Литература зеркало истории сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Не обошлось без великих соотечественников и в 20-м веке. Маяковский, Есенин, Ахматова, Высоцкий, Бродский, Пастернак, Северянин. Через произведения данных авторов проходит одно новое дыхание русской литературы. И каким бы оно не было, проходят те же темы, что и у них предшественников, те же темы, что и в нынешней литературе, и все они знакомы современным людям, ведь они чувствовали то, что чувствует русский человек сейчас.

Родная русская литература учит быть человеком, личностью, потому и играет огромную роль в жизни людей.

2 вариант

Я думаю, что каждый уважает ценности своей страны и почитает писателей, которые создавали шедевры на родном языке, рассказывая при этом о жизни соотечественников. Написанные ими творения, понимается сразу, в отличие от многих зарубежных произведений, которые удается полностью понять лишь после изучения истории страны.

Молодому поколению не стоит пренебрегать родной литературой, ведь она помогает в формировании личности. Отечественные писатели затрагивали не только вечные темы, но и трудности актуальные для собственной страны. Художественные произведения стоит прочитать еще и для ознакомления с фольклорными особенностями нации. Русская литература пропитана искренностью, любовь к колориту и нравам своих людей.

Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова учит различать добро и зло, дает силы двигаться дальше, объективно оценивая окружающих людей и мир в целом.

В прошлом веке получили заслуженную славу такие талантливые русские писатели, как Высоцкий, Ахматова, Маяковский. Они принесли свежее дыхание русской литературе.

Литература родных земель подпитывает чувство любви к Родине. А оно всегда было и будет важным нравственным качеством для каждого из нас. Вот в чем главное достоинство родной литературы.

Родная литература в душе каждого из нас должна быть на особом месте. Она способна привить наилучшие человеческие качества, помогает анализировать и избегать собственных недостатков. В нашей литературе великая сила, которая дает ответы на многие жизненные вопросы.

Сочинение 3

Родившись и получив воспитание в своем поселке или городе, каждый человек вбирает в себя его местные привычки, обычаи своей страны, касающиеся быта, образования и т.д. Поэтому, когда речь идет о родной литературе, то мы предпочитаем выбор книг, близких нам по духу.

Чувства, которые вызывает родная литература у каждого из нас, особенные. Эти произведения притягивают искренним отношением авторов к просторам родного края, настоящей любовью и заинтересованностью к нравам народа. Все это подробно описывается на страницах произведений. Такое отношение не может оставить равнодушным никого. Родная литература имеет связь с теми местами, откуда человек начинает путь во взрослую, самостоятельную жизнь. Поэтому понимание переживаний жителей своей страны для каждого писателя важно, ведь именно от читателей зависит успех автора работы.

Присутствие интереса к родной литературе имеет огромное значение в жизни читателя. В ней сосредоточены бесценные наблюдения, которые были накоплены на протяжении длительного времени. Это необходимо для того, чтобы читатель обогатил свой внутренний мир, узнав новую информацию о мире, смог научиться разграничивать понятия о добре и зле, истине и обмане. Для этого необходимо быть тесно связанным с литературными произведениями, имеющими отношение к своему краю. Каждый образ, событие произведений родной литературы накладывают в какой-то степени отпечаток на судьбу читателей благодаря тем эмоциям, понятиям, чувствам, которые они несут в жизнь реального человека.

Таким образом, родная литература в жизни каждого человека должна занимать достойное место, так как она воспитывает лучшие человеческие качества в людях, помогает проанализировать и понять собственные недостатки. Сила родной литературы велика и неоценима для любого из нас. За счет обращений к воспоминаниям о прошлом она способна восстановить силы человека, воспитать настоящие качества, понять истину.

Также читают:

Картинка к сочинению Родная литература

Популярные сегодня темы

Каждый этап в природе значителен и уникален. Все с нетерпением ожидают зимних праздников. В сердце детей и взрослых чувствуется ощущение сказочного превращения. С трепетом встречается первый снег, после тёмных, дождливых, ненастных дней.

Ключевым персонажем произведения, в основу которого положены реальные события, является Алексей Петрович Мересьев, представленный писателем в образе молодого летчика-истребителя.

В процессе повествования нас знакомят с Марьей Гавриловной, красивой молодой девушкой, дочерью знатного помещика Гаврилы Гавриловича. З

У мальчика была собака, которую звали Бум. Как-то они вдвоем баловались в столовой. Мальчик, сидя за столом, качался на стуле. Бум играл под столом. Вдруг стул сильно качнулся, и, чтобы не упасть, мальчик ухватился за край скатерти

Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, прививал ей черты самобытности, народности и своеобразия.

Развитие древнерусской и современной

литературы всегда шло в ногу с историей и в тесной связи с русской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся русских писателей всех времен была тема Русской земли, ее укрепление и созидание, непрестанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в русской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.

Изображая в своих произведениях исторические события, русские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и поучительное значение.

Лучшие произведения русской литературы до сих пор воспитывают в читателях стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали.

Уже в средние века в русской литературе имелась общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.

Лучшие произведения русской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечающие интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялся литературный язык, который развивался на основе общенародного языка.

Русская литература с начала своего существования и на протяжении многих столетий своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разных жанров, которые передала последующим поколениям, донесшим их до нашего времени.

Замечательные черты произведений русской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией русской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видна неразрывная связь литературы с жизнью русского народа и историей нашей родной земли.

Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати начиная с конца 80-х годов. Правда, названия у такой формы занятий были разные: совместные уроки, интегральные уроки, бинарные уроки. Но если заглянуть в словарь Ожегова, то в любом из названных определений суть следующая: “объединять в одно целое”. Мы же в данной статье будем использовать термин “интегрированный урок”. Таково мнение доктора технических наук В.Ушакова.
Взаимосвязанное изучение ряда предметов, межпредметные связи, привлекая пристальное внимание учителей, методистов, ученых, все же никак не могут прочно и навсегда обосноваться в школе. Зачастую учителю не хватает умения выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу. Педагогу, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И потому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, а иначе польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Чем же отличается интегрированный урок от обычного? Отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала. Чаще всего предметом исследования выступают темы, материал, о которых говорится в различных учебных предметах. Обычно это содержание учебного материала, куда вплетается научная информация других дисциплин плюс опора на ранее изучаемое. Для примера возьмем урок литературы и истории в 11-м классе по рассказу А.И.Солженицына “Матренин двор”. Тема была определена так – “Аграрная политика советского правительства и отражение ее антигуманной, античеловеческой сущности на страницах художественного произведения “Матренин двор”. На уроках истории при прохождении тем “Экономическое и социальное развитие советского общества в конце 50 – начале 60-х годов” и “Политическая и духовная жизнь общества” ученики искали ответы на такие проблемные вопросы: какие факты свидетельствуют о том, что положение крестьянства с 30-х годов постоянно ухудшалось? Какие меры по укреплению аграрного сектора были приняты в стране в конце 50-х – начале 60-х годов? Каковы были их последствия? Почему тема аграрного производства была наиболее умалчиваемой? Подростки анализировали документы и материалы, помещенные в “Практикуме по истории СССР”. Формой урока была выбрана дискуссия. Затем им предложили прочитать рассказ “Матренин двор”. На уроках литературы к этому времени они уже ознакомились с биографией Александра Солженицына, его творчеством. Цель, которую ставили учителя литературы и истории, – это прежде всего научить находить отражение исторического процесса в художественном произведении, отработать умение применения ранее полученных знаний.
Для дискуссии на уроке были определены из числа учащихся архивариусы, которые подобрали очень много исторических фактов по теме. Им в ходе урока предоставлялась возможность ознакомить одноклассников с подборкой материала. Кстати сказать, впоследствии мы неоднократно активно привлекали к проведению уроков наиболее заинтересованных ребят. Роль их менялась: архивариусы, статисты, ассистенты, дублеры. В этом приеме заложены широкие возможности по профориентации, привитию интереса к предмету, развитию умения публичных выступлений, отстаивания собственной точки зрения.
Во вступительном слове учитель литературы отметила, что, какие бы реформы ни проводило правительство, они зачастую проваливались, потому что человек как субъект их реализации фактически отсутствовал. Зато он в полной мере испытывал и испытывает их тупиковый результат. В 30-е годы, которые вошли в историю как годы сплошной коллективизации, погибли 13 млн.крестьян. С какой болью рассказал об этой трагедии В.Тендряков в рассказе “Хлеб для собаки”. А какое предвидение катастрофы высказали на страницах своих произведений А.Платонов, Ф.Абрамов, В.Овечкин! И эту же боль за судьбу русского человека показал А.Солженицын.
Далее шла работа по тексту произведения. Были заданы следующие вопросы:
1. Передать сюжет рассказа.
2. Опираясь на текст, показать, как проходило дальнейшее разорение деревни в хрущевские времена.
3. Как социально “обеспечивался” крестьянин, неспособный больше работать.
4. Почему первое название рассказа было “Не стоит село без праведника”?
5. Какую роль играет в рассказе пейзаж?
6. Язык рассказа. Почему автор использовал диалектную лексику и т.д.?
Таким образом, мы старались помочь учащимся увидеть через художественное произведение исторический процесс. Вышеизложенную схему можно представить так: содержание учебного материала – опора на полученные знания – актуализация – обобщение – воспроизведение известного – осознанное приобретение новых знаний.
А вот другой интегрированный урок, проведенный по теме “Литература и искусство в конце XIX – начале XX века”, который не только расширял возможности синтезировать знания, но и развивал потребность в системном подходе к объекту познания. Известный психолог Лев Выготский писал о том, что эффективным обучение будет только в том случае, если оно отражает развитие. А этому способствует такое обучение и воспитание, такие педагогические методы, которые развивают ребенка, учат его мыслить.
Обычно в прежние годы во всех методических пособиях по истории рекомендовалось изучать на уроке пролетарское или реалистическое течение в литературе этой эпохи. О модернизме, модернистских течениях либо вообще не говорилось, либо разговор шел в “бледно-серых тонах”. Но время все расставило на свои места. Поэтому и было принято решение отступить от штампов и повести на уроке разговор о модернизме. Но дело в том, что это материал урока по истории в 10-м классе. А о модернизме по литературе будет говориться лишь в 11-м. С учителем литературы остановились на том, что решили показать модернистские течения, разобраться, в чем их смысл, представить эти течения их наиболее яркими представителями. Было также решено, что при изучении данного материала в 11-м классе будут более подробно разбираться различные течения модернизма и т.д. Мы решили провести урок-салон с использованием традиционных форм внеклассной работы: инсценировка, интерьер. Работа по подготовке урока была распределена таким образом: учитель хореографии готовил два танца, символизирующих борьбу течений в искусстве (вальс-чарльстон), учитель литературы отрабатывал чтение стихотворений В.Хлебникова, К.Бальмонта, М.Цветаевой, А.Ахматовой. Учащиеся были разделены на три группы:
Занимающиеся изучением биографий поэтов, составляющие краткий рассказ о них.
Имитирующие, создающие портретные образы Хлебникова, Бальмонта, Цветаевой, Ахматовой. Они же вместе с учителем литературы отрабатывали выразительность чтения.
Оформители занимались подбором картин модернистов, музыки.
Сама классная комната была оформлена в виде салона, кругом цветы, свечи. Зажигается яркий луч, высвечивающий на доске эпиграф к уроку – слова Дронова из романа М.Горького “Жизнь Клима Самгина”: “Объявим войну реалистам “знания”, – к черту реализм! И политику вместе с ним. Сто лет политиканили, устали, надоело. Все хотят романтики, лирики, метафизики, углубления в недра тайн, в кишки дьявола”. После разбора эпиграфа с учащимися предлагается ответить на такие вопросы (работа ведется методом фронтальной беседы):
Что способствовало развитию мировой культуры в начале XX века?
Каковы были важнейшие черты этого процесса?
Каков вклад российской культуры конца XIX – начала XX в. в мировую культуру?
Затем подросткам предлагается рассмотреть картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения “в одном целом две противоположности”, подробно рассматриваем две картины: В.Серова “Девочка с персиками” и М.Врубеля “Демон”. К картине “Демон” звучит стихотворение Б.Пастернака “Памяти Демона”. Затем предлагается посмотреть два танца и определить, в каком из них присутствует модернистское начинание (в чарльстоне). А приходилось ли вальсу тоже утверждаться? Да, в то время, когда он шел на смену мазурке. Затем было предложено найти ответы на вопросы:
Какие направления в русской литературе XIX века вам известны?
Какие из них усиливаются в конце XIX – начале XX века?
Слово берет учитель, еще раз обращает внимание на то, что в это время происходит усиление критического реализма, возникают пролетарская культура и модернизм. В конце урока мы подведем итоги и ответим на такие вопросы:
Что такое модернизм?
Какими течениями он характеризовался в литературе?
Почему имена представителей модернистских течений долгое время замалчивались, а сейчас как бы происходит их возрождение?
Проблемная задача была поставлена. Гаснет свет, горят свечи за маленькими столиками, а в креслах размещаются участники модернистских течений: К.Бальмонт в неизменной черной шляпе и плаще, А.Ахматова, М.Цветаева, В.Хлебников. Их образы учащиеся сумели передать в результате тщательного изучения фотографий, подбора одежды. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ-диалог с характеристиками направлений, с уточнением некоторых фактов биографии у самого персонажа, звучат стихи, исполняемые “авторами”.
Заканчивается урок обсуждением вышеперечисленных вопросов.
Урок, а вернее, изученный на нем материал настолько заинтересовал учеников, что буквально на следующий день школьную библиотеку осаждали, были в один миг разобраны сборники стихов поэтов-модернистов, альбомы и книги по живописи. Но, пожалуй, самое интересное было потом, уже в 11-м классе. При изучении литературного творчества учителю уже не надо было останавливаться на деталях, она вела учащихся дальше. Уроки превращались в настоящие спорклубы, дискуссионные площадки. И как итог – почти все выпускные сочинения писали на свободную тему “Мой любимый поэт”, рассуждая над непрограммными произведениями С.Есенина, А.Блока, В.Маяковского. Описывая этот урок, следует сделать еще один вывод: создание проблемной ситуации обязательно.
Таким образом, интегрированный урок – это специфическая форма занятия. Главное на нем – это изучение междисциплинарных объектов.
Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, так как включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. Вот еще пример – межпредметная связь уроков географии, английского языка, истории. Тема урока “Глобальные проблемы человечества”. Так как подобная тема уже рассматривалась на уроках географии и у учащихся имелись некоторые знания, предлагалось вспомнить, какие имеются глобальные проблемы, охарактеризовать каждую из них. Затем урок был продолжен в форме телемоста – “встреча” журналистов СНГ и США – и посвящался атомной и ядерной проблемам. Урок проводили двое “журналистов” из СНГ и США. С каждой стороны присутствовали по два “ученых” – физик и политолог. Учителя выступали в роли наблюдателей ООН, а остальные присутствующие делились на представителей СНГ и США. Вопросы были самые неожиданные, ответы давались на русском и английском языках. Например: а) В чем состоит опасность радиации? б) Почему ученые не отказались от использования атомной и ядерной энергий? в) Кто должен заниматься проблемой захоронения радиоактивных отходов? г) Были ли аварии на атомных станциях США?
На данном уроке был осуществлен неординарный подход к формированию активной позиции учащихся.
Практика показывает, что такие уроки учащимся нравятся. Именно здесь они имеют возможность получения глубоких и прочных знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. На интегрированном уроке имеется широкая возможность для синтеза знаний, формирования умений использования знаний из одной отрасли в другой. Это, в свою очередь, стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать, сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения. Именно на интегрированном уровне формируются умения, развиваются мышление, память, воображение, происходит сознательное усвоение социальных норм, вырабатываются убеждения.

Гост

ГОСТ

Значение художественной литературы

Художественная литература, как известно, имеет большое значение для современного человека. Итак, художественная литература имеет следующее значение:

  1. Историческое значение. Литература – это зеркало истории, поэтому в художественной литературе как нигде точно отразились проблемы той или иной эпохи, а также политические течения в то или иное время. История неразрывно связана с политикой, поэтому в художественной литературе это не могло не отразиться. Так, произведения художественной литературы имеют очень большое значение.
  2. Философское или религиозное. Действительно, только художественной литературе присуща философичность, отражение проблем человека – как личностных, так и социально обусловленных – в его поведении, мыслях и чувствах. Так, из многих художественных произведений вы легко можете узнать ответы на практически любые философские вопросы. Также в художественной литературе широкое освещение получила религия – а, точнее, христианство. Оно нашло свое отражение во многих произведениях в виде церковных обрядов: крещения, молитвы, похорон и так далее.
  3. Социальное значение. В художественной литературе вы легко найдете описание быта и традиций своей страны, увидите разницу между восприятием мира людьми того времени и нынешнего. В художественной литературе находят свое освещение многие социальные проблемы, например, проблемы межличностного взаимодействия людей.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что художественная литература обладает своими уникальными чертами, определяющими ее и делающими непохожей на другие стили литературы.

Художественная литература – явление уникальное, разнообразное и не поддающееся определенным характеристикам. Именно художественная литература приносит больше всего пользы человеку в деле развития его личности и духовного мира.

Особенности художественной литературы

Художественная литература – это один из самых распространенных видов литературы. Художественная литература берет свое начало от Древней Руси, от устного фольклорного творчества, народных верований, сказаний и песен. С приходом письменности, а также освобождением литературы из-под влияния церкви и тотального контроля государства, художественная литература получила еще более широкое распространение.

Известно, что русская художественная литература берет свое начало в восемнадцатом веке – с приходом классицизма и просвещенного абсолютизма. Петр Первый стал одним из реформаторов в художественной литературе – он развернул широкую издательскую деятельность по всей территории России. Так, письменная художественная литература начала развиваться в эпоху просвещенного абсолютизма.

Готовые работы на аналогичную тему

В художественной литературе за рубежом происходило все фактически точно также, однако, с некоторым опережением. В истории художественной литературы в различное время возникала мода на различные направления: от мифов до экзистенциализма. Все эти направления получали свое развитие попеременно. То есть классицизм сменялся сентиментализмом, то в свою очередь – романтизмом и так далее. Художественная литература постоянно трансформировалась, вследствие чего приобрела свою уникальность.

К характерным чертам художественной литературы можно отнести:

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что художественная литература может дать современному человеку, в первую очередь, опыт. Опыт тех людей, кто жил до него, у кого были такие ситуации и проблему. Вторым, что может дать художественная литература, является знание. Это может быть одинаково как научно-практическое знание, так и историческое, философское. Книги делают нас мудрее, повышают наш общий интеллект. Так, художественная литература способствует повышению интеллекта у современного человека, а также является одним из основных источников знаний на сегодняшний день.

Читайте также: