Марджани татар доньясы мохтэрэм заты сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Шигабутдин Марджани – просветитель татарского народа.

Идеолог джадидизма Исмаил Гаспринский.

Кто же или что явилось причиной небывалой грамотности и интереса татар к образованию? На этот вопрос я попытаюсь дать ответ в курсовой работе.

Шигабутдин Марджани – просветитель татарского народа.

Марджани — религиозный деятель, просветитель, философ, историк. Вышеперечисленные определения не охватывают все стороны его многогранной деятельности. Марджани также и этнограф, и археограф, и востоковед, и педагог. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей ХVIII века - Дидро и Руссо.

Каким же был путь Марджани к признанию, высотам, позволившим Габдулле Тукаю охарактеризовать его как "поборника свободомыслия, знания и прогресса, сделавшего первый шаг к просвещению"? Шихаб ад-дин (Шихабуддин) б. Баха ад-дин б. Субхан б. Абд аль-Карим аль-Марджани родился 16 января 1818 года (по новому стилю) в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.

Предки Марджани со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов. Первые сведения по истории Шихабуддин получил от своего деда Субхана б. Абд аль-Карима, который владел арабским и персидским языками.

Дед Марджани со стороны матери, Абд ан-Насир, обучал его Кор'ану, Сунне, фикху (мусульманскому праву). Отец Марджани Баха аддин получил образование в Бухаре и был там одним из уважаемых людей, которого на свои меджлисы (собрания) приглашал эмир Бухары Хайдар б. Масум. С отцом он занимался арабским языком, логикой, каламом (раздел теологической науки).

В пятилетнем возрасте Марджани лишился матери, а потом воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Начальное образование он получил в медресе, где преподавал его отец, в д. Ташкичу. Юный Шихабуддин не ограничивался изучением предметов, преподаваемых там, а занимался самостоятельно в домашней библиотеке. Уже с семнадцати лет он начинает преподавать в этом медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. Оба его деда и отец, будучи людьми образованными, обладая обширными познаниями по восточной истории, философии, религии, сумели привить юному Шихабуддину стремление к учению, знанию. Полученное образование не удовлетворяет Марджани, постоянно стремившегося к получению новых знаний. В 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования.

В Самарканде, уже обладая определенными знаниями, Марджани испытывает потребность глубже познать взгляды своего предшественника и соотечественника Абу Насра аль-Курсави (1776-1812).

В 1845 году Марджани возвращается в бухарское медресе "Мир-Араб". Именно там Марджани начинает серьезное изучение культуры, истории, философии Востока. Первые свои произведения он посвятил истории тюркских народов Средней Азии.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.

В 1867-68 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахунда и мухтасиба Казани (одна из самых почетных религиозных должностей региона), что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Кор'ана в казанской типографии (впоследствии выпускает книгу, посвященную истории и принципам издания Кор'ана в России), организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет отчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман для государственных учреждений, участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами.

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга "Назратуль-хакк", своими новыми для своего времени и среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на мусульманском Востоке. Он становится видным идеологом религиозного реформаторства, продолжившим и углубившим в новых исторических условиях традиции своих предшественников А. Курсави и А. Утыз-Имяни. Религиозно-реформаторские взгляды Марджани, включали концепцию "открытия дверей иджтихада", а также обращение ко временам Пророка Мухаммада (Кор'ану, Сунне, словам муджтахидов) для "очищения" Ислама от позднейших наслоений, реформу преподавания в медресе.

Педагогическая работа Марджани — еще одна страница его просветительской деятельности в широком смысле этого слова.

13 сентября 1876 года в Казани открылась Татарская учительская школа с восьмилетним обучением. Школа готовила учителей начальных классов из татар. Преподавание велось на русском языке, исключая урок шариата. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился на предложение инспектора школы В.Радлова преподавать в ней вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в которой призывал татар к обучению в этой школе. В течение девяти лет Марджани преподавал в Татарской учительской школе, входил в педагогический совет. Однако в результате разногласий с инспектором и некоторыми учителями вынужден был оставить преподавание. За эту деятельность консервативные круги мусульманского духовенства называли Марджани миссионером, еретиком, вероотступником.

В своем медресе Марджани многие занятия ведет по собственной программе.В 80-х годах ХIХ века радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани работает над рукописным биографическим словарем "Вафиятуль-асляф ва тахийятуль-ахляф" ("Подробное о предшественниках и их приветствиях потомкам"), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока.

К "Вафиятуль-асляф" Марджани написал введение — "Мукаддима", которое тоже было издано. В нем ученый описывает историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляя ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры, рассматривает основные религиозные школы, направления в Исламе. По сути, это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока.

В этот период издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых: "Хаккуль-ма'рифа ва хуснуль-идрак" (“Истина познания и красота постижения”), 1880 г. — сочинение о мусульманском праве (фикхе), в котором ученый, в частности, излагает свои социально-политические взгляды; "Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (“Кладезь сведений о делах Казани и Булгара”), 1885 г., 1 том — исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; "Китабуль-хикма аль-балига аль-джанийя фи шархиль-акаид аль-ханафийя" (“Книга о зрелой философии, помогающей объяснить учения ханафитов”), 1888 г. — сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозные взгляды. Умственный просветительский потенциал Марджани многократно увеличили его путешествия 80-х годов по России и странам Ближнего и Среднего Востока. В поисках материала для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские села. 31 августа 1880 года он из Казани отправляется в паломничество, в ходе которого посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры.

В Стамбуле он знакомится с автором сборника "Чагатайские и османские языки" Кудратуллой аль-Кандузи и с известным ученым Ахмадом Джаудат-пашой, снимает копии с надписей купола мечети султана Салима. В Каире навещает ученого Махмуд-бека аль-Фаллаки, снимает копии с надписей стен мечети Мухаммада Али-паши.

Просветительские идеи Марджани охватывают в 70 — 80 годы ХIХ века самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Ученого заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоят его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из "спячки".

Марджани — предвестник джадидского движения в России, и именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке. Только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Например, "Рисалятун фи масаилин-нахв" ("Трактат о вопросах грамматики"), "Ат-тахрират аль-муфрада" ("Отдельные редактирования").

Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.

Идеолог джадидизма Исмаил Гаспринский.

Основатель джадидизма Исмаил Гаспринский родился 8 марта 1851 года в Крыму, в деревне Аджикой близ Гаспры, в семье прапорщика Мустафы Гаспринского. Учился в сельской мусульманской школе-мектебе, затем - в Воронеже и в кадетском корпусе в Москве. В 15 лет он прервал военное образование и вместе с одним из школьных приятелей пешком из Москвы по Волге, Дону, Азовскому морю добрался до Бахчисарая.

В родном городе его назначили учителем русского языка в медресе. В 1871 году Гаспринский отправился в Париж, где прожил три года, служа в "конторе объявлений" и работая секретарем у И. С. Тургенева. Здесь он начал писать корреспонденции для русских газет. В 1874 году он уезжает в Константинополь, где в течение года изучает турецкий язык.

Вернувшись на родину, Исмаил Гаспралы становится главой Бахчисарая. Оставив эту должность в 1883 году, Гаспринский приступает к издательской и педагогической деятельности. Он издает мусульманскую газету "Терджиман" ("Переводчик") в условиях жесткой цензуры, так как царское самодержавие в своем правлении опиралось на национальный шовинизм. "Целые три года, я обращался с ходатайствами к губернаторам и министрам и в течение четырех лет ездил в Петербург, чтобы добиться разрешения на издание газеты", - писал молодой писатель.

Первым человеком, одобрившим план издания газеты, был богослов Шихаббадин Марджани. За два года до выпуска "Терджимана" И. Гаспринский в Симферополе издал брошюру "Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина". Он пишет о том, что реформу просвещения надо проводить, опираясь на "новый метод". Он говорил, что "старый метод" (усул-и-кадим) состоял в заучивании наизусть Корана и других религиозных текстов, что считалось религиозными наставниками достаточным для достижения всесторонних знаний.

"Новый метод" И. Гаспринского основывался на фонетическом принципе чтения в обучении, а также на введении в медресе светских предметов: арифметики, русского языка, географии и истории. Ожесточенных противников своей просветительской программы И. Гаспринский встретил в лице служивших царизму указных мулл, подчиненных Оренбургскому и Таврическому (Крым) муфтиятам, а также православных миссионеров, например, Н. И. Ильинского (1822-1891 гг.), ярого врага просвещения народов России.

И. Гаспринский умер в 1914 году, оставив после себя сотни сторонников, которые продолжали его учение не только в самой Российской Империи, но и за ее пределами, особенно в Турции, Персии и Индии. В результате проведенных реформ образовательный и культурный уровни мусульман России значительно возросли. Ряд мусульманских городов: Казань, Бахчисарай, Оренбург, Баку, Уфа, Троицк - стали достойными соперниками других интеллектуальных и культурных центров - Стамбула, Каира, Бейрута.

Сподвижниками И. Гаспринского были другие талантливые сыны татарского народа.

Риззауддин Фахруддинов - в начале 90-х годов прошлого века избран членом Оренбургского Духовного Собрания. Риззауддин Фахруддинов в совершенстве владел арабским языком, выписывал из мусульманских стран научные журналы и газеты. На становление его идеологии повлияли сочинения Шиххаббадина Марджани, учение Исмаила Гаспринского и случайная встреча в Петрограде с выдающимся мусульманским мыслителем и политическим деятелем Джамаладдином Афгани.

В мае 1906 года он покидает эту должность и переселяется в Оренбург по приглашению известных золотопромышленников Рамеевых. Фахруддинов становится сотрудником газеты "Вакт", редактором которой является его племянник Фатых Каримов. Вместе они поднимают газету на высокий уровень и создают при "Вакте" журнал "Шура", редактором которого он является до 1915 года.

Большую ценность представляют работы писателя, посвященные жизни и деятельности выдающихся мусульманских мыслителей России. Главные труды в этой области:


  1. Многотомный труд "Асар" - состоит из биографий российских мусульманских деятелей. На данный момент изданы два тома, в которых автор дает не только биографические сведения, но и прилагает к ним примечания, содержащие богословскую критику.

  2. "Замечательные люди" - биографии основателей классической мусульманской научной мысли. Изданы шесть частей этого труда: "Ибн Рушд", "Магарри", "Ибн Араби", "Выдающиеся женщины в Исламе". Кроме этого, помещаемые в каждом номере выпускаемого им журнала "Шура" - "Имам Газали" и "Ахмед Мидхат".

  3. "Замечательные женщины" - собрание биографических очерков журнала "Шура" в разделе "Замечательные люди и великие события".

Другим значительным сочинением ученого является "Комментарий на изречения Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)", а также еще не изданное сочинение "Святые и чудеса".

Другой просветитель, Муса Бигиев - родился в 1875 году в Ростове-на-Дону в семье муллы. Он учился в Казани, Бухаре, Мекке и Медине, где в течение нескольких лет слушал лекции у самых известных богословов. Он побывал в ведущих центрах мусульманского образования Египта, Турции и других мусульманских государств.

В 1905 году Муса Бигиев приезжает в Петроград, где сближается с редактором газет "Ульфет" и "Тильмиз" Рашидом Ибрагимовым. В этих изданиях он помещает свои религиозно-реформаторские статьи. С 1907 года начинают выходить его труды по мусульманскому богословию.

На данный момент из сочинений Бигиева в свет вышли следующие: "История Корана", написанная автором на арабском языке; комментарий на сочинение знаменитого арабского поэта Абу Аль-Магарри "Эльлузумият"; "Доказательства милосердия Божьего"; "Арабская литература и мусульманские науки"; "Теория мусульманского права"; "Основы Iариата"; перевод книги знаменитого персидского поэта Хафиза "Дивани" и другие.

Галимзян Баруди - мударрис, основатель медресе "Мухаммадийе", которое долгое время служило центром новометодного образования. Родился в 1857 году в Пороховой слободе г. Казани. Отец отдал его в одно из казанских медресе, а после ее окончания отправил на учебу в Бухару. Галимзян вернулся на родину в 1881 году и был выбран вторым муллой в 4-м приходе г.Казани.

В 1901 году он воздвиг медресе "Мухаммадийе" и ввел в образовательную систему новый метод. В то время его имя обрело огромную славу, к нему на учебу съезжались мусульмане со всей России, Кавказа, Туркестана, Сибири и Киргизской степи.

Он сблизился с авторитетным и влиятельным шейхом Зайнуллой Шарифи Рассулевым, и, получив от него разрешение, сам начал принимать на обучение мюридов. У многих это вызвало негодование, а в нелегальном молодежном органе "Таракки" в его адрес появилось язвительное стихотворение "Ой, шейхем Галимджан". Многие мударрисы и общественные деятели выступали против Галимзяна Баруди. Однако, несмотря на это, Баруди прилагал все усилия для того, чтобы в его медресе царил дух Ислама, истинность которого уже подтверждалась не дряхлой схоластикой, а науками современности, изучаемыми с целью стать просвещенными мусульманами. Для обучающихся в медресе Баруди составил много учебников по новому методу

Б.Ф. Султанбеков, А. А. Харисов, А. Г. Галямов История Татарстана ХХ века (1917 – 1995 гг.) IV часть.- Казань: Хэтер, 1998 – 416с.

История Татарстана. – Казань: ТАРИХ, 2001. – 544с.

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению.- Казань.: Иман, 1997. – 80 с.

Тагиров И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век).- Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – 468с.

Тутаев М. З. Развитие народного образования в Татарии. – Казань: Татарское книжное издательство, 1975 – 204с.

Ханбиков Я. И. История развития педагогической мысли татарского народа. – Казань, 1975 – 162с.

Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. – Москва.: Педагогика, 2000 – 272с.

Статьи с сайта www.islam.ru

Уроки ушедшего века;

Юзеев А. Гордость уммы. Марджани. ;

Мусульманские образование и просвещение в России начала века.;

Будем учиться — может быть, после смерти из нас вырастет древо познания добра и зла. Станислав Ежи Лец
ещё >>


Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

13 января 1818 г., деревня Епанчино Казанского уезда Казанской губернии – 15 апреля 1889 г., Казань.

Дед Ш.Марджани был имамом и мударрисом, отец обучался в медресе города Бухара, был мударрисом в деревнях Епанчино и Ташкичу Казанского уезда.

Образование

Начальное образование Ш.Марджани получил в семье и в медресе деревни Ташкичу, по окончании которого (1835 г.) преподавал там же.


Научная деятельность

Ш.Марджани занимался также сбором и переписью других исторических рукописей, документов, часть которых позднее вошла в его труды.

Вероятно, под влиянием взглядов своего самаркандского учителя кази Абу Саида у Ш.Марджани зародились идеи религиозного реформаторства.

В Бухаре он познакомился с мистико-аскетическим течением в исламе – суфизмом, стал учеником трех шейхов -наставников ордена Накшбандийа – У. ибн Ниязкули, А. аль-Фаруки аль-Хинди, М. ибн Ахмада аль-Хинди, получил иджазат – право быть духовным учителем.


В Казани

После возвращения на родину (1850 г.) был назначен имам -хатибом и мударрисом I Казанской мечети (с перерывами в 1854 г. и 1874 г., из-за разногласий с муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания С.Тевкелевым и татарским купцом-меценатом И.Юнусовым).

В 1862 г. кандидатура Ш.Марджани была выдвинута на должность муфтия – главы Духовного Управления мусульман, но не получила поддержки обер-прокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева.

В 1867–1868 гг. был ахуном и мухтасибом Казани.

В 1876–1884 гг. первым из представителей мусульманского духовенства был преподавателем мусульманского вероучения в Казанской татарской учительской школе.

Научные труды Ш.Марджани высоко оценивались известными учеными-востоковедами Казанского университета В.В.Радловым, И.Ф.Готвальдом, А.К.Казем-Беком.

Путешествие 1880 года

В 1880 г. Ш.Марджани совершил ряд поездок – в Москву, Мекку, по пути к которой посетил Киев, Одессу, Стамбул, Каир и другие города, в которых встречался с видными мусульманскими учеными и политическими деятелями.

Педагогическая деятельность

В своем медресе Ш.Марджани вел занятия, основываясь на принципах собственной педагогической концепции, одной из главных задач считал развитие у своих учеников способности мыслить самостоятельно.

Выступал за введение в программу мектебов изучения естественных наук, русского языка.

Целое поколение джадидистов конца XIX – начала XX века почитало Ш.Марджани как великого учителя.

Ш.Марджани издал фетву , разрешавшую татарам отдавать своих дочерей замуж за иранских шиитов, подчеркнув, что шииты также являются мусульманами (казанские мусульмане их таковыми не признавали).

По мнению Ш.Марджани, изменения продолжительности дня и ночи в северных широтах не могут отменить предписания ислама о 5 обязательных молитвах в сутки. Он аргументировал свой тезис, ссылаясь на Коран , хадисы , фикх и практику наиболее уважаемых мусульманских улемов.

Он считал, что таклид – следование традиции – предполагает следование лишь Корану , Сунне и иджтихаду великих богословов.

Ш.Марджани призывал к очищению ислама от новшеств, поздних нововведений, возврату к Корану, Сунне и к практике праведных предшественников (салаф).

Ш.Марджани выступал против спекулятивного богословия калама, указывал на неправомерное использование богословами некоторых философских понятий, отстаивал строгое разделение между религиозными догматами и философией.

Ш.Марджани – историк

Во втором томе этого сочинения Ш.Марджани осветил историю проникновения ислама в поволжский регион, деятельность наиболее видных мусульман, внесших большой вклад в исламскую культуру в крае.

В шестом томе, охватывающем период со второй половины XVII века до третьей четверти XIX века, просветитель раскрыл историю мусульман Поволжья в составе Российского государства. Особое внимание уделялось мусульманским интеллектуалам, сыгравшим значительную роль в формировании духовного облика татарского народа, а при оценке деятельности различных политических фигур – таких, как Пётр I, Наполеон и др., – ученый исходил из их отношения к исламу и к его распространению.

И в своих богословских трудах Ш.Марджани нередко проявлял себя как историк, отстаивая свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения.

Х.Атласи, говоря о реформаторских взглядах Ш.Марджани, сравнил его с христианским религиозным реформатором М.Лютером.

Ш.Марджани оказал большое влияние на развитие джадидистских идей среди мусульманских народов Поволжья и Приуралья.

Колодец Марджани. 2009

Литература

Юзеев А.И. Шихаб ад-дин Марджани – мыслитель, религиозный реформатор, просветитель (к 180-летию со дня рождения). Казань, 1997.

Ш.Марджани: наследие и современность: материалы международной научной конференции. Казань, 1998.

Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. Казань, 2006.

Шиhабетдин Мәрҗани хәзрәтләренең Виладатенә йөз ел (1233–1333) тулу мөнәсәбәте илә нәшер ителде. Казан, 1915.

Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889: der Islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. B., 1998.

mardjani Религиозно-философские взгляды Марджани Ислам ТАТАРСТАН

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, 1818—1889) — богослов, шейх суфийского братства Накшбанди, философ, историк, просветитель. Известен также как этнограф, археограф, востоковед и педагог.

Марджани подробно комментировал главные постулаты ан-Насафи, следуя порядку изложения материала. На протяжении всего сочинения в скобках он приводил изречения ханафитского улема (религиозного ученого), пространно их комментируя. В некоторых местах книги сбоку страницы для убедительности своего комментария Марджани цитировал тех или иных известных мусульманских мыслителей. Так получился труд из 147 страниц печатного арабского текста.

Критическое отношение ученого к каламу объясняется насущными запросами татарского общества того времени, которое уже не могло жить по средневековым канонам. И, прежде всего, это касалось системы образования, в которой калам занимал значительное место.

До Марджани подобного взгляда придерживался его соотечественник Абу Наср Курсави (1776-1812), который изложил свои взгляды в рукописном сборнике, так и оставшемся неизданным 11. Поэтому произведение Марджани следует рассматривать как первый печатный труд в этой области.

Татарский мыслитель считал теологические сочинения мутакаллимов не соответствующими Новому времени, поскольку основными источниками для изучения в медресе полагал Коран и сунну. Обращение к первоисточникам и необходимость их соответствия Новому времени — один из постулатов религиозного реформаторства.

Марджани как раз и был реформатором, а не традиционалистом, как может показаться на первый взгляд, поскольку стремился освободить первоисточники — Коран и сунну — от многих наслоений, в которых, по его мнению, нет необходимости.

Поэтому он критиковал теологические положения мутакаллимов, считая их новшеством. Тем не менее, критикуя калам Марджани сам становился мутакаллимом, излагая собственную интерпретацию вероучения. Его взгляды на калам являются не только новым осмыслением одного из направлений арабо-мусульманской философии, но и непосредственно касаются изменений в системе образования, так как, в конечном счете, вели к реформе преподавания в медресе (замене калама современными светскими науками). В этом направлении первые шаги сделал он сам, введя в своем медресе вне программы он вел занятия по математике.

Для более веского обоснования своего отрицательного отношения к каламу ученый цитирует одного из религиозных авторитетов, наиболее им почитаемых, Абу Ханифу (ум. 767) — основателя ханафитского мазхаба, порицавшего калам.

В то же время он нередко цитирует других известных ханафитов восточного ареала мусульманского мира. Например, среднеазиатских суннитских теологов Абу Мансур ал-Матуриди (ум. 944), Абу Мути Макхул ан-Насафи (ум. 930), Абу Зайда ад-Дабуси (ум. 1039). С одной стороны, Марджани критикует мутакаллимов, с другой, признает взгляды ал-Матуриди — основателя и эпонима теологической школы, ставшей одной из двух, наряду с ашаритской, ведущих школ суннитского калама. Видимо, он не считает ал-Матуриди мутакаллимом, как и многие средневековые доксографы (Абу-л-Муин ан-Насафи (ум. 1114), Абу-л-Йуср ал-Баздави (ум. 1100)), считавшие его только продолжателем идей Абу Ханифы.

Марджани обращается к истории возникновения калама

Последние разработали методику использования рационалистических принципов при решении религиозно-правовых вопросов. «По этому поводу сказал шейх Абу-л-Мансур ал-Матуриди — да будет милостив к нему Аллах — “Тот, кто обратит свой взор на свою душу и на другое, увидит свидетельства (асар) возникновения, и поймет, что для этого необходим Создатель”.

Процесс возникновения мира, по Марджани, происходит следующим образом:

Далее он указывает на то, что данное утверждение выдвинули фалясифа — арабо-мусульманские мыслители, ориентировавшиеся на античные модели философствования, и ханафиты им не противоречат18. Так, возникновение вещей происходит от возникновения мира, для которого необходим Явитель.

Представляют определенный интерес высказывания Марджани о небытии.

Таким образом, по Марджани, вещь из небытия явилась к бытию, она могла быть или не быть, поскольку является только возможной, поэтому необходим Явитель.

Исторический экскурс Марджани по этому вопросу сходен с современными исследованиями23.

Марджани обращается к истории возникновения проблемы атрибутов в каламе,

Марджани дает свое толкование утверждению ан-Насафи:

Марджани вслед за ан-Насафи полагал, что атрибуты пребывают в самой сущности Бога (каима би-затихи):

Марджани считал, что только избранные теологи могут толковать проблему соотношения атрибутов и сущности Бога:

«Знай, что божественные атрибуты, хотя и близки по смыслу, но между одним и другим имеется тонкое, характерное отличие. Его знают только избранные из людей божьих. Первые поколения (мусульман. — А. Ю.) (салаф) утверждали атрибуты Всевышнего Аллаха и высочайшие имена, следуя за Писанием Аллаха и сунной Пророка. И они придерживались этого. То, что утверждено в Писании и сунне из имен и атрибутов, присуще Всевышнему без аллегорического толкования, без того, чтобы один атрибут возводить к другому, одновременно с отрицанием многочисленности, превышения (сущности. — А. Ю.), инаковости и тождественности (ал-айнийа), в прямом смысле, а не в том смысле, что изобрели “юноши”-ашариты. Поэтому древние в своих выражениях не называют Всевышнего именем “бытийно-необходимое”.

Казалось бы, Марджани критикует мутакаллимов справа, поскольку доказывает, что в вопросе о сущности и атрибутах бога — одним из центральных в теологии — нужно опираться только на Коран и сунну и не вмешивать философию в теологию. Но парадокс Марджани в таком подходе к теологии состоит в том, что, не допуская философию в теологию, он открывает философии дорогу в другую сферу, в сферу сущего, которая подлежит философскому знанию. В противовес мутакаллимам, утверждавшим конечность во времени всего возможного, кроме божественных атрибутов, Марджани доказывал, что конечность во времени не охватывает всех вещей, поскольку в нее не входит само время33.

По этому поводу он комментирует выражение ан-Насафи:

Из рассуждений Марджани не следовало допущение бесконечности мира, как то утверждали фалясифа, и за что ошибочно обвиняли его традиционалисты в ереси. Наоборот, он утверждал, что только Бог — вечный, безначальный, трансцендентный и имманентный миру, который создан Им во времени, принадлежит Его сущности. Но, следуя убеждениям авторитетных ханафитов, в критике мутакаллимов он невольно сам становится спекулятивным теологом, защищая религиозную догматику от их новшеств.

Полное имя ученика — Абдалхабир б. Абдалваххаб б. Муртада б. Максуд б. Мухсин б. Абдаррахим б. Джансари б. Байсари б. Килдеш б. Килваз ал-Муслими, известный как Закиаддин. Его предки из с. Ушми Мамадышского уезда Казанской губернии с течением времени переехали в село Варыш Мензелинского уезда Уфимской губернии, где Закиаддин и родился. Он принадлежал к известному роду Джансари — хафиза. Начальное знание получил у муллы Абдаллатифа б. Абданнасира б. Усмана б. Ишгали ал-Байракави, затем в селении Джакмак у муллы Абдаллаха б. Абдалгафура б. Абдассалама. Потом отправился в Бухару, где занимался в медресе Мир-Араб и больше всего обучался у Марджани.

Это означает, что Богу могут принадлежать только те атрибуты, которыми Он Сам Себя описал в Коране, и Его нельзя характеризовать никакими рациональными доводами.

Закиаддин поясняет смысл данного направления следующим образом:

“Суфии считали, что атрибуты тождественны сущности в бытии и отличны от нее для разума”.
Сказал “мудрый учитель” (ал-устаз ал-хаким) Абу-л-Хасан ал-Газани (ал-Газнави)IV в одной из своих работ: “Эти божественные атрибуты многочисленны в смыслах и понятиях и едины по сущности и существованию”. Сказал автор “Ал-асфар”V в смысле того, что упомянул “мудрый учитель”: “Смысл отрицания атрибутов Всевышнего не в том, что они (атрибуты. — А. Ю.) не воплотились в Абсолюте Всевышнего, откуда следовало отрицание (атрибутов. — А. Ю.).

Взгляды Марджани и Закиаддина в отношении атрибутов в основном сходны с ханафитским вероучением (акида): атрибуты есть имена Всевышнего, подтвержденные Кораном и сунной, они не тождественны Богу и не отличны от Него. Если Марджани в подтверждении своего мнения приводит изречения знаменитых теологов-суннитов, то Закиаддин отдает предпочтение суфийским мыслителям.

Многие ханафитские авторитеты, цитируемые Марджани, принадлежали Средней Азии (Мавераннахру) — восточной части мусульманской цивилизации, через которую шло проникновение исламского вероучения в Поволжье и Приуралье.

По словам ученых, некоторые рукописи известного просветителя Шигабутдина Марджани до сих пор полностью не изучены. Существует даже поверье, что в селе Ташкичу в их огороде был погреб, куда перенесли все книги Марджани. Говорят, что об этом в свое время рассказала одна из старожилов села.

Изучение наследия Ш.Марджани велось в 5 секциях. Перед авторитетным жюри выступили 77 учащихся. Были довольно смелые выступления. Ученица 10 класса Арской школы №2 Гульфина Залялиева во время выступления ни разу не посмотрела на свои записи, также она вызвала восхищение собственным мнением.

– Ш.Марджани знал многие языки и науки, изучал татарских ханов, – рассказывала Гульфина. – Шигабутдин хазрет считал, что музыка успокаивает человека. Творчество Марджани надо изучать не только в старших классах, но и в младших.

Ученик 9 класса Ташкичинской школы Расуль Галиев также с большим интересом изучал творчество своего односельчанина.

– Ш.Марджани был борцом, изучал историю села, могильники. Деревня Ташкичу была основана примерно в 1717 году.

Деревне Ташкичу – 300 лет, со дня рождения Ш.Марджани – 200 лет.

Ученый Фарит Яхин поделился интересными воспоминаниями о Ш.Марджани:

Приехавший из Казани Ринат Габдулвалиев также правнук Ш.Марджани.

– На встречу приехали с сыном Айратом, – познакомил он. – Мама Галия была микробиологом. Доктор, кандидат наук. Я окончил строительный институт. Сын учится в Москве.

– Раньше наших не принимали в институты, потому что они были детьми муллы, – говорит правнучка Ш.Марджани Сайда ханум.

Гульзада ханум привезла и родословную, составленную (вручную) ее матерью Суфией ханум.

Писатель, журналист, публицист Махмут Галяу также родственник Ш.Марджани. Ш.Марджани и отец Махмута Галяу Галяутдин родные братья. На пришкольном участке Ташкичинской школы воздвигнуты памятники Ш.Марджани и М.Галяу.

…Заключительная часть мероприятия прошла в Ташкичинском Доме культуры, где учащиеся получили оценку своим выступлениям и были награждены призами.

Main header > Search --> Main header > DATETIME -->

Main header > SECTION -->

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ

Взгляды мусульманских теологов Ш.Марджани и Р.Фахрутдинова на проблему этногенеза татарского народа
Бикмухаметов Р.Р.

Взгляды мусульманских теологов Ш.Марджани и Р.Фахрутдинова на проблему этногенеза татарского народа

Будучи религиозными реформаторами и просветителями, Ш.Марджани и Р.Фахрутдинов не могли обойти стороной в своем творчестве проблему этногенеза татарского народа, поскольку татарские ученые-мыслители выступали так же, как и западноевропейские просветители-классики за признание прав наций, имея в виду и признание прав человека.

Эпоха Нового времени (XIX — начало XX вв.) пронизывает все сферы духовной жизни татарского общества. Именно в этот период происходит процесс становления и развития татарской нации. Буржуазные отношения в Поволжье и Приуралье оказывают воздействие на формирование самосознания татарского народа. Среди татар появляются предприниматели - меценаты, осознающие единство со своим народом. Само время диктовало необходимость определения места татарского народа среди других цивилизованных народов мира.

В свою очередь татарские просветители при исследовании истории татарского народа, полностью осознавали всю сложность научного и социального характера, возникавшую при ответе на вопрос: кто они — татары и какова этимология этого слова? И надо отдать должное татарским ученым, создавшим научные теории по проблеме происхождения татарского народа.

Несмотря на то, что Фахрутдинов и Марджани творили в разное время, Р.Фахрутдинов выступил не только идейным последователем Марджани, но и продолжил его научную работу, в частности по проблеме этногенеза татарского народа.

В целом, и Марджани, и Фахрутдинов объективно осветили проблему происхождения татарского народа, что содействовало пробуждению самосознания народа и осознанию им своего национального единства. Современные исследования ученых, подтвердили правоту татарских мыслителей по многим вопросам этногенеза татарского народа Научная сессия по этногенезу казанских татар, проведенная в 1946 году, в Москве, во многом подтвердила концепции Марджани и Р.Фахрутдинова.

Изучение истории татарского народа было одним из проявлений гуманистическо-просветительских устремлений Марджани и Фахрутдинова. Доказывая преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского ханства, они призывали татарский народ к усвоению своего культурного прошлого, адекватному восприятию своего настоящего в соответствии с потребностями современной действительности. Между тем, Марджани и Фахрутдинов, будучи просветителями, не ограничивали себя узкими рамками национального самосознания, прилагая всю творческую энергию, обширные знания для приобщения татарского народа к современным достижениям и общечеловеческим ценностям мировой культуры.

1. Фахрутдинов Р. Марджани // Марджани. — Казань, 1915. — С.372-416.

3. Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. — Казань, 1980. — С.182.

4. Юзеев А. Марджани. — Казань, 1997. — С.ЗЗ.

5. Фахрутдинов Р. Болгар ва Казан тореклэре. — Казан, 1993. — 287 б.

8. Плетнева С. Древние Булгары в Восточноевропейских степях. // Татарская Археология. № 1. – Казань, 1997. – С.31-61.

9. Фахрутдинов Р. Болгар ва Казан тореклэре. — Казан, 1993. — 287 б.

Читайте также: