Многочастное хоровое сочинение с контрастными приемами музыкального изложения это

Обновлено: 18.05.2024

"Музыка — универсальный язык человечества." Генри Уодсуорт Лонгфелло.

вторник, 7 апреля 2020 г.

8 класс Тема урока на неделю 06.04- 10.04.2020
Музыка в храмовом синтезе искусств.
- Добрый день,ребята!На этом уроке нам надо совершить путешествие в прошлое нашей страны. Образ России с древних времен ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением. Запишите, пожалуйста, тему урока.
- Как вы понимаете сочетание слов "синтез искусств"?
Давайте запишем значение этого словосочетания:
Храмовый синтез искусств- взаимодействие слова, иконописи, хорового пения, архитектуры, внутреннего убранства помещений. в которых совершаются религиозные обряды,- глубоко воздействует на человека, его чувства, эмоции и мысли.
Важнейшей особенностью православного богослужения является хоровое пение без сопровождения (a capella). Оно сопровождает все части службы: литургию (обедню), вечерню и заутреню.В православном богослужении до XVII в. господствовало одноголосное пение - знаменный распев, на смену которому пришло многоголосие. Во второй половине 18 века получил распространение духовный концерт- многочастное хоровое сочинение с контрастными приемами изложения, образцы которого представлены в творчестве М.Березовского и Дм.Бортнянского. Самой простой манерой исполнения богослужения является чтение нарапев Евангелия и Пророчества (псалмодия), а самым торжественным песнопением службы - кондак, широкий распев, украшенный мелодическими вставками, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежаются хоровыми рефренами. Распространены такие жанры - тропарь, стихира, величание - песнопения, выражающие содержание праздника. Церковные напевы - плавные, напевные, позволяющие верующим сосредоточиться на текстах Евангелия. В церковном пении слышатся искренность, чистота и возвышенность чувств.

Домашнее задание:
Если есть возможность:
1.Запись текста лекции.
2. Послушать стихиру "Земля русская".

Урок закончен. Спасибо всем! Напоминаю, что в конце апреля, как только закончится удаленное обучение - защита проекта №4.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шедевры храмовой музыки

Православная музыка

Иоанн Златоуст

Когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чудные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне.

«Православие - единственная религия, в которой песнопение не имеет музыкального сопровождения. На Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос. Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия.

-Православное храмовое пение включает в себя культурные традиции многих веков, которые сохраняются в малоизменённом виде. Оно делает слушающего человека лучше, облегчает душевные страдания, не дает сосредотачиваться на своём мелком эгоизме, заставляет думать о вечном.

Музыка, звучащая в храме, представлялась божественной, а её исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило библейскому писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божественных песнопениях. Кроме того, считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают в песнопениях божественный образ. Следовательно, хоровое церковное пение, преобладавшее до конца XVII века, воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.

Православная музыка делится на несколько видов:

древняя - распевы , возникшие во времена Византии, а также в Древней Руси: знаменный, столповой, путевой, большой и др. распевы;

Духовные стихи — песни калик перехожих, скитские песни старообрядцев , псалмы (переложение псалмов царя Давида на стихотворный лад). Духовные стихи пелись под разные музыкальные инструменты , в основном жалейки , гудки, колёсные лиры или гусли . Духовные стихи исполнялись каликами перехожими — калечными людьми, не имеющими другой возможности заработать себе на хлеб. Калики перехожие совершали паломничества к святым местам, были очень честными людьми.

Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков (значительных по объёму гимнов , в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами ) и киноников (стихов из псалмов и припевов к ним). Это виртуозное пение культивировалось и в Киевской Руси . Но усложнённость кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения — уже к XIV веку.

Д.С. Бортянский (1751-1825г.г.)

hello_html_m69ee400f.jpg

Родился будущий композитор на Украине в 1751 г. в Глухове Черниговской губернии в семье казака. С детства обладал прекрасным певческим голосом, и в 1758 г., когда ему исполнилось 7 лет, был отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу. Здесь маленький певчий привлек внимание императрицы Елизаветы. Она приказала директору капеллы лично занять воспитанием и обучением мальчика.

Когда на престол взошла Екатерина II , она юного Бортнянского, отправила оканчивать обучение музыке в Италии.

Там он продолжил начатые в России занятия по теории музыке.

В 1779 г. он вернулся в Россию, где вскоре был назначен директором Придворной певческой капеллы.

Умер Бортнянский 1825 г. в Петербурге.

Музыкальное наследие:

Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a cappella, Бортнянский наряду с М.С. Березовским создал новый тип руccкого хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки.

Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора

Цикл сонат для клавесина .

Отдельные сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто, Каприччио, Рондо и др.

Концерт до мажор для клавесина.

С начала XIX в. вплоть до Октября 1917-го года мелодия этого Гимна исполнялась 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля.

Существует одна любопытная история, связанная с этим гимном.

Родина слышит, Родина знает,

Где в облаках ее сын пролетает…

П.И. Чайковский (1840-1893 г.г.)

(Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма - отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку родителей, переплели их письма в красивый альбом. Именно в этом альбоме можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые он начеркал в письме своего отца к матери.

Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени.

После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

П.И. Чайковский предпочёл музыку службе.

Музыка П.И. Чайковского охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней по новому открываются произведения русской и мировой литературы Пушкина, Гоголя, Шекспира, Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. В музыке П.И. нашли претворения глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.)

Литургия – Св. Иоанн Златоуст, Всенощное бдение.

С.В. Рахманинов (1873-1943 г.г.)

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Его родители были музыканты-любители. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки дала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории.

Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С.Звереву.

Творческая характеристика

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.)

Ответьте на вопросы и выполните задания

1.В храмовом синтезе искусств в русской православной церкви музыка сочетается с…

Образ России с древних времён ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением. Храмовый синтез искусств — взаимодействие слова, иконописи, хорового пения, архитектуры, внутреннего убранства помещений, в которых совершаются религиозные обряды, — глубоко воздействует на человека, его чувства, эмоции и мысли. Церковь никогда не остаётся в стороне от главных событий человеческой жизни. В храме совершаются таинства крещения и причастия, венчания и благословения человека в последний путь. Частью уклада жизни всегда были церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Благовещение и др. Каждый из православных праздников посвящён важнейшим событиям жизни Иисуса Христа и Божьей Матери или памяти святых угодников. Праздничные дни отличаются от обыкновенных дней особенными торжествами, обрядами и церемониями.

Важнейшей особенностью православного богослужения является хоровое пение без сопровождения (a capella). Оно сопровождает все части службы: литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение). Каждому событию годового богослужебного цикла соответствует свой круг песнопений — восьмигласие — цикл напевов (гласов), смена которых происходит на воскресной всенощной службе.


В православном богослужении до XVII в. господствовало одноголосное пение — знаменный распев, на смену которому пришло многоголосие. Во второй половине XVIII века получил распространение духовный концерт — многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, образцы которого представлены в творчестве М. Березовского и Дм. Бортнянского.


Самой простой манерой исполнения богослужения является чтение нараспев Евангелия и Пророчеств (псалмодия), а самым торжественным песнопением службы — кондак, широкий распев, украшенный мелодическими вставками, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежаются хоровыми рефренами. Наряду с кондаком распространены такие жанры, как тропарь, стихира, величание — песнопения, выражающие содержание праздника, главные черты события или прославляющие святых. Церковные напевы — плавные, спокойные, либо гимнического характера, обычно небольшого диапазона — позволяют верующим сосредоточиться на текстах Евангелия. В церковном пении слышатся искренность, чистота и возвышенность чувств.

Хоровое пение располагает различными вокальными штрихами, среди которых значительное место занимают приемы звуковедения. Эти приемы диктуются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato.

Все указанные приемы звуковедения могут быть осуществле­ны лишь при условии умения певцов пользоваться дыханием. По­этому во время исполнения того или иного певческого штриха руководитель должен обращать внимание участников хора на взаимосвязь звуковедения с дыханием, мышцами брюшного прес­са, диафрагмой. Например, при звуковедении legato нельзя сни­мать звук с дыхания, а при исполнении staccato надо петь, как бы коротко прерывая (ослабляя) дыхание, но постоянно сохраняя при этом активное состояние мышц, регулирующих дыхательный про­цесс.

Существует три главных приема певческого звуковедения:

Петь legato, незаметно переходя от звука к звуку, как бы пе­реливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех составляющих мелодию звуков или постепенно усиливая и филируя их, есть большое певческое искусство.

Лучше всего прием legato удается в пении на гласные или с закрытым ртом. Самое трудное — сохранить legato при пении ме­лодии с текстом, так как согласные звуки, встречающиеся в нем, неизбежно прерывают вокальную линию. Необходимо добиваться как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения незвучащих согласных, особенно б, п, к, д, т.

Пение legato можно сравнить с непрерывным и ровным звуча­нием смычка струнных инструментов. Так же ровно, плавно дол­жен звучать певческий голос. Лирические напевные произведения исполняются приемом legato.

Дирижирование:

3. Nonlegato — буквально — не legato, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: с од­ной стороны, прием non legato предусматривает некоторое под­черкивание каждого звука мелодии (как staccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, то есть, с другой сторо­ны, исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур (пауз).

Markato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным

7. Общепринятые темповые разновидности

Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особенности. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке.

Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушит­ся ансамбль и строй.

Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произ­ведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendoс accelerando,diminuendoс rallentando.

В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения откры­ваются возможности

· разнообразной агогики, например, tempo rubatoи tempo ad libitum,

· все виды ускорений (accelerando, stringendo, incalzando, affrettando, con moto, piu mosso)и

· замедлений (ritenuto, ritardando, rallentando, stentando, strasciando).

Фермата является знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке — снимае­мыеи неснимаемые.

Первые, снимаемые,ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие.

Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движения снятие.К ферматам на паузе относят ферма­ту между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.

Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.

Очень медленные ММ = Grave Largo Lento Adagio Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно Протяжно, медленно Медленно
Медленные Largetto Andante Andantino Sostenuto Умеренно медленный темп (близкий к Andante) Не спеша Скорее (чем Andante) Сдержанно
Умеренные Commodo Maestoso Moderatо Tranquillo Удобно; непринужденно, свободно, не спеша Величественно, величаво, торжественно Умеренно Тяжело
Быстрые Allegretto Animato Allegro Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro) Одушевленно Скоро, весело, быстро
Очень быстрые Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace Presto Prestissimo Весьма скоро Очень скоро Живо, оживленно Быстро Очень быстро

Замедление, ускорение:

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя

Allargando (алларгандо) – расширяя

A tempo (а темпо) – в прежнем темпе

Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно

Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно

Poco a poco (поко а поко) – постепенно

Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя

Ritardando (ритардандо) – расширяя

Ritenuto (ритэнуто) – замедляя

Прочие оттенки:

Meno (мэно) – менее

Molto (мольто) – много, очень много

Piu (пиу) – больше

Rubato (рубато) – свободно по темпу

Non troppo (нон троппо) – не слишком

Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда

Simile (симиле) – аналогично, в том же роде

Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде

Subito (субито) – внезапно, резко

Эмоциональные оттенки:

Agitato (аджитато) – возбужденно

Animato (анимато) – одушевленно

Apassionato (апассионато) – страстно

Cantabile (кантабиле) – певуче

Con anima (кон анима) – с душой

Con brio (кон брио) – живо

Con moto (кон мото) – с движением

Con fuoco (кон фуоко) – с огнем

Dolce (дольче) – нежно, ласково

Espressivo (эспрессиво) – выразительно

Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно

Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно

Marcato (маркато) – четко, подчеркивая

Morendo (мoрэндо) – замирая

Risoluto (ризолюто) – решительно

Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором

Semplice (сэмпличе) – просто

Smorzando (сморцандо) – замирая

Sotto voce (сотто воче) – с душой

Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением

Tenuto (тэнуто) – выдержанно

Громкость (динамика):

Forte (фортэ) – сильно, громко

Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко

Fortissimo (фортиссимо) – очень громко

Piano (пиано) – тихо

Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо

Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо

Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая

Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая

8.Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки

9.Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки

10.Периодизация хоровых жанров по эпохам:

Возрождение -Франция, Италия, Нидерланды (2-я половина 14 века –

середина 16 века)

Барокко - Италия, Германия, Австрия (конец 16 века – 1-я половина

Рококо -Франция, Австрия (1-я половина 18 века)

Классицизм -Германия, Австрия (конец 17 века – начало 19 века)

Романтизм - Австрия, Германия, вся Западная Европа, Россия (19 век)

Литература,

которую можно использовать при

анализе и написании аннотации хорового произведения

1. Безбородова Л.А. Дирижирование / уч. пособие / - М., 1990.

2. Вокальный словарь /под ред. И.Кочневой, А.Яковлева/ - Лен., 1986.

3. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1987.

4. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. / уч. пособие / - М., 2003.

5. Композиторы Российской Федерации. - Вып. 1-7. - М., 1981 - 2000.

6. Копытман М.Р. Хоровое письмо / уч. пособие / - М., 1971.

7. Краснощеков В. Вопросы хороведения - М., Музыка 1969.

8. Левандо П.П. Хоровая фактура /монография/ - Лен., 1984.

9. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом - М., 1999.

10. Осеннева М.С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: /учебное пособие/ - М.: Издательский центр Академия, 2003.

11. Романовский Н. Хоровой словарь - М., Музыка 2005.

12. Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений / уч. пособие / – М., 1988.

13. Самарин В.А. Хороведение / уч. пособие / - М., 2000.

14. Соколов В.Г. Работа с хором / уч. пособие / - М., 1983.

15. Способин И.В. Музыкальная форма - М., Музыка 1980.

16. Уколова Л.В. Дирижирование - М., Владос, 2003.

17. Усова И.А. Хоровая литература - М, Музыка 1976.

18. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., Музыка 1988.

Читайте также: