Маленькие женщины сочинение по фильму

Обновлено: 02.07.2024

Лента рассказывает о четырех сестрах, которых играют Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью и Элайза Сканлен. Они росли в дружной семье, сплоченной на фоне событий Гражданской войны в США. Хоть главные героини и воспитывались в одном доме, характеры и стремления сестер формировались по-разному. Фильм чередует события из юношества девочек и показывает, как изменилась их жизнь за несколько лет, развеяв или осуществив мечты каждой из них.

Казалось бы, зачем тратить время на очередную экранизацию, развязка которой заранее известна? Тем не менее, режиссер Грета Гервиг (дебютировала три года назад с драмой Lady Bird) нашла несколько приемов, которые полностью оживили роман 150-летней давности. И это не только впечатляющий актерский состав, к которому присоединились Мерил Стрип, Лора Дерн, Тимоти Шаламе и даже Луи Гаррель.

Грете Гервиг удалось расставить актуальные и эмоциональные акценты в старом материале, сделав его вновь интересным. Стоит сразу сказать, что это отнюдь не радикальная феминизация эпохи романтизма (как, к примеру, в сериале Dickinson).

Наоборот, все персонажи нового фильма ведут себя в соответствии с манерами того времени, предаваясь вечным человеческим терзаниям, но ни в коем случае не подхватывая современные тенденции. Что касается темы реализации женщины, то об этом как раз и идет речь в романе, поэтому лишних сюжетных дополнений в фильме не появляется. Картина лишь заново преподносит историю об ожиданиях, диктуемых обществом, и показывает, к чему на самом деле стремятся героини, не отрицая при этом семейных ценностей.

Так Гервиг создает новую интригу, сопоставляя персонажей из прошлого и настоящего, а также разбираясь в том, какие решения стали для них решающими. Ориентироваться в многочисленных флешбеках помогает цветокоррекция кадров, теплыми оттенками указывающая на особую атмосферу, царившую в беззаботном периоде юности.

Что любопытно, под конец фильма Гервиг позволяет себе небольшую вольность в линии персонажа Джо (ее роль исполняет актриса Сирша Ронан). Гервиг намекает на то, что Джо стала литературным воплощением писательницы Луизы Мэй Олкотт. Поэтому режиссер едва уловимо раздваивает финал, показывая, какой выбор в книге сделает Джо, а также то, к какому жизненному компромиссу придет Олкотт в реальной жизни.

Конечно, чтобы экранизировать такое большое произведение, да еще и дополненное режиссерским видением, нужно как минимум два часа (даже чуть больше). Пролетят они быстро или нет, зависит от готовности зрителя воспринимать историю о взрослении четырех героинь.

Справедливости ради стоит заметить, что создатели ленты очень стараются извлечь из картины все, что может навеять скуку. Диалоги часто скрашивает операторская работа, благодаря которой можно почувствовать эмоциональное настроение сцены. Актеры передают обаятельные черты своих персонажей, а оформление локаций и костюмов погружает в уютный домашний мир.

маленькие женщины - кадр из фильма

Смысл фильма

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Сюжет

Краткое содержание. Война американского Севера и Юга. Четыре непохожие друг на друга сестры-подростки пытаются найти свое место в жизни. На этом пути они впервые влюбляются, разочаровываются, страдают от потерь – словом, взрослеют.

Действие происходит в маленьком городке Конкорд, штат Массачусетс. Пока отец бьется на полях сражений, его семья (жена и четыре дочери: Мег, Джо, Бет и Эми) ведут размеренную жизнь в небольшой усадьбе.

Сестры удивительно непохожи друг на друга, но, несмотря на это, их связывает искренняя любовь. В каждой из них есть особенная “изюминка”. Старшая, Мег, романтичная, нежная мечтательница, имеет недюжинные актерские способности.

Средняя, Джо, — настоящий сорванец. Ей нравится сочинять рассказы, и она мечтает стать писателем. Именно она — главная героиня фильма.

У Бет есть музыкальные способности, а Эми, самая капризная и взбалмошная, демонстрирует яркий талант художника.

Девочки веселятся, ругаются, озорничают – словом, ведут себя как типичные подростки. Некоторые из них мечтают о замужестве.

Жизнь бежит вперед. Характер девочек меняется, они взрослеют, переживают сложные времена и пытаются найти свое место в этом мире.

Жизненные перипетии закаляют каждую из героинь, делают их сильнее и мудрее. Со временем они не утрачивают связь друг с другом; их взросление является не трагедией, а счастливым, естественным продолжением жизни. Вероятно, это объясняется глубокой автобиографичностью произведения: по мнению критиков, роман является идеализированной версией истории взросления писателя.

Грета Гервиг достаточно бережно подошла к первоисточнику, хотя ее фильм – не стопроцентная экранизация книги, а ее адаптация, которая получилась современной во всех отношениях.

Это и мелодрама, и фильм о взрослении. Нельзя сказать, что это чисто женское кино – мужчины здесь способны на настоящие, глубокие чувства, и благодаря им образы главных героинь раскрываются со всех сторон.

Картина получилась очень плавной, волнующей, доброй и красивой. Красота и шарм фильма в деталях: каждая мизансцена напоминает картины Моризо и Моне.

Во многом его мягкость достигается благодаря главным героиням. Но значение имеют и цветовая гамма пейзажных сцен, и нежная, плавучая музыка Александра Депла, и костюмы.

Актеры и роли

Актеры “Маленьких женщин” создали удивительно гармоничный ансамбль.

Сирша Ронан (Джо) прекрасно воплотила образ этакой современной Кристины Пизанской – дерзкой, уверенной в себе, готовой отстаивать свои права.

Джо (актриса Сирша Ронан)

Джо (актриса Сирша Ронан)

Эмме Уотсон (Мег), которая уже много лет отчаянно пытается доказать, что она уже давно не Гермиона, досталась менее сложная роль, и она с ней также прекрасно справилась. Кстати, роль Мег изначально предназначалась для Эммы Стоун, но актриса была занята в другом проекте.

Мег (актриса Эмма Уотсон)

Мег (актриса Эмма Уотсон)

Флоренс Пью (Эми) изобразила временами скованную, временами строгую героиню. Эмоции и желания переданы ею скупо, сдержанно, но назвать ее игру скучной и невыразительной никак нельзя.

Эми (актриса Флоренс Пью)

Эми (актриса Флоренс Пью)

У Элайзы Сканлен (Бет) было относительно немного экранного времени, но и она прекрасно вписалась в актерский коллектив.

Бет (актриса Элайза Сканлен)

Бет (актриса Элайза Сканлен)

Именитые Мерил Стрип и Лора Дерн прекрасно “оттенили” молодых актрис.

Мерил Стрип Лора Дерн.

Да, можно сказать, что на съемочной площадке “правили бал” женщины. Но и мужские образы получились очень хорошо.

Идея фильма

Название картины можно трактовать двояко. Поставив логическое ударение на слове “маленькие”, мы невольно акцентируем внимание на возрасте главных героинь (их возраст варьируется от 12 до 20 лет), и на том, как они пытаются жить в этом огромном мире. Ставя ударение на слове “женщины”, мы обращаем внимание на то, как ведут себя девушки, и какими причинами обусловлено их поведение.

В фильме постоянно поднимаются темы равноправия, и его смысл заключается в том, что женщины имеют полное право творить и участвовать в жизни общества. А самое главное, они имеют право на выбор.

Значение цветов

Сюжет фильма завязан на параллельном повествовании: зрителю показывают историю в настоящем и в прошлом одновременно.

Режиссер акцентирует наше внимание на временном прыжке – 5 лет. Это позволяет проследить изменения, произошедшие во внутреннем мире героинь.

Гервик прибегает к излюбленному приему режиссеров арт-хауса: она играет цветами. В прошлом героинь присутствуют мягкие теплые оттенки. Настоящее (отчасти) окрашено в серые цвета.

Кадр из фильма

Кадр из фильма.

Этот же прием можно проследить и на костюмах: в юности девочки надевают яркие или светлые платья – это символизирует беззаботность и чистоту отношений; юные маленькие женщины смотрят на мир доверчиво, широко открытыми глазами.

Повзрослев, героини предпочитают яркие расцветки более мягким, сдержанным оттенкам, символизирующим взросление, а временами – крушение надежд.

Феминизм

Героини являются яркими и самодостаточными девушками. Каждая из них имеет определенные способности и пытается их реализовать. И не все они мечтают связать жизнь с мужчинами.

Нельзя сказать, что в фильме воспевается современный агрессивный (шовинистический) феминизм. Речь здесь идет о том, что женщины ничем не хуже (а не лучше!) мужчин. Они имеют полное право не выходить замуж и не посвящать себя служению супругу и семье.

Луиза Мей Олкотт сама была феминисткой: она постоянно выступала за права женщин. А мать писателя была суфражисткой. Оба эти момента отразились на ее творчестве.

Один из важных вопросов, поднятых Олкотт и Гервиг, звучит так: “Имеет ли женщина право голосовать?” Ответ однозначен: да, имеет. Более того: женщина имеет право и на многое другое – например, на выбор профессии.

Противоречия

В конце фильма Гервик в некотором роде заигрывает со зрителем. Финал изображается в теплых, мягких тонах только после того, как Джо соглашается изменить конец своей книги.

Что было реально? Что здесь выдумка? Зритель решает самостоятельно. Прелесть такого подхода в том, что любой ответ будет правильным.

Смысл концовки

Параллельный монтаж картины позволяет зрителю увидеть две концовки и два варианта развития событий: незамужнюю женщину, ставшей писателем, и замужнюю Джо, светящуюся счастьем на семейном торжестве. Оба финала верны и вполне каноничны.

Гервиг, человек 21 века, пошла еще дальше, чем Олкотт, и добавила в прекрасную историю 19 века тему выбора: Джо сама решает, как дальше строить свою жизнь.

По сути, здесь даже не два финала, а три: события происходят не только в книжном настоящем и в книжных флешбеках, но и в реальности. Олкотт ассоциировала себя с Джо, и большую часть экранного времени зритель видит именно Джо. Но в конце перед нами именно Луиза Мей Олкотт, которая выдала замуж свое альтер-эго, и смогла опубликовать труд своей жизни.

Сестры Мег (Эмма Уотсон), Джо (Сирша Ронан), Бет (Элайза Сканлен) и Эми (Флоренс Пью) живут с матерью в небольшом доме в Массачусетсе и ждут возвращения отца с войны. Денег у семьи немного, но на девичьи увлечения их хватает. У каждой из сестер — свой талант. Мег мечтает стать актрисой, Джо — писательницей. Эми рисует, Бет играет на фортепиано. Однако в будущем творчеством сможет заняться только одна из них. Джо, самая деятельная и непокорная из четырех девушек, опишет свое взросление в романе, который станет бестселлером.

В предыдущих экранизациях события из книги шли в прямом хронологическом порядке: сестры росли на глазах у зрителей. Но Грета Гервиг перемешивает временные пласты. Действие постоянно скачет из прошлого в настоящее. Героини при этом не меняются, их играют одни и те же актрисы. Это тоже важное отличие от прошлых версий — там на роли сестер Марч в детстве и юности довольно часто (хоть и не всегда) брали разных исполнительниц.

Уничтожая прямую хронологию, Гервиг убирает из повествования и традиционную мораль, которая предписывает человеку набираться ума и опыта по мере взросления. Становясь старше, сестры, конечно, многое переосмысливают, но эти процессы всегда остаются на заднем плане, а на первый в каждой конкретной сцене выходит освобожденная от тяжести времени энергия юношеского или, точнее, девичьего максимализма. Тут с равной остротой проживаются и неудача с платьем, и остриженные волосы, и безответная любовь, и смерть. Ни один из этих моментов не лишний — чистая эмоция для Гервиг важнее обстоятельств.

Мужчины в фильме тоже есть, но занимают совсем мало места. Всего пару раз в кадре мелькает отец девочек (Боб Оденкерк). Убедительным, но все равно тонким пунктиром намечена линия отношений богатого старика-соседа (Крис Купер) и Бет Марч. Ухажер Мег (Джеймс Нортон) едва успевает появиться на экране, как почти тут же ведет свою возлюбленную под венец. То же относится к немецкому учителю в исполнении Луи Гарреля — пожалуй, никогда еще красота и харизма французских актеров не расходовались в кино настолько нерационально. И даже влюбленный в Джо юный сосед (Тимоти Шаламе) — персонаж не менее важный, чем сестры, — чисто визуально выглядит им ровней, не заслоняет их широкими плечами: он такой же маленький мужчина, как они — маленькие женщины.

Самые яркие эпизоды фильма и самые запоминающиеся реплики принадлежат Джо — девушке, которая бунтует против судьбы, уготованной ей эпохой. Она не считает, что смысл жизни женщины заключен в любви и браке, она амбициозна и не стесняется своих желаний. Джо — та самая точка, в которой Гервиг смыкает прошлое с современностью. И дело тут не в том, что героиня из XIX века излагает феминистские идеи. Ровно так оно было и в оригинальном романе, это не нововведение сценария.

Удача фильма и мастерство его создательницы в том, как бесшовно личное соединено с политическим, а индивидуальное — с универсальным. Джо — это одновременно и Луиза Мэй Олкотт, написавшая роман, и Грета Гервиг, поставившая фильм (она сама могла бы сыграть эту роль, если бы была чуть младше), и вообще любая женщина, у которой есть творческая мечта. Сирша Ронан в кадре двигается так, будто у ее героини за спиной крылья, она почти порхает — как тут не вспомнить, что в дебютной картине Гервиг она играла похожую по темпераменту девочку из 90-х по имени Lady Bird.

Вызов обществу

В романе отразились феминистские взгляды Олкотт. В юности она много общалась с журналисткой и борцом за права женщин Маргарет Фуллер, а в 70-х призывала дать женщинам право голосовать. Луиза Мэй предпочла карьеру семье: она не вышла замуж и не родила детей, что было вызовом для общества того времени. Но когда младшая сестра писательницы умерла после родов, Олкотт взяла ее ребенка на воспитание.

Новый тип героинь

Фото: Wilson Webb / Courtesy of Columbia Pictures and CTMG

Олкотт хотела написать роман, который помог бы обществу понять, что брак и дети – не единственный способ реализации женщин, но она совсем не порицала тех, кто мечтал о семейной жизни.

Фото: Wilson Webb / Courtesy of Columbia Pictures and CTMG

Влияние романа на писательниц

Фото: Wilson Webb / Courtesy of Columbia Pictures and CTMG

Фото: Wilson Webb / Courtesy of Columbia Pictures and CTMG

Читайте также: