Методика сочинения сказки в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Соловьева Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Углич Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сочинение сказок с детьми младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование

Департамент образования

Составитель: Соловьева Е. А.,

учитель начальных классов СОШ № 8

Научный руководитель:

Смирнова Т.М.,

преподаватель методики русского языка УПК,

кандидат педагогических наук.

Понятие о творческой деятельности
……………………
II.

Психологические основы, методы и приемы

стимуляции творческой деятельности
…………………
III. Опытно-экспериментальная работа по использованию

комплекса упражнений, включающих разнообразные виды

творческих заданий по сочинению сказок
…………………. 1. сказки по серии картинок;…………………………………….. 2. изменение конца сказки;……………………………………. 3. сказки наоборот;…………………………….………………. 4. сказки с огородной грядки; …………………………………… 5. сказки с лишним героем, сказки по опорам.………………… 6. исследование уровня развития связной речи у учащихся начальных классов …………………………………………….
Заключение
……….……………………………………………….
Литература
………………………………………………………..
Приложения
……………………….…………………………….. 1 3 4 5 6 6 8 8 9 12 17 18 2

II. Психологические основы, методы и приемы

III. Опытно-экспериментальная работа по использованию комплекса

упражнений, включающего разнообразные виды творческих заданий по

составления общей характеристики речи учащихся младшего

Заключение
Данная работа убедительно доказала актуальность рассматриваемой проблемы. Ребенок, склонный к творчеству, к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца – первооткрывателя. Умения и навыки самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы, нами были реализованы следующие задачи: - выделены критерии и показатели уровня развития связной речи; - разработан и апробирован комплекс упражнений творческого характера по сочинению сказок; - доказана эффективность разработанного комплекса. Работа имеет практическую значимость, заключающуюся в возможности учителей-практиков, студентов педагогических колледжей использовать представленный опыт по развитию творческих способностей учащихся начальных классов в организации уроков, внеклассных занятий с таким видом работы, как сочинение сказок. 17

Литература.
1. Бурмако В.М. Русский язык в картинках. – М.: Просвещение, 1991. 2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр Педагогический поиск, 2000. 3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз,1997. 5. Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах./ сост. Г.Кружков – М.: Просвещение, 1992. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений.- М: ТЦ Сфера, при участии Юрайт – М, 2001. 7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. 8. Общая психология. /Составитель Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998 . 9. Одаренные дети: Перевод с англ./ Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. 10. Потапова Е.Н. Радость познания – М.: Просвещение, 1990. 11. Речевые секреты, под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1992. 12. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978. 13. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 14. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М: Издательский центр Академия, 2000. 15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. 16. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Занимательное пособие по русому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997. 17. Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Д.Родари. – Ростов-на-Дону, 1992. 18. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1997. 19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001. 20. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.:Гуманист. Изд. Центр Владос, 2001. 18
Приложение 1.
Гений или исполнитель?

Творческий потенциал вашего ребёнка.

Тест для родителей.

Тест для детей 7-13 лет поможет проверить ваши собственные

наблюдения и определить, в чём талантлив ваш ребёнок, к какой области

деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованными, если

результаты не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребёнок меняется,





Расскажу о нашей методике сочинения сказок. На первом году обучения мы используем метод карточек-пиктограмм, значение которых основано на часто повторяющихся элементах волшебной сказки. Опираемся при этом на труды В.Проппа и Д.Родари, много работаем с детьми над раскрытием структуры сказки как жанра, над развитием речи учащихся и обучению их символическому мышлению. Дети выкладывают схемы известных сказок и сочиняют свои коллективные сказки на основе аналогичных схем. Переходя от сказочного сюжета к его схеме, учащийся тем самым переходит от конкретного мышления к абстрактному и учится оперировать символами. Этот навык относится к метапредметным и весьма необходим ученику на уроках математики и русского языка, при составлении схемы слова и схемы задачи. Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались нами так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. (Приложение 1)




Жила-была девочка Даша. Ей очень хотелось научиться летать. Она все время тренировалась, прыгала с лестницы на батут. Но летать все равно не получалось. Однажды у нее выпал молочный зуб. Она спрятала его под подушкой и стала ждать фею. Когда зубная фея появилась, девочка попросила, чтобы ей научиться летать. И фея исполнила ее желание: у девочки выросли крылья. Каждое утро Даша уходила гулять, а на самом деле летала. Она пряталась от людей в парке и лесу. Однажды ее крылья увидели родители и тут же повели в больницу. Врач осмотрел девочку и попытался отрезать крылья. Усилием воли она сделала так, что крылья сами исчезли на время. И врач оставил ее в покое. Теперь ей приходилось все время прятать свои крылья. Однажды она все-таки забыла убрать крылья перед уроками, и ее увидели крылатой в школе. Учитель рассердился, и девочку выгнали из школы. Но она попросила фею, и та сделала так, что у девочки появилась своя школа, в которой училась только она, и никто ей не мешал. Но это не понравилось ее родителям. Они потребовали, чтобы она избавилась от крыльев. Как только Даша пообещала это, ее школа исчезла, и крылья тоже. Они исчезли насовсем. Девочка долго плакала и просила, чтобы все стало, как раньше. Когда у нее снова выпал зуб, она дождалась зубную фею и попросила ее вернуть крылья. Но фея сказала, что волшебство действует только с первым зубом. Она подарила девочке 500 рублей. Даша сказала:
- Зачем мне деньги, я хочу летать!
Тогда фея сказала, что есть один волшебный магазин фей, и в нем продаются крылья. Но чтобы попасть туда, нужно быть очень смелой. На следующий день девочка попросила у папы еще денег, потому что крылья стоили дорого, и нашла магазин фей. Она купила крылья и с тех пор летала, и все у нее было хорошо.



Главная задача, которую мы, педагоги, ставим перед собой, - это всестороннее развитие и гармонизация личности ребенка. Считаю, что комплексная работа со сказками, которую мы проводим, и которая включает литературное творчество детей, драматизацию и реализацию сказочных сюжетов в лепке и изобразительном творчестве, как нельзя лучше отвечает этой задаче, является актуальной и способствует достижению новых стандартов в школьном образовании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."

Сочинение — это составление своего текста.


Цель: Развивать творческие способности детей через сочинение сказок (слайд). Задачи: 1. Познакомить с приёмами творческого воображения. 2. Показать технологии. 3. Раскрыть приёмы сочинения сказок.


Примерное содержание занятий по развитию творческих способностей через сочинение сказок

Материал предлагает примерное содержание занятий по развитию речи учащихся через сочинение сказок.

Мастер класс "Сочинение сказок"

Мастер-класс "Сочинение сказок".


Технологическая карта интегрированного урока чтение - русский язык"Сказки Андерсена. Развитие речи Сочинение сказок"

Через музыку Э. Грига дети погружаются в удивительный мир сказочника.На столе гаснут свечи. Великий сказочник покидает класс. Но его духом пронизаны творческие работы ребят.


Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.

Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра.

Гост

ГОСТ

Методы и приемы обучения сочинению рассказов и сказок

В методике развития речи существуют следующие этапы сочинения сказок:

  • пересказ
  • соединение сюжетов сказки
  • самостоятельное сочинение
  • обогащение литературного опыта
  • обучение приемам для создания сказок
  • обобщение знаний об особенностях жанра

Однако в качестве главных и основных приемов обучения детей написанию сказок, называют сочинение на любую тему или же на предложенную самим воспитателем и продолжение рассказа воспитателя.

Кроме этого, используются игры на моделирование (учащиеся учатся распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, а также придумывают различные ситуации, в основу беря схематические изображения отдельных предметов) и игры на обобщение ( дети придумывают предметы — помощники на основе анализа основных волшебных предметов).

Методика сочинительства сказок и веселых историй

Когда происходит процесс обучения детей сочинению сказок, часто используется такой прием, как придумывание продолжения истории. В этом приеме учителя часто используют в качестве основного сюжета различные загадки, пословицы, потешки и другое.

Например, история Маугли. Вместе со взрослыми дети придумывают не только персонаж, но и обсуждают его поведение. Черты характера, его окружающие. А после уже формулируются детьми совместно со взрослыми выводы, то есть все происходящие события неразрывно связаны между собой, ничего не возникает просто так.

Алгоритм сочинения сказок

Алгоритм составления сказки:

  • определение места, где будут происходить основные события;
  • выбор главных героев ( то есть положительного и отрицательного);
  • выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или же волшебного предмета);
  • определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, для чего героям нужен этот предмет, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;
  • разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари

Известный писатель Джанни Родари предлагает несколько методов придумывания сказок.

Методика сочинительства сказок и веселых историй

В сочиненных сказках детьми часто используется словотворчество– то есть придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Родари предлагает прибавлять к самым обыкновенным словам приставки: мини-, анти- супер и так далее, чтобы получить абсолютно новые слова. Например, с помощью этих приставок получаютя такие слова, как антикот, минилев, суперлис и далее. Такое новое слово может быть главным героем сказки.

Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.


С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Коллективное сочинение


Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Инсценировка

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.

Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…).

Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.


Сказка об игрушках

Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений!

Читайте также: