Матренин двор сочинение доброта

Обновлено: 04.05.2024

Матрёна была очень отзывчивым, добрым человеком, но окружающие не отвечали тем же.

Матрёна - уже пожилая женщина, живущая без семьи. К ней попадает главный герой, рассказчик, который возвращается с фронта и надеется работать учителем в глубине России, но попадает в посёлок Торфопродукт и его местом жительства становится дом Григорьевой Матрёны Васильевны. Он узнаёт историю жизни женщины из её нерешительных вечерних рассказов и понимает, что она все года жила не для себя.

Сложная история с замужеством, дети от второго брака с братом бывшего мужа, которые долго не жили - всё это привело к тому, что в деревне её считали "порченой". В итоге она взяла девочку Киру на воспитание, которая выросла под крышей этого дома уехала в город жить. Таким образом, Матрёна Васильевна Григорьева никогда не жила для себя. Она работала на колхоз, на соседей, при этом не прося денег за свой труд. Женщина делала это из бескорыстных побуждений. Рассказчик понимает, что её судьба не такая простая, в самой Матрёне есть огромная сила. Говорят, она даже коня на скаку останавливала, чего не могли сделать мужики. На таких и держится эта деревня, но что с ней станет после такого?

Несмотря на всё пережитое, Матрёна всё ещё остаётся человеком с большой душой, принимает путника с заботой. Она добра, простодушна и отзывчива. Но эта отзывчивость в конце рассказа губит её саму. Она погибает во время того, как помогает мужу Фаддею перевозить часть своей избы через железную дорогу на санях. Он решил забрать половину, не дожидаясь смерти женщины. На похоронах родственники плачут больше из-за обязанности, чем из-за скорби, а Фаддей и вовсе на них не является.

Можно сделать вывод, что такая отзывчивость не была оценена простыми циничными людьми.

Также читают:

Картинка к сочинению Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина

Популярные сегодня темы

Первая встреча с ведьмой. Пан просит Хому молиться над гробом.

В этом произведении мне больше всего жаль Мечтателя. Он такой замороченный! Такой интроверт, как сейчас говорят… И наверное, ни одна девушка не захочет стать его подругой. Такой уж он странный.

С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку

Крестьянская тема всегда была актуальна в произведениях Александра Солженицына. Его рассказ “Матренин двор” считался основополагающей вещью русской деревенской классики. События, описанные автором, относились к периоду хрущевской оттепели и оставляли тягостное впечатление. Главная героиня – пожилая женщина, которая пережила все “прелести” 1950-х годов.

Она по несколько лет не зарабатывала ни копейки и научилась жить, радуясь другим, нематериальным ценностям.

При жизни Матрена Васильевна была настоящей русской

женщиной с широкой душой. Она могла все лучшее отдать близким, работать только, чтобы им было хорошо. Одним словом, жила не для себя, а для родных, которые едва ли оценили это.

Рассказчик Игнатич познакомился с ней, когда возвращался в глубинку после войны и многолетнего пребывания в лагерях. Он сошел на станции со странным для русских мест названием – Торфопродукт, а там уже остался преподавать математику в деревне Тальново.

За Игнатича, как за квартиранта, школа прилично доплачивала Матрене, оттого у нее сразу объявились ближайшие родственники, претендующие на наследство. Хуже всех по отношению

к этой простой, крестьянской женщине, на мой взгляд, поступил ее бывший жених Фаддей Миронович. Дело в том, что в молодости она его не дождалась с войны, так как он был в плену и не давал о себе знать. По настоянию родных, Матрена вышла за его родного младшего брата – Ефима Мироновича.

Когда Фаддей вернулся, он был очень зол, но долго горевать не стал и женился на другой женщине с таким же именем.

“Вторая” Матрена нарожала ему шестеро детей, а у этой Матрены все дети умирали. В деревне даже стали поговаривать, что на ней “порча”. Поверив в это, она решила больше не испытывать судьбу и взяла к себе на воспитание дочь Фаддея – Киру.

Это девочку она любила как родную и растила до тех пор, пока не выдала замуж. По завещанию она ей оставляла свой деревянный сруб, но так как молодым выдали кусок земли, то Фаддей настоял на том, чтоб уже сейчас начать переносить Матренин дом по частям на территорию хозяйства Киры и ее мужа.

Получается, что у человека еще при жизни отобрали единственное достояние. Но Матрена была человеком настолько душевным, что сама помогала переносить свой дом. Оттого и смерть ее оказалась такой нелепой. Она погибла, на рельсах с тяжелым грузом.

Такой трагичный конец настиг бескорыстную и трудолюбивую женщину. После смерти доброта героини осталась непонятой и неоцененной. Родственники на похоронах только делали видимость, что расстроены, а на самом деле, мечтали поскорее разделить наследство.

Только рассказчик понимал, какого праведника потеряла деревня. Он знал, что на таких самоотверженных людях вся страна держалась. Этим рассказом А. И. Солженицын заставил читателей задуматься над многими жизненно важными вопросами, в частности над тем, что такое доброта и в чем истинный смысл жизни.

Проблема доброты и жестокости показана в произведении очень четко и ясно. При прочтении произведения у читателя возникают различные чувства: злость, непонимание, бессилие.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.

Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Отношения с односельчанами


Ее главной характеристикой является доброта. Женщину можно сравнить с лучиком света, который хоть и слабо, но освещает темноту, созданную остальными жителями деревни. На хрупких плечах этой сильной женщины одновременно держится вся деревня и колхоз. И рассказчика это приводит в дикий ужас. Если сейчас такие добродушные и безотказные, как главная героиня, несут тяготы мира на себе, то что будет потом? И ведь все считают это нормой, дескать, так и должно быть.

В своей жизни женщина так и не узнала чувства тепла, любви и доброты к себе. Да, она без остатка отдавала их другим, тем, кому они и даром не нужны были. Даже родственники относились к ней черство и сухо, как к совершенно чужому человеку.

Среди своих она так и осталась чужой и странной. Героиню никто не принял и не понял, потому что она жила по другим понятиям и принципам.

Под образом Матрены Солженицын показал образ праведника. Он смог объединить в ней самые лучшие человеческие качества, собрать их в одно целое и противопоставить остальным. Такие люди, как эта женщина, делают мир чуточку светлее, добрее и приветливее. Если бы у каждого была цель только личного достатка и удовлетворения потребностей, то люди были бы жесткие и равнодушные.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ТЕМА 2 Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?

ТЕМА 3 Высшая мудрость — различать добро и зло

ТЕМА 3 Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

ТЕМА 4 Может ли зло быть на благо?

Юшка А.П. Платонов Кусака Л.Андреев Уходящие из Омеласа У. ле Гуин Грустная история семьи Муравьед Э. Керет Кнопка, кнопка Р. Матесон Синяя звезда А.И. Куприн Оно У. Эко Неизвестный цветок А.П. Платонов Дороги, которые мы выбираем О. Генри Злоумышленник А.П. Чехов Канатоходец М. Гелприн В аптеке А.П. Чехов Изумруд А.И. Куприн Хлеб для собаки В.Ф. Тендряков Легенда В. Вересаев Зеленая лампа А. Грин Девочка со спичками Х. Андерсон

4.ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ .

ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся: 1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

2)С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо. Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

1. сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.

2. покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

3. способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.

Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.

↑ ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ

Синонимы: гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Противопоставление Матрены и Фаддея

Проблему добра и жестокости можно также рассмотреть на примере взаимоотношений героини с ее возлюбленным — Фаддеем Мироновичем Григорьевым, братом мужа Матрены.

Фаддей был возлюбленным Матрены, но пропал на фронте на несколько лет. По совету родителей было решено женить Матрену на его младшем брате — Ефиме. После неожиданного возвращения Фаддей даже хотел зарубить их обоих топором, но не сделал этого.

Его озлобленность на людей и мир и бескрайняя мелочность поселились в душе основательно. Под руководством этих качеств герой и продолжал жить. Но к чему это привело? К смерти Матрены и их родного сына. Вряд ли эти события изменили что-то в его взгляде на мир. Любил ли он Матрену, не знает никто. Но если бы все сложилось иначе, возможно, Фаддей был бы совсем другим человеком.

Несколько интересных сочинений

Основные проблемы произведения

В рассказе автором затронуты многие проблемы. Наиболее важные из них:

  • смысл жизни;
  • добро и жестокость;
  • истинная красота человеческой души.

Автор в своем произведении смог показать истинную человеческую красоту. Это не те тысячи фальшивых масок, которые люди надевают на себя ежедневно.

Многие считают, что о поступках стоит кричать. Нет, любое доброе дело лучше оставить при себе, сохранить в тайне. А когда придет время, о нем обязательно узнают.

Автор показал, что проявление доброты не происходит открыто. Она должна идти от сердца и проявляться только по собственному желанию. Нужно сохранить в себе такое качество, как милосердие. На примере Матрены видно, как важно суметь сберечь в себе человека, не прогнуться под обстоятельства и не стать равнодушным, а наоборот, постараться стать добрым и открытым миру человеком, с пониманием относиться к проблемам других.

Главные герои

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич

, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Матренин двор аргументы

Матрёна как символ доброты

Доброта и жестокость в рассказе матренин двор

Главную героиню Матрёну можно назвать примером доброты и любви к людям. Её жизнь совершенно не кажется сказкой, но она не теряет в себе человеческие качества. На протяжении всего времени Матрёна помогала людям, которые пользовались её добротой. Она не искала какой-то выгоды, не просила ничего взамен. Всё делалось от души и с добрыми намерениями.

Черты, характеризующие Матрёну:

Фаддей — отражение злобы

Когда он отдал Кирку на воспитание Матрёне, тогда уже знал, что всеми силами попытается забрать всё, что она имеет. Хотя кажется, что и забирать-то там особо нечего. Избушка, наполненная тараканами и крысами, коза, хромоногая кошка — всё, чем владела Матрёна. Но почему-то Фаддей решил забрать всё до последнего. Его не останавливал тот факт, что всё это в наследство оставлено его биологической дочери

Фаддей матренин двор

Фаддей долгие годы выдерживал свою идею и вот, наконец, начал к ее осуществлению. Он нанял 2 трактора, собрал людей и поздно вечером приступил к разбору теплушки, которая была пристроена к избе Матрёны. Кажется, что женщина хоть в этот момент должна была возразить и не прибегать к своей доброте. Однако она покорно принялась помогать: таскать поленья и загружать их на трактор.

Когда теплушку разобрали уже до последнего брёвнышка, была уже глубокая ночь. К большому сожалению Фаддея, загрузить всё на 2 трактора не получилось, но он не собирался переплачивать трактористам за то, чтобы они ездили туда-обратно. Тогда он решил просто поплотнее уложить поленья на трактор и так ехать.

Черты, характеризующие Фаддея:

  • Озлобленность
  • Глупость
  • Жадность
  • Высокомерие

Недооценённая доброта

Доброта погубила Матрёну и ещё нескольких человек. Во время перевозки материала, один из тракторов застрял на железнодорожных путях и сбил героиню вместе с сыном Фаддея. Однако он совершенно не растерялся. На утро он собрал ещё людей и забрал всё оставшееся с путей к себе домой.

Читайте также: