Лучше мужественно умереть чем жить в позоре сочинение

Обновлено: 30.06.2024

2.1. Время, в которое жил Сократ и которое определило его философские предпочтения

Сократ-первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики.

Отец Сократа-Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать-Финарета - повивальная бабка.

Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром 421 г. до н. э.).

Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых.

Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.[1]

2.2. Чем, по Сократу, должна заниматься философия и какова особенность его философских размышлений? Над какими проблемами он размышляет?

Из среды софистов вышел величайший философ древности и один из великих людей в истории человечества – Сократ (369-399 гг. до н.э.). Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному.[2] К тому же восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Восприняв от них интерес к человеку и его внутреннему миру, мыслитель считал, что философия должна заниматься не природой и поиском первоначал, ее цель – человек, но ни его анатомия, физиология и даже ни юридическая сторона дела, а самосознание. Философ более стремится обнаружить внутренние мотивы человеческого поведения, нежели внешние импульсы его: богатство, слава, почести. Сократ к ним относит нравственные добродетели и прежде всего – достоинство, справедливость, благо, они-то и становятся предметом бесконечным дискуссий.

2.3. Какую форму выяснения истины выбрал Сократ? В чем ее особенность по сравнению с предыдущими?

Философски чрезвычайно важна форма выяснения истины Сократа, применяемая при исследовании этических вопросов. В целом ее можно назвать методом субъективной диалектики. Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми. К тому же он был мастером диалога, устного собеседования. Не случайно обвинители Сократа боялись, что он сумеет переубедить суд. Он избегал внешних приемов, его интересовало прежде всего содержание, а не форма.[3]

Своего философского учения Сократ в письменную форму не обликал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философскиие, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.

Сократовская ирония-это не ирония скептика и не ирония софиста. Скептик здесь сказал бы, что истины нет. Софист же добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь своё мнение,, но истина же для всех должна быть одной, на достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа.

Сомнение (я знаю, что ничего не знаю) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (познай самого себя). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.[4]

2.4. В чем сущность субъективной диалектики Сократа?

"Как же получить знание добродетели"? – вопрошает великий грек. И отвечает: только обсуждая проблемы, сомневаясь, сталкивая различные мнения, ведя диалог с другими и с собой. И Сократ показывает высокое мастерство диалогического спора, в ходе которого явление изучалось с самых разных сторон, а мысль двигалась от незнания к знанию, от поверхностного – к более глубокому и закреплялась в понятиях – определениях, фиксирующих наиболее общее, устойчивое в вещах. Это – субъективная диалектика, метод, когда человек в активном самосозерцании и размышлении углубляет свои знания и движется к их полноте. А философ, подобно повитухе, которая оказывает помощь при родах, помогает человеку "вылупиться" из незнания, подняться над известным, приобрести новое знание и как бы родиться заново.

Быть нравственным, значит обладать знанием о том, что такое благо, справедливость, добро и т.д. Если человек владеет таким знанием, он соответственно и поступает. Позиция, отождествляющая нравственный поступок с нравственным предписанием, получила название этического рационализма. В противовес софистам Сократ считал, что в обществе должны существовать нерушимые принципы поведения, ибо, если все изменчиво, относительно и нет абсолютных точек отсчета, обществу грозит крушение.

2.6. Место и роль Сократа в истории философии

Значение творчества Сократа, поистине, историческое. Он активно способствовал переводу внимания с космоцентрической тематики к антропологической, полагая в центре ее размышлений человека. В самом же человеке выделял особый аспект – разум, знания и прежде всего о человеческих добродетелях, положив тем самым начало европейскому гуманизму. Древнегреческий философ разработал новый диалого-диалектический метод обретения истины, вошедший в историю культуры как сократический.

2.7. Актуален ли Сократ сегодня?

Учение Сократа, его методология актуальна и в настоящее время. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Сегодня также как и во времена Сократа основной упор в познании делается на природу, а человек лишь частично вовлечен в процесс познания мира. В результате чего, страдают человеческие отношения, общество, государства и сама природа, которая является целью современного познания.

Поэтому правильно считал Сократ, что нужно знать окружающий мир на столько на сколь ты можешь использовать эти знания, а для этого познай себя.

1.В чем основной смысл этого высказывания философа?
2.Как в нем раскрылась судьба Сократа?
3.Как вы оцениваете поступок Сократа (его самоубийство

Файлы: 1 файл

КР №1 Философия.doc

Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.

Для Сократа важным являлось формирование общего понятия. Общие понятия нужны, как считал Сократ, каждому человеку. На основе общего понятия могут быть предприняты действия.

Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он не был апологетом существующего строя и высказывал суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п. применительно к существующим тогда общественному строю и отношениям между людьми. Сократ же своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представлений, но и ни на чем скованною самоуверенность сторонников тогдашнего демагогического режима. Его деятельность для таких людей была разрушительной. И вот случилось так, что власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор – такой, какого до тех пор еще никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить.

Этический рационализм – это концепция, согласно которой рационализм следует рассматривать главным образом как оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, осуществляющее антинаучный пересмотр коренных положений марксизма-ленинизма

Задание третье. Соотнесите следующие понятия и имена по принципу, указанному в таблице: вода, число, воздух, апейрон, Бытие, человек и его мышление, огонь, атом, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Демокрит, Сократ, Гераклит, Парменид, Фалес.

Понятие, обозначающее первооснову Философская школа Ее представитель
1.Апейрон Милетская Анаксимандр
2.Человек и его мышление Афинская Сократ
3.Вода Милетская Фалес
4.Число Пифагор
5.Воздух Милетская Анаксимен
6.Огонь Милетская Гераклит
7.Бытие Элейская Парменид
8.Атом Демокрит

Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

  1. В чем основной смысл этого высказывания философа?
  2. Как в нем раскрылась судьба Сократа?
  3. Как вы оцениваете поступок Сократа (его самоубийство)

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию.

Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!) рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.

" Я знаю только то, что ничего не знаю." Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н.э.. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды".

Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость ?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.

Я бы хотел пойти в ученики к Сократу, потому что он один из величайших мудрецов древности. Мне нравится то, что он был храбрым воином и ценил науку больше денег, отказывался от подарков, продолжал ходить в старой одежде. Сократ погиб за свои убеждения, выпил яд. Я думаю, этим можно восхищаться. Я бы хотел быть последователем того, чье учение известно много времени спустя именно благодаря его ученикам.
Сам Сократ не записывал свои изречения, и о его философии мы можем узнать только со слов его учеников и современников. До нас дошли такие высказывания, как "Человеку невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр", "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократ считал главным для человека умение определить границы своего знания и незнания, принять тот факт, что истина доступна очень немногим, но можно попытаться понять хотя бы что-то. Кроме того, мудрый человек должен быть не только знающим, но и нравственным.
Но чтобы быть чьим-то учеником, не обязательно нужно хотеть попасть в прошлое. Можно и сейчас думать так же, как человек, который жил почти две с половиной тысячи лет назад. Философия есть в нашей жизни, и каждому она хоть немного нужна. Это наука, которая позволяет понять мир, найти свое место в нем, ответить на вопросы "почему?" и "зачем?" И любой, кто иногда задумывается о своей жизни, - немного философ.

К какому древнегреческому философу я пошёл бы в ученики?
Я пошёл бы в ученики к Сократу. Сократ - самый знаменитый афинский мудрец и чудак. Жил Сократ бедно, ел, что попало. Мудрецом его объявил Дельфийский Аракул в Дельфийском храме. Сократ считал, что у него есть внутренний голос.Сократ излагал свои мысли в устной форме, никогда ничего не записывал, разговаривал с прохожими на улице. Его мысли дошли до нас с помощью его учеников, например: сочинение Платона " Воспоминания о Сократе". Позже после распада тридцати тиранов начался судебный процесс над Сократом. Сократа осудили за богохульство и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Сократа казнили через яд "Цикут". Последнее, что Сократ сказал перед смертью: " Принесите в жертву богу воздаровление."
Как говорилось ранее, что Сократ все свои мысли он излагал в устной форме, но с помощью своих учеников ( в частности Платона) до наших дней дошли несколько его изречений, таких как: " Я ем, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть", "Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре", "Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам", "Голод - лучшая приправа к пище", "Высшая мудрость - различать добро и зло".
На уроке по древнегреческим философам меня именно зацепил Сократ. Мне понравилась точка зрения Сократа, его мысли и изречения. Сократ отказался бежать из тюрьмы, хотя друзья говорили ему, что надо бежать, а потому что Сократ подчинялся закону и , конечно же, своей судьбе. За это мне больше всего понравился Сократ и я бы пошёл в его ученики.
Как по мне, так: "Философия - это жизнь, нет философии - нету жизни." Философия это не религия, не наука. Философия может дать ответы на вопросы, на которые не может ответить ни наука, ни религия." Философия нужна для того, чтобы познать истину души и самого себя."

К какому древнегреческому философу я пошел бы в ученики?

Дмитрий Пустовалов
Древние греки были очень талантливым, веселым народом. Они сочиняли великолепные легенды о героях, мифы, заложили основу философии, построили первые в мире театры, оставили потомкам замечательные произведения архитектуры, скульптуры и живописи. О всех достижениях Древней Греции можно долго писать, но в данный момент мой взгляд направлен на философию. Если была философия, то были и философы, такие как: Платон, Сократ, Зенон, Аристотель и т.д. Разумеется, у них были ученики, если бы я хотел стать учеником философа, я бы выбрал себе в учителя Аристотеля.
Почему я выбрал Аристотеля? Потому что я знаю это имя еще с детства, а выбирать между философами Древней Греции просто бессмысленно, ведь все философы по-своему хороши. Аристотель - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343г. до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Философия - это не наука и не религия, это то, с чего все начиналось. Философия может дать ответ на тот вопрос, на который не может дать ответ наука. Она нужна, чтобы вселять в людей какую-то мысль.

С.Э.
Прежде чем добавлять свое сочинение, прочитайте, что уже написано до вас.
Напишите об основных идеях выбранного вами философа подробнее. Поразмышляйте над ними.

К какому древнегреческому философу я пошел бы в ученики?
Я бы хотела пойти в ученики к Сократу, потому что по мне Сократ был вдохновителем всех великих философских учений Греции, несмотря на то, что они не создавал учения и не писал ничего. Сократ ставил превыше всего деятельность разума. А не писал учения, для того чтобы его живая мысль передавалась умам, которые понесут ее другим умам. И узнали его учения только благодаря его ученикам.
Стоики, эпикурейцы, киники, все моралисты Греции происходят от Сократа- не только потому что развивают в различных направлениях теорию учителя, но также и потому, что они заимствуют у него позицию"Мудреца". Для меня Сократ вернул философию с небес на землю. И мне кажется этим можно восхищаться.
Из всех высказываний Сократа больше всего мне нравится "Я знаю, что ничего не знаю". Сократ считал, что человеку очень важно знать границы своих знаний и не знаний, ведь не каждому человеку это под силам.
Философия всегда присутствует в нашей жизни и может ответить на многие вопросы, ведь для этого она и существует. И на па следок хочу сказать, сто все мы в душе немного философы.

К какому древнегреческому философу я пошёл бы в учения ?
Я хотела бы пойти в учения к Диогену .В молодости Диогена изгнали из родного города вместе с отцом за подделку денег. Виной тому был оракул, который на вопрос Диогена стоит ли браться за фальшивомонетничество, ответил: "переоцени ценности". После этого случая Диоген подался в философы, став последователем Антисфена. Поселившись в Афинах и проповедуя аскетический образ жизни, он презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, причем вел себя довольно маргинально, вызывая временами у жителей то шок, то восхищение.
Я выбрала Диогена, потому что именно он низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами – никогда.
Без способности к философии человекество стало бы похоже на гигантский муравейник, где каждый знает свое и только свое дело. А человека отличает то, что он склонен совать свой нос туда, куда не следует.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης ; 470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Socrates Louvre.jpg

Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

История философии античной эпохи делится на досократовскую и послесократовскую. Учение именно этого знаменитого древнегреческого философа задало новый вектор последующим поколениям: если ранее объектом рассмотрения являлась природа и мир, то теперь философы обратились к рассмотрению человека в этом мире, к этико-политической тематике, вопросу воспитания человека, который бы был достойным гражданином и добродетельной личностью.

О биографии человека, с чьим именем связан переломный момент в античной философии, известно крайне мало. Во многом его образ является мифологизированным, поскольку главным источником сведений о нем являются сочинения других авторов. Известно, что Сократ был уроженцем Афин, где в семье каменотесов Софрониска и Фенареты-повитухи родился примерно в 469 г. до н. э. Его женой была некая Ксантиппа. Сократ не считал необходимым участие философов в управлении государством, но от общественной жизни не самоустранялся. Он был участником Пелопоннесской войны, трех сражений - под Потидеей, а также при Делии и Амфиполе. Сократ являлся наставником воспитанника своего друга Перикла - полководца и политика Алкивиада.

После поражения в этой войне Афин власть в городе принадлежала т.н. Тирании тридцати. В этот период философ никоим образом не сотрудничал с проспартанскими ставленниками, более того - он саботировал мероприятия диктатуры, осуждал тиранов. Тем не менее после ее свержения, через четыре года, Сократ был привлечен согражданами к суду. Афиняне были обозлены на философа за то, что тот спас в свое время жизнь Алкивиаду и тем самым не предотвратил нанесения вреда Афинам. Формально ему было предъявлено обвинение в расшатывании государственных устоев. С их точки зрения, Сократ не почитал чтимых городом божеств, а вводил новые, а также развращал юношество (известно, что он называл свинством процветавшую в то время мужскую любовь). Произошло это в 399 г. до н. э. Его бросили в темницу, но пребывание в неволе Сократ перенес, сохраняя присутствие духа, и даже отказался от побега, который намеревались ему устроить друзья.

Поскольку он был свободным афинским гражданином, его не мог казнить палач, смерть должна была наступить после принятия яда. Известно, что перед кончиной Сократ обратился с просьбой принести в жертву петуха божеству Асклепию. Как правило, это делалось в качестве благодарности за выздоровление, поэтому философ продемонстрировал восприятие собственной смерти как выздоровления души, освобождения от оков тела. В мае он спокойно выпил кубок с ядом и умер, находясь в полном сознании.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения. Его излюбленным времяпрепровождением были беседы с представителями самых различных социальных слоев. В этих беседах, удачно ставя вопросы, ведя живой диалог, он приводил собеседника к тем или иным выводам. О чем именно были эти разговоры - об этом человечество узнало благодаря ученикам Сократа - Платону и Ксенофонту, их многочисленным сочинениям. В меньшей степени сведения о Сократе можно встретить в сочинениях Аристотеля, Диогена, Плутарха и других авторов.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью.

Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.

Философы отмечают его роль в разработке общих определений и индуктивных рассуждений. “Две вещи можно по справедливости, — пишет Аристотель, — приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения”. При этом общие определения, с помощью которых Сократ стремится отыскать “сущность вещей”, Аристотель увязывает с появлением диалектического анализа, который, по существу, отсутствовал до Сократа.

Существенным был вклад Сократа в развитие диалектики. Аристотель, например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия

Читайте также: