Мастер и маргарита сочинение с планом

Обновлено: 02.07.2024

лирические. С Мастером мы знакомимся в сумасшедшем доме, куда он попал по навету Могарыча, претендующего на комнату Мастера. Образ Мастера близок автору, это писатель, творец, поглощенный своей работой и живущий только ей. В жизни, быту герой не способен постоять за себя. Он не борец и проявляет слабость, отказавшись от борьбы за своё творение и за свою любовь. В трудные минуты Мастер падает духом и поддается апатии. Именно поэтому герой в конце произведения награждён покоем, но не светом. Сильной личностью в этой паре является Маргарита. Ради любви героиня готова совершать решительные поступки. Она не только способна изменить свою жизнь, уйдя от нелюбимого мужа и оставив устроенный быт. Ради спасения Мастера Маргарита берёт на себя страшный грех — продаёт душу дьяволу и становится королевой и хозяйкой на балу у Сатаны, превращаясь в ведьму. Героиня прекрасна не только внешне. Безоглядно полюбив Мастера, она изо всех сил поддерживает и вдохновляет его. В то же время Маргарита поэтична и загадочна, она истинная муза настоящего художника. В истории любви Мастера и Маргариты Воланд принимает непосредственное участие. Благодаря сверхъестественным силам Маргарита вызволяет Мастера из сумасшедшего дома, а затем, по воле Воланда, герои обретают покой, но уже в другой реальности.

Великий бал у Сатаны — одна из наиболее интересных, ярких и необычных сцен произведения. Перед читателями проходит целая галерея грешников -обманщики, воры, отравители, убийцы, — которых встречает королева бала, Маргарита. Все они веселятся, пьют и танцуют. Кульминацией празднества становится сцена превращения головы Берлиоза в кубок в виде черепа. Эта сцена имеет большое идейное значение: каждый человек получит награду по своей вере. Неверующий Берлиоз обречён на забвение. Этим автор напоминает, к чему может привести отсутствие духовного начала и веры.

Что вы знаете об истории создания романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? За написание романа автор взялся в 1928 году, когда переживал сложный период, связанный со всесторонними нападками на его пьесы, роман “Белая гвардия”, сатирические произведения. В первом варианте не было ни Мастера, ни Маргариты.

Дьявол появлялся в Москве сам. В разговоре с литераторами он доказывает им, опираясь на историю страдания Христоса, жестокость их фанатизма. Сатана был главным героем романа, отсюда название “Инженер с копытом”. В 1929 году

В 1931 году вернулся к произведению, а на самом деле начал писать новое произведение. В романе появились Иешуа Га-Ностри, Маргарита. Первый вариант был закончен в 1934 году, тем не менее, до самой смерти М. Булгаков работал над романом: писал, переписывал, создавая несколько вариантов, но не увидел роман напечатанным.

Варианты названий романа: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Сын В. (…)”, “Гастроль (Воланда)”, “Инженер с копытом”, “Мастер и Маргарита”. Какие философско-этические

проблемы затронуты в романе? В романе “Мастер и Маргарита” затронута проблема морального выбора между добром и злом, справедливости и ответственности, отношений между личностью и властью, призыв искусства и т. п. Композиционные особенности произведения.

Роман “Мастер и Маргарита” построен по принципу “роман в романе”; в нем объединено несколько разных сюжетных линий, которые развиваются с разной скоростью; эпическое изображение объединяется с лирическим; в произведении нарисовано три мира, которые проникают в один мир библейской давности, мир советской современности, мир фантастической “демодиады”.

Как в романе использован библейский сюжет? В четырех Евангелиях Нового Завета описана крестная смерть Иисуса. Булгаков будто создает свой собственный вариант. Он отходит от догм христианской церкви, его Иисус – не иудей (он не знает своего происхождения), ему 27 лет, он интеллигентное лицо, знает много языков, тонкий психолог, мудрый и доброжелательный путещественник-проповедник.

Но учеников у него нет, лишь бывший собиратель налогов Левий Матвей ходит за ним и что-то записывает. И когда Га-Ностри посмотрел в эти записи, то пришел в ужас – так неправильно тот толковал его мысли и высказывания. Иешуа гибнет из-за трусливости Понтия Пилата, который мог и хотел помочь ему, но побоялся испортить себе карьеру.

В чем исключительность человека Иешуа? Хотя Иешуа внешне не отличается от других людей, тем не менее, он наделен чрезвычайным внутренним миром. Люди готовы идти за ним хоть на край света.

Главное его преимущество – полная независимость ума и духа.

В чем похожесть судьбы мастера и автора романа? Для М. Булгакова, как и для его героя, главным делом жизни был роман, который невозможно было напечатать в Москве в 30-е года XX ст. Произведения М. Булгакова в настоящее время подвергались жесткой критике так же, как и произведения мастера, из-за того, что заставляли читателя сомневаться в справедливости существующей власти.

Опорой в те черные дни и для писателя, и для его героя была любимая самоотверженная женщина: реальная Елена Булгакова и созданная воображением художника – Маргарита. Из уст Воланда в романе звучат пророческие слова: “Рукописи не горят”. Роман мастера “возрождает” Воланд.

Роман М. Булгакова дождался своего времени: увидев мир после десятилетий запрета, он сразу же приобрел широкую популярность и принес автору мировое признание.

Какую роль сыграет Воланд в романе? Понять роль Воланда помогает эпиграф к роману из “Фауста” Гете:

…и кто же ты, в конце концов? – Я – частица той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Воланд – сатана, князь тьмы. Он появляется среди людей, словно меч, который наказывает. Тем не менее, наказание его справедливо, оно падает лишь на тех, кто отступил от общечеловеческих норм морали: взяточников, доносчиков, бездельников, корыстолюбцев, шпионов, стукачей.

О чем предупреждает роман Булгакова? Люди, потеряв духовную систему ценностей, перестали думать о Боге, о вечном. Следствия разрыва человечества со Вселенной могут быть катастрофическими.

ПЛАНЫ. ТЕма – Место М. Булгакова в мировой литературе XX ст. Один из самых талантливых русских писателей XX ст., прозаик, драматург, журналист, эссеист, критик.

При жизни писателя, его творчество было объектом жесткой критики. Виднейшее произведение Булгакова – роман “Мастер и Маргарита” было опубликовано после смерти художника. Тогда же пришла заслуженная слава.

Сегодня его произведения переведены почти всеми ведущими языками мира. 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом М. Булгакова. Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора духовной академии Афанасия Булгакова. Мать – учительница, и, прежде всего, воспитательница собственных семерых детей, среди которых Михаил – старший.

Отец излагал историю мировых религий, был историком церкви. Закончил в 1909 г. Первую киевскую гимназию (Александровскую, на бульваре Шевченко), в 1916 г. – медицинский факультет Киевского университета (с отличием). В том же году добровольцем Красного Креста выехал на Юго-Западный фронт – в Каменец-Подольский военный госпиталь.

Со временем работал в больницах Смоленской губернии.

Демобилизовавшись по болезни, Булгаков возвращается в Киев. Делает попытки заняться частной практикой. Начинает писать художественные произведения.

Пережил десять изменений власти в Киеве во времена гражданской войны. В 1919 г. был мобилизован как военный врач и вместе с “белыми” войсками отступал на юг России. В Киев больше не возвратился, но сердцем всегда оставался в родном городе. в Киев в 1923 г., когда работал над “Белой гвардией”. В 1936 г. приезжал на гастроли с Художественным театром, во время пребывания в родном городе показывал актерам дома, где разыгрывались действия “Дней Турбиных”, вдохновенно рассказывал о старике Киеве.

Два слова, которые были общими названиями, Булгаков писал с заглавной буквы: Театр и Город. Если художник писал “Город”, речь шла именно об одном месте на земле – Киеве.

Тема сочинения: Образ Города в произведениях М. Булгакова:

Ранний рассказ “Я убил”. Врач Яшвин, в образе которого легко угадывается автор, говорит: “Ах, какие звезды на Украине. Вот семь лет почти живу в Москве, а все-таки тянет меня в семью…

Нет красивее города на свете, чем Киев”.

Роман “Белая гвардия”. Город – не фон событий, которые происходят в романе, а персонаж романа. “Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город”. В образе Города в самых мельчайших деталях угадывается Киев, а в описании дома Турбиных – дом № 13 на Андреевском спуске, где жила семья Булгаковых.

Пьеса “Бег”. Генерал Чарнота, находясь в эмиграции в Константинополе, в ностальгическом порыве говорит: “Да, видал многие города, очаровательные города, мировые… Эх, Киев – город, красота. Вот так Лавра пылает на горах, а Днепр, Днепр!

Неописуемый воздух, неописуемый свет!”.

Очерк “Киев-город”. В 1923 г. Булгаков написал очерк “Киев-город”, в котором любовно нарисовал живой портрет Киева. На Андреевском спуске, 13, в доме, где жил писатель, и со временем описал его в своих произведениях, сейчас открыт музей М. Булгакова.

На фасаде дома – мемориальная доска, бронзовый горельеф постоянно украшают живые цветы, которые приносят сюда поклонники Мастера.


Мастер и Маргарита сочинение по плану

2.Тема любви в романе

3.Добро и зло в романе

5.Рассуждение о романе

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" до сих пор остается одним из самых востребованных и загадочных произведений мировой литературы. Увлекательная история, в которой удивительным образом переплетаются реальность с фантастикой и прошлое с настоящим, никого не может оставить равнодушным.

За забавными и трагичными приключениями главных героев скрываются серьезные философские вопросы о сущности любви, противостоянии добра и зла, вечности и бессмертии человеческой души. Публикация романа при жизни писателя была невозможна.

В 1939 г. Булгаков впервые полностью прочитал его в узком литературном кругу. О реакции слушателей сообщает Е. С. Булгакова: "Последние главы слушали почему-то закоченев. Все их испугало". Впервые в СССР произведение было опубликовано в 1966 г.

Любовная тема насквозь пронизывает роман. На отношениях Мастера и Маргариты построен весь сюжет. Любовь между главными героями вспыхивает после первого взгляда. По словам Мастера, она подобна удару молнии или финского ножа. Встреча Мастера и Маргариты была предначертана самой судьбой. Эта любовь поистине вечна.

Маргарита с радостью готова сменить обеспеченную жизнь на скромный подвал, лишь бы всегда быть с любимым. Не ее вина в том, что Мастер пал духом и очутился в сумасшедшем доме. Из-за тревоги за судьбу возлюбленной он скрывает свое местонахождение. Так же бескорыстна и чиста любовь Маргариты. Она соглашается на сделку с самим дьяволом, только бы встретиться с Мастером и сделать его счастливым. Влюбленные даже не задумываются о дальнейшей жизни. Им достаточно быть снова вместе в скромном, но уютном жилище Мастера. В награду за свою неземную любовь и все перенесенные страдания Мастер и Маргарита получают вечную жизнь, вдали от забот и волнений грешного мира. Любовь в романе не ограничивается отношениями между мужчиной и женщиной. Более широкий смысл она получает в образе Иешуа. Любовь к ближнему - главное качество бедного проповедника, которое отличает его от всех остальных людей. Это качество позволяет ему безошибочно идти по пути истины. Безграничная любовь и доверие Иешуа к людям сначала вызывают удивление, а затем гнев Понтия Пилата. Лишь после казни он начинает испытывать раскаяние и возрастающее желание вернуть все обратно. От вечной пытки Пилата избавляет опять же любовь Мастера, сжалившегося над прокуратором Иудеи.

Проблема добра и зла рассматривается в романе под интересным ракурсом. Повелитель темных сил не вызывает осуждения, напротив, все его действия выглядят вполне справедливо. Добро и зло словно меняются местами. Разоблачение черной магии, которого добивались от Воланда, действительно происходит, но не сцене театра Варьете, а в реальной жизни. Дьявол со своей свитой срывает маски с обычных добропорядочных людей. При этом обнаруживается, что большинство из них являются лжецами, вымогателями, доносчиками и т. д. и т. п.

Ужас вызывают именно они, а не потусторонняя нечисть. Ведьмой и королевой сатанинского бала становится Маргарита, но это не делает из нее бездушное чудовищное существо. Маргарита выплескивает свою ярость только при разгроме квартиры критика Латунского. При этом она успокаивает маленького мальчика, добивается прощения несчастной Фриды и в целом сохраняет всю свою доброту и сострадание. Непримиримым противником Воланда остается Левий, на что дьявол ему справедливо возражает: "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла. ". По сути, дьявол в романе выступает на стороне добра, защищая его от современных злодеев. К Воланду может быть применена знаменитая фраза Фауста: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

В романе "Мастер и Маргарита" упоминается множество зданий и мест, которые существовали и существуют в действительности. Прежде всего стоит остановиться на "нехорошей квартире", где поселился Воланд со своей свитой. Это квартира из дома №10 на Большой Садовой, где когда-то жил Булгаков. Берлиоз и Бездомный встречают Воланда на Патриарших прудах. На самом деле пруд в этом парке один. Название напоминает о том, что когда-то их было три. При советской власти место получило название Пионерские пруды.

По поводу прототипа дома Маргариты существует три основных версии: особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, №17); готическое здание на Малом Ржевском, №6 и дом по адресу Остоженка, №16. Здание, на террасе которого Воланд и Азазелло прощались с Москвой, - знаменитый дом Пашкова. В эпоху Булгакова с него действительно открывался великолепный вид на столицу. По самой распространенной версии прототипом Дома Грибоедова является Дом Герцена (Сивцев Вражек, 27). Под клиникой профессора Стравинского, судя по всему, скрывается Химкинская городская больница №1.

Помимо уже затронутых главных тем романа следует подробно остановиться на судьбе главного героя, которая очень близка самому Булгакову. Гениальный писатель в порыве вдохновения создает удивительный роман. Неожиданный выигрыш крупной суммы и встреча с Маргаритой окрыляют его, позволяют полностью отрешиться от неприглядной действительности. Мастер достигает абсолютной творческой свободы. Писатель забывает о строгой советской цензуре, которую не интересуют художественные достоинства его произведения.

Отказ от публикации романа и яростная травля критиков доводят его до сумасшествия. Даже придя в себя, Мастер уже не в силах вернуться домой. Он понимает, что не сможет спокойно жить в этом мире. Главная трагедия романа заключается в том, что единственное убежище для гения - психиатрическая клиника. Главы из романа Мастера органически встраиваются в общее повествование. Древний Ершалаим, Москва эпохи Булгакова и потусторонний мир сливаются воедино. Счастливый итог роману подводит сцена освобождения Понтия Пилата от вечных страданий и его долгожданная повторная встреча с бродячим философом Иешуа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Всепобеждающая сила любви и творчества.

3. Христианская проблематика в романе.

4. Истинные и мнимые ценности в романе.

5. Добро и зло в романе.

Тезисный план сочинения на тему

Тема ответственности в романе М. А. Булгакова

I . Введение

II. Основная часть

Тема ответственности решается в двух планах: в сегодняшнем и в вечном:

1.1. Герои, лишенные чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:

— за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);

— наказание «мелкого зла — воздаяние за пакости людям, обделенным нравственностью (Никанор Иванович, Степа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);

1.2. Герои, способные принять на себя ответственность:

— Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделенная высшим чувством ответственности (эпизод с прощением Фриды на балу у Воланда).

2.2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.

2.3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).

III. Заключение.

Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за свое творчество.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_sochineniyu.pdf 1.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс.

План урока литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов".

В плане перечислены темы творческих работ, рассчитанные на разные возможности и способности учащихся. дан подробный план к сочинению "Обломов и Штольц" (сравнительная характеристика героев).

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Материал, представленный в презентации, поможет в подготовке к сочинению учащихся разного уровня подготовки.


Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения.

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману "Обломов" И. Гончарова"

Данную презентацию можно использовать как наглядный материал на уроках литературы в 10 классе при подготовке к сочинению по роману И.Гончарова "Обломов". В разработке предложено три те.


Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

В презентации содержатся примерные темы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир", а также план написания.

Читайте также: