Мой любимый поэт серебряного века сочинение северянин

Обновлено: 05.07.2024

Серебряный век русской литературы. Любимые поэты- Блок, Гумилев, Северянин. Если выбирать , то отдам предпочтение Северянину -Игорю Васильевичу Лотареву. С тех пор, как прикоснулась к его поэзии, он не перестает меня удивлять. В советской школе его творчество не изучали , как, впрочем, и многих других поэтов Серебряного века. Тогда в качестве примера декаданса нам приводили строки : "Я, гений Игорь Северянин,// Своей победой упоён:// Я повсеградно оэкранен!// Я повсесердно утвержден!"
Когда прочла это в зрелом возрасте, то вызвали интерес осмысленные неологизмы ("повсеградно", "оэкранен", "повсесердно"), которые иллюстрируют стремление поэта изобрести свой особый язык. А как необычно и притягательно звучат в его стихах такие смелые образы и эпитеты, как "совпадала с ветром птичка", "водопадное сердце", "вдохновляюсь порывно". Северянин придумал новое литературное направление- эгофутуризм(брошюра "Пролог Эгофутуризма",1911) , где в центр ставил "эго"- "я" :"В этом мире только я,- иного нет.//Излучаю сквозь себя огни планет.// Что мне мир, раз в этом мире нет меня?// Мир мне нужен, если миру нужен я". ( "Поэза "EGO" моего", 1919.)Находясь в постоянном поиске новых форм, поэт никогда не отвергал старого искусства. " Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!-// Могущественные слова. "- вот иерархия настоящих ценностей поэта, основа его мировоззрения.
Слава к Северянину пришла после нелестной критики Л.Толстого в 1910 году. Журналы стали охотно печатать . Молодого поэта поддержали Валерий Брюсов, Константин Бальмонт. Немало популярности способствовал и исполнительский дар поэта. По воспоминаниям современников, Северянин восхищал особой музыкальностью стихотворений. Взять хотя бы строки:"Это было у моря, где ажурная пена,// Где встречается редко городской экипаж. // Королева играла- в башне замка- Шопена,// И, внимая Шопену, полюбил ее паж. ". Не случайно композиторы ( среди них и С.В.Рахманинов) положили на музыку многие его произведения.
Северянин- один из первых зачинателей русских авторских читок перед огромной аудиторией. В 1918 году на поэтическом вечере в Москве, в Политехническом музее, его избрали "Королем поэтов". А постоянный соперник- Маяковский- тогда проиграл. В том же году Северянин срочно выехал в Эстонию к больной матери. Там оказался в сложных условиях немецкой оккупации. Потом образовалась Эстонская буржуазная республика, и поэт стал вынужденным эмигрантом, всей душой любя Родину, Россию.
В стихотворении "Слова солнца"(1925) он с грустью и болью пишет:

Много видел я стран и не хуже ее-
Вся земля мною нежно любима,
Но с Россией сравнить. С нею сердце мое,
И она для меня несравнима.

Стихи поэта не потеряли своей актуальности и сейчас. Например , в стихотворении "Колыбель культуры новой"(1923) поэт пророчествует:

Вот подождите- Россия воспрянет,
Снова воспрянет и на ноги встанет.
Впредь ее Запад уже не обманет
Цивилизацией дутой своей.

Период творчества Северянина в Эстонии мало изучен, хотя именно в Эстонии поэт достиг поэтической зрелости. В конце жизни, увы, пребывал в бедности и забвении. Умер в 54 года. В декабре 1941 года на Александро - Невском кладбище Таллина появилась скромная могильная плита, на которой выбили имя поэта и строки из стихотворения "Классические розы"(1925) : " Как хороши, как свежи будут розы,//Моей страной мне брошенные в гроб!"
Поэт привлекал читателей-современников тем, что превращал их жизнь в праздник, уводя за собой в мир грез и красоты. Мне он особенно дорог своей любовью к России. Сейчас многие люди , уехавшие из страны в 90-х годах , охотно посещают российский сайт ЭМ, где с непонятной ненавистью пишут о России и россиянах. Уверена, что лучше Игоря Северянина, знавшего о чужбине не понаслышке, им никто не ответит:

Ты потерял свою Россию,
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить-
Россию нужно заслужить!
( "Что нужно знать", 1925.)

Людмила, спасибо Вам огромное! Вы ещё раз напомнили, что человека, как и ПОЭТА, мы ценим не только за талант, но и за его отношение к стране и народу.
Родину теряют те, кто политические распри или несогласие с властью в чём-либо начинает отождествлять с чувствами к стране и людям!
Очень уважаю мнение по вопросам патриотизма у большинства наших классиков.
И Ю.Мориц замечательно сказала за всех нас ГЛАВНОЕ. Удачи Вам!
С уважением

Спасибо, уважаемая Зоя. Польщена внимательным прочтением сразу нескольких моих произведений.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Шампанское, в лилии журчащее искристо, — Вино, упоенное бокалом цветка. Я славлю восторженно Христа и Антихриста Душой, обожженною восторгом глотка!

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, игристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!

Позовите меня — я прочту вам себя, Я прочту вам себя, как никто не прочтет… Кто не слышал меня, тот меня не постиг Никогда — никогда, никогда — никогда!

Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. О, гениальный! О, талантливый! — Мне возгремит хвалу народ. Я — я! Значенье эготворчества — Плод искушенной Красоты.

Времена года в стихах русских поэтов

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!

Не мне в бездушных книгах черпать Для вдохновения ключи, — Я не желаю исковеркать Души свободные лучи! Я непосредственно сумею Познать неясное земле… Я в небесах надменно рею На самодельном корабле! В моей душе такая россыпь Сиянья, жизни и тепла, Что для меня несносна поступь Бездушных мыслей, как зола.

Пытаясь сохранить от посягательств свой внутренний мир, поэт с максимализмом юности отказывается и от учителей в поэтическом мастерстве, и даже от культуры с ее ценностями, что соответствовало установкам футуризма:

Не мне расчет лабораторий! Нет для меня учителей! Парю в лазоревом просторе Со свитой солнечных лучей! Какие шири! дали! виды! Какая радость! воздух! свет! И нет дикарству панихиды, Но и культуре гимна нет!

…А сердце плачет, а сердце страждет, Вот-вот порвется, того и ждешь… Вина, веселья, мелодий жаждет, Но ночь замкнула, — где их найдешь? Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы! Пускайся, Муза, в экстазный пляс! И что нам — призрак! И что — угрозы! Искусство с нами — и Бог за нас.

Скорей бы — в бричке по ухабам! Скорей бы — в юные луга! Смотреть в лицо румяным бабам! Как друга, целовать врага! Шумите, вешние дубравы! Расти, трава! Цвети, сирень! Виновных нет: все люди правы В такой благословенный день!

Родился я, как все, случайно… Был на Гороховой наш дом.

Я вспоминал свою любовь былую, Любовь души двенадцативесенней, К другой душе пятью годами старше, — Я вспоминал любовь к кузине Лиле, Смотря на эти, милые когда-то По детским впечатлениям места…

Поэт называет настоящее имя своей двоюродной сестры. Кроме того, его стихи имеют точную датировку с указанием числа, месяца, а иногда и места, где они были созданы. Северянин-поэт, таким образом, избрал себя в качестве объекта исследования.

. роли и назначении поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей . том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его .

Где нет ни больных, ни лекарства, Где люди не вроде людей…

Стихи о Миррэлии находили отклик в душах читателей, также ощущавших наступление исторических катаклизмов. В них отразились невозможность повлиять на ход событий, стремление укрыться от революционных бурь.

Моя ты или нет? Не знаю… не пойму… Но ты со мной всегда, сама того не зная. Простишь ли ты мои упреки, Мои обидные слова? Любовью дышат эти строки, И снова ты во всем права!

Простота, искренность и цельность составляют одну из черт поэзии Северянина. Он воспевал любовь, радость бытия, природу, прекрасную в своем совершенстве.

Проснулся хутор. Весенний гутор Ворвался в окна… Пробуждены Запели — юны — У лиры струны. И распустилась сирень весны.

Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ежась, Чтобы кануть вместе с ней в туман… Чтоб целовать твои босые Стопы у древнего гумна, Моя безбожная Россия, Священная моя страна!

Поэтическое наследие Игоря Северянина, с его яркими красками, умением радоваться жизни и создавать эту радость, с его проникновенной сыновней любовью к родине, оставило значительный след в развитии русской поэзии Серебряного века.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • чем запомнился своим читателям игорь северянин
  • северянин когда ночами анализ
  • игорь северянин призрак анализ
  • анализ северянин не мне в бездушных книгах
  • мой поэт серебряного века сочинение

Сочинение: Северянин Игорь Васильевич , СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ

(1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение

Проза жизни и поэзия

. поэзии, как это делал Белинский, — и что считается несчастьем русской поэзии, Белинский подходил к стихам, как к прозе. Можно к стихам подходить и . арестантского барака, хотя, может быть, подсознательно стихи и играли в моей жизни и эту отвлекающую роль. Я писал стихи всегда. . Опыт этот копится подсознательно, вне воли поэта и появляется также вне воли поэта, даже вопреки воле иногда. Вот почему .

Гибель Рюрика

Громокипящий кубок

, с предисловием Ф.Сологуба. Строфа стихотворения Ф.Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника,

Сирень моейвесны

, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть,

Мороженое из сирени

За струнной изгородью лиры

, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов –

На смерть Фофанова, Коктебель

Громокипящего кубка

  • В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой).

Громокипящего кубка

сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий.

Ананасы в шампанском

(1915), образный строй которого соответствовал названию.

Падучая стремнина. Роман в стихах

(1923) и др. В стихотворении

Классические розы

Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941.

Книга хранилась в личной библиотеке Игоря-Северянина в Тойла.

История коронования:

Большая аудитория Политехнического музея в первые послереволюционные годы стала самой популярной трибуной современной поэзии. Конечно, в ней, как и прежде, читались естественнонаучные лекции, проходили диспуты на волнующие общество темы, можно назвать хотя бы диспуты А. В. Луначарского с главой обновленческой церкви митрополитом А. И. Введенским, но все же, прежде всего, в Большой аудитории Политехнического музея москвичей собирала поэзия.

современники говорят о переполненном зале

, о толпе жаждущих попасть на вечер, о милиционерах, наводящих порядок, о царившей в зале атмосфере заинтересованности, неравнодушия. Политехнический музей и пропагандировал новую поэзию, и приобщал к ней самые широкие круги.

Устраивались вечера отдельных писателей и поэтов — В. В. Маяковского, А. А. Блока, С. А. Есенина; проводились выступления группы объединенных едиными творческими принципами поэтов — футуристов, имажинистов и других. Но особенное внимание привлекали коллективные вечера, на которых выступали поэты различных школ и направлений.

По городу была расклеена афиша,

сообщавшая цели и порядок проведения вечера:

открыло собой длинную серию поэтических вечеров в Большой аудитории Политехнического музея, на которых поэты и публика вступали в прямой диалог; приговоры — поддержка, одобрение или неприятие — выносились тут же. Может быть, никогда еще поэты не стояли так близко к своему читателю и не ощущали его так отчетливо.

Спасский С. В. Маяковский в воспоминаниях современников, с. 169—170, На эстраде было тесно, как в трамвае.

  • Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.

Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был Василий Каменский.

Часть публики устроила скандал

Никулин Лев. Годы нашей жизни. М.: Московский рабочий, 1966, с. 128—130

гипнотически действовала манера чтения Северянина

, у этой публики он имел бы успех при всех обстоятельствах.

Маяковский ответил не сразу, затем сказал, что нельзя уступать аудиторию противнику, какой бы она ни была. Вообще надо выступать даже перед враждебной аудиторией: всегда в зале найдутся два-три слушателя, по-настоящему понимающие поэзию.

Тогда я сказал, что устраивал выборы ловкий делец, импресарио, что, как говорили, он пустил в обращение больше ярлычков, чем было продано билетов.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Сочинения

Любвеобильный Иван Васильевич Лотарев в стихосложениях воспевал человеческие чувства, отношения и красоту природы. Биография поэта, взявшего псевдоним Игорь Северянин, состоит из осколков времени царской и советской эпохи. Революционная составляющая, смелые идеи литературного окружения помогли сформировать собственный стиль написания стиха.

Игорь Северянин: биография

Жизнь и литературное творчество

Интересные факты

Интересным фактом концертной жизни в биографии Игоря стало то, что на первых концертах в Грузии стихотворные произведения, декламируемые автором нараспев, зритель воспринял как комическое выступление. Зал взрывался от смеха, когда Северянин читал стихи. На следующих концертах, прочувствовав силу поэтического слова, зал аплодировал и забрасывал творца цветами.

Находился в родственной связи с Афанасием Фетом (по материнской линии).

Псевдонимы писателя разнообразны: Мимоза, Граф Евграф д’Аксанграф, Игла.

Примеры похожих учебных работ

Проза жизни и поэзия

. поэзии, как это делал Белинский, — и что считается несчастьем русской поэзии, Белинский подходил к стихам, как к прозе. Можно к стихам подходить и . барака, хотя, может быть, подсознательно стихи и играли в моей жизни и эту отвлекающую роль. Я писал .

Рисунок маяковского солнце

. | Guest Вадим Гаврилов Мое отношение к творчеству Маяковского. Маяковский одновременно и гениален и странен, что неотделимо друг . за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна". Мне не удалось найти такого стихотворения Маяковского, .

Мое отношение к поэзии маяковского. Моё отношение к творчеству В.В

. Следовательно, творчество И. Северянина мы можем рассмотреть не только с точки зрения литературоведения, но и в качестве языкового материала для изучения моделей словообразования неологизмов. К изучению неологизмов И. Северянина обращались .

Тонкий знаток и строгий критик В. Я. Брюсов писал: “Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громкокипящий кубок””. О талантливости Северянина писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, В. Маяковский, А. Толстой.

Северянин начал писать стихи в 8 лет и называл их “поэзами”.

Слава пришла к Северянину после выхода в свет его сборников “Громкокипящий кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913-1915).

Стихи поэта имели мало общего с западным футуризмом. В них возникают причудливые образы “фарфоровых гробов”, “олуненных оленей”, “муаровых платьев”, “ягуаровых пледов”.

Поэтический мир Северянина проступал в интерьерах дымных ресторанов, будуаров, где царят легкая любовь и праздник. Таков, например, его “Шампанский полонез”:

Шампанское, в лилии журчащее искристо, –

Вино, упоенное бокалом цветка.

Я славлю восторженно Христа и Антихриста

Душой, обожженною восторгом глотка!

Нередко Северянина воспринимали как “легкого” поэта, стихи которого служат

лишь развлечением. Но от внимательного читателя не ускользало понимание поэтом исторических сдвигов эпохи. В стихотворении “Увертюра” среди пышных фраз, воссоздающих интерьер ресторана, находим четко сформулированную цель автора: “Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс…”:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, игристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!

Северянин первым ввел в обиход авторское исполнение стихов с эстрады. Он называл свои выступления перед публикой “поэзоконцертами”. Поэт не читал стихи, а пел их.

Он объехал всю страну, собирая на свои концерты толпы восторженных поклонниц.

Позовите меня – я прочту вам себя,

Я прочту вам себя, как никто не прочтет…

Кто не слышал меня, тот меня не постиг

Никогда – никогда, никогда – никогда!

Своей шумной славой поэт не тяготился. Скорее, наоборот. Северянин знал, что он талантлив, и не считал нужным скромничать. Мотивы избранничества, культа собственного “я” часто становились поводом для очередной поэзы:

Мой стих серебряно-брильянтовый

Живителен, как кислород.

О, гениальный! О, талантливый! –

Мне возгремит хвалу народ.

Я – я! Значенье эготворчества –

Плод искушенной Красоты.

Широкому читателю Северянин запомнился строчками из “Эпилога” к первой книге его “поэз” “Громкокипящий кубок”:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

Безмерной радостью жизни наполнено стихотворение “Не мне в бездушных книгах черпать…”. Поэт выступает против разрушающего воздействия общества и среды на чистую душу человека. Он доверяет своей интуиции художника в деле познания красоты мира. Сухие, оторванные от жизни ученые книги не могут дать настоящего счастья:

Не мне в бездушных книгах черпать

Для вдохновения ключи, –

Я не желаю исковеркать

Души свободные лучи!

Я непосредственно сумею

Познать неясное земле…

Я в небесах надменно рею

На самодельном корабле!

В моей душе такая россыпь

Сиянья, жизни и тепла,

Что для меня несносна поступь

Бездушных мыслей, как зола.

Пытаясь сохранить от посягательств свой внутренний мир, поэт с максимализмом юности отказывается и от учителей в поэтическом мастерстве, и даже от культуры с ее ценностями, что соответствовало установкам футуризма:

Не мне расчет лабораторий!

Нет для меня учителей!

Парю в лазоревом просторе

Со свитой солнечных лучей!

Какие шири! дали! виды!

Какая радость! воздух! свет!

И нет дикарству панихиды,

Но и культуре гимна нет!

Стихотворение “Когда ночами…” представляет собой зарисовку-настроение. В нем отражен характерный для творческой манеры Северянина переход одного чувства в другое и природный оптимизм. Начавшись с грустных нот, к концу оно становится жизнеутверждающим:

…А сердце плачет, а сердце страждет,

Вот-вот порвется, того и ждешь…

Вина, веселья, мелодий жаждет,

Но ночь замкнула, – где их найдешь?

Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы!

Пускайся, Муза, в экстазный пляс!

И что нам – призрак! И что – угрозы!

Искусство с нами – и Бог за нас.

Радостью, восторгом и восклицательными знаками наполнено стихотворение “Весенний день”. Герой весел, молод, влюблен, готов обнять весь мир, его душа рвется и поет:

Скорей бы – в бричке по ухабам!

Скорей бы – в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам!

Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! Цвети, сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

И. Северянин объявлял себя поэтом-историком. У современников эти заявления вызывали улыбки, поскольку “историзма” творчество Северянина не содержало. Однако в его стихах отражались определенные стороны жизни. Биография поэта становится стержнем, на который нанизывается все остальное содержание:

Родился я, как все, случайно…

Был на Гороховой наш дом.

Точность автобиографических деталей прослеживается и в поэме “Падучая стремнина”:

Я вспоминал свою любовь былую,

Любовь души двенадцативесенней,

К другой душе пятью годами старше, –

Я вспоминал любовь к кузине Лиле,

Смотря на эти, милые когда-то

По детским впечатлениям места…

Поэт называет настоящее имя своей двоюродной сестры. Кроме того, его стихи имеют точную датировку с указанием числа, месяца, а иногда и места, где они были созданы. Северянин-поэт, таким образом, избрал себя в качестве объекта исследования.

Стремясь уйти от трагедии надвигающейся революции, поэт придумывает волшебную страну Миррэлию, названную так в честь восхищавшей его поэтессы-современницы Мирры Александровны Лохвицкой. В этой идеальной стране все живут по законам любви и гармонии с природой. Это край “ландышей и лебедей”, двенадцати “принцесс”,

Где нет ни больных, ни лекарства,

Где люди не вроде людей…

Стихи о Миррэлии находили отклик в душах читателей, также ощущавших наступление исторических катаклизмов. В них отразились невозможность повлиять на ход событий, стремление укрыться от революционных бурь.

Тема любви – широчайшая в лирике Северянина. Ей посвящены такие стихотворения, как “Примитивный романс” и “Стансы”. Лирический герой тоскует о возлюбленной. Его обращения к ней наполнены ласковой нежностью, тоской разлуки, уверениями в любви:

Моя ты или нет? Не знаю… не пойму…

Но ты со мной всегда, сама того не зная.

Простишь ли ты мои упреки,

Мои обидные слова?

Любовью дышат эти строки,

И снова ты во всем права!

Северянин известен как виртуоз стихосложения. Он создал множество неологизмов, но это не усложнило смысл его стихов. Поэт сознательно не принимал ничего усложненного, трудного и заумного:

В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломана лапочка, –

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю”…

Простота, искренность и цельность составляют одну из черт поэзии Северянина. Он воспевал любовь, радость бытия, природу, прекрасную в своем совершенстве.

Ворвался в окна… Пробуждены

И распустилась сирень весны.

Поэт всегда подчеркивал, что он “вне политики”, называл себя “соловьем без тенденций”. В начале марта 1918 года он уезжает в далекий эстонский поселок и принимает эстонское гражданство. В России в это время начался голод, царила смута.

Северянин превратился в эмигранта, утратил родину, былую славу, остался без средств к существованию. Большое место в его поэзии стала занимать тема утраченной родины:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Все тщета, все тусклость, все обман.

Я спускаюсь к лодке, зябко ежась,

Чтобы кануть вместе с ней в туман…

Чтоб целовать твои босые

Стопы у древнего гумна,

Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

Поэтическое наследие Игоря Северянина, с его яркими красками, умением радоваться жизни и создавать эту радость, с его проникновенной сыновней любовью к родине, оставило значительный след в развитии русской поэзии Серебряного века.

Тонкий знаток и строгий критик В. Я. Брюсов писал: “Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громкокипящий кубок””. О талантливости Северянина писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, В. Маяковский, А. Толстой.
Северянин начал писать стихи в 8 лет и называл их “поэзами”.
Слава пришла к Северянину после выхода в свет его сборников “Громкокипящий кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913–1915). Стихи поэта имели мало общего с западным футуризмом. В них возникают причудливые образы “фарфоровых гробов”, “олуненных оленей”, “муаровых платьев”, “ягуаровых пледов”. Поэтический мир Северянина проступал в интерьерах дымных ресторанов, будуаров, где царят легкая любовь и праздник. Таков, например, его “Шампанский полонез”:
Шампанское, в лилии журчащее искристо, –
Вино, упоенное бокалом цветка.
Я славлю восторженно Христа и Антихриста
Душой, обожженною восторгом глотка!
Нередко Северянина воспринимали как “легкого” поэта, стихи которого служат лишь развлечением. Но от внимательного читателя не ускользало понимание поэтом исторических сдвигов эпохи. В стихотворении “Увертюра” среди пышных фраз, воссоздающих интерьер ресторана, находим четко сформулированную цель автора: “Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс…”:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, игристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!
Северянин первым ввел в обиход авторское исполнение стихов с эстрады. Он называл свои выступления перед публикой “поэзоконцертами”. Поэт не читал стихи, а пел их. Он объехал всю страну, собирая на свои концерты толпы восторженных поклонниц.
Позовите меня – я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтет…
Кто не слышал меня, тот меня не постиг
Никогда – никогда, никогда – никогда!
Своей шумной славой поэт не тяготился. Скорее, наоборот. Северянин знал, что он талантлив, и не считал нужным скромничать. Мотивы избранничества, культа собственного “я” часто становились поводом для очередной поэзы:
Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
О, гениальный! О, талантливый! –
Мне возгремит хвалу народ.
Я – я! Значенье эготворчества –
Плод искушенной Красоты.
Широкому читателю Северянин запомнился строчками из “Эпилога” к первой книге его “поэз” “Громкокипящий кубок”:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Безмерной радостью жизни наполнено стихотворение “Не мне в бездушных книгах черпать…”. Поэт выступает против разрушающего воздействия общества и среды на чистую душу человека. Он доверяет своей интуиции художника в деле познания красоты мира. Сухие, оторванные от жизни ученые книги не могут дать настоящего счастья:
Не мне в бездушных книгах черпать
Для вдохновения ключи, –
Я не желаю исковеркать
Души свободные лучи!
Я непосредственно сумею
Познать неясное земле…
Я в небесах надменно рею
На самодельном корабле!
В моей душе такая россыпь
Сиянья, жизни и тепла,
Что для меня несносна поступь
Бездушных мыслей, как зола.
Пытаясь сохранить от посягательств свой внутренний мир, поэт с максимализмом юности отказывается и от учителей в поэтическом мастерстве, и даже от культуры с ее ценностями, что соответствовало установкам футуризма:
Не мне расчет лабораторий!
Нет для меня учителей!
Парю в лазоревом просторе
Со свитой солнечных лучей!
Какие шири! дали! виды!
Какая радость! воздух! свет!
И нет дикарству панихиды,
Но и культуре гимна нет!
Стихотворение “Когда ночами…” представляет собой зарисовку-настроение. В нем отражен характерный для творческой манеры Северянина переход одного чувства в другое и природный оптимизм. Начавшись с грустных нот, к концу оно становится жизнеутверждающим:
…А сердце плачет, а сердце страждет,
Вот-вот порвется, того и ждешь…
Вина, веселья, мелодий жаждет,
Но ночь замкнула, – где их найдешь?
Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы!
Пускайся, Муза, в экстазный пляс!
И что нам – призрак! И что – угрозы!
Искусство с нами – и Бог за нас.
Радостью, восторгом и восклицательными знаками наполнено стихотворение “Весенний день”. Герой весел, молод, влюблен, готов обнять весь мир, его душа рвется и поет:

Введение ……………………………………….…………. 3
Биография и творчество поэта ……………… 3
Заключение …………………………………………..…… 8

Введение

Биография и творчество поэта

Заключение

Анализ творчества

Анализ стихотворений

"Громокипящий кубок" (По творчеству Игоря Северянина)

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии, любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:
Я, гений Игорь — Северянин,
Своей победой упоен.
Эти строки, воспринятые вне контекста стихотворения и всей книги, во многом определили отношение широкого читателя к Игорю Северянину. Появился термин "северянинщина" как некий апогей самомнения и самовосхваления, что никогда не приветствовалось российским читателем.

"Король Поэтов"

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно озкранен!
Я повсесердно утвержден!
И. Северянин
Игорь Васильевич Лотарев (псевдоним Северянин) вошел в историю классической русской литературы как поэт-новатор. С первого же сборника стихов "Зарницы мысли" проявил себя склонным к словотворчеству и лирической иронии, которая в последующих стихах развивалась и обогащалась новыми впечатлениями.

"Моя безбожная Россия, священная моя страна" (по творчеству И. Северянина)

Одним из интереснейших писателей, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность", является Игорь Северянин. Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей. Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: "Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты". Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки.

"Моя безбожная Россия, священная моя страна"

Игорь Северянин — необычный поэт, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность". Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей. Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: "Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты". Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки.

Мои размышления над строкой И. Северянина

Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией будоражили тогдашнюю публику.
Литературный псевдоним этого гениального, на мой взгляд, человека — Игорь Северянин. Судьба его сложилась трагично. Любя Россию и будучи ее патриотом, волею судьбы поэт провел значительную часть жизни за ее пределами. Он умер непонятым.

Нравственные устои в поэзии декаданса

Ананасы в шампанском! Ананасы
в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро.
И. Северянин
Игорь Северянин — кумир буржуазно-мещанской публики кануна революции. Первое, что мне всегда приходит в голову при упоминании этого имени, это знаменитые строчки из "Эпилога" к первой книге его "поэз" — "Громокипящий кубок":
Я, гений Игорь Северянин.
Как ни странно, именно эта строчка, вырванная из контекста книги, и определила основное отношение к нему читателей того времени.

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Читайте также: