Мотив глухоты в горе от ума сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В первой части статьи мы говорили о карьеристе полковнике Скалозубе, недобросовестном Загорецком и слабовольном Гориче, попавшем под влияние жены и светского общества. Продолжаем беседовать о других второстепенных действующих лицах комедии, приглашенных на званый вечер в дом Фамусова и образующих галерею московских типов.

"Шумим, братец, шумим!" Репетилов в исполнении С. Мигицко. В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - О. Меньшиков, 2000 г.).

"Шумим, братец, шумим!" Репетилов в исполнении С. Мигицко. В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - О. Меньшиков, 2000 г.).

Репетилов знается с неблагонадежными людьми, считая их передовыми, участвует в сочинении каламбуров и "водевильчиков". Среди его единомышленников - коротко остриженный англоман князь Григорий, а также человек с подмоченной репутацией и по совместительству литератор - Удушьев Ипполит Маркелыч. О втором знакомом герой говорит так:

Фраза Репетилова "Шумим, братец, шумим!" заставляет думать о пустословии и безответственности людей его круга (в рассказе В. М. Шукшина "Мастер" ее неслучайно произносит чиновник - председатель обисполкома). Точно так же ведут себя и московские "старички", о которых сообщает Фамусов:

Слово, не подкрепленное делом, характеризует не только "век минувший", но и "век нынешний", ведь он отличается от старого времени лишь внешне.

Интересно, что же побудило Репетилова возомнить себя вольнодумцем? Всё просто: герой надеялся жить, как все, - выгодно жениться и с помощью отца жены получить должность. Но желаемое не осуществилось. Репетилов приложил много усилий, чтобы достичь цели - потратил деньги, построив дом на Фонтанке, рядом с домом тестя. Но отец жены был немцем: не дал приданого и не продвинул нового родственника по службе, опасаясь наказания. Репетилов стал считать, что "много потерял" из-за своих смелых и прямых высказываний, ведь он "ужасный либерал".

Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми приезжают на вечер к Фамусову, чтобы разрешить главную семейную проблему - выгодно выдать замуж подросших дочек. Увидев новое лицо - Чацкого, - жена тут же посылает слабо слышащего мужа наладить отношения с главным героем и просить его в гости. Однако узнав, что Чацкий не имеет чина и небогат, начинает комично отзывать супруга назад.

Видим мы и ограниченность девушек-княжон, обступающих Наталью Дмитриевну Горич, чтобы поахать, разглядывая ее наряд, и похвастаться своими обновками.

Графиня бабушка и графиня внучка Хрюмины - пара героинь-родственниц, тратящих свою жизнь на балы и званые ужины. ". Когда-нибу т ь я с п ала т а в могилу", - жалуется уставшая бабушка-немка. Мы снова видим, что в основном век остается тем же: в большой свет всё в том же качестве, что и предшественники, сменяя их, входят новые лица - представители молодежи.

Внучка ведет себя высокомерно и безапелляционно: приезжая на вечер после Горичей и князей Тугоуховских, считает, что они с бабушкой прибыли первые, иронизирует по поводу якобы позднего выхода Софьи к гостям, проявляет неблагодарность, плохо отзываясь о вечере и приглашенных: "Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать! // Какие-то уроды с того света, // И не с кем говорить, и не с кем танцевать". Чацкий называет молодую Хрюмину подражательницей французским модисткам.

Почему графиня бабушка оказывается глухой, как и князь Тугоуховский? Только ли для комического эффекта их бестолкового диалога? Физическую глухоту в комедии Грибоедова следует рассматривать как образ глухоты душевной, равнодушия, обеспокоенности героев только собственными, узкоэгоистическими интересами. Душевная нечувствительность и "диалог глухих" (этот прием важен, например, в творчестве Чехова) распространяются на всё фамусовское общество, и лишь Чацкий не похож на тех, кто его по случаю окружает.

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” мотив глухоты встречается несколько раз, что даёт нам возможность предположить, что у глухоты в пьесе есть какое-то образное, из раза в раз повторяющееся значение. Изучим это предположение, проанализировав эпизоды, где встречается такой мотив.

Начнём с самого очевидного случая: князя Тугоуховского с его говорящей фамилией.

Он действительно туг на ухо, и на этом строится комичность тех двух эпизодов, в которых он появляется. Однако, если подумать, то остальное фамусовское общество мало от него отличается, стоит вспомнить хотя бы тот эпизод, когда все уверяются в сумасшествии Чацкого. Происходившая череда сплетен сильно напоминает детскую игру “испорченный телефон”, у которой есть и другое, менее используемое название — “глухой телефон.” Фамусовское общество регулярно собирается в том или ином имении, и там они разговаривают на одни и те же темы, плюс несколько новых сплетней. Главная причина, почему они не устают обсуждать одно и тоже, это то, что они никогда по-настоящему и не слушают друг друга, домысливая и быстро забывая всё услышанное. Кроме того, они не отличаются особым умом и просто не хотят, и не могут принять новую точку зрения. Они не просто остаются глухи к словам Чацкого, но и клеймят его сумасшедшим. Особенно ярко и карикатурно эта “глухота от ограниченности” показывается в сцене, где Фамусов затыкает уши, слушая Чацкого.

Есть, однако, и такие персонажи, которые научились получать выгоду, умело манипулируя общественной глухотой. Например, Загорецкий, который всегда тут как тут, если его упомянут, но внезапно исчезает, если его начинают называть вором, обманщиком и так далее. Он лучше всех знает, что эти обвинения никто не услышит, не обдумает, и вскоре услуги Загорецкого снова понадобятся, а он будет рад оказать их по первому зову. В этом плане на него очень похож Молчалин. Он всегда в курсе всего, готов услужить, но, при этом, глух к брани в свой адрес. Очень показательна в этом плане первая сцена, когда Молчалин с Софьей сидят у неё в комнате, а Лиза, не в состоянии докричаться до них, думает, не оглохли ли они. Ещё одно прямое упоминание глухоты в тексте. Софья из-за любви потеряла счёт времени, но Молчалин не влюблён, он прекрасно понимает, что уже утро, и Лиза их зовёт. Он притворяется глухим от любви, потому что ему это выгодно, точно так же, как ему это бывает выгодно на светских приёмах, это один из его методов самопродвижения в обществе.

Глухота в “Горе от ума” — это неотъемлемая черта общества. Кто-то не осознаёт, насколько он глух, кто-то приучился это использовать, а кое-кто даже носит с собой слуховую трубку, которая ему ничуть не помогает, но в итоге, все они — пленники этой глухости, которая не даёт фамусовскому обществу превратиться в нечто лучшее.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Действие начинается со сцены, в которой Лиза зовёт Софью и Молчалина и не может дозваться. Её “и слышат, не хотят понять”. Эти слова перекликаются с финальным монологом Чацкого “И слушаю, не понимаю”. Таким образом, завязка и развязка пьесы объединены мотивом глухоты даже по тексту.

Начиная с реплики Лизы “Вы глухи? — Алексей Степаныч!”, на протяжении всей пьесы звучат слова: слышат, не слушают, не слышат, затыкаю уши, “глухота большой порок”. Многие герои страдают “глухотой”, но “глухота” эта разной природы, она объясняется разными психологическими причинами. Здесь каждый слышит то, что хочет услышать, герои, придерживающиеся разных взглядов, не понимают друг друга.

Душевной глухотой отличается Скалозуб. Он глух ко всему, что не касается “фрунта и рядов”. Наталья Дмитриевна слышит из речей Платона Михайловича только то, что хочет услышать. Глуха и слепа Софья, которая не хочет слышать о недостатках своего избранника. “Напрасно: это всё относится к другим”, — восклицает она в ответ на реплики Чацкого о Молчалине. Фактически этот смысл имеет каждая её фраза, опровергающая насмешки над Алексеем Степановичем. И лишь в конце наступает ужасное прозрение: “Наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь”.

Фамусов, так же как и Софья, глух ко всему, что происходит в его доме. Даже в конце пьесы, хотя он и говорит: “. Глупость на меня и слепота напала”, Павел Афанасьевич не понимает истинного положения вещей. Глухота Фамусова по отношению к Чацкому иного свойства. Прежде всего она происходит от страха за себя, за своё безмятежно-праздное существование, от страха перед мнением света, от невозможности понять и принять образ мыслей Александра Андреевича. Начиная со второго действия, Фамусов перестаёт слышать Чацкого. После монолога “И точно, начал свет глупеть” страх Фамусова перед другим образом мыслей уже так велик, что он перестаёт понимать, о чём говорит Чацкий, его реплики не отвечают репликам собеседника, их диалог начинает напоминать разговор двух глухих. Фамусов уже слышит только себя, а затем и вовсе затыкает уши. “Добро заткнул я уши”, — восклицает он, а далее: “Не слушаю, под суд!”

Страх перед новизной речей, свободомыслием Чацкого заставляет и всё фамусовское общество легко поверить в сумасшествие Чацкого и не слышать смысла его речей. В какие-то моменты его перестают слушать совершенно демонстративно, например, когда он произносит монолог про “французика из Бордо”. Характерно, что такую же реакцию вызвала речь Чацкого и перед другими представителями московского дворянства. “Я… готовил им ответ громовый; но все оставили меня”, — вспоминает он.

Глухота Чацкого — одна из причин его трагедии. Он, ослеплённый любовью к Софье, не слышит и не хочет слышать о её чувствах к Молчалину. В ответ на слова Софьи: “Вот я за что его люблю” — он упорно повторяет: “Шалит, она его не любит”, “Она его не уважает”, “Она не ставит в грош его”.

Чацкий не может найти общего языка ни с одним из персонажей пьесы. Диаметрально противоположный образ мыслей ведёт к полной глухоте героев по отношению друг к другу. Чацкий и Софья, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Фамусов не слышат друг друга, говорят на разных языках.

Чацкий пылок, горяч, честен, открыт, ему чужды ложь, лицемерие, интрига, именно поэтому он единственный не слышит сплетню о своём сумасшествии, передаваемую всеми гостями. Он последним узнаёт эту новость: “Что это? Слышал ли моими я ушами. Нелепость обо мне все в голос повторяют!” Полное осознание сложившейся ситуации приходит к нему лишь в финале пьесы: “Не образумлюсь… виноват, и слушаю, не понимаю…”

Грибоедов не случайно вводит в комедию гротескные, фарсовые образы физически глухих князя Тугоуховского и графини-бабушки, тем самым дополняя и усугубляя картину всеобщей глухоты в пьесе. Фарсова также фигура Репетилова, рассказывающего среди этой всеобщей глухоты: “Шумим, братец, шумим”; ясно, что этого “шума” никто не слышит.

Начиная с первого действия, в котором Лиза пытается достучаться до Софьи, которая ее не слышит, потому что провела всю ночь с Молчалиным и до конца произведения, когда Чацкий говорит с обществом, которое его не слышит, читатель может заметить мотив глухоты.

Каждый из героев глух по-своему. Во втором действии, у Чацкого с Фамусовым завязывается диалог, в котором поднимается тема Москвы и московского общества, из-за их разницы в восприятие устоявшихся образцов, их мнения оказываются разными. Оба высказали свою точку зрения, но Фамусов не может никак возразить аргументам Чадского, из-за того что у него их просто нет, поэтому он просто закрывает уши руками, чтобы его не слышать. Вероятно он согласен с Чацким, но ему проще не слушать, чем принять его точку зрения, ведь это будет означать, что он согласен с его мнением о московском обществе, то есть и о нем самом, ведь Фамусов является его частью.

В произведении глухота появляется из-за столкновения прошлого и настоящего. Московское общество того времени имеет единое мнения, одним из представителей которого является Фамусов, он часть социума. Чацкий в свою очередь имеет индивидуальное мнение, которое он высказывает довольно резко. Чацкий пытается открыть глаза тем, кто этого не хочет, то есть пытается донести свою точку зрения, до людей которые его не слышат. Это яркий пример глухоты общества к личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Мотив глухоты в комедии «Горе от ума.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Открытый вызов Молчалину. Чацкий хочет его понять, хочет услышать. И - не мож.

Открытый вызов Молчалину. Чацкий хочет его понять, хочет услышать. И - не может Неутешительные выводы Чацкого по поводу Молчалина: Молчалин прежде был так глуп. Жалчайшее созданье! (III, 1) А чем не муж! Ума в нём только мало, но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало?(III, 3) Александр Андреевич в этом разговоре всё больше сердится, а Алексей Степанович старается быть корректным и учтивым. Чацкому застит глаза ревность, он не хочет услышать своего собеседника. Концовка 3-го явления III действия – окончательный разрыв между данными героями.

Полный разрыв со всеми членами фамусовского общества Короткое общение Алексан.

Непринуждённые беседы Впрочем, нужно сказать, что в пьесе А.С. Грибоедова ест.

Выбранный для просмотра документ Полякова Мария , Васильева Анна.docx

XIV городская научно – практическая конференция школьников г. Искитима

Возрастная группа: старшая

Мотив глухоты не только как нежелание слышать собеседника, но и как непонимание его.

Полякова Мария, Васильева Анна

Руководитель: Петренко Галина Александровна,

учитель русского языка и

литературы высшей категории

Контактный телефон руководителя:

г. Искитим 2019 год

1.Введение. Стр 2.

2. Слушают, но не слышат (или не хотят слышать) . Стр.2

5.Открытый вызов Молчалину. Чацкий хочет его понять,

хочет услышать. И - не может. Стр.5

6.Полный разрыв со всеми членами фамусовского общества. Стр.6

7.Непринуждённые беседы. Стр.7

9. Список использованной литературы. Стр.9

Задачи:
Выбрать подходящие сцены комедии.
Изучить каждую из них.
Дать их анализ.
Обобщить полученную информацию.
Сделать вывод.

Мотив глухоты не только как нежелание слышать собеседника, но и как непонимание его.

И слышат, не хотят понять.
Реплика Лизы из 1-го явления I действия

Ох! глухота польшой порок.
Реплика графини бабушки из 20-го явления III действия

1. Слушают, но не слышат (или не хотят слышать) .

Ещё более любопытно то, что в первой же сцене комедии как бы между прочим звучит:

Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь

Вы глухи ? —
Алексей Степаноч!

Наиболее показательны в свете рассматриваемой нами проблемы три сцены — беседы Чацкого с Фамусовым во 2-м явлении II действия, с Софией в 1-м явлении III действия и с Молчалиным в 3-м явлении III действия. Последовательно проанализируем их.

Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Фамусова, который после этой реплики Чацкого начинает сердиться, можно понять.

Так что Чацкий, дворянин средней руки, уж конечно, обязан принимать во внимание то, на девушке какого круга он собирается жениться.

Как видим, все три совета Чацкий пропустил мимо ушей.

Нужно ли удивляться тому, что это — 2-е явление II действия пьесы — заканчивается всё в тех же традициях “театра глухих”:

Ах! Боже мой! он карбонари!

Нет, нынче свет уж не таков.

Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Как говорит! и говорит, как пишет!

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

Он вольность хочет проповедать!

Кто путешествует, в деревне кто живёт.

Да он властей не признаёт!

4.Открытый вызов Молчалину. Чацкий хочет его понять, хочет услышать. И - не может.

Не лучшим образом провёл Чацкий и разговор с секретарём Фамусова Молчалиным в 3-м явлении III действия. Ещё до его начала Александр Андреевич сделал по поводу выходца из провинциальной Твери самые неутешительные выводы:

Молчалин прежде был так глуп.
Жалчайшее созданье! (III, 1)
5

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Ещё ли не сломил безмолвия печати? (I, 7)

А вот о нынешнем возлюбленном Софии — уже просто на грани приличия:

А чем не муж! Ума в нём только мало,
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало? (III, 3)

5.Полный разрыв со всеми членами фамусовского общества.

Ну что? не видишь ли ты, что он с ума сошёл?
Скажи сурьёзно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

6.Непринуждённые беседы.

И тут мы смущённо умолкаем, предоставляя читателям в полной мере насладиться этим милым воркованием, этим вдохновенным дамским полилогом.

Глухота Чацкого — одна из причин его трагедии. Он, ослеплённый любовью к Софье, не слышит и не хочет слышать о её чувствах к Молчалину.

Чацкий не может найти общего языка ни с одним из персонажей пьесы. Чацкий и Софья, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Фамусов не слышат друг друга, говорят на разных языках.

Читайте также: