Мертвые души энциклопедия русского национального характера сочинение

Обновлено: 03.07.2024

В поэме "Мертвые души" Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть. Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как "мертвые души". Но позади "мертвых душ" выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа — мертвой.

Почему же мысль о русском народе наполняет душу писателя радостью, почему язвительная, гневная сатира уступает место высокой патетике? Наверное, потому, что писатель видел в темном и забитом русском народе необъятные силы, огромные потенциальные возможности. Значит, основная мысль поэмы — в стремительном беге России вперед, в движении к счастливому будущему русского народа. Несмотря на господство в эпоху Гоголя "мертвых душ" над живыми, он видит неудержимое движение России к лучшему.

Кто же движет ее? На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как "мертвую душу". Но этот русский богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами. Эта умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и работать.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям и сам горько издевается над своей судьбой. Запоминается в поэме образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Но писатель видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево". Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для размышлений. Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению" крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.

Невежество, темнота, пьянство, забитость — это те черты русского народа, которые сформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Значит, самодержавно-крепостнический строй России не только тормозил экономическое развитие страны, но и преступно губил душу русского народа. В поэме слышится протест крестьянства против своих мучителей и угнетателей — помещиков и чиновников. Например, он выражается в бунте крестьян сельца Вшивая Спесь и сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина. Тот же протест звучит и в народном слове, в метких пословицах и поговорках. Например, когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о Плюшкине, тот наградил этого барина убийственно точным прозвищем "заплатанной". Гоголь пишет: "Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света". Писатель убежден, что ни у какого народа нет такого замашистого и бойкого меткого слова. Величественные, бескрайние просторы России и горькая судьба ее народа наводят на мысль о возможности и необходимости коренных перемен в стране, так как "удалая, полная силы национальность" несовместима с нищенским положением, отупляющей неволей, господством "мертвых душ".

В поэме Мертвые души Гоголь стремится как более четко изобразить русского человека. Для лучшего понимания его характера он вводит в повествование представителей трех сословий: помещиков, чиновников и крестьян. И, хотя наибольшее внимание уделяет помещикам, Гоголь показывает, что настоящие носители русского национального характера - крестьяне.

Носители русского национального характера

Один из главных парадоксов этой поэмы состоит в том, что т.н. мертвые души в России - это, главным образом, еще живые помещики, закоченевшие в заботе о своем хозяйстве, а не скупаемые Чичиковым умершие крестьяне. Они, в свою очередь, демонстрируют всю силу русского духа.

В поэме показано, насколько талантлив простой народ, какая сноровка у мастеров (Гоголь вводит в повествование каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробку). Особое внимание уделяется силе и остроте народного ума, задушевности народной песни, яркости и щедрости народных праздников.

Также Гоголь показывает, что сила русского характера не позволяет крестьянам терпеть гнет. Для этого он бегло, но выразительно упоминает в поэме случаи бунта крестьян против крепостного режима: убийство заседателя Дробякина, массовое бегство крестьян от помещиков.

Проблема русского характера

Однако Гоголь не склонен и идеализировать русский национальный характер. В этом отражается его реальное отношение к действительности, а не напускной патриотизм. Он замечает, что любому собранию русских людей свойственна некоторая путаница, что одна из главных проблем русского человека: неумение доводить начатое дело до конца.

Также Гоголь отмечает, что русский человек зачастую способен увидеть правильное решение проблемы лишь после совершения им какого-либо действия, но при этом очень не любит признавать перед другими свои ошибки.

Гоголь подчеркивает, что современная реальность губит русский народ. Стремление простых людей к образованию и невозможность его реализации приводит к пустословию, а горячее желание вырваться из крепостного порядка порою приводит крестьян к абсурдным поступкам.

И всю эту трагичность русской действительности Гоголь рисует на фоне величественных и бескрайних русских просторов; он считает, что у России изначально были великие задатки и возможности, но самодержавная власть все их ограничила.

Такое описание крестьянской жизни, бытовых подробностей, было своего рода предисловием к повести Шинель, отталкиваясь от которой позднее возникло целое новое литературное направление - натуральная школа.

В поэме " Мертвые души " Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть. Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как " мертвые души ". Но позади " мертвых душ " выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа — мертвой .На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как " мертвую душу ". Но этот русский богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами . Эта умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и работать.
В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям и сам горько издевается над своей судьбой. Запоминается в поэме образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души .
Но писатель видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево". Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для размышлений. Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению" крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства.

По сути, в то время в России происходило массовое расслоение общества. Тогда не было никакого аналога "среднего класса", так распространённого сейчас. Происходило чёткое разделение по социальному принципу. Но одно дело, когда общество расслоено лишь по принципу "богатый-бедный", ведь это совершенно обыденное явление. А уже совсем другое дело, когда к этому делению добавляется ещё и деление по принципу "раб-господин". И Гоголь отлично это понимал. Крепостное право тормозило развитие страны, оно тянуло её в прошлое, Запущенные деревни, унылый быт - не яркий ли тому пример?

Хотя, если вдуматься, разве настолько уж плоха система крепостного права в принципе? При умелых, человечных и честных помещиках, не дерущих с крестьян три шкуры, но и не распускающих своё хозяйство, эта система могла бы быть очень эффективной и гуманной. Но при взгляде, брошенном Гоголем на этих самых помещиков, становится ясно, что крепостничество не оправдывает себя ни на йоту. Крепостники пользуются своей властью лишь для того, чтобы нажиться за счёт крестьян. Ноздрев их просто не замечает, полагая, видимо, что деньги его берутся сами по себе, будто бы из воздуха. То, что выращено трудом и потом крестьян, Ноздрев спускает за несколько дней. "Поздравь: продулся в пух!" – сообщает он Чичикову.

Плюшкин же и вовсе дерет с крестьян три шкуры. Давно уже заброшено его хозяйство, избы обветшали, а он продолжает брать оброк, о судьбе крестьян ничуть не заботясь и полагая их ворами и мошенниками.

А еще крепостники не понимают того, что поступают, мягко говоря, плохо. Во время разговора Чичикова с чиновниками один из них замечает, что при переезде в Херсонскую губернию хорошо бы нанять конвой, чтоб крестьяне не взбунтовались. На первый взгляд может показаться, что этот чиновник понимает причины угнетенности крестьян и социальную ненужность крепостников, но это не так. Скорее всего, он лишь советует Чичикову относиться к крестьянам как к бодливой козе: держаться подальше, чтоб из вредности не поддала рогами.

Плохая жизнь доводит народ до крайности. Люди умирают, "как мухи" и бегут. Таков, например, Абакум Фыров, ушедший в бурлаки и предпочитающий такую жизнь возвращению в имение своего барина.

Писатель понимает, как трудно приходится многим крестьянам, но, тем не менее, не делает из них "несчастных страдальцев". Он изображает образ родины реально, но с гневом. И крестьяне в поэме показаны такими, какие они есть. Их внешность остаётся такой же непривлекательной. Это кучер Селифан - пьяница, разговаривающий с лошадьми, лакей Петрушка, имеющий из-за крайне редкого посещения бани "особенный запах", "черноногая" девчонка Пелагея, не различающая, где право, а где лево. Это дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, косноязычные мужики, толкующие Павлу Ивановичу, что Заманиловки нет, пухлый заспанный приказчик Манилова. Это мудрецы, рассуждающие, доедет ли бричка до Москвы или до Казани. Все они такие, немного бестолковые, необразованные, вызывающие порою смех. Они - это Россия бедная, рабская, разоренная.

Но есть в поэме и другая Россия. Сильная, могучая, богатая духовно. И даже в застойном мире мертвых душ сквозит она, эта Россия, пока еще упрятанная далеко в глубине каждого, но готовая вот-вот пробудиться. Гоголь видит могучую силу народа, затравленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости, в трудолюбии, энергии русского человека, в его способности не падать духом при любых обстоятельствах. Рядом с бедными, морально низкими крестьянами стоят другие крестьяне. К примеру, мужики Собакевича - пусть умельцы лишь в своем деле, но умельцы талантливые, отлично свое дело знающие и владеющие им в полном объеме.

Русская бойкость, сила - она рядом. Униженные крестьяне, оказывается, могут за себя постоять - достаточно поглядеть вокруг. Заседатель Дробяжкин, повадившийся ездить в одну из деревень, "снесен с лица земли" её жителями, капитан Копейкин, обделённый государством, выходит на большую дорогу. Это ведь, по сути, проявления бунта. А бунт - это не только вопрос чистой физической силы, но вопрос воли.

Гоголь это знает. Он уверен, что Россия сможет подняться и "другие народы и государства уступят ей дорогу ", стоит лишь найти рычажок, который разбудит дремлющие способности русского народа. Гоголь создает образ этих дремлющих способностей - чудесную птицу-тройку. Она выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего - стремление к свободе и светлому будущему. Гоголь верит, что путь к нему есть, но сам он его не знает: "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа."

Особенность русского характера

Классик с любовью описывает персонажи из народа. Русский человек не боится тяжелого климата, жестких морозов. Ему не страшна Камчатка. Мужик сошьет себе рукавицы, если замерзнет, похлопает руками. Одним топором срубит себе избу, которая простоит не один век. У народа, под пером автора, выходит удивительно-красивый образ:

  • очаровательное лицо Мадонны;
  • округлившийся овал щек;
  • широкий размер.

На Руси все широкое и просторное: поля, горы, леса. Писатель ставит с ними на одну строчку лицо, губы и ноги. Самая широкая часть народа – его душа.

Русское слово

Гоголь любит русскую речь. Он благосклонен к французским словам и выражениям, но веское хлесткое слово мужика чаще ярче иноземных фраз. В поэме нет чуждого языка, все народное исконное.

Интересны фамилии персонажей. Где-то они выглядят гротескно, кто-то может посмеяться над ними, но в них умение народа выхватить самое веское и живое из окружающего.

Могучая сила русского мужика

Чичиков, устами Гоголя, рассуждает о народе, изучая список купленных им крестьян. В списке нет живых, но автор так представляет каждого, что их образ встает перед читателем. Причем умерших увидеть легче, чем помещиков, расплывшихся от изобилия еды или высохших от жадности. Гоголь показывает тяготы жизни простого народа. Крепостная неволя, унижение приводят к побегам. Свобода дается не каждому. Большинство попадают в еще большую кабалу. Удивительно то, что стремление быть свободным в мужиках не умирает. Крестьяне борются за свои права – убийство Дробяжкина. Гоголь подчеркивает одну черту – бойкость. Она во всем – в движениях, в уме, в таланте.

Великий классик верит в народ. Автор создает образ, вышедший за пределы текста – птица-тройка.

Труд и народ

Красивые дворцы, многооконные залы, расписные стены скрывают труд талантливых мастеров из народа. Мужики-ремесленники создают шедевры из каменных глыб. Бесформенные и мертвые, они оживают под топором мастера. Читатель видит, как гибнет созданное народом. Зарастают пруды Манилова, пустеют псарни Ноздрева, покрываются пылью комнаты Плюшкина. Дерзкая природа как будто специально выделяет убогость гибнущих поместий. На фоне удивительных пейзажей блестят глаза мужиков из списка ревизских душ. Их уже нет, а память и дела живы.

Кладезь ума и хитрости

Народ в поэме не просто трудолюбив, он мудр и хитер. Гоголь восхищается русским человеком, но признается в его пороках. Какие удивительные особенности подчеркивает писатель:

  • умение общаться: оттенки беседы, непонятные для иностранцев, будут зависеть от количества душ того, с кем говорят;
  • решительность: не будет вдаваться в рассуждения, когда надо действовать;
  • нежелание сознаваться в вине;
  • умение зависти нужные знакомства.

Даже отрицательные качества характера отличают русского от других.

Читайте также: