Маленькие люди башмачкин и червяков сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Аватар

В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют "маленькими людьми". Тема маленького человека" весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме - например, в "Медном всаднике", Станционном смотрителе", он показывает читателю типичный образ "маленького человека"; затрагивают проблему также Чехов в повести "Человек в футляре", Лермонтов во многих своих поэмах, практически вся военная литература посвящена данной теме.

Не обошел стороной проблему "маленького человека" и Н.В. Гоголь. Он особо сильно всегда чувствовал переживания таких людей, был их "голосом" - посвятил немалую часть своего творчества "маленьким людям", и даже в произведениях, не посвященных главным образом этой теме, всегда встречался неприметный, простой человек, на которого всем было всё равно.

Говоря об образе "маленького человека" в творчестве Гоголя нельзя не упомянуть повесть "Шинель". Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, изображается как не очень замечательный, низенького роста, болезненного вида "один чиновник" в "одном департаменте". Гоголь сразу же говорит, что таких людей в стране огромное количество и они есть в каждом обществе. Башмачкина презирают, издеваются над ним; он получает крошечную зарплату, ходит в старой шинели, которая в один момент становится уже непригодной для того, чтобы ее надеть, поэтому единственной мечтой Акакия Акакиевича становится покупка новой шинели, и герой начинает жить этой мечтой. В конце он заболевает и умирает, однако мечта о шинели и месть за обиды продолжают жить - ходили слухи, что по городу бродит дух Башмачкина и сдирает шинели с чиновников.

В "Повести о капитане Копейкине" также главной является проблема "маленького человека". Главному герою повести оторвало руку и ногу на войне, и работать у него не было возможности, а жить на что-то нужно было. Тогда решил Копейкин ехать в Петербург к министру - просить "монаршей милости". Министр пообещал, что поможет, однако каждый день все откладывалось на завтра. В итоге Копейкину было сказано самому искать средств помочь себе. И он нашел - спустя два месяца появилась шайка разбойников, атаманом которой был капитан Копейкин.

Н.В. Гоголь не внушает мысли о том, что если не обращать на "маленьких людей" внимания, плохо к ним относиться, то они обязательно будут мстить. Поэт призывает относиться к ним как к равным, без презрения и издевательств. Гоголь понимал, что такие люди чувствуют, о чем мечтают и что переживают; он старался призвать людей к справедливому отношению через свое творчество. Такие попытки были и у других поэтов и писателей, поэтому в литературе существует огромное количество произведений на тему "маленького человека".

Аватар

Продолжение ниже

Аватар
Аватар

В русской литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А. С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.

Продолжение ниже

Аватар

Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.

Одна любовь и одна страсть владела душой героя — будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.

Аватар

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В литературе первой трети XIX века появляется новый тип героя — маленькие люди. Это личности слабые, зависящие от обстоятельств и вышестоящих лиц. Однако в произведениях Чехова образ маленького человека заметно видоизменяется. Вместо героев, вызывающих у читателя сочувствие и любовь, вдруг появляются жалкие, глупые и нелепые персонажи, к которым возникает лишь негативное отношение.

Образ маленького человека в произведениях Чехова

Появление типа маленьких людей

Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин

  1. Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
  2. Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
  3. Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.

Прежде чем за перо взялся Чехов, маленький человек воспринимался как позитивный тип с трагической судьбой, который призывал читателя к гуманизму, проявлению внимания и сочувствия по отношению к тем, кто слаб и зависим от обстоятельств. Однако спустя время образ эволюционировал и приобрёл новое звучание.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Трансформация в поздних рассказах

Земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Человек в футляре

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

После смерти Беликова всем вдруг стало легче, ведь учитель незаметно отравлял всё вокруг себя, заставляя всю школу подчиняться, прятаться, бояться. Гроб оказывается футляром, из которого герою уже не суждено выйти, чему он будто бы рад, ведь на самом деле Беликов уже давно был внутренне мёртв.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

Маленькие люди Чехова

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Задание 6 представляет собой сочинение объёмом 5 - 10 предложений, в котором нужно подобрать для сопоставления одно произведение другого автора и сопоставить его с предложенным текстом в заданном направлении анализа (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).

Сделаем обзор произведений, отражающих развитие темы "маленького человека" в русской литературе 19 - 20 вв.

Произведение входит в цикл реалистических "Повестей Белкина", названных так по фамилии рассказчика. Главный герой повести - Самсон Вырин, маленький чиновник, служащий на почтовой станции - в месте, где в 19 веке отдыхали и меняли лошадей проезжающие.

Пожилой мужчина теряет смысл жизни, когда его дочь Дуня, которую он очень любит, уезжает в Петербург с молодым гусаром Минским и становится содержанкой. Отец считает, что дочь погубила свою жизнь и должна быть несчастной, подобно библейскому блудному сыну, но та любит гусара и сознательно оставляет отца.

Вырин пытается вернуть дочь, но Минский даёт ему деньги, которые старик оставляет на дороге. Во время второго визита военный прогоняет смотрителя.

Тоскуя по дочери, Вырин спивается и умирает. Дуня с тремя детьми приезжает на могилу отца.

Повесть показывает проблему разобщения между отцами и детьми. Несмотря на ошибочную жизненную установку, старый, одинокий, безутешный, несправедливо забытый дочерью при жизни герой, вызывает сочувствие рассказчика и читателя.

Поэма А. С. Пушкина "Медный всадник"

Действия Петра I, "волей роковой" основавшего новую столицу у моря и "уздой железной" поднявшего Россию "на дыбы", становятся косвенной, символической причиной трагедии, произошедшей в жизни бедного молодого чиновника Евгения. Во время наводнения, когда река Нева, впадающая в Финский залив, идёт вспять, в смытом водой доме гибнут невеста главного героя Параша и её мать.

Не выдержав потери, Евгений сходит с ума и становится бродягой. Однажды он снова видит "Медного всадника" - знаменитый памятник Петру. Несчастный грозит самодержцу: "Добро, строитель чудотворный. Ужо тебе. " Евгению представляется, что всадник преследует его. Умершего главного героя находят на острове, на пороге унесенного туда рекой дома.

Станционный смотритель Самсон Вырин и бедный молодой петербургский чиновник Евгений обладают индивидуальными чертами, автор показывает частную жизнь и личную драму героев, их внутренний, духовный мир. Гибель героев вызывает живой отклик рассказчика и читателей.

Повесть Н. В. Гоголя "Шинель"

Герой повести - бедный, уже немолодой петербургский чиновник для письма Акакий Акакиевич Башмачкин. Когда старая шинель совсем прохудилась и уже не подлежала починке, Башмачкин вынужден был пойти на жесткие самоограничения, чтобы накопить на новую и не страдать от мороза. Идея будущей шинели причудливо завладела всем существом героя.

Когда в первый же вечер воры крадут шинель Акакия Акакиевича, а генерал не только отказывает ему в помощи, но и "распекает" (ругает) его, незлобивый герой умирает и превращается в мстительное привидение. Он срывает с плеч генерала шинель, наводя на него ужас, а тот становится более внимательным к людям.

Ирония и сатира, использованные в повести Гоголя, неоднозначность освещения образа главного героя отличают её от пушкинских произведений. Автор намеренно создаёт типичный, собирательный образ персонажа, почти лишает Башмачкина ярких индивидуальных черт. Смерть героя воспринимается нами достаточно отстраненно, возникает условная фантастическая развязка, придающая сюжету анекдотичность.

Объединяет же "Медного всадника" и "Шинель" мотив бессознательного, естественного "бунта" героев: безумный Евгений зло грозит памятнику Петру I, Акакий Акакиевич, находящийся в предсмертном бреду, неожиданно ругает генерала "самыми страшными словами".

Поэма Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

Можно провести параллель между капитаном Копейкиным и главным героем поэмы Павлом Ивановичем Чичиковым. Подобно Копейкину, Чичиков борется за достойное личное существование, но идёт неправедным путём. Происходящий из обедневших дворян, главный герой становится предприимчивым дельцом, не раз пытается обойти закон, в том числе изобретает способ обогащения за счёт покупки "мёртвых душ" - умерших крепостных крестьян, тем не менее числящихся живыми в документах.

Образ бывшего чиновника Семёна Мармеладова, отца Сони, связанный с христианскими идеями романа, продолжает пушкинскую традицию.

С одной стороны, Мармеладов - один из "двойников" главного героя романа Родиона Раскольникова. Подобно тому, как семья Мармеладовых, включая самого спившегося бывшего чиновника, приняла жертву живущей по "жёлтому билету" Сони, Раскольникову предстояло принять жертву его сёстры Дуни, решившей ради спасения брата выйти замуж по расчету. С таким порядком вещей Родион согласиться не мог. Когда Раскольников заметил невыгодное сходство между собой и опустившимся Мармеладовым, принимающим 30 копеек от Сони, в его сознании укрепилась ложная идея индивидуалистического бунта. Как казалось Родиону, именно преступление позволило бы ему избежать участи "подлеца", который ко всему привыкает.

С другой стороны, Мармеладов, в отличие от Раскольникова, лишен греха индивидуализма - не считает себя выше других людей, остаётся смиренным, чувствует вину и стыд. Мармеладов не отпадает от нравственной, христианской традиции, продолжает верить в Бога и его милость, всепрощение.

Достоевский усиливает психологизм образа " маленького человека". Гибель Мармеладова воспринимается как развитие его индивидуальной судьбы.

Другие образы "маленьких людей"

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!


  1. Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
  2. Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
  3. Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.

Прежде чем за перо взялся Чехов, маленький человек воспринимался как позитивный тип с трагической судьбой, который призывал читателя к гуманизму, проявлению внимания и сочувствия по отношению к тем, кто слаб и зависим от обстоятельств. Однако спустя время образ эволюционировал и приобрёл новое звучание.

Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова.

«-Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

-Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

«Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 40460 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Образ маленького человека в прозе Ф.Сологуба

Сочинения по произведениям русских классиков

… в поэме еще один образ. Это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом го­рода и села. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в “Слове”, соответствует его поэтический язык. Автор сочетает до­стижения современной ему книжной литературы с образными сред­ствами устной …

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Каков он чеховский маленький человек?

Трансформация в поздних рассказах

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

После смерти Беликова всем вдруг стало легче, ведь учитель незаметно отравлял всё вокруг себя, заставляя всю школу подчиняться, прятаться, бояться. Гроб оказывается футляром, из которого герою уже не суждено выйти, чему он будто бы рад, ведь на самом деле Беликов уже давно был внутренне мёртв.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Читайте также: