М п воронина и в козлова сочинение в жанре письма средство развития речи младших школьников

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе – сочинении по демонстрационной картине.

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников

Аннотация.В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе –сочинении по демонстрационной картине. Ключевые слова:сочинение, речевое развитие младшего школьника, виды сочинений, сочинение по демонстрационной картине.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

План рассмотрения картиныРабочий материалПлан сочинения1. Сведения об автореЗамечательный русский художник1. Автор картины2. Зимняя ночьЗимняя ночьЛесная полянаТишинаЛунный свет2. Зимняя ночь3. Одежда девочкиДлинное пальтоУкрашено узорамиТеплые варежкиШапка3. Одежда снегурочки4. Фигура СнегурочкиСтройная фигураРазведены в стороныПовернута вправо4. Фигура девочки5. Путь девочкиСледы на снегуЧудесныеВыразительные глаза5. Дорога в будущее6. Чувства и ощущения от картиныВстретили с радостью чудесный сказочный мир6. Мои впечатления от картины

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education of Vyatka State University of Humanities, KirovEssay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildrenAbstract.In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school –essay on the demo picture. Keywords:writing, speech development of primary school children, types of essays essay on the demo picture.

Рекомендовано к публикации:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах.

Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников Выполнила: Бутяйкина Наталья Вячеславовна.

Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников

Выполнила: Бутяйкина Наталья Вячеславовна.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать роль сочинений – рассуждений как средства в развитии письменной связной речи младших школьников

теоретически обосновать и экспериментально исследовать роль сочинений – рассуждений как средства в развитии письменной связной речи младших школьников

Объект исследования: развитие письменной связной речи младших школьников. Предмет исследования: сочинения -рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников.

Объект исследования: развитие письменной связной речи младших школьников.

Предмет исследования: сочинения -рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников.

Задачи исследования: – раскрыть особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста; – определить педагогические и методические условия влияния сочинений-рассуждений на развитие письменной связной речи на уроках русского языка; – определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах; – выявить уровень развития письменной связной речи младших школьников; – разработать методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников.

Задачи исследования:

  • – раскрыть особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста;
  • – определить педагогические и методические условия влияния сочинений-рассуждений на развитие письменной связной речи на уроках русского языка;
  • – определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах;
  • – выявить уровень развития письменной связной речи младших школьников;
  • – разработать методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников.

теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы;

эмпирические: анкетирование учащихся, учителей, родителей;

статистические: (методы математической обработки результатов исследования).

Методологической основой работы являются исследования: - в области развития письменной речи учащихся Даниила Борисовича Эльконина; - о системе работы по развитию письменной связной речи младших школьниковТаисы Алексеевны Ладыженской; - в области теории и практики обучения развитию речи Валентины Ивановны Капинос и др.

Методологической основой работы являются исследования:

- в области развития письменной речи учащихся Даниила Борисовича Эльконина;

- о системе работы по развитию письменной связной речи младших школьниковТаисы Алексеевны Ладыженской;

- в области теории и практики обучения развитию речи Валентины Ивановны Капинос и др.

 1 Теоретические аспекты развития письменной связной речи в процессе написания сочинений-рассуждений 1.1 Особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста 1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников 1.3 Методика работы над сочинениями -рассуждениями в начальных классах

1 Теоретические аспекты развития письменной связной речи в процессе написания сочинений-рассуждений

1.1 Особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста

1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников

1.3 Методика работы над сочинениями -рассуждениями в начальных классах

Связная речь: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи.

Связная речь:

Классификация сочинений (М.Р. Львов)

Умение рассуждать –

это умение логически мыслить, когда высказывание, относящееся к одному и тому же предмету, находится в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос.

Сущность сочинения-рассуждения состоит в обосновании истинности, какой –то основной мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).

Сущность сочинения-рассуждения состоит

Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей:

Упражнение № 46, стр. 23.

Волга – главная река нашей страны. Она течёт с севера на юг почти через всю страну. Местами Волга разливается так широко, что не видно другого берега.

Много песен сложил русский народ о Волге-матушке.

– О чём говорится в тексте? Озаглавьте текст.

– Спишите первую часть текста, разделяя слова черными точками для переноса.

Темы сочинений в учебнике русского языка (3 класс)

Задачи на констатирующем этапе:

– выявить уровень развития умений младших школьников писать сочинения-рассуждения;

– определить технологию работы учителя по развитию письменной речи младших школьников;

– выяснить отношение родителей к проблеме развития письменной речи у ребёнка.

 Задание 1 Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности . Вдруг он увидел за окном облака. Через пол часа рисунок был готов. Был урок рисования. Андрюша обрадовался. Он не знал, что рисовать. Андрюша даже не притронулся к набору карандашей.

  • Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности .
  • Вдруг он увидел за окном облака. Через пол часа рисунок был готов. Был урок рисования. Андрюша обрадовался. Он не знал, что рисовать. Андрюша даже не притронулся к набору карандашей.

Анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

детей (процентное соотношение)

Задание, способствующее формированию умения младших школьников писать сочинения-рассуждения * Прочитайте текст. Какова тема этого текста? Выделите в нем следующие структурные части: тезис, доказательства, вывод. Ястреб. Высоко парит ястреб, высматривая добычу. Но и его видно. А чтоб не видели, ястреб иногда прячется в солнечные лучи, как в золотистое сено. В.Хмельницкий. Задание: – Сколько в тексте абзацев? Второй абзац состоит из одного короткого предложения. – Как ты думаешь, почему автор решил выделить это предложение? – Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легче будет понять главную мысль? – Объясни, почему так поставлено ударение?

Задание, способствующее формированию умения младших школьников писать сочинения-рассуждения

  • * Прочитайте текст. Какова тема этого текста? Выделите в нем следующие структурные части: тезис, доказательства, вывод.
  • Ястреб.
  • Высоко парит ястреб, высматривая добычу. Но и его видно. А чтоб не видели, ястреб иногда прячется в солнечные лучи, как в золотистое сено. В.Хмельницкий.
  • Задание:
  • – Сколько в тексте абзацев? Второй абзац состоит из одного короткого предложения.
  • – Как ты думаешь, почему автор решил выделить это предложение?
  • – Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легче будет понять главную мысль?
  • – Объясни, почему так поставлено ударение?

Для учащихся предлагаются слова. После чтения они должны ответить на вопросы:

ВложениеРазмер
uchitelskaya_statya.sidorova_k.a.doc 197 КБ
statya.ppt 467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Сидорова К.А.

учитель начальных классов.

На сегодняшний день проблема развития речи является, актуально, т. к. в последнее время на низком уровне находится мышление и речевая деятельность учащихся. Мышление представляет собой процесс, направленный на познание объективно существующего мира, на его отображение в человеческом сознании. Это происходит из-за того, что наше поколение, да и не только наше, очень мало читает и не способно передавать свои мысли ни в устной, ни в письменной форме. Дети не видят в этом большой необходимости. А важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является - речь.

Школьное сочинение, есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя. В этом определении подчеркивается важная для методики мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны, учителя. От правильно организованной работы на уроках зависит не только написание самого сочинения и отражения темы, но и развития мышления, речи ребенка и грамотности. 60% детей не умеют правильно излагать свои мысли. Впрочем, и без цифр личный опыт учителей свидетельствует, что сочинение является одним из видов работы по развитию речи в школе и одной из наиболее сложных форм деятельности ученика.

И именно поэтому, особую роль в языковом развитии младших школьников играют сочинения. Сочинения это упражнения для обучения разному языку и, конечно же, это естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных. Развитие речи через написание сочинений должно занимать одно из важных мест в процессе обучения, поскольку в настоящее время резко снизилось качество правильной речи, употребляемой школьниками; снижено языковое развитие младших школьников, утрачен интерес к родному языку, понизился уровень грамотности.

Проблемой в данной статье является, написание сочинений для развития речи младших школьников.

На мой взгляд, если использовать современные методы и приемы, способствующие языковому развитию речи через сочинения, то качественно повышается уровень общего развития школьников, уменьшается количество речевых ошибок и повышается уровень грамотности.

Для решения проблемы предлагаю использовать следующие методы:

- анализ и синтез полученных сведений,

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Устные и письменные сочинения, замыкают собой перечень видов работ, направленных на обучение сознанию высказываний. Этот вид упражнения подводит ученика вплотную к осуществлению собственно речевой деятельности.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать виденное, пережитое, т. е. при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Выше сказанное можно реализовать и получить отличные результаты, выполнив предложенные методы.

Предлагаю рассмотреть, следующие, методические рекомендации по развитию речи младших школьников, посредством написания сочинений разных жанров.

  1. ежеурочно приучать детей к осознанию роли русского языка с помощью написания сочинения как средство развития речи у младших школьников;
  2. приучивание к последовательному изложению текста и полному раскрытию темы;

Тема – это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые отражены в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

  1. наблюдать за употреблением средств языка в речи;
  2. развивать грамматический строй речи, стилевое единство и выразительность речи;
  3. активно использовать различные виды аналитико - синтетической работы по:

- выявлению определенной связи в образовании частей речи;

- проведение лексико - словообразовательного анализа текста;

(При проведении такого анализа в детских сочинениях будит отслеживаться: правильность употребления лексики, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов.)

- объяснение лексического значения слов на основе понимания их смыслов;

- составление предложений по наблюдению;

- проведение нестандартных типов уроков;

- достигать стилевого единства и выразительности текста.

6. использовать на уроках упражнения по развитию орфографических навыков.

Работа над сочинением в начальной школе.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, жанру и по языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

- О пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

- По книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

- По различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т. п.)

По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные и индивидуальные.

По жанрам связные тексты делятся на повествование, описание, рассуждение и сочинения смешанного типа (повествование с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые. Сочинения можно классифицировать группами: о природе, о труде. Об истории и т. д.

Сочинения в младших классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за сочинение ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведений сочинений:

- Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

- Письменные сочинения проводят чаще, чем изложения;

- В течение года проводятся 12 – 15 письменных сочинений;

- Помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

Для проведения сочинения в первом классе не требуется специальных уроков. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений , основанная на принципе наращивания трудностей:

1) Составление предложений, объединяемых темой;

2) Восстановление деформированного текста;

3) Устные ответы на вопросы, объединяемые темой;

4) Составление предложений по сюжетным картинкам;

5) Устные рассказы по получившемуся плану.

Во втором классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над ошибками темами все меньше занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения второклассников – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умения говорить связано, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные упражнения расценивают как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану.

В третьем классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и чистота сочинения.

Наследует предлагать учащимся слишком широкую тему. В начальных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

Работа над темой – это ее суждение и отбор материала: выбор того, что относится, к теме, отбрасывание того, к ней не относится. Помогает раскрыть школьникам тему и ее ясная, конкретная формулировка.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до письма сочинения. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Для сочинения в первом классе отводится обычно один урок, во втором – до полутора уроков, в третьем классе до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками. В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель – формирование потребности рассказать, описать что –то, накопить материал и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

1. Накопление материала: наблюдения, походы, экскурсии, походы,

прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов,

спектаклей, чтение литературы;

2. Отбор материала в соответствии с текстом и замыслом ее раскрытия, систематизация материалов, ее расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление планов, отдельные записи, подготовка лексики и т. д.;

3. Словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии проходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение – итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены основные черты уроков письма сочинений:

Сочинения – это упражнения, заключающиеся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. По сравнению с изложением сочинение более сложный вид работы. Если при изложении учащийся передает готовый материал, следуя замыслам произведения, используется авторскими языковыми средствами, то в сочинении все вопросы, связанные с раскрытием содержания темы и оформлением, решаются учащимися самостоятельно.

Работа над сочинением имеет большое образовательное и воспитательное значение. Готовясь к сочинению, учащиеся мобилизуют свои знания и навыки, обобщают наблюдения за окружающим, приводят в систему впечатления от прочитанного, виденного или слышанного ими и, таким образом, пополняют свой умственный багаж. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е. способствует развитию мышления. Логически последовательная, грамматически правильная передача на письме мыслей требует от учащихся знаний и умений в области грамматики и лексики русского языка, тщательного отбора слов и синтаксических конструкций, восстановления пройденного в курсе русского языка и пополнения знаний по ряду вопросов, что, несомненно, обеспечивает повышение общего кругозора и развитие речи и мышления учащихся.

Особенно большое воспитательное значение имеет процесс подготовки и создания сочинений на темы, связанные с жизнью, требующие аналитического отношения к действительности, позволяющие раскрыть духовное богатство человека нашего времени, его высокие нормативные качества.

Обучение сочинению осуществляется систематически во всех классах школы, начиная с первого.

В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные. Основное место в системе развития речи занимают обучающие сочинения.

По месту выполнения сочинения бывают классные и домашние, причем предполагается, что подготовка к обучающим домашним сочинениям проводится в классе.

Для раскрытия темы сочинения нужен материал. Источниками получения материала для сочинений учащихся служат личный опыт и наблюдения; знания получаемые из книг, периодической печати; слышанное по радио, на лекциях, в беседах; деятельность воображения.

По источникам знаний классификация сочинений следующая:

  1. Сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся.
  2. Сочинения по картине.
  3. Сочинения, проводимые в курсе чтения.

По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Проведению каждого из сочинений предшествует подготовка, начинающаяся с организации наблюдений. Заранее объявляя учащимся тему предстоящего сочинения, преподаватель направляет их внимание, на определенный предмет наблюдения разъясняет, как собирать материал. Хорошей подготовкой к сбору материала для сочинения служат упражнения учебника, которые выполняются постепенно, приучает школьников к самостоятельной подготовки материала и показывает, как пользоваться им как основой для развития мысли по теме сочинения. Как и при изложении, решающим в обучении сочинению является продуманная система вопрос – заданий. Учащиеся записывают вопросы и, пользуясь ими, проводят наблюдения.

Собирание материала тесно связанно с его систематизацией. Систематизировать материал – значит отобрать то, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения; привести материал в определенный порядок: сгруппировать по отдельным вопросам, установить связь частей, определить последовательность их пользования, т. е. составить план сочинения.

Работа над языком, сочинения ведется в процессе беседы, так как не грамматические формы должны пождать эти языковые формы. Пока элементарные навыки сочинения не приобретены учащимися, целесообразно практиковать перед письменным устное сочинение с однородным анализом формы изложения содержания.

Таким образом, изучение системы работы по развитию речи младших школьников с помощью написания сочинений даёт положительные результаты и является основой для усвоения имеющихся знаний и развития речи, для привития любви к родному языку.

И хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемая программа не будет реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы доверия на уроке, теплоты и ценности человеческого общения. Учитель среди детей – равно заинтересованный в таком общении участник общего диалога, просто имеющий больший, чем у детей, культурный опыт.

В своей статье я пыталась доказать, что использование современных методов и приемов помогает ученику овладеть умением не только совершенствовать написанное, но и развивает речь и мышление, ставит на более качественный уровень общее развитие детей, повышает их грамотность. Любое ученическое сочинение-своеобразное литературное произведение, эта работа, требующая от автора максимального напряжения творческих способностей, настойчивости, терпения. Только в том случае, когда учителю удается преодолеть безразличное отношение ученика к результатам работы, только при условии воспитания взыскательного, и требовательного отношения юного автора к словесному выражению мысли, только при стремлении ученика многократно и неустанно совершенствовать написанное, находить в нем все новые и новые недостатки и исправлять их учитель может рассчитывать на успех в обучении сочинению. Приступая к сочинению, юный автор должен ясно осознавать, что его ждет тяжелый, но в тоже время необычайно интересный и увлекательный труд, во многом подобный труду писателя, что чем строже он будет подходить к написанному, чем больше труда он вложит в свою работу, тем лучших результатов добьется. О бучение совершенствованию, написанного должно основываться на активной мыслительной деятельности учащихся и на максимально вложенной самостоятельности их работы. Но самостоятельность, как и всякое другое умение не происходит сразу, самостоятельность воспитывается в процессе практической работы под руководством учителя. Для того, чтобы сочинение стало формой личностного продукта ученика, учитель должен пробудить интерес к этой работе, воспитать убежденность в ее необходимости, дать ученикам нужные практические умения, научить определенной последовательности в этой работе и обеспечить максимально возможный уровень самостоятельности учащихся в совершенствовании написанного. Если мы будем не просто слушать, но и анализировать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а учиться у мастеров слова ярко, громко и точно выражать свои мысли, если мы будем относиться критически к собственным устным и письменным высказываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи. В своей работе мы перечислили далеко не все приемы языкового развития младших школьников, однако неоспоримым является тот факт, что именно развитие речи через сочинение - один из важнейших моментов в работе с учащимися начальных классов.


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.

По мнению Г.М. Андреевой хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам [9].

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, иные – дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов; от подражания данным образцам до творческого сочинения, свободного рассказывания.

Всё это разнообразие дается учащимся почти без теории, практическими способами. Только четкое планирование речевых упражнений на длительный срок позволит избежать повторений одних и тех же видов работы, не пропустить чего-либо важного [4].

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли [9].

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью [2].

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции - овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения [6].

Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование - точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Отсюда вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование).

Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа. И выразительность, и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) - её соответствие литературной норме [3].

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т.е. соответствие литературной норме.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи -обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований [3].

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -двустороннего обмена информацией [2].

В результате такой работы, направленной на формирование основных компонентов устной связной речи, возможна их определенная социальная адаптация к условиям окружающей жизни. Этого можно достичь, используя комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, применяя методику скороговорок и вышеперечисленные направления работы. Все это способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, развитию навыков связной устной речи. [1]

Болдырев, Е.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие [Текст] / Е.В. Болдырев. – М.: Просвещение, 2010. – 105 с.

Бредихина, С.В. На ошибках учимся [Текст] / С.В. Бредихина // Начальная школа. - 2002. - № 7. – С. 55 – 58.

Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. - № 10. - С. 41-45.

Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Текст] / Н.С. Валгина – Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2001. – 304 с.

Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская - Ростов-на-Дону, 2002. – 211 с.

Головин, Б.Н. Основы культуры речи [Текст] / Б.Н. Головин // Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. – 278 с.

Голуб, И.Б. Секреты хорошей речи [Текст] / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь - М.: Наука, 1993. – 243 с.

Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / К.С. Горбачевич - М.: Просвещение, 1989. – 208 с.

Граудина, Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и нормы [Текст] / Л.К. Граудина - М.: Академия, 2000. – 211 с.

Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. [Текст] /А.Б. Добрович. - М.: Просвещение. 1987 г. — 207 с.

Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, П.В.Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 215 с.

Читайте также: