Мини сочинение на тему мое путешествие по древнему востоку

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель истории и обществознания

Яшкульской многопрофильной гимназии

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока (Египет, Междуречье, Финикия), создать эмоциональный фон, благоприятный для усвоения материала.

знать основные исторические события и личности, понятия по теме и уметь применять эти знания на практике;

уметь производить сравнительный анализ стран Древнего Востока;

уметь пользоваться наглядными пособиями;

формировать интерес учащихся к истории стран Древнего Востока, их достижениям в области науки, культуры и искусства.

Тип урока: обобщающее повторение.

Ход урока.

I Оргмомент

II Урок начинается с вводного слова учителя

Что это означает?

( появление государства, городов, письменности, законов)

Историческая разминка.

Назовите мне государства Древнего Востока которые мы с вами изучили? (Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персия, Индия, Китай)

Укажите, сколько лет назад появились первые государства? (5 тысяч лет назад)

Укажите какое занятие людей способствовало возникновению государства? (земледелие)

Подумайте, объясните, почему для существования государства важна была письменность?

(чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы)

Что называется первобытностью? Цивилизацией? Государством?

Первобытность –это такой порядок жизни людей, при котором люди жили небольшими коллективами и все были равны, имели общее имущество, совместно трудились.

Цивилизация – это такой период развития людей общества), когда существует государство, города и письменность. Люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богаты, другие бедны. Появление неравенства свидетельствует о появление государства.

Государство - помогает одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества

Вопросы 1 команде

Посмотрите на карту.

Как вы думаете, почему первое государство образовалось именно здесь?

2. Как назывался правитель Древнего Египта? (фараон)

3.Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (папирус)

4. Какой город был столицей Египта? (Мемфис)

5. Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)

6. С кем Египет вел войны (Сирия, Палестина, Ливия, Нубия)

II Задание 1 команде

Особенности государственного устройства Древнего Египта

(Пока уч-ся заполняют таблицу учитель работает с другими уч-ся.)

Назовите особенности государственного устройства Древнего Египта.

В ходе обсуждения уч-ся приходят к следующему выводу: Общество Древнего Египта часто изображают в виде пирамиды. Государство Египет представляло собой так называемую восточную деспотию, где воля фараона была законом для всей страны.

Вопросы 2. команде

Учитель Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат.

1. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Работа по карте. (с.31 учебника) Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Еврат.

Как называлось государство, которое располагалось между реками Евфрат и Тигр? (Двуречье)

Назовите главный город Двуречья. (Вавилон)

Кто был самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства? (Хаммураппи)

Когда он правил? С1792 по1750 год до н.э.)

II Задание 2 команде Работа с историческим источником. Законы Хаммурапи. (текст прилагается)

Текст с ошибками (текст прилагается)

(Пока уч-ся работают с источником учитель работает с другими уч-ся.)

Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?

(Это были правила, по которым жили жители этого государства. Законы нужны были Хаммурапи для поддержания порядка, для укрепления собственной власти)

Вопросы 3 команде

Задание. Найдите лишнее слово в ряду:

Финикийцы выращивали виноград, пшеницу, оливки.(Лишнее – пшеницу, потому что ее не выращивали в Финикии)

В горах Финикии росли кедры, дубы, березы. (березы)

Финикийцы изобрели пурпурную краску, папирус, прозрачное стекло. (папирус)

Финикийцы торговали с Грецией, Египтом, Русью. (Русь)

Финикийцы придумали иероглифы, алфавит, колонии. (иероглифы)

Задание по датам. Представьте себе, что …

…вы получили приглашение от царя Хаммурапи погостить в его дворце. Но сразу поехать не удалось. Когда же спустя какое-то время вы прибыли в Вавилон, то узнали, что царь Хаммурапи умер ровно год назад. В каком году по нашему летоисчислению вы оказались в Вавилоне? (1749 г. до н.э.)

…Вы посетили Вавилон через 2 года после того, как Хаммурапи стал царем. В каком году это было? (1790г. до н.э.)

Финикийская тайнопись.

Подумайте и ответьте какая особенность финикийского письма позволяла купцам использовать его как тайнопись. Какая трудность возникала при чтении финикийских текстов? Какое это слово? Прочтите, здесь написано так, как писали финикийцы.

БЖКВ СЛТ, ШРКВ МН, БРКВ РЛН, ФНК (с.26. МП)

Задание 3 команде. Составьте опорную схему.

Финикия – привозила: зерно,---,---,холсты для ---, ---, ---.

Продавала: лес, -----, оливковое ---, пурпурные ---, ----, -----, изделия из ---, ----.

Дала миру: надежные ----, прозрачное ----, ---- краску, первый-----, первую ----,

Проверка работы 1, 2 группы Выводы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

1. Решите загадку.

В Вавилонии богатые люди указывали в завещании деревянную кровать, табуретку и дверь. Почему?

(В Южном Двуречье не было лесов, древесина была привозной и стоила дорого).

2. Соотнесите изображение и страну, где оно было сделано.(стрелками)

3. Убрать лишнее.

4. Задание. Составьте предложение из разрозненных частей.

и всегда говорить, скакать на коне, стрелять, правду, из лука.

мужество, военная, в бою, иметь как можно, доблесть, больше сыновей.

Каким трем вещам, согласно Геродоту, обучали персидских мальчиков в возрасте от 5 до 20 лет?

Три главных достоинства персов, согласно Геродоту?

Как любил называть себя Дарий I ?

Скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду.

Мужество в бою, военная доблесть, иметь как можно больше сыновей.

5. Исторические задачи

Виноваты корабельщики, плывущие против течения. Вавилоняне строили из тростника продолговатые суда, имеющие нос и корму. На таких судах плавали не только вниз но и вверх, преодолевая быстрое течение реки. Случалось, что плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Согласно закону царя Хаммурапи виноватыми при этом всегда считались корабельщики того судна которое шло против течения. Суд обязывал их возместить убытки. Подумайте, почему по вавилонскому закону всегда были виноваты корабельщики, плывущие против течения? Справедлив ли этот закон? ( Идущий вверх по течению корабль должен уступить дорогу, поскольку противоположный корабль не может сбавить скорость, потому что течение очень быстрое. Корабельщики, плывущие против течения, всегда могут перестать грести, и их станет сносить вниз, и столкновения не произойдет… Тот же корабль, который плывет вниз, не может отступить назад, плыть назад труднее).

Чем особенно гордился вельможа.

В Древнем Египте на стене гробницы одного вельможи, занимавшего высокий пост во дворце (он был начальником дворцовых медников), есть надпись, в которой вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не наказывал его палками.

Какие выводы о власти фараона над населением Египта можно сделать из этих слов?

Задача иллюстрирует безграничную власть фараона над всеми слоями населения Египта.

6.Закрепление материала.

Вывод: Страны Древнего Востока были первыми странами мира, где возникла древнейшая цивилизация; государства представляли собой так называемую восточную деспотию, где воля фараона, царя, правителя была законом для всей страны; огромную роль играла религия; велики были достижения культуры.

Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия - опора государственной власти

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Приложение 1

ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Приложение 1

ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Приложение 4

Страны Древнего Востока

Приложение 4

Страны Древнего Востока

Приложение 2

Законы царя Хаммурапи

$7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек – вор, его должны убить.

$53. Если человек полениться укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет взрыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины, то) человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

$ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг.) серебра.

$229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалиться и причинит смерть хозяину дому, то этого строителя должны убить.

$274. Если человек нанимает какого - либо ремесленника, то плату… 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, в день он должен давать.

$48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

$205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должны отрезать ему ухо.

$26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или, наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого редума или баирума должны убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987.-с. 59-63.

Беседа по вопросам к документу.

- На какие группы делилось население Вавилонского царства?

- Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?

- Каких домашних животных разводили жители Вавилона?

- Что умели делать жители этой страны?

- Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?

- Как наказывали рабов?

- Как наказывали воинов, которые отказывались выполнять приказ военачальника?

- С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?

Найдите ошибки.

Однажды учитель предложил пятиклассникам придумать рассказ от имени мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами – вот как начал выполнять задание один ученик:

Ошибки таковы : Вавилон расположен на берегах Евфрата, а не Тигра (1); в Южном Двуречье кирпичи обычно сушили на солнце, а не обжигали в печи (2); строительный камень добывали далеко от Вавилона, а не поблизости (3); по вавилонским законам неоплатный должник должен был работать на хозяина 3 года, а не всю жизнь (4); в Вавилонии не было металлов и строевого леса, их привозили из других стран, а зерна выращивали много и его вывозили на продажу (5); в школе учились одни мальчики (6).

Беседа по вопросам к документу.

- На какие группы делилось население Вавилонского царства? ( рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы).

- Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? ( золото, серебро)

- Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (волов, ослов, овец)

- Что умели делать жители этой страны? (обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудие труда, обрабатывать кожу, торговать).

- Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? ( взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты).

- Как наказывали рабов? (наносили увечье – отрезали ухо, но не убивали).

- Как наказывали воинов, которые отказывались выполнять приказ военачальника? ( убивали).

- С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? ( Хаммурапи нужна была сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

Представим себе, что мы попали в Древний Египет. Сразу бросаются в глаза большие здания в центре древних городов. Везде красиво и чисто. На полях трудятся рабы, их нещадно эксплуатируют рабовладельцы, рабам приходится трудиться в невыносимую жару. Немного дальше видим, как строятся пирамиды, тысячи рабов трудятся с раннего утра и до позднего вечера. Большие здания с колоннами, это храмы, где египтяне поклоняются своим богам, приносят им жертвы. Дворец фараона самый большой среди всех построек. Вот такой он Древний Египет.

Путешествие в Египет

Особенности путешествия в Древний Египет

Представим, что мы на машине времени переместились в Древний Египет. Сразу нужно заметить, что это одна из первых человеческих цивилизаций и посмотреть здесь можно много чего. Попросим местного жителя рассказать нам о своей стране и поводить в разные места. Конечно, ему придется за это заплатить несколько золотых монет, ведь мы отвлекаем человека от своих дел. Итак, давайте определимся, что мы обязательно должны увидеть и узнать, отправившись в путешествие по древнему Египту:

  • нужно обязательно увидеть великую реку - Нил, которой поклоняются все жители Египта;
  • нужно увидеть египетские пирамиды;
  • попытаемся увидеть и узнать, как делают мумии;
  • узнаем, чем занимаются местные жители;
  • сходим в египетскую школу.

Итак, первым делом мы отправились на берег Нила. Нил - священная река у египтян. Они ей поклоняются, так как Нил является источником для жизни в жаркой стране. Ежегодно река разливается, оставляя на берегах слой плодородного ила. Люди обрабатывают плодородную почву и выращивают на ней пшеницу, картофель, другие овощи и фрукты. Кстати, египтяне сооружают специальные сооружения - шадуфы и каналы. Эти устройства необходимы для полива насаждений, которые находятся далеко от воды.

Затем мы отправились посмотреть пирамиды - усыпальницы египетских правителей - фараонов. Пирамиды просто огромные. Они построены из больших прямоугольных камней. Охраняют вход в пирамиды - сфинксы. Мы решили спросить у местного жителя о том, какие животные в Египте считаются священными. Он сказал, что в Египте почитают многих животных, но особенно кошек и коров. Занятия у древних египтян разные. Кто-то занимается земледелием и скотоводством, кто-то ремесленник, кто-то врач, кто-то учитель, а кто-то жрец. Посмотреть, как делаются древние мумии, нам не удалось. Это могут делать только жрецы. В египетскую школу заглянуть получилось. Ученики усердно пишут иероглифы на папирусе. Их обучает учитель. Дети учатся прилежно с утра до вечера.

“Все дороги ведут в Рим” – гласит пословица. И согласно этой пословице, одна из дорог однажды привела меня в этот великий город.

Войдя в Рим, я был поражен его великолепием: домами, храмами, алтарями, колоннами. Еще меня удивило то, как много людей собралось в нем. Я осмотрел холмы, между которых стоит город, прогулялся на набережную реки Тибр, поглядел на храм верховного бога Юпитера. Потом я зашел на Форум, чтобы посмотреть на богатых римлян, одетых в тоги.

такое место, где собираются римские граждане, по делам или просто так. Я завершил прогулку около колонны императора Траяна, поставленной в честь победы римских легионеров над варварами.

Я присел отдохнуть около особняка аристократа. Здесь я наблюдал, как из дома рабы вынесли лектику – носилки с шатром. В них сидела богатая патрицианка, вся увешанная драгоценностями.

Рабы понесли носилки с госпожой по улице, а следом шли рабы-охранники. Немного спустя из дома вышли еще рабы с корзинами и отправились в сторону рынка. Я вообще заметил, что римляне, даже плебеи, сами почти не работают.

За них все делают

Я проголодался и купил пирожки у уличного торговца. Он тоже оказался рабом, но вольноотпущенником. Часть своей выручки он отдает хозяину.

Конечно, я увидел и Колизей. Его арена и амфитеатр поразили меня своими масштабами. Сюда как раз стекался народ.

Император дарил народу зрелища гладиаторских боев в честь очередной победы своих легионов над противников. На арену выходили гладиаторы, целые отряды. Они были вооружены копьями, мечами, пиками. Рабы везли на колесах клетки с хищными пантерами и тиграми, привезенными из заморских стран.

Сегодня люди и звери будут сражаться Друг против друга. Проигравший погибнет.

Я понял, что для римлян бой гладиаторов – обычное зрелище. Зрители спокойно жевали пирожки и сладости, держали на коленях своих детей в то время, как на арене лилась кровь. Я ушел из цирка, когда римские граждане заключали пари на деньги и болели за “своих” гладиаторов. Кто кого побьет: германцы или галлы?

Люди чувствовали себя повелителями мира, гражданами Великой Империи, которая никогда не падет.

Команды дают название (1 балл) и приветствие (1 балл).

3. Разминка команд

Участникам предлагается подписать конверты в названные учителем страны Древнего Востока, указав главные географические объекты(3 балла) и имя исторического адресата (2 балла).

Нарисовать схематично четыре фигурки и разукрасить их в соответствующие цвета, так как известно, что каждой касте соответствовал особый цвет одежды. Фигурки подписать.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за выполнение задания без ошибок – поощрительные 3 балла, максимум – 13 баллов.

7. Историческое сочинение (максимум 5 баллов)

Команды по жребию выбирают темы мини-сочинений на историческую тему. Особое внимание при оценке сочинения уделяется отношению авторов к описываемым событиям.

  • Военные походы фараона.
  • Отчет за день судьи перед царем Хаммурапи.
  • Благодарственное письмо финикийцам от имени современного школьника. Представь, что если бы не финикийцы, тебе пришлось бы обучаться иероглифическому или клинописному письму.

Ответы

Библия

Компас

Уже в I веке н.э.в Китае был сконструирован компас. Он представлял собой ложку из магнетита, центр тяжести которой размещался в самой глубокой точке ложбинки, что позволяло ей свободно двигаться. Ложка лежала на дощечке, где были обозначены стороны света. Поначалу прибор предназначался лишь для определения благоприятного места для новой постройки. к концу XI века в Китае появился морской компас; он состоял из магнитной иглы, подвешенной к шелковой нити.

Пурпурная краска

Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный, цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.

Писанные законы

Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792-1750 год до н.э. Именно его законы написаны на черном камне. По этим правилам, установленным царем, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.

Шахматы

В Древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник – брахман. В Индии придумали игру для царей – шахматы(в наши дни фигурку колесницы называют ладьей, а советника – ферзем).

Весы

Весы в Древнем Египте – символ правосудия. На суде Осириса на весах взвешивали сердце умершего. весы использовались и для практических нужд – в торговле, в ювелирном деле. Гири из полированного камня имели круглую или прямоугольную форму.

  • (ПЕРС + АРАВ + ЛИД + МИД) * ИЯ = ПЕРСИЯ + АРАВИЯ + ЛИДИЯ + МИДИЯ
  • (АП + МЕМФ + ОСИР + АНУБ) * ИС = АПИС + МЕМФИС + ОСИРИС + АНУБИС
  • РА * (МА + ВАНА + МАЯМА) = РАМА + РАВАНА + РАМАЯМА
  • ГА * (НГ + НЕШ + УТАМА) = ГАНГ + ГАНЕШ + ГАУТАМА
  • (Д + Р) * ЕЛЬ + (ТА + ЕФ) = ДЕЛЬТА + РЕЛЬЕФ.

Дополнительные задания командам

Ф121314 (ФИНИКИЯ)
212ЕВ14(НИНЕВИЯ)
ЗОЛО214 (КОЛОНИЯ)
Ответ: 1 – И; 2 – Н; 3 – К; 4 –Я;
ГАН * (Г + ЕШ) = ГАНГ + ГАНЕШ.

11. Конкурс Оживи картину (домашнее задание)

Пока жюри подводят окончательные итоги, ведущий проводит анализ конкурса капитанов. При оглашении итогов игры команды награждаются грамотами I, II и III степени.

Литература:

Читайте также: