Люди делятся на детей и взрослых сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение ЕГЭ.Проблема отношения человека к животным (сб.И.П.Цыбулько .2019г.)вариант 5.

Текст известного русского прозаика и драматурга Д.Н.Мамина -Сибиряка заставил меня задуматься над проблемой отношения человека к животным. Как человек должен относиться к животным?

Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора: убивать беззащитное живое существо противоестественно и цинично.

Позиция автора не выражена прямо, но он подводит читателя к мысли о том, что человек должен понимать ,что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя, например, отнимать олененка у его матери, которая готова ради детеныша пожертвовать своей жизнью.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек должен изменить свое потребительское отношение к животным и увидеть в них часть того мира, к которому относится и сам, а следовательно, должен относиться к животным гуманно.

Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели.

Причины неправильного отношения к природе:

· Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;

· Низкий уровень развития наблюдательности;

· Недостаточный опыт общения с природой;

· Слабый уровень владения навыками ухода;

· Плохой пример взрослых;

· Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

Нравственное воспитание ребёнка состоит в том, что ему постоянно напоминают об интересах других; когда в основу воспитания положена не просто этика, а универсальная этика, ребёнку постоянно указывают, что животные имеют потребности. Универсальная этика расширила рамки философии и дополнила круг лиц, по отношению к которым человек должен чувствовать ответственность; и биотическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не только традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Осознанное, правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме у ребёнка. Он узнаёт то, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Осознанное, правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; пониманием специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Волчья нежность

Наверное, вам трудно поверить, что волки способны создавать прекрасные семьи, часто на всю жизнь. И при этом волки-супруги очень нежные родители. А ведь в представлении многих волки – всего лишь свирепые хищники.

Волчица-мама заранее готовит в глухом месте мягкое и удобное ложе для своих будущих детей. Рождаются малыши, подобно щенятам, слепыми и беспомощными. Поэтому волчица постоянно нянчится с ними и нежит каждого волчонка, предупреждая толчки и падения.

Пока волчата маленькие, любящая мать ни на минуту не оставляет их одних. И тогда отец становится единственным кормильцем большой семьи. Обычно в ней бывает до восьми волчат. Даже если летом можно удачно охотиться рядом с логовом, волк-отец уходит за добычей подальше. Он от рождения знает, что к своему дому не нужно привлекать внимания других зверей.

Когда волчата достигают двухмесячного возраста, родители начинают их обучать охотничьим приёмам. Они уходят с детьми от логова и нередко больше к нему не возвращаются.

Почему важно беречь животных земли?

Биоразнообразие имеет большое значение для здоровой и функциональной экосистемы и это непосредственно касается и жизни человека. Если дикая природа извлекается из ее естественной среды обитания, хрупкий баланс экосистемы будет нарушен, что приведет к катастрофическим результатам. Например, если какой-либо вид исчезнет, то нарушится цепь питания и это затронет все виды. Исчезнет один вид животных, постепенно исчезнет и следующий. По этой причине и многим другим мы должны беречь животных земли.

В Тему: 10 ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, О КОТОРЫХ ВЫ, ВЕРОЯТНО, НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛИ

Тезисы

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды — первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа — это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Спасение от одиночества

В этом суровом мире много одиноких людей. Они не могут найти себе близкого человека. Их уже предавали, поэтому они не верят людям, но искренне любят своих питомцев. Они уверены, что пушистые друзья их ждут и никогда предадут. Люди делятся со своими питомцами горестями и радостями. Они понимают, что хоть кому-то нужны. Это наполняет их энергией, заставляет возвращаться домой.

Одинокие люди общаются со своими любимцами, словно это их близкие родственники. Они даже ссорятся, спорят с ними. Возможно, это плохо, но для некоторых любимая собачка, кошечка, рыбка, хомячок — единственное родное существо в мире.

Памятники зверям

В разных странах ставят памятники домашним любимцам в честь их преданности и подвигов. Люди восхищаются верностью Хатико. Посмотреть на этого великолепного пса приезжают толпы туристов. Примеры бесконечной преданности животных есть в каждой стране. Например, жители Тольятти собрали деньги на памятник в честь пса по кличке Верный. Его хозяева разбились в аварии, а он ежедневно приходил встречать их. Собаку хотели приютить, позаботиться о ней, но она упорно ждала.


Вызывает уважение умение животных стремиться к своей цели. Например, пес Балто спас жителей небольшого города на Аляске. Он доставил им вакцину от дифтерии. Такой питомец заслуживает любви и уважения. Он смог преодолеть бурю, пройти по жуткому морозу и не сбиться, не отойти от своей цели. Теперь его фигурой в камне любуются посетители Центрального парка в Нью-Йорке.

Памятник овчарке Елке в Приморск-Ахтарске — пример преданности своей работе. Чтобы находить динамит, собака теряла зрение, свое здоровье. Она спасла десятки жизней и продолжала работать, потеряв часть зрения. С таких животных в некоторых ситуациях стоит брать пример.

Домашние питомцы искренне любят своих владельцев и их любовь взаимна. Они дарят множество положительных эмоций. Дикие животные часто ведут себя более человечно, чем люди. Они опекают свое потомство. Даже маленькая птичка способна броситься на хищника, чтобы отвлечь его от птенцов. Животные очень красивы, они наслаждаются жизнью просто так. Нельзя не залюбоваться порханием пестрой бабочки, полетом орла.

Звери поражают, ими можно восхищаться, любоваться. Они делают мир красивым и разнообразным. Как можно не любить этих необычных, забавных и интересных зверей и птиц?

Сочинение-рассуждение о любви к животным позволит школьникам дать определение этому понятию, воспитать в себе хорошее отношение к братьям нашим меньшим и стать добрей к тем, кто их окружает в повседневной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1) Не последнюю роль в архитектуре играет умение мастера придавать своему произведению выразительный облик. (2), луковичные главки русских храмов были видны издалека, напоминая по силуэту пламя свечи. (3) А в XVI веке на Руси стали строить шатровые церкви: привычный вид храма изменился и стал походить на устремлённую ввысь ракету. (По Ю.С. Рябцеву )

1) В архитектуре важно умение мастера придавать своему произведению выразительный облик, что нашло отражение как в луковичных главках русских храмов, так и в шатровых церквях XVI века.
2) Луковичные главки русских храмов были видны издалека, напоминая по силуэту пламя свечи; это свидетельствует о сходстве памятников архитектуры с другими видами искусства.
3) И луковичные главки русских храмов, и шатровые церкви XVI века говорят о том, что исключительную роль в архитектуре играет умение мастера придавать своему произведению выразительный облик.
4) Шатровые церкви на Руси стали строить только в XVI веке; их отличие заключалось в том, что привычный вид храма изменился и стал походить на устремлённую ввысь ракету.
5) Луковичные главки русских храмов напоминают по силуэту пламя свечи, а шатровые церкви XVI века — устремлённую ввысь ракету; это говорит об умении мастеров и об их удивительном эстетическом даре.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Внешний облик кого-, чего-л., внешность, наружность. В. человека. В. водопада.
2) То, что открывается взгляду; зрелище, картина. С каждым шагом вниз виды менялись.
3) мн. ч. Предложения, планы, расчёты на что-л. Новое назначение открывает ему широкие виды на будущее.
4) у стар. То же, что вид на жительство, а также паспорт, удостоверение личности. Позвольте ваш в.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт иксЫ дождалАсь поднЯв красИвейший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лорд Генри погладил каштановую бородку, похлопал своей чёрной тростью с кисточкой по носку ЛАКИРОВАННОГО ботинка.
В тесной каюте стало вдруг НЕСТЕРПИМО жарко.
Я только хотел войти, как дверь распахнулась и вышел КОРЕНАСТЫЙ лейтенант.
Река, пробив горные стены, делала здесь широкую излучину, огибая пронзивший землю КАМЕННЫЙ утёс.

Адмирал Фёдор Ушаков учил вести прицельно стрельбу из пушек — это повышало ЭФФЕКТНОСТЬ боя.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

После долгих странствий, не найдя душевного успокоения, герой вынужден был возвратиться обратно на Родину.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ДЕВЯТИСОТ литров

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр Алексеевич первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы.
2) По возвращении в 1698 году он развернул масштабные реформы Российского государства и общественного уклада.
3) Активность Петра очень тревожила царевну Софью, понимавшую, что с наступлением совершеннолетия единокровного брата ей приходится расстаться с властью.
4) Походы, осуществлённые князем Василием Голицыным, были малоуспешны, но преподносились как крупные и щедро вознаграждаемые победы, что вызывало недовольство многих.
5) Пётр I решил вместо походов, предпринимавшиеся в годы правления царевны Софьи, нанести удар по турецкой крепости Азов.
6) В марте 1697 года в Западную Европу было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи.
7) За 15 месяцев пребывания за рубежом Пётр повидал и научился многому.
8) Начав реформы армии по европейскому образцу, Петру I не хватало только одного — боевых действий.
9) Особое значение имело строительство каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и осуществлявшееся по разработанному царём плану.

1) ст..рона, ск..зание, см..гчённый
2) приз..млился, пож..мать, хв..стун
3) прогр..ссивный, бер..жливый, м..довый (вкус)
4) ст..реть (ластиком), к..лейдоскоп, к..сающийся
5) р..скошный, ум..лять (о пощаде), исп..чённый

1) пр..вращать, пр..бегнуть, непр..нуждённый
2) на..грыши, до..нфарктный, раз..скивать
3) бе..нравственный, не..доровится, и..бавиться
4) необ..ятный, сверх..естественный, неот..емлемый
5) пр..ветривание, п..купатель, ра..зоблачить

1) молодц..ватый, гор..стный
2) перепонч..тый, навечн..
3) завед..вать, еж..вый
4) надрыв..стый, перевозч..к
5) флот..кий, калмыц..кий

1) свин..шь, замороз..в
2) обруш..вший, завал..нный
3) расстила..щаяся, (они) обеща..т
4) (листья) трепещ..т, алч..щий (славы)
5) добыва..мый, раскро..нный (пиджак)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Сколько я ни старался различить (В)ДАЛЕКЕ что-нибудь (В)ВИДЕ лодки, но всё безуспешно.
(ПО)ВИДИМОМУ, их зоркие глаза разглядели (В)ДАЛИ моря пароход.
Англичане попросили, ЧТО(БЫ) им серебром отпустили, ПОТОМУ(ЧТО) в бумажках они толк не знают.
Собор был на южный образец, и в нём, (НА)ПОДОБИЕ католических церквей, была устроена дубовая кафедра, прилепившаяся в углу храма, с винтовым ходом (В)ВЕРХ.
Анисим ТО(ЖЕ) сел (С)ПОДСКОКОМ и подбоченился, так как считал себя красивым.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вдоль песча(1)ого берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики шли к невспаха(3)ому полю, тянувшемуся за не замече(4)ой ими ранее речонкой. Они должны были доставить командованию це(5)ые сведения.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Традиционный китайский театр поистине уникален и его истоки уходят в народное искусство в деревенские праздники.
2) В многочисленных провинциях Китая актёры должны были не только владеть искусством пения но и быть прекрасными танцорами акробатами.
3) Определённые жесты и походка грим и покрой костюмов актёров указывали на специфические особенности характеров персонажей и их общественное положение.
4) Время место действия обозначалось с помощью музыкальных мелодий а действие спектакля традиционного театра могло длиться несколько дней.
5) Зрители приходили в определённые часы как выпить чашку ароматного чая так и понаблюдать за игрой любимых актёров.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полковник (1) увидев меня одну (2) спросил о моей команде. Я откровенно рассказала, что (3) желая взять свою лошадь в ближнем селении (4) велела (5) шедшему по лесу (6) отряду дождаться меня там (7) но (8) возвратившись(9) не нашла его на назначенном месте.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Потому хозяин-барин Ничего нам не сказал.
Может (1) нынче землю парит,
За которую стоял.
Впрочем (2) что там думать (3) братцы (4)
Надо немца бить спешить.
Вот и всё, что Тёркин (5) вкратце (6)
Вам (7) имеет доложить.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Жёны фермеров приглашали друг друга на чашку чая (1) чтобы (2) если

представится подходящий случай (3) сообщить всё (4) что они слышали (5) и (6) о чём думали (7) а также о том (8) что думали по этому поводу другие.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(По Б.М. Йеменскому )

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Люди делятся на детей и взрослых. (2)Дети — это маленькие люди. (З)Дети веселее и добрее. (4)Взрослые бывают злые, но бывают и добрые. (5)Мой Человек самый добрый.

(6)Когда-то и у Чёрного был свой Человек. (7)0н держал его на цепи и бил. (8)Когда деревню сломали, тот Человек сел в машину и уехал. (9)Чёрный долго бежал за ним.
(10)Машина остановилась. (11)Человек вышел и прогнал Чёрного. (12)Но Чёрный снова побежал за машиной. (13)Тогда Человек его ударил. (14)Чёрный упал, а машина уехала. (15)С тех пор Чёрный не любит людей.

(16)Своего Человека я встретил ночью. (17)Это было зимой. (18)У меня тогда сильно болела лапа. (19)В одном месте из-под земли шёл пар, снег тут растаял. (20)Я лёг и стал греть лапу на большой железной крышке.

(21)Мой Человек шёл в распахнутом пальто. (22)Он размахивал рукой и что-то говорил сам себе. (23)Около меня он споткнулся, а потом присел на корточки.

— (24)Здравствуй, уважаемый, — сказал он. — (25)Как дела?
(26)Я сразу почувствовал к нему доверие. (27)Я понял, что не надо убегать. (28)Этот человек меня не обидит. (29)Я показал ему больную лапу.
— (30)Дела неважные, — сказал он. — (31)Пойдём со мной.

(32)И я пошёл. (33)В подъезде он долго искал ключ и шёпотом говорил:
— Прошу тебя, уважаемый, как можно тише. (34)Соседи нас не поймут.

(35) Так я впервые оказался в белом доме, или большой конуре, как называет его Бывшая Такса.
(36) В темноте я неловко повернулся и что-то зацепил, но Человек быстро открыл дверь комнаты и впустил меня.
— (37)Так, — сказал он, — будем лечиться. (38)Но сначала надо перекусить. (39)Так ведь, мой друг?

(40)Я согласился. (41)Он кормил меня очень вкусной колбасой, а потом лечил мою ногу. (42)Так приятно, когда тебя лечат. (43)Немножко больно, зато знаешь, что скоро всё будет в порядке. (44)Мой Человек умеет лечить.
(45)В его комнате стояли разные картоночки и дощечки и чем-то остро пахло. (46)Он сел перед одной дощечкой и взял в руки тонкие палочки.

— (47)Это кисти, — сказал он. — (48)Отдыхай, уважаемый, а я пока поработаю. (49)Ночью у меня хорошо получается.
(50) Он долго трогал палочками свою дощечку, иногда отходил и смотрел прищурившись.
— (51)Полюбуйся, уважаемый, — сказал он.
(52)Я подошёл к дощечке и понюхал её.
— (53)Жаль, что собаки не различают цветов, — сказал он. — (54)Впрочем, ты, может быть, различаешь.

(55)Я повёл носом поверх дощечки. (56)Направо, налево, поперёк. (57)Нет, она пахла очень красиво, эта дощечка. (58) Запах струился лентой, расплывался шаром, набегал волной. (59)Я разволновался и царапнул лапой пол.

(60)Потом Человек снова сидел перед дощечкой и трогал её своими палочками. (61)Я подрёмывал в углу.(62)Наконец Человек встал, потрогал мою забинтованную лапу и сказал:

— Ну, уважаемый, пора расставаться. (63)Ты накормлен и подлечен. (64)Большего я для тебя сделать пока не могу. (65)Подождём лучших времён.(66)Я всё понял. (67)Человек не мог оставить меня. (68)Я встал и пошёл на улицу, провожая взглядом Человека. (69)Он вышел меня провожать, и мы погуляли по утреннему морозцу. (70)Небо уже посветлело, поскрипывал снег.— (71)До свидания, уважаемый, — сказал он.

— (72)Всегда можешь рассчитывать на мою помощь. (73)Поверь, я бы охотно пожил с тобой вместе. (74)Давай-ка лапу.

(82)Я весело кручу хвостом и бегу рядом. (83)В эти минуты сердце у меня колотится от счастья. (84)Как всё-таки хорошо иметь своего Человека! (85)Жизнь тогда кажется просто сказкой.

(По К.К. Сергиенко*)

*Константин Константинович Сергиенко (1940-1996) — русский писатель, переводчик.

1) Взрослые люди, в отличие от детей, бывают добрые и злые.
2) Когда хозяин Чёрного покидал деревню, он жестоко обошёлся с ним, поэтому пёс потерял веру в людей.
3) Человек, увидев, что у животного больная лапа, захотел помочь собаке.
4) Человек подлечил собаку, ведь он был доктором и знал, как это делать.
5) Когда Человек нежно прощался с Чёрным, пёс не понимал, почему его опять отправляют на улицу.

25. Среди предложений 60-70 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи личного местоимения, однокоренного слова и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

1) разговорная лексика
2) ряды однородных членов
3) обращения
4) вопросительные предложения
5) лексический повтор
6) эпитет
7) метафора
8) восклицательные предложения
9) синонимы

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Но если ты такой способностью не обладаешь, как и миллионы других мам и пап, учителей и воспитателей, то найти общий язык с детьми не так-то и просто. Часто взрослые просто не в состоянии понять, чего хочет ребёнок, и между ними случаются конфликты. В обществе это принято называть проблемой отцов и детей – по одноименному названию книги Ивана Сергеевича Тургенева. Говорят, эта проблема существовала во все время, дети только тогда начинают понимать своих родителей, когда сами становятся родителями. Но к тому времени у них уже наметился другой конфликт – со своими детьми. Получается, что со временем человек обретает жизненную мудрость, наконец-то обретает способность понимать своих мать и отца, но вдруг на долгие годы теряет свою связь с детьми, чтобы вновь обрести её в старости.

2 вариант

Во все времена существовала определенная иерархия людей: от младших к старшим. Кто признавал такое деление на категории, а кто-то нет. Но всегда острым и интересным предметом повествования была тема отношений детей и старшего поколения.

Первым делом нужно выяснить, кто же такие взрослые и дети. Ведь и старшие и младшие – это люди различного возраста, у к которых отличаются физиологические и психологические качества. Младшая категория – дети – люди в период детства, которые только начинают познавать мир. Обычно дети веселые, добрые и наивные. Этим человечкам очень повезло. На мир они смотрят совершенно другими глазами. Им всё видится разноцветным и ярким. Считается, что детские годы – это наиболее красочная также незабываемая пора нашей жизни, которая вспоминается нам в старости. Однако ребенок требует к себе много внимания, он зависим от взрослого человека.

Старшие же, стереотипно, – взрослые личности, которые достигли определенного возраста и имеют за плечами жизненный опыт. Такие люди, привычно, обладают ментальной зрелостью. Но часто бывает, что взрослые – это те же дети, только преобразившиеся, наделенные нравственными качествами. Постепенно взрослея, человек обучается лгать, мстить, планировать свои цели, заботиться о дорогих ему людях и еще огромному количеству вещей. Среди всего этого есть и положительные качества, которые необходимы людям, но также есть и отрицательные – те, которые для общества вредны. От того, какие качества и умения индивид приобретет, и будет зависеть, кем он станет в будущем: грабителем или полицейским.

Между взрослыми и детьми существует огромное количество проблем и непониманий. Это происходит оттого, что у них разный язык (ведь он не стоит на месте, а развивается) и социальные принципы. Однако, несмотря на негативные факторы, дети и взрослые являются важными компонентами этого мира, которые, по сути, не могут существовать друг без друга. Они дарят друг другу счастье, радость, благополучие, обмениваются опытом и знаниями.

Таким образом, люди не должны терять детскую непосредственность и любопытство, потому что тогда наш мир будет унылым, злым и скучным. Дети не должны бояться показывать свои чувства, интересоваться чем-либо, даже если они кажутся глупыми и несерьезными, ведь хоть жизнь и сложна, и ее познание должно начинаться с малых высот.

Работать над формированием гуманного отношения к домашним животным через знакомство с рассказами

Мультимедийная презентация; раздаточный материал для работы в группах (вопросы, рисунки).

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. Сегодня у нас урок- диспут и очередной урок ДОБРОТЫ.

- Какими словами синонимами вы можете заменить это слово?

(Учитель прикрепляет на доску листы со словами)

На уроке мы будем с вами говорить о милосердии, сочувствии, сострадании, гуманности, ответственности. Что они означают?

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

Квартал- часть жилой территории.

Здесь бродят псы, доверчивы и тощи.

К прохожим льнут – не отогнать никак.

Хозяева на новую жилплощадь

С собой не взяли кошек и собак.

Продуты ветром черные бараки.

Здесь по ночам, во тьму вперяя взгляд,

Оставленные кошки и собаки

Поодиночке в комнатах сидят.

Еще живет в углу знакомый запах,

Еще надежды дух неистребим.

И вздрагивают головы на лапах –

В коротких снах приходят люди к ним.

- О чем говорится в этом стихотворении?

- Ребята, какую проблему поднимает автор в этом стихотворении? (проблема отношения хозяев (человека) к своим питомцам, к животным).

НА партах фишбоуны для работы в группах. Заполните проблему.

- Что вы можете сказать о поведении хозяев?

- А как ведут себя животные?

Животные преданно ждут их и надеются.

- Как вы думаете, актуальна эта проблема в наши дни?

-Да. Она актуальна во все времена человеческого существования. Человек часто предает своего домашнего питомца. А ведь когда-то, по мнению собаки, человек и собака говорили на одном языке.

- А что это значит- говорить на одном языке? Как вы это понимаете?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- О том, понимает ли человек животных и понимают ли животные человека.

3.Интеллектуально -познавательная деятельность

Беседа по рассказу:

Давайте познакомимся с автором (презентация Янбуковой Динары)

- Назовите тему повести. О чем идет речь в повести?

-Я продолжу высказывание Розовского.

- А чему же мы сегодня будем учиться?

-Понимать животных, учиться их защищать, относиться к ним по-человечески.

- Давайте обратимся к тексту. Когда человек и собака разучились понимать друг друга?

Работа с текстом

- Глава 10. КАК ЧЕЛОВЕК И СОБАКА СТАЛИ ГОВОРИТЬ ПО-РАЗНОМУ (читает один из учащихся)

-Почему собака перестала говорить с человеком?

А как собаки относятся к человеку? Приведите примеры из текста. Кто является рассказчиком?

-О чем он мечтал? Как он относится к людям?

Примеры из текста:

- Я знаю, где лежит золотое колечко. Я понюхал его и понял, что колечко носил добрый человек. Только не знаю, зачем он положил его в овраг.

Глава 3. МОЙ ЧЕЛОВЕК

Люди делятся на детей и взрослых. Дети – это маленькие люди. Дети веселее и добрее. Взрослые бывают злые, но бывают и добрые. Мой Человек самый добрый.

- Он мечтал найти волшебную дверку.

Во время ночного дозора мы ищем собачью дверку. Найти собачью дверку – мечта каждого пса. Много я слышал о ней рассказов. Собачья дверка совсем маленькая, меньше бусинки. Пока не уткнёшься в неё носом, не найдёшь. А когда найдёшь, собачья дверка откроется и станет большая, пройдёт любая собака.

За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво. Много дичи и вкусной еды. Кругом поля и леса, а хозяйничают там одни собаки.

Дверка, дверка, попадись, попадись! Дверка, дверка, отворись, отворись!

Если в нашем овраге есть собачья дверка, обязательно её отыщу. И когда искать дверку, как не ночью.

Вывод: Гордый-умная, ласковая, верная и преданная человеку собака.

-Как относится к людям Черный?

Когда-то и у Чёрного был свой Человек. Он держал его на цепи и бил. Когда деревню сломали, тот Человек сел в машину и уехал. Чёрный долго бежал за ним.

Машина остановилась. Человек вышел и прогнал Чёрного. Но Чёрный снова побежал за машиной. Тогда Человек его ударил. Чёрный упал, а машина уехала. С тех пор Чёрный не любит людей.

- Что рассказывают про своих хозяев собаки в школе на уроке?

-Какой вывод делает Черный? Прав ли он?

– Все вы дураки. Собака должна быть собакой. Зачем ей читать по-человечьи? Зачем носить шляпу? Всё равно Человек не отдаст вам свою одежду и не отдаст еду. Нам достаются только объедки. Вот мой рассказ. Что мне поставишь, Головастый?

– Ставлю пять, – промямлил Головастый и вздохнул.

– То-то, – сказал Чёрный. – И не забывайте, что раньше Человек и Собака разговаривали на одном языке. Нам незачем учиться человечьим словам, пока люди будут такими.

Чёрный прав. Раньше Человек и Собака говорили одинаково. Об этом мне рассказывала мать, когда я был глупым щенком.

- Все ли собаки согласны с Черным? Почему автор дает вожаку такую кличку? Какой прием использует автор?

Говорящие клички, как и говорящие фамилии , средство характеристики героев

Работа с интеллектуальной картой. Запишите в карте клички собак. Дайте им характеристики.

Говорящие клички: Гордый, Черный, Крошка, Хромой, Головастый…

– А я Чёрный, я весь чёрный, я чёрный снаружи и внутри! Отойдите от Чёрного, не жалейте Чёрного, я весь чёрный снаружи и внутри! (Черный)

Вывод: Черный не любит людей, он обозлен, жесток. Он людям не верит.

- Продолжаем разбирать говорящие клички.

Головастый, конечно, читает хуже кота Ямомото. Но всё-таки читает. А почему? Да потому что он целых два года учился в школе! В самой настоящей человечьей школе на той стороне оврага.

Головастый тогда жил у сторожа, и сторож разрешил ему поучиться. Повезло Головастому.

- Все они когда-то жили у людей. Почему собаки оказались на улице?

-Все переехали. Как называет Гордый свой овраг?

- Овраг тоже доживает свой век. Скоро здесь построят высотные дома. А для собак овраг – родной дом.

-Как заканчивается жизнь собак в овраге?

-Почему в рассказе много мест с описанием природы?

Автор показывает чувство прекрасного, человеческого у животных: понимают и чувствуют больше, чем люди (пейзаж, который раскрывает их состояние, внутренний мир и переживания)

Да, ребята, очень многие писатели и поэты были неравнодушны к проблеме отношения между человеком и его питомцами. Эта проблема существует и до наших дней.

Как правильно относиться к домашним животным? Что значит - гуманное отношение, и какие понятия оно в себя включает?

- Что объединяет эти рассказы? (они оба о собаках)

- Почему Кусаку не взяли в город?

( Причина, по которой Кусаку не взяли в город, была в том, что она не породистая. В комнате её держать нельзя, а двора у них нет.)

– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

– Как прощается Леля с Кусакой?

– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)

ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

О чем выли собаки Сергиенко?


Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.
Просмотр видео о домашних питомцах-собаках

Выводы: Авторы рассказов обращают внимание на проблему содержания домашних животных и отношения к ним.

Видите, какие разные бывают отношения между хозяином и его четвероногим питомцем.


- У кого из вас есть кошки, собаки?

- А правильно ли вы относитесь к своим друзьям?

Какие чувства должны проявляться у хозяина по отношению к домашним животным?

Ответы ребят - затем СЛАЙД ( см. Приложение1)

Слайд … (любовь, дружба, взаимная радость от общения, забота, верность, доброта, ответственность, и т.д.)

- Кого вы изобразили на своих рисунках?

(слово детям по рисункам)
Заключительное слово учителя

С давних времен человек приручает животных, кто-то служит ему по хозяйству, кто-то охраняет жилище, а кто-то находится рядом для того, чтобы приносить радость. Ты приходишь домой, а тебя здесь с таким нетерпением ждет Мурка, Васька или Барсик. И радости от встречи нет конца: они и мяукают, повизгивают, трутся об ноги – и это дорогого стоит. Согласны?

- Понравились вам рассказы?

С уверенностью могу сказать, что это одна из самых трогательных когда-либо мною прочитанных историй. Произведение, глубоко ранящее душу, задевающее за живое. Книга о наших самых верных друзьях, их нелегкой жизни. Здесь Константину Сергиенко удалось излить душу вольного пса, высказать всё то, что не могут людям сказать животные. Впрочем, может быть, они нам о том говорят, но мы их настойчиво не хотим понимать. "До свидания, овраг" - не просто произведение, это целая жизнь, жизнь бездомной собаки, и бесценные наставления для человека, помогающие предотвратить превращение последнего в бессердечное существо.

А теперь закончим то стихотворение, с которого начался урок.

Помните? И вздрагивают головы на лапах –

В коротких снах приходят люди к ним.

Стихотворение дочитывает Курмалеева Алсу

Настал сентябрь. В заброшенном квартале

Над блеклою травой кружится сор.

Вдруг резко тормоза заскрежетали.

И мальчик с плачем бросился во двор.

Взъерошен, длинноног и длиннорук.

По лестнице бежал и плакал горько,

И снова принимался звать. И вдруг

Облезлый, драный, грязный.

Сощурился на громкий зов, на свет,

Почти привыкнув к жизни несуразной,

Где дом – не дом, и человека нет.

И мальчик потащил его к машине,

Не чуя ног, не чувствуя земли.

И слезы счастья – самые большие

На шерсть кота бесстрастного текли.

А из такси родители смотрели,

Не говоря друг другу ничего.

И их сердца внезапно подобрели,

Постигнув сердце сына своего.

Они, наверно, чувствовали смутно,

Что мир вещей, отнявший столько сил,

Мир суетных забот, сиюминутных,

Их души постепенно исказил.

Но только, если глупый мальчик плачет,

Целуя в нос облезлого кота,

То это все в конечном счете значит,

Что в мире есть любовь и доброта!

4. Стадия рефлексии.

- Как вы чувствовали себя на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- О чем вы поделитесь после этого урока с друзьями, родителями?

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям,

Гуманность - человеколюбие и отзывчивость.

Доброта — способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.


Задание 27 № 9978

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3)Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго

сохранится в его воображении.

(6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли

своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в

атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказали при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод − это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

(21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненный опыт так просто не передаётся и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать

ребёнку опасную пищу для воображения. (24)Мы избавим своих детей от тяжёлых переживаний, если будем всё время помнить о том, что они обладают обострённым любопытством и гораздо впечатлительнее нас.

Читайте также: