Маленькие женщины сценическое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Лента рассказывает о четырех сестрах, которых играют Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью и Элайза Сканлен. Они росли в дружной семье, сплоченной на фоне событий Гражданской войны в США. Хоть главные героини и воспитывались в одном доме, характеры и стремления сестер формировались по-разному. Фильм чередует события из юношества девочек и показывает, как изменилась их жизнь за несколько лет, развеяв или осуществив мечты каждой из них.

Казалось бы, зачем тратить время на очередную экранизацию, развязка которой заранее известна? Тем не менее, режиссер Грета Гервиг (дебютировала три года назад с драмой Lady Bird) нашла несколько приемов, которые полностью оживили роман 150-летней давности. И это не только впечатляющий актерский состав, к которому присоединились Мерил Стрип, Лора Дерн, Тимоти Шаламе и даже Луи Гаррель.

Грете Гервиг удалось расставить актуальные и эмоциональные акценты в старом материале, сделав его вновь интересным. Стоит сразу сказать, что это отнюдь не радикальная феминизация эпохи романтизма (как, к примеру, в сериале Dickinson).

Наоборот, все персонажи нового фильма ведут себя в соответствии с манерами того времени, предаваясь вечным человеческим терзаниям, но ни в коем случае не подхватывая современные тенденции. Что касается темы реализации женщины, то об этом как раз и идет речь в романе, поэтому лишних сюжетных дополнений в фильме не появляется. Картина лишь заново преподносит историю об ожиданиях, диктуемых обществом, и показывает, к чему на самом деле стремятся героини, не отрицая при этом семейных ценностей.

Так Гервиг создает новую интригу, сопоставляя персонажей из прошлого и настоящего, а также разбираясь в том, какие решения стали для них решающими. Ориентироваться в многочисленных флешбеках помогает цветокоррекция кадров, теплыми оттенками указывающая на особую атмосферу, царившую в беззаботном периоде юности.

Что любопытно, под конец фильма Гервиг позволяет себе небольшую вольность в линии персонажа Джо (ее роль исполняет актриса Сирша Ронан). Гервиг намекает на то, что Джо стала литературным воплощением писательницы Луизы Мэй Олкотт. Поэтому режиссер едва уловимо раздваивает финал, показывая, какой выбор в книге сделает Джо, а также то, к какому жизненному компромиссу придет Олкотт в реальной жизни.

Конечно, чтобы экранизировать такое большое произведение, да еще и дополненное режиссерским видением, нужно как минимум два часа (даже чуть больше). Пролетят они быстро или нет, зависит от готовности зрителя воспринимать историю о взрослении четырех героинь.

Справедливости ради стоит заметить, что создатели ленты очень стараются извлечь из картины все, что может навеять скуку. Диалоги часто скрашивает операторская работа, благодаря которой можно почувствовать эмоциональное настроение сцены. Актеры передают обаятельные черты своих персонажей, а оформление локаций и костюмов погружает в уютный домашний мир.


Американская литература середины XIX и начала XX века характеризуется периодом усиления психологизма в литературе. Любовь, дружба, ненависть и другие эмоции человека становятся центром развития сюжетной линии. Чаще всего образ героя является объект воображения писателя. Писатель наделяет образ мыслями и смыслами, которые погружают читателя в мир литературы. Романы наполнены более четкими повествовательными деталями, что дает более яркую характеристику героям и времени, в котором они жили.

Основоположником американского романа является Джеймс Фенимор Купер (1789–1851) [1], который написал роман “Последний из Могикан”. Американский роман прошел стремительную эволюцию. Меняясь по структуре и форме, с течением времени менялись и темы, затрагиваемые писателями, фокусируясь больше на личности человека.

Роман “Маленькие женщины“ был написан американской писательницей Л. М. Олкотт в 1868–1869 г. [2], в стиле семейный роман. Олкотт одна из первых привнесла новизну в формирование Американского семейного романа. Проблемы межличностный взаимоотношений приобретают острую значимость в середине 19 века. Семейные взаимоотношения становятся объектом изучения психологии, философии и литературы.

Роман “Маленькие женщины“ написан в переходный этап развития литература от Романтизма к Реализму. Роман можно отнести к семейно-автобиографичному. Написанный в семи томах, роман содержит факты или аналогии из биографии писателя только в четырех, истоки произведения можно связать с ранним детством автора. Основываясь на семейных ценностях, американская писательница берет прототипы из собственной семьи, в которой она выросла, описание дома и мест, в которых находятся главные герои, имеют много общего с родительским домом Луизы Мэй Олкотт.

Стиль написания романа крайне простой и лаконичный, а сюжеты и герои стремительны в своих проявлениях. Языковая подача текста отличается, от романов того времени. Стилистически роман содержит множество метафор. Анализируя множество поэтический элементов, стилистическая подача текста крайне противоположна писателям жившим в то же время, такие как Эмили Дикенсон(1830–1886), несмотря на общих писателей оказавших влияние на развитие и творчество, таких как Эмерсон (1803–1882) [4], творческий путь писательницы Олкотт имеет свои отличия в характерах героев, их новому взгляду на жизнь.

Роман начинается с рождественского гротеска, который раскрывает героев в образах пилигримов, детская игра главных героев наполняется смысловой нагрузкой. Пизайжы, как простейший повествовательный прием в литературе описывают место, в котором происходят главные события романа, раскрывая одновременно эпоху, в которой жили главные персонажи и придают романтический шарм месту всех событий.

Произведение Луизы Мэй Олкотт открывает перед читателем группу женских образов, наделенных совершенно противоположными характеристиками, что придает трилогии “Маленькие женщины“ уникальность.

Образ — главный элемент романа с точки зрения подачи жизни через персонаж. Говоря об образе, имеет смысл отметить, что вид образа зависит как в жанровом плане, так и в характерно — переменном явлении от времени создания конкретного героя романа. В романе представлены 4 основных женских образа, и 2 второстепенных образа (образы старой эпохи).

При описании старшей сестры Мег писательница использует практически поэтические рифмы, описывая внешность юной леди. Мег имеет яркий портретный образ в произведении.

Сестра Джо — главный и противоречивый действующий персонаж романа, описывается леди, наделенная сильными чертами. В романе используется прием описания персонажа другими лицами в ироническом контексте. Например:

— Ты у нас прелесть, — ласково ответила Мег [3].

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового времени, в романе ее часто сравнивают с мужчиной. Она смелая, стремящаяся к развитию, берущая на себя ответственность не только за свои поступки, но и за все семейство. Она с легкостью сочетает в себе, как женские, так и мужские характеристики, что не может не вызывать негодование у читателя того времени. Она намеренно представлена, женщиной, которая не боится остаться в одиночестве. Для нее одиночество — это форма свободы, она не боится страхов остаться незамужней, как другие женщины. Все эти качества, не делают ее антигероем, а скорее наоборот показывает читателю, что идеал женщины может быть многогранным и не стереотипным стандартам времени. Образ Джо присуще черты самой писательницы, она отображает ее внутренний мир и взгляды на многие ситуация, при этом с точностью можно отметить, что характеризует Джо как яркий и многогранным вымысел писателя.

Третий персонаж Элизабет (Бет) имеет метафорическое олицетворение ангела в произведении. Тихая, застенчивая и всегда услужливая всем героиня имеет только положительную интерпретацию:

− Розовощекая гладко причесанная, говорит тихим голосом, удивительно миролюбива [3].

И младшая из сестер Эми, которая выступает в роли антагониста старшей сестре Джо. Ее настрой проявляется в эпизоде, когда она сжигает ее труды. Моралистом романа выступает мать семейства Марч, образ матери как образ созидания взаимоотношений семейства. Например:

− Кроме того, миссис Марч и впрямь обладала певческим даром. Первое, что слышали девочки, пробуждаясь, была песня матери. Голос ее лился свободно, без натуги, словно песня жаворонка. И засыпали девочки тоже под пение матери. Когда сестры подросли, они никак не хотели отказываться от колыбельной, которую так чудесно пела им миссис Марч.

Образ матери и тетушки — это не просто образы былой эпохи, это от части элементы Викторианской эпохи, заимствованные писателем и использованные в лучших традициях Англии 19 века. Роль женщины в американском обществе того времени сводится к семейно-бытовым ценностям, с которыми не может согласиться главная героиня произведения, ее мысли наполнены новыми взглядами. Образ новой молодой женщины Америки, проявляется в интересе героинь к образованию, а главная героиня частично примеряет на себя роль главы семейства, своего отца, который находится на фронте.

Роман “Маленькие женщины” наполнен смыслом трансцендентализма, социальное равенство между мужчиной и женщиной. Объектом художественного отображения выступают две основные темы: это чувства героев (духовная сторона), проблема личности и финансовые трудности (средний класс, как феномен нового времени).

Все образы представлены в кардинально разных ипостасях, но имеют много общего, восприятие мира через призму чувств, разум отходит на второй план, и роман имеет сказочно романтический шлейф характеров, которые переплетаются воедино. Тема рождества, так же усиливает сентиментальность произведения.

Каждый из образов, созданных Олкотт, демонстрирует разносторонне развитую личность, интересующуюся и увлеченную, оставляя за читателем личный выбор своего идеала женщины.

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 1890–1907.
  2. Encyclopedia Britannica — Bibliography. Louisa May Alcott
  3. “ Маленькие женщины”1868 г
  4. “Писатели США. Краткие творческие биографии”

Основные термины (генерируются автоматически): роман, образ, американская писательница, американский роман, время, женщина, идеал женщины, образ матери, писатель, читатель.

маленькие женщины - кадр из фильма

Смысл фильма

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Сюжет

Краткое содержание. Война американского Севера и Юга. Четыре непохожие друг на друга сестры-подростки пытаются найти свое место в жизни. На этом пути они впервые влюбляются, разочаровываются, страдают от потерь – словом, взрослеют.

Действие происходит в маленьком городке Конкорд, штат Массачусетс. Пока отец бьется на полях сражений, его семья (жена и четыре дочери: Мег, Джо, Бет и Эми) ведут размеренную жизнь в небольшой усадьбе.

Сестры удивительно непохожи друг на друга, но, несмотря на это, их связывает искренняя любовь. В каждой из них есть особенная “изюминка”. Старшая, Мег, романтичная, нежная мечтательница, имеет недюжинные актерские способности.

Средняя, Джо, — настоящий сорванец. Ей нравится сочинять рассказы, и она мечтает стать писателем. Именно она — главная героиня фильма.

У Бет есть музыкальные способности, а Эми, самая капризная и взбалмошная, демонстрирует яркий талант художника.

Девочки веселятся, ругаются, озорничают – словом, ведут себя как типичные подростки. Некоторые из них мечтают о замужестве.

Жизнь бежит вперед. Характер девочек меняется, они взрослеют, переживают сложные времена и пытаются найти свое место в этом мире.

Жизненные перипетии закаляют каждую из героинь, делают их сильнее и мудрее. Со временем они не утрачивают связь друг с другом; их взросление является не трагедией, а счастливым, естественным продолжением жизни. Вероятно, это объясняется глубокой автобиографичностью произведения: по мнению критиков, роман является идеализированной версией истории взросления писателя.

Грета Гервиг достаточно бережно подошла к первоисточнику, хотя ее фильм – не стопроцентная экранизация книги, а ее адаптация, которая получилась современной во всех отношениях.

Это и мелодрама, и фильм о взрослении. Нельзя сказать, что это чисто женское кино – мужчины здесь способны на настоящие, глубокие чувства, и благодаря им образы главных героинь раскрываются со всех сторон.

Картина получилась очень плавной, волнующей, доброй и красивой. Красота и шарм фильма в деталях: каждая мизансцена напоминает картины Моризо и Моне.

Во многом его мягкость достигается благодаря главным героиням. Но значение имеют и цветовая гамма пейзажных сцен, и нежная, плавучая музыка Александра Депла, и костюмы.

Актеры и роли

Актеры “Маленьких женщин” создали удивительно гармоничный ансамбль.

Сирша Ронан (Джо) прекрасно воплотила образ этакой современной Кристины Пизанской – дерзкой, уверенной в себе, готовой отстаивать свои права.

Джо (актриса Сирша Ронан)

Джо (актриса Сирша Ронан)

Эмме Уотсон (Мег), которая уже много лет отчаянно пытается доказать, что она уже давно не Гермиона, досталась менее сложная роль, и она с ней также прекрасно справилась. Кстати, роль Мег изначально предназначалась для Эммы Стоун, но актриса была занята в другом проекте.

Мег (актриса Эмма Уотсон)

Мег (актриса Эмма Уотсон)

Флоренс Пью (Эми) изобразила временами скованную, временами строгую героиню. Эмоции и желания переданы ею скупо, сдержанно, но назвать ее игру скучной и невыразительной никак нельзя.

Эми (актриса Флоренс Пью)

Эми (актриса Флоренс Пью)

У Элайзы Сканлен (Бет) было относительно немного экранного времени, но и она прекрасно вписалась в актерский коллектив.

Бет (актриса Элайза Сканлен)

Бет (актриса Элайза Сканлен)

Именитые Мерил Стрип и Лора Дерн прекрасно “оттенили” молодых актрис.

Мерил Стрип Лора Дерн.

Да, можно сказать, что на съемочной площадке “правили бал” женщины. Но и мужские образы получились очень хорошо.

Идея фильма

Название картины можно трактовать двояко. Поставив логическое ударение на слове “маленькие”, мы невольно акцентируем внимание на возрасте главных героинь (их возраст варьируется от 12 до 20 лет), и на том, как они пытаются жить в этом огромном мире. Ставя ударение на слове “женщины”, мы обращаем внимание на то, как ведут себя девушки, и какими причинами обусловлено их поведение.

В фильме постоянно поднимаются темы равноправия, и его смысл заключается в том, что женщины имеют полное право творить и участвовать в жизни общества. А самое главное, они имеют право на выбор.

Значение цветов

Сюжет фильма завязан на параллельном повествовании: зрителю показывают историю в настоящем и в прошлом одновременно.

Режиссер акцентирует наше внимание на временном прыжке – 5 лет. Это позволяет проследить изменения, произошедшие во внутреннем мире героинь.

Гервик прибегает к излюбленному приему режиссеров арт-хауса: она играет цветами. В прошлом героинь присутствуют мягкие теплые оттенки. Настоящее (отчасти) окрашено в серые цвета.

Кадр из фильма

Кадр из фильма.

Этот же прием можно проследить и на костюмах: в юности девочки надевают яркие или светлые платья – это символизирует беззаботность и чистоту отношений; юные маленькие женщины смотрят на мир доверчиво, широко открытыми глазами.

Повзрослев, героини предпочитают яркие расцветки более мягким, сдержанным оттенкам, символизирующим взросление, а временами – крушение надежд.

Феминизм

Героини являются яркими и самодостаточными девушками. Каждая из них имеет определенные способности и пытается их реализовать. И не все они мечтают связать жизнь с мужчинами.

Нельзя сказать, что в фильме воспевается современный агрессивный (шовинистический) феминизм. Речь здесь идет о том, что женщины ничем не хуже (а не лучше!) мужчин. Они имеют полное право не выходить замуж и не посвящать себя служению супругу и семье.

Луиза Мей Олкотт сама была феминисткой: она постоянно выступала за права женщин. А мать писателя была суфражисткой. Оба эти момента отразились на ее творчестве.

Один из важных вопросов, поднятых Олкотт и Гервиг, звучит так: “Имеет ли женщина право голосовать?” Ответ однозначен: да, имеет. Более того: женщина имеет право и на многое другое – например, на выбор профессии.

Противоречия

В конце фильма Гервик в некотором роде заигрывает со зрителем. Финал изображается в теплых, мягких тонах только после того, как Джо соглашается изменить конец своей книги.

Что было реально? Что здесь выдумка? Зритель решает самостоятельно. Прелесть такого подхода в том, что любой ответ будет правильным.

Смысл концовки

Параллельный монтаж картины позволяет зрителю увидеть две концовки и два варианта развития событий: незамужнюю женщину, ставшей писателем, и замужнюю Джо, светящуюся счастьем на семейном торжестве. Оба финала верны и вполне каноничны.

Гервиг, человек 21 века, пошла еще дальше, чем Олкотт, и добавила в прекрасную историю 19 века тему выбора: Джо сама решает, как дальше строить свою жизнь.

По сути, здесь даже не два финала, а три: события происходят не только в книжном настоящем и в книжных флешбеках, но и в реальности. Олкотт ассоциировала себя с Джо, и большую часть экранного времени зритель видит именно Джо. Но в конце перед нами именно Луиза Мей Олкотт, которая выдала замуж свое альтер-эго, и смогла опубликовать труд своей жизни.


Юлия 30 янв. 2020 г., 18:15:13
Очень замечательный фильм. Для нашего времени идеально. окунуться в прошлое и вспомнить что быть человеком с лучшими качествами не так уж и сложно.

Дмитрий Раевский 1 февр. 2020 г., 19:09:56
Добрый и душевный фильм, рассказывающий историю нормальных человеческих отношений. Есть хороший образ многодетной и счастливой семьи. Главные героини фильма с честью проходят ряд жизненных испытаний и находят своё человеческое и семейное счастье.

Александр Жильцов 12 июл. 2020 г., 06:49:36
Для меня фильм скучный, не интересный и с налётом феминизма, на тему, что женщина может всё сама не хуже мужчин и т. д. Актёрский состав хороший. Может девочкам кино и понравится.

Сцены с алкоголем,
табаком и другими наркотиками

Алкоголь, табак, другие наркотики

Средний балл общей оценки

Дмитрий Раевский 1 февр. 2020 г., 19:09:57
В фильме достаточно много эпизодов с употреблением алкоголя, от которого не отказываются и девушки. Есть сцены курения сигар или трубок.

Наличие эротических
сцен

Наличие эротических сцен

Средний балл общей оценки

Пошлый юмор или
обсуждение пошлых тем героями

Пошлый юмор или обсуждение пошлых тем героями

Средний балл общей оценки

Дмитрий Раевский 1 февр. 2020 г., 19:09:57
Редко сегодня можно встретить фильм без пошлости, и это один из них

Уровень сцен насилия и жестокости

Насилие и жестокость

Средний балл общей оценки

Вредная пропаганда

Вредная пропаганда

Юлия 30 янв. 2020 г., 18:15:13
По мне, так фильм На высоте! Побольше бы таких фильмов снимали, учит только хорошему, состраданию, любви, и только лучшим качествам!

Дмитрий Раевский 1 февр. 2020 г., 19:09:57
У одной из героинь достаточно мальчишеский характер, но и она в конце концов приходит к пониманию ценности создания семьи, находит своё семейное счастье! А её высокие волевые качества помогают добиться высоких результатов в творчестве.

Рецензии (1)

Добрый и душевный фильм, рассказывающий историю нормальных человеческих отношений. Есть хороший образ многодетной и счастливой семьи. Главные героини фильма с честью проходят ряд жизненных испытаний и находят своё человеческое и семейное счастье.


Мнение цензора (подробно)

Современный кинематограф чаще всего старается шокировать зрителя. Для этого сценаристы и продюсеры выбирают сюжеты, в которых с главными героями происходят какие-то экстраординарные события: то надо спасать мир, то надо спасать себя от маньяка, то расследовать кровавое преступление, то распутывать любовные интриги и так далее. Регулярное погружение в такой карнавал страстей и событий может сформировать ощущение, что реальная жизнь живых настоящих людей какая-то скучная и серая.

Но к счастью, есть ещё фильмы, которые могут достаточно ярко, увлекательно и поучительно показать жизнь обычных людей, которым каждый день приходится делать тот или иной выбор, сталкиваться с трудностями, мечтать и следовать голосу своего сердца. На фоне настоящей человеческой жизни сразу чувствуется фальшь и неестественность всех этих историй про супергероев или суперпреступников. Приходит понимание, что место подвигу есть в жизни каждого из нас, и этот подвиг чаще всего не сводится к какому-то одномоментному действию, а гораздо больше похож на ежедневный труд, наполненный ответственностью и осознанностью. Он не приносит славы и оваций, но дарит гармонию и душевное спокойствие – даже в тех случаях, когда жизнь предлагает непростые испытания.

События фильма описывают жизнь одной семьи в годы Войны за независимость в США. Отец ушёл воевать на фронт, оставив свою супругу с четырьмя дочками и няней справляться по хозяйству. Девушки, несмотря на достаточно стеснённое финансовое положение, живут весело и дружно. Их быт занимают в основном вопросы творчества и учёбы. Находят время и для того, чтобы помечтать или выбраться в местный клуб на танцы. У каждой из героинь своя история: кто-то мечтает стать писателем и самостоятельно зарабатывать на жизнь, кто-то уже строит планы о замужестве, а кто-то посвящает себя музыке и искусству.

Авторы фильма с помощью регулярных отсылок в прошлое делают повествование нелинейным, предлагая зрителю наблюдать за развитием истории каждой из девушек одновременно во взрослом и юношеском возрасте. И если поначалу это кажется странным, то спустя пол часа просмотра начинаешь чувствовать, что такой формат подачи позволяет хорошо раскрыть внутренний мир каждой из героинь, показав испытания, с которыми они сталкиваются, и процесс их преодоления.

Фильм демонстрирует много положительных примеров, но, пожалуй, главный из них – это образ многодетной, счастливой и крепкой семьи. Картина в целом посвящена преимущественно семейной теме. Здесь есть образ мудрой, доброй и красивой матери; образ отца – человека честного, смелого и порядочного; образ дедушки, который умеет ценить таланты; образ мудрой пожилой тётушки.

Читайте также: