Мой любимый рассказ куприна сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Осень… темно и тихо в моей комнате. За окном чуть слышно шелестит дождь, и меня окружает атмосфера сырости, скуки и почти ощутимого уныния, что порой приносит с собой плохая погода. Страшно и тоскливо. И нет уже ничего светлого, теплого, радостного. Осенняя тоска кружит вокруг и медленно окутывает меня.

Да что же это я?! Зачем стою тут в темноте и одиночестве? Я решительно шагаю прочь от черного окна, щелкаю выключателем, и мою комнату заливает электрически свет. Он разгоняет осеннее ненастье, а я открываю книгу… Книгу, которая отведет меня в удивительный, светлый и яркий мир белорусского Полесья. В мир, где живет волшебное создание — девушка с нежным и ласковым именем Олеся.

А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания.
Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:

- Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…

- Хорошо же. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!

Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное — любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему.

Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.

Похожие сочинения

Известная широкому кругу читателей повесть А.И.Куприна Олеся содержит элементы и фантастического, и чудесного, и необъяснимого колорита человеческой жизни. Главные герои повести – барин Иван Тимофеевич и молодая девушка, Олеся. Повествование ведется. смотреть целиком

А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже. смотреть целиком

Одно из ранних произведений Александра Ивановича Куприна “Олеся”, написанное в 1898 году полно романтического очарования. Это лирическая история любви молодого чиновника и прекрасной лесной девушки из Полесья. Куприн строит повествование, основываясь. смотреть целиком

Моя любимая повесть А. И. Куприна “Олеся” Тема любви – основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее со­кровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства.

Но А. Куприн видит, что человек в современ­ном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвер­жена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини

Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзо­тичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен

момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах ис­кренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмя­тежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойствен­ная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью стано­вится осуществление желания “быть вместе” с другим чело­веком. Его чувство, вероятно, основано на “смутных влече­ниях”, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью.

Куприн точно передает внутреннее преображение лич­ности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна со­стоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разни­ца в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармони­ческого союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, от­зывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: “Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной.

Его каприз – причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вя­лость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что гово­рит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель со­здает исключительно романтический образ “дочери лесов”.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современ­ные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными моти­вами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания.

Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внеш­нем облике, и в жестах, движениях, улыбке. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести.

В этой любви есть и само­отверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несоверше­нен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему ост­роту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые от­ношения, как те, которые описаны в повести.

Куприн Александр Иванович в своих произведениях затрагивает и раскрывает многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Герои его произведений обладают этим ярким чувством.Куприн описывает это светлое чувство, находя его новые возможности и проявления. Личность Куприна хорошо охарактеризовала М. А. Лохвицкая: "Это сочетание скрытой душевной нежности с безудержным разгулом и порою даже жестокостью. " .

Меня зацепила его повесть "Гранатовый браслет". Эта повесть о безответной любви. Рассказ посвящен внутреннему состоянию главной героини - Веры Николаевны Шеиной , ее постепенному понимаю роли любви в жизни. В произведении мы видим настоящую любовь бедного чиновника Желткова к замужней княгине Вере Шеин.У неё был муж - Василий Львович Шеин,но как таковой любви между ними не было ,а если когда-то и была ,то давно угасла .Мы чувствуем , что Вера "обязана" своему мужу ,она связана с ним чувством дружбы, уважения, привычки.

Рассказ начинается с именин главной героини ,на которых мы и узнаём о её поклоннике - Желткове . Единственной радостью и смыслом в его жизни была любовь к Вере , он был тем редким типом людей, которые любят искренне , не требуя ничего взамен, которые готовы жертвовать всем ради любимой в любой момент. Во время именин ,в очередной раз ,пришло письмо от Желткова ,в котором была самая ценная вещь для него - гранатовый браслет ,он достался ему от его бабушки ,и для него было приятно осознавать ,что этого браслета касаются руки его возлюбленной -Веры Шеин.Но вся любовь Желткова жесткого высмеивалась Василием Львовичем ,что привело к поискам Г. С. Ж. Родные Веры просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела.Он соглашается ,но решает покончить с собой . Только после его смерти героиня поняла, какого человека и любовь она потеряла.Она осознаёт ,что возможно ,это была та самая любовь ,которую ищет каждая девушка,но осознаёт это слишком поздно.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе "Гранатовый браслет". Это гамсуновская тема о "неразделенной, невознагражденной, мучительной любви ", тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна ("Олеся", "Поединок", "Суламифь").

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила "доброго, но только слабого" Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. "Чистый и добрый" Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе "Гранатовый браслет". Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей "прекратить как можно скорее" навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда "должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, "дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Ее не должны касаться "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы". О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви "грезят женщины". Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, "виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию".

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу "Гранатового браслета", взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа "Гранатовый браслет" соответствуют образу "маленького человека". Но этого "маленького" человека можно назвать "великим ": нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это".

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих "избранных", удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. "В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли".

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, "которой она в себе не ожидала". Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: "Да святится имя Твое". Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась "сильна как смерть". Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Читайте также: