Мальчик с коньками сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Стрелкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева" Мальчик с коньками"
Раздел: среднее образование

1. Оргмомент.
2
. Слово учителя.
«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом . «…Мой дом -мои книги,- писал Ю. Яковлев,- а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Я буду очень рад, если ты, мой читатель, на этот раз застал в моем доме своих старых добрых знакомых….Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку….Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими
знакомыми, возможно, что с некоторыми ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями.
Учитель.

( обсуждение вариантов) Щелчок по 1 слайду.

ТЕМА УРОКА: «Делай доброе дело ради счастья

Наша задача последить, как удается писателю это сделать.

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ.
(индивидуальное задание
) Познакомимся с

Назовите действующих лиц рассказа
. ( Мальчик, старшина Бахтюков, врач, шофер скорой помощи, две девочки, звонившие из телефона- автомата )
Учитель
.
Что в начале рассказа вы узнали о мальчике? Одна из групп к

сегодняшнему

небольшое исследование. Составили

словесный портрет, необходимо включить изобразительно-выразительные

средства, которые использует автор. Что мы называем эпитетами?
Слайд 6( Определение эпитета, а затем сами примеры из текста) Эпитет - это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность.
Слайд 7.
Эпитеты:

лица мальчика. Встреча с Бахтюковым.
( Каким был незнакомец? Что о нем подумал мальчик?)
Учитель
.
Почему мальчик не прошел мимо незнакомца
?
Какой эпизод из

и этому человеку неприятно, что рядом с ним

незнакомый мальчишка?)

Учитель. Какое слово произнес незнакомец? Как отреагировал наш

оценивать человека и его внутренний мир.

встречи?
Ему нужен контраст переживания. Только что мальчик спешил, тяготился случившимся.
Учитель:

незнакомца?
Слайд 10. ( Доброта, чуткость, отзывчивость, милосердие).
Учитель
:
Солдату плохо, и мальчик в поисках рецепта пошел в другую

комнату, и здесь он прикоснулся ко множеству мужских вещей. Дома у

него таких не было. Как вы думаете, почему?
У него нет отца.
Учитель.

Что узнал мальчик о

незнакомце? Почему

он сжал кулак и

погрозил тетрадке
Слайд 11. Иллюстрация. (Щелчок спокойная музыка)
Задание. Сжатый пересказ

Почему наш герой проникается неприязнью к Сергею, ведь он его совсем

Слайд 13. (Храбрость, смелость, находчивость)
Учитель. Индивидуальное задание. Анализ эпизода. Бахтюков пишет

текст телеграммы. Обратите внимание на состояние мальчика. Какое слово

произносит Бахтюков?
Мальчик смотрит на Бахтюкова. И вдруг он думает о том, каким бы он был счастливым человеком, если бы Бахтюков писал эту телеграмму ему, а не Сережке. Он смотрит не него с грустью. Он понимает, что они расстанутся навсегда. А мальчику хочется, чтобы он писал еще дольше. Чтобы он никогда не кончил эту телеграмму……. -Вот… Сделай это, сынок! И вообще спасибо тебе! Данил Пидорич
Учитель.

Бахтюкова санитары

на носилках.

Что в это время

испытывает наш герой?
Если бы он мог, он сделал бы это один. И сделал бы хорошо. А санитары так трясут Бахтюкова……Человек- большой, хороший,близкий человек в опасности.
Учитель.

озаглавила «

Поработайте в парах, что у можем сказать о нашем герои, какие слова,

на ваш взгляд, являются ключевыми?
Автор раскрывает умение юного героя сопереживать другому человеку? « …..сердце стучит, Для него нет сейчас ни катка, ни города, ни дома, раненый боец командует мыслями мальчика. Романенко
Учитель. Индивидуальное

Прочитать, как передано

состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюхов

Мальчик зашагал домой. « …Сжал кулак и почувствовал боль. В руке был зажат осколок Он хорошо провел вечер Он познал много нового, познал самого себя. Он сделал что - большое и доброе. Разве не во имя этого живет на земле человек Слайд 17(Щелчок – спокойная музыка).
Учитель. Самостоятельная работа.

Как вы считаете, почему у героя рассказа нет имени? (
Герою рассказа не дано имени, так как автор считает, что любой школьник поступил на месте мальчика точно так же
)

Учитель. А всегда ли мы поступаем так, как герой рассказа, живший в

трудное послевоенное время. Приведите примеры из нашей жизни.

Учитель. Назовите жанр произведения?
( рассказ)
Какую задачу ставил

Можем ли мы утверждать, что наш герой сделал большое доброе дело.

Учитель. Нужно ли себя специально для этого готовить? К уроку ребята

приготовили

притчи. Прослушайте,

русского поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение с рассказом Ю.

Яковлева?
Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей , Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело- Тем живем на земле. А.. Лесных. Слайд 20.
Домашнее


Оказавшись дома, человек спросил у мальчика, спешит ли он? Мальчик, хоть и торопился на каток, решил не уходить, и сказал, что подождет, когда кто-то из родственников фронтовика не придет домой. Но оказалось, что его жена и сын уехали в другой город погостить у бабушки, и никто не придет.

Потом человеку стало хуже. Мальчик предложил сходить за врачом, но человек отказался и только попросил сходить в аптеку за лекарством. Пока мальчик искал в столе рецепт, он увидел школьную тетрадку, которая принадлежала сыну фронтовика, и боевой орден, хранившийся в специальной коробочке.

Потом мальчик сбегал в аптеку и принес лекарство. Но пока он ходил, человеку стало хуже. Тогда мальчик решил позвонить в скорую помощь. Он добежал до телефона-автомата и позвонил в скорую, но во время разговора понял, что не знает адреса фронтовика. Фамилию этого человека он прочитал в рецепте, а вот на адрес не обратил внимания.

Вдруг мальчик услышал, как на улице завывает сирена машины скорой помощи. Он выбежал на проезжую часть и остановил эту машину. Водитель стал его ругать, но, узнав про фронтовика, которому стало плохо, подвел мальчика к врачу. Врач принял решение ехать к фронтовику.

Мальчик сходил на почту и отправил телеграмму. Ему пришлось самому заполнять бланк, и он понял из текста, что фронтовик не хочет беспокоить свою семью. Он написал, что ложится в больницу и советует им отдыхать дальше.

Мальчик почему-то подумал, что жена и сын фронтовика не поедут к нему, и тогда он решил сходить в больницу. В приемном покое дежурный врач принял его за сына фронтовика и велел подождать. Он куда-то позвонил и сказал мальчику, что Бахтюкова сейчас оперируют.

Мальчик долго ждал окончания операции и во время ожидания представлял себе, как Бахтюков был на войне и как он получил свое тяжелое ранение. А потом вышла медсестра и сказала, что операция была тяжелой, но все прошло хорошо и фронтовик поправится. А еще она отдала мальчику осколок, который хирурги извлекли из тела Бахтюкова. Медсестра сказала, что осколок нашелся почти у самого сердца.

Уже стемнело, когда мальчик снова оказался на улице. Он шел по городу, сжимая в руке осколок с острыми краями. Мальчик думал о том, что на месте сына фронтовика он обязательно бы все бросил и приехал к такому отцу и всегда был бы с ним рядом.

Незаметно для себя мальчик оказался возле катка. Людей на катке не было и на воротах висело объявление о том, что каток закрыт по причине теплой погоды. Но настроение у мальчика от этого не испортилось. Он неожиданно понял, что человек, которому он сегодня помог, будет жить и поправится, когда на деревьях появятся листья. А лужи на улицах означали, что скоро наступит весна. И мальчик в хорошем настроении отправился домой.

Таково краткое содержание рассказа.

В рассказе мне понравился главный герой, который спас жизнь человеку, получившему на фронте тяжелое ранение. Мальчик не только привел врача в дом фронтовика, но и пришел к нему в больницу, чтобы узнать о самочувствии этого человека и поддержать его. Мальчик дождался конца операции и рад был узнать, что фронтовик обязательно поправится.

Всякому своя рана больна.
Кто скоро помог,тот дважды помог.
Плечо друга в нужный момент может заставить жить заново.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Смагина В.Ю., ЛПИ-филиал СФУ,

Руководитель: Зырянова О.Н.,

доцент кафедры филологии и языковой коммуникации

Цель: продолжить знакомство с творчеством Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.

Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр, деталь, портрет).

Развивающая: учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать текст от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства прекрасного и нравственных качеств; показать красоту человеческих отношений, важность и необходимость помощи друг другу.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Добро -все положительное, полезное, хорошее, приносящее пользу.

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

– Солдату плохо, и мальчик в поисках рецепта пошел в другую комнату, и здесь он прикоснулся к множеству мужских вещей. Дома у него таких не было. Как вы думаете, почему? (У него нет отца.)

– Что узнал мальчик о незнакомце? (Бахтюков был старшиной, получил орден Красного Знамени – один из высших орденов СССР, был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество)

– Правильно ли вёл себя мальчик у телефона - автомата? Чем вызвано его поведение?

– Мальчик звонит по 03, не зная адреса больного, и бранит себя за недогадливость, захлебываясь злыми слезами.

– Какие качества характера проявились в этом поступке героя? (Храбрость, смелость, находчивость)

– Бахтюков пишет текст телеграммы. Обратите внимание на состояние мальчика. Какое слово произносит Бахтюков? (Мальчик смотрит на Бахтюкова. И вдруг он думает о том, каким бы он был счастливым человеком, если бы Бахтюков писал эту телеграмму ему, а не Сережке. Он смотрит не него с грустью. Он понимает, что они расстанутся навсегда. А мальчику хочется, чтобы он писал еще дольше. Чтобы он никогда не кончил эту телеграмму……. -Вот… Сделай это, сынок! И вообще спасибо тебе!).

– Бахтюкова санитары несут на носилках. Что в это время испытывает наш герой? (Если бы он мог, он сделал бы это один. И сделал бы хорошо. А санитары так трясут Бахтюкова……Человек- большой, хороший, близкий человек в опасности)

– По просьбе Бахтюкова мальчик отправил телеграмму. Вспомните текст телеграммы. Как она характеризует Бахтюкова? (Заболел. Ложусь в больницу, квартиру запер, отдыхайте. Отец.)

– Какое художественно-изобразительное средство использует автор? (Развернутую метафору)

– Дайте определение, что такое метафора? (Метафора-это слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении.

– С какой целью мальчик пошел в больницу? (Навестить Бахтюхова) . Мальчику очень хотелось, чтобы этот взрослый человек не чувствовал себя одиноким, зная, что родные Бахтюхова не приедут. –

– Прочитайте, как передано душевное состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюхов поправится, о чем теперь думает мальчик, идя по городу?

– Самостоятельная работа. Как вы считаете, почему у героя рассказа нет имени? Может быть потому что судьба мальчика – типичная для того поколения, в послевоенное время)

– Назовите жанр произведения?( рассказ)

– Какую задачу ставил перед собой автор? (Нельзя судить о человеке по внешности, нужно судить по его делам, поступкам)

Вывод. Автор утверждает мысль о том, что несмотря на то, что война прошла и мальчик не был на той войне, но ее отголоски и в его жизни, его отец, может быть, погиб на фронте. Война и сейчас не лдолжна забываться, так как память наша – это дань уважения тем, кто погиб за нашу с вами мирную жизнь.

В один из солнечных зимних дней мальчик торопится на каток. Одежда у него старая и мала, но коньки дорогие. Катание на коньках было его страстным увлечением. Он испытывал большую радость, катаясь на коньках.

Мальчик проживает с мамой в коммунальной квартире, отца у него нет. В день, когда он спешил на каток, встретил в переулке мужчину, который попросил ему помочь и довести его до дома. Мальчик откладывает свои дела и помогает человеку, которого видит первый раз в жизни.

Мужчина, которому на улице стало плохо, оказался бывшим военным. У него в груди зашевелился застрявший от снаряда осколок. Мужчина был большой с крупными чертами лица. Мальчик довел мужчину домой. Человек разделся и упал на диван. Мальчик не знал, что ему делать.

Взяв рецепт, на котором была фамилия Бахтюков, мальчик побежал в аптеку, спотыкаясь и перепрыгивая через лужи. Когда мальчик вернулся в квартире было тихо. Он подошел к мужчине и потряс его за плечо. Человек не двигался, только еле-еле открыл глаза. Мальчик кинулся звонить в скорую. Там спросили адрес, которого он не знал. И тут мальчик увидел проезжавшую мимо скорую помощь. Он, не раздумывая кинулся к машине. Закричал, что человек умирает! Скорая доехала до дома мужчины. Поднявшись с врачом в квартиру, мальчик увидел, что мужчина почти не дышит. Его увозят в больницу.

Ноги мальчика сами несут его в больницу. Там ему сообщают, что его отца будут оперировать. Мальчик ждет. Подходит медсестра и отдает ему осколок, который достали из груди мужчины.

Идя домой, мальчик размышляет о том, что он все бы отдал за то, чтобы Бахтюков был бы его отцом. Он сильно сжимает осколок в руке, но не чувствует боли.

Рассказ учит чуткому и доброму отношению к людям, готовности прийти на помощь.

Читать краткое содержание Мальчик с коньками. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Яковлев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчик с коньками

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В произведении Виталия Бианки Синичкин календарь повествуется о птичке, которая в силу своей молодости и неопытности пока еще не обзавелась жильем. С утра до вечера синичка Зинька беззаботно перемещалась по городу с места на место

Костя и Федя, учащиеся второго класса, решили заняться перевоспитанием дошкольников двора, чтобы не было между ними ни драк, ни ссор. Вдруг они услышали плач.

Готовясь к зимней спячке, медведь устраивал себе берлогу. Располагалась она на холме, на одном из склонов. Вокруг рос частый ельник. Яму мишка устлал еловой корой, узкие полосы которой он надрал тут же. Кору накрыл мягким мхом

Читайте также: