Мое любимое стихотворение некрасова восприятие истолкование оценка сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Основная тема стихотворения

Восприятие, истолкование, оценка

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — “страдания народа” И что поэзия забыть её должна, — Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ “освобождён”, у него “есть земля”, он “счастлив”. О каких “страданиях народа” может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он “напоминает, что бедствует народ”, он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове “стареет”, которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: “Что старее, то хуже”). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только “пастухам”. На роль “пастуха” могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо — это “амёбоподобная” масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними “уживаться”. Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо — так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил “добрый” барин.

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь… но он останется глух, подобно стаду…

“Довольно ликовать в наивном увлеченье, — Шепнула Муза мне: — Пора идти вперёд: Народ освобождён, но счастлив ли народ. ”

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев.

И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне…

Здесь Некрасов неслучайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; “эхо дальних гор” даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в “обсуждение” песни; лес вообще откликнулся… природа внемлет лирическому герою… Всё замечательно: если природа “откликнулась”, то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому “посвящены мечтания поэта”, остаётся пассивен и инертен по отношению к “народным заступникам”. Увы, так уж исторически сложилось на Руси…

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Кирилл КРАЙНЕВ, 10-й класс, школа № 919, Москва (учитель — И.О. Учамбрина)

Выразительные средства

Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.

План анализ стихотворения Элегия

  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Безумных лет…

↑ История создания

Исторический фон, на котором творил Некрасов

Общий анализ произведения


Нужно сделать вывод, что Некрасова справедливо можно называть борцом за честь и свободу простых русских людей. Однако Николаю Алексеевичу нередко доводилось терпеть суровую критику, его взгляды и произведения нередко подвергались осуждениям. Можно лишь предполагать, почему писатель был готов защищать интересы слоёв, к которым не принадлежал сам. Он мог, пусть и под натиском не одобряющих его творчество лиц, говорить на всю Россию неудобную правду.

Роль, которая отводится творцу-писателю в социальных процессах, определяет важную мысль автора. Поэму можно разделить на смысловые фрагменты. Если обозначить их кратко, то это:

  • описание русского народа, его состояния, настроения и той самой молчаливой усталости;
  • роль писателя и его преданной музы.

Художественные особенности стихотворения

Любовь погасла

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

Н. А. Некрасов – великий русский поэт-реалист. В его творчестве отчетливо проступает печать своего времени. В середине 19 века в России шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам.

Он считал, что поэзии предопределена особая роль в жизни общества.
Патриотизм, гражданственность и гуманность пронизывают все творчество поэта. Некрасов первым ввел в русскую поэзию новые темы, на что, по словам В. Брюсова, способны лишь “исключительные

таланты”. На волне общей демократизации литературы он поставил в своем творчестве новый вопрос – вопрос о народе.

Жизнь народа, его думы и надежды, страдания и борьба – вот основная тема творчества поэта.
Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Н. А. Некрасов был верен русскому пониманию искусства слова и считал, что его поэзия призвана изменить окружающую жизнь, найти отклик в народе.
Все эти идеи нашли отражение в стихотворении Некрасова “Элегия” (1874 год). Элегия – это лирический жанр, предполагающий выражение печали, эмоциональный результат

философского раздумья. Эти характеристики полностью подходят к некрасовскому стихотворению.
“Элегия” – это своего рода ответ на критику.
В публичной лекции Некрасова критиковали за то, что он повторяется, вновь и вновь обращаясь к народной теме. Поэт же считает: “изменчивая мода”, диктующая новые темы, ошибается. Страдания народа – проблема по-прежнему актуальная. Обращаясь к юношам, поэт стремится показать современникам, молодежи, что, несмотря на отмену крепостного права, “народы \ Влачатся в нищете, покорствуя бичам”.

Это означает, что Муза не должна молчать.
“Элегия” наполнена перекличками с пушкинской “Деревней”. В этих строках – глубокий смысл, этим подчеркивается мысль о том, что со времен Пушкина в “судьбах народных” не произошло серьезных изменений.
Данное стихотворение можно разделить на две смысловые части, каждая из которых состоит из двух строф. Первая часть – негодующая, призывающая к действию. Обилие восклицательных интонаций, многоточий показывает, насколько глубоко душевное страдание лирического героя, сколько смятения и тревоги в его сердце: “О, если бы ее могли состарить годы!” Архаический стиль, старинный александрийский стих подчеркивают, что тема народных страданий не нова – она вечна.

К сожалению, эта тема всегда актуальна. Если бы исчезла необходимость писать о народных страданиях, “процвел бы Божий мир!” В этих словах выражена мечта поэта о благодати, которую заслужил многострадальный русский народ. Но сокрушенно звучит: “Увы!”
Покуда вокруг будут слышны народные стоны, покуда страданье и горе будет гулять по земле русской, поэт не имеет права бездействовать, его лира не имеет права сладкоголосо ликовать и петь. Она должна призывать к действию, “возбуждать вниманье” “сильных мира” сего к бедственному положению народа. Словно священная клятва, звучат слова: “служить им будет Муза”. Являясь активным участником спора “спокойного искусства” и “карающей лиры”, поэт воспевает идеал общественного деятеля, который проникся беспредельной любовью к народу. “Чему достойнее служить могла бы лира?”- вопрошает поэт.

Для него самого нет иного пути.
“Я лиру посвятил народу своему”… Эту строку по праву можно назвать эпиграфом ко всему некрасовскому творчеству. Устами лирического героя Некрасов подводит своеобразный итог своему творческому пути: “Но я ему служил – и сердцем я спокоен”. Поэт выполнил свое основное предназначение, отдав народу творческое слово.

В этих строках звучит мысль о том, что известность, слава – не самоцель для поэта. Смысл его жизни в другом: пробудить прогрессивных людей, заставить их действовать, поднимая народ на борьбу. Именно поэтому нет сожаления в словах “Я умру, неведомый ему”.
Но с каким надрывом звучит призыв: “Но каждый в бой иди!” Это призыв к борьбе за народное счастье, за будущее страны, это обращение к каждому лично. Каждый обязан быть Гражданином, вносить свою лепту. Это почти открытый призыв к революции, к бою, который “решит судьба”.
Некрасов счастлив тем, что был современником реформ Александра II. “Красный день” – это указ императора-освободителя об отмене крепостного права в 1861 году. “В России нет раба!” – так мог сказать лишь истинный патриот. Как и все прогрессивные люди, поэт “слезы сладкие…пролил в умиленье”.
Но “поэт в России больше, чем поэт”. Он всегда был еще и пророком. Именно это чутье, стойкая гражданская позиция, патриотизм и любовь к народу стали властителями Музы, открывшей поэту истину: “Народ освобожден, но счастлив ли народ. ” Этот риторический вопрос – обращение к активной революционной демократии.

Вновь смело и гордо звучит призыв: “Пора идти вперед”.
Вторая часть стихотворения – идиллическая, воспевающая трудовые будни народа. Действительно, строки, описывающие крестьянскую страду, вызывают в воображении картины, поражающие своей гармоничностью и красотой: “Старик ли медленный шагает за сохою, \ Бежит ли по лугу, играя и свистя, \ С отцовским завтраком довольное дитя, \ Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы”. Такова народная трудовая жизнь.

Ряд эпитетов “медленный”, “довольное”, ряд ярких и звучных глаголов “сверкают”, “звенят” помогают создать радужную картину.
Но почему при кажущейся радостности эти строки не оставляют душевного удовлетворения? Причина в повторяющейся частице “ли”, словно перечеркивающей реальность происходящего. И действительно, “тайные вопросы” не дают покоя лирическому герою.

Они “кипят” в его уме, жгут сердце: “Сносней ли стала ты, крестьянская страда?”. Вновь звучит сомнение в том, что либеральные реформы окончательно изменили крестьянскую жизнь: “Свобода, наконец, внесла ли перемену \ В народные судьбы?”
Впечатление идиллии усиливает условный образ “певца”, возникающий во второй части: ” И песнь сама собой слагается в уме, \ Недавних тайных дум живое воплощенье”. Эта песнь – все некрасовское творчество, которым он сулит “народному врагу проклятие”. Аллитерация на “р” придает строке мощь, силу, слова звучат зловещим предостережением.

Песне этой вторит могущественная русская природа, гордость России. Олицетворяя долы, нивы, эхо, лес, горы, поэт показывает, какой огромный потенциал скрыт в его родной стране, насколько масштабно может быть революционное движение.
Но финал стихотворения трагичен… Тот, кому “посвящены мечтания поэта”, о ком слагает он свои смелые песни, “не внемлет”. Народ безмолвствует…Вновь горестно звучит “Увы!”
Некрасов с горечью признает пассивность и бездействие крестьянства. Именно поэтому все его стихотворение – это обращение к революционерам-разночинцам, верящим в скрытую в народе мощь, попытка поднять их на освободительную борьбу.

Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.

Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.

Моим самым любимым стихотворением является произведение “Крестьянские дети”. Оно, как мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

“Воля” — это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и появляется стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.

По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука…

В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный… Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются…

И видно не барин: как ехал с болота,

Так ряд ом с Гаврилой…

В итоге ребята признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей…

Но дети скоро станут взрослыми — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.

Рабочий расставит, разложит снаряды —

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

“Гляди, чертенята!” А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь — им все покажи.

В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда — талантливых, сильных и добрых…

Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг:

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

Пора за работу, родной —

Но даже и труд обернется сначала

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

К Ванюше нарядной своей стороной.

До чего же верно подметил Некрасов, что детство — это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой мертвящей зимы.

Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле. ”). Оно возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!

Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ирония, тонкая, скрытая насмешка - понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи “ человеком высокого благородства души “, ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает иронии в чувствах, пробудившихся между мужчиной и женщиной. Он придаёт ей статус признака предзаключительной стадии . Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет на одно из первых мест в отношениях Николай Алексеевич Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова лирического героя. Последний разговаривает со своей возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить. И пытается ли он сделать это?
Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете - жизнь, не должны растрачивать её на пустые слова, несущие за собой лишь разочарования:

Я не люблю иронии твоей,
Оставь её отжившим и нежившим,

Нам рано придаваться ей
Он олицетворяет свои чувства со стихией огня, пылающей горячим, всепоглощающим пламенем, но продолжает “горячо любившим “, именно “любившим ”, а не ”любящим ”, и, значит, между героями стихотворения уже нет любви, от неё остался лишь “ остаток чувства ”, а всё остальное заполнила страсть, которой так же суждено будет уйти:

Пока ещё застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока ещё кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты-

Мечты о продлении отношений, ревнивые тревоги потерять их - вот и всё, что заполняет
сердце героя, но этого слишком мало для любви. Каждый видит под этим понятием разные вещи , и , думаю , было бы наивным опираться только на свою точку зрения .
Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не
лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:

Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека …

Персонаж прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить, он не пытается возобновить отношения, но мечтает сказать “остановись мгновения ”, хотя это уже ничего не решает.
В данный момент героям правят чувства, но его разуму известно, что сейчас или позже
исход один:

Кипим сильней, последней жажды полны,
Но в сердце тайный холод и таска …
Так осенью бурливее река,
Но холоднее будущие волны …

Пустые слова, плоды иронии, порождённые отсутствием истинных чувств. Они вызывают тоску , обиду , один их самых сильных грехов - уныние , они засоряют душу . Они как лакмусовая бумажка , выявляют истинную картину чувств , как мудрая гадалка , говорят о том , что будет дальше .
Пятнадцать строк, поведавшие нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью, и ясно видящие приближения разлуки. Эти строки напоминают прозу, благодаря анапесту ,не свойственному “золотой” поэзии Пушкина и Лермонтова , и легко запечатлеются в памяти , как , на мой взгляд , любая настоящая поэзия , начертанная пером поэта ,и продиктованная его чувствами .

Дороги России XIX века были долгими и утомительными. От скуки можно снизойти и до крестьянина в качестве собоседника. Барин рассчитывает на легкую историю, какую-нибудь небылицу, но вместо этого ямщик, словно исповедуясь, жалуется на свою судьбу:

Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена…

этакого молодца-богатыря погубила жена, да не просто жена, а злодейка. В чем же её злодеяние? В том, что родилась она крестьянкой в крепостной России. Господа поступали со своими холопами, как хотели. Их не ограничивали ни закон, ни совесть. Когда Груша (так зовут жену ямщика) была девочкой её господа взяли в дом, отлучив от родной семьи, от привычной среды, чтобы их дочери не было скучно, и воспитывали её как барышню:

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь – ета, шить и вязать,

На варгане играть и читать –

Всем дворянским манерам и штукам.

Казалось, крестьянке выпал счастливый билет: получила образование, сытую, лёгкую жизнь, возможность духовно развиваться, слушать музыку, читать стихи, жить не среди дикости, а в атмосфере уважения и любви. Да так оно и было, но только слишком недолгим оказалось счастье Груши – в одночасье переменилась её судьба. После смерти барина приехал его зять, который быстро, легко распорядился имением, и крестьянами, а Грушу с легкой дворянской жизни обратно отправил на крестьянскую:

Воротил он её на село –

Знай-де место своё ты, мужичка !

Тяжело пришлось Груше, непривычной к крестьянскому труду, к особенностям крестьянского быта:

Взвыла девка – крутенько пришлось:

Белоручка, вишь ты, белоличка !

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла – становилось

Инда жалко подчас … да куды!

Погубили её господа,

А была бы бабенка лихая !

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна –

Чай, свалим через месяц в могилу…

Словно барчика, каждый день чешет,

Бить не бит – быть и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Чем же недоволен господин? Наверное он увидел в словах ямщика и часть собственной вины, ответственности за безобразие в отношениях людей.

Читайте также: