Медицинское образование в казахстане сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В РК за годы Независимости расширена сеть организаций мед. образования, усовершенствовано управление мед. образованием, внедрена новая система менеджмента качества. В 1991 г. в РК функционировало 6 гос. мед. вузов, 31 мед. училище, в 2016 г. наряду с гос. вузами подготовка кадров осуществляется в 2 частных вузах, кол-во мед. колледжей возросло в 2,1 раза – до 64, из них 28 гос. колледжей, 36 частных. За годы реализации Гос. программы реформирования здравоохранения 2005-2010 гг. и Гос. программы развития здравоохранения 2011–2015 гг. увеличен прием в мед. вузы – с 1 500 чел. в 2004 г. до 3 500 чел. в 2015 г. Увеличены расходы на обучение одного студента – с 191 тыс. тенге в 2005 г. до 609 тыс. в 2015 г. Увеличены расходы и ежегодный прием на обучение в резидентуре, магистратуре и Ph.D докторантуре. С 1991 г. кол-во организаций мед. науки возросло в 2,3 раза (с 11 до 25). Инфраструктура научно-исследовательской деятельности в области здравоохранения представлена 25 научно-исследовательскими организациями, 6 мед. вузами и 2 организациями последипломного образования. Кол-во публикаций в междунар. рецензируемых изданиях возросло в 3,3 раза (с 52 в 2012 г. до 175 в 2015 г.), кол-во полученных охранных документов за аналогичный период возросло в 4 раза (с 84 до 310). На начало 2016 г. в организациях мед. науки и образования выполняется 265 научно-технич. программ и проектов. С 2011 г. в РК по опыту ведущих заруб. стран внедрена процедура оценки мед. технологий (ОМТ) как обязательного этапа для выдачи разрешения на применение новых мед. технологий в системе здравоохранения. В 2011-2015 гг. прошли процедуру ОМТ и были выданы разрешения на применение 134 новых мед. технологий.

2 Система высшего медицинского образования в Республике Казахстан. Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Получение высшего образования всегда было, остается и будет одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда. Это подтверждает и пример нашей страны, где 35% взрослого населения имеют высшее образование – этот показатель (на уровне 30-35%) характерен и для стран с развитой экономикой. В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов. Таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации

3 В Казахстане приняты новые стандарты медицинского образования. Состояние дел в медицинском образовании в настоящее время министр здравоохранения охарактеризовал как неудовлетворительное. Министерство здравоохранения совместно с министерством образования и науки утвердили новые стандарты медицинского образования в РК. Об этом 20 августа на совещании в Астане сообщил министр здравоохранения РК Жаксылык Доскалиев. Состояние дел в медицинском образовании в настоящее время министр охарактеризовал как "неудовлетворительное". По его словам, выпускники средних медицинских образовательных учреждений зачастую "самостоятельно не могут приступить к работе". "Такая же ситуация и в вузах", - отметил министр.

4 В соответствии с реформой системы медицинского образования для тех, кто поступил в медицинские колледжи и вузы предлагается ввести поэтапную систему многоуровневого медицинского и фармацевтического образования. Предполагается, что первый уровень (три курса обучения в вузе) студенты будут осваивать общемедицинские дисциплины среднего профессионального образования. На втором уровне (4-6 курсы вузов) будет происходить получение основного высшего медицинского образования. Окончившие второй уровень, будут сдавать государственный экзамен и получат диплом о высшем образовании. Однако наличие такого диплома не дает право выпускникам вузов заниматься клинической деятельностью. Для осуществления клинической деятельности по таким специальностям как лечебное дело, педиатрия и восточная медицина предусмотрен третий уровень образования - интернатура (7 год обучения). По специальности стоматология прохождение интернатуры запланировано на 6 год обучения. По окончании интернатуры выпускники проходят итоговую аттестацию и получают сертификат.

6 Систему медицинского образования надо рассматривать в контексте высшего образования вообще. Потому что модель эта общая. В мире существуют две большие модели образования, которые сложились еще в Средние века. Континентальная, или германская модель. Это то, что более знакомо нам: абитуриент, студент, аспирант, докторант, потом профессор. И вторая - британская модель. Ее еще называют англо-саксонской моделью. Она предполагает более гибкую систему обучения: бакалавриат - вы отучились какую-то ступень, а дальше решаете сами, учиться или нет. Потом можете поступить на вторую ступень. Та же германская модель предполагает, что если вы зашли в эту систему, то не менее 6-8 лет должны учиться и закончить ее.

7 Утвержденная Указом Президента Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на годы определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования. В соответствии с Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на годы предстоит провести серьезную реформу и медицинского образования. За последние десять лет произошли существенные изменения в количественном и качественном состоянии медицинских кадров в системе здравоохранения. Содержание медицинского образования и его материально- техническая база не учитывали возросших требований к подготовке специалистов и мировые тенденции обучения в организациях медицинского и фармацевтического образования. Сегодня в стране существует реальная проблема недостаточного качества подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, что обусловлено рядом причин. Одной из основных причин является несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, в основу которой взята система общих подходов без учета специфики именно медицинского образования. Следствием этого являются недостаточные требования к приему, обучению и контролю уровня знаний обучающихся непосредственно в организациях медицинского образования.

8 Другая, но не менее важная причина - слабая, практически не обновлявшаяся материально-техническая база медицинских организаций образования, влияющая на качество подготовки медицинских кадров и конкурентоспособность на международном рынке. Медицинские высшие учебные заведения в течение почти четырех десятилетий практически не имели возможности оснащения учебных и клинических баз современным оборудованием, приобретения современной вычислительной техники, аппаратуры, учебной литературы (печатной и электронной), реактивов, наглядных пособий и других. Все это формирует уже в стенах учебного заведения отставание будущего специалиста от научного и практического прогресса отрасли. Основной причиной слабой материально-технической базы является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение в медицинских вузах и колледжах. Частично эту проблему руководители медицинских организаций образования решают за счет приема студентов на договорную форму обучения, зачастую с низким базовым уровнем знаний. Еще одной серьезной проблемой является недостаточная практическая подготовка выпускников медицинских вузов и колледжей. Медицинские организации образования не располагают собственными учебно-клиническими центрами для приобретения и отработки практических навыков. Медицинские вузы и колледжи вынуждены арендовать клинические базы в лечебно- профилактических организациях (ЛПО), при этом, не имея возможностей полноправного допуска к пациентам, использования медицинской аппаратуры, оснащения ЛПО и другое.

9 Цель и задачи Концепции изменение структуры и содержания программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров; изменение принципов отбора и приема граждан в медицинские организации образования республики; изменение системы оценки качества, уровня профессиональной компетенции и допуска к профессиональной деятельности; внедрение аккредитации организаций образования с привлечением международных экспертов; укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования; совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования.

10 Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования республики. Переход на двенадцатилетнее среднее образование, предусматривающее профилизацию учебных планов и программ выпускника, станет важным фактором реформирования системы медицинского и фармацевтического образования. Профильное обучение в классах позволит осуществлять углубленную до профессиональную подготовку учащихся по естественнонаучному направлению. Допрофессиональная подготовка будет иметь значение для отбора абитуриентов, выбравших медицину своей будущей профессией. Предполагается введение системы собеседования и представления рекомендаций наряду с результатами единого национального тестирования (ЕНТ), комплексного тестирования абитуриентов. Минимальный порог баллов по результатам тестирования для зачисления в студенты медицинских вузов и колледжей на платной основе постепенно будет приближен к значениям, определенным для приема на бюджетной основе.

11 Изменение содержания образования, внедрение новых образовательных технологий. Содержание образования будет соответствовать государственным стандартам медицинского и фармацевтического образования, в которых будут заложены основные компетенции выпускника. Планируется широкое внедрение современных технологий в образовательный процесс. Предполагается введение ранней клинической подготовки студентов, внедрение модульного, междисциплинарного подхода в освоении дисциплин, принципов доказательной медицины, углубленное изучение иностранных языков и активное использование в образовательном процессе зарубежных печатных и электронных учебников как по базовым фундаментальным, так и по клиническим дисциплинам. Внедрение практики так называемых стандартизированных пациентов создаст одинаковые условия и для отработки клинических навыков у обучающихся и их оценки. Планируется создание во всех медицинских организациях образования имитационных классов, оснащение их современной аппаратурой, фантомами и муляжами для освоения и закрепления практических манипуляций. В качестве новых технологий оценки знаний обучающихся предполагается внедрение института независимых экзаменаторов. Предполагается также строительство центров клинической подготовки, которые одновременно будут служить и для отработки и для экзамена по приему практических навыков.

12 Сертификация и лицензирование специалистов. Планируется введение процедуры сертификации, определяющей допуск специалистов к самостоятельной клинической деятельности, после интернатуры - по некоторым клиническим специальностям, после резидентуры - по узким специальностям. Сертификация предполагает сдачу экзамена по избранной специальности. Для подготовки к его внедрению будет: 1) с привлечением зарубежных специалистов проведена экспертиза реализуемых образовательных программ и обучение отечественных специалистов технологиям разработки тестовых заданий по теоретической и клинической медицине; 2) сформирован банк тестовых заданий по основным клиническим специальностям; 3) создана организация независимых экзаменаторов для внедрения системы оценки уровня знаний и практических навыков специалистов сферы здравоохранения.

13 Ожидаемые результаты. создана новая система подготовки медицинских и фармацевтических кадров, основанная на международном опыте и обеспечивающая потребности отрасли в высококвалифицированных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда; внедрена научно-обоснованная методика определения долгосрочной потребности отрасли здравоохранения в кадрах; существенно улучшена и обновлена материально-техническая база медицинских организаций образования, с учетом постоянно развивающегося клинического аспекта медицины; внедрена система менеджмента качества в организациях медицинского и фармацевтического образования; внедрена аккредитация медицинских организаций образования с привлечением международных экспертов; создана организация независимых экзаменаторов и внедрена система оценки уровня знаний и практических навыков специалистов сферы здравоохранения; сформирован рынок услуг в сфере медицинского и фармацевтического образования с сопутствующей конкуренцией между образовательными организациями различных видов и форм собственности и расширением возможности выбора образовательных программ и форм обучения.

14 Заключение. Реализация настоящей Концепции будет способствовать динамичному развитию системы медицинского и фармацевтического образования, разработке перспективных образовательных методик, а также повышению престижа казахстанского образования. Коренные преобразования в образовательном процессе, позволят поднять качество подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, приблизив уровень обучения к международным стандартам. При этом станет возможным поступательное развитие самой отрасли на основе повышения объема и качества оказываемых медицинских и фармацевтических услуг населению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эссе на тему

В н ac тоящее время в образ o вании всего мира пр o исходят перемены. Это обусловлено прогрессом всего ч e ловечества. Именно мы, педагоги, должны быть в курсе этих перемен, чтобы стать инициативными преобразователями в образовании. Как же можно повлиять на то, чтобы Казахстан в o шёл в число лидирующих стран мира? Как мы подготовим ученика 21 век a ? Ведь мир стремительно и динамично меняется. Меняются технологии, идёт устойчивое развитие, дем o графические изменения в обществе, безопасность в мире – все эти факторы имеют глобальный характер. Движение времени ощущается и в образовании. Поэтому должны меняться и функционирующие системы образования. В современную эпоху интенсивных интеграционных и модернизационных процессов каждая страна старается адаптироваться, найти свой путь развития в мировом сообществе. Наше государство также с каждым годом осваивает все новые технологии, участвует в деятельности международных организаций и делает значительные успехи в области внешнеполитических и экономических отношений. В н a стоящее время признана равная значимость пр o цесса формирования знаний и соответствующих практических навыков. Приоритетом в образовании, является готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний.

Современная школа? Какая она сегодня? Какой она должна быть? Эти вопросы волнуют не только тех, кто имеет непосредственное отношение к образованию, а практически всех. И каждый не только высказывается по поводу нынешнего состояния школы, но и считает себя вправе критиковать, обсуждать, предлагать… Оно и понятно, ведь один из самых значимых периодов жизни человека, детство и юность, проходит в школе. Это период становления – нравственного, интеллектуального, духовного. Поэтому родителям, чьи дети являются учениками, да и обществу в целом небезразлично, какими будут те, кто выйдет из школьных стен. Эта тема сегодня актуальна как никогда. В соответствии с требованиями времени современный выпускник школы должен быть эрудированным, коммуникабельным, должен уметь работать в команде, владеть проектными технологиями, а также обладать способностью к переобучению. Таким его хочет видеть государство. Ведь дальнейшее развитие страны зависит от её молодых граждан, которые уже в недалеком будущем будут руководить страной. Жизнь не стоит на месте, следовательно, и школа должна развиваться, соответствуя требованиям времени. Но почему в одних школах детям хорошо и уютно, полученное в них образование помогает им быть конкурентоспособными в современном мире, а в других школах неинтересно учиться?

Не отобьют ли реформы охоту учиться? Именно поэтому, проводя любые реформы в области образования, необходимо учитывать все факторы и внедрять новшества осторожно. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Чего современные школьники ждут от школы? – Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал.

Ещё одно препятствие на пути к качественному образованию - это явно устаревшая концепция образования. На сегодняшний день Казахстан активно изучает и начинает применять зарубежные методики. Только здесь тоже нужно всё тщательно продумывать. Необходимо учитывать национальные, культурные, исторические особенности Казахстана. Это поможет в создании своей, казахстанской модели образования. Сейчас постепенно мы приходим к пониманию того, что нельзя всё больше и больше усложнять программу, внедряя всё больше новую информацию. Всё равно при нынешнем темпе общемирового развития усвоить и запомнить всё не представляется возможным.

Во всех казахстанских школах должна быть создана комфортная обстановка для ученика. Это необходимо для того чтобы ученики чувствовали себя физически и морально безопасно.

Школе будущего требуется приток свежих, молодых сил. Ведь тем, кто придёт из ВУЗов в школы, не надо будет ни ломать себя, ни менять. Они уже другие, они ближе к нынешним ученикам по возрасту, а значит, понимают их настроение, взгляды, проблемы очень хорошо.

Одной из задач нашего образования было и остаётся нравственное и эстетическое воспитание детей. К сожалению, в современном мире происходит просто катастрофическое падение нравственных основ личности, растёт преступность среди подростков. Появилось множество молодёжных субкультур, которые негативно влияют на мировоззрение детей. Отчасти это происходит ещё и потому, что во внеурочное время детям некуда податься. На сегодняшний день просто жизненно важно занять детей и подростков полезной деятельностью. Ведь если у подростка зародится интерес к какому-либо занятию, то он сможет обдуманно выбрать профессию.

Школа – это фундамент, стартовая площадка, которая выводит человека в большую жизнь. И от того, насколько знающим и верящим в себя он выйдет из стен школы, будет зависеть не только его собственная жизнь, но и благополучие общества, в котором он будет жить.

Профессия врача была востребована и престижна всегда. Целые династии докторов, уходящие корнями еще в XIX век, продолжаются и взращивают любознательных, активных и целеустремленных молодых медиков.


Путь юношей и девушек, решивших работать в сфере здравоохранения, тернист и отнюдь не усыпан лепестками роз:

Тем не менее желание помогать людям и благородный статус врача все еще привлекают выпускников школ и побуждают их поступать в медицинские университеты.

Перспективы образования врачей

В данной статье свой взгляд на перспективы развития первого и дополнительного медицинского образования изложат преподаватели АМО.

Академия медицинского образования – это дистанционное учебное заведение, предоставляющее врачам и медсестрам возможность пройти разнопрофильные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

АМО предлагает на выбор более чем 90 программ для высшего и 38 программ для среднего медицинского персонала, куда входят специализированные профили:

  • Авиационная и космическая медицина;
  • Диетология;
  • Коммунальная гигиена;
  • Семейная медицина;
  • Организация здравоохранения и общественное здоровье;
  • Радиационная гигиена;
  • Сексология;
  • Трансфузиология;
  • Эпидемиология.

Обучая не менее 700 человек со всей России ежемесячно, специалисты а кадемии точно знают не только общую ситуацию в сфере медицинского образования, но и ее актуальные проблемы.

Перспективы развития медицинского образования

Начать стоит с того, что столь длительный процесс получения первого образования в сфере здравоохранения абсолютно обоснован: специфика профессии – ответственность за здоровье и жизни людей – обязывает доктора обладать глубокими знаниями и в своем непосредственном профиле, и в общей анатомии, физиологии и т.д.

Организм человека – сложная взаимосвязанная система, поэтому лечить что-то одно (например, исключительно почки) не представляется возможным. Любые препараты так или иначе влияют на прилегающие органы, что нужно предусмотреть и учесть при подборе лекарственных средств.

Образовательный цикл медицинского сотрудника состоит из следующих этапов:

  • Начальная подготовка;
  • Сдача Единого государственного экзамена;
  • Зачисление, начало обучения;
  • Сдача профильного экзамена после 3 курса на право занят ь должност и среднего медицинского персонала;
  • Получение высшего образования (5-6 лет);
  • Сдача государственного экзамена, получение диплома об окончании высшего учебного заведения;
  • Интернатура (1 год), ординатура (2 года);
  • Получение удостоверения после сдачи государственного экзамена;
  • Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности, право на осуществление врачебной практики сроком на 5 лет;
  • Повышение квалификации или профессиональная переподготовка.

Таким образом, мы от школьника, только мечтающего работать в медицине, перешли к квалифицированному врачу, обязанному каждые 60 месяцев получать дополнительное образование. Этот непрерывный цикл является одновременно и главным стимулом к постоянному развитию врача, и показательным примером закостенелости системы здравоохранения.

Перспективы образования в медицине

Чтобы понять, в каком направлении стоит двигаться государственным медицинским университетам, стоит лишь взглянуть на рынок дистанционного образования. Это высококонкурентная среда, в которой лидерства не добиться без ежедневной доработки материалов, расширения предлагаемых программ, работы над сервисом и сотрудничества с разными, но обязательно опытными и квалифицированными практикующими врачами.

Скорость информирования учащихся о появлении новых разработок, технологий, научных изысканий медицинской сферы – главное преимущество дистанционных образовательных учреждений. Конечно, можно возразить, что это несравнимо, ведь первоочередная задача очных университетов начального медицинского образования заключается в обучении именно традиционным диагностическим, терапевтическим и профилактическим методикам. И это верно. Однако существующая еще со времен СССР образовательная система требует если не полной переработки, то хотя бы некоторой корректировки.

Н еобходимо начать повсеместно внедрять дистанционные технологии в процесс обучения. Часть обязательных предметов медицинских университетов дает исключительно теоретические знания, а значит , может быть полностью перенесена в онлайн-формат. Помимо того, что удаленный просмотр лекций более удобен для студентов (не нужно вставать ни свет ни заря, тратить время на дорогу и т.д.), здесь и изменения в материалы вносят гораздо быстрее .

Нужно понимать, что любые правки лекционных программ разрабатываются, согласовываются и утверждаются достаточно продолжительн ое время . В удаленном варианте необходимость этих процессов отпадает, а технически актуальная информация добавляется легко и быстро, что в конечном итоге положительно влияет на осведомленность студентов.

Развитие медобразования

П остоянная начитка лекций зачастую лишает преподавателей возможности вести практику, а значит , знакомить студентов с реальными кейсами будней врача. Все свое время им приходится тратить на наставничество и, в лучшем случае, ведение научной деятельности. Дистанционный формат освобождает педагогов от необходимости постоянного нахождения в стенах университета и позволяет свободно вести практику.

В этом же пункте открывается еще одно преимущество удаленного обучения – дешевизна. П ривлекая часть профессорско-преподавательского состава эпизодически (только для записи лекций и принятия зачетов), можно с ущественно сократить издержки на выплату зарплаты, на аренду/содержание помещений для занятий . Таким образом , общее уменьшение расходов университета удешевит стоимость обучения.

В-третьих, невероятно важно развивать программы обмена студентами и проекты международного сотрудничества в сфере медицинского образования. В данный момент такого рода интеграция находится в зачатке, однако внимание к вопросу коммуникации с зарубежными коллегами неустанно растет.

Сотрудники АМО считают, что при должном подходе и тщательной проработке вышеупомянутых моментов можно значительно повысить качество и удобство получения первого медицинского образования.

Профессорско-преподавательский состав АМО

Будучи лидером рынка дополнительного медицинского образования, а кадемия как никто другой понимает важность привлечения к сотрудничеству опытных, а главное – практикующих врачей. Именно эти специалисты могут не только донести до слушателей курса теорию, но и поделиться решени ями сложных практических вопросов, предостерегая тем самым студентов от возможных ошибок.

АМО приглашает экспертов и для проведения семинаров, освещающих актуальные медицинские темы. Так, например, на базе а кадемии в скором времени пройдет ряд мероприятий по темам :

  • П рофилактика стресса и выгорания у специалистов здравоохранения;
  • С овременные алгоритмы и стандарты в гастроэнтерологии;
  • Н еотложная и экстренная медицинская помощь на догоспитальном этапе – с практической отработкой навыков.

Академия медицинского образования – ваш сегодняшний вклад в будущий карьерный рост.

Читайте также: