Мир глазами средневекового европейца сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Картина мира человека Средневековья, образ его мышления, восприятие им окружающей действительности значительно отли­чали его от представлений как человека античности, так и нашего современника. Безусловно, мышление каждого человека индивиду­ально, однако существуют некоторые общие закономерности, отли­чающие общество той или иной эпохи. Важнейшими категориями, определяющими отношение человека к окружающей действитель­ности, являются время и пространство.

Бог-Отец измеряет мир. Назидательная Библия. Около 1250 г.

Время в Средневековье

Для человека Средневековья время не имело особой ценности: труд крестьянина или ремесленника, не ориентированный на ры­нок и строго регламентированный, не требовал торопливости. Вре­мя обесценивалось для средневекового человека ещё и потому, что в христианской догматике земная жизнь была лишь мигом перед вечностью загробного существования. Поэтому люди этой эпохи не замечали, что мир, общество, государство меняют­ся: созданный Творцом мир пребывал в неизменном состоянии, всё более по­грязая в грехе, пока не была принесена искупительная жертва Христа, давшая людям надежду на спасение. Крестная му­ка и есть центральное событие истории, в сравнении с которым прочие события, как политические, так и социально-культурные, не идут ни в какое сравнение. Следующим поворотным (и конечным) событием истории станет второе прише­ствие Христа и Страшный суд. А время, разделяющее два этих великих собы­тия, — это миг, в измерении которого нет особой необходимости.

Пространство в Средневековье

Представления о пространстве также отличались тогда своеобразием. Протя­жённость пространства не измеряли абсолютными величинами, но лишь време­нем, которое требуется для его преодоле­ния. Человек воспринимал себя как ма­лый мир (микрокосм), являющийся ото­бражением большого мира (макрокосма). Поэтому и все меры носили антропологи­ческий характер: материю измеряли лок­тями, длину — шагами, объём твёрдых тел — обхватом рук.

Между временем и про­странством существовала строгая связь: перемещаясь в пространст­ве, можно было перемещаться и во времени. Так, человек средневе­ковья был убеждён в том, что, попав в далёкую сказочную страну, можно оказаться в прошлом.

Представления об обществе

Представления средневекового человека об обществе отличались свое­образным антропологизмом. В первой половине XI в. французские церков­ные мыслители Герард Камбрийский и Адальберон Ланский создали теорию трёх сословий, согласно которой всё средневековое общество делится на три сословия: те, кто молится; те, кто воюет, и те, кто работает. Каждое со­словие ассоциировалось с какой-либо частью человеческого тела: молящие­ся — с душой или грудью (где, собственно, и находится душа), воюющие — с руками, работающие — с ногами. Поэтому как части человеческого тела должны находиться в гармонии для нормальной работы организма, так и гармоничное сосуществование сословий является залогом мира и процве­тания общества.

Ценности Средневековья

Возникновение новой системы ценностей было связано с рос­том роли городов в обществе средневековой Европы. Горожане на­чинают ценить время, что связано со спецификой их торгово-промышленной деятельности.

Воображаемый мир средневекового человека имел интересную структуру. Видения святых, вещие сны, небылицы. Что ещё скрывала средневековая психология?

Чего боялся средневековый человек?

Современность знает целую массу явлений общественной жизни, которые рождают всевозможные людские фобии. Монстрами и чудовищами человека XXI века запугать очень сложно.

У людей эпохи Средних веков, как правило, было два главных источника страха — смерть и тьма. Это была благодатная почва для вымысла — ведьмы и шаманы, бесы и оборотни появлялись там, где было темно и откровенно веяло приближением погибели.

В психологическом плане изменения кажутся очень незначительными. По-прежнему воображение питается за счёт инстинктивных побуждений и неосознанных толкований. Мифология, а также намеренные искажения памяти и выдумки являются предметами, которые следует изучать современным исследователям.

1 (1).jpg

Европеец средневековой эпохи к подобным вещам относился с интересом, но при этом подвергали осуждению. Церковный деятель XI столетия Бурхард Вормсский считал, что это языческие пережитки и с ними следует бороться. Доминиканские монахи XIII века видели в воображаемом еретические течения. Воображаемые миры различались у представителей разных сословий и социальных страт.

2 (1).jpg

Видения святых и роль сна

Сны — самый очевидный и важнейший компонент воображаемого мира средневекового человека. О снах людей той эпохи мы можем судить по рассказам святых, церковников и, конечно же, представителей знати и королей. Последние говорили о своих снах крайне редко.

Содержание сна могло иметь сакральный смысл. Церковь негативно реагировала на подобные проявления человеческой природы. Но мы можем навскидку упомянуть примеры, когда церковник в своих проповедях ссылался на сновидения, где ему являлся христианский святой. Такое явление было вполне обыденным.

3 (1).jpg

В начале XIV веке сон перестаёт быть чем-то запредельным: произошла его сакрализация, связанная, как полагают исследователи, с появлением воспоминаний простого люда.

4.jpg

У человека из незнатной фамилии существовали определённые клише в сюжетах: предки, бедствия, катаклизмы и св. Бенедикт. Естественно, были из ряда вон выходящие явления, о которых человек пытался сразу же донести своим собеседникам или просто оставить в памяти. Записки путешественников, таких как Марко Поло или Мандевиль, в каком-то смысле были близки рассказам сновидцев: они имели вполне понятные аналогии и долю творческих приёмов. Воображаемая картина зиждится на вполне знакомой реальности. К примеру, в XIV и XV столетиях людям часто являлись пугающие существа, скелеты, чудища. Совершенно не случайно, ведь европеец в повседневности наблюдал банды разбойников, стаи волков в лесу у местечка, где жил, а также спасался от эпидемий и болезней.

5.jpg

Что касается сновидений с явным эротическим содержанием, то о них мы знаем немного по вполне понятной причине. Христианская мораль и страх перед греховными образами не позволяли раскрывать отдельные сюжеты сна средневекового человека.

6.jpg

Понятие гармонии

7.jpg

8.jpg

9.jpg

Мы живем в мире интернета. Если не интернета, то телевидения. Газет. Телефонов. Фотографий. Мы знаем, что земля круглая и летает в космосе, понимаем, что если бросит предмет на землю, то он упадет под действием гравитации. Мы посчитали континенты, изучили жирафов и более или менее понимаем, откуда берутся дети. Научились спорить о религии и изобрели атеизм.

Всего этого был лишен средневековый человек.

Мир глазами человека Средних веков

Человек средневековья — это всегда человек верующий. Причем, если мы говорим о Европе, то верующий в Христа и строго определенным образом.

Соответственно, для человека того времени были абсолютно ясны и очевидны следующие вещи:

  • Мир создан Богом.
  • Все в мире создано не случайно и имеет свой смысл.
  • Бог наблюдает за миром.
  • Этот мир — ни что иное как предбанник, зал ожидания перед настоящей жизнью.

Первый тезис, думаю, в расшифровке не нуждается. Скажу только, что за предположение, будто это не так, сжигали на кострах не только в Средние века, но и во времена куда более просвещенные.

А вот остальные — крайне любопытны.

Особые смыслы

Для средневекового человека случайностей не существовало. Например, если Бог создал какие-то животное, то, спрашивал себя средневековый человек, зачем? Наверняка чтобы преподать человеку какой-то урок (я подробно писала о животных того времени здесь ).

Если Бог населил землю людьми, небо ангелами, а огонь отдал чертям, значит и вода не может пустовать — это ведь было бы нелогично! Поэтому в воде тоже должны жить водные люди.

Если на небе видны звезды, значит, Бог хочет таким образом передать человеку какое-то послание, верно? Поэтому люди Средневековья вглядывались в звезды и создавали гороскопы. Нельзя было допустить, что звезды никак не связаны с человеком и с этим миром, поэтому в них искали информацию о судьбах людей. Популярны были предсказания для младенцев, поиск знамений (человек родился в день падения метеорита — значит, ему уготована особая судьба).

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Большой брат следит за тобой

Средневековый человек был твердо убежден (так же твердо, как мы с вами убеждены в том, что информации на заборе лучше не верить, а в Интернете иногда врут), что Бог следит за каждым его шагом и читает каждую его мысль.

По совокупности поступков и мыслей после смерти будет решено, отправится человек в Ад или в Рай (или застрянет в Чистилище, но это явление сложное).

У Церкви было особое право — отпускать грехи после исповеди и раскаяния. И с большой регулярностью каждый средневековый человек приходил на исповедь, где рассказывал обо всех своих греховных мыслях и поступках. Чаще всего рассказывали честно: какой смысл врать, если Бог все равно все знает?

Интересный факт: говорить на исповеди, что грехов нет, было нельзя — это считалось тягчайшим смертным грехом гордыни. Безгрешен был Иисус, а все остальные таковыми быть не могут.

Поскольку этот мир — только зал ожидания перед настоящей жизнью, считалось, что не только можно, но даже и нужно пострадать здесь — и тогда там, в настоящей жизни, будет счастье и благополучие.

Счастье — это опасно

Счастливую жизнь в Раю еще надо было заслужить. А для этого не следовало слишком уж наслаждаться в обычной жизни. Осуждалось не только обжорство, но и просто получение удовольствия от еды.

Значило ли это, что средневековые люди меньше грешили? Ну, как же. Мечтать не вредно. Грешили, судя по всему так же, но испытывали по этому поводу страдания, угрызения совести, готовились к адским мучениям, за огромные деньги покупали индульгенции, бегали исповедоваться, истово молились. и продолжали грешить.

Смерть за порогом

В некотором роде, человек Средних веков привык к смерти и не боялся ее. Перед родами женщина готовила себе саван и исповедовалась в своих грехах — готовилась к смерти. Младенцев старались крестить как можно быстрее — некрещеные младенцы после смерти, как считалось, попадают в ад.

От простейших болезней, ран, даже пустяковых, в войнах и просто на улицах гибло огромное количество людей. Поэтому мысли людей были во многом сосредоточены не в настоящем, а в посмертном будущем.

Любопытно, что средневековые авторы и художники, в отличие от творцов более поздних времен, не старались обессмертить свои имена. Мы не знаем авторов большей части средневековых произведений искусств. И знаете, причину такого подхода легко понять, если попытаться вжиться в сознание человека того времени. Действительно, какая разница, как тебя зовут, если завтра ты умрешь и попадешь в лучший мир, а про этот забудешь, как про страшный сон.

А как же магия?

Помимо Бога средневековый человек верил в магию. Церковь боролась с этой верой, поскольку магия во многом оспаривала религиозные постулаты. Однако для средневековых людей магия — наследие язычества — была крайне важна. Это был способ подняться над своей судьбой, переломить ее. Грех — потому что это вызов Богу. Но зато позволяет немного облегчить тяжелую жизнь.

Очень важно: для человека средневековья не стоял вопрос: есть магия или нет. Вопрос был в том, накажет ли Бог за использование магии. При дворах королей работали маги. В деревнях жили ведьмы. Алхимики искали философский камень. И человек Средних веков знал о работе всех этих колдунов примерно столько же, сколько мы — о работе ученых (то есть в целом все ясно, но мифов, сказок и фантазий все равно много).

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Помимо колдунов и волшебников, мир средневекового человека населяло множество потусторонних сущностей, в реальности которых никто не сомневался.

В лесах жили лешие, дома — домовые. Ночами и по особым дням на землю приходили страдающие души из Ада. Бесы, черти и демоны разных мастей (про демонологию напишу как-нибудь отдельно) шастали по земле и пытались совратить грешников. От всего этого полчища невидимых. но опасных созданий требовалось защищаться — и здесь тоже помогала магия, причудливо смешанная с религией.

Магическое мышление

Люди Нового времени, эпохи Просвещения и последующих веков во многом искоренили из своего сознания средневековые взгляды. Однако даже в XXI веке многие люди рассуждают как жители средневековья. О том, почему так происходит, писали и пишут многие.

Самые интересные моменты здесь, пожалуй, следующие.

Во-первых, это положительное подкрепление.

Во-вторых, ложные корреляции.

Вы же помните, да, для средневекового человека все в мире взаимосвязано. Его мысли напрямую влияют на реальность. Согрешив сегодня, он назавтра ждет кары. А если кару очень сильно ждать, она обязательно придет: вернее, найдется в повседневной жизни. И наоборот, молитвы и благочестивое поведение должны были приносить некий положительный результат.

Например, молитва об урожае должна была принести хороший урожай. Но если урожай был все равно плохим, значит, кто-то из молящихся был грешником. Или король был большим грешником, поэтому Бог карал таким образом всю страну.

Средневековые люди графиков не строили. Но как доказательство того, что, было бы желание, а связь между событиями найдется, вот вам шикарная подборка безумных корреляций.

В-третьих, эффект Барнума.

Назван по имени американского фокусника Финеаса Барнума. Он работает так: если человеку дать позитивное описание его личности, подготовленное именно для него авторитетным для него автором, он сочтет это описание истинным. В Средние века люди не знали об этом эффекте, поэтому гороскопы, составляемые магами, казались им достоверными.

А вы — из средневековья?

Предлагаю маленький чек-лист.

(Опрос шуточный. Автора не бить).

  • Черная кошка перебежала дорогу. Это испортит вам день?
  • Вы родились в сентябре. Дата вашего рождения влияет на ваш характер и последующую судьбу?
  • Сегодня объявили ретроградный меркурий. У вас все посыпется из рук?
  • Вчера один человек толкнул и оскорбил другого. Сегодня у первого человека сломалась машина. Видите связь?
  • Женщина недобро посмотрела на ребенка. На следующее утро у ребенка поднялась температура. Она его прокляла?
  • Подруга рассказала, что наслала приворот на понравившегося ей мужчину. Вы посмеялись, но через неделю узнали, что они действительно стали встречаться. Приворот сработал?
  • Бабушка советует всегда прикреплять к изнанке одежды булавку — от сглаза. Вы следуете совету?
  • Вы идете вечером мимо кладбища. Стоит ли мысленно читать молитву — на случай, если там вас поджидают потусторонние твари?
  • Вы дома одни. В соседней комнате без причины с полки упала книга. У вас завелся домовой?
  • А гадания работают?

Большое спасибо, что прочитали статью! Если вам понравилось, поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставьте комментарий!

Историю Европы в Средние века невозможно уяснить без изучения представлений людей об окружающем мире и месте человека в нем, то есть без понимания средневековой картины мира. Основой мировоззрения западноевропейцев была христианская религия, но большую роль в нем играли и языческие суеверия. Христианская церковь учила, что существует Бог, совершающий добро, и дьявол, творящий зло. Последнего церковь называла творением Всевышнего, нужным для того, чтобы испытать силу веры в человеке. Но в народном сознании Бог и дьявол представлялись в виде двух равных по силе противоборствующих сторон, между которыми находится человек.

Люди верили, что у каждого есть свой ангел-хранитель, посланный Богом, и бес-искуситель, направленный дьяволом. Оба незримо находятся рядом с человеком: ангел за правым плечом, бес – за левым. Ангел заботится о спасении человеческой души и советует быть добродетельным, а коварный бес заставляет совершать грехи. Высшими добродетелями считались вера в Бога, любовь к ближнему, смирение; главными грехами – гордыня, скупость, обжорство, роскошь, гнев, зависть и лень. Избавиться от грехов можно было, признавшись во всем священнику на исповеди и пообещав не совершать больше дурных поступков. В XIII веке ежегодная церковная исповедь была объявлена обязательной для всех.


Как связана примета плевать через левое плечо со средневековыми представлениями об ангеле-хранителе и бесе-искусителе?

Ад, рай, чистилище

Совершение грехов объясняли вмешательством в дела людей нечистой силы. По мнению людей, бесы могли вселяться в тела кошек, собак, свиней и даже в самого человека. В этом случае человек считался одержимым, и для его освобождения требовался специальный обряд изгнания злого духа, который могли выполнить только священнослужители. В нередких для того времени стихийных бедствиях, неурожаях, эпидемиях европейцы также были склонны обвинять подручных дьявола – ведьм, колдунов, оборотней. Любого, заподозренного в связях с нечистой силой, ждала в Средневековье мучительная смерть: после долгих пыток его сжигали на костре. Самым действенным способом защиты от козней злых сил, по мнению людей, была молитва. Священными свойствами обладали также крест и мощи.


Страшный суд. Средневековый рисунок

Добро или зло, творимые человеком, не оставались незамеченными. Люди верили, что после смерти душа человека взвешивалась на весах Страшного суда. Если перевешивали добрые дела – душа отправлялась в рай, где наслаждалась великолепным пением ангелов среди прекрасного сада. Если тяжелее были грехи – душа попадала в ад. В аду текли огненные реки, бродили ужасные чудовища, а вместо пения слышались крики грешников, которых черти жарили на сковородках. Священники учили, что в раю окажется лишь небольшое число людей, поэтому в народном сознании возникла мысль о чистилище – месте, где люди, совершившие небольшие грехи, подвергались мучениям и искупали вину, а затем попадали в рай. Вскоре существование чистилища признала и церковь. Помочь грешнику быстрее выбраться из чистилища могли молитвы за умершего. Люди боялись адских мук, поэтому делали церкви щедрые пожертвования, а самые богатые в обмен на молитвы за помин души оставляли и обширные земли.


Ангел, закрывающий врата Ада. Средневековая миниатюра

Представления о времени

Иными, чем сейчас, были в Средние века и представления о времени. Люди не ценили время так, как ценим его мы. Они верили, что после смерти человека ждет вечная жизнь на небесах, перед которой период пребывания на Земле – ничто. Многие не знали ни числа, ни месяца, ни даже года, который стоял на дворе. Жизнь текла очень медленно, поэтому люди не считали минут и тем более секунд. Первые появившиеся в Европе механические часы были без минутной стрелки.

Ритм жизни определялся занятиями людей. Для крестьян были важны сельскохозяйственные работы, поэтому их календарь включал в себя время посева, жатвы и сенокоса. Жизнь воина была тесно связана со службой, смотрами и сборами войск.


Часы на центральной площади города Праги

Представления о пространстве


Морское чудовище. Средневековая миниатюра

Отсутствие знаний об иных землях приводило к тому, что большинство людей считали окружающий мир враждебным человеку и верили в рассказы о страшных чудовищах и живущих на краю света людях с песьими головами или совсем без головы, с глазами на груди. Взгляды средневековых ученых немногим отличались от представлений простых людей. Они знали только три части света: Европу, Азию и Африку. Центром Земли считался Иерусалим – город, где был распят Иисус Христос. К востоку от него ученые помещали высокую гору, откуда брали начало четыре великие реки, омывающие мир: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

Средневековые западноевропейцы отличались от современных людей иным представлением о пространстве и времени. Основой мировоззрения людей была христианская религия, большую роль в нем играли и суеверия.


Грех— нарушение человеком Божьих правил, плохой поступок.

Мощи — частички одежды или тела умершего святого.

Хроника — последовательная запись важнейших исторических событий.

(Из диалога Алкуина и его ученика)

1. Что такое мировоззрение человека и почему его необходимо представлять себе при изучении исторических событий?

2. В чем человек в Средние века видел причину хороших или плохих поступков? Какие поступки назывались добродетелями, а какие – грехами? Что ждало добродетельного человека и грешника после смерти?

3. Почему люди не ценили время и не уделяли большого внимания его измерению?

4. Как христианская религия и суеверия влияли на представления средневекового человека о Вселенной и об окружающем мире?

2. Составьте развернутый план параграфа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном

4.3. Картина мира в представлении ариев — скифов — славян

4.3. Картина мира в представлении ариев — скифов — славян Легенды о предках и происхождении скифской цивилизации По геродотову мифу о Таргитае, скифы мыслили себя ПРЯМЫМИ ПОТОМКАМИ ВЕРХОВНОГО БОГА (ВАРУНЫ-СВАРОГА). То же представление о себе имели русские, по крайней мере

Мифоритуальная картина мира, литература, ученость

Мифоритуальная картина мира, литература, ученость В центре мифологических представлений Древнего Китая стояли архаические сказания о предках, в том числе о героях, спасающих человечество от всевозможных бедствий (наводнений, засухи, вызванной появлением разом десяти

Эпиграфическая картина мира.

Эпиграфическая картина мира. Изучением надписей на вещевых находках занимается специальная дисциплина, эпиграфика. К сожалению, ее роль в археологии не просто мала, а, можно сказать, ничтожна. Чаще всего эпиграфист может прочитать какую-нибудь длинную цитату из Библии,

Коллективные социальные установки и этническая картина мира

Коллективные социальные установки и этническая картина мира Данную главу мы начнем с утверждения, что отношения к одним и тем же вещам в разных культурах может быть совершенно различным. Это утверждение является одним из постулатов современной этнологии. Оно получило

Этническая картина мира

Этническая картина мира Что такое этническая картина мира? Это первый вопрос, на который должна ответить историческая этнология. В предшествующих главах мы говорили, что этническая традиция, в том числе, и этническая картина мира как ее составная часть, имеют

Магико-мифологическая картина мира и ее основы

Картина мира

Картина мира Но чтобы понять, что такое наш ум, следует рассмотреть ту онтологию, общую картину мира, которая в буддизме разворачивается из исходной Пустоты и из сети взаимозависимого происхождения, из которых наш непросветленный ум вырывает фрагменты, разламывая целое

7.3. Византийская картина мира. Система ценностей и идеал человека

7.3. Византийская картина мира. Система ценностей и идеал человека Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Конфессия как фундаментальный фактор определяет тип цивилизации.

Современная картина мира

Современная картина мира Россия сегодня нуждается в построении эффективного информационно-психологического комплекса управления мировыми геополитическими, военными, экономическими, климатическими, дипломатическими процессами. Все элементы внутренней и внешней

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном

Картина обитаемого мира в представлении иньцев

Картина обитаемого мира в представлении иньцев По свидетельству Сыма Цяня, иньцы неоднократно переносили свою столицу. До Чэн Тана было восемь таких переселений; пять раз иньцы перемещали столицу после него. Каковы были причины того, что вплоть до периода правления Пань

Читайте также: