Маканин где сходилось небо с холмами сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В своей повести "Где сходилось небо с холмами" В. Маканин размышляет о судьбе народа и человека в изменяющейся действительности. В центре повести - жизнь аварийного поселка и судьба его выходца - композитора Георгия Башилова. Первое, что бросается в глаза при описании поселка - это его малость, в нем всего три дома и междомье. Характерной чертой является и его удаленность от социального мира (нет связи с городом). Эти особенности аварийного поселка наталкивают на мысль о господстве в нем родовых принципов организации жизни, в основе которых лежит идея общности (междомье, общие столы, песни), работа и судьбы людей: гибнуть на пожарах. Следствием такой сплоченной, общей жизни является особая близость к родне, устойчивые родственные связи (мать Башилова ждала брата, чтобы сказать ему последние слова перед смертью). Однако автор показывает постепенное разложение родовых традиций поселка, уничтожение патриархальной жизни. Это наглядно видно в ходе трех приездов Башилова в поселок.

Первый приезд состоялся после окончания Башиловым консерватории. В это время еще "работает" закон родства: Башилов всем нужен, он для всех "свой". Жители поселка продолжают петь песни, но уже не те, что пели когда-то. Утрачивают интерес к музыке дети, которые уже не сидят за одним столом со взрослыми. А Галка Сизова замечает, что "они стали меньше петь, еще когда ты (Башилов) на гармонике играл: ты так играл, что им петь не хотелось".

Во второй приезд разрушение поселка становится все более заметным. Сам герой понимает, что "едет на песенные руины". И действительно, песни поют только две старухи, сетуя на то, что "у молодых все по-своему, по-иному". Исчезает и междомье - своеобразный символический образ общего пространства, то есть общей жизни.

Третий (и последний) приезд окончательно подводит черту некогда бывшему в этом поселке родовому устройству жизни. Разрушены столы, за которыми пелись песни: "Столов не было: на их месте торчали остатки столбиков", разрушена малость этого мира (автобусы, куча предметов, привезенных из города). Но самое главное - это потеря людьми родственных связей друг с другом: Башилов здесь чужой даже для стариков (дед Чукреев уже сдает Башилову комнату, а не пускает ночевать по-родственному), и, как следствие духовной разобщенности людей, - отказ от песни, от музыки (сцена столкновения Башилова с внучатым племянником деда Чукреева). Так происходит разрушение родовых законов общежития.

Георгий Башилов, родившийся в этом поселке, всем обязан поселковому миру. Поселок и вырастил его без отца и без матери, и в музыку определил (платили за уроки в музыкальной школе, собрали деньги для учебы в Москве), и стал той почвой, соками которой питалось творчество композитора. Первоосновой всех мелодий, сочиненных Башиловым, были поселковые напевы и мотивы, которые, благодаря профессиональной обработке, превращались в шедевры музыкального мира, то есть Башилов отчуждал песенную стихию от ее естественной среды обитания, и обработанные им мелодии убивали саму эту среду. Вот почему в поселке перестали петь старинные песни, корнями уходящие в прошлое и несшие отпечаток накопленной поколениями культуры. Но и сама музыка Башилова - это почва для песенников, вытаптывающих народную песню окончательно. В таком виде, неузнанная, возвращается песня в народ, который уже не поет (третий приезд Башилова).

Отсюда возникает нравственная вина Башилова за те песни, которые он украл у народа, и ощущение своей несостоятельности как композитора, так как он понимает, что лучшие его мелодии рождались из народных напевов. Таким образом, В. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа, и предотвратить это Башилов не может, хотя и пытается что-то предпринять (идея создания детского хора). В. Маканин показывает, что человек не в состоянии противостоять неким объективным жизненным процессам (отчуждение от культуры) и поневоле становится их жертвой (Башилов перестает писать в 50 лет, хотя это самый творческий возраст).

Композитор Георгий Башилов, слушая в гостях обычную, примитивно-грубую застольную песню, морщится. Жена композитора объясняет окружающим, что он не оскорбляется пением, а, напротив, чувствует себя виноватым за то, что в поселке, откуда он родом, его земляки совсем не поют. Башилову кажется, что вина его огромна.

Обхватывая руками седую голову (ему сильно за пятьдесят), он ждет некой кары, может быть, с неба. И загадывает себе, что ночью услышит в тишине и темноте

Аварийный поселок невелик, всего три дома, расположенных буквой “П”, открытой частью, как чутким ухом, обращенной к старому заводу, на котором часто случались пожары. В одном из таких пожаров у восьмилетнего Башилова сгорели отец с матерью. Он жил у дядьки, где кормили и одевали, платили за него в музыкальную школу в городишке, куда возили за тридцать километров.

В поселке пели на поминках, на праздниках и пели просто так, от скуки, долгими вечерами. И маленький Башилов пел, набирая голосом силу, и голос мальчика звучал чисто, как будто он просто дышал. Потом он стал играть

Голоса в поселке были замечательные. Единственный, кого Бог заметно обошел, был дурачок Васик – антипод маленького Георгия. Когда Васик пытался мычать, подпевать, его отгоняли от стола – петь безголосому было нельзя.

Когда пришло время продолжать учебу, поселковские собрали деньги и отправили Башилова в Москву, в музыкальное училище. Дядька к тому времени тоже сгорел. Повез мальчика в столицу Ахтынский, первый поселковый силач с прекрасным низким голосом.

В Москве Ахтынского потрясло пиво. Пока Георгий сдавал экзамены, сопровождающий восхищался его баллами и мягким пивным хмелем. Узнав, что Георгий поступил и будет жить в общежитии, Ахтынский на остатки денег загулял и потерял голос – как оказалось, навсегда.

Старенький преподаватель сольфеджио объяснил Георгию, что весь поселок заплатил замечательным голосом Ахтынского за образование Башилова.

В первый раз Башилов поехал в поселок, когда ему исполнилось двадцать два года. В междомье, за столами, старухи пили чай. Георгия узнали, с радостными возгласами останавливались возле него люди. Но бабка Василиса, проходя мимо, медленно и раздельно проговорила: “У, пьявка… высосал из нас соки!

Души наши высосал!” После шумного застолья Башилову постелили у Чукреевых, в спальне его детства. Башилов, засыпая, ответил кому-то: “Не вытягивал я соки…” Но мысль о вине уже поселилась в его душе.

Песенный запас поселка казался велик, но только двое стали музыкантами – Башилов и его ровесник Генка Кошелев. Генка был певец слабый, он-то и сосал из поселка соки в том смысле, что тянул со своих родителей деньги, даже после окончания учебы. Он пил, пел по ресторанам. Вспомнив о Генке, Георгий решил, что старая Василиса просто спутала их.

Вечером аварийщики пели. Когда Башилов стал играть на гармонике, две женщины беззвучно плакали.

Шло постепенное признание Башилова-композитора, отчасти ради этого признания Башилов-пианист много концертировал. Когда ему было лет тридцать пять, в Пскове, в перерыве после первого отделения, к нему пришел Генка Кошелев. Он просил земляка, известного композитора, помочь ему перебраться в Подмосковье. Башилов помог.

Через год Генка в знак благодарности пригласил Башилова в загородный ресторан, где он пел для гостя. К тому времени Башилов написал несколько удачных эстрадных песен, две из них он подарил Геннадию для первого исполнения, чем Кошелев был потрясен. Башилов видел, как люди в ресторане пытались подпевать оркестру, мычали, чем остро напомнили безголосого дурачка Васика.

Генкины приглашения стали Башилову в тягость, он и слышать больше не хотел про ресторан “Петушок”.

Несколько лет спустя Башилов поехал в поселок с женой. В междомье стояли трухлявые столы, за которыми пили чай две старухи.

Все рассказывали: так же вдвоем и песню иногда запоют, молодые слушают, но никто уже не подтягивает. Башилов смотрел туда, где сходилось небо с холмами. Эта волнистая линия рождала мелодию только в воспоминаниях.

Здесь, наяву, эта местность была выпита, как вода. Вечером они с женой наблюдали пожар, остро напомнивший Башилову детство, и ранним утром уехали.

После своего авторского концерта в Вене Башилов в доме у своего австрийского коллеги “обкатал” свой новый квартет. Чужеземцам особенно понравилась третья часть, включающая старинные, перекликающиеся темы Аварийного поселка. Башилов не удержался и объяснил, что с поселком существует трагическая связь: там этой замечательной темы, увы, больше нет, так как она есть в его музыке. Он как бы признался.

Он – куст, который вольно или невольно иссушает скудеющую почву. “Какая поэтическая легенда!” – воскликнули венцы. Кто-то из них тихо произнес: “Метафизика…”

Все чаще мерещился стареющему Башилову удар сверху, как расплата, в виде падающей доски из далекого детского пожара, все чаще донимало чувство вины.

Башилов решает ехать в поселок, чтобы учить там детей музыке. Столов уже нет, на их месте торчат остатки столбиков. Старухи, помнившие его, уже умерли, Башилов долго объясняет незнакомым женщинам, что он здесь вырос.

Вместе с вахтой приходит старик Чукреев, он узнает Георгия, но предлагает постой – полтинник за ночь. Башилов идет к племяннику Чукреева и долго объясняет, что хочет учить поселковских детей музыке. “Детей. В хор?” – восклицает мужик и смеется.

И уверенной рукой включает транзистор – а вот, мол, тебе и музыка. Потом, подойдя вплотную к композитору, говорит грубо: “Чего тебе надо? Вали отсюда!”

И Башилов уезжает. Но разворачивает машину – проститься с родными местами. Башилов сидит на полуупавшей скамье, ощущая мягкий душевный покой, – это прощание и прощение.

Он негромко напевает песню – одну из запомнившихся в детстве. И слышит, как ему подпевают. Это слабоумный Васик, совсем уже старичок. Васик жалуется, что его бьют и песен не поют.

Они негромко поют – тихо-тихо мычит Васик, стараясь не сфальшивить. “Минута, когда прозвучал высокий чистый голос ребенка, приближалась в тишине и темноте неслышно, сама собой”.

Проанализируйте случай, произошедший однажды после авторского концерта героя в Вене.
- Какой же грех лежит на Башилове?

- Пытается ли герой загладить свою вину? Результативны ли его поступки и желания?

Сделайте вывод о главном герое повести - Башилове.

В своей повести "Где сходилось небо с холмами" В. Маканин размышляет о судьбе народа и человека в изменяющейся действительности. В центре повести - жизнь аварийного поселка и судьба его выходца - композитора Георгия Башилова.

Георгий Башилов, родившийся в этом поселке, всем обязан поселковому миру. Поселок и вырастил его без отца и без матери, и в музыку определил (платили за уроки в музыкальной школе, собрали деньги для учебы в Москве), и стал той почвой, соками которой питалось творчество композитора. Первоосновой всех мелодий, сочиненных Башиловым, были поселковые напевы и мотивы, которые, благодаря профессиональной обработке, превращались в шедевры музыкального мира, то есть Башилов отчуждал песенную стихию от ее естественной среды обитания, и обработанные им мелодии убивали саму эту среду. Вот почему в поселке перестали петь старинные песни, корнями уходящие в прошлое и несшие отпечаток накопленной поколениями культуры. Но и сама музыка Башилова - это почва для песенников, вытаптывающих народную песню окончательно. В таком виде, неузнанная, возвращается песня в народ, который уже не поет (третий приезд Башилова).

Отсюда возникает нравственная вина Башилова за те песни, которые он украл у народа, и ощущение своей несостоятельности как композитора, так как он понимает, что лучшие его мелодии рождались из народных напевов. Таким образом, В. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа, и предотвратить это Башилов не может, хотя и пытается что-то предпринять (идея создания детского хора). В. Маканин показывает, что человек не в состоянии противостоять неким объективным жизненным процессам (отчуждение от культуры) и поневоле становится их жертвой (Башилов перестает писать в 50 лет, хотя это самый творческий возраст).

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Где сходилось небо с холмами .

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Композитор Георгий Башилов, слушая в гостях обычную, примитивно-грубую застольную песню, морщится. Жена композитора объясняет окружающим, что он не оскорбляется пением, а, напротив, чувствует себя виноватым за то, что в поселке, откуда он родом, его земляки совсем не поют. Башилову кажется, что вина его огромна. Обхватывая руками седую голову (ему сильно за пятьдесят), он ждет некой кары, может быть, с неба. И загадывает себе, что ночью услышит в тишине и темноте высокий, чистый голос ребенка.

Песенный запас поселка казался велик, но только двое стали музыкантами — Башилов и его ровесник Генка Кошелев. Генка был певец слабый, он-то и сосал из поселка соки в том смысле, что тянул со своих родителей деньги, даже после окончания учебы. Он пил, пел по ресторанам. Вспомнив о Генке, Георгий решил, что старая Василиса просто спутала их. Вечером аварийщики пели. Когда Башилов стал играть на гармонике, две женщины беззвучно плакали.

Несколько лет спустя Башилов поехал в поселок с женой. В междомье стояли трухлявые столы, за которыми пили чай две старухи. Все рассказывали: так же вдвоем и песню иногда запоют, молодые слушают, но никто уже не подтягивает. Башилов смотрел туда, где сходилось небо с холмами. Эта волнистая линия рождала мелодию только в воспоминаниях. Здесь, наяву, эта местность была выпита, как вода. Вечером они с женой наблюдали пожар, остро напомнивший Башилову детство, и ранним утром уехали.

Все чаще мерещился стареющему Башилову удар сверху, как расплата, в виде падающей доски из далекого детского пожара, все чаще донимало чувство вины.

Маканин Где сходилось небо с холмами

И рассказал читателю Маканин о человеке из шахтёрского городка, взятого на воспитание в приёмную семью, после вставшего на ноги и уехавшего, а затем вернувшегося и осознавшего — впустую провёл пятьдесят лет жизни. Ничего толкового главный герой повести не сделал, все его старания канули в безвестность — растворились в повседневности и никто никогда о нём более не вспомнит. Но ведь знали этого человека раньше — слушали его музыку по радио, распевали её пьяными под окнами, не придавая значения, кто является сочинителем. Да и не является главный герой сочинителем — он лишь перерабатывает старое, изменяя до малой узнаваемости и приукрашивая иной манерой исполнения.

Центрального сюжета в повести нет. Маканин подходит к изложению истории с разных временных точек. Без лишнего объяснения сразу погружает читателя в круговорот событий, почему-то всегда располагающихся рядом с накрытым яствами и алкоголем столом. Пока люди веселятся и пьют, кто-то умирает, либо решается чья-то судьба. Так, например, с первых страниц читатель становится свидетелем поминок, взирая через светлые бутыли с водкой и банки с солёными огурцами, обходя стороной сваленные горой варёные яйца с картофелем, чтобы через десяток страниц столкнуться со схожей ситуацией уже где-то в Вене, где чествуют главного героя, слушая из его уст рассказы о детстве.

Хорошей была некогда жизнь. Не такая угрюмая, какой стала потом. Закончились застолья. Лица людей погрустнели. Почему же человек пел песни и балагурил с самой древности, а тут разом былая удаль сошла на нет? Стоит в том винить автора, либо главного героя. Для них жизнь перешла грань прежней лёгкости, обозначилась мрачными красками и ожиданием погружения в беспросветность. Читатель поддаётся тому же чувству, которое описывает Маканин. Нигде на страницах далее не найдёшь улыбок прочих действующих лиц. Их заставили понимать жизнь с позиции пятидесятилетнего главного героя, растерявшего вдохновение и желающего найти забытый народом мотив, дабы его возродить в новом звучании.

Только канул народ в прошлое. Не поют в деревнях. Молодёжь разъехалась, остались старики и те, кому безразлично кем им быть. Именно с оставшимися главный герой будет пытаться наладить отношения, но встретит лишь непонимание, ибо он сам из некогда покинувших родные места. Нет более ему веры. Не будет к нему прежней теплоты от старожилов. Молодым же селянам попросту плевать, в силу того, что они не способны задуматься хоть о чём-то, кроме необходимости ночью заснуть да утром проснуться. Найти среди таких людей получится тоскливый мотив, щемящий грудь, если главный герой окажется на это способен.

Кто-то действительно сочинит шлягер, порадует тем людей, кто-то людей не порадует, шлягер не сочинив. Одна радость может быть в жизни — сойти на старости лет с ума, тронуться всеми фибрами души, ловить лучи счастья и чувствовать себя внутри лодки, пока кругом тебя дуреет от страстей толпа. Времена меняются, забудутся дела прежних поколений. Так отчего грустить нам об этом сейчас? Пусть печалятся о том далёкие потомки.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: маканин где сходилось небо с холмами критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Vladimir Makanin, analysis, review, book, content

Читайте также: