Много нападают на молодежь рерих сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Вот и Уэлльсовская федерация — просто эфемерида. Кто и как изберет эти конклавы? Не попадут туда Платоны, Сокра­ты, Аристотели, Пифагоры. Зато Гилберты Меррей, Мадариаги, Николаи Бутлеры, Рузвельты и прочие пустомели, навер­ное, протолкаются в эти говорильни. Чего доброго, пожалуй, и Жаны Кокто проползут. Точно бы царство роботов замыш­ляется.

Покуда Уэллс критикует — он интересен, но как только дойдет до конкретности, он становится менее убедительным и не дает решения. Даже понятие кооперации не произнесено. Но ведь из сотрудничества зародится и федерация, здоровая, просвещенная, познавшая реальное энергетическое основание.

Специальный университет для образования супергомосаписнсов напоминает раджа-колледж для наследников махарадж. Народный учитель даст новые культурные побеги. Под­нятие масс на почве здорового просвещения заложит эволю­цию человечества .

Освободитесь от предрассудков. Их слишком много в обиходе . Невежество еще гнездится прочно. Раскрепостите мысль. Основывайтесь на фактах, но на таких, где потребуются и мощные телескопы и чуткие микроскопы. Обуздайте уродливый спорт. Эллинский стадизи не был схож с многими ны­нешними безобразиями.

Привлекайте к работе молодежь. Она любит, когда к ней относятся серьезно, по настоящему. Во всех делах мы просили о допущении молодежи. Она дополнит образование на самой деятельности. Будет творить. Весело открывать такие врата в будущее.

Еще только недавно стали учиться думать о будущем. Не для себя это будущее. Эгоист к нему не обратится. Но ведь и все на земле строилось не на краткий век человеческий. И в этом радость, в этом размах. И массы поймут, что дорога должна быть чиста не потому, что сам по ней пойдешь, но пойдут и ближние и дальние.

Да, да, образуйте народного учителя. Дайте ему сносное существование. Зовите молодежь сотрудниками во всех делах. Покажите молодым красоту творчества. Поймите энергетичес­кое сотрудничество как реальнейшее познавание.

20 Декабря 1940 г.

Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домаш­няя обстановка? Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта современности? Есть ли что-то ведущее и восхи­щающее в трудовой домашней обстановке? Прилежит ли само старшее поколение гуманитарным предметам? Кем указана дорога в техникумы? Кто прокурил дом свой? Молодежь ли на­полнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к бу­дущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу ? Где начинается рассадник осуждений? Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного? Потоми вместо осуждения молодежи посмотрим, так ли она плоха. как часто досужие языки болтают .

С радостью вспоминаешь, как в Париже сходятся просве­щенные молодые труженики. Как глубоко устремлены они именно к высоким человеческим задачам. Мы знаем, как им безмерно трудно, знаем, как им приходится преобороть и условия страны и домашнего быта, и тем не менее они находят в себе неисчерпаемые силы идти путями верхними. Находят в се­бе неутомимость утверждать добрые вехи. И все это благо тво­рится среди несказуемых трудностей. И все-таки благо творит­ся, и все-таки, когда вы хотите вспомнить о чем-то радостном, вы вспоминаете о таких утверждениях молодого поколения.

Вспоминаем и другое, где содружества молодежи нередки. Нью-Йорк. Тоже все трудящиеся, добывающие хлеб упорной и тяжкой работой, а по вечерам ободренные и приодетые сле­таются они, чтобы омыться в живой воде философии, науки, искусства. Они так привыкают жить общими стремлениями, что даже пробуют селиться вместе, маленькими общинами.

Помнятся три комнаты. Живут в них восемь девушек. Все трудящиеся. Кто продавщица, кто секретарит, кто стенографит или работает на фабрике. Спрашиваем:

— Давно ли живете вместе?

— А много ли раз ссорились? — Смеются.

Разве это, по нынешним временам, не чудо, чтобы люди могли собраться из разных областей. Могли бы после трудной Работы утомленные сходиться вместе и не только не ссорить­ся, но и оживлять, и обогащать друг друга высокими возможностями. А сколько вдохновенных и убежденных суждений можно слышать именно от молодежи! А кто же так сердечно встает за правду и возмущается несправедливостью, как не молодые сердца!

Как только осмотримся без предубеждений, так сейчас же найдутся во множестве прекрасные знаки и самоотвержения, и стремления к познанию, и любви к прекрасному. Тем, кто вообще осуждает молодежь, нужно оберечься от брюзжания. Наверное, они видят, что во многих областях современная жизнь мятется и безобразится непониманием. Но когда осудители начинают искать виновных, то очень часто они устрем­ляются по случайно ближайшему пути. Они видят только по­следствия, но избегают помыслить о причине. И причины не так уж страшны, если их осознать и общественно начать изживать эти пыльные наросты.

Если каждый непредубежденный обозреватель найдет так много прекраснейших и трогательных примеров среди молодо­го поколения, то не так уж трудно подтягивать общественное мнение именно к этим проявлениям настоящего блага. Если молодые люди, иногда еще и неопытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умудренным. А поддержать можно лишь примерами жизни. Ника­кие разглагольствования отвлеченные не дадут жатвы. Только действия в делах, пример жизни могут быть убедительными.

Если молодежь сама познает радость труда и вдохнови­тельного общения, то ведь уже умудренные жизнью должны прежде всего ободрять именно эту радость. Невозможно осудительствовать там, где столько прекрасных примеров находи­мо. Если по условиям времени всем трудно, то нужно думать лишь о том, чем преобразить эти трудности в радость. Моло­дые сердца знают это. Потому всячески поможем молодым сердцам встречаться на путях блага и вдохновения.

Можно равняться по худшему, и такое равнение будет градацией. Всякое же равнение по лучшему будет ростом . Раз­ными народами хранилась легенда о том, что даже ради одного праведника был сохранен целый город. Эта легенда, так многообразно и прекрасно заповеданная, указывает, что в всем важно качество, а не количество. Потому каждый добрый пример покрывает собою множества отрицательных показаний.

Да, огрубение, одичание проникли в среду молодежи. Николай Константинович рассматривает это как величайшее бедствие, ка­тастрофу, если бы не было другой молодежи, которая, несмотря на все трудности способна откликаться на высокие запросы. Имен­но эта молодежь определяет будущее и создает его.

Ценно, что печать века творится многими народами и по­тому тем легче собрать добрые знаки. В разных наречиях, в различных обычаях эти иероглифы добра особенно вдохновительны.

— Мамка помирает, а никто не хочет помочь.

И таким путем сердце малыша молит Николу Чудотворца, который и помог. Так малое и юное находит пути к самому высокому.

19 Февраля 1935 г. Пекин

23. МОЛОДОМУ ДРУГУ

Мой молодой друг, вы спрашиваете о методах работы. Не терзайте себя методами, лишь бы вам вообще хотелось рабо­тать. Работайте каждый день. Непременно каждый день долж­но быть что-то сделано . По счастью, работа художника так многообразна, и в любом настроении можно сделать что-то полезное. Один день будет удачен для творчества. Другой — для технических выполнений. Третий — для эскизов. Четвер­тый — для собирания материала. Мало ли что понадобится для творчества! Главное, чтобы родник его не иссякал.

Если же начатое не понравится — отставьте. Не уничтожайте. Под настроением можно порешить и нечто пригодное. Пусть постоит у стены. Придет час, и этот осужденный из­гнанник может понадобиться. Многооко восприятие. Вчера взглянулось одним оком, сегодня глаз увидал нечто неожидан­ное, а назавтра покажется что-то совсем новое. Не судите сразу. Пусть в ходу будут несколько разных вещей. Одну от­бросили, другую вытащили. Да и когда можем мы сказать, что вещь кончена? В конце концов, она никогда не кончена. Лишь обстоятельства заставят расстаться с ней.

Главное, чтобы в саду художества росли многие виды растений . Не бойтесь постоянной работы . Напрас­но сидеть у берега и ждать попутно­го вдохновения. Оно приходит мгно­венно и нежданно. И не знаете, ка­кой луч света, или звук, или порыв ветра зажжет его. Всему — милости просим. Вода — на мельницу! Лишь бы колесо крутилось и жернова ра­ботали.

Колесо жизни. Или как индусы скажут, сантана — поток жизни. И столько кругом чудесного, что не пе­рестанете радоваться . И не постарее­те. И творчество будет постоянным отдыхом. Хорош удел художника! Так называемые муки творчества — самые сладкие муки. И не забивайте себя в безысходный угол.

Веселей любите труд . В самом несовершенстве работы заключен ис­точник следующего творения. Кто знает, где самодовление и где им­провизация? Одно рождается из дру­гого. Вы же, как пчела, собирайте мед отовсюду. Будьте всегда сами собою. Поймите, что в творчестве Вашем и отдых, и обновление, и ра­дость .

Дайте радость и кому-то вам неведомому. Дать радость - это как увидать восход солнца. Будьте проще и любите пр и­ роду . Проще, проще!

8 апреля 1940 г.

24. ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ

25. БЛАГОСЛОВЕННАЯ ИЕРАРХИЯ

«Здравствуйте, Господин Доктор Лукин!

Привет Молодым Друзьям

Вы меня не знаете, но я Вас знаю, только не видел. Тетя говорила, что вы председатель Общества Друзей Музея имени Рериха. Я тоже его друг, он меня тоже не видел. Я, Сережа Витол, и мне семь с половиною лет. И я хочу, чтобы вы сделали общество для детей, только чтоб не болтать, а научиться; как хорошо жить и быть хорошим. Я хотел к вам прийти, но не могу, потому что еду в Литву. Я там живу. Я приеду в марте и приеду к Вам, а там сообщу Вам большую тайну.

Так пишет молодой друг Сережа Витол президенту нашего Латвийского Общества д-ру Лукину. При этом д-р Лукин, со свойственной ему отзывчивостью и добротою, замечает, что мы должны быть готовы ответить на такие запросы. Когда вспоминаю множество таких же заявлений от известных, а также неизвестных нам юных друзей, то истинно безотлага­тельно должны мы исполнять благородное устремление этих искателей улучшения жизни. Обратите особое внимание на слова Сережи Витола: не болтать, но лучше жить. Это прекрасная формула, о которой мы, взрослые, всегда мечтаем и которая опять и опять растворяется в болтании, клевете и сплетнях.

Мне приходилось видеть множество детских рисунков. За малыми, очевидно, навеянными семейными обстоятельствами исключениями, я не помню ни одного карикатурного или по­шлого сюжета. Помню, как маленькая Стефани изображает историю Жанны д'Арк; помню какие-то фантастические горо­да, цветы, животных. Помню о всевозможных коллекциях. Помню сочинения пяти- и шестилетних об экспедициях и о наблюдениях естественно-исторических, об открытии новых земель, звезд и нового солнца. Помню целые книги, состав­ленные во время младших классов школ, об орнитологии, о породах деревьев, о минералах. Помню целые художественные поучительные коллекции открытых писем. При этом назида­ние для взрослых — не было ни одного пошлого сюжета, ко­торые обильно издаются будто бы по требованию толпы. Вспомним театры, устраиваемые юными друзьями, со всеми приспособлениями, чтобы походить на серьезный театр. Помню, как один юный друг, созвав своих сверстников, предо­ставил им подаренных ему игрушечных солдат, а сам сидел с книгой, ответив на удивленный вопрос: пусть они занимают­ся, если их интересует, а я пока почитаю. При постройках примерных флотов далеко не всегда эти многопарусные суда направляются с целями войны, наоборот, часто они везут важные вести, открывают новые земли, перевозят какие-то полезные машины или защищают свой берег.

Когда вы погружаетесь в воспоминание о саморазвитии сознания юных друзей, вы находите нескончаемое множество глубоко радостных фактов и сопоставлений. Если бы искрив­ленные сознания жизни не отемняли развитие этих сознаний, сколько бы истинных возможностей прогресса возникало и сколько бы пошлого и подлого исчезало бы из жизни.

С колько раз взрослые своим легкомысленным и вздорным отношением к основам жизни, к религии, навсегда отвращали справедливо устремленный инстинкт младшего поколения . Иногда при несправедливом обвинении детей матери идут якобы посоветоваться с Богом, и — о, ужас, — этот Бог дает несправедливое решение, или же на глазах у юных церковь превращается в клуб, думая, что молодые глаза не заметят этого. Но зорок молодой глаз, он запечатлевает многое, что впоследствии проходило бы незаметно. Ведь учение первых лет гораздо интенсивнее последующих. Милый Сережа Витол! У вас хорошая тетя, которая дала вам адрес д-ра Лукина!

Милый Сережа и все те, которые различно заявляли о своих сердечных серьезных намерениях, мы будем всячески помогать вашим обществам с целью, как жить лучше. Мы бу­дем считать среди радостей наших, если друзья наши откроют самые светлые врата. Мы будем радоваться вместе с вами, ес­ли вы найдете радость творческого труда и осознаете мощь мысли.

Вы говорите о ваших тайнах, но тайна сердца вашего не разрушительна. Она созидательна и благостна. Вы хотите знать о хорошем и намереваетесь идти к этому по кратчайшему прямому пути. Это хорошее и дастся вам, если вы приде­те к нему, если вы в полной и светлой вере возьмете его. Эта вера, это непреложное знание поведет вас к хорошему, к тому, прекрасному, которое завершается единым всепобеждающим: Светом. Получать сведения о ваших обществах, о стремлений к хорошему будет нашим радостным днем.

Так будем увеличивать запас радостей наших. Будем ут­верждаться в радости творческого труда, в радости сотрудничества, в радости познания, во всех тех радостях, которые приведут нас к великому познанию Культуры.

Народная масса хочет знать. Отлично понимает на род, что знание вовсе не есть условно нагроможденная непонятность, но может быть преподано в очень простых, ясных словах, не огрызаясь и не злобствуя.

Много новых находок дается людям за последние годы. В чих много раз приходилось убеждаться о несказуемой связи Древних времен с нашими запросами. Если найдутся ясные слова о возможности жизни и преуспеяния, то и темные бун­ты отойдут в область преданий. Люди, читая о них, лишь по­жалеют о погибших возможностях и порадуются, что новые Пределы знания помогут воздержаться от самогубительства. Ясность и простота — вот чего ждет сердце.

Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обстановка? Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта современности? Есть ли что-то ведущее и восхищающее в трудовой домашней обстановке? Прилежит ли само старшее поколение гуманитарным предметам? Кем указана дорога в техникумы? Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу? Где начинается рассадник осуждений? Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного? Потоми вместо осуждения молодежи посмотрим, так ли она плоха. как часто досужие языки болтают.

С радостью вспоминаешь, как в Париже сходятся просвещенные молодые труженики. Как глубоко устремлены они именно к высоким человеческим задачам. Мы знаем, как им безмерно трудно, знаем, как им приходится преобороть и условия страны и домашнего быта, и тем не менее они находят в себе неисчерпаемые силы идти путями верхними. Находят в себе неутомимость утверждать добрые вехи. И все это благо творится среди несказуемых трудностей. И все-таки благо творится, и все-таки, когда вы хотите вспомнить о чем-то радостном, вы вспоминаете о таких утверждениях молодого поколения.

Вспоминаем и другое, где содружества молодежи нередки. Нью-Йорк. Тоже все трудящиеся, добывающие хлеб упорной и тяжкой работой, а по вечерам ободренные и приодетые слетаются они, чтобы омыться в живой воде философии, науки, искусства. Они так привыкают жить общими стремлениями, что даже пробуют селиться вместе, маленькими общинами.

Помнятся три комнаты. Живут в них восемь девушек. Все трудящиеся. Кто продавщица, кто секретарит, кто стенографит или работает на фабрике. Спрашиваем:

— Давно ли живете вместе?

— А много ли раз ссорились? — Смеются…

Разве это, по нынешним временам, не чудо, чтобы люди могли собраться из разных областей. Могли бы после трудной Работы утомленные сходиться вместе и не только не ссориться, но и оживлять, и обогащать друг друга высокими возможностями. А сколько вдохновенных и убежденных суждений можно слышать именно от молодежи! А кто же так сердечно встает за правду и возмущается несправедливостью, как не молодые сердца!

Как только осмотримся без предубеждений, так сейчас же найдутся во множестве прекрасные знаки и самоотвержения, и стремления к познанию, и любви к прекрасному. Тем, кто вообще осуждает молодежь, нужно оберечься от брюзжания. Наверное, они видят, что во многих областях современная жизнь мятется и безобразится непониманием. Но когда осудители начинают искать виновных, то очень часто они устремляются по случайно ближайшему пути. Они видят только последствия, но избегают помыслить о причине. И причины не так уж страшны, если их осознать и общественно начать изживать эти пыльные наросты.

Если каждый непредубежденный обозреватель найдет так много прекраснейших и трогательных примеров среди молодого поколения, то не так уж трудно подтягивать общественное мнение именно к этим проявлениям настоящего блага. Если молодые люди, иногда еще и неопытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умудренным. А поддержать можно лишь примерами жизни. Никакие разглагольствования отвлеченные не дадут жатвы. Только действия в делах, пример жизни могут быть убедительными.

Если молодежь сама познает радость труда и вдохновительного общения, то ведь уже умудренные жизнью должны прежде всего ободрять именно эту радость. Невозможно осудительствовать там, где столько прекрасных примеров находимо. Если по условиям времени всем трудно, то нужно думать лишь о том, чем преобразить эти трудности в радость. Молодые сердца знают это. Потому всячески поможем молодым сердцам встречаться на путях блага и вдохновения.

Можно равняться по худшему, и такое равнение будет градацией. Всякое же равнение по лучшему будет ростом. Разными народами хранилась легенда о том, что даже ради одного праведника был сохранен целый город. Эта легенда, так многообразно и прекрасно заповеданная, указывает, что в всем важно качество, а не количество. Потому каждый добрый пример покрывает собою множества отрицательных показаний.

Да, огрубение, одичание проникли в среду молодежи. Николай Константинович рассматривает это как величайшее бедствие, катастрофу, если бы не было другой молодежи, которая, несмотря на все трудности способна откликаться на высокие запросы. Именно эта молодежь определяет будущее и создает его.

Ценно, что печать века творится многими народами и потому тем легче собрать добрые знаки. В разных наречиях, в различных обычаях эти иероглифы добра особенно вдохновительны.

— Мамка помирает, а никто не хочет помочь.

И таким путем сердце малыша молит Николу Чудотворца, который и помог. Так малое и юное находит пути к самому высокому.

19 Февраля 1935 г. Пекин

Молодежь выходит вперед

Молодежь выходит вперед После Московского международного турнира 1925 года прошло большое количество городских состязаний, особенно среди профсоюзов, где приняло участие множество молодежи, пришедшей в шахматы на волне интереса, поднятого международным

10. ОПАСНАЯ МОЛОДЁЖЬ

10. ОПАСНАЯ МОЛОДЁЖЬ Самая агрессивная часть населения — молодёжь. Ну, то вообще. Иногда такое отчебучят, что диву даёшься: неужто и мы в их годы были такими же отморозками. …Как-то звонят дежурному: «На улице дома дерутся на ножах две группы парней. Море крови.

Борьба за молодежь

Борьба за молодежь (Инструктивное письмо по идеологическим вопросам)Штутгарт, 19 июня 1939 года Всем церковным округамПопытки школьного руководства и специальных организаций побудить вюртембергских прихожан-родителей забрать своих ребятишек с занятий по религии и

Рудольф Рамлов Может ли молодежь быть национал-социалистской?

Рудольф Рамлов Может ли молодежь быть национал-социалистской? Национал-социалистское движение, целью которого было объединение всего народа для создания рейха, не могло обойти стороной молодежь. Чтобы стать национал-социалистами, молодежи не обязательно было знать все

Молодежь и наркомания

Молодежь и наркомания Многие исследователи пытаются рассматривать тягу молодых людей к наркотикам исключительно как психопатологическое явление. Но практический опыт работы с этими поколениями наркоманов дает нам основания сомневаться в правильности этой точки

Такая разная молодежь

Молодежь и хулиганство

Молодежь и хулиганство Теперь я перейду к вопросу о молодежи, ее положении и быте. Это — вопрос колоссальной важности. Это та человеческая фаланга, которая идет непосредственно нам на смену, и нам нужно знать, в какие бытовые условия она поставлена. Проблем обучения,

Много нападают на молодежь. "Она поглощена спортом". "Она от­шатнулась от гуманитарных предметов и погрузилась в условные техни­кумы". "Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепы­ми, выдуманными выражениями". "Она уходит от семьи". "Она предпочи­тает танцы". "Она избегает лекций". "Она не хочет читать". Мало ли что говорят про молодежь. В каждом случае, наверное, были какие-то пово­ды высказать одно из приведённых тяжких обвинений. Даже в ежеднев­ной прессе постоянно можно встречать факты, как бы подтверждающие сказанное. Допустим, что все это так и есть. Но если мы посмотрим в при­чины происходящего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно приз­вать к ответу старшее поколение.

Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обста­новка? Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта совре­менности? Есть ли что-то ведущее и восхищающее в трудной домашней обстановке? Прилежит ли само старшее поколение гуманитарным пред­метам? Кем указана дорога в техникумы? Кто прокурил дом свой? Моло­дежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу? Где начинается рассадник осуждения? Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательно­го? Потому вместо осуждения молодежи посмотрим, так ли она плоха, как часто досужие языки болтают?

Спросим себя: "Знаем ли молодежь, истинно трудящуюся?" – Конеч­но, знаем. "Знаем ли молодежь, несущую в семью все свои заработки?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, сердечно мечтающую о буду­щем?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, устремленную к се­рьезным книгам и обсуждениям?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, которая умеет жить в согласии?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, устремленную к поискам прекрасного?" – Конечно, знаем. И так, мысленно перебирая все лучшие высоты человеческие, мы на каждой из них найдем и прекрасное выражение молодежи. Эти труды молодежи не будут относиться лишь к одной какой-то стране. Они будут раскинуты по всему миру.

С радостью вспоминаешь, как в Париже сходятся просвещенные мо­лодые труженики. Как глубоко устремлены они именно к высоким чело­веческим задачам. Мы знаем, как им безмерно трудно, знаем, как им при­ходится преобороть и условия страны и домашнего быта, и тем не менее они находят в себе неисчерпаемые силы идти путями верхними. Находят в себе неутомимость утверждать добрые вехи. И все это благо творится среди несказуемых трудностей. И все-таки благо творится, и все-таки, когда вы хотите вспомнить о чем-то радостном, вы вспоминаете о таких утверждениях молодого поколения.

Вспоминаем и другое, где содружества молодежи нередки. Тоже все трудящиеся, добывающие хлеб упорной и тяжкой работой, а по вечерам ободренные и приодетые слетаются они, чтобы омыться в живой воде фи­лософии, науки и искусства. Они так привыкают жить общими стремлени­ями, что даже пробуют селиться вместе маленькими общинами.

Помнятся три комнаты. Живут в них восемь девушек. Все трудящи­еся. Кто продавщица, кто секретарит, кто стенографист или работает на фабрике. Спрашиваем:

– Давно ли живете вместе?

– А много ли раз ссорились? – Смеются.

Разве это по нынешним временам не чудо, чтобы люди могли собра­ться из разных областей. Могли бы после трудной работы, утомленные, сходиться вместе и не только не ссориться, но и оживлять и обогащать друг друга высокими возможностями! А сколько вдохновенных и убеж­денных суждений можно слышать именно от молодежи. А кто же так сер­дечно встает за правду и возмущается несправедливостью, как не моло­дые сердца!

Как только осмотримся без предубеждений, так сейчас же найдутся во множестве прекрасные знаки и самоотвержения, и стремления к поз­нанию и любви к прекрасному. Тем, кто вообще осуждает молодежь, нуж­но оберечься от брюзжания. Наверное, они видят, что во многих областях современная жизнь меняется и безобразится непониманием. Но когда осудители начинают искать виновных, то очень часто они устремляются по случайно ближайшему пути. Они видят только последствия, но избега­ют помыслить о причине. И причины не так уж страшны, если их осознать и общественно начать изживать эти пыльные наросты.

Если каждый непредубежденный обозреватель найдет так много прекраснейших и трогательных примеров среди молодого поколения, то не так уж трудно подтягивать общественное мнение именно к этим про­явлениям настоящего блага. Если молодые люди, иногда еще и неопытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умуд­ренным. А поддержать можно лишь примерами жизни. Никакие разгла­гольствования отвлеченные не дадут жатвы. Только действия в делах, пример жизни, могут быть убедительными.

Если молодежь сама познает радость труда и вдохновительного об­щения, то ведь уже умудренные жизнью должны прежде всего ободрять именно эту радость. Невозможно осудительствовать там, где столько прекрасных примеров находимо. Если по условиям времени всем труд­но, то нужно думать лишь о том, чем преобразить эти трудности в радость. Молодые сердца знают это. Поэтому всячески поможем молодым серд­цам встречаться на путях блага и вдохновения.

Можно равняться по худшему, и такое равнение будет деградацией. Всякое же равнение по лучшему будет ростом. Разными народами храни­лась легенда о том, что даже ради одного праведника был сохранен город. Эта легенда, так многообразна и прекрасно заповеданная, указывает, что во всем важно качество, а не количество. Потому каждый добрый пример покрывает собой множества отрицательных показаний.

Ценно, что печать века творится многими народами, и потому тем легче собрать добрые злаки. В разных наречиях, в различных обычаях, эти иероглифы добра особенно вдохновительны.

Малыш тянется опустить в почтовый ящик письмо. Прохожий хочет помочь ему и видит на самодельном конверте каракули: "Николе Чудот­ворцу". Спрашивает:


Н.К.Рерих
МОЛОДОМУ ДРУГУ
Москва, Международный Центр Рерихов, 1993. - 100 с.


В книгу вошли очерки, эссе, статьи Н.К.Рериха, обращенные к моло­дому читателю.
О вечных истинах и истинах, волнующих прежде всего молодежь, говорится в ней. Книга актуальна; она затрагивает проблемы, представ­ляющие острейший интерес для современности.

МАЛАЯ РЕРИХОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Редакционная коллегия: А.Д.Алехин, Е.Б.Дементьева,
С.Н.Кайдаш, Л.В.Шапошникова

Составитель Е.Б.Дементьева
Редактор С.А.Пономаренко
Автор предисловия Т.С.Яковлева

© Международный Центр Рерихов, 1993.

Предисловие
НЕБЕСНОЕ ЗОДЧЕСТВО
САМОНУЖНЕЙШЕЕ
ОТКРЫТЫЕ ВРАТА


"ДАТЬ РАДОСТЬ - ЭТО КАК УВИДАТЬ ВОСХОД СОЛНЦА"

Не открою Америки: нашей молодежи более известен Николай Ре­рих – художник, нежели Николай Рерих-публицист. В том нет его вины. До недавнего времени его публицистика, прежде чем дойти до нас, тща­тельно отмерялась на гомеопатических весах цензуры.
Можно бесконечно сожалеть, что во всей полноте, не таясь, она при­ходит к нам только сегодня. И вместе с тем есть какая-то непостижимая правда (или высшая мудрость жизни? или высшая ее тайна?), что именно в наши дни, которые нарекают смутными, в сложную переходную пору, когда прежние приоритеты и истины сокрушены и все сильнее жажда но­вых духовных ориентиров, – именно в это переломное время нам дано ус­лышать не стесненный никакими запретами голос Николая Рериха.
Молодость – не возраст, а состояние мышления, – утверждает он. И сам до конца дней блистательно доказывал неоспоримость этого. Но соб­ственно молодежь всегда занимала особое место в его раздумьях о жиз­ни. "Молодежь", "Племя младое", "Молодому другу", – читаем мы в наз­ваниях его статей, очерков, дневниковых страниц. Последнее – "Моло­дому другу" - стало названием этой книги. Им создан стихотворный цикл "Мальчику". Строфы из него вы прочтете в эпиграфах к главам.
Но было бы ошибкой увидеть обращенность к молодежи только там, где она обозначена столь явно. В оркестре рериховской мысли "тема мо­лодежи" возникает часто, иногда лейтмотивом, иногда неожиданно, слов­но попутно. Вот в далеких Гималаях, где он жил, зимой сорокового года он с радостью узнает, что в Москве чествовалась память Скрябина. "Кто-то любит его, – записывает в дневнике, – и трудится над его достоянием. Наверное, молодежь". Вот вспоминает художника Серова: "Молодежь верила в него, а это суд праведный. " Он хотел быть услышанным Росси­ей, миром, человечеством, но, может быть, главным внутренним адреса­том его была молодежь.
Его вера в молодежь была глубока и одновременно далека от духов­ной зависимости от нее, заискивания перед ней. От этой крайности так страстно предостерегал один из современников Н.К.Рериха, отец Сер­гий Булгаков. Взор Николая Рериха, устремленный к юношеству, – добросклонный и взыскующий. Взор надежды, столь естественный для чело­века, чьи мысли и дело выходят далеко за границы собственного земного существования.
Великая рериховская идея о необходимости Красного Креста Куль­туры – охранения культурных ценностей народов, идея, родившаяся в первые десятилетия века, сейчас все так же насущна и бесспорно пере­шагнет в век XXI. Мыслимо ли ее осуществление – в поколениях – без мо­лодых рук, умов, сердец?
"Для кого все строится, собирается, запечатлевается? – писал Н.К.Ре­рих. – Прежде всего для той же молодежи". Молодежи, которая, приняв дар, сама будет "строить, собирать, запечатлевать" и понесет эстафету дальше, в века. Три красных круга на белом полотнище – прошлое, настоя­щее и будущее, замкнутые окружностью вечности на рериховском "Зна­мени мира". Так предложил он назвать флаг Красного Креста Культуры (всемирно известного "Пакта Рериха"). И знак этот, соединяющий време­на в кругу вечности, когда узнаешь об отношении Рериха к молодежи, словно спускается с высоких ступеней символики, наполняясь живым че­ловеческим содержанием.
Испокон века люди старшего поколения сетовали на молодежь: "Не та пошла! Вот в наши годы. " Время Рериха не было исключением.
"Много нападают на молодежь", – писал он: "Она поглощена спор­том". "Она отшатнулась от гуманитарных предметов. " "Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выраже­ниями". "Она уходит от семьи". "Она предпочитает танцы. " "Она не хо­чет читать".
Не правда ли, знакомые и нашему времени упреки?
"Мало ли что говорят про молодежь, – размышлял Рерих. – Допус­тим, что все это так и есть. Но если мы посмотрим в причины происходя­щего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно призвать к ответу стар­шее поколение.
Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обста­новка? Есть ли возможность серьезных устремлений. Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напит­ками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу. Где впер­вые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного?"..
Этот вызов – "К ответу старшее поколение!" – звучит и в сегодняшних дискуссиях о молодежи и часто, при всей кажущейся бесспорности, вызы­вает бурное противодействие: в нем видится односторонность, попытка "оправдать" молодых людей, снять с них ответственность за свои поступ­ки, переложив ее на плечи старшего поколения. Но по отношению к Ни­колаю Рериху, одному из создателей "Живой Этики", учения о неисполь­зованных возможностях человека, о творческих силах, которые таятся в глубинах его сознания, его души, по отношению к Рериху, с молодых лет глубоко увлекавшемуся самообразованием и самовоспитанием, такие уп­реки не состоятельны. Беря молодежь под крыло защиты, отводя от нее разного рода наветы, он в то же время, глубоко веря в ее духовные потен­ции, старался силой искусства, мысли, деятельности своей показать, вну­шить, как много в жизни зависит от нее самой.
Да, огульные нападки отвергал категорически. Возражал с решите­льностью: "Спросим себя: "Знаем ли мы молодежь, истинно трудящую­ся?" - Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, несущую в семью все свои заработки?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, сердечно мечта­ющую о будущем?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, устрем­ленную к серьезным книгам и обсуждениям. К поискам прекрасного? И так, мысленно перебирая все лучшие высоты человеческие, мы на каждой из них найдем и прекрасное выражение молодежи."
Считал, что именно к этим добрым примерам разумно прежде всего обращать общественное внимание: "Если молодые люди, иногда еще и не­опытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умудренным".
И старался сам – поддержать. Реальных, ему известных. Учеников из петербургской школы Общества поощрения художеств, директором кото­рой он был. Своих сыновей. Членов молодежных секций "Пакта Рериха", возникавших в разных странах. Тех, кто искал с ним общения, писал пись­ма, прося совета. И сотни, тысячи тех, которых он не знал, не видел и ко­торым помогал своим словом, опытом жизни, провидческой мудростью.
Его слово поддержки так сильно, что сказанное десятилетия назад, воспринимаешь как сказанное сегодня.
Обращенность к молодежи, которой дышит наследие Николая Конс­тантиновича Рериха, имеет не только философские корни. В этом проя­вилось и одно особенное свойство его личности. "Дать радость, – говорил он, – это как увидать восход солнца". Среди многих даров, которыми бо­гато наделила его природа, принеся всемирную славу художника, мысли­теля, литератора, общественного деятеля, ему был дан еще один дар – или поверх всех даров дар: душевная щедрость, потребность отдавать. Дар, отличающий Учителя и сделавший Николая Рериха величайшим просветителем XX века.
Дар этот, жалованный природой, усилен был российской почвой кон­ца прошлого – начала нынешнего веков, насквозь пронизанной токами просветительства.
"Молодой друг", – говорил Рерих. И находил синонимы для этих слов: сотрудник, со-деятель. Так он понимал отношения с молодежью: со-деятельность, сотрудничество. В делах практических, на ниве борьбы за культуру, и в раздумьях о мире и человеке. Публицистические работы Н.К.Рериха – не свод истин, вещаемых Мудрецом, но приглашение к диа­логу, к работе мысли и сердца, духовным исканиям, осознанию себя в мире.
"Истинная книга не может быть прочтена лишь однажды, – писал он. – Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепен­но". В полной мере эти слова могут быть отнесены и к его работам. Исти­ну и красоту их тоже постигаешь не сразу. Язык их поначалу может пока­заться иногда непривычным, иногда устаревшим (мы не скажем сегодня "фильма" вместо "фильм" или "кинемо" вместо "кино"), иногда труднова­тым. Но приподняв завесу архаических слов и, казалось бы, давних фак­тов, вдруг открываешь для себя наисовременнейшую жизнь, сегодняшние наши тревоги, сегодняшние поиски выхода из духовных тупиков.
Как известно, безвременье больнее всего бьет по молодежи. И как от­кровение, как путь указующий звучат ныне рериховские слова: "Нет та­кого ужаса, который, вызвав к жизни еще более напряженные энергии, не мог бы превратиться в светлое разрешение".
Вера в победу светлых начал в жизни у него не от прекраснодушия. Долгие годы он прожил в горах, Гималаях, но никогда – в башне из слоновой кости. Не миражи, а реальный мир с его болями и страданиями был перед его глазами. Он ясно видел – и хотел, чтобы так же ясно видели и другие, и, может быть, в первую очередь, молодежь – два полюса в жиз­ни: созидание и разрушение. И два человеческих полюса, два антипода: созидатели и разрушители; "вдохновители" и "тушители" всего святого. "Идите не с теми, – звал он, – у кого "нет" на первом месте. Пусть свет­лое "да" ободрит и поможет найти лучшую тропу". Его оптимизм – поиски выхода из тьмы, поиски "лучшей тропы", в основе этого оптимизма – фило­софия созидания. Н.К.Рерих убежден: только "беспредельное строите­льство" может обратить жизнь в светлый праздник. "Воспитание, форми­рование миросознания, – подчеркивал он, – достигается синтезом, и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчест­ва". Даже само сосредоточение мысли только на разрушении считал раз­рушительным для личности: "Не будем останавливать мысль на разруше­нии, подумаем, какое светлое обновление жизни в руках нового поколе­ния".
Он указывает "спасительные пристани" на пути к свету и одной из са­мых первых называет "стремление к честному и неограниченному зна­нию": "Знать – это уже будет преуспевать".


Мир спасет Знание.
Мир спасет Творческая мысль.
Мир спасет Культура.

"Человечество, – писал Н.К.Рерих, – привыкло к знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности".
Увы, к знаку Культуры оно еще не привыкло и на исходе века.
"Особенно ужасно слышать, когда отягощенные кризисом люди, не очень плохие сами по себе, начинают говорить, что сейчас не время даже помышлять о Культуре", – это написано Н.К.Рерихом несколько десяти­летий назад. Но разве это не о нас, сегодняшних? Разве сейчас мы не слы­шим: сначала – экономика, потом – культура? Или, что еще хуже, слова о культуре звучат самые высокие, а практика являет обратное: культуру упорно держат на пайке "остаточного принципа", разрушают, загоняют в "элитные" резервации, уже сейчас концерт или театр не каждому доступ­ны.
"Эти ужасные "нельзя", "не время", невозможно" приводят молодое сознание в тюрьму беспросветную" – как ко времени звучит эта горестная мысль Н.К.Рериха. И как же важно понять другую его – такую ясную – мысль: "Культура – источник жизни молодого поколения".
"Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, пе­реваривая пищу вкусного обеда, – писал он. – Нет, именно в голоде и хо­лоде, как тяжелораненым светло горит знак Красного Креста, так же и го­лодным телесно и духовно будет светло гореть знак Культуры. Мысля о Культуре, нужно сказать и друзьям и врагам: будем действовать по спо­собности, т.е. положим все силы наши во славу неотложного в своей живоносности творческого понятия Культуры."
"И свет во тьме светит, и тьма его не объят".

Сотни полотен в художественном наследии Николая Константино­вича Рериха, великое богатство сокрыто и в его наследии публицистичес­ком, его статьях, эссе, письмах, "Листах дневника". В этой книге – малая толика. Это –начало дороги к Рериху. Врата открыты – иди! И еще: не го­товые ответы найдешь ты в этой книге, а путь к ним. Помните: "И свет во тьме светит. "
И, может быть, лучшим предварением предстоящего чтения будут слова самого великого художника и мыслителя:


Дар мой прими, милый друг!
Трудом и знаньем я накопил
Этот дар. Чтобы отдать его,
я сложил. Я знал, что отдам
его. На даре моем наслоишь
радости духа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель сочинения – рассуждения в 11 классе.

Свобода познания

(текст Н. Рериха).
Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра.
Множество полезнейших научных открытий сожгли на потеху толпе. Жгли Джордано Бруно, казнили Лавуазье, Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен список невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе – и изгоняли Аристотеля, Пифагора, Перикла.
И не в глубокой древности искать примеры. В XIX веке Академия наук преследовала Менделеева. Не от сладкой жизни уехал из России Мечников. А вспомните жизнь Пирогова…
И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными терминами.
Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде всего, неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения.
Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой науки, что даже старался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый молодой представитель новой науки должен быть, прежде всего, открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до отрицания в своем светлом, постоянном поступательном движении. Творец и не имеет даже времени на осуждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Потому-то так больно видеть, когда, в силу каких-то предвзятостей и суеверий, человек запутывает сам себя призраками. Лишь бы не подумали, что ученый становится старообразным, - боязливый человек готов предать анафеме или забытию самые поучительные накопления древнего опыта.
Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки. Фольклор снова идет рука об руку с памятниками археологии. Песня и предание подкрепляют пути истории. Многие раскопки последних лет изумляли нас изысканностью смысла и форм. Эта изысканность, утонченное изящество давних веков, еще раз напоминает, с каким заботливым, почтительным вниманием мы должны прикасаться к заветам древности. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, - все должно быть и выслушано, и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно содействующий ей, будет истинным воином, сотрудником света. (Н.Рерих.28 апреля 1943 г.)

Модель сочинения-рассуждения по тексту Н. Рериха

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

К3. Отражение позиции автора исходного текста .

Я согласна с мнением автора, потому что и современная жизнь, и более ранние эпохи предоставляют множество примеров, подтверждающих позицию Н. Рериха.

К4 . Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Значит, свобода познания заключается в том, чтобы создавая новое, помнить о достижениях предков. Так можно избежать многих ошибок.

Читайте также: