Мини сочинение современный афганистан экономическое и политическое развитие

Обновлено: 05.07.2024

Талибан пока рано списывать со счетов. Многие афганцы до сих пор видят в них истинных борцов за веру и сочувствуют им. В некоторых провинциях, особенно на юге страны, в зоне пуштунских племен, они контролируют значительные территории, а по ночам чувствуют себя совершенно свободно. Талибы расставляют своих людей в органы местного управления, наладили сбор разведданных о планируемых против них крупных операциях и хорошо освоили тактику борьбы с противником, применяемую, в частности, палестинскими и чеченскими боевиками. Радиоуправляемые мины, хорошо продуманные засады, использование шахидов, опора на местных граждан, которые выполняют вспомогательные функции и находятся вне подозрений[25].

Прямой реакцией на вооруженное вторжение американцев в Афганистан, по мнению наблюдателей, явилась победа на парламентских выборах в пограничных провинциях Пакистана альянса шести крупнейших фундаменталистских партий. Это может привести к возможной талибанизации региона, который будет оказывать всяческую поддержку своим соратникам в Афганистане.

За шесть лет своего господства талибы окончательно добили Афганистан. Они парализовали экономику, уничтожили систему образования и культуру. Из страны уехала почти вся интеллигенция, элита, люди с образованием, хранители традиций. Непрекращающиеся на протяжении четверти столетия перевороты, революции, войны полностью перемешали множество национальных, племенных, религиозных и сословных особенностей афганского общества и сделали его еще более непонятным и непредсказуемым. Создается впечатление, что за последние годы государство отброшено назад, чуть ли не в эпоху средневековья[26].

Несмотря на оптимистические заявления американцев, реальное положение дел в Афганистане свидетельствует о том, что руководство страны обстановкой не владеет, существенного влияния на ее стабилизацию оказать не может и даже охраняется американскими военнослужащими. В самом правительстве существуют резкие противоречия между сторонниками Х.Корзая и представителями национальных меньшинств, особенно таджиков, которые обвиняются в саботировании процесса формирования национальных вооруженных сил, в создании собственной военизированной группировки, а также в стремлении углубить сотрудничество с Индией и Россией. В свою очередь таджики обвиняют Х.Корзая в неспособности принимать самостоятельные решения из-за полной зависимости от США и их союзников по антитеррористической коалиции. Сохраняется нестабильность внутриполитической ситуации в различных регионах страны. Периодически возникают столкновения между вооруженными формированиями узбекского национального исламского движения Афганистана генерала Дустума и таджикского исламского общества Афганистана генерала Устода Атты, в ходе которых обе стороны несут существенные потери.

Мировое сообщество уже выделило Афганистану на восстановление 1,8 млрд. долларов, на которые были построены всего лишь несколько простеньких больниц сельского типа и оказана небольшая гуманитарная помощь населению в виде медикаментов и продовольствия[27].

Продолжаются разногласия в Афганистане не только между региональными лидерами, но и между ними и центральной властью. Главы провинций лишь временно смирились с кандидатурой Х.Корзая на посту афганского лидера, стремясь накопить силы для будущей политической и военной борьбы за власть. Для них Х.Корзай является лишь губернатором Кабульского региона, и добровольно делиться с ним деньгами они не желают. В результате в афганский федеральный бюджет поступает только десять процентов от суммы, которую регионы должны были бы перечислить в свой центр. Этой суммы не хватает даже, чтобы регулярно выплачивать зарплату своим бюджетникам[28].

Фактически провалилась затея центральной власти по созданию единых вооруженных сил. В каждом регионе по-прежнему действует своя армия, которая подчиняется местным губернаторам и финансируется из их бюджета. Стремясь хоть как-то предотвратить окончательное разрушение всех афганских государственных структур, американцы начали создавать в каждом регионе собственную мини-администрацию, которая, опираясь на поддержку союзных войск, помимо контроля за распределением гуманитарной и спонсорской помощи займется негласным надзором за действиями губернаторов. В октябре 2004 на Лойе-джирге представлен проект новой конституции, за основу которой взяты самые передовые документы цивилизованных стран. Однако уже сейчас в политических кулуарах развернулись острые споры вокруг многих положений Основного закона. Роль религии, выборы президента и парламента, полномочия региональных лидеров и т.д.

Афганский героин сегодня - это реальная и страшная опасность для России, последствия которой могут самым катастрофическим образом сказаться на населении нашей страны.

В связи с серьезными людскими потерями, большими финансовыми затратами и трудно прогнозируемыми, порой непредсказуемыми последствиями развития событий в Афганистане по инициативе Вашингтона дальнейшее руководство международным контингентом по обеспечению безопасности (ИСАФ) в Кабуле передано НАТО, а фактически Германии, войска которой составят более половины контингента альянса, насчитывающего в общей сложности 4200 солдат и офицеров из 29 стран. На ИСАФ возлагается вся ответственность за обеспечение безопасности и нормальное функционирование правительства Х.Корзая не только в Кабуле, но и во всей стране.

С учетом изложенного можно утверждать, что каких-либо серьезных тенденций в улучшении ситуации в Афганистане пока не просматривается. Это уже четвертая попытка за два последних столетия сломить силовыми методами извне афганскую государственность. Две попытки, ранее предпринятые англичанами, и одна – Советским Союзом закончились, как известно, безрезультатно.

Весьма слабые надежды возлагаются на то, что четвертая попытка может оказаться более успешной. И это может произойти только в том случае, если будет в полной мере учитываться специфика Афганистана: историческая, этнонациональная, конфессиональная, племенная и этнотерриториальная.

События 11 сентября 2001 г. и начавшаяся военная кампания антитеррористической коалиции во главе с США оказали серьезное влияние на процесс выработки американской политики в Центральной Азии. Впервые за последние 20 лет особое и в значительной степени самостоятельное направление в ней стала занимать афганская проблематика, охватившая не только практически-политическую, научно-аналитическую, но и образовательную, информационно-пропагандистскую и иные социальные подсистемы жизни американского общества.

За последний период ведущими американскими научными центрами востоковедческого профиля была проведена большая работа по анализу корней происшедшей трагедии и современной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в Афганистане. В срочном порядке были созданы специальные программы, рабочие места, в учебные модули вводятся специальные курсы. Так, например, резко активизировалась исследовательская работа по афганской проблематике в Гарвардском университете. Несмотря на наличие специальных профильных учебно-научных структур типа Центра исследования Среднего Востока и Форума исследования Центральной Азии, ранее афганская проблематика в них традиционно игнорировалась. Известному антропологу из Бостонского университета Т. Барфилду поручено разработать спецкурс по Афганистану, который потом будет растиражирован на видеокассетах.

Новые штатные единицы и дополнительное финансирование выделено Школе управления им. Дж. Кеннеди, одному из крупнейших подразделений Гарвардского университета, для разработки специального проекта послевоенного переустройства Афганистана. Не менее интересной инициативой можно считать создание Гарвардской программы по гуманитарной политике и исследованию конфликтов (HPCR) – совместного проекта МИД Швейцарии, ООН и Гарвардского университета. Ее целью является исследование и консалтинг стратегий предотвращения конфликтов, урегулирование гуманитарных кризисов, защита населения конфликтных зон. Сердцевина программы - Инициатива по предотвращению конфликтов. Характерно, что одной из последних акций экспертно-научного характера стало проведение силами HPCR и с привлечением всех заинтересованных специалистов он-лайновой конференции “Защита сообществ для восстановления Афганистана”, призванной стать форумом для обмена идеями по социально-гуманитарным проблемам этой страны накануне проведения чрезвычайной ассамблеи представителей всех общественных сил Афганистана – Лоя Джирги.

Таким образом, несмотря на временный относительный застой конца 1980-х – 1990-х гг., комплекс экспертно-научного знания в США, сфокусированного на Афганистан, продемонстрировал способность к регенерации и динамичному реагированию на вызовы геополитической ситуации и практической политики США в конфликтной зоне Центральной Азии. Но острота проблем и их актуальность, а также традиционное преобладание политологического подхода обусловливают преимущественно прикладной характер американского интеллектуального ответа на реалии пост-сентябрьского мира – глубокие социально-политические, культурные и иные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Афганистане и вокруг него еще предстоит осмыслить как собственно американскому, так и мировому обществознанию.

Список использованных источников и литературы

5. Белов Е. Выборы с предсказуемым результатом // Соотечественники. – 2004. – № 3. – С. 38 – 47.

6. Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: Научно-экспертный компонент. – М., 2003. – 372 с.

7. Бутаев А. Истина где-то рядом // Огонек. – 2000. – № 37 (4664). – С. 31 – 35.

9. Иващенко А.С. Афганистан в политике США. – М., 2000. – 274 c.

11. Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 28 – 37.

13. Пахомов Е. Капкан на моджахеда // Итоги. – 1999. – № 46 (1181). – С. 28 – 30.

14. Политика США в Центральной Азии и Афганистане после событий 11 сентября 2001 г. // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы III международной научно-практической конференции. – Барнаул: БГПУ, 2001. – C. 63 – 71.

15. Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – 368 с.

17. Умнов А. Операция "Антитеррор" и перспективы гражданской войны в Афганистане // Центр Карнеги. – М., 2003. – С. 62 – 82.

18. Цаплин А. Бен Ладен объявил джихад Индии // Профиль. – 1999. – № 36. – С. 65.

20. Эрлихман В. Конец света вручную // Огонек. – 2001. – № 39 (4714). – С. 11 – 18.

21. Bideleux R., Taylor R. European Integration and Disintegration. – London, N.-Y., 2003. – 372 p.

[2] Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: научно-экспертный компонент. М., 2003. С. 21.

[5] Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: научно-экспертный компонент – М., 2003. – С. 58.

[8] Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 29.

[9] Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: научно-экспертный компонент – М., 2003. – С. 63.

[10] Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – С. 210.

[11] Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 29.

[13] Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 32.

[15] Умнов А. Операция "Антитеррор" и перспективы гражданской войны в Афганистане // Центр Карнеги. – М., 2003. – С. 70.

[17] Умнов А. Операция "Антитеррор" и перспективы гражданской войны в Афганистане//Центр Карнеги – М., 2003. – С. 69.

[25] Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – С. 185.

[26] Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – С. 210.

Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 58239
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


После свержения монархии в Афганистане в 1973 году и провозглашения республики во главе с президентом Мухаммедом Даудом, эта страна вступила в эпоху политической нестабильности, выражающейся в гражданской войне, которая продолжается и по сей день. О ней мы сегодня и расскажем.

Кратко о самом Афганистане и его истории


Кабул и его окрестности

Пожалуй, для начала расскажу о самом Афганистане. Горы и плоскогорья занимают 80 % территории, на большей части страны располагаются каменистые пустыни и сухие степи. Климат крайне неблагоприятный для сельского хозяйства, что тем не менее не мешает ему быть основой экономики страны. Конечно там имеются запасы каменного угля, железной руды, гипса, свинца, цинка, золота, разработка которых затруднена из-за отсутствия нужной для этого инфраструктуры. Промышленность же, даже та, что имелась, практически разрушена после долгих лет гражданской войны.

Политические потрясения, гражданские войны и иностранные военные интервенции, начавшиеся в конце 1970-х годов, негативно сказались на населении, одна треть которого покинула страну. Большинство населения безграмотное. К тому же Афганистан – многонациональная страна, где многие национальности испытывают чувство неприязни друг к другу.

Отмечу, что на момент 1973 года Афганистан являлся феодальным государством, в котором капитализм только начал зарождаться в виде нескольких промышленных предприятий в Кабуле.



Колонна советских войск под перекрытием ударного вертолета Ми-24А движется по дорогам Демократической Республики Афганистан

Все это вызвало новый виток гражданской войны в стране. Против советского военного контингента и правительства Кармаля воевали афганские моджахеды, которых поддерживали оружием и финансами США, Пакистан, Китай и масса других государств.

Внутренние перемены в СССР отразились на его внешней политике, и, в частности на его деятельности в Афганистане. Барбак Кармаль был смещен и заменен на Мухаммеда Наджибуллу, власть которого держалась только на помощи Советского Союза. Выход Советского Союза из войны в 1989 году привел к постепенному схлопыванию правительственных территорий и окончательному падению режима Наджибуллы в сентябре 1992 года.


Выход советских войск из Афганистана, май 1988 года

О ситуации в стране после выхода Советской армии

После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году шедшая в стране гражданская война не только не закончилась, но и разгорелась с новой силой. Однако из СССР в Афганистан поступали военные и материальные ресурсы, что давало возможность правительству Наджибуллы контролировать ситуацию в стране. Но в 1991 году, после распада СССР положение серьезно изменилось и уже в 1992 году Демократическая Республика Афганистан пала.



Главой страны, после поражения талибов, стал Хамид Карзай, назначенный главой переходной афганской администрации в декабре 2001 года и утверждённый временным президентом в июне 2002 года на Лойя Джирга, местном парламенте. Для поддержания безопасности в Афганистане была развёрнута военная миссия НАТО, получившая название ISAF (Международная Коалиция). 9 октября 2004 года в Афганистане состоялись президентские выборы, на которых победил Карзай.

Политическое развитие Афганистана


Хамид Карзай — президент Исламской Республики Афганистан (2004 — 2014 годы)

Порядка в стране так и не установилось, а уровень коррупции и наркоторговли при правительстве Карзая резко увеличился. При нем наркобароны даже заняли ответственные посты, а главным из них, и одним из самых богатых людей страны, был его брат — Абдул Каюм Карзай. Правительство Карзая практически сразу после прихода к власти начало деградировать, причиной чему стали те массы средств, выделяемых Соединенными Штатами в качестве поддержки, которые разворовывались, разлагая политические элиты и действующий административный аппарат Исламской Республики Афганистан.

Всего Соединенные Штаты выделили более 133 миллиардов долларов на восстановление Афганистана — с учетом инфляции, это больше, чем было потрачено после Второй мировой войны на восстановление всей Западной Европы в соответствии с планом Маршалла. Все эти деньги повлияли на то, что правительство Карзая практически выродилось в клептократию, использующую преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств.

Поддержка и финансирование извне практически всех сфер государственного строительства афганской демократии не достигли цели. И уже к 2006 году американские чиновники опасались, что наркоторговцы стали сильнее афганского правительства и, что доходы от торговли наркотиками идут на нужды талибов.


Военнослужащие американской и французской армии во время одной из операций в провинции Парван

Вся эта стратегия стабилизации и те программы, которые использовались для ее достижения, не учитывали специфику афганского контекста, и успехи в стабилизации отдельных афганских провинций сохранялись, лишь пока там находился военный контингент коалиции. Американские чиновники пытались создать с нуля в Кабуле демократическое правительство по образцу собственного правительства в Вашингтоне, что было совершенно чуждой концепцией для афганцев, привыкших к трайбализму и исламскому праву. И правительство президента Ашрафа Гани, занявшего пост президента в 2014 году, не изменило ситуацию в стране.



Карта этно-территориального контроля в Исламской Республики Афганистан

Источники


Оба источника в один голос заявляют об опасениях касательно продолжения антитеррористической кампании международных сил и перспектив послевоенного устройства республики, в случае если США все-таки покинут территорию Афганистана.

Подведение итогов и собственные выводы


Последствия одного из крупных террористических актов в Кабуле

Оба варианта, как вы можете понимать, не сулят ничего хорошего для дальнейшего развития как афганской государственности, так и всего афганского общества в целом, и в конце концов приведу к новому этапу бесконечной Гражданской войны в Республике Афганистан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Талибан пока рано списывать со счетов. Многие афганцы до сих пор видят в них истинных борцов за веру и сочувствуют им. В некоторых провинциях, особенно на юге страны, в зоне пуштунских племен, они контролируют значительные территории, а по ночам чувствуют себя совершенно свободно. Талибы расставляют своих людей в органы местного управления, наладили сбор разведданных о планируемых против них крупных операциях и хорошо освоили тактику борьбы с противником, применяемую, в частности, палестинскими и чеченскими боевиками. Радиоуправляемые мины, хорошо продуманные засады, использование шахидов, опора на местных граждан, которые выполняют вспомогательные функции и находятся вне подозрений[25].

Прямой реакцией на вооруженное вторжение американцев в Афганистан, по мнению наблюдателей, явилась победа на парламентских выборах в пограничных провинциях Пакистана альянса шести крупнейших фундаменталистских партий. Это может привести к возможной талибанизации региона, который будет оказывать всяческую поддержку своим соратникам в Афганистане.

За шесть лет своего господства талибы окончательно добили Афганистан. Они парализовали экономику, уничтожили систему образования и культуру. Из страны уехала почти вся интеллигенция, элита, люди с образованием, хранители традиций. Непрекращающиеся на протяжении четверти столетия перевороты, революции, войны полностью перемешали множество национальных, племенных, религиозных и сословных особенностей афганского общества и сделали его еще более непонятным и непредсказуемым. Создается впечатление, что за последние годы государство отброшено назад, чуть ли не в эпоху средневековья[26].

Несмотря на оптимистические заявления американцев, реальное положение дел в Афганистане свидетельствует о том, что руководство страны обстановкой не владеет, существенного влияния на ее стабилизацию оказать не может и даже охраняется американскими военнослужащими. В самом правительстве существуют резкие противоречия между сторонниками Х.Корзая и представителями национальных меньшинств, особенно таджиков, которые обвиняются в саботировании процесса формирования национальных вооруженных сил, в создании собственной военизированной группировки, а также в стремлении углубить сотрудничество с Индией и Россией. В свою очередь таджики обвиняют Х.Корзая в неспособности принимать самостоятельные решения из-за полной зависимости от США и их союзников по антитеррористической коалиции. Сохраняется нестабильность внутриполитической ситуации в различных регионах страны. Периодически возникают столкновения между вооруженными формированиями узбекского национального исламского движения Афганистана генерала Дустума и таджикского исламского общества Афганистана генерала Устода Атты, в ходе которых обе стороны несут существенные потери.

Мировое сообщество уже выделило Афганистану на восстановление 1,8 млрд. долларов, на которые были построены всего лишь несколько простеньких больниц сельского типа и оказана небольшая гуманитарная помощь населению в виде медикаментов и продовольствия[27].

Продолжаются разногласия в Афганистане не только между региональными лидерами, но и между ними и центральной властью. Главы провинций лишь временно смирились с кандидатурой Х.Корзая на посту афганского лидера, стремясь накопить силы для будущей политической и военной борьбы за власть. Для них Х.Корзай является лишь губернатором Кабульского региона, и добровольно делиться с ним деньгами они не желают. В результате в афганский федеральный бюджет поступает только десять процентов от суммы, которую регионы должны были бы перечислить в свой центр. Этой суммы не хватает даже, чтобы регулярно выплачивать зарплату своим бюджетникам[28].

Фактически провалилась затея центральной власти по созданию единых вооруженных сил. В каждом регионе по-прежнему действует своя армия, которая подчиняется местным губернаторам и финансируется из их бюджета. Стремясь хоть как-то предотвратить окончательное разрушение всех афганских государственных структур, американцы начали создавать в каждом регионе собственную мини-администрацию, которая, опираясь на поддержку союзных войск, помимо контроля за распределением гуманитарной и спонсорской помощи займется негласным надзором за действиями губернаторов. В октябре 2004 на Лойе-джирге представлен проект новой конституции, за основу которой взяты самые передовые документы цивилизованных стран. Однако уже сейчас в политических кулуарах развернулись острые споры вокруг многих положений Основного закона. Роль религии, выборы президента и парламента, полномочия региональных лидеров и т.д.

Афганский героин сегодня - это реальная и страшная опасность для России, последствия которой могут самым катастрофическим образом сказаться на населении нашей страны.

В связи с серьезными людскими потерями, большими финансовыми затратами и трудно прогнозируемыми, порой непредсказуемыми последствиями развития событий в Афганистане по инициативе Вашингтона дальнейшее руководство международным контингентом по обеспечению безопасности (ИСАФ) в Кабуле передано НАТО, а фактически Германии, войска которой составят более половины контингента альянса, насчитывающего в общей сложности 4200 солдат и офицеров из 29 стран. На ИСАФ возлагается вся ответственность за обеспечение безопасности и нормальное функционирование правительства Х.Корзая не только в Кабуле, но и во всей стране.

С учетом изложенного можно утверждать, что каких-либо серьезных тенденций в улучшении ситуации в Афганистане пока не просматривается. Это уже четвертая попытка за два последних столетия сломить силовыми методами извне афганскую государственность. Две попытки, ранее предпринятые англичанами, и одна – Советским Союзом закончились, как известно, безрезультатно.

Весьма слабые надежды возлагаются на то, что четвертая попытка может оказаться более успешной. И это может произойти только в том случае, если будет в полной мере учитываться специфика Афганистана: историческая, этнонациональная, конфессиональная, племенная и этнотерриториальная.

События 11 сентября 2001 г. и начавшаяся военная кампания антитеррористической коалиции во главе с США оказали серьезное влияние на процесс выработки американской политики в Центральной Азии. Впервые за последние 20 лет особое и в значительной степени самостоятельное направление в ней стала занимать афганская проблематика, охватившая не только практически-политическую, научно-аналитическую, но и образовательную, информационно-пропагандистскую и иные социальные подсистемы жизни американского общества.

За последний период ведущими американскими научными центрами востоковедческого профиля была проведена большая работа по анализу корней происшедшей трагедии и современной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в Афганистане. В срочном порядке были созданы специальные программы, рабочие места, в учебные модули вводятся специальные курсы. Так, например, резко активизировалась исследовательская работа по афганской проблематике в Гарвардском университете. Несмотря на наличие специальных профильных учебно-научных структур типа Центра исследования Среднего Востока и Форума исследования Центральной Азии, ранее афганская проблематика в них традиционно игнорировалась. Известному антропологу из Бостонского университета Т. Барфилду поручено разработать спецкурс по Афганистану, который потом будет растиражирован на видеокассетах.

Новые штатные единицы и дополнительное финансирование выделено Школе управления им. Дж. Кеннеди, одному из крупнейших подразделений Гарвардского университета, для разработки специального проекта послевоенного переустройства Афганистана. Не менее интересной инициативой можно считать создание Гарвардской программы по гуманитарной политике и исследованию конфликтов (HPCR) – совместного проекта МИД Швейцарии, ООН и Гарвардского университета. Ее целью является исследование и консалтинг стратегий предотвращения конфликтов, урегулирование гуманитарных кризисов, защита населения конфликтных зон. Сердцевина программы - Инициатива по предотвращению конфликтов. Характерно, что одной из последних акций экспертно-научного характера стало проведение силами HPCR и с привлечением всех заинтересованных специалистов он-лайновой конференции “Защита сообществ для восстановления Афганистана”, призванной стать форумом для обмена идеями по социально-гуманитарным проблемам этой страны накануне проведения чрезвычайной ассамблеи представителей всех общественных сил Афганистана – Лоя Джирги.

Таким образом, несмотря на временный относительный застой конца 1980-х – 1990-х гг., комплекс экспертно-научного знания в США, сфокусированного на Афганистан, продемонстрировал способность к регенерации и динамичному реагированию на вызовы геополитической ситуации и практической политики США в конфликтной зоне Центральной Азии. Но острота проблем и их актуальность, а также традиционное преобладание политологического подхода обусловливают преимущественно прикладной характер американского интеллектуального ответа на реалии пост-сентябрьского мира – глубокие социально-политические, культурные и иные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Афганистане и вокруг него еще предстоит осмыслить как собственно американскому, так и мировому обществознанию.

Список использованных источников и литературы

5. Белов Е. Выборы с предсказуемым результатом // Соотечественники. – 2004. – № 3. – С. 38 – 47.

6. Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: Научно-экспертный компонент. – М., 2003. – 372 с.

7. Бутаев А. Истина где-то рядом // Огонек. – 2000. – № 37 (4664). – С. 31 – 35.

9. Иващенко А.С. Афганистан в политике США. – М., 2000. – 274 c.

11. Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 28 – 37.

13. Пахомов Е. Капкан на моджахеда // Итоги. – 1999. – № 46 (1181). – С. 28 – 30.

14. Политика США в Центральной Азии и Афганистане после событий 11 сентября 2001 г. // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы III международной научно-практической конференции. – Барнаул: БГПУ, 2001. – C. 63 – 71.

15. Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – 368 с.

17. Умнов А. Операция "Антитеррор" и перспективы гражданской войны в Афганистане // Центр Карнеги. – М., 2003. – С. 62 – 82.

18. Цаплин А. Бен Ладен объявил джихад Индии // Профиль. – 1999. – № 36. – С. 65.

20. Эрлихман В. Конец света вручную // Огонек. – 2001. – № 39 (4714). – С. 11 – 18.

21. Bideleux R., Taylor R. European Integration and Disintegration. – London, N.-Y., 2003. – 372 p.

[2] Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: научно-экспертный компонент. М., 2003. С. 21.

[5] Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: научно-экспертный компонент – М., 2003. – С. 58.

[8] Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 29.

[9] Бойко В.С. Политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.: научно-экспертный компонент – М., 2003. – С. 63.

[10] Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – С. 210.

[11] Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 29.

[13] Нагорнов С.К. Политика США в Афганистане // Международная политика. – 2005. – № 1. – С. 32.

[15] Умнов А. Операция "Антитеррор" и перспективы гражданской войны в Афганистане // Центр Карнеги. – М., 2003. – С. 70.

[17] Умнов А. Операция "Антитеррор" и перспективы гражданской войны в Афганистане//Центр Карнеги – М., 2003. – С. 69.

[25] Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – С. 185.

[26] Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. – М., 2003. – С. 210.

Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 58239
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Исламская Республика Афганистан (ИPА) на протяжении всей своей истории являлась ареной противостояния мировых держав, целью которых было использование территории этой страны для установления контроля в регионе. И сегодня экономическое развитие Центральной и Южной Азии (ЦА и ЮА) зависит от военно-политической ситуации в ИРА.

В настоящее время имеется ряд крупных экономических и энергетических проектов, реализация которых затруднительна или вовсе неосуществима. К ним относятся: китайская инициатива "Один пояс, один путь", газопровод ТАПИ, использование иранского порта Чахбахар для транспортировки грузов из Индии в Афганистан и страны ЦА и другие.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на развитие ситуации в республике, являются: продолжающиеся внутренние противоречия во властных структурах Афганистана на фоне предстоящих президентских выборов, антиправительственная деятельность террористических группировок, усиление влияния радикальных религиозных организаций и неспособность афганских силовых ведомств самостоятельно обеспечить безопасность в государстве, а также увеличение объема производства и контрабанды наркотиков из ИРА.

Президент ИРА М. Ашраф Гани, несмотря на низкий уровень популярности и доверия со стороны населения страны, опираясь на помощь США, стремится сохранить властные полномочия путем назначения на руководящие посты лояльных ему должностных лиц - в основном представителей титульной пуштунской нации. Этому свидетельствует череда отставок в правительстве, включая министров обороны и внутренних дел. Одновременно ведется работа по снижению влияния конкурентов.

Предпринимаются шаги по дискредитации и ослаблению позиций неугодных правящим кругам функционеров политических объединений.

Кроме того, руководители основных этнических оппозиционных партий - Национальное исламское движение Афганистана (А. Дустум), Исламское общество Афганистана (С. Раббани и М. Нур) и Партия исламского единства Афганистана (М. Мохаккек) - стремятся сорвать повторное избрание М. Ашрафа Гани на пост главы государства. Ими создана политическая организация - "Великая национальная коалиция Афганистана", задача которой состоит в консолидации оппозиционных сил. Однако отсутствие договоренности в поддержке единого кандидата ставит под сомнения долгосрочность существования данного объединения.

Наряду с ожесточенной политической борьбой негативное влияние на ситуацию в стране оказывают антиправительственная деятельность Исламского движения талибов (ИДТ, свыше 45 тыс. человек) и "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ, около 4 тыс., запрещена в РФ). Всего за 2018 год в различных частях страны проведено более 2400 терактов, в результате которых погибли около 16 тыс. и получили ранения более 11 тыс. человек. По сравнению с 2017-м эти показатели увеличились на 7%

Иностранная финансовая помощь (с 2007 года составила 2,5 млрд долларов США) не способствует повышению эффективности деятельности правительственных войск против талибов, а также пресечению попыток ИГИЛ укрепить позиции в восточных и северных провинциях Афганистана. ИДТ продолжает контролировать до 30% территории ИРА. С начала текущего года радикалами совершено более 200 нападений на представителей силовых структур республики, в результате которых погибло более 500 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Наиболее боеспособным формированием ИДТ является "Сеть Хаккани", которое подчиняется высшему совету талибов - "Кветтская шура" (по названию г. Кветта, Пакистан). Общая численность активных членов группировки превышает 3 тыс. человек. Ее лидер С. Хаккани одновременно является главой регионального органа - "Мирамшахского совета" и заместителем главы ИДТ.

В настоящее время отряды талибов проявляют наибольшую активность в северных, южных и юго-восточных провинциях страны. Наряду с этим боевики движения контролируют районы вблизи границы с Пакистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Радикалы планируют расширить свое влияние в различных частях Афганистана. Для выполнения этой задачи совершаются нападения на государственные учреждения, иностранные представительства, объекты и личный состав афганских силовых структур и иностранных воинских контингентов.

ИДТ намерено укрепить свои позиции в северных районах республики. Это, по мнению главарей талибов, позволит создать дополнительный плацдарм для наступления в направлении столичного региона и обеспечит беспрепятственное прохождение контрабанды наркотиков в Центральную Азию.

Кроме того, серьезную угрозу безопасности Афганистана представляет деятельность незаконных вооруженных формирований, таких как: "Лашкар-е Тайиба", "Джейш-е Мухаммед", Движение талибов Пакистана, "Джамиятул-Уламо". Некоторые из них действуют под руководством полевых командиров талибов. Общая численность данных группировок составляет около 5 тыс. человек, однако к концу 2019 года этот показатель может увеличиться до 6 тыс.

Отряды боевиков совершают диверсии практически во всех районах Афганистана, но наивысшая их активность отмечена в провинциях Газни, Логар и Вардак.

Наибольшая опасность для сопредельных с ИРА государств исходит от ИГИЛ, которое укрепляет свои позиции и в Афганистане. Руководство данной группировки в рамках реализации проекта "Всемирный Халифат" рассматривают территорию страны в качестве базы для последующего переноса активности в государства ЦА и ЮА. Лидеры террористов особое внимание уделяют установлению контроля на севере республики, где численность боевиков составляет около 1,5 тыс. человек.

Усилению позиций ИГИЛ способствуют наличие у террористов существенных финансовых ресурсов и эффективная пропагандистская работа. Используя их, исламисты достаточно успешно распространяют радикальные идеи с помощью современных средств (Интернет, социальные сети), а также традиционно через мусульманских религиозных деятелей и печатные издания. В результате эмиссары-радикалы добились притока в свои ряды сторонников из числа местной молодежи, боевиков и полевых командиров как афганских (Исламское движение талибов), так и региональных террористических группировок (Исламское движение Узбекистана, Исламское движение Восточного Туркестана, Союз исламского джихада, "Хизб-ут-Тахрир", "Ансарулла", "Джандулла", "Таблигиджамаат" и другие).

В последнее время восполнение рядов террористов в Афганистане осуществляется также за счет возвращения боевиков из зон военных конфликтов на Ближнем Востоке.

Стремление ИГИЛ расширить подконтрольные территории на севере и востоке страны за счет традиционных зон влияния талибов, а также нежелание ИДТ допустить "конкурента" к доходам от контрабанды наркотиков и полезных ископаемых серьезно обострило отношения между двумя группировками.

В 2018 году произошло более 50 боестолкновений между отрядами экстремистов, в ходе которых погибло свыше 500 игиловцев и 220 талибов.

Ряд поражений исламистов привел к нарушению управления террористической организацией в Афганистане, созданию предпосылок к ее расколу, а также к утрате ими контроля над частью захваченных территорий. В настоящее время руководство группировки сосредоточило основное внимание на восполнении численности отрядов, а также на организации "резонансных" террористических актов.

Антиправительственной деятельности незаконных вооруженных формирований противостоят как силовые структуры ИРА, так и войска НАТО. Министерство обороны Афганистана совместно с министерством внутренних дел и главным управлением национальной безопасности (ГУНБ) ежегодно проводят антитеррористические кампании. Созданы семь зон ответственности, в состав которых входят подразделения Афганской национальной армии и полиции, а также силы ГУНБ. Всего задействуются более 80 тыс. военнослужащих, около 90 тыс. сотрудников правоохранительных органов, свыше 1100 бронеавтомобилей, а также самолеты и вертолеты боевой авиации.

Однако эффективность действий правительственных войск остается невысокой. Главные причины - низкое качество планирования операций, слабая подготовка личного состава, высокий уровень дезертирства и коррупции в армии и полиции. Ежегодно фиксируется значительное количество случаев хищения с последующей продажей ГСМ, оружия и транспорта, что приводит к потере боеспособности отдельных частей.

Иностранные воинские контингенты, развернутые в Афганистане, выполняют задачи в составе учебно-тренировочной миссии (УТМ) НАТО "Решительная поддержка" (начата 31 декабря 2014 года) и многонациональных сил. Всего задействовано около 25 тыс. военнослужащих и гражданских специалистов, а также 24 боевых самолета, 80 вертолетов, 177 боевых бронированных машин и около 4,5 тыс. бронеавтомобилей. Основными целями УТМ являются: доведение степени подготовленности афганских сил безопасности до уровня, позволяющего им самостоятельно поддерживать стабильность и правопорядок в ИРА; оказание помощи в установлении "демократического" контроля над деятельностью министерств обороны, внутренних дел и спецслужб республики.

К непосредственному участию в боевых действиях против экстремистов привлекаются подразделения сил специальных операций и авиация многонациональных сил, нанося удары по объектам и живой силе противника с использованием беспилотных летательных аппаратов.

В 2018 году интенсивность ударов ВВС США в ИРА в пять раз превысила показатели 2016-го.

В свою очередь это стало причиной увеличения жертв среди мирного населения, число которых превысило 400 человек, из которых 60% - женщины и дети.

Необходимо отметить, что в условиях фактического провала планов по стабилизации обстановки в Афганистане, Вашингтон, не добившись успеха за 18 лет военной кампании, активизирует работу по налаживанию диалога с Исламским движением талибов. Так, с начала 2019 года состоялся ряд переговоров специального представителя госдепартамента США по афганскому урегулированию З. Халилзада с заместителем "верховного лидера" талибов А. Гани Барадаром и другими влиятельными функционерами ИДТ.

Главная цель мероприятий - обсуждение условий, которые позволили бы заключить так называемое "Соглашение о всеобъемлющем урегулировании ситуации в Исламской Республике Афганистан". Однако талибы не намерены отказываться от идеи полного захвата власти и воссоздания "эмирата", живущего по законам шариата. По этой причине рассчитывать на подвижки в переговорном процессе и прекращение вооруженного противостояния в ближайшей перспективе не приходится.

Еще одной серьезной проблемой, оказывающей существенное влияние на развитие ситуации в ИРА и в регионе в целом, остается наркотрафик из Афганистана. Эта страна сохраняет за собой позицию "мирового лидера" в области производства и распространения наркотиков опийного ряда.

Ежегодно преимущественно на юге республики производится около 500 т героина. Принимаемые правительством и международным сообществом меры по ликвидации посевов мака не оказывают существенного влияния на ситуацию. В 2018 году площади мака уменьшились до 263 тыс. га (в 2017-м около 328 тыс. га), а количество произведенного опия составило 6,4 тыс. т (в 2017-м около 9 тыс. т).

Однако это стало не результатом "антинаркотических" мер правительства, а следствием засухи и снижения урожайности. Кроме того, наблюдается увеличение численности населения, вовлеченного в производство наркотических веществ. В настоящее время в этой сфере задействовано 1,9 млн человек (6% населения страны).

Данному обстоятельству способствует несостоятельность программы афганского правительства, направленной на поддержку выращивания альтернативных сельскохозяйственных культур. В стране практически полностью уничтожена ирригационная система полей и для ее восстановления требуются значительные финансовые вложения.

Увеличение объемов международного наркотрафика с афганской территории, борьба между криминальными и религиозными экстремистскими группировками за перераспределение доходов от производства и транспортировки наркотических веществ способствуют дальнейшему нарастанию напряженности в ИРА и создают предпосылки для дестабилизации обстановки в центрально-азиатском регионе в целом.

Таким образом, в ближнесрочной перспективе внутриполитическая ситуация в Афганистане сохранит нестабильность с учетом неспособности его силовых ведомств обеспечить безопасность в республике, наличия внутренних противоречий во властных структурах, а также антиправительственной деятельности Исламского движения талибов и ИГИЛ.

Читайте также: