Молчалин вчера сегодня завтра сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Таким людям не нужно многого для счастья. А это сомнительное достоинство.

Вариант 2

Образ Алексея Степановича Молчалина, раскрытый автором в произведении, характеризует определенный род людей, жизненной целью которых является лишь достижение власти и богатства.

Молчалин является мелким дворянином, стремящимся к карьерному росту и избрав для этого путь прислуживания и угождения нужным для этого людям. В мечтах он видит себя богатым, известным и уважаемым членом светского общества и уверен в том, что все окружающие также стремятся к беззаботной жизни.

Своей цели Молчалин пытается достигнуть, используя лесть, подхалимство, притворство, изворотливость, хитрость. Для получения достойного с его точки зрения места он готов на любые поступки и не останавливается ни перед чем. Наличие высокопоставленных и влиятельных знакомых и родственников считается у Молчалина самым почетным признаком общественной элиты.

Молчалин убеждает дочь своего начальника Софью Фамусову в своей беззаветной любви к ней и добивается от нее взаимности, желая таким образом очутиться в высшем обществе. И ничуть этого не стесняется, признавшись служанке в том, что он любит Софью лишь в силу должности, но очень опасается гнева папеньки Софьи. С прислугой Молчалин ведет себя развязно и свободно, не выбирая выражений и не скрывая наглости, со скуки играя с ней в любовные игры.

Описывая в разных ситуациях поведение Молчалина, автор акцентирует внимание читателя на том, что духовно его герой очень беден, лишен всех человеческих чувств и желаний, кроме заветной цели о финансовом благополучии. Даже чувство любви незнакомо и неподвластно этому человеку. Им чужды стремления людей, подобных главному герою комедии Чацкому, познать чувственную глубину любви, мыслящих и мечтающих не о праздности жизни, а об ее усовершенствовании. Эти люди тоже любят праздники и веселья, но одновременно увлечены и полезным времяпрепровождением, и трудом праведным, от которого они тоже получают удовольствие.

Молчалин не в состоянии понять Чацкого, но, невероятно, он все же по-своему счастлив, поскольку его желания минимальны и ограничены только материальной составной жизненного пути. Ощущение счастья Молчалиными мелочно, но они так чувствуют, живут и не могут быть несчастными, потому им недоступно иное сознание этого состояния эйфории. Впрочем, они и не стремятся к другим способом обретения счастья и довольствуются своим мелким, грязным болотом. В противоположность Молчалиным автор изображает мыслящих и думающих людей, которые не могут блаженствовать в теплом, но мерзком мире.

Молчалин и скалозуб сочинение 9 класс

Сегодня объект нашего внимания — пара Ленский – Ольга.

Владимир Ленский – молодой, богатый человек. Он недавно вернулся в родную деревню из Германии, где постигал азы наук. Автор убеждает нас в том, что у Ленского много положительных качеств: он чист душой, вольнолюбив, целомудрен, прост в общении, ласков. Увлекается поэзией. Ценит любовь и дружбу. По словам поэта,

Ленский не разглядел Татьяну, добрую барышню, цельную натуру, которой, заметим, отдана любовь автора романа. Ленский увлечен Ольгой.

Ольга Ларина – милая девушка. Она послушна, скромна, весела. Ольга не склонна к тяжелым раздумьям о смысле бытия. Она — порхающая по жизни, резвая, беспечная. Такая же, какой была её мать в девушках, даже ещё проще, потому что мать воспитывалась в Москве, а Ольга от рождения жила в деревне.

Ольга Ларина — обычный типаж незатейливой дворянской девушки начала XIX века.

Ольга живёт среди простых, грубоватых людей, которые мало знают и мало думают. Она влюбляется в человека (Ленского), характер которого такой же лёгкий, как и её собственный.

Молодые люди счастливы. Всё близится к успешной развязке. Правда, Пушкин замечает:

То есть любовь любовью, а перспективы туманны. Но пока высоким чувством поглощены оба:

Ленский украшает листки её альбома, дарит нежные стихи.

Опираясь на этот факт, можно сказать, что отношения Ленского и Ольги не были до конца настоящими, их любовь испытания не выдержала.

А что Ольга? Как долго она страдала, потеряв дорогого человека, любимого друга? Недолго плакала молодая невеста. Вскоре она вышла замуж за улана. Не выдержав никаких сроков траура, она бросилась в новые отношения. А тот, кто выступил защитником её чести, был безнадежно, скоропалительно забыт.

Сочинение Молчалины блаженствуют на свете

Перед своим покровителем Фамусовым он вел себя воспитанно, скромно и учтиво. А Софья не видела двуличие Молчалина и была влюблена. Так Молчалин пытался добиться успеха легким путем. В себе Алексей видел только положительные качества как аккуратность, умеренность и поддержание хороших отношений со знатными людьми. С такой стороны Молчалин был умен. Наверное, этому виной являлось его трудное детство. Герой был сиротой и старался получить традиционное образование, при этом не отставать от других.

При знакомстве с влиятельными чиновниками Молчалин старался хорошо себя преподнести и хотел, чтобы его заметили. Если человек сердился на героя, то он придумывал вранье или похвалу, что задобрить знакомого. Свой настоящий характер Молчалин показал в конце сатиры. Герой потратил 3 года ради положения в обществе.

Изворотливый и хитрый Алексей в творении был описан только с отрицательной стороны. Молчалин никогда не принимал за себя решения и всегда полагался на других. Из – за таких качеств он стал врагом Чацкого. С каждым днем у Молчалина росли потребности, и он не мог остановиться на достигнутом. Он хотел богатства и власти. Герой медленно двигался к своей цели и при необходимости подставлял, и делал гадости другим. Так Молчалин ломал судьбы, и портил жизни.

Молчалин постоянно притворялся, угождал и скрытничал, не рассказывал о своих мыслях. Притворство героя довело его до того, что он почти забыл свою настоящую сущность. Комедией Грибоедов описал людей, как настоящих подхалимов, готовых угождать людям ради карьеры и богатства.

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?


Мое отношение к Молчалину

Мое отношение к Молчалину сочинение 9 класс

1. Общая характеристика Молчалина

2.Мотивы поведения Молчалина

Главным преступлением Молчалина в комедии становится обман Софьи. Его показная любовь также происходит из стремления понравиться хозяину. Даже его страсть к Лизе выглядит ненатуральной. Она с самого начала основана на таком же обмане. Молчалин пытается заслужить любовь дорогими тайными подарками, т. е. продолжает действовать по расчету.

Молчалин – крайне отрицательный персонаж. Только невысокое положение не позволяет ему действовать в полной мере. Логично предположить, что впоследствии он сможет стать очередным Фомой Фомичем. Добившись авторитета путем лести и обмана, Молчалин сполна отыграется на людях. Трагизм ситуации в том, что Молчалин олицетворяет собой сложившийся отрицательный социальный тип, который неизменно присутствует в любую историческую эпоху.

“Молчалины блаженствуют на свете” (сочинение по пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова)

Комедия “Горе от ума” написана в первой половине девятнадцатого века. Александр Сергеевич Грибоедов в своей пьесе собрал самые часто встречающиеся образы в обществе того времени.

Молчалин – одно из главных действующих лиц комедии. Он противопоставлен умному и прогрессивному Чацкому. Молчалин слабый, трусливый, обладает говорящей “молчаливой” фамилией. Это двуличный льстец, который втирается в доверие к своему покровителю, волочится за его дочерью, чтобы упрочить свое положение и сделать карьеру. Сам же в это время не забывает ухлестывать за служанкой Лизой как за более доступным вариантом.

Благодаря своему правдоподобному притворству он казался Фамусову, своему покровителю, просто воспитанным, скромным и учтивым юношей. Дочка Фамусова, Софья, считала молодого человека умным и талантливым, способным построить карьеру и самостоятельно достичь высокого положения в обществе. Девушка идеализирует своего возлюбленного и не видит его двуличия и подхалимства.

Молчалин не имеет собственного мнения. Он довольствуется мнением окружающих власть имущих людей, которым старается угодить. В себе этот человек видит такие хорошие качества, как умеренность, аккуратность, сам же он стремится к чинам и званиям, для чего считает нужным поддерживать хорошие отношения со всеми людьми, имеющими власть. Этого человека нельзя назвать глупым, он по-своему умен, но также его ума хватает на то, чтобы этого не показывать. Возможно, такая трусливая позиция в жизни связана с тем, что он сирота и вынужден с юности сам добиваться всех жизненных благ, не имея возможности получить традиционное образование.

Выражением “Молчалины блаженствуют на свете” Грибоедов хотел донести до читателя, что в его время только бессловесные подхалимы способны достичь карьерных высот и всяческих успехов в жизни, независимо от их ума, талантов и способностей.

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 29 530 раз

В наше время большинство людей пытается сделать успешную карьеру, но каким способом этого достичь — их выбор.

В первом акте можно подумать, что она, эта индивидуальность, полностью у него отсутствует. Но в развязке пьесы выясняется, что это далеко не так. Молчалин индивидуален. Его пошлая, вульгарная и потребительская индивидуальность больно ранит Софью, невольно ставшую свидетельницей его откровений. Герой ее романа на поверку оказывается обычным приспособленцем.

Алексей Молчалин

На самом деле ведь у этого молодого человека нет возможностей для продвижения — ни богатства, ни знатности, ни великосветских знакомств. У него есть единственное орудие — угодничество. Он применяет его мастерски, располагая к себе людей, чтобы использовать каждого как еще одну ступеньку наверх.

В нем есть поразительное хладнокровие и железная воля. Благодаря этим качествам он педантично движется путем, намеченным его отцом, который был скорее теоретиком, чем практиком. Сын, напротив, является практиком и даже фанатиком идеи.

Молчалиным очарованы все — не только недалекий Фамусов, но и умная Софья. Всем он кажется близким человеком. Это свидетельствует о незаурядном психологическом мастерстве юноши — он находит в каждом главные струны и умело играет на них.

Правда, и у него есть издержки и ошибки. Вызвав чувство в Софье (чего он, в общем-то, и не хотел), Молчалин сам заложил мину замедленного действия, которая привела к разоблачению и фиаско. Правда, скорее всего, временному. Никто из участников трагикомического финала пьесы не заинтересован в том, чтобы предавать случившееся огласке:

Менее всех заинтересован в раздувании этой истории сам Молчалин, поэтому для всех участников самое лучшее — постараться побыстрее забыть обо всем, конечно, сделав выводы на будущее. А выводы Молчалина очевидны: быть более осторожным.

Жизнь Молчалина

Алексей Молчалин вышел из обычной семьи, которая никогда ни на что не претендовала. Но желание яркой жизни, успеха и признания у этого молодого человека зашло настолько далеко, что он смог успешно влиться в коллектив столичной знати. Там он постепенно рос, завоевывал расположение окружающих людей и становился таким образом успешным. С самого детства Алексей начал полностью оправдывать свою фамилию — в большинстве случаев он просто молчал, не говоря уже о том, чтобы выражать свое мнение.

Но одним лишь молчанием успеха не добьешься, поэтому Алексей время от времени что-то говорил, но это было лишь то, что могло понравиться другим людям. Молчалин вовсю руководствовался тем, что когда-то сказал ему отец, тот приказал своему сыну стремиться всем во всем угождать, особенно тем, кто относится к более высокому обществу, чем сам Молчалин.

Герой сатирической поэмы хотел получать побольше наград, ему удавалось это прекрасно — таких наград он получил целых три. Трудясь секретарем известного светского льва Фамусова и проживая в его доме, Молчалин не гнушался изображать свои нежные чувства к его дочери и тем самым расположить ее к себе.

При этом лицемерии, фальшивом поведении и других пороках, стоит сказать, что герой имел и некоторую внутреннюю уверенность в том, что он поступает правильно, как и положено действовать человеку его происхождения.

Это подтверждается тем, что он не позволял себе иметь собственных мыслей или считал обязательным быть зависимым от кого-то. В то же время автор ясно дает понять, что рано или поздно Молчалин достигнет того уровня развития, когда он сможет перестать быть таким льстивым и молчаливым, превратившись в жестокого и циничного человека.

Жизнь Молчалина можно условно разделить на несколько частей. Первая часть его жизни заключалась в терпении, угодничестве окружающим для получения их симпатии и достижении личного успеха. Вторая часть жизни, о которой автор не написал, но на которую намекал, заключалась в том, что Молчалин непременно добьется успеха в обществе и резко поменяет свое поведение, станет циничным и жестоким.

Столкновение Чацкого и Молчалина

Столкновение Чацкого и Молчалина

Единственный человек, который изначально относится к Молчалину с предубеждением, — это Чацкий. Но при этом главный герой произведения вовсе не демонстрирует ум, который вынесен в название произведения. В отношении Чацкого к Молчалину предубеждение смешано с пренебрежением. Это играет с героем скверную шутку. Подозревая соперника в том, что он избран Софьей, Чацкий решает устроить ему проверку и вызывает на разговор.

Чацкий— неудачник

Можно сколько угодно говорить, что Александр Андреевич не хочет и не может мириться с удушающим мирком света, но неплохо взглянуть на эту коллизию с другой точки зрения. Чацкий — ниспровергатель, вечный революционер, неспособный к созидательной деятельности. Он весь в отрицании. Не зря же все так боятся его острого языка, а Софья напрямую спрашивает о том, случалось ли ему хотя бы случайно сказать о ком-либо доброе слово.

Действительно, за все время пьесы молодой человек практически никому этого слова не сказал. Причина гнева героя на общество, объявившее его сумасшедшим, кроется в нем самом.

Сочинение на тему молчалин в комедии горе от ума

Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь. Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми. При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”. Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”. Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” (путь Молчалина). Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит. Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания. Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”. И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства — время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”. Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди “возрождаются” быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

Точки над i ставит Фамусов

Образ Фамусова

Аккуратность — умение четко распланировать и организовать выполнение служебных дел. Молодой человек никогда не теряет хладнокровия. Вспомним, как быстро, четко и деловито дает он краткие пояснения, едва не будучи застигнутым Фамусовым в спальне Софьи.

Значит, остается пожалеть, что судьба развела по разные стороны баррикад двух человек, которые, соединив усилия, могли бы достигнуть многого. У каждого из них есть то, чего не хватает другому. Молчалин при всей карикатурности и назидательности образа — не ничтожество, погрязшее в лицемерии, а вполне серьёзный противник Чацкого. Впрочем, образ последнего тоже не лишен назидательности и карикатурности.

И тем не менее герой более близок Чацкому, чем, например, Молчалин Скалозубу. Но сочинение для 9 класса — не критическая статья, оно не предполагает полного разбора всех отношений героев произведения.

В первом акте можно подумать, что она, эта индивидуальность, полностью у него отсутствует. Но в развязке пьесы выясняется, что это далеко не так. Молчалин индивидуален. Его пошлая, вульгарная и потребительская индивидуальность больно ранит Софью, невольно ставшую свидетельницей его откровений. Герой ее романа на поверку оказывается обычным приспособленцем.

Алексей Молчалин

На самом деле ведь у этого молодого человека нет возможностей для продвижения — ни богатства, ни знатности, ни великосветских знакомств. У него есть единственное орудие — угодничество. Он применяет его мастерски, располагая к себе людей, чтобы использовать каждого как еще одну ступеньку наверх.

В нем есть поразительное хладнокровие и железная воля. Благодаря этим качествам он педантично движется путем, намеченным его отцом, который был скорее теоретиком, чем практиком. Сын, напротив, является практиком и даже фанатиком идеи.

Молчалиным очарованы все — не только недалекий Фамусов, но и умная Софья. Всем он кажется близким человеком. Это свидетельствует о незаурядном психологическом мастерстве юноши — он находит в каждом главные струны и умело играет на них.

Правда, и у него есть издержки и ошибки. Вызвав чувство в Софье (чего он, в общем-то, и не хотел), Молчалин сам заложил мину замедленного действия, которая привела к разоблачению и фиаско. Правда, скорее всего, временному. Никто из участников трагикомического финала пьесы не заинтересован в том, чтобы предавать случившееся огласке:

Менее всех заинтересован в раздувании этой истории сам Молчалин, поэтому для всех участников самое лучшее — постараться побыстрее забыть обо всем, конечно, сделав выводы на будущее. А выводы Молчалина очевидны: быть более осторожным.

Жизнь Молчалина

Алексей Молчалин вышел из обычной семьи, которая никогда ни на что не претендовала. Но желание яркой жизни, успеха и признания у этого молодого человека зашло настолько далеко, что он смог успешно влиться в коллектив столичной знати. Там он постепенно рос, завоевывал расположение окружающих людей и становился таким образом успешным. С самого детства Алексей начал полностью оправдывать свою фамилию — в большинстве случаев он просто молчал, не говоря уже о том, чтобы выражать свое мнение.

Но одним лишь молчанием успеха не добьешься, поэтому Алексей время от времени что-то говорил, но это было лишь то, что могло понравиться другим людям. Молчалин вовсю руководствовался тем, что когда-то сказал ему отец, тот приказал своему сыну стремиться всем во всем угождать, особенно тем, кто относится к более высокому обществу, чем сам Молчалин.

Герой сатирической поэмы хотел получать побольше наград, ему удавалось это прекрасно — таких наград он получил целых три. Трудясь секретарем известного светского льва Фамусова и проживая в его доме, Молчалин не гнушался изображать свои нежные чувства к его дочери и тем самым расположить ее к себе.

При этом лицемерии, фальшивом поведении и других пороках, стоит сказать, что герой имел и некоторую внутреннюю уверенность в том, что он поступает правильно, как и положено действовать человеку его происхождения.

Это подтверждается тем, что он не позволял себе иметь собственных мыслей или считал обязательным быть зависимым от кого-то. В то же время автор ясно дает понять, что рано или поздно Молчалин достигнет того уровня развития, когда он сможет перестать быть таким льстивым и молчаливым, превратившись в жестокого и циничного человека.

Жизнь Молчалина можно условно разделить на несколько частей. Первая часть его жизни заключалась в терпении, угодничестве окружающим для получения их симпатии и достижении личного успеха. Вторая часть жизни, о которой автор не написал, но на которую намекал, заключалась в том, что Молчалин непременно добьется успеха в обществе и резко поменяет свое поведение, станет циничным и жестоким.

Столкновение Чацкого и Молчалина

Столкновение Чацкого и Молчалина

Единственный человек, который изначально относится к Молчалину с предубеждением, — это Чацкий. Но при этом главный герой произведения вовсе не демонстрирует ум, который вынесен в название произведения. В отношении Чацкого к Молчалину предубеждение смешано с пренебрежением. Это играет с героем скверную шутку. Подозревая соперника в том, что он избран Софьей, Чацкий решает устроить ему проверку и вызывает на разговор.

Чацкий— неудачник

Можно сколько угодно говорить, что Александр Андреевич не хочет и не может мириться с удушающим мирком света, но неплохо взглянуть на эту коллизию с другой точки зрения. Чацкий — ниспровергатель, вечный революционер, неспособный к созидательной деятельности. Он весь в отрицании. Не зря же все так боятся его острого языка, а Софья напрямую спрашивает о том, случалось ли ему хотя бы случайно сказать о ком-либо доброе слово.

Действительно, за все время пьесы молодой человек практически никому этого слова не сказал. Причина гнева героя на общество, объявившее его сумасшедшим, кроется в нем самом.

Сочинение на тему молчалин в комедии горе от ума

Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь. Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми. При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”. Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”. Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” (путь Молчалина). Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит. Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания. Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”. И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства — время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”. Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди “возрождаются” быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

Точки над i ставит Фамусов

Образ Фамусова

Аккуратность — умение четко распланировать и организовать выполнение служебных дел. Молодой человек никогда не теряет хладнокровия. Вспомним, как быстро, четко и деловито дает он краткие пояснения, едва не будучи застигнутым Фамусовым в спальне Софьи.

Значит, остается пожалеть, что судьба развела по разные стороны баррикад двух человек, которые, соединив усилия, могли бы достигнуть многого. У каждого из них есть то, чего не хватает другому. Молчалин при всей карикатурности и назидательности образа — не ничтожество, погрязшее в лицемерии, а вполне серьёзный противник Чацкого. Впрочем, образ последнего тоже не лишен назидательности и карикатурности.

И тем не менее герой более близок Чацкому, чем, например, Молчалин Скалозубу. Но сочинение для 9 класса — не критическая статья, оно не предполагает полного разбора всех отношений героев произведения.

Молчалины блаженствуют на свете - примеры сочинений

­­ Пример сочинения 1

В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” показаны разнообразные образы людей, с разными судьбами и разным мировоззрением.

Алексей Степанович Молчалин – мелкий дворянин, который стремится сделать карьеру. Живет по завету своего отца, который учил его угождать “всем людям без изъятия”. Молчалин мечтает стать богатым, знатным, уважаемым и беззаботным человеком.

Он уверен, что все хотят стремиться к легкой, веселой жизни без хлопот и забот. Он даже предлагает Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Но, Чацкий не понимает, как можно жить только своими интересами, не заботясь о будущем страны.
Молчалин идет к своей цели ни перед чем не останавливаясь, пытается всем угодить. Он притворяется влюбленным в Софью, так как она дочь знатного человека, и через нее можно попасть в высшее общество. Такие люди как Молчалин не умеют любить, поэтому он говорит, что любит Софью по должности, а Лизу от скуки.

Знает, что Фамусов никогда не одобрит этот брак, и поэтому очень боится, что о их тайных свиданиях узнают.

Молчалин гордится знакомствами с влиятельными людьми. Умеет в обществе преподнести себя так, чтобы его заметили. Со всеми находит общий язык, так как старается всем угодить.

Он очень покорный и молчаливый, а это очень хорошее качество для бедного человека в фамусовском обществе. Когда Хлестова рассердилась, Молчалин похвалил ее собачку и предложил сыграть партию в карты. Чацкий по этому поводу отметил о его подхалимстве: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет”.

Только в конце произведения Молчалин всем показывает свою настоящую сущность, открываясь служанке Лизе. Три года он добивался своего прочного положения в доме Фамусова, а своими откровениями все разрушил.

В комедии хитрый и изворотливый Молчалин показан как отрицательный герой. Он не умеет самостоятельно принимать решения, привык зависеть от других. Его жизненные убеждения делают его главным противником Чацкого, ведь Чацкий пытается изменить общество, внести в их жизнь смысл.

Молчалин расчетливо набирает силу, он не остановится на достигнутом. Запросы таких молчалиных малы, все мысли направлены на достижение власти и богатства. Им не доступны идеалы таких людей, как Чацкий, но им это и не надо. Медленно молчалины будут идти своей дорогой, делая людям пакости и блаженствуя на свете.

Молчалины портят жизнь окружающим их людям, так как они ничтожны со своими ценностями.

Пример сочинения 2

“Молчалины блаженствуют на свете” - что же означает это высказывание Чацкого, ставшие фразеологизмом? Чтобы ответить на вопрос, стоит рассмотреть характер, жизненные цели и пути их достижения одного из центральных героев знаменитой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” - Алексея Степановича Молчалина.

Порой случается так, что процветают не яркие, незаурядные личности, а серые безликие чиновники-карьеристы, которые умело выслуживаются перед начальством. Именно к таким личностям, переспевающим не благодаря своим талантам, а за счет услужливости и покорности, принадлежит Молчалин. Герой безропотно следует завету своего отца: “угождать всем людям без изъятья”. Такая жизненная позиция позволяет Молчалину делать карьеру.

Алексей Степанович по происхождению не был дворянином, предположительно, он из семьи мещан. Три последних года герой работает в доме у Фамусова, при этом весьма формально числится в “Архивах”, за что получает чины. Молчалин нравится Фамусову за свою услужливость, “умеренность и аккуратность”, герой умеет произвести на людей хорошее впечатление. Чин Алексея Степановича - коллежский асессор. Благодаря своей карьере герой стал дворянином.

В комедии Грибоедова Молчалин представлен как отрицательный персонаж. По своим убеждениям он является главным оппонентом Чацкого. Алексей Степанович молчаливо, но настойчиво идет к своей цели. А цель у него одна: добиться положения в свете: сделать карьеру, чтобы жить легкой беззаботной жизнью. Молчалин умный человек, твёрдо стоящий в своих убеждениях и планах. Он умело заводит выгодные для себя знакомства, скрываясь под маской покорности и робости, герой со всеми находит общий язык, стремится всем угодить. “То моську вовремя погладит, то впору карточку вотрет” - замечает о нем Чацкий. Чтобы угодить дочери Фамусова, Молчалин претворяется влюбленным в нее. Герой боится, что об этом узнает хозяин дома, он понимает, что у них Софьей нет будущего. Весь расчёт Молчалина направлен на то, что девушка к нему вскоре охладеет, также как когда-то охладела к Чацкому. Однако любовная интрига раскрылась и, возможно, стоила Алексею Степановичу карьеры.

Действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? На мой взгляд, нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. С одной стороны, такие люди, как Молчалин часто достигают своих целей. Но, однако, путь выбранный ими неоднозначен, и порой бывает для них самих неприятен и труден.

Пример сочинения 3

Образ Алексея Степановича Молчалина, раскрытый автором в произведении, характеризует определенный род людей, жизненной целью которых является лишь достижение власти и богатства.

Молчалин является мелким дворянином, стремящимся к карьерному росту и избрав для этого путь прислуживания и угождения нужным для этого людям. В мечтах он видит себя богатым, известным и уважаемым членом светского общества и уверен в том, что все окружающие также стремятся к беззаботной жизни.

Своей цели Молчалин пытается достигнуть, используя лесть, подхалимство, притворство, изворотливость, хитрость. Для получения достойного с его точки зрения места он готов на любые поступки и не останавливается ни перед чем. Наличие высокопоставленных и влиятельных знакомых и родственников считается у Молчалина самым почетным признаком общественной элиты.

Молчалин убеждает дочь своего начальника Софью Фамусову в своей беззаветной любви к ней и добивается от нее взаимности, желая таким образом очутиться в высшем обществе. И ничуть этого не стесняется, признавшись служанке в том, что он любит Софью лишь в силу должности, но очень опасается гнева папеньки Софьи. С прислугой Молчалин ведет себя развязно и свободно, не выбирая выражений и не скрывая наглости, со скуки играя с ней в любовные игры.

Описывая в разных ситуациях поведение Молчалина, автор акцентирует внимание читателя на том, что духовно его герой очень беден, лишен всех человеческих чувств и желаний, кроме заветной цели о финансовом благополучии. Даже чувство любви незнакомо и неподвластно этому человеку. Им чужды стремления людей, подобных главному герою комедии Чацкому, познать чувственную глубину любви, мыслящих и мечтающих не о праздности жизни, а об ее усовершенствовании. Эти люди тоже любят праздники и веселья, но одновременно увлечены и полезным времяпрепровождением, и трудом праведным, от которого они тоже получают удовольствие.

Молчалин не в состоянии понять Чацкого, но, невероятно, он все же по-своему счастлив, поскольку его желания минимальны и ограничены только материальной составной жизненного пути. Ощущение счастья Молчалиными мелочно, но они так чувствуют, живут и не могут быть несчастными, потому им недоступно иное сознание этого состояния эйфории. Впрочем, они и не стремятся к другим способом обретения счастья и довольствуются своим мелким, грязным болотом. В противоположность Молчалиным автор изображает мыслящих и думающих людей, которые не могут блаженствовать в теплом, но мерзком мире.

Читайте также: