Сущность особого явления русской жизни и особого проявления русской души странничества сочинение

Обновлено: 04.05.2024

Ответы к тренировочным работам по русскому языку для 11 класса, Вариант 1, Вариант 2.

Основные проблемы.
Сущность особого явления русской жизни и особого проявления русской души - странничества. (Кто такие бродяги - странники и что такое странничество?).


Информация о тексте.
(1)В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2)Тогда я нередко оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками н уходил в деревню на рыбалку. (З)Целые дни до позднего вечера я проводил на реке, а спать заходил к крестьянам или на мельницу. (4)Именно в то время я впервые познакомился с одним из загадочных явлений нашей жизни, которое приоткрыло мне некоторые тайны русской души, - бродяжничеством по-русски, или странничеством.

(5)Однажды> придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека. (6)В потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя было это летом, он лежал прямо на голом полу. (7)Он спал с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (8)Я лёг против двери на разостланном для меня сене. (9)Не спалось. (Ю)Волновала будущая заря. (11) Хотелось зари. (12)Утром рыба хорошо клюёт. (13)Но в летнюю пору зари долго ждать не приходится. (14)Скоро начало светать. (15)И с первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошёл прямо в дверь. (16)На крыльце он подошел к рукомойнику, висевшему на верёвочке. (17)С моего ложа я с любопытством наблюдал за тем, как он полил воды на руки, как он смочил ею свою седую бороду, растёр её, вытерся рукавом своей хламиды, взял в руки посох, перекрестился, поклонился на три стороны и пошёл.

(18)Я было собирался со стариком заговорить, да не успел - он ушёл. (19) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него ещё один раз. (20) Чем-то старик меня к себе привлёк. (21)Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (22)Старик уходил вдаль. (23) Долго смотрел я ему вслед. (24)Фигура старика, по мере того как он удалялся, делалась всё меньше и наконец вовсе растворилась в утреннем тумане. (25)Но в глазах и в мозгу моём его образ остался навсегда, живой.

"Какое значение для общества имеют бродяги-странники?" - такой вопрос ставит в своём тексте автор Фёдор Иванович Шаляпин.

Раскрывая проблему, автор рассказывает историю о встрече с бродягой-странником. Однажды Шаляпин ночевал у мельника и в углу избы он заметил какого-то человека. Это был старик в старой и поношенной одежде. Рано утром этот старик встал, умылся, перекрестился и ушел. Старик заинтересовал Шаляпина, но писатель не успел с ним заговорить. Тогда автора заинтересовала жизнь бродяг, живущих в России. Он решил, что цель странников - поиск лучшего места в жизни и побег от тоски. Об этом говорится в предложениях 37 и 39. Этот пример показывает, как странник заставил автора задуматься над смыслом жизни бродяг и открыть для себя новые тайны русской души.

Также Фёдор Иванович обращает внимание читателя на произведение "Борис Годунов".

В нем Мусоргский с потрясающей силой изобразил своеобразного представители бродяжной России - Варлаама. Тоска этого бродяги бездонна. Он чувствует себя ненужным. Он находится в постоянном поиске чудотворной иконы. Люди обходят таких, как он, стороной. Они не желают встречаться с глазами, которые видят человека насквозь. Об этом говорится в предложении 49. Писатель дает ясный намек на то, что бедняки, несмотря на свое низкое положение, имеет добрую душу и могут узнать внутренний мир человека, посмотрев ему в глаза.

Рассуждая над данной проблемой, автор приходит к следующему выводу: бродяги-странники имеют огромное значение для общества. Автор называет их "печальными красками русской жизни", но эти "краски" способны сделать мир чище, и добрее и лучше.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, бродяги странники способны изменить жизнь человека в лучшую или в худшую сторону. Докажу свою точку зрения, опираясь на читательский опыт. В произведении Максима Горького "На дне" странник по имени Лука повлиял на множество судеб. Его советы слушали все жители ночлежки, и это изменило их жизнь.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется сделать вывод, что бродяги-странники способны изменить судьбы и мировоззрение людей, а самое главное - помочь им обрести смысл жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2)Тогда я нередко оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на рыбалку. (3)Целые дни до позднего вечера я проводил на реке, а спать заходил к крестьянам или на мельницу. (4)Именно в то время я впервые познакомился с одним из загадочных явлений нашей жизни, которое приоткрыло мне некоторые тайны русской души, — бродяжничеством по-русски, или странничеством.

(5)Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека. (6)В потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя было это летом, он лежал прямо на голом полу. (7)Он спал с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (8)Я лёг против двери на разостланном для меня сене. (9)Не спалось. (10)Волновала будущая заря. (11)Хотелось зари. (12)Утром рыба хорошо клюёт. (13)Но в летнюю пору зари долго ждать не приходится. (14)Скоро начало светать. (15)И с первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошёл прямо в дверь. (16)На крыльце он подошел к рукомойнику, висевшему на верёвочке. (17)С моего ложа я с любопытством наблюдал за тем, как он полил воды на руки, как он смочил ею свою седую бороду, растёр её, вытерся рукавом своей хламиды, взял в руки посох, перекрестился, поклонился на три стороны и пошёл.

(18)Я было собирался со стариком заговорить, да не успел — он ушёл. (19)Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него ещё один раз. (20)Чем-то старик меня к себе привлёк. (21)Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (22)Старик уходил вдаль. (23)Долго смотрел я ему вслед. (24)Фигура старика, по мере того как он удалялся, делалась всё меньше и наконец вовсе растворилась в утреннем тумане. (25)Но в глазах и в мозгу моём его образ остался навсегда, живой.

(36)Кажется, они чего-то ищут. (37)Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. (38)Но ещё вернее будет сказать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(47)У него спутана и всклокочена седая борода, расходящаяся на конце надвое наподобие штопора. (48)Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он ходит по городам, весь поношенный и помятый, в своей стёганной на вате шапке, схожей с камилавкой. (49)Таких, как он, сторонятся, не желая встречаться взглядом с влажными, просящими глазами, которые видят человека насквозь.

(*По Ф. И. Шаляпину)

*Фёдор Иванович Шаляпин (1873 - 1938) - знаменитый русский оперный и камерный певец.

Источник текста: МИОО: Тренировочная работа 13.11.2012 вариант 1.

Пояснение . Основные проблемы

1. Сущность особого явления русской жизни и особого проявления русской души — странничества. (Кто такие бродяги-странники и что такое странничество?)

3. Проблема русской тоски. (Что представляет собой тоска русского человека?)

4. Проблема значимости странников для общества, проблема отношения общества к бродягам-странникам. (Какое значение для общества имеют бродяги-странники? Как нам следует относиться к людям, которые бродят по земле без дела и без ясной цели?)

5. Проблема связи странничества и церкви. (Связаны ли между собой русское странничество и церковь?)

Позиция автора

1. Бродяги-странники — это русские люди, которые без определённой цели скитаются по всей русской земле, живя подаянием, нигде надолго не останавливаясь. Странничество — это проявление особых, загадочных сторон русской души.

2. Цель странствований русского человека точно определить трудно: это и путешествие по святым местам, и стремление трудной дорогой искупить грехи, и поиск лучшей жизни, но чаще всего — бегство от тоски. Бродяги-странники сами точно не знают, в чем заключается смысл той жизни, которую они ведут.

3. Тоска русского человека — это невыразимая, иногда беспричинная печаль, чувство собственной ненужности и неприкаянности. Бродяги и странники как особый социальный тип значимы для общества: их существование делает нас каким-то образом чище и лучше, без них нам было бы труднее жить.

4. Русское странничество традиционно связано с монастырями и церковными приходами, хотя как явление гораздо шире традиционного паломничества по святым местам.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурханов Рафаэль Айратович

Статья посвящена рассмотрению феномена странничества в русской культуре и анализу его философско-антропологических и социокультурных смыслов.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бурханов Рафаэль Айратович

Pilgrimage in Rus: philosophical, anthropological and sociocultural aspects

The article considers the phenomenon of pilgrimage in Russian culture and its analysis from philosophical-anthropological and socio-cultural perspectives.

СТРАННИЧЕСТВО НА РУСИ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена странничества в русской культуре и анализу его философско-антропологических и социокультурных смыслов.

Ключевые слова: русская культура; православие; странничество; странник; дом; дорога.___

PILGRIMAGE IN RUS: PHILOSOPHICAL, ANTHROPOLOGICAL AND SOCIOCULTURAL ASPECTS

Abstract. The article considers the phenomenon of pilgrimage in Russian culture and its analysis from philosophical-anthropological and socio-cultural perspectives.

Key words: Russian culture; Orthodoxy; pilgrimage; pilgrim; home; road.______________________________

Сведения об авторе: Бурханов Рафаэль Айратович, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии, философии и социальных наук.

Место работы: Нижневартовский государственный гуманитарный университет.

About the author: Rafael Airatovich Burhanov, Doctor of Philosophy, Professor of the Department for Cultural Studies, Philosophy and Social Sciences.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University of Humanities.

В старину странниками на Руси называли людей, переходящих с места на место с различными целями. В наше время ситуация изменилась. Бродягами и странниками, в отличие от путешественников, туристов и паломников, сейчас обычно называют людей, ведущих бездомный образ жизни, не имеющих духовных целей своих скитаний, зачастую преследующих антиобщественные интересы. Вопрос же о странничестве как мировоззренческой установке и психологическом состоянии человеческого духа не потерял своей актуальности и поныне.

некий фундаментальный антропологический метаисторический хронотоп этнонациональных культур в целом и каждой из них в отдельности [7. С. 51].

Необходимой формой этого качества существования — осознавания своего временения — является противоречие между фиксацией собственной изменчивости, в том числе качественной (рождение, взросление, старение), и непрерывным поиском сохраняющегося самосозна-ваемого тождества, которое объемлет конкретное существование индивида и социума и делает

Возникнув на Руси в Средневековье, странничество прижилось на нашей культурной почве и получило распространение как достаточно массовое явление. Странники покидали родной дом, разрывали естественные связи с родственниками, близкими людьми и соседями и ходили по Земле Русской. Цели странствий у этих людей были различными: служение Богу, поиск лучшей доли, интерес к путешествиям и т.п. Но для всех них родной дом переставал быть значимой ценностью, а их личное жизненное пространство более не воплощалось в конкретном месте пребывания. Таким жизненным пространством становилась вся страна. Все это характеризует российское странничество как самобытную форму русского мессианства, основанного на восточном христианском учении, где сам феномен странничества задает образ пророческой, скитальческой Руси [1. С. 33]. Странничество тем самым предстает как интенсивный духовный процесс, нравственный подвиг, искреннее, бескорыстное устремление к Грядущему Граду — дому духовного бытия.

и ставит их неизмеримо выше в глазах верующих людей. Вместе с тем странничество не сводилось только к посещению прославленных святынь и общению с избранными святыми лицами. Странствуя, русский человек чувствовал себя на земле пришельцем, чужестранцем, отрывался от житейских забот, душой устремляясь к своей Небесной Отчизне.

Человек, избравший жизненный путь странничества, отличается от других людей и по своему отношению к априорным формам бытия — пространству и времени. Для обычных людей внутренняя организация пространства вырабатывает топологически структурированное восприятие времени. Отношение же странника к пространству и времени строится по-иному. Особый статус странников в культурном, социальном и историческом плане таков, что они нигде не ощущают себя как дома. Поэтому единственно возможное для путников пространство — это пространство дороги, по которой движутся люди. Для странника основной формой переживания своей жизни является участие в бесконечном движении, где он существует, открываясь его течениям и погружаясь в них. Жизнь в таком ритме предполагает определенную отстраненность от пространства и времени как объективных форм, организующих человеческое бытие. Странствующий человек как бы пребывает в потоке времени, оно у него течет и не задерживается, выступая не как граница, а как состояние. Время не ограничивает скитальца, не навязывает ему установленный режим повседневной жизни, а спокойно обтекает его в своем

Странник всегда живет в пути, но не потому, что у него нет возможности иметь семью или дом, просто семьей ему служат все люди, а домом — вся земля. Страннику такая жизнь, обновляющая его каждый день, кажется естественной; она удовлетворяет его неумеренное любопытство и неиссякаемую жажду нового. Формально странник ничем не отличается от бродяги, но по сути это разные социокультурные типы: первый делает из своего странствования духовную, жизненную или экзистенциальную ценность, тогда как второй принимает свои скитания как неизбежное положение, вызванное определенным образом сложившимися обстоятельствами. Странника от бродяги можно отличить по способности добровольно и органично принять в себя те особенные формы действия пространства и времени, которые возникают в процессе страннической жизни и, в свою очередь, сами конституируют ее.

В тяжелых природных условиях, когда путешествие растягивалось на месяцы и годы, человек, отправлявшийся в дальнюю дорогу, рисковал очень многим. Поэтому странничество развивало в русском человеке не только телесно-физические, но и духовно-нравственные силы. Разумеется, не в одном лишь странничестве и богомолье люди искали возвышения своей души к моральному идеалу. Но мир русской культуры был населен не столько странниками-скитальцами, сколько персонифицированными образами идеи странничества как особого состояния народной души [8. С. 5—20].

К тому же, в духовной памяти народа всегда жила мысль о том, что за каждым странником может стоять Христос, а потому, принимая путника, человек принимает самого Спасителя или Его посланников. Ведь по русским народным представлениям и сам Христос — странник. Странствующий нищий или калека не были изгоями ни в представлении народа, ни в структуре общества. Напротив, они имели свой социальный статус, осуществляя даже определенную функцию равновесия: в отношении к ним все были равны, от последнего крестьянина до царя.

Тем не менее философско-антропологические и социокультурные смыслы странничества намного шире, чем существующее значение этого слова теперь. Сравнительный анализ данного феномена в российской и западноевропейской культурах выявляет различные, зачастую противоположные, толкования странничества. Если в русском языке странствование означает выбор своего уникального жизненного пути, самоценного и вызывающего к себе уважение и почтение, то в ряде европейских языков странствование, блуждание по этому пути понимается как выражение утраты твердой устойчивости, как проявление отсутствия четкой ориентации, приводящее к заблуждению или являющееся его результатом.

Являясь инструментом международного общения, паломничество на Руси приобрело особое значение и в качестве средства взаимообогащения культурных миров. Оказавшись плодотворным способом обретения русскими людьми христианских святынь, оно в значительной степени способствовало христианизации населения нашей страны [11. С. 5—20].

символическую нагрузку запредельного, потустороннего и потому не может быть полностью принят миром. Странник является, таким образом, и оборотной стороной российской православной культуры, и одновременно ее органической составляющей. В нем воплотился уникальный образ человека, решившего в скитаниях обрести свою форму жизни, понимаемую как вечный поиск Бога на дорогах мира, неустанное устремление к Небесной Обители. И здесь отрешенность от мира и связанность с ним не только отрицают, но и взаимно дополняют друг друга. Ко всем людям, находящимся в дороге и надеющимся на приют, принято было относиться не как к чужестранцам, а как к соотечественникам, помочь которым велит христианский закон, подкрепленный народной традицией.

Отправляясь в дальний путь, скитальцы, богомольцы и паломники открывали для себя и для других людей ценность природы, через которую раскрывается Божья благодать. Отказываясь от связанности с каким-либо местом, устоем, нормированным жизненным порядком, соотнесенностью с родными и близкими, странник, благодаря воспитанному дорогой смирению, приобретал способность свободно и непредвзято воспринимать природный мир, который понимался как милостивая благодать Бога.

Странник в глазах простого русского человека имел определенное духовное превосходство перед остальными людьми, чем бы странничество ни было вызвано: неприятием власти, личным выбором, житейскими невзгодами или подвижничеством. В странниках видели как конкретных людей, так и носителей неких абстрактных принципов, которые вызывают почтение, но вследствие своей причастности трансцендентной инаковости воспринимаются как что-то инородное, чуждое, далекое.

Разумеется, странничество никогда не было однородным явлением, известны в нем и убийство, и воровство, и эксплуатация. Тем не менее на протяжении многих веков большинство странников составляли люди, искренне верующие, желающие спастись и помочь в этом другим. Следовательно, крайне важно различать такие неодинаковые проявления образа жизни скитальцев. Странничество на Руси интересно не одним лишь своеобразием христианского вероучения и дорожного образа жизни. Главный его смысл состоит в том, что вплоть до XIX столетия оно сохраняло в себе основные константы нашей национальной духовности.

Таким образом, российская православная культура, породив феномен странничества, не просто осуществляла через него связь с неким трансцендентным началом, а проницала себя

его духом, в этом смысле являясь формой его самоосуществления. Устремляясь к Абсолюту, русская культура не могла иметь того динамического характера, который имела приземленная и технизированная западноевропейская культура. Со второй половины XVIII в. странничество постепенно утрачивает свое символическое значение в мировоззрении нашего народа, а с середины XIX в. и вовсе перестает быть массовым явлением. Нынче религиозное странничество в России, вероятно, уже полностью в прошлом, и даже служители Православной церкви говорят о нем с большой долей скепсиса.

1. Алехина С.Н. Социокультурные смыслы странничества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1999. Т. 4.

4. Дорофеев Д. Феномен странничества в западноевропейской и русской культурах // Мысль. СПб., 1997. Вып. 1.

5. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. М.; Ростов н/Д., 2006.

6. Калужникова Е.А. Паломничество как ритуал: сущность и культурно-исторические типы: Автореф. дис. . канд. культур. наук. Екатеринбург, 2007.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

8. Коровин В.Ю. Нравственные основания русского странничества: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Воронеж, 2009.

9. Красиков В.И. Человеческое присутствие. М., 2003.

10. Марков Б.В. Философская антропология. 2-е изд. СПб., 2008.

11. Моклецова И.В. Русское православное паломничество как явление культуры (на примере произведений А.Н.Муравьева): Автореф. дис. . канд. культур. наук. М., 2002.

12. Моторина Л.Е. Философская антропология. 2-е изд. М., 2009.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 22-е изд., стер. М., 1990.

14. Смирнова О.А. Хронотоп русской культуры и феномен странничества: отечественный опыт осмысления проблемы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. № 3.

Читайте также: