Моя лирика жива одной большой любовью сочинение

Обновлено: 02.07.2024

"Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве", — писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова "Россия", "Русь", наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.

Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:

Я буду воспевать
Всем существом поэта
Шестую часть земли
С названьем краткие "Русь".

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь, "бреющий бороду старому миру". А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди — большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им "деревянная Русь", нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого "мужицкого рая", сказочного края Инонии — тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Цикл стихотворений "Москва кабацкая" — свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Вспоминая свое детство в стихотворении "Русь советская", поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.

Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:

Но Россия. вот это глыба.
Лишь бы только Советская Власть.

Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". "Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь", — пишет поэт. Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народ у автора — "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм — знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина".

Равнодушен я стал к лачугам.
Мне теперь по душе иное.
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

"Русь советская", "О России и революции", "Страна советская" — так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал "певцом и гражданином в великих штатах СССР":

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру — значит перестать быть поэтом. "Русь советская" оказывается чужой.

"Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы". Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин — чужой ей, незнакомый, а "те, что помнили, давно забыли". Жизнь идет мимо. Сельчане "обсуживают жись", комсомольцы "поют агитки Бедного Демьяна". Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он — нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:

В своей стране я словно иностранец.
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, "в стране, где тишь и благодать"; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая — и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. "Какой чистый, и какой русский поэт", — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его "беспокойная, дерзкая сила", сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране "березового ситца" с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в "суровые грозные годы" — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

"Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве" . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь "светила" во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь", — пишет он в стихотворении "Спит ковыль. ".

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых "заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы", и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит "хлеба черствого кусок"; и старого деда, что "согнувши спину, чистит вытоптанный ток"; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что "конь стальной победил коня-живого". Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как "Возвращение на родину", "Русь уходящая", "Русь советская".

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь "золу да слой дорожной пыли" и даже старая мельница "стоит, глаза смежив". "В своей стране я словно иностранец", — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: "Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь". Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Вклад С. А. Есенина в русскую литературу связан со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. Он все превращает в золото поэзии: и сажу над заслонкой, и квохчущих кур, и удлатых щенков. Его стихи достаточно полно характеризуют Россию:

О Русь – малиновые поля

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Поэт постоянно восхищается богатой историей и практически не изменившимися с течением времени традициями и обычаями.

Несомненно, что на мироощущение поэта повлияла его малая родина – Рязанская губерния, родился и рос поэт в простой крестьянской семье. Окружающая обстановка, а главное – люди повлияли на формирование личности поэта.

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебя и верую.

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь простого народа:

Сердце плакучая дума,

Ой, не весел ты, край мой родной.

Тяжелое революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь.

Поэт-философ при помощи мрачных тонов описывает, преподносит свои чувства и переживания за некогда могущественную державу:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Изменившийся строй и власть не сумели сломить дух Есенина, он хотел жить на своей родине и восхищаться своим народом.

Вклад С. А. Есенина в русскую литературу связан со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. Он все превращает в золото поэзии: и сажу над заслонкой, и квохчущих кур, и удлатых щенков. Его стихи достаточно полно характеризуют Россию:

О Русь – малиновые поля

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Поэт постоянно восхищается богатой историей и практически не изменившимися с течением времени традициями и обычаями.

Несомненно, что на мироощущение поэта повлияла его малая родина

– Рязанская губерния, родился и рос поэт в простой крестьянской семье. Окружающая обстановка, а главное – люди повлияли на формирование личности поэта.

В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.

Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с “Россией-тайной”, “светлой женой” – другая, “гугнивая матушка

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Большую часть своих стихов поэт посвящает природе родного края. Он не рассматривает какие-либо отдельные достопримечательности “дивных уголков природы”, пытается охватить всю Россию в целом. Искусно преподносит нам те детали окружающего нас мира, на которых мы не заостряли своего внимания.

Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает “близкие сердцу места”, используя при этом перо и чернила. Сколько чувств вложено в его слова:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебя и верую.

“Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии” (Л. Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии – звон и сон (дрема, туман, дымка).

Есенинская Россия – это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов “на туманном берегу”:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь простого народа:

Сердце плакучая дума,

Ой, не весел ты, край мой родной.

Тяжелое революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь.

Поэт-философ при помощи мрачных тонов описывает, преподносит свои чувства и переживания за некогда могущественную державу:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Две России – “земная” и “небесная” – уживаются в душе поэта, хотя его тоска – о голубой Руси, небесном граде Китеже.

Лирический герой Есенина – “вечно странствующий странник”, ” в лазурь уходящий”. А родина потому и любима смертной любовью, что она – оставленная. Мотив покинутого отчего дома – один из ведущих в лирике Есенина. Еще больше патриотизма прослеживается в стихах Есенина после возращения с чужбины.

Поэт осознает, насколько дорога ему Россия.

Изменившийся строй и власть не сумели сломить дух Есенина, он хотел жить на своей родине и восхищаться своим народом.

Читайте также: