Мой любимый философ кант сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Филиал государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Республики Хакасия

Мастер производственного обучения:
Редькина Татьяна Леонидовна

Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом. Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чье философское мировоззрение изменило взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха помогли по новому взглянуть на местоположение в обществе активно познающего мир через влияние своей деятельности субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.

Два периода в деятельности Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века, где ученого в основном интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

Революционность трудов мыслителя заключается в том, что он предложил принципиально новый философский подход. Вместо того, чтобы размышлять о многочисленных проблемах бытия, Кант двинулся к самым истокам. Философ задался вопросом о границах познания человеческим разумом окружающей действительности. Именно поэтому идеи мыслителя называются критическими. Иммануил опровергнул тезис о том, что способность к познанию у человека безгранична.

Кант утверждал, что наш разум может познавать предметы окружающего мира лишь потому, что все познаваемое в этих предметах, создается этим же самым разумом по присущим ему априорным принципам и схемам. Мы познаем не вещи сами по себе, а их явления сознанию.

Кант делит окружающую действительность на ту, что доступна познанию, и ту, что не может быть познана человеком. Познаваемая реальность называется сферой явлений, "вещей-для-нас", "феноменов". Непознаваемые объекты называются "вещами - в - себе", "ноуменами".

В своей книге "Критика чистого разума Кант отстаивает идею агностицизма— невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Агностицизм Канта следует взять в кавычки. Кант не был агностиком в смысле полного отрицания способности человека к познанию мира, иначе, как своими органами чувств (зрением, слухом, осязанием, обонянием). Кант не отрицал важность науки и научных методов. Наоборот, сам агностицизм Канта возник как плод его размышлений о совершенных Ньютоном открытиях основных законов механики. Открытия Ньютона показали, что человек может раскрывать законы природы, которые он не может ощущать непосредственно. Например, законы движения космических тел. Для таких открытий человек использует свое, как говорил Кант, априорное знание мира, т.е. знание, которое изначально содержится в разуме человека, а не приобретено на основе личного опыта. Например, априорным знанием является утверждение, что не могут существовать тела, не имеющие массу.

Агностицизм Канта опирался на очень простую идею – то, что мы не можем проверить опытным путем, т.е. непосредственно зафиксировать зрением, слухом, ощущениями, - не может быть познано нами до конца, со 100-процентной определенностью. Оно остается в области наших предположений, одни из которых более основательны, а другие – менее.

Кант полагал, что главную трудность в познании мира являет собой сам человек, точнее – его разум. Он противоречив. Пытаясь познать мир все глубже и глубже, разум рождает противоречия (как их называл Кант – антиномии). Можно убедительно доказывать, что мир бесконечен, но можно доказывать, что мир – конечен. Можно доказывать, что Бог есть, но можно доказывать, что Бога нет. И никто из спорящих сторон не будет прав или не прав.

Агностицизм Канта – заложен в центральной мысли его философии, что мы знаем этот мир не таким, каким он является сам по себе, но только таким, каким он отражается в наших чувствах и осмысливается нашим разумом. И сколь бы бурно ни развивалась наука, расширяя наши представления об окружающем мире, всегда будет нечто, что мы еще не знаем и только можем предполагать.

Наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся априорные, т.е. доопытные формы чувственности и все новые априорные формы, о которых говорил Кант. Априорный – независимый от опыта и являющийся условием всякого опыта.

Выйти из этого затруднения он пытался при помощи априоризма: только априорные суждения носят всеобщий характер, достоверны и объективны. В это же время он отказывался признавать априорное знание врожденным.

Выйти из этого затруднения он пытался при помощи априоризма: только априорные суждения носят всеобщий характер, достоверны и объективны. В это же время он отказывался признавать априорное знание врожденным.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Воспитание есть искусство, применение, которого должно совершенствоваться с поколениями. И. Кант.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Не могу не согласиться с Иммануилом, думаю, что это даже не просто искусство, а высочайшая ответственность, так как от знаний и умений, которым научился ребенок, зависит вся его дальнейшая жизнь. Я считаю, что эта тема с каждым поколением становится всё актуальней, ведь люди становятся всё невежественней, злее и ленивее. Растет количество детей, которые оказались в детских домах при живых родителях, и это говорит о том, что в родителях нет никакой совести и умений воспитывать.

Как я узнал, Иммануил Кант – это немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох просвещения и романтизма. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Почему же должно совершенствоваться воспитание? Всё очень просто. Общество, с появлением новых технологий, новых изобретений меняется, появляются новые ценности и принципы. Воспитывая ребенка, надо идти в ногу со временем, прививая не только традиционные в любое время ценности, но и умение "выжить" в современном мире.

В наше время мы получаем очень большой объём информации из различных источников (телевидение, интернет. радио и т.д.) очень важно уметь вовремя "отсеять" плохую (вредную, негативную) информацию и не стать жертвой. Таким образом, традиционные основы воспитания в прошлом веке и в современной России с развитием общества изменились. Например, дети в прошлом получали минимальное количество информации – от родителей, сверстников, газет, журналов, объявлений, книг и прочих простейших источников. Сейчас же на ребенка льется сплошной поток информации, и задача родителей и учителей оградить ребенка от ненужной рекламы, пропаганды и остальных совершенно не детских знаний, а также воспитать в ребенке те качества, которые помогут ему "плыть" в правильном направлении в потоке информации. Это и есть современные основы воспитания, которые, как мы видим, изменились, и как говорил Иммануил Кант, "будут совершенствоваться с поколениями".

Краткие сведения о жизненном пути И. Канта - немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии. "Докритический" и "критический" этапы развития философии И. Канта, теория познания. Нравственность и правовой аспект в учениях И. Канта.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.10.2012
Размер файла 22,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

ИММАНУИЛ КАНТ

Студент группы 1 ПЗ I

1. Жизненный путь И. Канта

2. Философия И.Канта. Теория познания

3. Нравственность и правовой аспект в учениях И. Канта

Список использованной литературы

Иммануил Кант - великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором в области науки и в области философии. Он не только творец великой космогонической гипотезы, провозгласившей, что наша Вселенная есть развивающаяся Вселенная, что наша Земля имеет историю во времени. В философии он был возобновителем и даже зачинателем диалектики. Именно с Канта ведет начало течение диалектического материализма.

Но помимо всего прочего, для меня Иммануил Кант представляет особый интерес ещё и потому, что у нас с ним есть нечто общее, общая Родина. Пускай при его жизни это была Восточная Пруссия, а сейчас Калининградская область, сути это не меняет, география жизни остаётся одинаковой.

И мне очень интересно более подробно изучить жизнь и учения Канта, человека, родившегося в небольшом государстве, не обладающем особой известностью, но сумевшего так громко заявить о себе на мировой арене и вписать на века своё имя в историю человечества.

1. Жизненный путь

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог -- то не хотел.

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

2. Философия И.Канта. Теория познания

кант немецкий философия

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) -- занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания. Первый - это субъективные формы чувства -- пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. Второй - это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

3. Нравственность и правовой аспект в учениях И. Канта

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей -- прекрасное и возвышенное. Эстетическое -- это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное -- это совершенство, связанное с формой. Возвышенное -- это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное)Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней - СПб. 1996.-С.664.. Пример динамически возвышенного -- шторм. Пример математически возвышенного -- горы. Гений -- это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, -- то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.

Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Добрая воля -- чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Нравственный закон -- принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления -- императива.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

Все государства имеют три власти: законодательная (верховная) -- принадлежит только объединенной воле народа; исполнительная (действует согласно закону) -- принадлежит правителю; судебная (действует согласно закону) -- принадлежит судьеАсмус В. Ф. Имманул Кант. - М. 1973. - С.402..

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика -- система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Итак, какой же итог можно подвести моей работе? Я открыла для себя много нового в жизненном пути и учениях Иммануила Канта. Было интересно открывать что-то новое в, как казалось раньше, уже известном.

Многое стало отчетливей представляться мне, после проведённой мною работой, но мне не хотелось бы останавливаться на достигнутом, и, думаю, следующим этапом моего самообразования будет прочтение полного собрания сочинений философа.

Увы, но сегодня Кант не слишком популярен, что, на мой взгляд, является одним из главных парадоксов развития современной теории времени. Ведь это величайший немецкий философ, создатель оригинальнейшей и глубочайшей, как в чисто философском, так и в научном аспекте, концепции, касающейся природы времени.

Список использованной литературы

2. Асмус В. Ф. Имманул Кант. - М.: Наука, 1973. - 539с.

3. Гриненко Г. В. История философии. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688с.

4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. - 416с.

5. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб: Университетская книга, 1997. - 448с.

Подобные документы

Краткие сведения из биографии Иммануила Канта – родоначальника немецкой классической философии. Этапы его творчества, основные работы. Различения в аналитических и синтетических суждениях. Практический разум в учениях философа. Виды эстетических идей.

презентация [100,2 K], добавлен 05.05.2014

Иммануил Кант - основатель немецкой классической философии. Гносеология И. Канта в истории философии. Этические, правовые и политические воззрения философа. Факторы, повлиявшие на научное мировоззрение Канта и результаты его научной деятельности.

реферат [70,5 K], добавлен 20.05.2014

Основоположник немецкой классической философии. Исследование философского наследия Канта. Описание жизни ученого. Гимназическое увлечение филологией, интерес к физике и философии. Кант - моралист и Кант - человек.

реферат [48,0 K], добавлен 27.05.2004

Немецкая классическая философия. Эммануил Кант как основоположник немецкой классической философии. Докритический или догматический период творчества Э. Канта. Познавательная деятельность субъекта в философии. Идея и принцип свободы по Э. Канту.

реферат [25,9 K], добавлен 23.03.2011

Предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии. Докритический и критический период творчества И. Канта. Знание как результат познавательной деятельности. Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

контрольная работа [30,2 K], добавлен 14.05.2013

Проблемы познания в философии XVIII века. Основные положения философии Канта. Антропологическая теория И. Канта. Теория познания в философии И. Канта. Философское интеллектуальное созерцание. Соотношение рационального и эмпирического моментов в познании.

реферат [27,6 K], добавлен 29.06.2013

Основные положения философии Иммануила Канта, их влияние на дальнейшее развитие немецкой классической философии. Философские воззрения французских материалистов XVIII века. Сравнение понимания познания в философии Канта и французских материалистов.


Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Детство и юность

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.


Портрет Иммануила Канта

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве — пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.


Памятник Иммануилу Канту

В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.


В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.


Первые издания работ Иммануила Канта

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.


Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах


Подпись Иммануила Канта

Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.


Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.


Дом Иммануила Канта

В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.

Иммануил Кант принимает гостей

Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.


Могила Иммануила Канта

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта


Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

Видео


Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма.

Иммануила Канта считали буквоедом и педантом. Он так и не женился, хотя его всегда окружали красивые женщины. Он нес в народ принципы морального совершенства. При дворе пользовался почетом, но особой любви и благосклонности к нему не испытывали. На протяжении двух недель после его смерти безутешные земляки прощались с гениальным философом, однако спустя всего полгода в его доме уже хозяйничал какой-то купец, превративший жилище в кафе. Его имя ставят в один ряд с Аристотелем и Платоном, его книги стали основой для развития философского учения в мировом масштабе.

Детство

Родной город Иммануила Канта – Кенигсберг. Он родился 22 апреля 1724 года и прожил в нем всю жизнь до самой смерти. Отца будущего светила философии звали Иоганн Георг Кант, он был ремесленником-седельщиком. Мама – Анна Регина, занималась домом и растила двенадцать детей. Иммануил стал четвертым ребенком, многие из его братьев и сестер умерли в младенческом возрасте. Выжить удалось трем сестрам и двум братьям.

Иммануил Кант

Юношеские годы Кант провел среди обычных ремесленников и рабочих, живших на окраине Кёнигсберга. Историкам так и не удалось точно выяснить, кем же был по национальности великий философ. Одни утверждали, что предки по отцовской линии жили в Шотландии, однако эта информация так и осталась неподтвержденной. Родня по линии матери проживала в немецком городе Нюрнберге.

Родители мальчика заложили основы духовного воспитания сына, они сами были глубоко верующими людьми и принадлежали к лютеранской церкви, а если точнее, то к ее особому течению – пиетизму. Учение заключалось в том, что человек находится непрестанно на глазах у Господа, поэтому должен соблюдать личное благочестие. Именно мама прививала детям основы вероисповедания, знакомила их с красотой окружающего мира.

Проповеди в церкви и занятия, на которых изучали Библию, Анна Регина посещала вместе с детьми. Достаточно часто в доме Кантов можно было встретить доктора теологии Франца Шульца, который и заметил незаурядные способности Иммануила в изучении Библии, а еще умение выражать и отстаивать собственные суждения.

Мальчику исполнилось 8, когда мама привела его в самую лучшую школу Кенигсберга. Это была гимназия им.Фридриха, и ее рекомендовал в качестве учебного заведения именно Шульц.

Он сел за школьную парту в 1732 году и провел там восемь лет. Уроки начинались в семь часов и продолжались до девяти. Главными предметами были Ветхий и Новый заветы, теология, география, латынь, греческий и немецкий языки.

Изучение философии начиналось в старшей школе, и Иммануил всегда говорил, что этот предмет изучали неправильно. Заниматься математикой можно было только за деньги, к тому же, если у ученика имелось желание.

Родители уже видели сына в сане священника, но мальчик с большим интересом изучал латынь и мечтал в будущем стать преподавателем словесности. К тому же, ученикам религиозной школы приходилось подчиняться строгим правилам и нравам этого заведения, а Канту это очень не нравилось. Иммануил никогда не отличался крепким здоровьем, однако показывал отличные успехи в учебе, все благодаря природной сообразительности и недюжинным умственным способностям.

В 16 Кант стал студентом Кенигсбергского университета. Именно там он знакомится с преподавателем Мартином Кнутценом, пиетистом и вольфианцем, который открыл Канту учения Исаака Ньютона, оказавшие на молодого человека колоссальное влияние. Кант учился очень хорошо, несмотря на материальные трудности. Он отдавал предпочтение физике, математике, философии. Теология не стала его любимым предметом, поэтому он посетил всего одно занятие, и то из благодарности к пастору Шульцу.

Философия

По мнению ученых, биография Канта состоит из двух периодов – докритического и критического. В докритическом периоде начала формироваться философская мысль Канта, он медленно избавлялся от влияния учения Христиана Вольфа, которое в те годы занимало господствующие позиции в Германии. В критическом периоде философ возносит метафизику к наукам, создает новое учение, основанное на активности сознания.

Иммануил Кант

Иммануил не получил университетский диплом. В 1746 году умер отец, забота о материальном благополучии семьи легла на его плечи. Кант находит работу домашнего учителя и на протяжении долгих десяти лет учит детишек из богатых семей. Все свободное время молодой человек посвящал написанию философских трудов, которые впоследствии стали основой его учения.

Начало критического периода философского творчества Канта пришлось на годы преподавания логики и метафизики в вузе. Гипотезы ученого менялись постепенно. Вначале он пересмотрел свое отношение к пространству и времени.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Кант был далеко не красавцем, невысокий, с впалой грудью и узкими плечами. Несмотря на это, он всегда выглядел опрятным и ухоженным, ежемесячно ходил к парикмахеру и портному.

Иммануил предпочитал затворничество, он так и не создал семью, потому что свято верил, что личная жизнь станет помехой занятиям наукой. Именно эта уверенность не дала ему повести под венец одну из красавиц, которые постоянно его окружали.

Он любил красивых женщин и не переставал ими восхищаться. В преклонном возрасте он перестал видеть левым глазом, поэтому всегда усаживал одну из юных красавиц с правой стороны.

Философ никому никогда не признавался в своих чувствах. Одна из женщин из его окружения – Луиза Ребекка Фриц, впоследствии вспоминала, что вызывала симпатию ученого. По мнению Боровского Кант влюблялся два раза, и даже собирался жениться на своих возлюбленных.

Иммануил отличался редким педантизмом, он придерживался распорядка вплоть до минуты, ни разу в жизни не опоздал. Ежедневно, в одно и то же время он приходил в кафе и выпивал там чашку чая. Официанты этого заведения могли сверять по нему часы. С таким же педантизмом он отправлялся везде, даже на обычные прогулки.

С детских лет Кант не отличался богатырским здоровьем, он разработал для себя специальную гигиену, которая и помогла ему достичь преклонного возраста. Его день начинался в пять часов утра. Прямо в ночной одежде Иммануил шел в свой кабинет, где слуга уже ждал его с чашкой слабо заваренного зеленого чая и курительной трубкой. Слуга постоянно удивлялся странной особенности своего хозяина – Кант каждый раз надевал на голову треуголку, не снимая ночного колпака. Он наслаждался чаем, курением табака, принимался за изучение плана будущей лекции. Так проходило два часа.

Портрет Иммануила Канта

В семь часов ученый переодевался в привычную одежду, спускался в зал для лекций, который к тому времени был битком набит слушателями. Он медленно читал лекции по философии, периодически вставляя в них шутки.

Кант очень щепетильно относился к внешнему виду собеседников. Он даже не смотрел в сторону неряшливо одетых студентов. Однажды он увидел, что у студента нет пуговицы на рубахе, и от этого буквально впал в ступор, забыв, о чем рассказывал до этого.

Лекция длилась два часа, затем ученый снова возвращался к себе, облачался в ночную пижаму, надевал бессменную треуголку. Он работал ровно 3 часа и 45 минут.

Затем была подготовка к обеду, во время которого ученый принимал гостей. Кухарка накрывала шикарный стол, Кант ненавидел обедать в одиночку, тем более, что это был единственный прием пищи за сутки. Стол представлял собой полное изобилие, единственное, что там отсутствовало пиво. Иммануил прохладно относился к этому солодовому напитку, считая его употребление дурным вкусом. Ученый предпочитал хорошее вино.

Кант всегда ел одной ложкой, которая лежала вместе с денежными купюрами. Во время обеда было принято обсуждать все, что угодно, кроме философии.

Смерть

Иммануил Кант имел свой дом и неплохой достаток. Он тщательно следил за состоянием своего здоровья, но к 75-ти годам организм начал давать сбой. Вначале он ослабел физически, потом началось постепенное помутнение рассудка. Он уже не читал лекций, и свою обеденную трапезу делил исключительно с близкими друзьями.

Памятник Иммануилу Канту

Могила Иммануила Канта находится рядом с Кафедральным собором в Кенигсберге, над ней возвышается часовня.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: