Любовь вовсе даже не чувство она болезнь известное состояние души и тела сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Призрак Виардо, или Несостоявшееся счастье Ивана Тургенева

© Молева Н. М., 2008

Любовь даже вовсе не чувство – она – болезнь, известное состояние души и тела, она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить, хотя она проявляется не всегда одинаково: обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать, ни взять холера или лихорадка… Подцепит его, голубчика, как коршун цыпленка; и понесет его куда угодно, как он там ни бейся и ни упирайся… В любви нет равенства, нет так называемого свободного соединения души и прочих идеальностей, придуманных немецкими профессорами… Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая. По крайней мере, я дошел до такого убеждения, и дошел до него путем опыта, купил это убеждение ценою жизни, потому что я умираю рабом.

Экая, как подумаешь, моя судьба-то! В первой молодости я непременно хотел завоевать себе небо… потом я пустился мечтать о благе всего человечества, о благе родины, потом и это прошло: я думал только, как бы устроить себе домашнюю, семейную жизнь… да споткнулся о муравейник – и бух оземь: да в могилу… Уж какие мы, русские, мастера кончать таким манером.

Иван Тургенев. Переписка. 1855 год

Может, брат Николай поторопился с похоронами. Может, еще мог день-другой подождать. Но в такой год как было ему знать, что после его депеши о болезни – только о болезни! – Иван бросается в дорогу, платя двойные прогоны из давным-давно отощавшего кошелька. Не станет останавливаться в пути. Не заночует. Петербург – Москва не ближний край: разве рассчитаешь. И все-таки главное – тот, невыносимый для памяти июльский разговор…

Он сам, пожалуй, не решился бы на него, в который раз подавил в себе горечь обиды и недоумения. Но брат – речь шла о нем, его семье, его детях. Николай во всем и полностью зависел от матери. Это она убедила его оставить службу, переехать в Москву, купила ему дом – и мышеловка захлопнулась. Варвара Петровна люто ненавидела невестку – свою недавнюю компаньонку, на которой осмелился жениться без согласия матери старший сын. Перенесла свою ненависть и на внуков. В семье останется суеверное представление, что отвергнутые бабкой – она даже не хотела их видеть, пускать себе на глаза – внуки были лишены ею права на жизнь: один за другим все они умерли в раннем возрасте. Но это со временем, а пока Иван любой ценой готов был им помочь.

В ту весну 1850 года Иван прощался с Парижем трудно и где-то в подсознании окончательно. Писал добрые слова. Одних сердечно благодарил. Перед другими почти извинялся за принесенные огорчения.

«Париж. Понедельник, 24 июня 1850.

Я не хочу покинуть Францию, мой дорогой и добрый друг, не сказав вам, как я вас люблю и уважаю и как жалею о необходимости этой разлуки. Я увожу с собой самые сердечные воспоминания о вас, я сумел оценить высоту и благородство вашего характера и, поверьте, буду снова чувствовать себя вполне счастливым только тогда, когда опять смогу вместе с вами бродить с ружьем в руках по милым равнинам Бри. Я принимаю ваше предсказание; я хочу ему верить. Конечно, родина имеет свои права; но не там ли настоящая родина, где мы нашли больше всего любви, где сердце и ум чувствуют себя, всего лучше? Нет на земле места, которое я любил бы так, как Куртавель. Не могу выразить, сколь я был тронут всеми проявлениями дружбы, полученными за последние дни; не знаю, право, чем я их заслужил, но что я знаю, так это то, что, пока жив, буду хранить в сердце память о них. Вы имеете во мне, дорогой Виардо, безгранично преданного друга.

…Разговор был мучительным и долгим. В памяти остались полукруглые окна уютной гостиной с окнами на Остоженку, где тянулась казавшаяся нескончаемой вереница экипажей. Мерцающий кафель высокой печати. Приспущенные шторы. И голос матери. Сухой. Властный. Непреклонный. Никаких средств для существования сыновей она из своего огромного состояния выделять не собиралась. Все только из ее рук и по ее приказу. Варвара Петровна ни в чем не изменилась к своим семидесяти годам. Она торжествовала полную победу. Вы – Тургеневы? Так и живите своими отеческими владениями!

Вот только ожидала ли она, что на этот раз разрыв будет полным? Угроза не подействует. Оба сына уедут с Остоженки в свое крохотное Тургенево, а Иван Сергеевич вскоре еще дальше – в Петербург. Единственная отдушина для его откровений, одинаково для него унизительных и тягостных, – письма к Виардо.

«Я повидался с матерью. Дела я нашел в самом плачевном состоянии, но расскажу вам об этом позднее, когда немного осмотрюсь. Сейчас же вам будет достаточно узнать, что самому мне кажется, будто я, бог знает как надолго, вошел в сырой и вредный для здоровья погреб. Ах! Солнце, свежий воздух, – все, что делает жизнь приятной и прекрасной, я оставил там, у вас, друзья мои. Как далеко нахожусь я от вас! Как много лье нас разделяют! Как много дней, недель, может быть, лет протечет до того, как мне будет дано снова увидеть ваши милые черты, свободно вздохнуть в вашем дорогом присутствии. Не забывайте меня, думайте обо мне, умоляю вас, а я – что должен я сделать, что должен сказать, чтобы дать вам понять, насколько память о вас мне сладостна и дорога. Она еще и нечто гораздо большее; как я предвижу, это будет для меня единственным якорем спасения, когда, среди ожидающих меня тягостных распрей, трудясь над устройством всевозможных неприятных грустных дел, я почувствую, что мое сердце изнемогает от усталости и отвращения. Это будет моим единственным утешением. Когда я вспоминаю о такой доброте, искренности, нежности, красоте, но, особенно, о привязанности, которую ко мне испытывают, быть может, мне достанет мужества промыть все эти старые раны, противостоять всем этим горестям и бедам. Впрочем, вы мне позволите, не правда ли, сообщить вам о моих терзаниях. Меня это так утешит! Мне так хотелось бы жить у вас на глазах… и все-таки, когда я думаю о том, что эти письма, где сплошь идет речь о грустных и пошлых семейных распрях, вы получите в Куртавеле, то опасаюсь, как бы скверное впечатление от них не отразилось, невольно и на мне. Решительно я расскажу вам только о результатах. Я не хочу портить память обо мне; это самое дорогое из моих сокровищ, то, которое я храню, больше всего за него тревожусь.


Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.
  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.
  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (название темы взято из “Методических советов по литературе под ред. Коровина, 10 класс”, М.,) Записываем (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №4).

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.


  1. Базаров и Одинцова.
  2. Павел Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий и Катя.
  4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 10).

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. Слайд №11.

Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп:

1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд №12.

Третье задание. Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ им. Ломоносова, пишет: “Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом” (Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007).

Феминоцентризм обусловлен актуальностью проблемы гармонических отношений обоих полов между собою, тургеневским пониманием счастья как прежде всего счастья вечной любви, а также важнейшей ролью, которую играет тургеневская героиня в испытании-раскрытии героя. Слайд № 13.

Таким образом, профессор подчёркивает важную роль женщин в произведениях Тургенева. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Иллюстрация №2 – княгиня Р.

Иллюстрация №3 – Фенечка.

Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.

Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом.

В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 15).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”.

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у учащихся].

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

И.С. Тургенев

Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.

Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.

Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.

Мать – Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была он небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости, за малейшее ослушание грозил выгнать дому. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из самых богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, затем Иван, а позднее Сергей.

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

«До самой старости Тургенев любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви, в которой чувственность поднималась до чистейшего духовного огня.

Василий Васильевич Розанов

Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал из них лучшее свое произведение.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

Но для двоих – Павла Петровича и Базарова – это чувство становится роковым. Любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

Несмотря на различие характеров, вкусов и взглядов героев, в их положении много общего.

Во-первых, для обоих любовь – это бурная, всепоглощающая страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по-иному посмотреть на окружающий мир.

Во вторых, и Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви, потому что страстно обожаемые женщины (может быть, именно эта слепая страсть их и испугала) отвергли чувства героев.

Базаров и Павел Петрович, способные на испепеляющую душу страсть, не могут быть счастливы и осчастливить возлюбленную.

В юности Павел Петрович был самоуверен и насмешлив. Его ожидала славная будущность, блестящая карьера. Но у жизни есть свои резоны: вдруг все изменилось, роковая любовь налетела как вихрь, разметала надежды и планы. Холодный аристократ полюбил женщину, в которой бушуют страстные силы жизни.

Человек, к которому обращены последние слова Базарова – Анна Сергеевна. Любовь к ней он уносит в могилу.

Так что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого и самоуверенного Евгения Васильевича? Обворожительная красавица, царица. Но неужели могла она привлечь Базарова только внешностью?

Рядом с историей отношений Базарова с Одинцовой, где нарочитое отчуждение разрешается порывом сокрушительной страсти, изображается другая история о сближении Аркадия и Кати, история о дружбе, постепенно перерастающей в спокойную и чистую любовь.

С Катей Аркадий учится быть самим собой и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно восприимчивого характера. Он читает Кате стихи и прозу, музицирует, наслаждается созерцанием природы.

Аркадий добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям традиционной культуры. Увлечение Аркадия нигилизмом достаточно поверхностно. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой – огромной и мучительной – почти по-детски выглядит способность Аркадия примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья.

Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

У них родился маленький Митя, чему оба были рады. Но сомнения не оставляли Николая Петровича: как-то посмотрят на это брат Павел Петрович и сын Аркадий. Но кроткое терпение Николая Петровича и сыновняя любовь Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются и оба достигают семейного счастья.

Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Эта сцена - трагический эпилог первого круга духовных странствий Евгения Базарова. В ней уже пробиваются ноты финального реквиема, которым завершается роман. Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой путь. Но теперь ни в Марьине, ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе смерти Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его мятежная, изломанная, но любящая жизнь душа.

Список использованной литературы:

1. Жизнь и творчество И. С. Тургенева [Текст] : материалы для выставки в школе и детской библиотеке /сост. и вступит. статья Н. И. Якушиной . – Москва : Детская литература , 1988 . – 63 с. – (Выставка в школе).

5. Тургенев в школе: книга для учителя [Текст] / авт.-сост. Л. А. Капитанова .- Москва : Дрофа, 2002 . – 288 с., ил. – (Писатель в школе).

6. Тургенев И. С. Отцы и дети [Текст] : анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.- сост. Л. Д. Страхова . - 3-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2001 . - 96 с. – (Школьная программа).

8. Яковлев, Г. А кто такая Одинцова? [Текст] / Григорий Яковлев // Литература . – 2002 . - № 47. – С. 10-11

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вступительное слово.

Попытайтесь сформулировать тему урока, прослушав высказывание И.С.Тургенева, догадаетесь, что он имел в виду:

“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь.

Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А назовём мы его выразительной строкой Ю.Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье”. Записываем тему и эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку станут слова И.С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

На фоне мелодии - слово учителя.

Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге. Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу…

- Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

-«…молодой человек, лет 23, ехал в коляске рядом с отцом, думал про себя об отце и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу , смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства наполнило его

2. Составление схемы.

- По какому принципу можно соединить мужские имена и женские?

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему.

Отношение к любви

Мечты о будущем

Реальное будущее

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно .

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества, неверия и разрушительной силы собственной натуры.

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

Любовь, любовь - гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец.

- Расскажите историю их любви.

-Как повлияла на Павла Петровича любовь к княгине Р. (не сделал успешную карьеру, впал в уныние, ушёл от мира)

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку .

-Какую роль играет кольцо со сфинксом, почему на нём крест?

- Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

- Какая же это любовь?

Выводы: Эта любовь - любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти, которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна - такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха, в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

Павел Петрович - княгиня Р. (любовь наваждение)

- Именно любовь П.П. к княгине Р. Похожа на любовь Тургенева.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

- О ком поведем речь? ( о Н.П.).

- Расскажите историю их отношений.

-Что долгое время мешало Николаю Петровичу сделать предложение Фенечке? (боязнь мнения брата и общества)

- Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

- И эти слова произносит принципиальный П.П.!

Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

- Каков Н.П. в отношениях с Фенечкой?

(робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.)

Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П. ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Н.П.осуществляют связь поколений.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой ловлю.

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне - как в раю.

- О любви, каких героев идёт речь? (Аркадий и Катя). Расскажите историю их отношений.

-Почему Аркадий увлёкся Катей и отдалился от Одинцовой (Катя ближе Аркадию по мироощущению)

-Изменился ли он под воздействием любви? (отдалился от Базарова)

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей.

- Счастливы ли Аркадий и Катя?

(Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать, что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику.

Аркадий - Катя (любовь земная)

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

- О ком идёт речь? (о Базарове). Расскажите их историю любви.

-Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

- Можно ли считать слова героя ошибкой? Почему?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

- Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

- Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Когда мы с ней знакомимся?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

- Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

(Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге)

- Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

(Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться)

- Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять.

Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

- Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь, хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

- Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

- А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П.

Нигилизм Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать.

Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится.

-Откройте 27 главу романа, и найдите, пожалуйста, сцену последней встречи Базарова и Одинцовой.

- Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (Чтение отрывка из 27 главы)

-Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой ?

Вывод ученики: Он решителен и мужественен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться.

Вывод: Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.

-Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

-Как нигилист – нет! Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Выводы по теме урока.

Последние слова Базарова о любви. Он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы — символ “всесильной любви”, «вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

- Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

- Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

-Что для каждого из героев любовь, реальное чувство или мечта?

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

Для Кати – семья и равенство в браке.

Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

- Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев , показывая любовные переживания героев?

В романах Тургенева любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, поэтому в любом тургеневском романе главный герой проведён через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств.

Работа в синквейне.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

А теперь ребята запишите слово любовь -----подберите к нему 2 прилагательных-------, а теперь 3 глагола, фраза из четырёх слов, выражающая ваше отношение к описываемому предмету, пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета. Зачитайте, что получилось.

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

любовь
страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучиться
единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается
бесценный дар

1. Анализ 27 главы.

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Собрать досье на героев.

Я – концепция взглядов героя.

Характеристика, данная другими героями.

Прямая авторская оценка.

Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20-ти слов).

Составить герб семейства Кирсановых или герб Е.Базарова. Творческая защита.

Если свобода - это возможность поступать так как хочется, то л ю б о в ь - самая большая несвобода. Любовь невозможно выбрать тогда и с тем, когда и с кем хочется, по собственному желанию. От любви невозможно избавиться тогда, когда тебе этого захочется.
Любовь - это самое эгоистичное чувство. По "настоящему" любящему человеку всегда безразличны чувства объекта его любви. Я люблю, и все должны подчиниться моей безграничной любви.
Свобода и любовь столь же противоположны как ветер и стены, как река и платина - одно с другим находится в состоянии постоянной борьбы и либо победит что-то одно, либо они уничтожат друг друга, либо они так изменят друг друга, что станут чем-то другим единым (возникнет новая целостность).
Кто хочет "большой и чистой" любви, должен отказаться от представлений о свободе, равенстве и братстве.
Кто этого не понимает или не принимает - испытает сильное разочарование в любви, в браке, в семье: ему придётся или быстро расстаться с объектом своей любви, или долго мучиться в совместном сосуществовании.
Тому, кто действительно влюблён и любит не нужны ни свобода, ни равенство ни, тем более братство.
Истинная Любовь заменяет всё. Любовь компенсирует все недостатки совместной жизни и отсутствие достаточного комфорта как алкоголь или наркотик. И потому любовь, как любой психомодулирующий химический препарат, действует ограниченное время и сопровождается эффектом привыкания: со временем эффект её позитивного "действия" ослабевает. Необходимы всё большие "дозы". Что приводит к чувствам разочарования и сожаления.
По результатам биохимических исследований процессов, сопровождающих состояние влюблённости, было выявлено, что на физиологическом уровне любовь сопровождается ( или обеспечивается) выработкой в организме особых химических соединений - гормонов. "Гормоны любви" синтезируются в организме при определенных условиях и обстоятельствах. Эти обстоятельства можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние - это такие как возраст, состояние здоровья, сила либидо,воспитание, традиции, культурный, духовный уровень развития. Внешние - наличие подходящего объекта любви, обстановка, весна. У кого-то их вырабатывается много - сильное чувство влюблённости. У кого-то меньше - чувства более сдержанны.
Время действия "гормонов любви" ограниченно, как и протекание любых биохимических и химических реакций. Это время определяется индивидуальными особенностями организма и состоянием окружающей среды. Имеющиеся в литературе многочисленные описания любовных романов, позволяют оценить время действия химических веществ (время влюблённости) от одного до восемнадцати месяцев. Природе, по-видимому, этого времени вполне достаточно для достижения главной цели любви - поддержание численности вида homo sapiens. За это время люди успевают зачать ребёнка и заложить основы устойчивых материальных и духовных отношений для дальнейшего совместного проживания и воспитания потомства. Или не успевают.
Далее, после прекращения действия химических "сил", начинается обычная жизнь, семейные будни. И уже не "химия" будет определять как эта жизнь сложится. Сколько и как будет продолжаться "настоящая" любовь в семейном быту точно не знает заведомо никто. Пока не попробует. Одни люди живут долго и счастливо, особо не задумываясь о "любви" и "умирают в один день". Другие: "не пиши мне про любовь, не поверю я. ". Третьи. Ну о "третьих" и "четвёртых" вы все знаете сами не хуже меня. Как писал Л.Н.Толстой: "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему".
Советов как следует жить в любви и согласии предлагается огромное множество.
"Любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины." Эрих Фромм "Искусство любить".
"Любовь — это окончательное одиночество,потому что нет второго.Ты есть Одно,без второго.В этот момент всё, что находится во времени, должно умереть,
в том числе и ты как отдельная личность,которой не может быть в этом одиночестве. Для человека это вообще самое ужасноОн бы убился ради того, чтобы этого не случилось." Карл Ренц.
"Любовь даже вовсе не чувство — она — болезнь, известное состояние души и тела, она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить, хотя она проявляется не всегда одинаково: обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли — ни дать, ни взять холера или лихорадка… Подцепит его, голубчика, как коршун цыпленка; и понесет его куда угодно, как он там ни бейся и ни упирайся… В любви нет равенства, нет так называемого свободного соединения души и прочих идеальностей, придуманных немецкими профессорами… Нет, в любви одно лицо — раб, а другое — властелин и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь — цепь, и самая тяжелая. По крайней мере, я дошел до такого убеждения, и дошел до него путем опыта, купил это убеждение ценою жизни, потому что я умираю рабом".
Иван Тургенев. Переписка. 1855 год.
Если обобщить все обсуждаемые и предлагаемые в литературе определения слова "любовь", то, пользуясь физико-химической терминологией, в осадке, как говорят химики, останется общая суть любви - притяжение, соединение, взаимодействие, образование связи.
Там, где любовь - там происходит единение, соединение, обобщение, образование новых целостностей, рождение чего-то нового. Любовь - это средство для созидания нового.
Ещё Аристотель предлагал в качестве пятого качества "любовь" - как нечто, что связывает, сцепляет, притягивает всё.
Итак, любовь и свобода - понятия принципиально не совместимые. Либо любовь, либо свобода - вот закон!
Любовь - это всегда нечто навязанное человеку, что заставляет (!) его вести себя определённым образом.
Любовь диктует правила поведения человеку покупая, узурпируя его лояльность посредством ожидаемых и доставляемых удовольствий.
Любовь - это самый жёсткий и жестокий диктатор, управляющий поведением человека в своих эгоистических интересах. Этот "интерес" однозначен и естественен - родить и воспитать детей.
Следовательно "любовь" происходит не из личности конкретного человека, а из потребностей общества. Человек в этом выступает как средство, а не как цель.
Любовь навязывается человеку социумом, в котором он живёт. Социуму необходимо чтобы количество его членов постоянно возрастало - закон сохранения и развития видов. Это высшее желание общества.
Любовь - это скорее диктатор и хищник, который стремится полностью подавить волю человека и управлять им как рабом.
Все эти литературно-поэтические фантазии писателей и поэтов, все эти сентиментальные сопли и патока о любви происходят от их сильнейшей корыстной ангажированности общим видовым инстинктом. Любой писатель, как и любой гражданин - это всегда продукт данного конкретного общества. Отличие состоит только в том, что одни могу это делать, а другие нет. А цели предопределены воспитанием и культурой.
Я ничего "плохого" не хочу сказать и не говорю о феномене любви. Я всего лишь констатирую факты, лежащие на поверхности. Факты, которые не нравятся тем, кто нещадно эксплуатирует тему "любви".
Людям просто внушили, что им нужны и даже необходимы все эти байки о "всепобеждающей" , "всеохватывающей", "возвышенной" , "мировой" любви.
Писатели и поэты это улавливают и ведут себя в полном соответствии с конъюнктурой рынка "любви": хотите о возвышенном, нежном, духовном, идеальном - пожалуйста! Нет проблем. Сюжетов море. Мы вам можем напридумывать о любви всё что угодно и что соответствует вашим ожиданиям для вашего же удовольствия.
Но учтите, - между нами понимающими говоря, - что эти "ожидания" мы вам сами и навязываем, потому, что это для нас это выгодно.
Да любите на здоровье и исходите в экстазе при этом придуманном нами чувстве!
Да ради Бога! Раз это на вас это так действует, то мы готовы вам подыгрывать за соответствующее вознаграждение в материальном и духовном видах. Цените нас и платите деньги, мы и впредь будем для вас сочинять про "любовь".
Мы-то, на самом деле, понимаем что есть такое "любовь", но вам никогда не расскажем и будем стричь купоны на ваших примитивных чувствах.

Прочитал с удовольствием и интересом. Сижу размышляю, так как есть над чем задуматься. Пройдусь по вашей ссылки, ознакомлюсь. Удачи.

Спасибо. И Вам Удачи!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: