Луна и грош сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Моэм писал о своем романе "Луна и грош", что он является ". ироническим, язвительным переосмыслением роли личности художника в его собственной жизни ". В одном из автобиографических эссе говорит, что ездил на Таити собирать материал для романа о художнике, похожем на Гогена. В другом прямо называет "Луну и грош" "романом о Гогене". При желании можно сравнить, насколько события из жизни главного героя совпадают с реальной биографией Гогена:

"Луна и грош" — роман о творчестве и творце, и его основной вопрос — что важнее: личность художника или его произведения? А еще это роман о выборе.

Поначалу история творческих исканий Чарльза Стрикленда напоминает хроники кризиса среднего возраста. Заурядный мелкий клерк работал, обеспечивал семью, принимал и отдавал визиты. В общем, плыл по течению, жил как все, а в сорок лет внезапно все бросил и уехал в Париж учиться живописи.

Покинутая без средств к существованию жена решила, что муж сбежал ради блуда, и поручила рассказчику усовестить и вернуть кормильца в семью. Согласившись съездить в Париж с этим щепетильным поручением, автор выясняет, что беглый кормилец ведет в Париже одинокую "богемную жизнь", ютясь по чердакам, борясь с нищетой и перебиваясь случайными заработками. И все это — ради любви к Искусству, призвания и предназначения. Жена так и не смогла смириться, что ей и "нормальной жизни" предпочли живопись, так всем и рассказывала про несуществующий роман с несуществующей певичкой.

Образ главного героя романа, Стрикленда, вписывается в долгую литературную традицию. Концепция "простой жизни" (simple living) звучала в творчестве Торо ("Уолден, или жизнь в лесу"), отозвавшись в "опрощении" Л.Н.Толстого. Но проследить ее можно не только назад, но и вперед, к нашим дням, когда появилось понятие дауншифтинг (downshifting) — переключение на пониженную передачу, ослабление или замедление какого-то процесса. Как "философия" жизнь на пониженной передаче подразумевает отказ от чужих ценностей (вроде карьеры и прочего потребительского самовыражения) и апофеоз эгоцентризма в "жизни ради себя". И герой романа, написанного почти сто лет назад, в 1919, реализует отказ от "традиционных буржуазных ценностей" вполне созвучно современным тенденциям. У Сомерсета Моэма было удивительное чутье на злободневную проблематику. Поэтому когда его герои решают вопросы вроде вечного "в чем смысл жизни?", их искания не устаревают.

Людей так много, что, по большому счету, не имеет особого значения, что каждый делает со своей жизнью. Можно быть гением, признанным или нет, и пропасть одним махом — мир не заплачет. Придет кто-нибудь другой и сделает примерно то же самое: незаменимых нет даже в изобретении велосипеда, большинство открытий и те обычно совершаются одновременно несколькими разными людьми. Поэтому вопрос, как прожить собственную жизнь, даже важнее вопроса об ее смысле. Если не удается совершить ничего значительного, наверно, хорошо бы хотя бы самому получить удовольствие? Не идя ни у кого на поводу?

Поначалу кажется, что Чарльз Стрикленд именно что пытается отделить "зерна от плевел", то есть отделить личные ценности от навязанных извне стереотипов. И еще борется против необходимости соответствовать чужим ожиданиям, отстаивая право пожить, наконец, в свое удовольствие для самого себя, сделав то, что всю жизнь хотелось. Но он идет к своей цели с таким разрушительным для чужих жизней эгоизмом, что критика поначалу рассматривала Стрикленда как отрицательного персонажа, а роман — как обличение эгоизма.

Рассказчик говорит, что ничего не понимает в искусстве, и картины Стрикленда его, скорее, ошарашивают, нежели впечатляют. Но раз люди, лучше разбирающиеся в искусстве, признали его гением, давайте рассудим, можно ли оправдать такую жизнь одержимостью искусством. Без оправданий в виде одержимостью искусством такие выкрутасы простить никак нельзя. А гению, может быть, и простительно? Цель стоит средств?

С точки зрения Стрикленда вопрос о жертвах, допустимых ради любви к искусству, вообще не встает. Ему просто нравится рисовать. Все равно, как к этому относятся окружающие, он не испытывает потребности даже показывать кому-то свои картины. Его желание рисовать производит впечатление мании. Суть и содержание, а также конечный результат в случае мании утрачивают значение. А все причиненные разрушения рассматриваются как убранные помехи и преодоленные препятствия.

Луна в романе упоминается один раз:

Но метафора "жизнь под властью Луны" красной нитью проходит по всему роману.

Стрикленд, действительно, кажется человеком, лишенным всего "высшего", не только чести и доблести. Переехав в Париж, он разрушает жизни всех, с кем соприкоснулся, отплачивая черной неблагодарностью за помощь. Например, уводит у человека, спасшего ему жизнь, любимую женщину, которая ему самому не нужна, и доводит ее до самоубийства.

Многие великие произведения имеет смысл перечитать в зрелом возрасте. Накопленный жизненный опыт позволит иначе взглянуть на ситуацию, юношеский максимализм уступает место терпимости. Теперь, даже если с чем-то не согласен в книге, не бросаешь ее из-за этого читать, не осуждаешь. Юное несогласие заставляет уйти в сторону, с возрастом ощущение несогласия заставляет вчитываться. И вчитываешься еще более внимательнее не для того, чтобы доказать свою правоту, или же опровергнуть ее, а для того чтобы глубже проникнуть в замысел писателя.

Содержание работы

Введение 3
Смысл жизни, любви, смерти, сущности красоты в романе С. Моэма "Луна и Грош" 5
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Смысл жизни, любви, смерти, сущности красоты, назначение искусства. (Моэм С. Луна и Грош)2.doc

Введение

Многие великие произведения имеет смысл перечитать в зрелом возрасте. Накопленный жизненный опыт позволит иначе взглянуть на ситуацию, юношеский максимализм уступает место терпимости. Теперь, даже если с чем-то не согласен в книге, не бросаешь ее из-за этого читать, не осуждаешь. Юное несогласие заставляет уйти в сторону, с возрастом ощущение несогласия заставляет вчитываться. И вчитываешься еще более внимательнее не для того, чтобы доказать свою правоту, или же опровергнуть ее, а для того чтобы глубже проникнуть в замысел писателя.

Одним из таких произведений является роман Сомерсета Моэма "Луна и грош". Этот роман попал в мои руки дважды и дважды вызвал очень сильные впечатления - но совершенно разные. В первое прочтение я главного героя не поняла совсем – жуткий эгоист, причиняет боль всем, кого встречает на своём жизненном пути. Но когда этот роман я прочитала во второй раз, уже в возрасте главного героя, впечатления тоже были яркие, но другие. Основной смысл данного романа связан с пониманием, что же такое искусство, какие жизненные смыслы вдохновляют на творчество. Очень часто этими жизненными смыслами является любовь. Но так ли это? Способен ли великий художник любить что-то, кроме своего искусства? Мы не всегда понимаем и принимаем талант и гениальность того или иного человека, которые по своей природе уже странность, но странностей с ними связанных как думается неразрывно, мы не принимаем и не понимаем. И поэтому очень часто на гениальных людей вешается ярлык "безумства".

В романе мы видим человека, которого несет его собственное "безумие", невозможность поступать иначе, сила таланта, страсти. Совершенно очевидно, что Стрикленд живет так, потому что не может жить иначе, и этим чувством пронизан весь роман. Споры ведутся вокруг этого романа уже давно. Кто-то безумно восхищается им, роман вызывает у них сильнейшие чувства, а страсть Чарлза Стрикленда поражает. Другие считают роман неудачным, настаивая на том, что творец и творение не разделены, картины полностью отождествлены с личностью художника. Но все они едины в одном – в данном романе подняты такие вечные вопросы, ответы на которые не могут быть однозначными.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть проблемы смысла жизни, любви, смерти, сущности красоты в романе С. Моэма "Луна и Грош".

Смысл жизни, любви, смерти, сущности красоты в романе С. Моэма "Луна и Грош"

Авторитет родителей, необходимость содержать семью, зависимость от мнения общества – все это заставило его отказаться от своей мечты. Но со временем тоска по своей мечте, по несбывшимся планам поборола в нем все это, и Стрикленд стал тайно брать уроки рисования.

Через год творческий порыв и невозможность так жить дальше, окончательно заставили его принять решение уйти из семьи навсегда, ради искусства. Поселяется он в самой бедной гостинице, в самом дешевом номере. Лондонские волнения супруги и будущее детей его не волнуют. Они уже выросли и сами могут позаботиться о себе. Все аргументы литератора в пользу возвращения его в лоно семьи вызывают удивление и отторжение.

Человек приходит в мир, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. В процессе жизни люди, которые находятся рядом, общество – формируют его, и он сам формирует собственный тип мировоззрения, свой взгляд на мир. И вот в зависимости от того какая личность формируется – понимание смысла жизни - разное. Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает. Поэтому Стрикленд без сомнения поменял свой образ жизни, чтобы исполнить свои устремления, наполнить свою жизнь смыслом.

Очень многие не поняли Стрикленда, ведь он бросил все – семью, работу, свое положение в обществе. Но смысл жизни человека заключается в достижении своих собственных идеалов, которые могут не совпадать с идеалами окружающих. Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Может быть, именно поэтому Стрикленду понадобилось так много времени для того, чтобы заняться тем, для чего он был предназначен. Стрикленд не только понял свой субъективный мир и не только и не столько познал свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познал объективные общественные отношения.

Но часто ли именно в зрелом возрасте человек способен понять, что в этой жизни действительно для него важно – материальные ценности, семья, духовное развитие или что-то еще? Случается так, что человек может найти своё призвание ещё в молодом возрасте, общество признаёт его талант, его ожидают - карьера, великое будущее и благополучие, но он совершает поступки, непонятные обществу, как, например, поступок Абрахама. Он увидел Александрию и понял, что это его родина, какая-то непреодолимая сила потянула его туда. И он уехал, оставив все то, что пророчило ему успех. И Абрахам никогда не пожалел об этом, он считал, что прожил счастливую жизнь, а больше ему ничего и не нужно. Отчего так происходит? Почему иногда человек совершает поступки, непонятные большинству людей. Они считают таких людей чудаками, не понимают, как можно отказаться от того, чем хочет обладать каждый: положение в обществе, карьера, великое будущее. Абрахам был не понят, как можно бросить все и уехать в другую страну, жить в бедности, когда здесь ждет такое обеспеченное и великое будущее.

Так и Стрикленд был не понят, он поступил в противовес общественному мнению о счастье, о смысле жизни, о виденье красоты. Никто не задумался о том, какой силой духа и желанием найти себя, должен был обладать Стрикленд, раз смог вот так бросить все и начать свою жизнь с начала.

В романе С. Моэм показывает другого художника – Дирка. У него - родители не препятствовали его желанию рисовать, всячески помогали ему, всегда радовались его успехам. В итоге Дирк стал художником, но он сам прекрасно понимал, что ему недостаточно таланта для того, чтобы стать великим. Он рисует картины на псевдоитальянские темы – пышных женщин, красивых юношей, нежных девушек на фоне моря, гор и прочих красивостей. Дела Дирка идут неплохо – он имеет стабильный доход за счет своих картин. Он видится очень добрым человеком, который способен многое понять и простить. В его жизни не всё безоблачно, и насмешки, и обиды, и обман, и предательство, но Дирк при этом научился видеть красоту и талант других художников, кроме того он умел сострадать и помогать людям. Будь его воля, он бы заставил мир обратить внимание на истинных гениев и раскошелиться. Но, увы, мир обывателей достаточно упорен и верит бездарным критикам. Он не завидовал тем, кто талантливее его, он умел любить и прощать. И если Стрикленд выбрал смыслом своей жизни искусство, то для Дирка смыслом стали любовь, сострадание и взаимопомощь.

Каждый человек обладает особым искусством индивидуально любить, по-своему. Ведь каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и похожи в своей основе, но все-таки они совершенно иначе проявляются в повседневной жизни и необычны по своему содержанию.

Смысл жизни Стрикленда – это творчество, а любовь – это лишь эпизод его жизни. В романе словами молодого литератора говориться об этом так: «Любовь, как правило, только один из эпизодов в жизни человека. Мало найдётся мужчин, для которых любовь – самое важное на свете, и это по большей части неинтересные мужчины; их презирают даже женщины, для которых любовь превыше всего…В любви разница между мужчиной и женщиной в том, что женщина любит весь день напролёт, а мужчина – только урывками". 1 С этим можно и согласиться и не согласиться. Конечно же мужчины и женщины разные, ведь на одни и те же вещи они могут смотреть по – разному, чувствовать по- разному, но главное - твоя ли это женщина или твой ли это мужчина. И тогда всё может быть иначе и любовь, и творчество, и жизнь.

Вместе с тем, любовь, как особо противоречивая область философского самопознания жизни, одновременно является стимулом к творческому созиданию жизни человека – формированию самого себя и сама любовь – творчество и красота. Это творчество любовью, человеческого счастья, радости, добрых отношений между людьми. Пример тому семья капитана Брюно.

И коль жизнь - это театр, то человечество, согласно Сомерсету Моэму (и не только ему), разыгрывает в нём великую комедию.

При некоторой схожести характеров, что позволяло им поддерживать приятельсике отношения, рассказчик отличается от Стрикленда главным: отношением к последующей судьбе своих произведений, отношением к обществу. Рассказчик признаётся, что не смог бы ничего создать на необитаемом острове, зная, что ни один человек не прочтёт его сочинение. Стрикленду же это безразлично. Он равнодушен к славе, успеху, материальному достатку, - вообще, ко всем достижениям человеческой цивилизации. Его единственная мечта - когда-нибудь оказаться вдали от цивилизации, на острове, и там, среди девственной, первобытной природы, наконец-то полностью реализовать свои творческие возможности.

Дирк Стрёв едва ли не единственный человек, сразу же определивший в Стрикленде гения, а гению, как известно, прощается многое, что не прощается простому смертному. Поверил в талант Стрикленда и рассказчик, о чём говорит неоднократное его желание приобрести картины последнего. Рассказчик ужасался некоторым поступкам Стрикленда, пытался заставить себя ненавидеть его, но всякий раз, при встрече с ним, сдавался, покорённый его нагловатым остроумием, и продолжал поддерживать отношения. Как подлинный писатель, рассказчик не осуждал Стрикленда, а изучал его как редкий человеческий экземпляр, пытался доискаться причины его чудовищных, с точки зрения общепринятых представлений, поступков.

Конечно, с точки зрения обываетля, Стрикленд был безжалостным человеком, но он не требовал жалости и к себе. Он был глубоко равнодушен ко всему, что не касалось искусства, в том числе и к своей собственной персоне.

Несомненно, что в образе Стрикленда Сомерсет Моэм отразил некоторые черты ницшеанства, а в целом традиция изображения подобного рода нигилистов-одиночек, вступающих в конфликт с обществом, идёт ещё от Байрона с его Чайльд Гарольдом. В русской литературе она представлена Онегиным, Печориным, Базаровым и другими. В американской - Мартином Иденом.

Стрикленд чужд не только окружающим его людям, но и самой географической местности. Он не удовлетворяется жизнью в Англии, но и переехав в Париж, не находит успокоения. Его тянет куда-то в другие места, далёкие от цивилизованной Европы, и там - он интуитивно это чувствует - его настоящая родина. Он уже жил там когда-то в прошлом воплощении, и смутные отголоски той жизни сохранились в его сознании. Подобно этому неосознанному чувству утраченной родины и чувство недосягаемого идеала, который он пытается воплотить в своём творчестве. Стрикленд как будто разгадал какую-то тайну вселенной, понял что-то такое, что нельзя выразить привычными земными средствами, но что ему обязательно нужно выразить. На его необычных картинах сквозь предметы материального мира проступала иная материя, совмещавшая черты духовного и материального. Стрикленд как будто поставил перед собой задачу отыскать первооснову мира, которая, вероятно, заключена в единой духо-материи. Образно говоря, Стрикленд хотел совместить луну и грош.

Посмотрев его картины, рассказчик сказал, что Стрикленд хочет выразить то, что средствами одной только живописи выразить невозможно. Как бог, Стрикленд хотел вновь создать мир из первобытного хаоса, но обстановка шумного, делового, погрязшего в многочисленных пороках Парижа для этого не подходила. И Стрикленд инстинктивно стремился на юг, в тёплые страны. В мечтах он часто видел зелёный остров посреди бескрайних океанских просторов. Стрикленд знал - там он обретёт всё то, чего ему так недоставало в жизни, там он найдёт себя. Вся предшествующая жизнь Стрикленда - всего лишь путь к этому желанному острову, - долгий и утомительный. Всё его предшествующее творчество - всего лишь эскизы к той, главной картине, которую он нарисовал на стенах своей таитянской хижины. Здесь наконец-то воплотились в жизнь все его мечты, здесь он достиг творческого идеала. Стрикленд создал произведение, выходящее за рамки земного, материального мира. В этой картине он соединил черты земного и ирреального, он создал гениальное произведение искусства. Цель была достигнута, а большего для Стрикленда не существовало. Соединив наконец-то в своём последнем творении луну и грош, он не захотел оставить его людям и тем превратить в предмет купли-продажи. Как правильно заметил Михаил Булгаков: рукописи не горят. Не горят и великие творения изобразительного искусства. Великие идеи носятся в воздухе - они результат деятельности миллионов рядовых, безвестных творцов. Гений пользуется готовыми идеями, он лишь аккумулирует их в единое целое. Он вбирает в себя духовный опыт миллионов. Вот почему создания его рук в большей степени принадлежат миру астральному (космическому), - биосфере Земли по Вернадскому, нежели миру физическому. Сгорая в своём материальном воплощении, великие произведения искусства не перестают существовать как наши духовные символы, доступные для восприятия лишь единицам избранных. Всё это было известно Стрикленду, завещавшему перед смертью сжечь хижину со своим бесценным творением. В результате жестокой и неравной борьбы он победил материю и как всякий победитель был безжалостен к побеждённому.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Уильям Сомерсет Моэм. Луна и грош

После смерти художник Чарлз Стрикленд был признан гением, и, как это обычно бывает, каждый, кто видел его хотя бы раз, спешит писать мемуары и толковать его творчество. Одни делают из Стрикленда добродушного семьянина, заботливого мужа и отца, другие лепят портрет безнравственного чудовища, не упуская ни малейшей подробности, что могла бы подогреть интерес публики. Автор чувствует, что должен написать правду о Стрикленде, ибо знал его ближе, чем другие, и, привлеченный оригинальностью личности художника, внимательно следил за его жизнью задолго до того, как Стрикленд вошел в моду: ведь самое интересное в искусстве — это личность творца.

Действие романа происходит в начале XX в. Автор, молодой писатель, после своего первого литературного успеха приглашен на завтрак к миссис Стрикленд — буржуа часто питают слабость к людям искусства и считают лестным для себя вращаться в артистических кругах. Ее мужа, биржевого маклера, на таких завтраках не бывает — он слишком зауряден, скучен и непримечателен.

Но внезапно традиция завтраков прерывается, — ко всеобщему изумлению, заурядный Чарлз Стрикленд бросил жену и уехал в Париж. Миссис Стрикленд уверена, что муж сбежал с певичкой — роскошные отели, дорогие рестораны… Она просит автора поехать за ним и уговорить его вернуться к семье.

Однако в Париже оказывается, что Стрикленд живет один, в самой дешевой комнате самого бедного отеля. Он признает, что поступил ужасно, но судьба жены и детей его не волнует, равно как и общественное мнение, — остаток жизни он намерен посвятить не долгу перед семьей, а самому себе: он хочет стать художником. Стриклендом словно бы владеет могучая, непреодолимая сила, которой невозможно противостоять.

Миссис Стрикленд, при всей её любви к искусству, кажется гораздо оскорбительнее то, что муж бросил её ради живописи, она готова простить; она продолжает поддерживать слухи о романе Стрикленда с французской танцовщицей.

Через пять лет, вновь оказавшись в Париже, автор встречает своего приятеля Дирка Стрева, низенького, толстенького голландца с комической внешностью, до нелепости доброго, писавшего хорошо продающиеся сладенькие итальянские жанровые сценки. Будучи посредственным художником, Дирк, однако, великолепно разбирается в искусстве и верно служит ему. Дирк знает Стрикленда, видел его работы (а этим могут похвастаться очень немногие) и считает его гениальным художником, а потому нередко ссужает деньгами, не надеясь на возврат и не ожидая благодарности. Стрикленд действительно часто голодает, но его не тяготит нищета, он словно одержимый пишет свои картины, не заботясь ни о достатке, ни об известности, ни о соблюдении правил человеческого общежития, и как только картина закончена, он теряет к ней интерес — не выставляет, не продает и даже просто никому не показывает.

Такие вещи совсем в духе Стрикленда: ему неведомы нормальные человеческие чувства.

923865723907509723057203752.jpg

Чаще всего в литературе отношения человека и общества – это противостояние индивидуальности и массы, личности и безликости, живого и закостенелого, страдающего и равнодушного, правдивого и лживого.

Лондон начала ХХ века. Чарлз Стрикленд – один из многих биржевых маклеров. Окружающие считают его заурядным и скучным человеком, который достиг вершины жизни добропорядочного члена лондонского общества – у него есть неплохая работа, дом, семья, жена увлечена искусством и устраивает завтраки для художников и артистов, дети пристроены в приличные школы, каждое лето, как заведено в их кругу, они проводят на море.

Однако внезапно Стрикленд бросает семью и уезжает в Париж. Все уверены, что он сбежал туда, влюбившись во французскую танцовщицу, живет там в дорогом отеле, обедает в роскошных ресторанах, посещает скачки и театры. И никто не хочет поверить, что на самом деле Стрикленд живет один, в парижских трущобах снимает непригодную для жилья комнату, что у него нет денег, он голодает по нескольку дней, пока не найдет случайного заработка, и он – не собирается возвращаться. Его не беспокоит судьба жены и детей, оставшихся без средств к существованию, ему наплевать на общественное мнение, которое вынесло ему суровый приговор, его не пугает нищета и одиночество. В 40 лет он понял, что рожден быть художником. Он учится рисовать, но в своих работах нарушает правила рисунка, цвета, композиции. Он, словно одержимый, пишет картины сутками напролет, но не показывает их никому, не выставляет и не продает. Как только картина закончена, он охладевает к ней. Им как будто овладел неведомый демон: Стрикленду вдруг открылась душа Вселенной и теперь он обязан воплотить ее в своих полотнах.

Однако покинутой миссис Стрикленд легче смириться с неправдоподобной мыслью о побеге мужа с танцовщицей, чем признать, что он оставил ее ради живописи. Этого она понять и простить не может. Роль жены, брошенной неверным мужем, ей выгодна: в глазах общества миссис Стрикленд не нарушает приличий, поэтому достаточно быстро находит работу и налаживает жизнь.

После долгих лет скитаний Стрикленд умирает на Таити – острове его мечты, где яркое солнце и чистые краски, небо и океан, дружелюбные люди, которые не мешают ему быть самим собой. Он заболевает проказой и перед смертью слепнет. У него нет денег на холсты, поэтому он пишет на стенах комнаты, в полной темноте. Эту настенную роспись видит только доктор, приходящий к больному, и она потрясает его.

Читайте также: