Мини сочинение профессиональное самоопределение

Обновлено: 02.07.2024

Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности - это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: "Кем быть?" и "Каким быть?".

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: "Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца".

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках - психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

✔ Социальное самоопределение - осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик "Спартака"? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе?
✔ Гражданское самоопределение - позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать?
✔ Общественно-политическое самоопределение - приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию?
✔ Профессиональное самоопределение - сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес?
✔ Религиозное самоопределение - приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным?
✔ Семейное самоопределение - представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь?
✔ Внутригрупповое самоопределение - осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?

Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго - любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе "Анна Каренина"? А в "Преступлении и наказании"?

Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать - а как я поступил бы на месте персонажа?

Самоопределение подростков

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее "сталкивается" с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток "самоопределился", становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

Самоопределение - это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток - это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:
① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
② Сравнивает себя с другими и "примеряет" на себя требования действительности.
③ Оценивает себя.
④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин "профессиональное самоопределение" используется как синоним слову "профориентация". Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о "профориентации молодежи", молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в "профессиональном самоопределении" явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.

Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России,
читайте нашу статью "История профориентации в России в инфографике" >>

В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного "оттянуть" профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин "готовность к профессиональному самоопределению". Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
      a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа "Я" в контексте профессионального самоопределения.
      b. Ответственность, или "автономность" (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
      c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.
      a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
      b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
      c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается "раз и навсегда", понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
      a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
      b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
      c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.

    Если вы хотите оценить уровень готовности подростка к профессиональному самоопределению,
    предложите ему ПРОЙТИ ТЕСТЫ на ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>

    Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.

    Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

    Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


    Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    профессиональное самоопределение учащихся

    Богданова Наталья Владимировна

    Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно – ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображения престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы. Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдению.

    Этой информации нет даже в полных энциклопедических словарях. Информацию о мире профессий, о пространстве выбора профессии получить довольно трудно.

    Свою профессию люди знают. Проявляют в работе творчество. Представляют каким должен быть профессионал. Другие профессии нередко им менее интересными, менее достойными.

    Подрастающий человек в ходе образования, не получает достаточно полных и систематичных сведений о людях-труда, о путях своего возможного профессионального развития, препятствуют ему в жизненном самоопределении.

    Составляющая этого процесса – повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития.

    Помочь подрастающему человеку правильно выбрать свою профессиональную стезю должны старшее поколение и педагоги, занятые вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь.

    Профессионально-личностное самоопределение молодежи становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстро меняющихся общественных отношений. Это обусловлено тем, что переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, которая характеризуется тем, что молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность работы образовательных организаций различного уровня по профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи влечет за собой не только дезадаптацию молодых людей на рынке труда, но и потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом.

    Самоопределение человека — это сложный, многоступенчатый, активный процесс осмысления человеком своего места в обществе, осознания своего отношения к окружающим людям, стремление занять определенную позицию на основе поиска баланса между субъективными качествами и требованиями общества, обеспечивающую его самоактуализацию и самореализацию.

    Если говорят о профессиональном контексте самоопределения, то акцентируют внимание на том, что профессиональное самоопределение представляет собой самостоятельное, осознанное построение, корректировку и реализацию человеком профессиональных перспектив, выбор направления профессиональной деятельности, сопровождаемое анализом собственной активности.

    Особенности сегодняшних школьников :

    Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.

    Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.

    Ориентированность на потребление, индивидуализм.

    Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.

    Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

    Тесты, опросы, практические апробирования профессиональных компетенций, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.

    Мы проводили профориентационную работу со школьниками 8 классов Борисоглебского городского округа. Ученики приходили к нам и их знакомили с профессией повара, историей её возникновения и проводили отработку практических навыков и умений по приготовлению кулинарных мучных изделий, мясных блюд.

    Результатом профориентации: в 2019 -2020 уч. г. без проблем набрали группу поваров, кондитеров в количестве 25 человек качества знаний за 1 семестр текущего года по предметам профессионального цикла составляет 64%.

    Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

    Список используемой литературы:

    Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -- М., 2001. -- 456.

    Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -- М., 2001. -- С. 189.

    Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

    Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.


    Сущность профессионального самоопределения

    Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

    У профессионального самоопределения есть ряд функций:

    • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей. Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
    • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
    • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
    • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

    Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

    Она включает следующие компоненты:

    Профессиональное самоопределение учащихся

    Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.


    В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

    Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

    Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

    Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

    Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

    Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

    Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

    Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.


    В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

    Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

    Культура профессионального самоопределения личности

    Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

    Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.


    Проблема профессионального самоопределения личности

    Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

    Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

    Развитие личности и профессиональное самоопределение

    Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

    А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.


    Факторы профессионального самоопределения личности

    В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

    • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
    • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
    • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

    Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

    • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
    • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
    • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

    Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

    Этапы профессионального самоопределения личности

    Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

    1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
    2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
    3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
    4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

    Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

    Вывод

    Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

    Для каждого человека предельно важно найти свое место в этом мире. Это касается не только профессии, но и личных качеств. Самоопределение необходимо для обретения уверенности в себе, самореализации, навыка выхода из конфликтных ситуаций и освоения социальных ролей. Однако не всем людям одинаково легко найти себя и свое место в жизни. Что такое самоопределение? С какими проблемами может столкнуться человек на пути к нему?

    Что такое самоопределение?

    В течение всей своей жизни люди занимаются поиском своего предназначения и места в этом мире. Самоопределение – это процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.

    Поиск своего предназначения занимает не один год. Этот процесс очень сложен и длится в течение всей нашей жизни. Что такое самоопределение с точки зрения философии? Прежде всего, это попытка человека найти и обрести смысл своего существования. Люди постоянно задумываются над тем, как правильно себя повести в тех или иных ситуациях, когда и кому стоит помочь, чем заняться, чтобы принести максимальную пользу обществу – все это и есть самоопределение.

    что такое самоопределение

    Значение самоопределения

    Самоопределение человека играет самую важную роль в формировании и становлении его как личности. Люди, которые не смогли найти своего места в мире, глубоко несчастны. Они не видят смысла своего существования, а, соответственно, им не к чему стремиться, нет целей, которых бы они хотели достичь. Человек, утративший интерес к жизни, впадает в глубокую депрессию, замыкается в себе.

    Самоопределение способствует социализации индивида. Оно помогает человеку находить выход из трудных ситуаций, правильно и с достоинством разрешать конфликтные ситуации, уверенно вести себя в обществе, соблюдать нормы этикета.

    Самоопределение – это важный шаг на пути к самореализации. Человек, правильно определивший для себя, чем он хочет заниматься по жизни, добивается успехов в карьере, становится финансово независимым. Если работа приносит не только материальный достаток, но и удовольствие, люди ощущают себя по-настоящему счастливыми.

    самоопределение это

    Виды самоопределения

    Условно можно выделить 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они тесным образом связаны между собой и очень часто пересекаются.

    Личностное самоопределение неразрывно связанно с ценностями человека. Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки.

    Профессиональное самоопределение заключается в выборе человеком специализации, принятии решения о том, кем стать и какая работа придется ему по душе. Первым шагом на пути к этому является получение образования.

    Жизненное самоопределение представляет собой выбор стратегии и стиля жизни. Для каждого человека очень важно понять смысл своего существования и действовать в соответствии с ним.

    Все эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют друг с другом на основе причинно-следственных связей. Одни из них либо служат предпосылкой для формирования других, либо существуют и развиваются одновременно.

    личностное самоопределение

    Профессиональное самоопределение

    Каждый человек имеет право на самоопределение - как на личностное, так и на профессиональное. С самого раннего детства ребенка спрашивают, кем он хочет стать. По-настоящему остро этот вопрос встает перед окончанием школы, когда молодому человеку необходимо определиться с будущей специальностью и дальнейшим учебным заведением.

    Чтобы не ошибиться с выбором, нужно адекватно оценить свои интересы и возможности, а также как можно больше узнать о понравившейся профессии. Немалое значение играет престижность специальности и то, насколько хорошо она оплачивается. Как правило, профориентации школьников уделяется огромное внимание. Вузы и колледжи устраивают для абитуриентов дни открытых дверей, во время которых подробно рассказывается о каждой специальности, ее плюсах и минусах. Помочь в профессиональном самоопределении могут различные тесты и тренинги на выявление склонности к той или иной сфере деятельности.

    Выбор специальности - довольно нелегкое дело. Очень многие люди не могут сразу же правильно определиться со своей профессией. Начав обучение либо уже закончив его и выйдя на работу, очень часто человек разочаровывается в своем выборе. Вот почему у нас так много людей, получающих второе образование.

    право на самоопределение

    Личностное и жизненное самоопределение человека

    Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.

    Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.

    Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.

    Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.

    Не каждому человеку удается с легкостью найти свой жизненный путь. Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.

    проблема самоопределения

    Проблема самоопределения

    В поисках своего места в мире человек может столкнуться с массой проблем. Основную трудность представляет выбор подходящей профессии. Очень многие школьники совершенно не знают, кем хотят стать в будущем. Они привыкли жить без проблем и забот, не задумываться о завтрашнем дне и о том, что такое самоопределение. Сделать столь ответственный выбор для них очень сложно.

    Некоторые молодые люди вовсе самостоятельно не решают, кем стать в будущем. Выбор за них делают родители, которые стараются подобрать для своего ребенка самую высокооплачиваемую специальность, при этом совершенно не задумываясь о его интересах. В результате школьники не имеют ни малейшего представления о том, чем им предстоит заниматься всю жизнь, либо, даже не начав обучение, ненавидят свою будущую профессию.

    Читайте также: