Методика обучения изложения с элементами сочинения в начальной школе диплом

Обновлено: 05.07.2024

Цель исследования: определить содержательные методы работы по написанию сочинений в начальных классах.
Задачи работы:
- выявить психолого-педагогические основы работы над сочинением,
- определить педагогические организации работы над сочинением,
- рассмотреть состояние формирования работы над сочинением у детей начальных классов,
- раскрыть педагогические условия формирования работы над сочинением у детей начальных классов. .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы методики работы над сочинением……. ….……3
1.1 Психолого-педагогические основы работы над сочинением……………….…5
1.2 Педагогические организации работы над сочинением……………………. …9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. ….19
Глава 2. Методика организации работы над сочинением в начальных классах..20
2.1 Состояние формирования работы над сочинением у детей начальных классов……………………………………………………………………………….20
2.2 Педагогические условия формирования работы над сочинением у детей начальных классов……………………… …………………………..…….….….…28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. …..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….40

Введение

Обучение сочинению - это востребованная проблема современности. Посредством сочинений, педагогу проще погрузиться во внутренний мир ребенка, узнать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему развития маленького человека, грядущего члена социума, фигуры.
Сочинение - это первые стремления ребенка проявить охватывающий его мир во духовном своем отражении, выкладывать свой взгляд к каким-то задачам. Сочинение принуждает ученика систематизировать личные мысли в соответствии с запросами времени, учит прекрасно высказываться, помимо этого обогащает язык и учит грамотности.
Соответственно программе по становлению речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения внедряются элементы изложения, а в 3 классе - элемен ты рассуждения. Система работы в любом классе показана как устными повествованиями, так и письменными сочинениями.
Устные рассказы выдаются в специальный раздел, потому что они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методологию.
Все сочинения в исходных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в 1-й год учебы дети подводятся к совместному составлению плана сочинения, а после этого и к независимой работе над ними. Что является значимой целью в обучении формулировки своих мыслей в различных видах сочинений.
К разным видам сочинений предоставляются вопросы для подготовительной беседы. Существенная задача данных вопросов - привести в систему ощущения и слежения детей, помочь им понять свой жизненный навык, обусловить связь к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам либо экранным пособиям, то даются вопросы для определения их содержания.
Ко всему устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, школьники их применяют по-своему усмотрению.
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.
Предмет исследования: методика изучения написания сочинений разных видов как средство обучения, развития ребенка.
Цель исследования: определить содержательные методы работы по написанию сочинений в начальных классах.
Задачи работы:
- выявить психолого-педагогические основы работы над сочинением,
- определить педагогические организации работы над сочинением,
- рассмотреть состояние формирования работы над сочинением у детей начальных классов,
- раскрыть педагогические условия формирования работы над сочинением у детей начальных классов.
Гипотеза исследования: Если реализовывать стабильную проверку формирования мышления школьников через проведение регулярной диагностики, то воспитывающий эффект обучения написанию сочинений существенно выше, мышление учащихся будет формироваться сильнее.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Характеристика жанров сочинений и изложений, оценка их воспитательной роли и значения в начальной школе. Специфика проведения сочинений разных видов, особенности подготовительной работы. Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок.

Подобные документы

Сочинение как один из видов обучения письменной речи. Методика обучения школьников 5-6 классов сочинению-повествованию. Цель урока, предварительные упражнения творческого характера, виды и классификация сочинений. Проверка и анализ школьных сочинений.

реферат, добавлен 13.09.2009

Развитие речи младших школьников при обучении русскому языку. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений и изложений разных видов. Формирование навыков, необходимых для написания работ; редактирование первичного текста.

курсовая работа, добавлен 05.06.2014

Определение сущности и механизмов проблемной ситуации. Выявление общей методики активизации познавательной деятельности школьников на уроке русского языка. Разработка приемов по использованию проблемной ситуации при написании сочинений разных видов.

дипломная работа, добавлен 03.07.2015

Речь ребенка и особенности ее развития. Содержание и задачи словарной работы в начальных классах. Пересказы текстов как важнейшее средство развития устной речи учащихся. Обогащения словаря учащихся при изучении грамматики в процессе работы над текстом.

курсовая работа, добавлен 16.01.2014

Исследование видов речи и особенностей её развития. Анализ роли внутренней речи при подготовке к письменному сочинению, изложению, к записи отдельных предложений. Изучение речевых ошибок учащихся начальных классов. Разработка способов их устранения.

курсовая работа, добавлен 20.01.2016

Понятие, сущность и направленность воспитательной работы в школе. Понятие "форма воспитательной работы" в педагогической литературе. Пути создания новых форм воспитательной работы. Исследование обновленных форм воспитательной работы в начальной школе.

курсовая работа, добавлен 14.07.2015

Принципы русской орфографии. Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности. Работа над орфографическими ошибками. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов. Обучение правописанию в начальной школ

курсовая работа, добавлен 18.12.2004

Понятие и классификация методов обучения. Специфика использования наглядных методов обучения в начальных классах школы. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики в начальной школе на примере МОУ "ООШ п. Восточный".

дипломная работа, добавлен 14.01.2014

Внеклассная работа как составная часть учебно–воспитательной работы в начальной школе. Цели и задачи внеклассной работы по математике. Групповые внеклассные занятия и методика их проведения. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса.

дипломная работа, добавлен 25.09.2017

Понятие морфем, их значения. Методика изучения состава слова в начальных классах. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу. Распределение программного материала и содержание работы. Методы и приемы изучения состава слов.

Автор: Назина Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №75"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Методика работы над изложением в начальной школе.
Раздел: начальное образование

Методика работы над изложением в начальной школе.

Работа с готовым текстом на уроках русского языка - важнейшее

умение анализировать текст (определять тему, основную мысль,

устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип

текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план) и передавать

в развитии связной

образца (художественного, публицистического, научно-популярного).

Структура типового урока написания изложения:

1.Знакомство с текстом.

2.Беседа по содержанию прочитанного на основе вопросов учителя.

3.Повторное чтение текста, составление плана.

4.Орфографическая, словарно-лексическая работа.

5.Устный пересказ текста, выделение опорных слов.

6.Анализ устного пересказа, его совершенствование.

7.Самостоятельная запись текста.

8. Самопроверка, редактирование текста учащимися.

При написании изложения обучающиеся часто испытывают затруднения, так как

им нужно решить сразу несколько задач:

- передать содержание текста точно, последовательно, без искажений и пропусков,

грамматически и стилистически верно;

- написать изложение, не допуская орфографических ошибок.

проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап

Его цель – подготовить учащихся к написанию изложения. Работа включает в себя

лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Чаще всего она

перед самим написанием изложения, что не дает

желательных результатов, поэтому подготовку следует начать за 5-6 уроков до

проведения изложения: в словарный диктант включить трудные для написания

слова, которые встретятся затем в тексте; чаще повторять правила написания слов

с безударной гласной, с сочетаниями жи-ши; ча-ща, написания имен собственных

и т.д. Кроме того нужно уделить внимание и лексической подготовке учащихся,

предложений, неправильным употреблением форм слова и т.д.

Основной этап - работа на уроке

Учащиеся не справятся с пересказом, если они достаточно хорошо не поймут

содержания текста. Поэтому педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети

отчетливо поняли смысл событий, характеры героев, мотивы их поступков и

требующим от учащихся размышлений, рассуждений, сопоставлений, выводов,

учащихся ни размышлений, ни внимания к тексту. Не следует забывать, что

вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому

становиться более обширными, широкими.

Кроме того важна и работа над составлением плана, которую следует

формам, от коллективного к индивидуальным планам. Составив план, учителя

обычно требуют от ребят пересказа текста по нему. Пересказ является в школьной

практике традиционным. В пользу его, подчеркивает Н.А. Пленкин, имеются

стимулирует учащихся к использованию слов из собственной пассивной лексики.

В то же время автор говорит о том, что при проведении устного пересказа ученики

делают немалое количество отступлений от авторского варианта. В пересказах

появляются разного рода ошибки: пропуски, сокращения, искажения фактов. Эти

недочеты влекут за собой вмешательство учителя, при этом нарушается единство

рассказа, в нем появляются перебои, повторы, паузы и т.д. Устный пересказ

отдаляет учащихся от образца и мешает выполнению работы, поэтому не всегда

Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением. Оно

написания изложений, то дети пишут одновариантный текст. По сложившейся у

нас традиции многие учителя относятся отрицательно к черновику. Работа без

предложений, обращается внимание на частые повторения в тексте одних и тех же

Классификация изложений:

- по цели проведения (обучающие и контрольные);

- по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

выборочные, творческие, с элементами сочинения)

В методических пособиях выделяются и другие основания классификации,

потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию

связной речи обучающихся. Таких оснований два:

-способ восприятия текста ( исходный текст воспринимается на слух, зрительно

или на слух и зрительно);

-характер его воспроизведения (изложения подробные, выборочные, сжатые, с

Для написания изложения отбираются тексты, различные по жанру

деловая статья), но соответствующие определённым требованиям:

Произведения или отрывки должны быть образцовыми по языку.

Для изложения нужно использовать высокоидейные тексты, отражающие

героические страницы жизни народа, картины родной природы, науки и

техники, чтобы расширять познавательный опыт учащихся, формировать их

Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим

количеством действующих лиц.

Тексты нужно давать доступные и интересные детям, не перегруженные

Объем текста для изложения не должен быть большим.

Методика работы над подробным изложением

представление об изложении как о письменном пересказе теста. Он позволяет

закрепить в памяти

содержание прочитанного во всех его деталях и связях,

усвоить логику образца, его языковых средств. Целью таких изложений является

формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим

частям ( по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему,

использовать различные синтаксические конструкции, правильно пользоваться

способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм

передать содержание. На таких уроках рекомендуется использовать текстовые и

иллюстративные опоры. Только затем учить детей включать в пересказ элементы

описания (картины природы, внешности людей, описания предметов); работать по

готовому плану (данному учителем), по коллективно составленному плану и,

наконец, по самостоятельно составленному плану.

Методика работы над сжатым изложением

Задача сжатого изложения – передать главное (существенное) из воспринятого

текста при помощи языковых средств обобщенной направленности, опуская

При обучении написанию сжатого изложения подготовительная работа может

осуществляться следующим образом:

1. Чтение текста учителем (либо самостоятельное чтение учениками, если текст

записан на доске или распечатан на отдельных листах).

2. Ответы на вопросы по содержанию текста.

3. Краткая передача содержания текста.

4. Деление текста на части. Составление плана.

количества предложений и опорных слов для их написания.

6. Повторный сжатый устный пересказ текста по плану. (Этот шаг особенно

необходим на начальных этапах обучения написанию сжатых изложений или в

классах с низким уровнем речевого развития учащихся).

После указанной подготовительной работы учащиеся самостоятельно производят

Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи( в письменной или устной форме) , широко используемого в речевой практике людей вообще и в качестве школьного упражнения в частности.
В школьных условиях изложение – это передача в письменной форме прочитанного текста или услышанного рассказа, увиденного (например, содержание кинофильма или спектакля).
Изложение – это и конспектирование, и запись прослушанного на собрании.

Исторический аспект изучения работы над изложением.

Изложения могут быть успешно использованы для формирования у учащихся самых разнообразных навыков, например, таких , как :

Слушания, запоминания, а затем и воспроизведения в устной или письменной форме чужой речи или более менее пространного текста;
Логического мышления-последовательности в изложении, правильного выделения главного и второстепенного , родовых и видовых отношений и доказательств, выводов и т.п.
Максимального и наиболее целесообразного использования запасов слов;
Использование грамматических и стилистических средств языка для более выразительного изложения содержания.

Классификация изложений по Е.А. Барановой

Полные
Подробные
Близкие к тексту,
Сжатые,
Выборочные ,
С элементами сочинения.


Изложения делятся по трём основаниям:


По цели проведения


По характеру текстового материала:


Повествование
Описание
Рассуждение


По способу передачи содержания:

Классификация изложений по Т.А. Ладыженской.

По отношению к объёму исходного текста:
подробные и сжатые;
По отношению к содержанию исходного текста:
полные, выборочные, с дополнительным заданием;
По осложнённости языковым заданием:
с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;
По восприятию исходного текста:
изложение прочитанного, услышанного, воспринятого на слух и зрительно;
По степени знакомства с исходным текстом:
изложение не знакомого текста и знакомого, известного учащимся.

В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:

По форме воспроизведения исходного текста( письменные и устные);
По характеру содержания текста( о школе, о природе и т.д.);
По объёму текста(рассчитанные на целый урок, изложение- миниатюра);
Изложение с использованием наглядных пособий.

Наиболее значимые основания классификации:

Способ восприятия текста;
Характер его восприятия.

По способу восприятия:

Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух;
Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

По характеру воспроизведения текста:

Изложения подробные;
Изложения выборочные;
Изложения сжатые;
Изложения с творческим заданием;
Изложение с использованием рисунка.

Изложения подробные

Содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности.

Изложения выборочные

Воспроизводиться не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой; тип исходного текста, его композиция, как правило , изменяется.

Изложения сжатые

Передаётся главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются. Тип текста может быть сохранён или изменён в зависимости от объёма и характера сжатия.

Изложения с творческим заданием

Изложение предполагает внесение определённых изменений в содержание или композицию исходного образца –
замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей и др. Тип текста , его языковые особенности могу сохраняться или изменяться в зависимости от характера задания.

Изложение с использованием рисунка

Учащиеся с помощью рисунка воспринимают содержание исходного текста. Учащиеся по ходу чтения учителем текста фиксируют текст своими рисунками и с помощью рисунка они воспринимают текст.

Система работы над изложением в рамках школьной программы

Подготовительный этап – 1-4 классы
Систематический этап – 5-9 классы
Завершающий этап – 10-11 классы

Подготовительный (начальный) этап

Формируются такие умения, как :
Умение определить тему и основную мысль несложного текста;
Умение выделить основное в его содержании;
Устно сжато передать содержание текста;
Выделить его смысловые части;
Составить план прочитанного;
Найти в тексте и объединить материал на ту иную тему.

Систематический этап

Основной цикл (V-VII классы)
Заключительный цикл (VIII-IX классы)

Завершающий этап

На этом этапе изложения как самостоятельный вид работы отсутствует, но разные виды воспроизведения текста являются необходимым элементом других , более сложных работ. Умения, которые формировались при проведении изложений на систематическом этапе, здесь совершенствуются и получают свое дальнейшее развитие в самостоятельной работе учащихся.

Приёмы работы над изложением

Вступительная беседа;
Приёмы работы, направленные на восприятие текста.
Беседа по содержанию текста;
Анализ структуры текста;
Составление плана;
Составление рабочих материалов;
Языковой разбор текста и стилистический эксперимент.
Устный пересказ текста;
Редактирование.

Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы- подготовить учащихся к восприятию текста.
Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самими текстом, так и с жизненным опытом учеников.
В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднения учащихся.

Приёмы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста происходит по- разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приёмы, как:
Чтение текста учителем;
Чтение текста про себя;
Параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Какой из перечисленных приемов выбрать , будет зависеть от конкретных условий:
Характера изложения (подробное, сжатое, выборочное)
Сложности текста
Подготовленности класса.
Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание.

Беседа по содержанию текста.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему и основную мысль ,выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать своё отношение к воспринятому.

Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы- показать , что текст представляет собой не только тематическое и смысловое , но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста.

Составление плана

Составление плана- это самостоятельная речевая деятельность , средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.
При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение).
Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.
Композиционная схема описания;
Композиционная схема повествования;
Композиционная схема рассуждения.

Композиционная схема описания

Художественное описание:
Общее впечатление от предмета ( возможно, оценка)
Описание отдельных признаков, подтверждающих общее впечатление.
Деловое (научное) описание:
Назначение предмета.
Главные признаки предмета:
Форма, размер
Материал, из которого сделан предмет
Устройство и т.п.

Композиционная схема повествования ( рассказа):

Начало действия (завязка).
Развитие действия.
Самый острый момент в развитие действия(кульминация).
Конец действия (развязка).

Композиционная схема рассуждения:

Тезис (основное положение).
Доказательства.
Вывод (факультативно).

Составление рабочих материалов:

Назначение этого приёма – помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста.
Рабочие материалы- это строительный материал для создания будущего текста ; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания

Языковой разбор текста и стилистический эксперимент

Разбор дает возможность показать правильное , точное, наиболее целесообразное для конкретных условий общения использование тех или иных языковых средств.
Суть эксперимента в том, что мы заменяем слово, форму или конструкцию синонимом или параллельной конструкцией, трансформируем или переставляем какие-то элементы и практически убеждаемся в целесообразности авторского отбора языковых средств с точки зрения поставленной коммуникативной задачи и идейного замысла.
Можно выделить:
Языковой разбор текста, подготовленный и проведённый учителем;
Языковой разбор коллективный
Самостоятельный языковой разбор учащимися исходного текста.

Устный пересказ текста

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.
Чтобы устный пересказ оказал положительное влияние на последующее письменное изложение, необходим его тщательный анализ в соответствии с поставленной задачей.

Редактирование

Редактирование-это такой приём работы, который направлен на улучшение , совершенствование, исправление уже написанного текста.
Редактирование текста на этапе подготовки к изложению имеет целью предупредить возможные речевые недочёты при воспроизведении исходного текста.

Характер текстов для изложений

Текст для устного или письменного пересказа, как и любой другой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим требованиям(доступность, познавательная и воспитательная ценность), с другой –требованиям методики обучения русскому языку. Основным показателем высокого качества текста считается языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств. Такими текстами будут отрывки , подобранные из произведений наших писателей- классиков, мастеров слова. Важно, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.

Организация работы над изложением

В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.
Учитель:
Подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных.
Проверяет и оценивает созданные тексты.
Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.
Ученики:
Готовятся к письменному воспроизведению текста
Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.
Совершенствуют написанное.

Подготовка к изложению происходит на специальном уроке развития речи

Методика работы над изложениями разных видов

Подробное изложение;
Сжатое изложение;
Выборочное изложение;
Изложение с творческим заданием.

Подробное изложение

Подробное (близкое к тексту) изложение предполагает последовательное , полное воспроизведение содержания исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей , обусловленных коммуникативной установкой и идейным замыслом автора.
Дидактическая задача- сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты (разных типов и стилей).
Задача ученика- понять позицию автора , осмыслить текст как определённое смысловое , структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его.
Работа над подробным изложением на систематическом этапе обучения речи включает два учебных цикла:
Основной - IV-VI классы
Заключительный -VII класс

С описанием предмета и животного ученики уже знакомились в 4 классе. Текст И. Соколова-Микитова представляет собой художественное описание маленькой северной птички –плавунчика. Пятиклассники практически закрепляют композиционные и языковые особенности одной из жанровых и стилистических разновидностей описания.
Текст даёт возможность:
Показать употребление прилагательных;
Повторить восклицательные предложения.


В процессе рассредоточенной подготовки повторяются пройденные правила.
Цель урока:
Практическое закрепление понятия описательный текст.
Формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя языковые средства исходного текста( в частности, прил.)


Предварительная работа:

Ход урока:

Сжатое изложение

Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Дидактическая задача – научить кратко, в обобщенной форме предавать воспринятую информацию.
Работа над сжатым изложением начинается в IV, продолжается V-VI классах(основной учебный цикл) и завершается в VII-VIII классах(
заключительный учебный цикл).

Текст представляет собой пример научного (научно-популярного) стиля речи и даёт возможность показать особенности сжатого пересказа научно-популярной статьи и закрепить знания учащихся по словообразованию.
Цель урока:
Формирование умения сжимать научный текст.
Закрепление умения раскрывать основную мысль текста.

Ход урока:

1) Постановка задачи урока. Задача урока – учиться сокращать научный текст.
2) Вступительная беседа.
3) Чтение текста.
4) Анализ текста:
Языковой комментарий.
Анализ структуры текста и составление плана.
5) Повторное чтение текста по частям и их сжатие.
6) Проверка изложений.

Выборочное изложение

Выборочное изложение – это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.
Выключаются выборочные изложения в работу начиная с 5 класса. Подготовительную работу целесообразно начать уже в 4 классе.
Приёмы работы:
Выборочное чтение;
Выборочное списывание;
Извлечение;4
Определение темы изложения;
Устное выборочное изложение.

Урок знакомства с выборочным изложением в V классе

Ход урока:

Как работать над выборочным изложением:

Прочитать текст.
Определить его тему и главную мысль.
Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.
Отобрать из текста материал, необходимый для выборочного изложения.
Определить главную мысль изложения.
Продумать композиционную форму изложения.
Составить план изложения.
Продумать использование авторских речевых средств, исходя из коммуникативной задачи изложения.
Подобрать слова для связи частей изложения.
Написать изложение.
Проверить изложение, все ли в нём будет понятно и ясно человеку, который прочитает или услышит его.

Изложение с творческим заданием

Отрывок представляет собой повествовательный текст , включающий описание памятника герою. Ученики имеют возможность наблюдать особенности использования в повествовании видовременных форм глагола.
Цель урока:
Формирование умения изменять в соответствии с речевой задачей структуру повествовательного текста.
Закрепление умения составлять сложный план.

Ход урока:

1) Постановка задачи урока.
2) Вступительная беседа.
3) Чтение текста.
4) Анализ текста.
Беседа по содержанию и композиции.
Краткий языковой комментарий.
5) Составление плана с учетом перестановки материала. Задача- восстановить хронологическую последовательность событий.
6) Устный пересказ.
7) Написание изложения, самоконтроль.

Типичные ошибки при написании изложения

Типичные ошибки, которые встречаются в изложениях, можно разделить на:
Связанные с содержанием;
Стилистические;
Заключающиеся в нарушении норм литературного языка;
Фактические;
Логические;
Искажение композиции.

Литература

Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста

В пособии учитель найдёт текста для обучающих изложений в 4-8 классах и языковой комментарий. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь школьников, расширять их кругозор и оказывать на них нравственное влияние.

Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения

Цель пособия- помочь учителю-словеснику в работе по такому сложному разделу обучения русскому языку ,как развитие связной речи.
Автор раскрывает содержание и методику работы над изложением в 4-8 классах: показывает место и значение разных видов изложений в общей системе работы по развитию связной речи, приводит классификацию их, а также примерные разработки уроков изложений и их анализ.

Читайте также: