, в том числе – на беременных. В этом же веке опыты над животными вышли за пределы медицины: например, они первыми покорили пространства Космоса, а также сторонники бихевиоризма и другие психологи экспериментировали над животными ради выяснения их поведенческих реакций.

На сегодняшний день учёные создают лекарства для многих заболеваний, в том числе от тех, которые ранее считались смертельными и неизлечимыми. Опыты над животными в этой системе неизбежны, так как иначе невозможно проверить эффективность и побочные действия препаратов. По статистике, ежегодно в мире подвергаются экспериментам человека более миллиона позвоночных. Беспозвоночных – в разы больше, их учёт не ведется.

Обезьяна

Плюсы экспериментов над животными

  • Это позволяет проверить влияние любого воздействия или вещества на любой организм. В науке существует множество отраслей, которые предполагают создание каких-либо препаратов для лечения того или иного заболевания. Проверить их воздействие на человеке не представляется возможным: никто из людей не согласится на проведение над собой опытов, результат которых непредсказуем. Также иногда необходимо выявить особенности психики, поведения, инстинктов и рефлексов. Человек – существо сознательное, поэтому эксперименты с ним подобного рода могут быть искажены в силу человеческого фактора.
  • Люди не подвергаются опасности. Лекарство, которое не протестировали на животных, может оказать на человеческий организм нежелательное воздействие, вплоть до летального исхода. В науке считается, что жизнь лабораторной крысы стоит в разы меньше, чем человеческая. И они скорее правы, чем нет.
  • Точные результаты. Эксперименты над животными чаще всего дают достаточно верную картину происходящего. Никакие расчеты, проверка на искусственных материалах и растений не смогут показать настолько точный результат, как животные.
  • Лабораторные животные, на которых проводят эксперименты – достаточно быстро размножающиеся существа. То есть, материал для опытов быстро восполняется, нет необходимости тратить большие суммы на то, чтобы их приобретать. Если же есть необходимость в их приобретении, то найти таких животных также достаточно легко.
  • Студенты медицинских ВУЗов и колледжей нуждаются в получении знаний и практических навыков. Трудно представить себя, что свою самую первую операцию будущий хирург проводил бы на человеке: вероятность летального исхода практически стопроцентная. Поэтому у будущих врачей должна быть возможность экспериментировать и совершенствовать свои навыки на животных.
  • Безнаказанность. Животные не могут пожаловаться в полицию или в суд за то, что человек лишил их зрения или заразил неизлечимой болезнью. Никто не будет наказывать ученых, которые проводят опыты над животными в рамках лаборатории.

Мышь в руках

Минусы экспериментов над животными

  • Негуманное отношение к животным. Они не могут дать своё согласие на процедуры и эксперименты, не могут от них отказаться. У них нет возможности прекратить опыт, если он им не нравится. Даже если они будут кричать от боли или дискомфорта, никто не сможет им помочь: у человека другие задачи.
  • Высокие погрешности результатов эксперимента. Хоть человек и крыса относятся к млекопитающим, они сильно отличаются. Исходя из размеров животного, достаточно трудно подобрать нужную дозировку лекарства для человека. Также невозможно точно определить, как подействует вещество на человека, даже если его проверили на животном: например, оральные контрацептивы у собак разжижают кровь, а у женщин – иногда приводят к образованию тромбов. То есть, иногда воздействие препарата на животное и человека может быть диаметрально противоположным.
  • Практически невозможно выявить воздействие препаратов на некоторые психические процессы. Если после лекарства крыса ослепла, то это можно по ней увидеть, но она не может рассказать о своих внутренних ощущениях: например, если на фоне препарата развиваются галлюцинации, то узнать об этом будет возможно только в том случае, если препарат примет человек.
  • Лабораторных животных для экспериментов обычно требуется большое количество. Несмотря на то, что сами они являются достаточно распространенным биоматериалом, расходы на них всё же присутствуют: это и питание, и определенные условия содержания, чтоб получить максимально чёткие и точные результаты опытов.
  • После экспериментов животных, если они не умерли в процессе опыта, искусственно умерщвляют. Получается у этих живых существ жизнь полностью зависит от человека: он решает, какое предназначение у этого существа, что он будет делать, и даже – сколько проживёт.

Кролики

Опыты над животными – это очень негуманно и жестоко. При этом без таких экспериментов практически невозможен поиск лекарств и методов лечения от рака, СПИДа и других тяжёлых, пока неизлечимых заболеваний. Кроме того, без проведения экспериментов с участием животных, человечество, возможно до сих пор не знало бы об особенностях психики и поведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Лысые Горы Саратовской области"

Исследовательская работа на тему

Работу выполнила Назарова Анастасия Андреевна, обучающаяся

Руководитель Валиахмедов Равиль Маратович.

Обоснование проблемы: В современном мире многие люди не имеют свою точку зрения и спокойно поддаются на приказы людей, стоящих выше по статусу и являющихся морально сильнее.

Цель работы: узнать больше о тонкостях человеческого поведения, эмоционального состояния и восприятия. (2)

Задачи работы:

оценить поведение человека в стрессовых ситуациях;

изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;

рассмотреть сложные биологические процессы человеческого мозга, исследовать эмоции, реакцию.

Учебные дисциплины, в рамках которых проводится работа по проекту:
обществознание, социология 2 , психология 3 .

Практическая значимость работы в том, чтобы показать, что в некоторых жизненных ситуациях человек подобен зверю. Он делает все, чтобы спасти свою жизнь, но на какие жертвы он идет – ему не важно.

Объект исследования: люди, над которыми ставили эксперименты.

Предмет исследования: человек и его сущность.

Оборудование: компьютер, принтер, научно – популярная литература, Интернет-ресурсы.

Гипотеза: Если знать, на что готов человек, вышедший из зоны комфорта или живущий в определенных условиях, то мы сможем увидеть поведение человека, которое будет являться его истинной сущностью.

Глава I . Что такое эксперимент?. ……………………………………..…… 5 – 6

Глава II . Из истории психологических экспериментов……………….…. .7 – 8

Психологические эксперименты……………………………………….…..9 – 13

Выступление перед одноклассниками………………………………. 14

Список использованной литературы………………………………………. 15

« Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст в них чувство бессилия.

Эксперименты над людьми - это нечто притягательное. Некоторые психиатры 4 и психологи 5 проводили жестокие эксперименты, участниками которых, а иногда и жертвами, нередко становились люди. Масса загубленных душ проложили дорогу для сегодняшних успокоительных средств. Но, к сожалению, методы достижения данной цели гуманными были не всегда. Еще миллионы будут подвергнуты исследованиям ради того, чтобы получить очередную микстуру для душевнобольных. Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент. Отдельные примеры самых известных, интересных антигуманных и шокирующих социально – психологических экспериментов, которые проводили над людьми, я решила изучить, поскольку они, по моему мнению, имеют огромную важность и значимость. Но что же такое психологический эксперимент и каковы его особенности? (4)

Глава I .

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определенный опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения психологических данных путем вмешательства исследования в процесс деятельности испытуемого 6 . Исследователем 7 в процессе эксперимента может выступать и ученый – специалист, и простой обыватель.(4)

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

возможность изменения какой – либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей 8 ;

возможность выбрать точку отсчета;

возможность неоднократного поведения;

возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов:

По способу проведения:

лабораторный – когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;

естественный – проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;

психолого–педагогический – когда человек или группа людей обучаются чему – либо и формируют в себе определенные качества, овладевают навыками;

пилотажный – пробный эксперимент, проводимый перед основным.

По уровню осознанности:

явный – испытуемый знает об эксперименте и всех его подробностей;

скрытый – испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не в курсе об эксперименте;

комбинированный – испытуемый знает только часть информации или намеренно введен в заблуждение относительно эксперимента. (5)

Глава II .

Из истории психологических экспериментов.

Анализируя всю историю развития психологического знания, ученые пришли к выводу, что именно метод эксперимента приводит к изменению самого типа психологического знания. Согласно взглядам Якова Александровича Пономарева, советского и российского психолога, доктора психологических наук, необходимым условием развития всей системы психологических наук выступает взаимодействие, а точнее, диалектическое единство 9 теории, эксперимента и практики. Так, он выделял три типа психологического знания: созерцательно-описательный, эмпирический и действенно-преобразующий. Созерцательно-описательный тип знания непосредственно формируется в житейском опыте и фиксирует лишь поверхность явлений. Эмпирический тип знания формируется в недрах созерцательно-описательного, трансформируя и включая в себя его содержание. В нем не учитываются внутри предметные, а фиксируется способ практического воздействия на объект исследования, приводящий к эффекту. Тем самым фиксируется непосредственная связь с практикой. Действенно-преобразующий тип знания формируется в недрах эмпирического, трансформируя и включая в себя его содержание. В процессе его формирования выделяется специфический предмет исследования и вскрываются внутри предметные взаимосвязи. Связь с практикой становится опосредствованной 10 . Формируется сложная стратегия исследования, которая позволяет управлять изучаемыми явлениями и раскрывать законы в ходе активного воздействия на них.

Первоначально эксперимент оформился в психофизике 11 и психофизиологии 12 , ориентированных на естественные науки. Затем постепенно эксперимент стал проникать и в другие области, связанные с общественными науками: в социальную, педагогическую, юридическую психологию и пр.

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог , основал Институт психологии, где он активно работал над методом эксперимента, с помощью которого планировал изучение низших процессов. В связи с этим его считают основателем экспериментальной психологии. При этом Вундт использовал два критерия экспериментального метода: 1) стандартизацию условий, позволяющую сравнивать результаты разных исследователей; 2) аналитическое сравнение показателей, что помогает перейти от целостного описания субъективной реальности к выделению переменных. Именно аналитическое сравнение процессов в контролируемых условиях и воспроизводимость результатов выступили критериями перехода к объяснительной психологии, связавшей свой метод с представлениями о научном объяснении.

Однако на этом этапе развития социальной психологии исследователи мало задавались теоретическими вопросами. Они в основном руководствовались прагматическими соображениями с целью получения фактов, позволивших оптимально организовать совместную трудовую деятельность, выстраивать эффективные коммуникации между менеджером и персоналом, властью и населением. В результате анализа данных, полученных в лабораторных исследованиях, делались тривиальные выводы, что ставило под сомнение вообще целесообразность использования данного метода в психологии.

Приблизительно с середины XX в. научная деятельность в целях изучения причинно-следственных связей стала называться экспериментом. В процессе данной деятельности экспериментатор может манипулировать одним или несколькими факторами , при этом контролировать другие. Установление экспериментальных факторов позволяло собрать эмпирические данные в контролируемых условиях и сравнить их со специальными схемами варьирования 17 уровней экспериментальных факторов. (6)

Психологические эксперименты. (3)

Крошка Альберт – Джон Уотсон.

Процедура.

Для чистоты эксперимента Уотсон сначала приучил малыша любить белую крысу, показывая ее Альберту в течение двух месяцев. После того, как младенец привык к раздражителю и спокойно с ним играл, ученый начал систематически пугать ребенка, ударяя по железной пластине каждый раз, когда Альберт тянул к крысе ручки. Не остановившись на этом, Джон начал подсовывать крысу ребенку в постель и увеличил число ударов. Результатом эксперимента стал страх Альберта сначала перед крысой, а потом перед любыми белыми вещами, хоть отдаленно ее напоминающими (кроликом, маской Санта-Клауса, ватой и так далее).

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Порой можно встретить упоминания о том, что Альберт был сиротой, а Уотсон позже смог отучить его от привитого страха. И то и другое неправда — вскоре после эксперимента ребенок был увезен матерью в неизвестном направлении. Не так давно выяснилось, что малыш к тому же страдал гидроцефалией и умер от нее в возрасте десяти лет.

Почему сейчас нельзя.

Табу на моральное и психологическое насилие над младенцами и необходимость репрезентативной выборки для получения надежных выводов.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент - Филипп Зимбардо.

Самый известный социально-психологический эксперимент был проведен в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо по заказу военно-морского флота США. Зимбардо попытался изучить, как действуют взрослые мужчины в закрытом помещении при наличии твердых, но расплывчатых инструкций.

Процедура.

Заключенных забрали из дома ночью, быстро и тайно, подвергли унизительным полицейским процедурам, поместили в тюрьму и… эксперимент почти тут же вышел из-под всякого контроля. На второй день в тюрьме вспыхнул бунт, который охранники подавили жестко и самостоятельно. После этого вход пошли физические истязания, лишение пищи, матрасов, гигиенических процедур.

Сам Зимбардо, выступавший в роли начальника тюрьмы, увлекся своей игрушкой, активно участвовал во всех этих делах и даже попытался перенести эксперимент в настоящую тюрьму, серьезно расстроившись, когда департамент полиции не пошел ему навстречу.

Этот адский карнавал продлился всего шесть дней (из запланированных двух недель). Невеста Зимбардо, пришедшая в ужас от происходящего, буквально заставила его завершить исследование. Психолог потом вспоминал, что она была единственной из пятидесяти свидетелей эксперимента, кто усомнился в его этичности.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Нет ничего хуже закрытого заведения военного образца, а 70-е теперь официально считаются самым ужасным десятилетием XX века. Поразительна не столько жестокость охранников, сколько их инициативность и преданность делу без особых на то причин, исключительно из-за оказавшейся в их руках власти.

Филипп Зимбардо после нашумевших публикаций активно выступал за проведение тюремной реформы, но, к сожалению, не преуспел.

Почему сейчас нельзя

Нынешний эксперимент был бы прекращен если не самим экспериментатором, опьяненным наукой и властью, то любым независимым наблюдателем после первого акта насилия и унижения со стороны охранников. Если бы кто-то вообще допустил подобную организацию и содержание людей в подобных условиях.

3. Дети-заики - Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор.

Следующий небольшой эксперимент провели Уэнделл Джонсон, ученый из университета Айовы, и его аспирантка Мэри Тюдор в 1939 году. Заинтересовавшись факторами речевого развития, они собрали 22 приютских ребенка и попытались искусственно сформировать у них заикание.

Процедура.

Джонсон и Тюдор случайным образом разделили детей на две группы. Сирот в первой группе постоянно хвалили и подбадривали. Второй группе повезло меньше: верная науке Мэри Тюдор высмеивала и унижала их. Большинство подвергнутых экспериментальному воздействию детей вскоре перестали идти на контакт и стали заиками на всю оставшуюся жизнь.

Эксперимент и его результаты долгое время держались в секрете. Тайна всплыла только в начале 2000-х на страницах какой-то калифорнийской газеты. Университет Айовы принес официальные извинения и получил шесть исков от участников эксперимента.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Почему сейчас нельзя.

Декапитация и джаз - Карини Лэндис.

20-е годы были богаты на психологические эксперименты. Карини Лэндис, студент Минессотского университета, в 1924 году использовал крыс в своих опытах по установлению общих черт эмоциональной реакции.

Процедура.

Лэндис отталкивался от предположения, что можно найти нечто общее в мышечном выражении эмоциональной реакции у разных людей. Поэтому он набрал группу из студентов своего же университета и начал измываться над ними: показывал порнографические фото, заставлял нюхать аммиак, засовывать руку в банку с жабами и слушать джаз. В качестве финального теста испытуемым предлагалось отрезать голову живой крысе, на что большинство из них, со слезами конечно, но согласились.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Никаких всеобщих закономерностей функционирования лицевых мышц Карини найти не удалось. Зато он наглядно доказал, что большинство студентов не могут нормально и аккуратно отрубить крысе голову.

Порой можно найти упоминание о том, что Стэнли Милгрэм вдохновлялся экспериментом Лэндиса, но это неправда.

Почему сейчас нельзя.

Недопустимо насилие над животными.

Выступление перед одноклассниками.

Эксперименты, которые я рассмотрела в ходе моей работы, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда – либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика, и, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя и сколько усилий прилагается для того, чтобы он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как – то преуспел в своем стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности. (4)

Среди разных анекдотов про психологов, шутка про постоянные эксперименты над окружающими – одна из самых популярных. Но тут мало общего с правдой: любой стоящий эксперимент требует труда и затрат, а самые интересные из них еще и нарушают закон и потому редки.(3)

Список использованной литературы.

2 Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе , составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития , социальных институтах , отношениях и общностях .

4 Психиа́тр ( др.-греч. ψυχή — душа; ἰατρός — врач) — специалист с высшим образованием в области психиатрии , области медицины , изучающей психические расстройства . В отличие от психологов , не являющихся врачами, психиатры занимаются оценкой симптомов пациентов для определения их следствия из психофизической и физической болезней.

5 Психолог (др.-греч. ψυχή — душа ; λόγος — знание) — это специалист , который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи , поддержки и сопровождения.

6 Испыту́емый — участник эксперимента в психологии и других отраслях науки.

7 Исследователь — человек, тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями.

8 Закономе́рность — необходимая , существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира , определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры .

10 выражать ( выразить ) что-либо не прямо, а через посредство чего-либо другого, служить ( послужить ) промежуточным звеном для чего-либо.

11 Психофизика — область психологии , изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.

12 Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии . Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической.

13 Норман Триплетт — (1 октября 1861 – 1934) был психологом в Университете штата Индиана . Родился на ферме рядом с Перри, Иллинойс в 1861 году. В 1898 году он написал то, что сейчас признано первым опубликованным исследованием в области спортивной психологии. Его эксперимент был основан на социальную фасилитацию (эффект аудитории).

16 Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января ( 1 февраля ) 1857 — 24 декабря 1927 , Москва ) — выдающийся русский психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик . Тайный советник , генерал-майор медицинской службы царской армии .

Биомедицинские эксперименты имеют дело с самым дорогим и неотъемлемым из того, что есть у человека, — это человеческая жизнь и здоровье. Естественно-научный эксперимент как основной метод познания считался этически нейтральным в Новое время. Но по мере развития знаний о человеческой телесности, по мере развития биомедицины все большее количество людей становится участниками биомедицинских экспериментов, имеющих, как правило, своей целью получение знаний, которые могут быть применены не только для лечения данного конкретного пациента, но и для блага человечества вообще, блага, связанного с прогрессом биомедицины.

На необходимость биоэтического и правового регулирования экспериментирования обратили внимание после Второй мировой войны, когда в рамках Нюрнбергского процесса стали известны факты о бесчеловечных экспериментах, которые проводили нацистские медики в концентрационных лагерях над заключенными, в том числе над женщинами и детьми.

Человечество столкнулось с тем, что на момент проведения Нюрнбергского процесса не существовало ни национальных, ни надгосударственных правовых актов, которые бы регламентировали медицинские эксперименты. У нацистских медиков, которые оказались на скамье подсудимых, были достаточно квалифицированные адвокаты, которые доказывали, что проведение экспериментов было попыткой извлечь хоть какое-то благо в виде знаний из того зла, которое не зависело от врачей. Конечно же, если сопоставлять такие аргументы с тем бесспорным вредом, который был нанесен, вплоть до умерщвления значительного количества людей (по официальным данным, это более 275 тысяч погибших в результате экспериментов), настоятельно возникла задача осуществить регламентирование экспериментов.



Первым международным документом такой направленности стал так называемый Нюрнбергский кодекс, основные положения которого сводимы к нескольким пунктам. Первое, абсолютно необходимое условие для проведения экспериментов, которое было обосновано в Нюрнбергском кодексе, — это добровольное согласие испытуемого. Именно такого согласия не получали в экспериментах нацистские врачи. Далее Нюрнбергский кодекс провозгласил, что эксперименты над людьми могут проводиться только после предварительно проведенных экспериментов над животными. Эксперименты могут проводиться только в отношении тех проблем, которые значимы для человечества. Эксперименты не должны проводиться в тех случаях, когда имеется возможность изучения естественных процессов, например если заболевание естественным путем распространено в популяциях людей.

Далее Нюрнбергский кодекс потребовал от организаторов эксперимента обязательно информировать потенциальных участников о сути эксперимента, экспериментальных процедур и манипуляций, о возможных рисках, негативных последствиях. Экспериментатор должен контролировать ход эксперимента, и в случае, если он видит, что продолжение эксперимента чревато инвалидирующим воздействием на испытуемого или тем более гибелью подопытного, эксперимент должен быть прекращен. Участник эксперимента должен быть проинформирован о том, что он в любой момент времени имеет право отказаться от продолжения эксперимента без последствий для себя и даже, возможно, без объяснения причин. Интересно, что текст Нюрнбергского кодекса даже в странах антигитлеровской коалиции не публиковался в полном объеме достаточно долго. Например, в нашей стране полный текст документа был опубликован в 1993 году. Во многом это неслучайно, потому что регламентация биомедицинских экспериментов естественным образом имеет в качестве следствия ограничение на привлечение количества испытуемых.

Поскольку многие биомедицинские эксперименты имеют двойное назначение — как гражданское, так и военное, известны случаи, когда и в нашей стране, к сожалению, и в США, и в других странах, несмотря на установленные Нюрнбергским кодексом нормы, эксперименты на недобровольной основе продолжались. В настоящее время с точки зрения биоэтической оправданности и правового регулирования оцениваются четыре типа экспериментов в биомедицине.

Первый тип — это экспериментирование врачей на себе. С этической точки зрения врачи, обладающие всей полнотой знаний о сути эксперимента, о последствиях, конечно же, проводя эксперименты на себе, имеют добровольное информированное согласие. В истории медицины есть масса примеров, когда врачи проводили эксперименты на себе. Например, эксперимент Ивана Ильича Мечникова едва не стоил ему жизни, когда он на себе проверял вакцину против тифа.

Второй тип экспериментов — это эксперименты над здоровыми людьми. В таких экспериментах, которые являются обязательным этапом фармакологических исследований, проверяется предельная доза и побочные эффекты.

Третий тип — это эксперименты над пациентами, в ходе которых ожидается польза для самого испытуемого. Этот тип называется терапевтическими экспериментами.

Четвертый тип — это эксперименты над больными людьми, в ходе которых терапевтического эффекта не ожидается. Целью эксперимента является получение знаний. Это нетерапевтический эксперимент, так же как нетерапевтическим может быть назван эксперимент над здоровыми людьми.

Эксперименты в обязательном порядке в настоящее время до начала их проведения получают оценку со стороны биоэтических комиссий или комитетов. Они существуют сегодня от государственного уровня до уровня отдельного научного и образовательного учреждения, которое проводит эксперименты. В ходе подачи заявки экспериментатор обязан подробно описать научную базу, которая есть в настоящее время в данной предметной области, для того чтобы не допустить повторного проведения экспериментов, если уже где-то в мире они были проведены, а данные опубликованы. Обязательно указывается количество участников эксперимента, длительность его проведения. Этическая комиссия оценивает бланк информированного согласия, включая информацию о том, насколько подробно потенциальный участник эксперимента будет проинформирован организаторами эксперимента о сути эксперимента, рисках, побочных эффектах и так далее.

В настоящее время в медицине достаточно трудно провести границу между терапевтическим и экспериментальным вмешательством. Это составляет большую трудность, потому что для значительной части населения приемлемой моделью общения с врачом является патернализм, когда пациент рассматривает врача в качестве отца, который не может принести зла своему ребенку. И многие пациенты, не разделяя терапию и эксперименты, не вникают в суть предлагаемых врачом экспериментальных процедур и манипуляций. Биоэтический вопрос связан с тем, насколько полным должно быть информирование пациента, для того чтобы его согласие можно было бы трактовать как этически корректное. Насколько такое согласие может быть получено от отдельных категорий граждан, жизнь которых, например, контролируется? Это обитатели государственных учреждений, например учреждений нетюремного типа. В настоящее время мир отказался от привлечения к экспериментам над здоровыми людьми таких больших групп населения, как военнослужащие и заключенные, потому что, несмотря на многочисленность этих групп, на то, что их условия жизни (что очень важно в медицинском эксперименте) контролируемы, получение добровольного согласия от людей, относящихся к данным категориям, проблематично.

Эксперименты над людьми

Для отдельных категорий пациентов, например детей, участие в эксперименте нуждается в специальной регламентации. Как правило, привлечение детей к нетерапевтическим экспериментам, то есть к тем экспериментам, в ходе которых не ожидается для них пользы, до 14 лет запрещено. В большинстве стран мира считается, что если в возрасте 14 лет ребенок дает согласие на нетерапевтический эксперимент и такое же согласие дают официальные опекуны, то эксперимент может быть проведен. Однако при некоторых типах рискованных экспериментальных вмешательств этот возраст на национальном государственном уровне может быть изменен как для нетерапевтических, так и для терапевтических экспериментов. Например, по законодательству Франции, если речь идет о том, что ребенку необходима пересадка донорского органа, например почки, возраст, с которого у потенциального реципиента должно быть испрошено согласие, снижается до 6 лет. И это тоже проблема. Только ли календарный возраст определяет понимание предоставленной врачом информации?

Читайте также: