Методика родительское сочинение о а карабановой

Обновлено: 05.07.2024

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

Работа состоит из 1 файл

игры семейных отношений.doc

32. Я способна признать свою неправоту в отношениях в семье:

□ скорее не согласна;

33. Я как родитель умею настоять на своем:

□ нет, это мне не свойственно.

34. Я терпима к недостаткам членов моей семьи:

□ скорее не согласна;

35. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать:

□ скорее не согласна;

36. Согласны ли Вы, что даже если муж и жена любят друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться:

□ скорее не согласна;

37. Любите ли Вы иногда прихвастнуть:

38. В семейной жизни для меня важно опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению:

□ скорее не согласна;

39. Мой муж и я обычно согласовываем требования к ребенку и оказываем друг другу поддержку в вопросах воспитания:

□ скорее не согласна;

40. Можете ли Вы иногда веселиться в компании, не сдерживая себя:

41. По своей натуре я доброжелательна:

□ скорее не согласна;

42. Родитель должен пользоваться уважением в семье:

43. Люблю опекать:

□ скорее не согласна;

44. Иногда Вы ведете себя несдержанно:

45. Планировать домашнее хозяйство должна мать, так как она одна знает, что делается в доме:

□ скорее не согласна;

46. Согласны ли Вы, что если смеяться и шутить вместе с детьми, то это многое облегчает в семье:

□ скорее не согласна;

47. Благополучие в семье важнее, чем хорошее состояние дел на работе:

□ нет, работа не менее важна, чем семья;

48. В нашей семье уделяется мало внимания обсуждению проблем воспитания детей:

□ скорее не согласна;

1. Начать обработку лучше с подсчета баллов по шкале лжи в соответствии с ключом:

При сумме баллов более 5, ответы опросника имеет смысл считать недостоверными.

3. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой шкале соответственно ключу:

— Родительские позиции — 2, 11,17, 25, 33, 42;

— Родительские чувства — 3, 12, 18, 26, 34, 43;

— Родительская ответственность — 4, 13, 20, 27, 35, 45;

— Родительские установки и ожидания - 5, 6, 21, 29, 36, 46;

— Семейные ценности — 7, 14, 22, 30, 38, 47;

— Стиль семейного воспитания — 8, 15, 23, 31, 39, 48;

— Родительское отношение - 1, 9, 16, 24, 32, 41.

4. Вопросы № 5, 6 — оценивается совпадение выбранных позиций обоих партнеров, где каждое совпадение оценивается 1 баллом. Соответственно сумма баллов по этим вопросам будет совпадать в семейной паре как у мужчины, так и у женщины.

5. В вопросе № 21 совпадение выбранной позиции с ответом партнера, оценивается 5 баллами, любое другое несовпадение — 1 балл.

Чем больше количество баллов, тем выше уровень осознанности родительства. Следовательно, чем выше оценка по конкретной шкале, тем выше уровень осознанности конкретного компонента родительства.

1) выявление особенностей родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) сбор дополнительной по отношению к результатам беседы с родителями анамнестической информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка;

4) выявление личностных особенностей самого родителя. Данная методика использовалась в качестве вспомогательной

для создания авторского опросника. Мы сделали методику более формализованной, конкретизировав для испытуемых тему сочинения. Сочинение родители писали дома, при этом время написания, объем и содержание сочинения не ограничивалось. Родителям давалась письменная инструкция, выполненная в двух формах — для мужчин и женщин.

* Модифицирована Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой (2002).

Большой процент невыполненных заданий (около 2/3 людей, которым было предложено участвовать в исследовании, не выполнили задание) можно объяснить следующим образом:

— недостаток личностного контакта и доверия между психологом- исследователем и испытуемыми;

— непривычность для испытуемых проявления рефлексии и описывания собственных чувств и мыслей в письменном виде.

Задание для женщин

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным. При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.

1. История моего материнства.

3. Что мне нравится в себе как в матери.

4. Что мне не нравится в себе как в матери.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследования.

Процедура проведения методики

Родителю предъявляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложении с достаточным свободным местом для их завершения. Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Список незаконченных предложений

Когда я думаю о своем ребенке, то.

По сравнению с другими детьми его/ее возраста.

Я люблю, когда мой ребенок.

Я хотел(а) бы, чтобы.

Меня беспокоит в нем/ней.

Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания.

Я очень раздражаюсь, когда.

Когда он/она рос (ла).

Моего ребенка интересует.

Мне приятно, когда мы с моим ребенком.

Скорее всего, он/она.

Когда мы с ним/ней бываем среди других детей.

Мне нравится в моем ребенке.

Я всегда мечтала о том, что.

Хотелось, чтобы он/она перестал(а).

Мне не нравится в нем/ней.

Когда он/она был(а) маленьким(ой).

Мой ребенок любит.

Мой ребенок и я.

Я всегда замечал(а).

Самое главное в характере моего ребенка.

Мой ребенок силен в.

Я был(а) бы рад(а), если бы.

Мне бы не хотелось, чтобы…

Мой ребенок достаточно способен, чтобы.

Думаю, что ему/ей мешает.

Самое трудное, что пережил мой ребенок.

Наши отношения с ребенком.

Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе содержания высказываний необходимо учитывать их временную направленность – на прошлое, будущее, настоящее; центрирование - на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом; эмоциональный знак - положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.

Распределение незаконченных предложений по шкалам

Номера предложений в сочинении

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики ребенка

Позитивные особенности ребенка

Возможные страхи, опасения

Интересы, предпочтения ребенка

В общем виде категории делятся на следующие блоки:

- 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения – высокий уровень отвержения;

- 2 балла приписывается высказываниям, характеризующим не столь явное, а скорее скрытое отвержение ребенка – средний уровень отвержения;

- 1 балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с ним – низкий уровень отвержения;

0 баллов приписывается нейтральным высказываниям, в которых приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;

+ 1 балл приписывается высказываниям, близким к нейтральным, но все же содержащим слабую выраженность позитивного отношения к ребенку – низкий уровень принятия;

+ 2 балла приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку – средний уровень принятия;

+ 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено максимально позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие тех его качеств и особенностей, о которых пишет родитель — высокий уровень принятия.

По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком.

Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.

Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то .

- Скорее всего, он/она .

- Я всегда замечал(а) .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- По сравнению с другими детьми его/ее возраста .

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка .

- Мой ребенок силен в .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Я люблю, когда мой ребенок .

- Мне нравится в моем ребенке .

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

- Я хотел(а) бы, чтобы .

- Я всегда мечтала о том, что .

- Я был(а) бы рад(а), если бы .

- Мой ребенок достаточно способен, чтобы .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Меня беспокоит в нем/ней .

- Мне бы не хотелось, чтобы .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания .

- Хотелось, чтобы он/она перестал(а) .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Я очень раздражаюсь, когда .

- Мне не нравится в нем/ней .

- Думаю, что ему/ей мешает .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда он/она рос(ла) .

- Когда он/она был(а) маленьким(ой) .

- Самое трудное, что пережил мой ребенок .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Моего ребенка интересует .

- Мой ребенок любит .

- Мне приятно, когда мы с моим ребенком .

- Мои ребенок и я .

- Наши отношения с ребенком .

Протоколы сочинений родителей детей

Пример 1. Протокол сочинения мамы Светы Ш.

1. Когда я думаю о своем ребенке, то . думаю, как хорошо, что она есть.

11. Скорее всего, он/она .

21. Я всегда замечал(а) .

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста . как все.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей . она лидирует, командует.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка . упрямство, целеустремленность.

23. Мой ребенок силен в . спорте, есть успехи.

Положительные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок . хорошо кушает, не капризничает, занят делом.

13. Мне нравится в моем ребенке . все: внешность, красота фигуры, серьезность.

4. Я хотел (а) бы, чтобы . в жизни у нее было все хорошо.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что . она будет заниматься спортом, и она занимается.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы . все у нее в 1-м классе было хорошо.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы . у нее все было хорошо.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней . иногда капризы.

15. Я боюсь, что . она будет болеть.

25. Мне бы не хотелось, чтобы . она капризничала.

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания . чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) . капризничать.

7. Я очень раздражаюсь, когда . она беспричинно ревет.

17. Мне не нравится в нем/ней . КАПРИЗЫ.

27. Думаю, что ему/ей мешает . лень.

8. Когда он/она рос(ла) .

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) . она была, как кукла: красивые голубые глаза, кудрявые волосы.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок .

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует . спорт (горные лыжи), ходит в секцию.

19. Мой ребенок любит . рисовать, играть в куклы, ее хобби — это спорт.

29. Он/она предпочитает . отдых в Турции, на юге.

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком . вместе.

20. Мой ребенок и я . очень привязаны друг к другу, все свободное время ясней.

30. Наши отношения с ребенком . мы любим друг друга.

Пример 2. Протокол сочинения мамы Марии П.

1. Когда я думаю о своем ребенке, то . радуюсь, что она у меня есть.

11. Скорее всего, он/она . общительный ребенок.

21. Я всегда замечал(а) . что мой ребенок очень добрый и ласковый.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста . мой ребенок говорит по-английски.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей . она иногда стесняется и не знает, как начать играть с другими детьми.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка . доброта.

23. Мой ребенок силен в . пении и рисовании.

Похожие документы:

Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

. воспитания; родительский тренинг (повышение родительской компетент­ности . тода неоконченных предложений и изучения рисунков детей. Метод неоконченных предложений . задания Заключение Дата Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись. Форма 3 .

Программа, содержание, методики проект разработан по заказу министерства образования Оренбургской области

. Методики изучения учащегося 5.3. Методики изучения семьи учащегося ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ . литературу 53,7% . указывают 32% . схематичности, неоконченности его . организационную форму родительского собрания . предложения в решение родительского . сочинениях мальчиков .

Existential psychotherapy

. их сочинений, проникнутых . заключенные во . использованием ТАТа и неоконченных предложений, показывают, . , окрашенная родительской тревогой и . и с формой психопатологии. Полезависимость . (“Emergency”)32, в . методика личностных . к ним”53. “Присутствующие .

Становление личности

. и вознаг- 53 Brown W. Science . Vol. 32. № 1. P. 14-32. 30 DeSilva . эту методику, Кроутпришел к заключению, что . проработать сочинения, например . или к худшему, родительские установки в определенной . использовал две формы теста неоконченных предложений: одни .

1. Начать обработку лучше с подсчета баллов по шкале лжи в соответствии с ключом:

При сумме баллов более 5, ответы опросника имеет смысл считать недостоверными.

3. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой шкале соответственно ключу:

— Родительские позиции — 2, 11,17, 25, 33, 42;

— Родительские чувства — 3, 12, 18, 26, 34, 43;

— Родительская ответственность — 4, 13, 20, 27, 35, 45;

— Родительские установки и ожидания - 5, 6, 21, 29, 36, 46;

— Семейные ценности — 7, 14, 22, 30, 38, 47;

— Стиль семейного воспитания — 8, 15, 23, 31, 39, 48;

— Родительское отношение - 1, 9, 16, 24, 32, 41.

4. Вопросы № 5, 6 — оценивается совпадение выбранных по­зиций обоих партнеров, где каждое совпадение оценивается 1 бал­лом. Соответственно сумма баллов по этим вопросам будет совпа­дать в семейной паре как у мужчины, так и у женщины.

5. В вопросе № 21 совпадение выбранной позиции с ответом партнера, оценивается 5 баллами, любое другое несовпадение — 1 балл.

Чем больше количество баллов, тем выше уровень осознанно­сти родительства. Следовательно, чем выше оценка по конкретной шкале, тем выше уровень осознанности конкретного компонента родительства.

1) выявление особенностей родительской позиции автора со­чинения и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) сбор дополнительной по отношению к результатам беседы с родителями анамнестической информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка;

4) выявление личностных особенностей самого родителя. Данная методика использовалась в качестве вспомогательной

для создания авторского опросника. Мы сделали методику более формализованной, конкретизировав для испытуемых тему сочи­нения. Сочинение родители писали дома, при этом время напи­сания, объем и содержание сочинения не ограничивалось. Родите­лям давалась письменная инструкция, выполненная в двух формах — для мужчин и женщин.

* Модифицирована Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой (2002).

Большой процент невыполненных заданий (около 2/3 людей, которым было предложено участвовать в исследовании, не выпол­нили задание) можно объяснить следующим образом:

— недостаток личностного контакта и доверия между психо­логом-исследователем и испытуемыми;

— непривычность для испытуемых проявления рефлексии и описывания собственных чувств и мыслей в письменном виде.

Задание для женщин

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при напи­сании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуй­ста, следующего плана.

1. История моего материнства.

3. Что мне нравится в себе как в матери.

4. Что мне не нравится в себе как в матери.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Задание для мужчин

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с отцовством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в пись-

менном виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга откликнулась и так­же написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написа­нии. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным . При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.

1. История моего отцовства.

3. Что мне нравится в себе как в отце.

4. Что мне не нравится в себе как в отце.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева)

Назначение теста

Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.

Описание теста

Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.

С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:

утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;

формулируются в 1 и 3 лице;

выражают одно и то же качество через отрицательные и через утвердительные ответы.

Инструкция к тесту

Определите свое отношение к приведенным ниже утверждениям используя следующую шкалу:

-3 – совершенно не согласен;

-1 – скорее не согласен, чем согласен;

+1 – скорее согласен, чем не согласен;

+3 - полностью согласен.


  1. На свете так много разных болезней, что родители просто не в состоянии уберечь от них ребенка.

  2. Ничто не тревожит меня так, как здоровье моего ребенка.

  3. Врачи часто преувеличивают тяжесть болезни моего ребенка.

  4. Правильно поступают те, кто ничего не требует от больного ребенка.

  5. Дети болеют тогда, когда они обделены заботой и вниманием в семье.

  6. Все дети болеют, и это не повод для отчаяния.

  7. Думаю, что здоровье моего ребенка хуже, чем говорят врачи.

  8. Болезнь - это не повод для ничегонеделания и праздности ребенка.

  9. Если ребенок болезненный, с этим уже ничего не поделаешь.

  10. Когда ребенок болен, у меня все валится из рук.

  11. Болезнь моего ребенка серьезнее, чем может показаться со стороны,

  12. Не понимаю тех, кто запрещает больному ребенку делать то, что ему по силам.

  13. У хороших родителей дети почти не болеют.

  14. Даже когда я знаю, что в болезни ребенка нет ничего страшного, я не могу избавиться от страха за него.

  15. Не могу согласиться с теми, кто любую болезнь ребенка считает тяжелой.

  16. Когда ребенок болен, я стараюсь любой ценой избавить его от всяких усилий.

  17. Каковы бы ни были причины болезней, болеет ребенок или нет - зависит от родителей.

  18. Не понимаю родителей, которые при заболевании ребенка теряют голову от страха.

  19. Нет легких болезней у детей, а есть легкомысленное отношение родителей к ним.

  20. Из-за болезни ребенок не должен забрасывать учебу.

  21. Чем меньше бережешь ребенка от болезней, тем он здоровее.

  22. В жизни ребенка не бывает периодов, когда можно быть спокойным за его здоровье.

  23. Чаще всего я думаю, что болезнь ребенка не слишком тяжела.

  24. Ребенок в отличие от взрослого не может активно бороться с болезнью.

  25. Болезни детей - следствие несовершенства медицины.

  26. Детские болезни совсем не так опасны, как о них порой говорят.

  27. Врачи слишком привыкают видеть больных детей и потому часто недооценивают тяжесть болезни.

  28. Всегда стараюсь, чтобы ребёнок и во время болезни жил полноценной и активной жизнью.

  29. Если бы воспитатели и учителя были так же заботливы, как родители, то дети бы не болели.

  30. Мой ребенок не так здоров, чтобы можно было не тревожиться за его будущее.

  31. Обследование детей чаще всего слишком поверхностно, чтобы увидеть как серьезно болен ребенок.

  32. Есть обязанности, от которых ребенок не освобождается и во время болезни,

  33. Не понимаю тех, кто винит себя в болезни ребенка.

  34. Я не могу позволить себе впадать в панику из-за болезней ребенка.

  35. За хорошим самочувствием ребенка слишком часто кроются серьезные болезни.

  36. Лишать больного ребенка посильных для него дел - значит делать его еще более больным.

  37. Болеет ребенок или нет - зависит от судьбы и случая.

  38. Многие завидуют моей способности сохранять самообладание, когда ребенок болен.

  39. Считаю, что мой ребенок нуждается в более серьезном лечении,

  40. За редкими исключениями абсолютный покой во время болезни больше вредит ребенку, чем помогает.

Назначение теста

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с материнством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в письменном виде. Нам важно, чтобы Ваш супруг откликнулся и также написал рассказ. Не советуйтесь друг с другом при напи­сании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что счита-ете важным и нужным. При рассказе придерживайтесь, пожалуй­ста, следующего плана.

1. История моего материнства.

3. Что мне нравится в себе как в матери.

4. Что мне не нравится в себе как в матери.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

Задание для мужчин

Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с отцовством. Мы будемпризнательны, если Вы выразите их в пись-

менном виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга откликнулась и так­же написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написа­нии. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным. При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.

1. История моего отцовства.

3. Что мне нравится в себе как в отце.

4. Что мне не нравится в себе как в отце.

5. Время, затраченное для написания рассказа. Возможно, именно Ваш голос повлияет на результат исследо­вания.

Благодарим за сотрудничество!

При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, которые дополнялись собственными идеями.

1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам — когнитивный, эмоциональный, поведенче­ский; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.

2. При составлении методики все качества (внутри компонен­тов) подбирались по следующим антиномиям:

• положительное - отрицательное (робкий — смелый, силь­ный — слабый);

• должное — необязательное (должен быть справедливым — может быть несправедливым, должен все знать — может чего-то не знать);

* Разработана Р. В. Овчаровой, Ю. А. Дегтяревой (2002).

• теплое — холодное (доверяющий детям — не доверяющий де­тям, сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);

• предлагаемое — отвергаемое (бескорыстный — расчетливый, альтруист — эгоист);

• достижимое — неосуществимое (всегда терпелив — не всегда терпелив,

• всегда понимает — не всегда понимает);

• простое — сложное (решающий за детей — не решающий за детей, компетентный — некомпетентный).

Методика дана в том порядке, в котором она создавалась; в та­блице приведены номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, напри­мер, трудно угадать социально желаемые ответы.

4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считают­ся нами более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.

Мы предполагаем в большей степени качественную, чем ко­личественную обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный — первые 18 пар, эмоциональный — вторые 18 пар с 19 по 36, поведенческий — последние 18 пар с 37 по 54), в итоге получаем три показателя:

1. когнитивный показатель представлений об идеальном ро­дителе;

2. эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе;

3. поведенческий показатель представлений об идеальном ро­дителе.

Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен шрифтом):

слабый сильный
неблагоразумный благоразумный

Качественная обработка заключается в анализе отдельных от­ветов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмо­циональный, поведенческий).

слабый сильный
неблагоразумный благоразумный
непрактичный практичный
должен быть справедли­вым может быть не спра­ведливым
должен все знать может чего-то не знать
должен ставить детей на первое место может не ставить де­тей на первое место
не доверяющий детям доверяющий детям
соперничающий с детьми сотрудничающий с детьми
злопамятный прощающий
расчетливый бескорыстный
эгоист альтруист
безответственный ответственный
всегда терпелив не всегда терпелив
всегда понимает не всегда понимает
всегда прав не всегда прав
решающий за детей не решающий за детей
не уважающий детей уважающий детей
требовательный снисходительный
несчастный счастливый
грустный радостный
злой добрый
должен интересоваться детьми может не интересо­ваться детьми
должен быть спокойным может быть разражен­ным
должен гордиться детьми может не гордиться детьми
строгий мягкий
жестокий ласковый
холодный теплый
не одобряющий одобряющий ребенка
безжалостный жалеющий
не любящий любящий
всегда довольный детьми не всегда довольный детьми
никогда не кричащий на ребенка иногда кричащий на ребенка
не обижающийся на де­тей обижающийся на де­тей
стыдящийся за ребенка не стыдящийся за ре­бенка
не готовый к родитель-ству готовый к родитель-ству
боящийся извиниться перед ребенком не боящийся извинить­ся перед ребенком
не воспитывающий воспитывающий
усталый отдохнувший
не обучающий ребенка обучающий ребенка
должен быть опытным родителем может быть неопыт­ным родителем
должен жить для ребенка может жить для себя
должен проводить с ре­бенком много времени может проводить с ре­бенком мало времени
не хвалящий хвалящий
не балующий ребенка балующий ребенка
не опекающий опекающий
не слушающий ребенка слушающий ребенка
не помогающий помогающий
приказывающий просящий
всегда может повлиять на ребенка не всегда может по­влиять на ребенка
никогда не командующий иногда командующий
всегда выполняющий ка­призы ребенка не всегда выполняю­щий капризы ребенка
вмешивающийся в жизнь ребенка не вмешивающийся в жизнь ребенка
ограничивающий свободу ребенка не ограничивающий свободу ребенка
критикующий ребенка не критикующий ре­бенка

Б. Комплексное исследование принятия родительской роли с учетом этнопсихологических особенностей

Эта группа методик для семьи (папа—мама—ребенок) вхо­дит в диагностический пакет по сельской семье в силу того, что именно в сельском социуме на формирование родительства зна­чительное влияние оказывают этнокультурные традиции, кото­рые в условиях монокультурной и поликультурной среды различ­ны. Психологическое сопровождение этнических сельских семей должно строиться на знании их этнопсихологических особенно­стей, которые обусловливают характер принятия и исполнения родительской роли.

Родительская роль является устойчивым комплексом форм поведения, соответствующим выполнению семьей воспитатель­ной функции. Выполнение этой роли определяется как основ­ными социальными нормами и требованиями, традиционно в

ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека (в частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли).

Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Можно выделить ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

1) освоение роли родителя происходит с первых лет жизни че­ловека;

2) решающее влияние на ее усвоение оказывает пример соб­ственных родителей;

3) характеризуется необычайной устойчивостью (при приня­тии этой роли от нее трудно и даже невозможно отказаться);

4) она высокостереотипна как в плане рождения, так и вос­питания детей;

5) переход к исполнению роли происходит достаточно внезап­но.

Структура существующих в семье ролей является социально-психологической формой организации ее жизнедеятельности. Данная анкета позволяет не только определить степень адекват­ности исполнения родительской роли другим социальным ролям, выполняемым индивидом в семье, но и выявить характер внутри-личностной согласованности национально-этнической идентич­ности личности и родительства как интегрального образования личности.

Анкета состоит из 31 вопроса, на которые родители и ребенок должны отвечать индивидуально.

№ п/п Вопрос да нет
Как Вы считаете, является ли материнство обязательным условием полноценно прожитой жизни?
Как Вы считаете, является ли отцовство обязательным условием полноценно прожитой жизни?
Сколько детей, по Вашему мнению, должно быть в насто­ящей семье?
Было ли рождение Вашего ребенка (детей) строго запла­нированным?
Согласны ли Вы с тем, что подготовку к родительству мо­лодых людей нужно осуществлять в рамках специальных учебно-воспитательных программ?
Как Вы считаете, до какого возраста ребенка родители несут за него полную ответственность? ДОлет
Каков, по Вашему мнению, оптимальный возраст для того, чтобы стать родителем и быть психологически готовым к этому?
Какое количество детей в семье Ваших родителей вместе с Вами (включая всех родных братьев и сестер)?
Знает ли Ваш ребенок (дети) свой фамильный род?
Знаете ли Вы происхождение своих предков и их род за­нятий?

* Анкета разработана под нашим научным руководством Н. А.Мальтинни-ковой (2003).

Г

№ п/п Утверждения да нет
Если бы я знала заранее как тяжело быть родителем, то ни за что не стала бы иметь детей
В детстве мне приходили мысли о том, как я буду отно­ситься к своим детям
Мои дети учатся быть родителями, прежде всего, глядя на меня
Очень важно прививать детям любовь к своей Родине и к своей культуре
Сейчас я не представляю своей жизни без моего ребенка (детей)
Родители просто обязаны научить ребенка всему тому, что сами умеют
Очень важно, чтобы ребенок с детства чувствовал свою национальную принадлежность и гордился ею

В СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСАХ ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА:

Как Вы думаете, почему человек стремится к рождению и воспитанию детей? Это. прежде всего: 1) настоятельная потребность, биологический ин­стинкт; 2) способ укрепления взаимоотношений в семье; 3) нет никакого стремления - просто так случается;
На что Вы опираетесь, прежде всего, в воспитании соб­ственных детей: 1) в основном на то, как меня воспитывали мои роди­тели; 2) в основном на принятые в обществе нормы и тре­бования; 3) на собственное мнение в каждой конкретной ситу­ации.
Как, по Вашему мнению, Ваши родители воспитывали Вас: 1) в основном так же, как воспитывали их; 2) в основном так, как того требовало общество в то время; 3) думаю, что чаще всего Я САМ себя воспитывал.
К какой группе людей вы бы себя причислили: 1) русские; 2) татары (башкиры, казахи и т. п.); 3) татароговорящие русские (башкироговорящие, и т. п.); 4) русскоязычные татары (башкиры, казахи и т. п.); 5) обрусевшие татары (башкиры, казахи и т. п.); 6) россияне.
Как Вы считаете, до какого времени родители должны ма­териально обеспечивать своего ребенка: 1) до определенного возраста; 2) до момента получения профессии; 3) до момента обретения материальной независимо­сти; 4) до момента вступления в брак.
Как Вы думаете, для чего человек живет: 1) чтобы наслаждаться каждой минутой жизни; 2) чтобы получить от жизни все, что только возможно; 3) чтобы сделать счастливыми тех немногих людей, находящихся рядом; 4) чтобы внести свой вклад в историю человечества, оставить свой след.

УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:

Вашу национальность по документам
Кем Вы сами себя считаете по национальности?
На каком языке Вы разговариваете в своей се­мье?
На каком языке Вы разговариваете со своими со­седями?
На каком языке Вы думаете?
Сколько Вам было лет, когда Вы стали родите­лем?

Дайте однозначный ответ на следующие вопросы:

№ п/п Вопрос да нет
Ваши родители принимают участие в делах Вашей семьи?
Ваши родители принимают (или принимали) участие в воспитании Вашего ребенка (детей)?

ТЕСТ ДЛЯ ПОДРОСТКА

Читайте также: