Мастер и маргарита 5 глава сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Краткое содержание романа “Мастер и Маргарита” пригодится абсолютно всем, кто не хочет тратить большое количество своего времени на прочтение целой книги, либо тем, кто когда-то читал произведение, но подзабыл. Этот роман написал Михаил Афанасьевич Булгаков в период 1928 по 1940 года. Произведение считается одним из лучших в этом жанре и активно изучается в школах, его проходят с 9 по 11 класс. Ниже представлен короткий вариант произведения по главам .

История создания

Булгаков в момент написания руководствовался книгой “Фауст” Гете. Источники сообщают, что в ранних версиях романа Мастером был именно сам Фауст. Интересно, что при жизни Михаила Афанасьевича рукопись не была дописана до конца, и так и не была издана.

Важно! Изначально Булгаков хотел назвать роман “Князь тьмы” или “Гастроли Воланда”. Но перед смертью писатель все-таки дал книге правильное и точное название - “Мастер и Маргарита”.

Характеристика персонажей

  • Воланд - сатана , превращающийся в обычного человека, фокусника.
  • Мастер - писатель . Написал произведение о прокураторе.
  • Маргарита - возлюбленная Мастера , любившая книгу о Понтие Пилате больше, чем самого Мастера.
  • Бегемот - черный говорящий кот.
  • Иешуа - философ , чистый и праведный человек. Распят на кресте.
  • Понтий Пилат - прокуратор , пытающийся спасти Иешуа.
  • Коровьев - человек в пиджаке в клетку.
  • Азазелло - рыжий персонаж с ярко выделенным клыком.
  • Каифа - ученик Иешуа , любивший своего учителя больше всего на свете.
  • Иван Бездомный - поэт , член МАССОЛИТа (объединения литераторов). Попал в психушку.
  • Берлиоз - член МАССОЛИТа.
  • Гелла - нагая вампирша.

Встреча на Патриарших прудах, художник Александра Федорова, 1979 год

Мастер и Маргарита - краткое содержание. Часть 1

Книга имеет две сюжетные линии, кардинально отличающиеся друг от друга. Первая линия показывает сюжет в Москве, а во второй - нам рассказывают о Ершалаиме, затрагивая тематику веры и Бога.

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор переносит нас к беседе двух литераторов - Ивану Бездомному и Михаилу Берлиозу. Они разговаривают об Иисусе Христе, и вдруг к ним в спор вклинивается иностранец Воланд. Он предрекает скорую смерть главе МАССОЛИТа Берлиозу: вы лишитесь головы, а сделает это “русская женщина, комсомолка”.

Глава 2. Понтий Пилат

К Понтию Пилату заводят бедного заключенного. Он имел имя Иешуа Га-Ноцри, он обвинялся в помыслах о разрушении храма. У прокуратора болела голова, и Иешуа, как рукой, избавил того от болезни, чем начал симпатизировать Понтию Пилату. Прокуратор просит подчиненного Марка Крысобоя вывести парня и объяснить ему, как нужно общаться с прокуратором. Понтий Пилат пытается спасти Иешуа, но молодой парень подтверждает все подозрения. Понтий Пилат предпринимает методы по спасению целителя, обращаясь за этим к Каифу, чтобы из 3 осужденных освободили именно Иешуа, но тот оставляет в живых вора и убийцу - Вар-раввана.

Глава 3. Седьмое доказательство

Михаил Берлиоз начинает думать, что иностранец - сумасшедший, ведь он хочет поселиться в имении Михаила. Глава МАССОЛИТа оставляет Бездомного и незнакомца, решив сходить к автомату и позвонить в консульство. Ему вслед кричит иностранец и рекомендует уверовать в дьявола. Михаил идет сквозь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле от Аннушки, и он лишается головы.

Седьмое доказательство, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 4. Погоня

Иван Бездомный услышал о трагедии и увидел здесь нечистое. Он догоняет иностранца, который уже успел отойти, но парень якобы не понимает русский. К ним подходит мужчина в клетчатом пиджаке и защищает иностранца. Поэт заметил вдруг что-то странное рядом с ними. Это был огромный черный кот, названный Берлиозом, который шел позади. Бездомный зачем-то забежал в чужую квартиру, украл оттуда свечку и образок и продолжил охоту. Он почему-то хочет искупаться в Москве-реке. У поэта украли все вещи. Поэт отправляется в ресторан МОССАЛИТа.

Глава 5. Дело было в Грибоедове

Забежав в ресторан, Иван продолжает поиски злобного Воланда, попутно говоря о произошедшем представителям ассоциации. Говорит он смутно, невнятно, пытается драться. Его привозят в психиатрическую больницу.

Глава 6. Шизофрения, как и было сказано

Поэт рассказывает все доктору, тот его полностью выслушивает, но тоже принимает слова за бред. Он пытается сбежать, но безрезультатно. Его определяют с шизофренией.

Глава 7. Нехорошая квартирка

Лиходеев, который проживал вместе с Берлиозом, видит незнакомого мужчину в черном в своем доме. Обернувшись, Степа видит, что парень не один, с ним большой кот, пьющий водку, и мужчина в пиджаке. Вдруг из зеркала вылазит Азазелло и рекомендует вышвырнуть директора из квартиры. Через мгновение Степа Лиходеев очутится непонятный образом в Ялте.

Глава 8. Поединок между профессором и поэтом

Глава 9. Коровьевские штуки

Никанор Босой, являвшийся председателем, заходит в квартиру №50 и застает Коровьева - переводчика Воланда. Он предлагает Никанору сдать квартиру черному магу, сразу же давая задаток и взятку. Босой прячет деньги у себя дома, а на следующий день его арестовывают за хранение валюты, ведь рубли странным образом превратились в валюту.

Коровьев, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 10. Вести из Ялты

В Варьете Римскому присылают телеграмму, дабы подтвердить личность Лиходеева, находящегося в Ялте. Директор думает, что это шутка, и появляется версия, что Степан напился и с издевкой шутит над ним. Директор посылает администратора Варенуху в милицию, разобраться с телеграммами. По пути его избивают двое персонажей, один - похож на кота, а второй - клыкастого человека. Они относят Варенуху в квартиру №50, где парня целует нагая Гелла, и администратор падает в беспамятстве.

Глава 11. Раздвоение Ивана

Поэту Ивану Бездомному вкололи успокаивающее, и ему сложно составить текст для милиции. Он начинает слышать внутренние голоса, один из которых продолжает тревожить мужчину по поводу Берлиоза, а другой - упрекает в том, что Иван не разузнал у незнакомца больше о Понтией Пилате.

Глава 12. Черная магия и ее разоблачение

Действие переносится в Варьете, где Римский рвет и мечет, потому как Варенуха не возвращается, хотя уже поздний час. Вдруг к директору наведываются Воланд с котом и Коровьевым. Бенгальский дает Воланду пространство на публике, и тот принимается показывать фокусы с Коровьевым, который теперь называется Фаготом. Вдруг с потолка падает куча рублевых бумажек, а Бенгальский все кричит, что это ненастоящие деньги. Воланд слушается зрителей, которые кричат, что Бенгальскому следует отрубить голову, и разрезает ему шею. Публика жалеет конферансье, и Фагот приделывает тому голову обратно. Пострадавшего увозят на скорой, а сеанс заканчивается тем, что на сцене появляется дамская комната, где можно выбрать любой наряд абсолютно бесплатно. Женщины переодеваются, но вдруг вся одежда исчезает и зрители массово выбегают на улицу полностью нагие.

Глава 13. Явление героя

Сюжет разворачивается в лечебнице, где к Ивану заходит незнакомый человек, имевший в руках связку ключей. Они разговорились и осознали, что обоих заслал в психушку сатана. Новый знакомый поэта оказался Мастером. Дабы это подтвердить, он показал Бездомному шляпу с вышитой на ней буквой “М”. Ему эту шляпу сшила Маргарита. Мужчины разговорились. Мастер рассказал, как он встретил Маргариту, говорившую, что в его романах вся ее душа. Мастер сжег почти весь роман, а любимой удалось сохранить несколько страниц произведения. Мастер познакомился с Магарычем, который не нравился Маргарите. В лечебницу доставляют человека, утверждающего что у него отрублена голова.

Мастер, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 14. Слава Петуху!

Римский из Варьете норовит по телефону сообщить о случившемся, но голос подозрительной дамы в трубке запрещает ему это сделать. Неожиданно возвращается Варенуха, заявляя что Степа Лиходеев и вправду был пьян, а сейчас и вовсе находится в вытрезвителе. Но финдиректор замечает, что от администратора не отходит тень, да и одет он странно, имеет теплый шарф, хоть на дворе лето. Внезапно появляется рыжая девушка, а вампир запирается изнутри, но тронуть директора те не успевают. Раздается петушиный крик, и ощущается, что день для директора закончился. Римский поспешно собирает вещи и убегает в Ленинград.

Глава 15. Сон Никанора Ивановича

Правоохранительные власти пытают Босого, но тот только и заявляет о дьявольской силе. Никанора Ивановича привезли в больницу.

Глава 16. Казнь

Иешуа вместе с другими заключенными везут на Лысую гору, чтобы убить. Всех казнили, действующие лица казни покинули холм. Остался лишь ученик Га-Ноцри - Левий Матвей, который хотел убить Иешуа первым, дабы облегчить ему смерть, но не успел. Ученик снял всех убитых и похитил труп учителя.

Глава 17. Беспокойный день

Все афиши о Воланде в Варьете пропали. В контору зашла милиция, дабы выяснить причины пропажи директора. Бухгалтер Ласточкин поехал к Прохору Петровичу сдать выручку за спектакль, но в рюкзаке обнаруживает валюту. Следует арест.

Глава 18. Неудачливые визитеры

В наследство дяде Берлиозу досталась квартира и он прилетел на нее посмотреть. Азазелло выгнал дядю, а кот забрал у него паспорт. В помещение вошел буфетчик Соков из Варьете и пожаловался Воланду на то, что деньги оказались ненастоящими. Воланд предрекает смерть буфетчика через 9 месяце от цирроза печени. Тот бежит к врачу и кричит о болезни.

Часть 2

Глава 19. Маргарита

Маргарита просыпается и вспоминает о Мастере, только что ей приснившемся. Девушка шагает по Москве и замечает похороны литератора. С ней заговорил человечек с клыком и посоветовал пойти за ней, дав в подарок целебный крем.

Глава 20. Крем Азазелло

Попробовав крем, Маргарита научилась летать. Возлюбленная пишет Мастеру письмо о необходимости расстаться, ведь она стала ведьмой. Сев на половую швабру, девушка полетела к Азазелло.

Крем Азазелло, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 21. Полет

Пока Маргарита летит, она всячески развлекается, пугая прохожих. Вдруг девушка замечает Латунского, того самого критика, погубившего роман. Маргарита залетает туда и громит все на своем ходу.

Главы 22-23. При свечах. Великий бал у сатаны

Маргарита летит в жилище Берлиоза. Девушку прихорашивают и красиво одевают. Она руководит балом. Бал заканчивается, все снова становится на круги своя, а огромный зал для танцев превращается в обычную гостиную.

Главы 24-25-26. Извлечение Мастера. Как прокуратор пытался спасти Иуду. Погребение

Воланд норовит исполнить любое желание королевы бала, и та желает, чтобы перед ней появился ее Мастер. Злодей держит в руках абсолютно целую и невредимую книгу Мастера. Влюбленные уходят и живут теперь в каком-то странном подвале. Прокуратор приказывает всех казненных предать погребению. Иуду убивают возле Ершалаима и забирают все деньги, а позже подбрасывают Каифе. Левий Матвей идет по улице и ведет беседы будто бы с живым Иешуа. Говорят о разном - о смысле жизни, о предательстве, трусости и сути мира.

Воланд велит покидать столицу. Кот напоследок поджигает помещение. Они направляются в магазин, где торгуют валютой, и он тоже загорается.

Глава 30. Пора! Пора!

Азазелло прилетает в подвал к Мастеру и Маргарите, и поджигает его. Все трое уносятся ввысь, на небо. Мастер называет поэта Бездомного своим учеником и велит дописать рассказ.

Главы 31-32. На Воробьевых горах. Прощание и вечный приют

Начинается самая настоящая Вальпургиева ночь. Именно в эту дату, в этот день сводятся все счеты. Читателю показывают Понтия Пилата. Ему ежедневно снится одинаковый сон, где перед ним стоит дорога, но пройти по ней он не может. И, наконец, Мастер кричит ему: “Свободен!”.

Лунная дорога, художник Александра Федорова, 1979 год

Эпилог

Римский уволился, Бенгальский последовал за ним, Иван Бездомный вылечился, теперь преподает философию, а Варенуха перестал врать и грубить. Все странности в милиции объяснили проделками иллюзионистов и мошенников, а само дело так и не было раскрыто. Предлагаем посмотреть краткое содержание романа " Мастер и Маргарита " в видеоролике:

5 сочинений по

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых спорных и таинственных в русской литературе. Особенности хронотопа, прием “роман в романе” и хорошо скрытая авторская позиция – это лишь немногое из того, что вызывает оживленные споры литературоведов и обычных читателей романа.

Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве и в древнем Ершалаиме. “Ершалаимские” главы – это главы романа Мастера (прием “роман в романе”). Некоторые

исследователи указывают еще один пласт повествования – “вне времени и пространства”: это сцены бала у сатаны, прощения Понтия Пилата и некоторые другие. В них время не идет или идет неправильно.
Использование нескольких пластов придает содержанию глубину и “всевременность” и позволяет автору создать своеобразную систему “двойников” некоторых героев: Мастер и Пилат, Маргарита и собака Пилата, Иуда и барон Майгель и так далее.

Споры вызывает и интерпретация образа Воланда. Нет сомнения, что Булгаков изобразил дьявола, но правда ли то, что писатель хотел показать его как воплощение справедливости – или все-таки возмездия? Нетрудно заметить, что Воланд не может прощать: Фриду отпускает Маргарита, а Пилата – Мастер; мессир объясняет это тем, что каждый должен заниматься своим делом, но он, вероятно, несколько лукавит.
Очевидно и то, что он не из доброты вытаскивает Мастера из сумасшедшего дома (куда писатель, кстати, попал по собственной воле), а лишь выполняя условия договора с Маргаритой.

Тема любви – одна из основных в романе, как и тема творчества. И в том, и в другом Булгаков видит одну главнейшую черту – жертвенность. “Тот, кто любит, разделяет судьбу того, кого он любит” – это закон любви. А в творчестве, как и в жизни, один из худших пороков – это трусость, то есть отказ жертвовать собой.

Этот порок характеризует и Пилата, и Мастера, который отрекся от своего романа, но обоих спасает любовь других героев.

Немало в романе и сатирических страниц: они изображают современную автору действительность и высмеивают валютичиков, мошенников, доносчиков, воров и приспособленцев. Высвечивают они и глупую жестокость, жадность, любовь к “халяве”, все подлости и безнравственные поступки, порожденные пресловутым “квартирным вопросом”, которые и сейчас часто встречаются в нашем обществе.

“Мастер и Маргарита” по глубине и обширности поднятых проблем один из величайших романов 20 века.

Пример сочинения 2

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Пример сочинения 3

Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя Воланда и пытаясь спасти общество от опаснейшего иностранца.

В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в прошлое, он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.

Пример сочинения 4

Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается самым знаменитым и таинственным произведением М. А. Булгакова. В книге поднимается множество проблем, из которых большинство не потеряло (да, наверное, и никогда не потеряет) актуальности и сейчас, почти сто лет спустя. Мне хотелось бы в своем сочинении остановиться на одной из этих проблем - проблеме ответственности человека за свои поступки.

Действие в романе происходит в двух временных пластах и еще в каком-то месте вне времени и пространства. Но трусость остается трусостью, а подлость - подлостью в любом из них. А совесть не отпускает человека и тогда, когда времени больше для него нет. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат понял это слишком поздно.

Понтий Пилат - одна из самых противоречивых фигур на страницах романа. Холодный и безжалостный, но, безусловно, умный и храбрый человек внезапно пугается доноса и осуждает на смерть безвинного, по своему собственному убеждению, человека. Писатель очень выразительно показывает, как меняется отношение его героя к происходящему, как и отношение его к Иешуа. Сначала это безразличие и презрение, затем эгоистичное желание сохранить для себя "гениального врача", который лечил бы его от мучительной мигрени. И, наконец, осознание недопустимости убийства - слишком позднее осознание. И вот теперь нет прокуратору покоя ни днем, ни ночью. Совесть мучает его и упрекает вечно, ведь время для Понтия Пилата закончилось.

Еще одна героиня, мучительно переживающая свое преступление, - Фрида. Ее Маргарита встречает на балу Воланда. Фрида задушила платком собственного ребенка, и с тех пор она каждое утро находит этот платок. Его никак невозможно уничтожить, ведь нельзя уничтожить свою совесть.

Роман решает вопрос ответственности человека за свои поступки, показывая, как переживают свою вину разные люди. Автор сочувствует тем из них, кто испытывает муки совести, те же, кто не обращает на свои проступки внимания, неинтересен Булгакову. Я думаю, он хотел таким образом показать, что звания человека достоин лишь тот, кто способен осознать свою вину и пострадать за нее.


Пример сочинения 5

Герои до встречи друг с другом

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Милосердие и сострадание в любви героев

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать). Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус - сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей. У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

В книге пересекаются два времени: настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев. Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

По роману Мастер и Маргарита

По роману Мастер и Маргарита

Популярные сочинения

На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка. А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.

Ершалаимский мир

Мастер и маргарита

Центральные персонажи

Действующих лиц в данной части произведения не так много:

Мастер и маргарита ершалаимские главы

  1. Прокуратор Иудеи — Понтий Пилат. Он стал пятым человеком, занимающим столь высокую должность. Он вынужден устраивать допрос Иешуа, хотя испытывает к мыслителю симпатию. Прокуратор понимает, что во многом странник прав. Несмотря на это, представитель власти настолько боится потерять свое влияние, что выносит смертный приговор Га-Ноцри. Это решение не приносит герою счастья, ему приходится до конца жизни сожалеть о содеянном.
  2. Иешуа Га-Ноцри — бродячий мыслитель, рассуждающий о том, что неугодно правительству, за что ему приходится поплатиться собственной жизнью. Прототипом главного героя стал Иисус. Это прослеживается в жизненном описании, мышлении и даже внешности, данной автором персонажу. В нем есть божественные черты, но в произведении Булгакова Иешуа приближен к людям. Он очеловечен, обладает приземленными привычками, мыслями. Его цель — отстаивание высшей истины, продвижение в народные массы идеи о несуществовании плохих людей на земле, проповедничество христианских законов. Бескомпромиссность мыслителя приводит того к смерти.

История жизни Иешуа совершенно противоположна Иисусу из Назарета. Отважный и сострадательный человек не является сыном Божьим, поэтому ему не суждено воскреснуть. В Ершалаимские главы Булгаков вложил следующий смысл — прославление человека как высшей ценности. Авторский Понтий Пилат также отличается от своего прототипа. Он более человечный, благородный, сострадательный. В конце произведения герой таки получает прощение.

Смысл и роль Ершалаимских глав

Понтий Пилат хотел спасти мыслителя-проповедника, но не может пойти против вышестоящей власти. Должностные обязанности заставляют прокуратора Иудеи казнить ни в чем неповинного человека. Физически Иешуа умирает, но обретает духовную победу над противниками, ведь доказывает таким образом правильность собственных утверждений. Прокуратор же теряет после проступка вечный покой. Истина кроется в его совести.

Роль Ершалаимских глав заключается в противопоставлении Москвы древнему городу. Значение в сравнение автор вложил следующее:

Ершалаимские главы

  • Беспокойство современного мира и ценность денег.
  • Степенность и размеренность жизни в Ершалаиме, что подталкивает к поиску истины.
  • Принятие судьбоносных решений, вершение судеб.
  • Контрастность параллельных миров, наталкивающая на размышления о вечных проблемах, например, противостояние добра и зла, выбор между честностью перед самим собой и властью.

Это приводит к логичному выводу, что каждый человек ответственен за свою духовную чистоту и покой. Только от его решений и способности нести за них ответственность зависит судьба.

Краткое содержание

Ершалаимские главы — это неотъемлемая часть романа, ставшая композиционной основой. Авторское решение влияет на смысл, заложенный писателем в произведение. Анализ и краткое содержание этой части позволит написать емкое сочинение или подготовить к литературному уроку презентацию по теме. А также понять, зачем Булгаков создал отсылку к Ершалаиму и библейским историям. Чтобы подробнее разобраться в проблематике, рекомендуется читать произведение полностью.

Понтий Пилат

Ершалаимские главы в романе мастер и маргарита

Перед прокуратором Иудеи предстает странник Иешуа Га-Ноцри. Его привели на допрос к Понтию Пилату. Решение было за высокопоставленным наместником римского кесаря. Допрашивая мыслителя-проповедника, прокуратор проникается симпатией к нему. Приговоренный Иудейским Синедрионом к смертной казни считает всех людей добрыми. Симпатия возникает не только из-за мировоззрения Иешуа, но и по причине удивительного излечения им приступа гемикрании.

Понтий Пилат становится сперва на сторону Га-Ноцри. Он утверждает, что приговоренный — лишь душевнобольной, который никогда не подбивал людей к поиску истины и городским беспорядкам. Главная цель прокуратора — держать мыслителя около себя в Кесарийской резиденции.

Несмотря на это, вершителю судеб приносят доказательства подстрекательства со стороны Иешуа. Эти речи растолковали как проповеди, направленные против власти римского кесаря. Пилат пытается все-таки спасти смертника и подсказывает тому, что говорить, дабы скрыть факт подстрекательства. Арестованный не слушает советчика, говорит правду. Тогда тот решает спасти философа, обращается за помощью к первосвященнику Каифу, выпрашивая для Иешуа помилование. Принято решение отпустить Варраввана.

Казнь на Лысой горе

Всех приговоренных к смерти привозят на Лысую гору. Следом за процессией идут зеваки, желающие посмотреть на зрелище. После распятия глазеющие расходятся, не вынося палящего солнца. Остаются только солдаты. О спасении Иешуа молит Левий Матвей — ученик Га-Ноцри, сборщик податей. Но казненный продолжает мучиться от истязаний. Смерть не приходит. Левий проклинает Господа. Иешуа периодически теряет сознание и снова приходит в себя.

Скоро должен пойти дождь. Распятым смачивают губы влажными губками, из которых также можно испить воды. Несчастных добивают солдаты уколами копий в сердца. В это время они произносят слова прославления прокуратора за его великодушие. Дождь разгоняет солдат. Но гроза не становится причиной для побега Левия Матвея, который снимает труп учителя с креста и похищает его.

Ершалаим это

Спасение Иуды

Ершалаим напитывался каплями дождя. Прокуратор ожидал вестей с места казни. Понтий Пилат зол, он гневно разбивает кувшин с вином, лежит около стола с едой. Перед властителем показывается начальник тайной службы Афраний. Он рассказал, что все прошло хорошо, горожане не буйствуют. Потом гость поведал историю об Иешуа, который отказался от предсмертного питья и доверительно заглядывал в глаза солдатам, улыбаясь при этом растерянной улыбкой.

Га-Ноцри ничего не проповедовал. Он только сказал, насколько порочны трусливые люди. Он никого не винил в своей смерти. Пилат приказывает Афранию похоронить тела казненных людей и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа. До прокуратора дошли слухи, что того должны зарезать в скором времени.

Погребение и отмщение

Ершалаимские главы мастер и маргарита

Стоит праздничная ночь Пасхи. Иуда встречается с Низой. Она попросила встретиться в масличном саду. Там с предателем расправляются мужчины, нанятые Афранием по приказу Понтия Пилата. Лишается Иуда не только жизни, но и кошелька, заполненного тридцатью сребрениками.

Прокуратору снится, как он идет подле с Иешуа. Их путь освещает лунная дорога. Они спорят и ведут счастливую беседу. Пилату кажется, что казни не было. Подле него идет Банга. Мужчина рассказывает о том, что понимает, почему трусость является главным пороком. Сейчас бы он распрощался с карьерой ради спасения жизни мыслителю.

Левий Матвей отдает тело Иешуа. Он собирается отомстить Иуде, убить того. Но о смерти предателя ученику философа сообщает прокуратор.

Читайте также: