Моцарт сочинение для органа

Обновлено: 05.07.2024

Komedie mit Musik Директор театра (Der Scnauspieldirektor, либр. Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шёнбрунн);

мессы — 17 сочинены в Зальцбурге, в т.ч. т.н. Коронационная, 1779), 2 (1775, сочинена в Мюнхене; 1783, сочинена в Beне, не закончена);

реквием (1791, не закончен, с доп. Ф. Кс. Зюсмайра, исп. 1793, Вена);

4 литании, 2 вечерни (Vesper), Kyrie, оффертории, мотеты и др.;

оратория (azione sacra) Освобождённая Ветулия (La Betulia liberata, сл. П. Метастазио, 1771);

кантаты:
итал. — Кающийся Давид (Davidde pеnitente, 1785), нем. — Надгробная музыка (Grabmusik, 1767), Тебе, душа вселенной (Dir, Seele des Weltalls, 1785), Радость каменщиков (Die Maurerfreude, 1785), Вы, чтущие творца неизмеримого мира (Die ihr des unermeЯlichen Weltalls Schцpfer ehrt, для гол. с фп., 1791), Маленькая масонская кантата (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791);

для оркестра —

симфонии:
(В этой и последующих рубриках произв. М. обозначены по номерам указателя Л. фон Кёхеля (К. ); буквы КА обозначают приложение (Anhang) к этому указателю)

Es-dur (К 16); 1765 — (К 19), B-dur (К 22); 1767 — F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 — (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит др., в той же тональности, приписывавшаяся отцу, т.н. Neue Lambacher), B-dur (KA 214), (К 48); 1769 — (К 73); 1770 — (К 81), (К 97), (К 95), (К 84), G-dur (К 74); 1771 — B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 — G-dur (К 124), (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), (К 133), A-dur (К 134), (К 161, К 163; из 3 частей первые 2 — увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 — (К 162), G-dur (К 199), (К 181), Es-dur (К 184, Ouvertьre), B-dur (К 182), g-moll (K 183); 1774 — (К 200), A-dur (К 201), (К 202); 1778 — (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouvertьre, Mozart?); 1779 — (K 318, Ouvertьre), B-dur (K 319); 1780 — (K 338); 1782 — (K 385, Haffner); 1783 — (K 425, Linzer); 1786 — (K 504, Prager); 1788 — Es-dur (K 543), g-moll (K 550), (K 551, Jupiter);

концерты для фортепиано с opкестром:
1773 — (K 175); 1776 — B-dur (К 238), (К 246); 1777 — Es-dur (K 271); 1782 — A-dur (К 414); F-dur (К 413), (K 415); 1784 — Es-dur (К 449), B-dur (К 450), (К 451), G-dur (К 453), B-dur (К 456), F-dur (К 459, Krцnungskonzert I); 1785 — (К 466), (К 467), Es-dur (K 482); 1786 — A-dur (К 488), (К 491), (К 503); 1788 — (К 537, Krцnungskonzert II); 1791 — B-dur (К 595);

рондо для фортепиано с оркестром:
1782 — (К 382), A-dur (K 386);

концерт для 2 фортепиано с оркестром:
1779 — Es-dur (К 365);

концерт для 3 фортепиано с оркестром:
1776 — F-dur (К 242);

концерты для скрипки с оркестром:
1775 — B-dur (К 207), (К 211), G-dur (К 216), (К 218), A-dur (К 219) (принадлежность М. 3 др. концертов для скр., в т.ч. (К 271 а, 1777?), оспаривается);

рондо для скрипки с оркестром:
1781 — (К 373);

концерт для 2 скрипок с оркестром:
1774 — (К 190, Concertone, Большой концерт);

концерт для скрипки и альта с оркестром:
1779 — Es-dur (К 364, Sinfonia concertante. Концертная симфония);

концерт для флейты с оркестром:
1778 — G-dur (К 313);

концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром:
1778 — (К 314);

концерт для кларнета с оркестром:
1791 — A-dur (К 622);

концерт для фагота с оркестром:
1774 — B-dur (К 191);

концерты для валторны с оркестром:
1782 — (К 412); 1783 — Es-dur (К 417), Es-dur (К 447); 1786 — Es-dur (К 495);

концерт для флейты и арфы с оркестром:
1778 — (К 299);

серенады для симфонического оркестра:
1769 — (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 — (К 185); 1774 — (К 203); 1775 — (K 204); 1776 — (К 250, Haffner), F-dur (К 101, Stдndchen); (К 286, Notturno для 4 орк.); 1779 — (K 320);

серенады для струнного оркестра:
1776 — (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 — G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik);

серенады для духового ансамбля:
1781 — B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); Es-dur (К 375, секстет); 1782 — (К 388, Nacht-Musique, октет);

дивертисменты для оркестра:
1771 — Es-dur (К 113, Concerto); 1772 — (К 131); 1773 — (K 205); 1776 — F-dur (К 247), (К 251); 1777 — B-dur (K 287); 1779 — (K 334);

дивертисменты для струнного оркестра:
1772 — (К 136), B-dur (К 137), F-dur (К 138);

дивертисменты для духового ансамбля:
1773 (?) - (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 — B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 — B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (К 213, секстет); 1776 — B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 — B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 — 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассетгорна и фагот);

церковные сонаты —

для органа(?) и струнного оркестра:
1772 (?) - Es-dur (К 67), B-dur (К 68), (К 69);

для органа и струнного оркестра:
1772 — (К 144), F-dur (К 145); 1775 — B-dur (К 212); 1776 — G-dur (К 241), F-dur (К 224), A-dur (К 225), F-dur (К 244), (К 245); 1777 — G-dur (К 274); 1779 — (К 328); 1780 — (К 336);

для органа и оркестра:
1776 — (К 263); 1779 — (К 278), (К 329);

для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
1773 — B-dur (К 174); 1787 — (К 515), (К 406, обработка серенады Для дух. инструментов К 388); 1791 — Es-dur (К 614);

для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета:
1789 — A-dur (К 581);

для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или виолончели):
1782 — Es-dur (К 407);

для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота:
1784 — Es-dur (К 452);

для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели:
1791 — Adagio und Rondo, (К 617);

для 2 скрипок, альта и виолончели:
1770 — G-dur (К 80); 1772 — (К 155), G-dur (К 156); 1772 −73 — (К 157), (К 158); 1773 — B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), (К 170), Es-dur (К 171), B-dur (К 172), (К 173); 1782 — G-dur (К 387); 1783 — (К 421), Es-dur (К 428); 1784 — B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 — (К 465); 1786 — (К 499); 1788 — (К 546, Adagio und Fuge); 1789 — (К 575); 1790 — B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 (1783?) — 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405);

для скрипки, альта, виолончели и флейты:
1777 — (К 285); 1778 — G-dur (К 285а), (KA 171), A-dur (К 298);

для скрипки, альта, виолончели и гобоя:
1781 — F-dur (К 370);

для фортепиано, скрипки, альта и виолончели:
1785 — g-moll (К 478), Es-dur (К 493);

для 2 скр, и виолончели — 1777 — B-dur (К 266);

для скрипки, альта и виолончели:
1782 — 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (перелож. и присоединение к каждой фуге вступления, в четырех номерах — Adagio M., в двух номерах — перелож. Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 — Divertimento Es-dur (К 563);

для фортепиано, скрипки и виолончели:
1776 — B-dur (К 254, Divertimento); 1783 — (К 442), 1786 — G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 — E-dur (К 542), (К 548), G-dur (К 564);

для фортепиано, альта и кларнета:
1786 — Es-dur (К 498);

для фортепиано и скрипки:
сонаты — (К 6); (К 7), B-dur (К 8); 1764 — G-dur (К 9), B-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (К 12), F-dur (К 13), (К 14), B-dur (К 15) (сонаты К для фп. и скр. или флейты, по желанию с влч.); 1766 — Es-dur (К 26), G-dur (К 27), (К 28), (К 29), F-dur (К 30), B-dur (К 31); 1778 — G-dur (К 301), Es-dur (К 302), (К 303), A-dur (К 305), (К 296), e-moll (К 304), (К 306); 1779 — B-dur (К 378); 1781 — G-dur (К 379), F-dur (К 376), F-dur (К 377), Es-dur (К 380); 1782 — (К 403), (К 404), A-dur (К 402); 1784 — B-dur (К 454); 1785 — Es-dur (К 481); 1787 — A-dur (К 526); 1788 — F-dur (К 547);
вариации — 2 цикла, 1781; вариации для скр. и альта: duo — 1783 — G-dur (К 423), B-dur (К 424);

для фагота и виолончели:
соната — 1775 — B-dur (К 292);

для 2 бассетгорнов:
12 duo — 1786 (К 487);

для фортепиано в 4 руки —
сонаты: 1765 — (К 19d); 1772 — (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — (К 521);
вариации — G-dur (К 501);

для 2 фортепиано —
соната: 1781 — (К 448); фуга — 1783 — (К 426);

для клавира (фортепиано):

сонаты — 1774 — (К 279), F-dur (К 280), B-dur (К 281), Es-dur (К 282), G-dur (К 283); 1775 — (К 284), 1777 — (К 309), (К 311); 1778 — a-moll (К 310), (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333); 1784 — (К 457); 1788 — F-dur (К 533), (К 545), F-dur (KA 135, KA 138 а); 1789 — B-dur (К 570), (К 576);
вариации — 15 циклов
рондо — 1786 — (К 485), F-dur (К 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511);
фантазии — 1782 — (К 396, первонач. для фп. и скр.), (К 397); 1785 — (К 475);
разные пьесы — Allegro (несколько номеров), менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш; для органчика — Adagio и Allegro (1790), фантазия, Andante (1791);

для стеклянной гармоники — Adagio (1791);

вокальные произведения с оркестром —
арии (свыше 50), ансамбли, хоры, песни;

вокальные произведения с фортепиано—
песни (30), ансамбли;

Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в исто­рии музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.

Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его род­ствен­никам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как твор­чество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.


Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz

Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой

Вердикт: это неправда.


Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда.


Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé

Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт. , старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.

Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей

Вердикт: это правда.


Юный Моцарт. Картина Аугуста Фридриха Кнопа. 1919 год Düsseldorfer Auktionshaus

Во время европейских гастролей Моцарт познакомился с дворцовой жизнью, а позже венский двор станет местом его работы. Вершиной придворной карье­ры композитора можно считать аудиенцию у папы римского Климента XIV в Ватикане. Моцарту было 14 лет, а папа уже посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры Орден Золотой шпоры — награда, прису­ждав­шаяся папой римским за заслуги перед католической верой или иные деяния во славу Церкви. .

— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт.
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество Цит. по: Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959. .

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.


Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год Christie’s

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы. .

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей Моцарт. Гравюра Эдуарда Манделя по рисунку Дорис Шток 1789 года Kulturhistorisches Museum Schloss Merseburg

В то время парики составляли неотъемлемую часть облика светского человека, хотя именно Моцарт надевал их в исключительных случаях, а на портретах часто изображен с тщательно уложенными собственными волосами. Об обре­ме­ни­тельных расходах на парикмахеров он упоминает вскользь в неко­торых письмах. Также сохранились воспоминания друзей о его фран­това­тости и любов­ное описание модных деталей одежды в его письмах, однако о страсти Моцарта к коллекционированию париков ничего не известно.

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. Вольфганг Амадей писал Леопольду:

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись опеки, немедленно влюбился.

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен

Вердикт: первое правда, второе нет.

Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях:

Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.

Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он про­явил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.

Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим

Вердикт: это неправда.


Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года Houghton Library, Harvard University

Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.

Вердикт: это полуправда.

Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Вердикт: это не доказано.

До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.

В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Ника­ких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напро­тив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни.

Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности

Вердикт: это неправда.

Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родствен­никам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на моги­лах памятники и кресты. Таковы были представления императора об эконо­мии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.




Творческая биография Моцарта

Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.

Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.

В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.

Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.


Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.

В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.

Семейные трудности

Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.

Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.

В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.

Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.

Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.

Расцвет карьеры

Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.

Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.



Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле барокко, чтобы разнообразить репертуар.

В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого Александр Пушкин запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.

Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.

Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца, а затем заболела его жена Констанция Вебер, на лечение которой ушло много денег.

После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.







Смерть

Почти сразу после смерти Моцарта по Вене стали ходить слухи об отравлении. Кто-то обвинял в его смерти Сальери, кто-то – Констанцию и её предполагаемого любовника Ксавера Зюсмайера, кто-то – членов масонской ложи, в которой одно время состоял Моцарт. Современные исследователи склонны считать, что композитор всё же скончался по естественным причинам – у него с детства было слабое здоровье, а напряжённая работа и несовершенство медицины того времени в итоге лишь усугубили его состояние.

Несмотря на то, что композитор прожил всего 35 лет, он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Всего свыше 600 произведений, среди которых:

  • 42 симфонии;
  • 27 фортепианных концертов;
  • 68 духовных произведений
  • 14 опер и зингшпилей (разновидность немецкой и австрийской оперы);
  • 45 сонат для скрипки и клавишных;
  • 32 струнных квартета и многое другое.

Пик славы

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Несколько интересных сочинений

Интересные факты

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Моцарта

Бетховен

Людвиг ван Бетховен – композитор и пианист немецкого происхождения. Его музыка – это бесспорно классика в мире творчества.

В совсем юном возрасте, в возрасте 10 лет, начались первые шаги маленького Людвига к мировой славе, и последующие 46 лет он творил музыкальные шедевры, которые впоследствии дарил миру. О том, что у юного композитора прирожденный талант стало понятно сразу же, как только он коснулся руками инструмента.

Любимым занятием Людвига, помимо мира музыки, было чтение. Его любимыми авторами были драматург с английскими корнями Ульям Шекспир, поэт Древней Греции – Гомер, Иоганн Вольфганг фон Гёте – писатель немецкого происхождения, Фридрих Шиллер – немецкий драматург, мыслитель и писатель. Людвиг ван Бетховен был истинным полиглотом – он в совершенстве владел латынью, французским и итальянским языками.

Его проблема в виде глухоты никоим образом не лишила его музыку чувственности, искренности и души. Музыка немецкого композитора-классика по сей день пленяет своей утонченной притягательностью, ранимостью и умиротворенностью. Его произведения проникают до самых глубин души и не покидают их, ноты способны будоражить до мурашек.

В копилке Людвига ван Бетховена свыше пяти сотен композиций различного рода, он писал, как сонаты, так и оперы, марши, каноны, арии, песни, вальсы, багатели, увертюры, симфонии, вариации, струнные и фортепьянные квинтеты, квартеты, трио, однако, пожалуй, самые знаменитые его работы это:

Трогательная история любви, но к кому именно, достоверно неизвестно, так как Людвиг ван Бетховен обладал неразборчивым почерком, поэтому есть несколько предположений: то ли багатель посвящена своей близкой подруге Элизабет, то ли своей наставнице Терезе.

Другие сочинения: ← Моя любимая песня↑ На свободную темуЗдоровье →

Биография Моцарта

Детство и семья

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). Мальчика при крещении нарекли Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Полная версия имени менялась на протяжении жизни.

Дом, где жили Моцарты в Зальцбурге

Дом, где жили Моцарты в Зальцбурге

Отец, Леопольд Моцарт был помощником капельмейстера и младшим композитором в оркестре при дворе архиепископа Зальцбурга, а также ведущим музыкальным педагогом Европы. Музыкальные способности Моцарта стали проявились в раннем детстве. Трехлетний Вольфганг с увлечением пробовал играть на клавире, в пять, еще не зная нотной грамоты, уже сочинял небольшие пьесы, которые играл отцу, а тот их записывал на бумагу.

С 6-ти лет начинаются музыкальные выступления юного Моцарта. Отец был единственным учителем сына кроме игры на скрипке, фортепиано, он обучал мальчика языкам и академическим предметам. В конце концов, когда выдающийся музыкальный талант его ребенка стал очевидным, Леопольд перестал писать музыку.

Портрет моцарта

Семейный портрет Моцарта

Первые путешествия и гастроли

Первые гастроли Вольфганга и его сестры с отцом состоялись в начале 1762 г. в Мюнхене. Осенью 1762 г. семья отправляется в Вену, чтобы показать талантливых детей дворянству. В 1763 г., после безумного успеха малого вундеркинда, семья едет в турне по Германии и Западной Европе, где дети играли при дворе или в общественных академиях. Важным результатом этой поездки было знакомство Моцартов с итальянской симфонией и оперой. Кроме того, в Лондоне они встретились с Иоганном Кристианом Бахом, которого малый Вольфганг избрал себе образцом для подражания. Во время путешествия композитор пишет первые четыре сонаты для фортепиано и скрипки, а также первая симфония ми-мажор.

После года в Зальцбурге отец с сыном едут в Италию, чтобы продемонстрировать возможности Моцарта, как быстро прогрессирующего исполнителя и композитора. Там Вольфганг был принят в члены известной филармонической академии.

Творчество и жизнь Моцарта

В 1772 г. Моцарт был назначен концертмейстером Зальцбургской придворной капеллы. На этом посту он имел возможность писать музыку во многих жанрах — симфонии, сонаты, струнные квартеты, оперы, имел исполнительный успех. Несмотря на это, композитора очень ограничивала низкая зарплата, поэтому в 1777 г. он снова начинает поиски работы, едет в Мюнхен, Мангайм и Париж. Работа органиста в Версале ненадолго задержала его во Франции, но в 1778 г. мать Моцарта заболела и умерла. Композитор возвращается в Германию.

Моцарт едет в Вену, часто выступает как пианист. Вскоре он зарекомендовал себя лучшим клавишным музыкантом города.

На протяжении 1782 — 1785 годов Моцарт дал цикл фортепианных концертов, во время которых выступил как солист.

  • Моцарт прослушал Бетховена и похвалил его;
  • Моцарт отказался обучать Бетховена, и они после этого больше не встречались.

Оперное творчество Моцарта. Опера „Свадьба Фигаро”

Моцарт писал оперы на протяжении почти всей своей творческой жизни. Опера привлекала композитора возможностью показать отношения между людьми, глубочайшие чувства и стремления. B юности Моцарт писал оперы в жанрах seria, buffa i австрийского зингшпиля. B своих более поздних произведениях композитор отказался от разграничения оперы на серьезную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены.

Ha отличие от Глюка, в опере Моцарт считал главной музыку, a не литературное содержание, но в то же время придавал большое значение драматургии. B основе либретто лучших опер Моцарта-не мифологические сюжеты, a литературные источники.

Одна из особенностей оперного творчества Моцарта-выразительность и многогранность музыкальных характеристик действующих лиц. В лучших операх Моцарта – „Дон Жуан”, „Свадьба Фигаро”, „Волшебная флейта” – правдивость и точность достигаются сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств. Оперное творчество Моцарта способствовало созданию немецкого национального оперного искусства, подготовило появление немецкой романтической оперы.

Опера "Свадьба Фигаро„ была написана в 1786 году по пьесе французского драматурга Пьера Бомарше” Безумный день, или Свадьба Фигаро", переделанной итальянским либреттистом Лоренцо да Понте. Либретто было написано на итальянском языке. (На русский язык его перевел y 1875 году П. И. Чайковский.) Главная тема оперы-Любовь двух слуг графа Альмавивы, Сюзанны и Фигаро, и их борьба за свое счастье. Моцарт создал y "Свадьбе Фигаро" реалистичную комедию характеров. Каждое действующее лицо – это живой персонаж с индивидуальной музыкальной характеристикой, богатой и разнообразной.

Увертюра к опере написана в сонатной форме без разработки, стремительным темпом и веселым праздничным характером она живо передает настроение комедии, готовя слушателей к приключениям „безумного дня”.

B образе Фигаро подчеркивается ловкость, смекалку, энергичность. Его музыкальные характеристики отличаются активностью, подвижным темпом. Партия Фигаро поручена баритону. Ария Фигаро, с которой он обращается к пажу Керубино, написана y форме рондо.

Музыкальная характеристика мальчика Керубино, который мечтает о любви, раскрывается в двух ариях, легких, нежных и изящных. Партия Керубино поручена меццо-сопрано.

Невеста Фигаро Сюзанна (сопрано) охарактеризована лирической и мечтательной музыкой.

Заканчивается опера радостным свадебным праздником.

Соната № 11 A-dur

Фортепианное наследие Моцарта содержит 19 сонат, рондо, вариации, фантазии. Все эти произведения связаны с исполнительской деятельностью композитора.

Соната № 11 Ля мажор была написана в 1779 году. Ее особенность в том, что ни в одной из частей композитор не использовал сонатную форму. Общее настроение музыки-светлое, ясное, лирическое.

Первая часть написана y форме вариаций. После грациозной танцевальной темы звучат шесть разнохарактерных вариаций.

Вторая часть – менуэт, написанный y трехчастной репризной форме. За третьей частью, написанной y форме рондо, закрепилось название „Турецкий марш”.

Финал завершается светлой и торжественной кодой.

Симфония № 40 g-moll

Это одна из трех последних, наиболее известных симфоний Моцарта, написанных в 1788 году. Симфония соль минор, чрезвычайно искренняя и выразительная, стала одним из самых популярных произведений мировой музыкальной классики.

Первая часть написана в сонатной форме. Тема главной партии звучит грустно, взволнованно и нежно.

Побочная партия, грациозная и изысканная, написанная в параллельной тональности – Cи бемоль мажор.

Вторая часть, Andante-это лирический центр симфонии. Музыка второй части света, спокойная, певуче-ласковая.

Третья часть, Менуэт, отличается волевым и энергичным характером. Только в средней части, y трио, появляется легкая и грациозная тема.

Стремительный, взволнованный финал возвращает слушателей к настроениям первой части, однако y финале более значительный контраст между темами, развитие достигает большей напряженности. Финал-это кульминация всего цикла.

Ha отличие от симфоний Гайдна, в которых цикл основан на выразительном контрасте частей, y симфониях Моцарта главное – развитие музыкального образа.

Реквием

Это последнее произведение Моцарта. Музыка Реквиема глубоко трагична. Полная скорби первая часть Requiem aeternam („Вечный покой”), сила и суровая энергия звучат y разделе Dies irae („День гнева”). Настроение светлого суму передает музыка части Lacrimosa (”слезная"). Главный образ Реквиема – страдающий человек перед лицом сурового Божьего правосудия.

Последние дни жизни

Осенью 1791 г. Моцарт уже не смог встать с постели, страдая от сильной боли. За ним ухаживали жена и семейный врач Томас Франц Клоссет.

Вольфганг Амадей Моцарт умер в 1 час утра 5 декабря 1791 г., не дожив до 36-ти лет. Согласно тогдашней традиции он был похоронен в общей могиле на кладбище Сент-Маркс за Веной.

Причина смерти Моцарта до сих пор не названа наверняка. Среди теорий — грипп, трихинеллез, отравления ртутью, редкая болезнь почек и распространенная в то время медицинская практика кровопускания. Самой вероятной считают версию, что композитор умер от ревматического полиартрита; еще с детства у него систематически случались приступы.

10 невероятных фактов и историй из жизни Моцарта

Каких только мифов не рассказывают о Вольфганге Амадее Моцарте. Мы собрали 10 правдивых, но очень интересных и забавных фактов про знаменитого композитора!

Любовь к животным

Моцарт был красивым мальчиком среднего роста, с очень красивыми глазами, всегда улыбающийся. Веселый паренек любил играть с животными: с кошками, собаками и птицами, которых полюбил на всю жизнь и особенно канареек, пение которых ему очень нравился. Их домашним песиком был Пимперль, оставляя его надолго и уезжая на гастроли, Моцарт всегда на прощание целовал его лохматую мордочку.

Любимая математика.

С детства Моцарт привык вполне погружаться в дело, которое ему нравилось. Не всегда это была музыка: завороженный цифрами и заданиями по математике, он писал их не только на листках бумаги, но и – по столу и стенам комнаты.

Первый фортепианный концерт

В 4 года Моцарт решил написать свой первый фортепианный концерт. Об этом рассказывал друг семьи, трубач Шахтнер. Вольферль (так называли его в семейном кругу) выводил что-то на листках нотной бумаги, и когда его отец поинтересовался, что он делает, тот ответил, что пишет концерт для клавесина и первая часть уже почти готова! Не умея пользоваться чернилами, Вольфганг макал перо до самого дна чернильницы, и всякий раз, вынимая, получал большое чернильное пятно. Он быстро вытирал чернила рукой, а потом поверх писал ноты. И так снова и снова. Когда же отец Леопольд внимательно присмотрелся к ним, у него на глазах выступили слезы, настолько слаженной и гармонично правильной была музыка сына.

Моцарт в 7 лет

Портрет Моцарта в 7-летнем возрасте

Скрипач - виртуоз

В 6 лет Вольфганг самостоятельно научился играть на скрипке. Скрипач г-н Венцель принес шесть струнных трио, чтобы исполнить их с Леопольдом и другом семьи Шахтнером. Вольфганг изъявил желание сыграть партию второй скрипки. Взрослые не могли сдержать удивления, ведь мальчик блестяще сыграл все шесть трио, а потом попросил еще и исполнить сложную партию первой скрипки.

Стиляга

Для первой концертной поездки Вольфгангу и его старшей сестре – Марии Анне сшили элегантные костюмы, причем одежду маленького Моцарта дополняла миниатюрная шпага. 6-ти летний композитор играл в разных салонах, где часто получал в подарок золотые монеты, по обычаю того времени – в украшенных эмалью ящиках.

Рыцарь Золотой шпоры

Мучающий Талант

Однажды мальчик, что уже в свои 12 лет хорошо играл на фортепиано, спросил у Моцарта: "Господин Капельмейстер, – я тоже бы хотел что-то написать. С чего мне начать?". На что Моцарт ответил:

– Придется еще подождать!".

"А ведь я никого об этом не спрашивал, – ответил Моцарт. Если к этому есть талант, он сжимает и мучает, вы должны это делать, и делаете, не спрашивая!".

Скорость

Увертюра к опере "Дон Жуан" является впечатляющим примером того, как быстро Моцарт писал музыку. Композитор написал эту оперу в октябре 1787 года, она уже была завершена, изучена и послезавтра должна была быть представлена на сцене пражского театра. Не хватало только увертюры. У всех друзей Моцарта был страх, что он не успеет ее написать, и чем больше он становился, тем легкомысленнее к этому заданию относился композитор. Так что вечером накануне премьеры, Моцарт лишь в полночь ушел в свою комнату, начал писать увертюру, завершив ее к утру.

Записки для жены

Азартные игры

Вольфганг Амадей Моцарт - один из самых известных композиторов мира. Хотя его жизнь была довольно короткой (35 лет), музыкант оставил после себя колоссальное наследие, став автором более 600 музыкальных произведений.

"По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, которой красота достигала в сфере музыки", – так писал об австрийском композиторе П. Чайковский.

Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Молодой Вольфганг с детства был одарен талантом – уже с четырехлетнего возраста он начал сочинять музыку, очень быстро овладел искусством игры на клавире, скрипке, учась у отца. Уже в 12 лет юный композитор работал над оперой по заказу императора Иосифа II.

К 17 годам широкий репертуар Моцарта включал более 40 крупных произведений.

Прекрасным Венским дебютом Моцарта стал зингшпиль "Похищение из сераля" (1782, Бургтеатр), за премьерой которого следовало бракосочетание на Констанции Вебер (младшей сестре Алоизии).

Некоторые оперы Моцарта так и остались незавершенными, поскольку затруднительное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. Да, известная месса "Реквием" так и не была завершена Моцартом. Произведение завершил ученик композитора - Франц Ксавер Зюсмайер.

Помимо музыки композитор был довольно азартным игроком в бильярд. У него в квартире даже был собственный бильярдный стол – роскошь для Вены того времени. Увлеченный игрой, Моцарт мог просадить за вечер весь гонорар за концерт. А еще он очень любил животных, особенно птиц – канареек и скворцов, которых охотно держал у себя в качестве домашних животных. Также в свое время музыкант имел лошадей, чтобы совершать ежедневные прогулки верхом в пять утра, которые ему рекомендовал врач.

Покидал этот мир Вольфганг в бедности, без должных почестей. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает до сих пор. Ученые, изучавшие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство считает, что Моцарт умер естественным путем, от острой ревматической лихорадки, а любые версии отравлений, особенно – версия отравления Сальери считаются ошибочными.

Интересно, что сын Моцарта Франц Ксавер почти 30 лет жил и творил во Львове. Там он организовал хоровое общество, преподавал, выступал с концертами и дирижировал оркестром. Кстати, Львов его настолько вдохновил, что он даже написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен.

Моцарт - биография и творчество очень кратко (для детей)

Вольфганг Амадей Моцарт — великий австрийский композитор, органист, дирижер, одна из самых ярких фигур мировой музыкальной классики. Он непоколебимо верил в жизнь и сумел раскрыть неизмеримые богатства души человека в музыке.

Жизнь подтвердила дальновидность и справедливость бетховенского предвидения. Его музыка звучит на всех оперных сценах и в концертных залах мира. Без нее нельзя представить самые престижные конкурсы и фестивали, ее играют и молодые исполнители, и знаменитые солисты. Балетмейстеры новейших художественных направлений, представители модерн-танца активно обращаются к творчеству Моцарта и создают современные по своей образной стилистике спектакли и хореографические миниатюры.

Заключение:

Творческое наследие Вольфганга Амадея Моцарта составляет более 600 произведений: более 50 симфоний, более 19 опер, большое количество инструментальных концертов (в том числе 27 фортепианных), 13 струнных квартетов, 35 сонат для скрипки, Реквием и многие другие инструментальные и хоровые произведения. Музыка композитора стала вершиной классической эпохи за чистотой мелодии и формы. До сих пор Моцарт считается одним из самых гениальных музыкантов в истории человечества.

Читайте также: